Научная статья на тему 'КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ / RESEARCH DEVELOPMENTS / RESEARCH COMPETENCY / PROFESSIONAL TEACHER TRAINING SYSTEM / PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT / TEACHER TRAINING INSTITUTE / RESEARCH COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Т. И., Замкин П. В., Мирошкин В. В.

Цель исследования - теоретико-экспериментальное обоснование роли и значения конкурсов исследовательских достижений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры. Результаты исследования и выводы. В Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (МГПИ) профессионально-педагогической подготовке будущих учителей физической культуры и тренеров традиционно уделяется пристальное внимание. В вузе выстроена многоуровневая система подготовки, ориентированная на повышение качества образовательного процесса, его практико-ориентированность, единство учебного и научного процессов. Среди её элементов особое место занимают конкурсы исследовательских достижений студентов. Возникнув как одна из форм стимулирования научной активности студенческой молодежи, они достаточно быстро зарекомендовали себя в качестве важного механизма формирования и оценки сформированности исследовательской компетенции обучающихся. Факультет физической культуры (ФФК) был в числе первых структурных подразделений вуза, использующих потенциал исследовательской деятельности для решения широкого спектра актуальных проблем и задач подготовки учителей физической культуры и тренеров. В данной статье проанализированы педагогические возможности, роль и значение конкурсов исследовательских достижений в совершенствовании системы профессиональной подготовки студентов ФФК МГПИ. Результаты поисково-экспериментального исследования показывают, что комплексная и разноуровневая организация конкурсов и смотров исследовательских достижений студентов имеет определенную связь с элементами системы подготовки студентов факультета физической культуры, в частности позволяет усилить фокус образовательных программ на формировании метапредметных проектно-исследовательских компетенций, способствует индивидуализации образовательных траекторий, углублению методологической подготовки студентов, развитию субъектной активности и учебно-познавательной самостоятельности студента, что является существенными факторами повышения качества вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшина Т. И., Замкин П. В., Мирошкин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH COMPETITIONS IN PROFESSIONAL TEACHER TRAINING SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT STUDENTS

Objective of the study was to provide theoretical and experimental substantiation of the role and significance of research competitions within the professional teacher training system of Physical Education Department students. Results and conclusions. At Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev much attention is traditionally paid to the professional physical education teacher and coach training. The university has a multi-level training system aimed to improve the quality of the educational process, its practical orientation, and consistency in the educational and research processes. Among its elements, a special place belongs to the student research competitions. Having emerged as a form of encouragement of students’ research activity, they quickly proved to be an important mechanism of formation and rating of the students’ research competency level. The Physical Education Department was among the first structural units of the university that used the potential of research activities to solve a wide range of current problems and tasks of the physical education teacher and coach training. This article is devoted to the analysis of the educational capacity, role, and importance of research competitions for enhancing the vocational training system of the Physical Education Department students. The results of the exploratory-experimental analysis showed that the complex and multi-level organization of student research competitions is related to the elements of the Physical Education Department student training system. In particular, it makes it possible to add more meta-subject project and research competences building focus in the educational programs, personalize educational trajectories, expand the methodological training of students, develop subjective activity and self-learning skills, which is important for improvement of the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

конкурсы исследовательских достижении в системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 28.05.2020 г.

Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1

Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Замкин1

Кандидат исторических наук, доцент В.В. Мирошкин1

1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

RESEARCH COMPETITIONS IN PROFESSIONAL TEACHER TRAINING SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT STUDENTS

Dr.Hab., Professor T.I. Shukshina1 PhD, Associate Professor P.V. Zamkin1 PhD, Associate Professor V.V. Miroshkin1

1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - теоретико-экспериментальное обоснование роли и значения конкурсов исследовательских достижений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры. Результаты исследования и выводы. В Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (МГПИ) профессионально-педагогической подготовке будущих учителей физической культуры и тренеров традиционно уделяется пристальное внимание. В вузе выстроена многоуровневая система подготовки, ориентированная на повышение качества образовательного процесса, его практико-ориентированность, единство учебного и научного процессов. Среди её элементов особое место занимают конкурсы исследовательских достижений студентов. Возникнув как одна из форм стимулирования научной активности студенческой молодежи, они достаточно быстро зарекомендовали себя в качестве важного механизма формирования и оценки сформированности исследовательской компетенции обучающихся. Факультет физической культуры (ФФК) был в числе первых структурных подразделений вуза, использующих потенциал исследовательской деятельности для решения широкого спектра актуальных проблем и задач подготовки учителей физической культуры и тренеров. В данной статье проанализированы педагогические возможности, роль и значение конкурсов исследовательских достижений в совершенствовании системы профессиональной подготовки студентов ФФК МГПИ. Результаты поисково-экспериментального исследования показывают, что комплексная и разноуровневая организация конкурсов и смотров исследовательских достижений студентов имеет определенную связь с элементами системы подготовки студентов факультета физической культуры, в частности позволяет усилить фокус образовательных программ на формировании метапредмет-ных проектно-исследовательских компетенций, способствует индивидуализации образовательных траекторий, углублению методологической подготовки студентов, развитию субъектной активности и учебно-познавательной самостоятельности студента, что является существенными факторами повышения качества вузовского образования.

Ключевые слова: исследовательские достижения, исследовательская компетентность, система профессионально-педагогической подготовки, факультет физической культуры, педагогический институт, конкурсы исследовательских достижений.

Annotation

Objective of the study was to provide theoretical and experimental substantiation of the role and significance of research competitions within the professional teacher training system of Physical Education Department students. Results and conclusions. At Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev much attention is traditionally paid to the professional physical education teacher and coach training. The university has a multi-level training system aimed to improve the quality of the educational process, its practical orientation, and consistency in the educational and research processes. Among its elements, a special place belongs to the student research competitions. Having emerged as a form of encouragement of students' research activity, they quickly proved to be an important mechanism of formation and rating of the students' research competency level. The Physical Education Department was among the first structural units of the university that used the potential of research activities to solve a wide range of current problems and tasks of the physical education teacher and coach training.

This article is devoted to the analysis of the educational capacity, role, and importance of research competitions for enhancing the vocational training system of the Physical Education Department students. The results of the exploratory-experimental analysis showed that the complex and multi-level organization of student research competitions is related to the elements of the Physical Education Department student training system. In particular, it makes it possible to add more meta-subject project and research competences building focus in the educational programs, personalize educational trajectories, expand the methodological training of students, develop subjective activity and self-learning skills, which is important for improvement of the quality of higher education.

Keywords: research developments, research competency, professional teacher training system, Physical Education Department, teacher training institute, research competitions.

Введение. Взаимосвязь исследовательской компетентности будущего педагога по физической культуре и ключевых характеристик его готовности к изучению, профессиональ-

ной рефлексии и инновационному преобразованию педагогической и тренерской практики является предметом научного интереса многих российских и зарубежных ученых [2].

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

Динамично развивающаяся сфера практической деятельности выпускника факультета физической культуры открывает перед ним широкий спектр актуальных проблем и задач, решение которых требует исследовательской компетентности и определенного исследовательского опыта. Кроме того, в последнее время усиливается тенденция к индивидуализации и персонификации образовательных и развивающих продуктов и услуг Исследовательский опыт и исследовательские компетенции, с одной стороны, позволяют успешнее адаптироваться к меняющейся профессиональной среде, а с другой - эффективнее работать в режиме инновационного развития образовательной практики [3].

Цель исследования - теоретико-экспериментальное обоснование роли и значения конкурсов исследовательских достижений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ российских и зарубежных вузовских образовательных практик, а также результаты проводимой поисково-экспериментальной работы на базе МГПИ свидетельствуют о том, что конкурсы и смотры исследовательских достижений являются важным фактором продуктивности исследовательской и учебно-познавательной деятельности студентов. При комплексном подходе к планированию и организации исследовательской деятельности студентов, разработке необходимого научно-методического обеспечения конкурсы исследовательских достижений могут иметь значительные возможности в совершенствовании и повышении качества профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры [1].

Комплексный подход предполагает систематизацию исследовательской деятельности через определение целевых показателей результативности исследовательской работы студентов, планирование на всех уровнях исследовательской работы со студентами, включая деятельность исследовательских объединений и активов самоуправления, студенческие научные мероприятия, в том числе обучающие и тренинговые по формированию исследовательских компетенций (научные школы, мастер-классы, методологические семинары и др.); разработку научно-методических рекомендаций по актуализации тематики исследовательских работ, нормативных документов и регламентов по организации и проведению студенческих научных мероприятий.

Ежегодная организация конкурсов исследовательских достижений имеет ключевое значение для определения рейтинговых позиций как студента (и на этой основе реализации поощрительных и стимулирующих мер), так и научных руководителей студенческих исследовательских объединений, результативности работы каждого преподавателя, кафедры и факультета в целом. Проведение вузом различных форм конкурсного представления результатов исследовательской деятельности, итоги которых отражаются в электронном портфолио студентов и рейтинговых данных кафедр, побуждает преподавателей ФФК усиливать исследовательскую составляющую образовательного процесса в рамках дисциплины или ее модуля, различных видов практик, а также внеаудиторной научной работы со студентами, стремиться к продуктному результату.

В целях научно-методического сопровождения подготовки и участия студентов в конкурсах исследовательских достижений проводится работа по актуализации направлений и тематики студенческих исследований, организуются консультации ведущих специалистов по планированию и проведению исследований, различные обучающие мероприятия (тьюториалы, семинары, мастер-классы, круглые столы, тренинги с кураторами СНО и руководителями исследовательских групп и кружков), реали-

зуются дополнительные образовательные программы для студентов по исследовательской и проектной деятельности [2].

Ежегодно в пединституте организуются конкурсы: «Научно-исследовательские работы студентов», «Лучший студент-исследователь года», «Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся организаций среднего профессионального и высшего образования», Фестиваль студенческой науки и др.

Конкурс научно-исследовательских работ студентов проводится в целях популяризации среди обучающихся вуза исследовательской деятельности, современных достижений науки; повышения качества выполняемых научно-исследовательских работ; выявления перспективных и поддержки актуальных НИР. Проведение конкурса предполагает очную или дистанционную в режиме онлайн защиту результатов исследования. Оцениваются степень «погружения» в тему исследования, владение автором научным аппаратом, качество изложения материала, визуализация результатов исследования, четкость выводов, обобщающих выступление, качество ответов на вопросы и др. Конкурс «Лучший студент-исследователь года МГПИ им. М. Е. Евсевьева» имеет своей целью выявление и поощрение студентов, проявивших себя в исследовательской работе; повышение научно-исследовательской активности студенческой молодежи и привлечение ее к проведению актуальных исследований; интеграцию научной деятельности и образовательного процесса; формирование кадрового резерва вуза. Оцениваются электронные портфолио студентов, в которых представлены основные достижения в научно-исследовательской деятельности. Итоги конкурсов подводятся по широкому спектру номинаций, что позволяет индивидуализированно оценить исследовательские способности и результаты студентов.

Хорошо зарекомендовал себя Фестиваль науки. Он позволяет успешно решать задачи популяризации среди студенчества научных идей и достижений, привлечения молодежи к научному творчеству, а также определения приоритетов студенческой науки и ее роли в становлении будущего педагога. Преимущество фестиваля науки как формы работы с молодежью заключается в организации неформального общения известных ученых, специалистов, чья деятельность связана с внедрением научных разработок и инноваций, общественных деятелей, учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности, тренеров, студентов.

Программа мероприятий фестиваля включает более 50 лекций, мастер-классов, презентаций, дискуссионных площадок. Особый интерес вызывают тренд-сессия «Перспективы развития студенческой науки», проектные лаборатории, нетворкинг-сессии, квесты, интеллектуальные турниры. Модераторы различных площадок фестиваля раскрывают перспективы работы, рассказывают о запланированных конкурсах, конференциях, где студенты смогут принять активное участие и реализовать задуманные идеи, показать свои знания, практические умения, профессиональное мастерство.

В целях повышения мотивации и качества руководства преподавателями института НИРС проводится конкурс «Лучшее студенческое научно-исследовательское объединение МГПИ имени М. Е. Евсевьева». Задачами конкурса являются совершенствование механизмов НИР со студентами; демонстрация значимых достижений студенческих исследовательских объединений; создание базы данных эффективных методик исследовательской работы со студентами и распространение позитивного опыта.

В целом, сравнение основных показателей результативности НИДС за последние два года показывает положительную динамику: на 15 % увеличилось количество статей в российских журналах, рецензируемых ВАК, на 39 %% - статей в науч-

26

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

ных журналах, входящих в РИНЦ, на 30 % - число охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, полученных студентами в Роспатенте. За 2019 г в два раза возросло количество заявок на открытые конкурсы на лучшую научную работу студентов, проводимые по приказам федеральных органов исполнительной власти. На 35 % увеличилось количество медалей, дипломов, грамот, полученных студентами по итогам участия в открытых конкурсах.

Выводы. Анализ результатов поисково-экспериментальной работы ФФК МГПИ показывает, что комплексная и многоуровневая организация конкурсов и смотров исследовательских достижений студентов позволяет совершенствовать отдельные элементы системы подготовки студентов факультета, что является существенным фактором повышения качества профессионально-педагогической подготовки будущих учителей и тренеров.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01084).

Литература

1. Кадакин В.В. Деятельность факультета физической культуры в новых условиях развития педагогического образования / В.В. Кадакин, Г.Г. Федотова, А.В. Кокурин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 11. - С. 9-11.

2. Замкин П.В. Проблема разработки научно-методического обеспечения исследовательской деятельности студентов в условиях

практико-ориентированнои подготовки в педагогическом вузе / П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2019. -Т. 10. - № 3. - С. 48-57.

3. Шукшина Т.И. Формирование научно-педагогической компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта на основе актуализации научной деятельности студентов (из опыта работы Мордовского пединститута) / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, В.В. Мирошкин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 10. - С. 11-13.

References

1. Kadakin V.V., Fedotova G.G., Kokurin A.V., Miroshkin V.V. Deyatelnost fakulteta fizicheskoy kultury v novykh usloviyakh razvitiya pedagog-icheskogo obrazovaniya [Physical education department service in developing teacher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 11. pp. 9-11.

2. Zamkin P.V. Problema razrabotki nauchno-metodicheskogo obespech-eniya issledovatelskoy deyatelnosti studentov v usloviyakh praktiko-ori-entirovannoy podgotovki v pedagogicheskom vuze [Problem of developing scientific and methodological support for students' research in the conditions of practice-oriented training in pedagogical university]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2019. v. 10. No. 3. Pp. 48-57.

3. Shukshina T.I., Zamkin P.V., Miroshkin V.V., Parshina L.G. Formiro-vanie nauchno-pedagogicheskoy kompetentnosti u pedagog-icheskikh kadrov v oblasti fizicheskoy kultury i sporta na osnove aktualizatsii nauchnoy deyatelnosti studentov (iz opyta raboty Mor-dovskogo pedinstituta) [Builidng scientific education competency in PES teacher personnel via actualization of student research activity (case study of Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev)]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 10. pp. 11-13.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

некоторые проблемы в вопросах финансирования отдельных направлений российского спорта

Кандидат педагогических наук А.Д. Дугблей1

Кандидат биологических наук Е.А. Милашечкина1 1Российский университет дружбы народов, Москва УДК/UDC 336.13.012.24

Ключевые слова: финансирование, физическая культура, спорт, эффективное управление.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полномасштабная информационная система по координации деятельности служб научно-методического обеспечения подготовки юных спортсменов. Например, объем денежных средств, затрачиваемых на поддержание профессионального футбола в России, всё больше не соответствует результатам команд мастеров на международном уровне [1].

Цель исследования - определить способы рационального использования инвестиционных средств в условиях государственно-частного партнерства.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ финансовых и нормативных источников показал, что в европейских странах расходы на нужды спорта высших достижений варьируются в диапазоне 0,2-2 % ВНП (»2 млрд евро). Доля средств государственного бюджета, предназначенных на финансирование спорта, в Германии и Дании находится на уровне менее 20 % от суммы местных бюджетов. Львиную долю инвестиционных средств в спортивный бюджет составляют средства местных органов управления (региональных, муниципальных): в Великобритании - 95 0%, в Швеции - 90 0%. В России организационная модель инвестирования средств в спортивную индустрию переориентирована от массового и детско-юношеского спорта в сторону крупных, разовых дорогостоящих проектов. Для усиления интереса со стороны мирового инвестиционного сообщества Россия стала страной - организатором двух событий мирового масштаба (зимние Олимпийские игры - 2014, чемпионат мира по футболу - 2018), происходящих в интервале четырех лет, и с беспрецедентной суммой совокупных инвестиций - 80 млрд долл. США. Согласно нормативным доку-

some problems in financing certain areas of russian sports

PhD A.D. Dugbley1 PhD E.A. Milashechkina1

1Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Поступила в редакцию 20.10.2020 г.

ментам (Постановление Правительства РФ № 518 от 20 июня 2013 г) объём денежных средств, необходимых для покрытия затрат на подготовку к чемпионату мира и реализацию его программы, составил 664,1 млрд руб., нагрузка легла на бюджеты субъектов РФ, инвесторов и федеральный бюджет. В ходе затрат на зимние Олимпийские игры в Сочи плановый бюджет был превышен в 5 раз и составил 1,5 триллиона рублей. Согласно Постановлению Правительства № 117 от 31.01.2017 основными статьями расходов стали строительство и реконструкция спортивных сооружений; подготовка спортивных баз для команд-участников; финансирование эксплуатации спортивных объектов. Для сравнения: зимняя Олимпиада в Ванкувере «стоила» ее организаторам почти втрое меньше, а организаторы чемпионата мира по футболу в ЮАР потратили на его организацию, по разным оценкам, 7-9 млрд долл. США - почти в пять с лишним раз меньше. Необходимо отметить, что привлеченные капиталы могут создать благодатные условия для «непредсказуемого» укрупнения объема расходов по отдельным статьям в процессе реализации сделки. Частично это было связано с инфляцией, частично - с ошибками в составлении сметы предстоящих расходов.

Вывод. Грамотные экономические вложения позволяют модернизировать, повысить эффективность производственных процессов. Для того чтобы повысить индекс рентабельности инвестиций, необходимо пересмотреть механизмы взаимодействия государственно-частного партнерства.

Литература

1. Баринов А.Э. Проджектфайненсинг: Технологии финансирования инвестиционных проектов / А.Э. Баринов . - М.: Ось-89, 2007. - С. 232-233.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.