профессионально-педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры в структуре ценностных ориентаций
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 28.05.2020 г.
Кандидат экономических наук, профессор М.В. Антонова1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Акамов1
Кандидат педагогических наук Е.Е. Афонина1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SELF-AwARENESS OF STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT IN VALUE ORIENTATION STRUCTURE
PhD, Professor M.V. Antonova1 PhD, Associate Professor V.V. Akamov1 PhD E.E. Afonina1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования заключалась в определении особенности формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе. Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе факультета физической культуры МГПИ имени М.Е. Евсевьева и включало в себя два взаимосвязанных этапа. Всего в исследовании приняло участие 53 студента: 32 студента 3-го и 21 студент 4-го курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование» по двум профилям («Физическая культура». «Безопасность жизнедеятельности»). В контексте изучения процесса формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе были использованы адаптированные для применения на факультете физической культуры следующие методики: исследования ценностных ориентаций М. Рокича, исследования уровня сформированно-сти профессионального самосознания через анализ студентами его основных компонентов.
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что представление о профессионально-педагогическом самосознании связано не только с осознанием себя в профессии, но и с изменением мотивационно-ценностного отношения к учебной, профессиональной деятельности, повышением уровня сформированности учебно-профессионального, профессионального самосознания, адекватного профессиональной подготовке, осознанием возможных перспектив педагогической деятельности. Ориентацию студентов на ценностную составляющую в образовании авторы считают приоритетной, так как она может способствовать не только смене ценностей, но и достижению образовательных целей, обогащающих методы преподавания и содержания дисциплин вузовской подготовки.
Ключевые слова: формирование, самосознание, профессионально-педагогическое самосознание, студент, факультет физической культуры, ценности.
Annotation
Objective of the study was to determine the specifics of value-based formation of professional pedagogical self-awareness of students of the Physical Education Department.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev and in two interrelated phases. A total of 53 students were involved in the study: 32 students of the 3rd and 21 students of the 4th years of study majoring in Pedagogical Education (44.03.05), Physical Education and Health and Safety specializations. In the context of studying the process of formation of professional pedagogical self-awareness in students of the Physical Education Department, the following methodologies, adapted for application at the department, were applied: M. Rokeach Value System Survey, assessment of the level of formation of professional self-awareness through the analysis of its basic components by students.
Results and conclusions. The findings showed that the concept of professional pedagogical self-awareness is related not only to the professional self-awareness but also to the change in the students' motivational value attitude to the educational and professional activities, increased level of development of the educational and professional, professional self-awareness, adequate professional training, and awareness of possible prospects for pedagogical activity. The authors prioritize the value-based orientations of students, as they may contribute not only to the value change but also to the achievement of educational goals that give more value the teaching methods and contents of university disciplines.
Keywords: formation, self-awareness, professional and pedagogical self-awareness, student, Physical Education Department, values.
Введение. Вопросы, связанные с определением сущности, структуры, содержания, а также с формированием и развитием профессионально-педагогического самосознания, составляют центральные проблемы психолого-педагогических наук. По состоянию на сегодняшний день при достаточно большом объеме материала, посвященно-
го исследованию самосознания в широком плане, именно профессионально-педагогическое самосознание и его формирование на ценностной основе пока не стало предметом пристального внимания исследователей.
Цель исследования - определить особенности формирования профессионально-педагогического самосознания
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
студентов факультета физической культуры на ценностной основе.
Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе факультета физической культуры МГПИ имени М. Е. Евсевьева и включало в себя два взаимосвязанных этапа. Всего в исследовании приняло участие 53 студента: 32 студента 3-го и 21 студент 4-го курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование» по двум профилям («Физическая культура». «Безопасность жизнедеятельности»). В контексте изучения процесса формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе нами были использованы адаптированные для применения на факультете физической культуры следующие методики: исследования ценностных ориентаций М. Рокича, исследования уровня сформированности профессионального самосознания через анализ студентами его основных компонентов.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования изучение научно-методической литературы по проблеме исследования позволило констатировать, что самосознание можно рассматривать как фундаментальную подструктуру личности, которая будет определять эффективность ее социального и профессионального саморазвития. Самосознание является ключевым фактором профессиональной саморегуляции, оценки ситуации, своих возможностей влиять на нее, мобилизации своего личностного потенциала, самоконтроля своих действий в процессе профессиональной деятельности [3, с. 180].
Профессионально-педагогическое самосознание при этом понимается как осознание педагогом единства трех пространств - педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, т. е. осознание себя, во-первых, в системе профессиональной деятельности, во-вторых, в системе педагогического общения, в-третьих, в системе собственной личности.
Анализ нормативных образовательных документов в рамках исследования позволил определить основные компетенции и учебные дисциплины, направленные на формирование профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе, к которым можно отнести следующие: Общекультурные компетенции: ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (история, история и социология физической культуры и спорта); ОК-6 - способность к самоорганизации и самообразованию (педагогическое физкультурно-спор-тивное совершенствование); ОК-8 - готовность поддерживать уровень физической подготовленности, обеспечивающий полноценную деятельность (физическая культура и спорт, спортивные и подвижные игры и др.). Общепрофессиональные компетенции: ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (педагогика, педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование); ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (психология, психология физической культуры и спорта). Профессиональные компетенции: ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (безопасность на дороге и в общественном транспорте, профилактика негативных социальных явлений); ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
средствами преподаваемых учебных предметов (современные средства оценивания результатов обучения, теория и методика физической культуры). Это лишь небольшой перечень компетенций, которые зачастую направлены на освоение и принятие ценностей профессионально-педагогического образования и дисциплин, направленных на формирование профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры [2, с. 9].
Второй этап исследования был направлен на изучение базовых ценностей и уровня сформированности профессионально-педагогического самосознания у студентов факультета физической культуры, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование» по двум профилям («Физическая культура». «Безопасность жизнедеятельности»), через освоение цикла дисциплин учебного плана. На данном этапе для изучения процесса формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе использовались специально адаптированные методики: исследования ценностных ориентаций М. Рокича, исследования уровня сформированности профессионального самосознания через анализ студентами его основных компонентов [1, с. 22].
На основе результатов исследования ценностных ориентаций М. Рокича были определены предпочтения студентов в группах, оказывающие влияние на формирование профессионально-педагогического самосознания. По полученным данным можно говорить о том, что системы ценностных ориентаций у студентов различных курсов имеют некоторые отличия, которые характеризуют каждый из курсов.
При ранжировании терминальных ценностей (ценностей-целей) у студентов 3-го курса на 1 -м месте - ценности личной жизни, на 2-м - ценности профессиональной самореализации, далее следуют конкретные и абстрактные ценности. Студенты 4-го курса на 1 -е место ставят ценности личной жизни, за ними следуют конкретные ценности, далее - ценности профессиональной самореализации и абстрактные. При группировке студентами ценностей в блоки была выявлена ее слабая выраженность, оценка ценностей многими студентами невысока.
Исследование уровня сформированности профессионально-педагогического самосознания предполагало оценку студентами разных аспектов осуществления профессиональной деятельности: его мотивации, ответственности, объективной самооценки, креативности. Понимание профессионального самосознания как отношения к себе, преломленного через отношение к профессии и профессиональной деятельности, определило три критерия сформированности профессионального самосознания: ориентационно-типологический, идентификационно-поведенческий и профессионально-результативный. Для осуществления этой процедуры нами в качестве основного метода исследования было избрано анкетирование (см. таблицу).
Анализ результатов анкетирования в целом показал положительные изменения от курса к курсу. Так, по результатам анкетирования выяснилось, что умеют утверждать себя в деятельности 25,0 % студентов 3-го курса, к 4-му курсу их уже 28,6 %; интеллектуальную эффективность отмечают 15,6 % студентов 3-го курса и 28,6 % студентов 4-го курса; изменение интереса к профессии наблюдается у 15,6 % студентов 3-го курса и 28,6 % студентов 4-го курса; изменяется представление о престиже, авторитете вуза и факультета у 15,6 % студентов 3-го курса и 28,6 % студентов 4-го курса.
Представление о профессионально-педагогическом самосознании связано не только с осознанием себя в профессии, но и с изменением мотивационно-ценностного отношения
14
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2020 Декабрь | December
Результаты анкетирования, направленные на определение уровня сформированности профессионально-педагогического самосознания через анализ его основных компонентов, %
Уровни Критерий 3-й курс 4-й курс
Ориентационно-типологический Профессиональное самосознание
А. Способность быстро ориентироваться в различных ситуациях 21,8 23,8
Б. Умение утверждать себя в деятельности 25,0 28,6
В. Интеллектуальная эффективность 15,6 28,6
Г. Личный контроль в учебной деятельности 12,5 9,5
Личностная мотивация в профессиональной деятельности
А. Интерес к профессии 15,6 28,6
Б. Престиж, авторитет вуза и факультета 15,6 28,6
В. Понимаю социальную и личностную значимость профессии 21,8 14,3
Г. Наилучшие способности именно в этой области 31,3 23,8
Идентификационно-поведенческий Полнота самореализации в профессии
А. Умение реализовать себя в профессии 56,3 28,6
Б. Стремление получить удовольствие от учебной и профессиональной деятельности 25,0 19,1
В. Раскрытие себя в общении с детьми 15,6 14,3
Г Самоанализ в деятельности 12,5 4,7
Д. Умение использовать личный опыт, собственные возможности в процессе обучения 46,8 42,8
Профессионально-ценностная самооценка
А. Слабый контроль за качеством знаний 0 4,7
Б. Культура общения и поведения в группе 25,0 28,6
В. Отношения с профессорско-преподавательским составом 15,6 23,8
Профессионально-результативный Адекватная самооценка
А. Умение использовать личный опыт, собственные возможности в процессе обучения 34,4 42,8
Б. Удовлетворенность результатами своей деятельности 34,4 23,8
В. Осознанное отношение к учебной деятельности 65,6 23,8
Г Способность определить недостатки в своей деятельности 31,3 25,0
к учебной, профессиональной деятельности, повышением уровня сформированности учебно-профессионального, профессионального самосознания, адекватного профессиональной подготовке, осознанием возможных перспектив педагогической деятельности [4]. Ориентацию студентов на ценностную составляющую в образовании мы считаем приоритетной, так как она может способствовать не только смене ценностей, но и достижению образовательных целей, обогащающих методы преподавания и содержания дисциплин вузовской подготовки.
Выводы. Профессионально-педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры выступает основным объектом педагогического влияния, поскольку от уровня его сформированности зависит реализация вузовского обучения. Профессионально-педагогическое самосознание студента определяет его жизненную позицию, ценности и мотивы обучения в вузе, формирует отношение к профессии, вузу и себе. Недостатки в этом аспекте подготовки снижают познавательную активность студента, личную ответственность за себя и будущую профессиональную деятельность, порождают формализм в обучении.
Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию с ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Литература
1. Акамов В.В. Диагностика сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры / В.В. Акамов, Т.И. Шукшина // Теория и практика физ. культуры и спорта. - 20l4. - № 8. - С. 22-25.
2. Карпова Е.Е. Формирование профессиональных ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей как важный аспект при подготовке к профессиональной
деятельности / Е.Е. Карпова // Состояние и перспектива развития физической культуры и спорта в современном образовании: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «53-е Евсевьевские чтения», 9-10 февраля 2017 г. / редкол.: И.В. Шин-дина (отв. ред.), В.В. Акамов; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - С. 25-30.
3. Миллер О.М. Взаимосвязи ценностей педагогической деятельности и профессионального самосознания педагогов / О.М. Миллер, Н.Ю. Кресова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. -№ 4. - С. 180-185.
4. Шукшина Т.И. Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза / Т.И. Шукшина, В.В. Акамов, И.А. Неясова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 72-74.
References
1. Akamov V.V., Shukshina T.I. Diagnostika sformirovannosti urovnya razvitiya tsennostnykh osnov professionalnogo samosoznaniya stu-dentov fakulteta fizicheskoy kultury [Diagnostics of Development of Level of Development of Value Basics of Professional Self-Consciousness of Students of Faculty of Physical Culture]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2014, no. 8, pp. 22-25.
2. Karpova E.E. Formirovanie professionalnykh tsennostnyih orientatsiy v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatelnosti u buduschih uchiteley kak vazhny aspekt pri podgotovke k professionalnoy deyatelnosti [Formation of professional value orientations in future life safety teachers as core aspect in vocational training]. Sostoyanie i perspektiva razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v sovremennom obrazovanii [State and development prospects of physical education and sports in modern education]. 53-e Evsevevskie chteniya [53rd Evseviev conf.]. Proc. international research-practical conf., 9-10 February 2017 g. ed.: I.V. Shindina, V.V. Akamov; MSPI. Saransk, 2018. pp. 25-30.
3. Miller O.M., Kresova N.Yu. Vzaimosvyazi tsennostey pedagog-icheskoy deyatelnosti i professionalnogo samosoznaniya pedagogov [Relationship between values of teacher's pedagogical activity and professional self-awareness]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. 2016. No. 4. pp. 180-185.
4. Shukshina T.I., Akamov V.V., Neyasova I.A. et al. Zdorove i zdorovy obraz zhizni v sisteme tsennostnykh orientatsiy studentov pedagogicheskogo vuza [Health and healthy lifestyle in values and priorities of pedagogy students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. pp. 72-74.