Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ КАФЕДР МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА)'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ КАФЕДР МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовая кафедра / базовая организация-партнер / практико-ориентированная подготовка / практико-ориентированное обучение / студенты / будущие педагоги / перспективные направления развития / basic department / basic partner organization / practice-oriented training / practice-oriented training / students / future teachers / promising areas of development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марина Владимировна Антонова, Диана Валериевна Жуина, Татьяна Ивановна Шукшина

В настоящее время особую важность и значимость приобретают вопросы, связанные с эффективной организацией практико-ориентированной подготовки студентов в условиях обучения в вузе. Обращенность современного педагогического образования к личности будущих педагогов позволяет индивидуализировать процесс их подготовки в педагогическом университете. При этом повышается и роль самого студента в освоении профессии: он должен четко представлять цель и задачи своей будущей деятельности; осознавать требования, предъявляемые к педагогической профессии; проявлять самостоятельность при построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, а также потребностями рынка труда. В статье рассматриваются особенности практико-ориентированного обучения студентов на примере базовых кафедр Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева (МГПУ). Авторами проанализировано современное состояние проблемы практико-ориентированной подготовки обучающихся в условиях вузовской подготовки. Представлен опыт деятельности в практико-ориентированной подготовке будущих педагогов с учетом требований работодателей и профессионального стандарта педагога. Сформулированы выводы об эффективности использования возможностей базовых кафедр вуза, созданных на площадках организаций – базовых партнеров, об усилении научного, исследовательского и практического компонента практико-ориентированной подготовки студентов. Статья представляет интерес для широкого круга читателей: педагогов и администрации образовательных организаций, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, ученых и студентовбудущих педагогов. Опыт деятельности базовых кафедр МГПУ им. М.Е. Евсевьева может быть полезен другим вузам и использован ими при реализации практико-ориентированной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марина Владимировна Антонова, Диана Валериевна Жуина, Татьяна Ивановна Шукшина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS (FROM THE EXPERIENCE OF THE BASIC DEPARTMENTS OF THE MORDOVIA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.E. EVSEVIEV)

At present, issues related to the effective organization of practice-oriented training of students in the conditions of study at a university are of particular importance and significance. The appeal of modern pedagogical education to the personality of future teachers makes it possible to individualize the process of their preparation at the Pedagogical University. At the same time, the role of the student himself in mastering the profession also increases: they must clearly understand the goal and objectives of their future activity; be aware of the requirements for the teaching profession; show independence in building their educational trajectory in accordance with their capabilities and abilities, as well as the needs of the labor market. The article discusses the features of practice-oriented teaching of students using such a university resource as the basic departments of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev (MSPU). The authors analyzed the current state of the problem of practice-oriented training of students in the conditions of university training. The article presents the experience of the basic departments of the MSPU in the practice-oriented training of future teachers, taking into account the requirements of employers and the professional standard of a teacher. Conclusions talk about the effectiveness of using the capabilities of the basic departments of the university, created on the sites of organizations basic partners, in strengthening the scientific, research and practical component of practice-oriented training of students. The article is of interest to a wide range of readers: teachers and administration of educational organizations, faculty of higher educational institutions, scientists and students future teachers. The experience of the activities of the basic departments of the MSPU can be useful and used by other universities in the implementation of practice-oriented training of students.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ КАФЕДР МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА)»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 2. С. 56-65. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (2): 56-65.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.013.41

DOI 10.21510/18173292_2023_100_2_56_65

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ

КАФЕДР МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА)

1 2 Марина Владимировна Антонова, Диана Валериевна Жуина, Татьяна Ивановна

Шукшина3

1 Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, Саранск,

Россия, office @mordgpi.ru, ORCID 0000-0001-6087-9289

2 in nir@mordgpi.ru, ORCID 0000-0002-6231-0261

3 t_i_shukshina@mordgpi.ru, ORCID 0000-0001-7786-9589

Аннотация. В настоящее время особую важность и значимость приобретают вопросы, связанные с эффективной организацией практико-ориентированной подготовки студентов в условиях обучения в вузе. Обращенность современного педагогического образования к личности будущих педагогов позволяет индивидуализировать процесс их подготовки в педагогическом университете. При этом повышается и роль самого студента в освоении профессии: он должен четко представлять цель и задачи своей будущей деятельности; осознавать требования, предъявляемые к педагогической профессии; проявлять самостоятельность при построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, а также потребностями рынка труда. В статье рассматриваются особенности практико-ориентированного обучения студентов на примере базовых кафедр Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева (МГПУ). Авторами проанализировано современное состояние проблемы практико-ориентированной подготовки обучающихся в условиях вузовской подготовки. Представлен опыт деятельности в практико-ориентированной подготовке будущих педагогов с учетом требований работодателей и профессионального стандарта педагога. Сформулированы выводы об эффективности использования возможностей базовых кафедр вуза, созданных на площадках организаций - базовых партнеров, об усилении научного, исследовательского и практического компонента практико-ориентированной подготовки студентов. Статья представляет интерес для широкого круга читателей: педагогов и администрации образовательных организаций, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, ученых и студентов -будущих педагогов. Опыт деятельности базовых кафедр МГПУ им. М.Е. Евсевьева может быть полезен другим вузам и использован ими при реализации практико-ориентированной подготовки студентов.

© Антонова М.В., Жуина Д.В., Шукшина Т.И., 2023

Ключевые слова: базовая кафедра, базовая организация-партнер, практико-ориентированная подготовка, практико-ориентированное обучение, студенты, будущие педагоги, перспективные направления развития

Благодарность: Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности МГПУ имени М.Е. Евсевьева по теме «Психолого-педагогическое сопровождение развития карьерной направленности современной молодежи».

Для цитирования: Антонова М.В., Жуина Д.В., Шукшина Т.И. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов: (из опыта деятельности базовых кафедр Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 2 (100). С. 56-65.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS (FROM THE

EXPERIENCE OF THE BASIC DEPARTMENTS OF THE MORDOVIA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.E. EVSEVIEV)

12 3

Marina V. Antonova , Diana V. Zhuina , Tatyana I. Shukshina

1 Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, office

@mordgpi.ru, ORCID 0000-0001-6087-9289

2 in_nir@mordgpi.ru, ORCID 0000-0002-6231-0261

3 t_i_shukshina@mordgpi.ru, ORCID 0000-0001-7786-9589

Annotation. At present, issues related to the effective organization of practice-oriented training of students in the conditions of study at a university are of particular importance and significance. The appeal of modern pedagogical education to the personality of future teachers makes it possible to individualize the process of their preparation at the Pedagogical University. At the same time, the role of the student himself in mastering the profession also increases: they must clearly understand the goal and objectives of their future activity; be aware of the requirements for the teaching profession; show independence in building their educational trajectory in accordance with their capabilities and abilities, as well as the needs of the labor market. The article discusses the features of practice-oriented teaching of students using such a university resource as the basic departments of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev (MSPU). The authors analyzed the current state of the problem of practice-oriented training of students in the conditions of university training. The article presents the experience of the basic departments of the MSPU in the practice-oriented training of future teachers, taking into account the requirements of employers and the professional standard of a teacher. Conclusions talk about the effectiveness of using the capabilities of the basic departments of the university, created on the sites of organizations - basic partners, in strengthening the scientific, research and practical component of practice-oriented training of students. The article is of interest to a wide range of readers: teachers and administration of educational organizations, faculty of higher educational institutions, scientists and students - future teachers. The experience of the activities of the basic departments of the MSPU can be useful and used by other universities in the implementation of practice-oriented training of students.

Key words: basic department, basic partner organization, practice-oriented training, practice-oriented training, students, future teachers, promising areas of development

Acknowledgment: The work was carried out within the framework of a grant for conducting research work in priority areas of scientific activity of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev on the topic "Psychological and pedagogical support for the development of a career orientation of modern youth".

For citing: Antonova M.V., Zhuina D.V., Shukshina T.I. Practice-oriented training of future teachers: (from the experience of the basic departments of the Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 100 (2): 56-65.

Введение. В настоящее время развитию педагогического образования, обновлению инфраструктуры педагогических вузов, качественной подготовке будущих учителей в нашей стране уделяется самое пристальное внимание. Стремительными темпами идет процесс коренного переосмысления роли педагогических вузов в современном российском обществе. Именно эти вузы призваны сегодня стать центрами преобразований, агентами прогрессивных изменений в системе российского образования.

Перспективные направления современного российского образования, которые заложены в основу целевых показателей национального проекта «Образование», направлены сегодня на обеспечение достижения национальной цели Российской Федерации, определенной главой государства В.В. Путиным как «создание условий для самореализации и развития талантов» [1]. В их числе - проблема эффективной организации практико-ориентированной подготовки студентов в условиях их обучения в вузе, усиление их практической подготовки к педагогической деятельности.

Материалы и методы исследования. По словам министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова, «одной из ведущих линий нацпроекта «Образование» - сделать так, чтобы школа, вуз и будущий работодатель были в одной связке» [1]. В условиях педагогического университета мы предлагаем усилить практическую направленность обучения студентов через тесное сотрудничество с образовательными организациями. Ниже представляется опыт реализации названного предложения на примере базовых кафедр Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева в их сотрудничестве с образовательными организациями столицы Республики Мордовия - города Саранска. В их числе кафедра инновационных методик обучения иностранным языкам в партнерстве с МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»; кафедра обществоведческого и правового образования и МОУ «Гимназия №23»; кафедра исторического образования и МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»; кафедра филологического образования и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»; кафедра родного языка и национальной культуры и МОУ «Лицей № 26»; кафедра естественно-научного образования и

МОУ «Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17»; кафедра методики преподавания физической культуры и безопасности жизнедеятельности и МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»; кафедра педагогических технологий и МОУ «Гимназия № 20 имени героя Советского Союза В. Б. Миронова»); кафедра физического образования и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»; кафедра математического образования и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»; кафедра инновационных практик дошкольного образования и МАДОУ «Центр развития ребенка -детский сад № 2»; кафедра специального и инклюзивного образования и ГОУ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» [2, а 24].

Тесное сотрудничество базовых кафедр с образовательными организациями региона представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для методической поддержки [3, с. 32], профессионального роста будущего педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности. Деятельность базовых кафедр осуществляется при тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями вуза [4, с.77], с инновационными структурными подразделениями, с профильными классами психолого-педагогической направленности [5]. Кроме того кафедрами ведется работа на площадке педагогического технопарка «Кванториум» имени Д.Т. Надькина в формате мастер-классов по организации обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов с использованием современного оборудования [6], по повышению квалификации (переподготовке) с использованием современного оборудования и средств обучения и воспитания; по проведению профориентационной деятельности со школьниками для последующего поступления в вуз (в том числе через мероприятия, которые организуют сами студенты, проходящие практику в школах), а также через работу с профильными педагогическими классами [7, с. 76].

Как отметил президент Российской Федерации В.В. Путин, «в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год педагога, Год наставника» [8]. В этой связи важным направлением деятельности педагогических вузов выступает наставничество, предполагающее передачу квалифицированными преподавателями своего опыта использования современных образовательных интерактивных технологий студентам - будущим педагогам, а также молодым учителям образовательных организаций - базовых партнеров [9, с. 27]. В рамках данного направления эффективно участие сотрудников базовых кафедр вуза в качестве экспертов в конкурсах профессионального мастерства (республиканский конкурс учебно-методических разработок педагогов «Педагог поколения Альфа»; организация конкурса/мастер-класса «Научу за

пять минут»); проведение мастер-класса «Интерактивные технологии на уроках обществознания на примере изучения темы "Государство, его признаки и формы"», круглого стола «Диалог школьного учителя и студента педагогического вуза», обучающих семинаров и вебинаров, индивидуальных консультаций. Интересный формат и разнообразная тематика проведения мероприятий позволят, на наш взгляд, повысить мотивацию молодых педагогов, которые делают первые шаги в профессии, к педагогической деятельности.

К числу актуальных сегодня относятся и вопросы профессионального самоопределения молодежи. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, своего места в обществе» [10, с. 245]. В план работы базовых кафедр нашего вуза включены различные мероприятия, направленные на знакомство с педагогической профессией и повышение ее престижа. Так, кафедрой инновационных методик обучения иностранным языкам проведен республиканский конкурс поздравлений на иностранном языке «Happy Teachers Day», посвященный Дню учителя. Кафедрой инновационных практик дошкольного образования проведен вебинар «Профессиональная деятельность и культура личности современного педагога дошкольного образования». Кафедрой обществоведческого и правового образования для выпускников МОУ «Гимназия № 23» организован урок «Старт в профессию», в рамках которого проведена диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 11 классов. Погружаясь в атмосферу педагогического университета, выпускники школ и гимназий получают возможность прикоснуться к учебно-профессиональной, научно-исследовательской, социокультурной и иным видам деятельности вуза, увидеть, чем «живут» студенты - будущие педагоги, что способствует повышению интереса к профессии, к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, повышению мотивации к поступлению в педагогический университет.

В начале текущего учебного года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке"», целью которого выступает государственная защита русского языка, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей [11]. Безусловно, что в решении поставленной задачи важная роль отведена учителю русского языка и литературы. «Именно учителя русского языка и литературы «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию», отметил глава государства В.В. Путин [12].

Обозначенная проблема нашла отражение в работе кафедры филологического образования, которой на площадке партнера МОУ «СОШ

№ 40» запланировано создание профильной лаборатории с целью проведения поисково-экспериментальных исследований по данной проблематике, а также серия мероприятий, способствующих укреплению и защите русского языка. В их числе всероссийская научно-практическая конференция студентов и школьников «Родной язык и культура в цифровой вселенной»); республиканский конкурс учебно-методических проектов студентов и учителей общеобразовательных организаций Республики Мордовия «Креативные технологии в обучении родному языку и литературе; учебно-методический семинар-практикум «Калейдоскоп уроков родного языка и литературы»; проведение ряда этнолингвистических квестов на базе МОУ «Лицей № 26» Саранска. Кроме того, в работу базовых кафедр МГПУ запланировано участие студентов в проведение цикла уроков «Разговоры о важном», на которых будут обсуждаться вопросы о роли русского языка в современном мире.

Широко планируется использовать возможности Технопарка и педагогического кванториума. Например, при выполнении исследовательских заданий, направленных на решение проблем изучения русской фонетики и лексикологии в практике преподавания русского языка в полиэтнических школах Республики Мордовии, а также в период проведения республиканского конкурса интерактивных обучающих средств «Интерактивный образовательный контент современного урока русского языка» с привлечением педагогов МОУ «СОШ № 40» к экспертированию представленных на конкурс интерактивных обучающих средств. Планомерная и последовательная работа, направленная на более глубокое осмысление роли русского языка в современном многонациональном российском обществе, будет способствовать укреплению и сохранению традиций русского народа, что ведет к формированию стойкой гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности, долга и безграничной любви к своей Родине.

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей занимает, пожалуй, одно из главных мест в рамках данного направления. Согласно п. 91 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений» [13].

Базовыми кафедрами вуза запланированы мероприятия, посвященные данной проблематике на текущий учебный год. Так, проведен семинар «Патриотическое воспитание на уроках физики»; семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных социокультурных условиях»; республиканский конкурс проектов среди обучающихся школ республики Мордовия по иностранным языкам на тему «Я

расскажу о героях моей Родины всему миру; лекция-беседа с обучающимися 911 классов на тему «Дари добро», приуроченная к празднованию Дня добровольца (волонтера) в России; мастер-класс «Мои первые шаги в науке: методические основы исследовательского проекта» для студентов и школьников, республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов и школьников «Свобода - мое право и ответственность»; круглый стол «Вызовы современности и обучение обществознанию»; мероприятие «День памяти воинов-интернационалистов», проводимое в рамках годовщины вывода советских войск из Афганистана в МОУ СОШ № 24; открытое лично-командное первенство МГПУ по армспорту, посвященное памяти студентов МГПУ, погибших в горячих точках при исполнении служебных обязанностей и

др.

Новым вектором в рамках данного направления выступает взаимодействие с образовательными организациями вновь приобретенных территорий. Для представителей региональных систем управления образования и образовательных организаций ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на текущий 2023 год запланирован цикл мероприятий, посвященных проблематике патриотического воспитания, возрождения русского языка и культуры русского народа и др.

Таким образом, проведенный анализ деятельности кафедр МГПУ позволяет сделать вывод, что базовая кафедра в современных условиях является одним из рациональных организационных решений по совершенствованию взаимодействия с образовательными организациями региона, в частности, в рамках усиления практико-ориентированной подготовки будущих педагогов. Только тесная совместная плодотворная работа вуза, являющегося центром педагогического образования в регионе, и региональных образовательных организаций позволит решить поставленные Министерством просвещения Российской Федерации задачи, касающиеся повышения качества научно-методического сопровождения, оказания методической поддержки педагогам образовательных организаций.

Список источников

1. Кравцов С.С. Сергей Кравцов: «Главная миссия педагога и системы образования -воспитать настоящего Человека» // Вестник образования: электронный периодический журнал. - 2021. Август. - URL : https://vestnik.edu.ru/main-topic/sergei-kravtsov-glavnaia-missiia-pedagoga-i-sistemy-obrazovaniia-vospitat-nastoiashchego-cheloveka (дата обращения: 01.04.2022).

2. Антонова М.В., Жуина Д.В., Шукшина Т.И. Практико-ориентированная подготовка студентов в условиях деятельности базовых кафедр (на примере Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева) // Известия Российской академии образования. - 2021. - № 1-2 (54). - С. 24-29.

3. Жуков Г.Н., Жуков А.Г. Базовая кафедра в составе профессионально-педагогического вуза: опыт создания и функционирование // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2018. - № 4 (56). - С. 3138.

4. Грицова О.А., Носырева А.Н., Михайлова О.М., Носырев А.Н. Базовая кафедра как способ реализации дуального обучения в вузе // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 2. - С. 65-71. - URL : https://vaael.ru/ru/article/view?id=34 (дата обращения: 03.04.2023).

5. Филиппов В.М. Функционирование и развитие отраслевых базовых кафедр // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-3. -С. 625-627. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9027 (дата обращения: 03.04.2023).

6. Кузнецова И.Ю. Особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре вуза // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - № 4 (24). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prakticheskoy-podgotovki-studentov-na-bazovoy-kafedre-vuza (дата обращения: 03.04.2023).

7. Макашина Т.Ю. Базовая кафедра как средство формирования конкурентоспособности будущего педагога // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (29 мая 2015 г.) / под ред. С.Л. Иголкина. - Воронеж: ВЦНТИ, 2015. - Т. 2. - С. 74-77.

8. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника: Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022, № 401. - URL : https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.04.2023).

9. Шукшина Т.И., Замкин П.В., Жуина Т.В. Деятельность базовых кафедр педагогического университета в общеобразовательных организациях // Глобальная наука и инновация 2021: Центральная Азия. Серия «Педагогические науки. - 2021. - Т.4, № 1(12). -С. 88-91

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 671 с.

11. Гареева Л.М. Источники пополнения фразеологического состава современного русского языка // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Том 13, № 2. -С.153-157.

12. Метцель, М. Путин считает весьма значительной роль русского языка при сохранении российской нации // ТАСС. - 26 мая 2016. - URL : https://tass.ru/obschestvo/3315776 (дата обращения: 03.04.2023).

13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. - URL : https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.03.2023).

References

1. Kravtsov S.S. Sergey Kravtsov: «Glavnaya missiya pedagoga i sistemy obrazovaniya -vospitat nastoyashchego Cheloveka» [Sergey Kravtsov: "The main mission of the teacher and the education system is to educate the Human"]. Vestnik obrazovaniya = Bulletin of Education: electronic periodical. - August 2021. - Avalable at: URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/sergei-kravtsov-glavnaia-missiia-pedagoga-i-sistemy-obrazovaniia-vospitat-nastoiashchego-cheloveka (accessed 1 April 2022) (In Russian)

2. AntonovaM.V., Zhuina D.V., Shukshina T.I. Praktiko-oriyentirovannaya podgotovka studentov v usloviyakh deyatelnosti bazovykh kafedr (na primere Mordovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M.Ye. Yevsevyeva) [Practice-oriented training of students in the conditions of activity of basic departments (on the example of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev)]. Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya = Proceedings of the Russian Academy of Education. 2021; 54(1-2): 24-29. (In Russian)

3. Zhukov G.N., Zhukov A.G. Bazovaya kafedra v sostave professionalno-pedagogicheskogo vuza: opyt sozdaniya i funktsionirovaniye [Basic department as part of a professional pedagogical

university: experience of creation and functioning. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii = Information and communication technologies in pedagogical education. 2018; 56(4): 31-38. (In Russian)

4. Gritsova, O.A., Nosyreva A.N, Mikhailova O.M. Bazovaya kafedra kak sposob realizatsii dualnogo obucheniya v vuze [Basic department as a way to implement dual education at a university] / O.A. Gritsova, A.N. Nosyreva, O.M. Mikhailova, A.N. Nosyrev. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava = Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2018. -No. 2. - P. 65-71. - Available at: https://vaael.ru/ru/article/view?id=34 (accessed 3 April 2023). (In Russian)

5. Filippov V.M. Funktsionirovaniye i razvitiye otraslevykh bazovykh kafedr [Functioning and development of branch basic departments]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij = International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016; (4-3): 625-627. - Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9027 (accessed 3 April 2023). (In Russian)

6. Kuznetsova, I.Y. Osobennosti prakticheskoy podgotovki studentov na bazovoy kafedre vuza [Features of practical training of students in the major department of the university]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Continuous education: XXI century. 2018; 24(4). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prakticheskoy-podgotovki-studentov-na-bazovoy-kafedre-vuza (accessed 3 April 2023). (In Russian)

7. Makashina T.Y. Bazovaya kafedra kak sredstvo formirovaniya konkurentosposobnosti budushchego pedagoga [Basic Department as a Means of Forming the Competitiveness of a Future Teacher]. In: Actual problems of development of vertical integration of the system of education, science and business: economic, legal and social aspects: proceedings of the III international scientific-practical conference / edited by S.L. Igolkin. Voronezh, 2015. Vol. 2: 74-77. (In Russian)

8. Decree of the President of the Russian Federation dated June 27, 2022 No. 401 "On holding the Year of the Teacher and Mentor in the Russian Federation". - Available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 3 April 2023). (In Russian)

9. Shukshina T.I. Deyatelnost bazovykh kafedr pedagogicheskogo universiteta v obshcheobrazovatelnykh organizatsiyakh [Activities of the basic departments of a pedagogical university in educational organizations]. Global'naya nauka i innovaciya 2021: Central'naya Aziya. Seriya «Pedagogicheskie nauki. = Global Science and Innovation 2021: Central Asia. Series "Pedagogical Sciences". 2021; 12(1): 88-91. (In Russian)

10. Vygotsky, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology] / edited by V.V. Davydov. Moscow: AST:Astrel, 2008. 671 p. (In Russian)

11. Gareeva L.M. Istochniki popolneniya frazeologicheskogo sostava sovremennogo russkogo yazyka [Sources of replenishment of the phraseological composition of the modern Russian language]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie = Humanitarian sciences and education. 2022; 13(2): 153-157. (In Russian)

12. Metzel M. Putin schitayet vesma znachitelnoy rol russkogo yazyka pri sokhranenii rossiyskoy natsii [Putin considers the role of the Russian language to be very significant in preserving the Russian nation]. TASS. May 26, 2016. - Available at: https://tass.ru/obschestvo/3315776 (accessed 3 April 2023). (In Russian)

13. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". - Available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 28 March 2023). (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Марина Владимировна Антонова - научное руководство, обеспечение ресурсами.

Диана Валериевна Жуина - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, оформление статьи.

Татьяна Ивановна Шукшина - критический анализ текста, анализ полученных результатов.

The declared contribution of the authors of the article:

Marina V. Antonova - scientific guidance, provision of resources.

Diana V. Zhuina - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, article design.

Tatyana I. Shukshina - critical analysis of the text, analysis of the results

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 07.03.2023.

The article was submitted 06.04.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.