ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 28.04.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1
Кандидат педагогических наук В.В. Акамов1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF VALUE BASE OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION
Dr.Hab., Professor T.I. Shukshina1 Ph.D. V.V. Akamov1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Исследование направлено на выявление и апробацию педагогических условий, способствующих формированию ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры, а именно: актуализацию аксиологического потенциала дисциплин вузовской подготовки; разработку и внедрение в образовательный процесс элективного экспериментального курса «Педагогическая аксиология»; реализацию аксиологического подхода в педагогической практике. Авторами описывается опытно-экспериментальное исследование, проведенное на базе Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО), в котором приняли участие студенты факультета физической культуры Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Полученные данные свидетельствуют об эффективности педагогических условий, способствующих формированию профессионального самосознания будущих учителей физической культуры на ценностной основе.
Ключевые слова: педагогические условия, ценностные основы, профессиональное самосознание, студент, факультет физической культуры.
Annotation
The purpose of the present research was to identify and test pedagogical conditions promoting the formation of the value basics of professional consciousness of students of the Faculty of Physical Education, namely actualization of the axiological potential of university subjects; development and introduction in the educational process of the elective experimental course «Pedagogical axiology»; implementation of the axiological approach in the teaching practice.
The authors describe the experimental study at the premises of Mordovian basic teacher training center (MBTsPO), with the involvement of students of the Faculty of Physical Education of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev. The findings have proved the effectiveness of the pedagogical conditions promoting the formation of professional consciousness of the future teachers of physical education on the value basis.
Keywords: pedagogical conditions, value basis, professional identity, student, Faculty of Physical Education.
Введение. Проблема профессиональной подготовки учителей физической культуры, работников физкультурно-спортивной, спортивно-оздоровительной деятельности на современном этапе становится все более значимой для общества, что предполагает повышение качества их подготовки. Важнейшей задачей при подготовке выпускников педагогических вузов остается преобразование студента в учителя-профессионала. Система высшего образования должна способствовать социализации, формированию общей культуры личности педагога посредством приобщения к освоению и принятию педагогических ценностей.
Вопросы формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов - будущих учителей физической культуры рассматриваются в работах М. А. Арвисто, В. К. Баль-севича, А. В. Бойчевского, М. Я. Виленского, В. А. Винника, В. М. Выдрина, Л. И. Лубышевой, Н. А. Масюкова, А. П. Повар-ницына и др. В то же время педагогической наукой и образовательной практикой недостаточно полно используется аксиологическая база развития профессионального самосознания в процессе подготовки учителя физической культуры. В ходе
эксперимента нами также получены данные, свидетельствующие о низком уровне мотивационно-ценностного отношения к учебной и профессиональной деятельности у студентов факультета физической культуры, о недостаточно сформированном у них представлении о педагогической деятельности, процессе обучения в вузе (расхождение реальных и идеальных представлений о профессии), о недостаточном принятии ценностей педагогической деятельности (отсутствие представлений о данной категории ценностей, мотивации к учебной деятельности) [1, с. 22-25].
Цель исследования - выявить и апробировать педагогические условия, способствующие формированию ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры.
Методика и организация исследования. Для достижения цели использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ литературы, научно-методических и программных документов), эмпирические (педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, анализ результатов образовательной деятельности), методы статистической обра-
□
и
га у
г.
ч—
. О (и
■ -О
с
га
^
о (и .с Н
ботки данных. С целью апробации педагогических условий, способствующих формированию ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры, на базе МБЦПО было проведено исследование [3], в котором приняли участие 284 студента двух академических групп (экспериментальной и контрольной) на каждом из пяти курсов факультета физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа научной литературы и собственного опыта нами выделены педагогические условия, способствующие формированию ценностного самосознания будущих учителей физической культуры, а именно: актуализация аксиологического потенциала дисциплин вузовской подготовки; разработка и внедрение в образовательный процесс элективного экспериментального курса «Педагогическая аксиология»; реализация аксиологического подхода в педагогической практике. В ходе опытно-экспериментальной работы была осуществлена их апробация.
Внедрение первого условия, связанного с актуализацией аксиологического потенциала дисциплин профессиональной и предметной подготовки, осуществлялось в ходе изучения таких дисциплин, как «Теория и методика физического воспитания», «Правовые основы физической культуры и спорта», «Спортивно-педагогическое совершенствование» и др. Учебный процесс строился на личностно ориентированном и деятельностном подходах на основе установления межпредметных связей дисциплин общегуманитарного, социально-экономического и общепрофессионального циклов. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в образовательный процесс в качестве субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание уделялось развитию субъектных свойств студентов: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. [2]. В целях обеспечения последовательного и логического развития ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе акцент был сделан на взаимозависимости и взаимодополняемости спортивно-педагогических дисциплин и теоретических предметов (теории физической культуры и спорта, педагогики, психологии и т.д.). При изучении теоретических предметов упор сделан на укреплении связей с профилем факультета, а спортивно-педагогических дисциплин -именно на формировании ценностно-смысловых аспектов процесса обучения и тренировки. Это потребовало анализа студентами функционально-ценностного ресурса спортивной деятельности. В экспериментальных группах также был применен комплекс проблемных заданий для студентов, актуализирующих реализацию субъектной позиции будущего учителя физической культуры (учебные дебаты, дискуссии и др.).
Проверка второго условия проходила посредством внедрения в учебный процесс экспериментального курса «Педагогическая аксиология». В основе курса лежит идея продуктивного освоения студентами факультета физической культуры теории педагогической аксиологии через их собственную учебно-профессиональную и учебно-исследовательскую деятельность. Это обеспечивалось дидактическими принципами научности, связью теории с практикой; сознательностью, активностью и ответственностью студентов; взаимодействия преподавателя и студентов; профессиональной направленностью обучения. Обучение осуществлялось с помощью инструментария, который позволил организовать различные виды деятельности: активизацию личного опыта, проблематизацию рассматриваемых положений, самоопределение по отношению к имеющимся подходам, изучение дефиниций, проведение дискуссий, выполнение практических работ и исследований, проектирование собственных разработок, рефлексивное осознание хода обучения и др.
Содержание планируемых для усвоения тем по курсу было собрано в шесть модулей. Технология проведения занятий предусматривала сочетание докладно-реферативного метода с фронтальным обсуждением основных теоретических положений темы, анализ выполнения практических заданий, решение педагогических ситуаций, заданий, проведение дискуссий, деловых игр, составление тезауруса, эвристические вопросы, презентацию проектов школы будущего с учетом современных тенденций аксиологизации образования, дискуссии и др. Основу практических занятий составили задания по типу задания-наблюдения, учебно-тренировочные задания, задания творческого характера, задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств.
Апробация третьего условия - реализации аксиологического подхода в педагогической практике, взаимосвязь теоретической и практической подготовки - осуществлялась в период прохождения студентами педагогической практики. Данный подход позволяет рассматривать ее как особую ценностную систему, обеспечивающую духовное, интеллектуальное, волевое развитие личности будущего учителя. В основе этой системы лежат следующие ценностные приоритеты: личностные - педагогическая практика есть средство самореализации, саморазвития; профессиональные - практика развивает профессиональную компетентность, методологическую культуру, профессиональное мастерство, педагогическую рефлексию; социально-профессиональные - педагогическая практика развивает социальную активность, проявляемую в таких качествах, как самостоятельность, ответственность, конкурентоспособность, сотрудничество, содействие внутреннему саморазвитию участников деятельности, соучастие в педагогическом сообществе коллектива образовательного учреждения.
В ходе эксперимента нами использовались технологии трансформации контекста профессиональной ситуации в контекст жизненной и учебной ситуации студента, что способствовало эффективному формированию у него ценностного аспекта профессионального самосознания. Экспериментальные группы выполняли также специально разработанные творческие задания. Приведем некоторые примеры: 1. «Мастерская мастеров». Выберите по желанию и изучите педагогический опыт одного из учителей физической культуры. Защитите его методическую систему, обоснуйте его стиль взаимодействия с детьми. 2. По итогам урока или по просмотренному видеофрагменту дайте характеристику качеств учителя, проявляющихся в общении с учащимися. 3. Напишите мини-сочинение на тему «Портрет учителя физической культуры современной школы», защитите нарисованный вами образ перед студенческой аудиторией и др. Завершалось выполнение таких заданий рефлексией студентами личностно-профессиональных качеств учителя физической культуры.
В результате реализации комплекса педагогических условий, ориентированных на формирование ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры, в ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена позитивная динамика по всем направлениям.
Анализ результатов ранжирования итогового этапа эксперимента показывает, что среди терминальных ценностей особую значимость для студентов имеют ценности личной жизни, конкретные ценности, ценности профессиональной самореализации и абстрактные. Группировка по блокам сохранилась, однако произошла перестановка в иерархии ценностей. Наиболее важными инструментальными ценностями для большинства студентов являются ценности дела, ценности общения, индивидуалистические, ценности самоутверждения, ценности принятия других. Данные, полученные с помощью методики М. Рокича, подкреплены результатами опросника по исследо-
18
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2015 Август | Аид^
Повышение уровня соответствия реального и идеального образов себя как студента факультета физической культуры и как будущего учителя физической культуры в ходе эксперимента, %
Курс обучения Группа Соответствие образу идеального студента факультета физической культуры Соответствие образу идеального учителя физической культуры
Констатирующий этап Итоговый этап Результат Констатирующий этап Итоговый этап Результат
1-й Э +0,28 +0,42 +0,14 +0,16 +0,32 +0,16
К +0,39 +0,45 +0,06 +0,37 +0,38 +0,01
2-й Э +0,41 +0,58 +0,17 +0,26 +0,42 +0,16
К +0,43 +0,47 +0,04 +0,31 +0,32 +0,01
3-й Э +0,39 +0,63 +0.24 +0,29 +0,41 +0,12
К +0,56 +0,58 +0,02 +0,41 +0,46 +0,05
4-й Э +0,49 +0,61 +0,12 +0,34 +0,54 +0,2
К +0,54 +0,65 +0,11 +0,46 +0,49 +0,03
5-й Э +0,47 +0,62 +0,15 +0,39 +0,58 +0,19
К +0,63 +0,65 +0,02 +0,58 +0,61 +0,03
Цифры в таблице - коэффициент корреляции между имеющимися (реальными) и желательными (идеальными) качествами (по усредненному коэффициенту ранговой корреляции Спирмена).
ванию мотивов учебной деятельности. Анализ ответов студентов показывает, что получение высшего образования является для них главным мотивом учебной деятельности: количество таких ответов увеличилось с 45,9 % до 67,0 %.
Сравнение показателей уровня согласованности реального и идеального образов студента, а также себя в образе будущего специалиста отражает, на каком курсе уровень такой согласованности выше (см. таблицу). Из ее данных видно, что наибольшие изменения происходили в экспериментальных группах 3-го и 4-го курсов, что указывает на высокую пластичность студентов этих курсов.
Анализ данных позволяет сделать вывод, что большее соответствие отмечается по отношению к образу себя как «хорошего студента», чем к образу себя как «хорошего специалиста». Это вызвано в первую очередь тем, что основной деятельностью для студентов является обучение, которое и накладывает свой отпечаток на результат опроса. Изменения уровня соответствия реального и идеального образов по отношению к образу «хорошего студента» могут характеризовать как сам процесс обучения на факультете, так и трудности, с которыми столкнулись студенты, а также их ожидания, которые также влияют на уровень развития учебно-профессионального самосознания.
Наименьшее соответствие реального и идеального образов себя как «хорошего студента» и «хорошего учителя физической культуры» наблюдается у студентов 1 -го курса. Это объясняется многими факторами: принятием новой социальной роли, специфической нагрузкой, адаптационными процессами и др. В результатах студентов 2-го и 3-го курсов отмечается положительная динамика, что свидетельствует о накоплении знаний, формировании практических умений в избранной специальности. Наибольшие изменения и приближение показателей к уровню соответствия образу «хорошего специалиста» наблюдаются на двух последних курсах. Именно на этих курсах студенты проходят учебную и производственную практику, осуществляется взаимосвязь теоретической и практической профессиональной подготовки, усиливается творческая исследовательская направленность их образовательной деятельности. При этом можно заметить, что степень соответствия реального и идеального образов себя у студентов разных курсов повышается в большей степени именно по отношению к будущей деятельности (к образу «хорошего специалиста) и в меньшей - по отношению к обучению, где результаты студентов изменяются от курса к курсу. Данный показатель подтверждает наше предположение о том,
что преобразование учебно-профессионального самосознания в профессиональное самосознание происходит уже на этапе вузовского обучения.
Выводы. Сравнение результатов сформированности профессионального самосознания студентов факультета физической культуры позволяет констатировать, что у студентов экспериментальных групп произошли значительные изменения вследствие реализации в образовательном процессе комплекса педагогических условий.
Литература
1. Акамов В.В. Диагностика сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры / В.В. Акамов, Т.И. Шукшина // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 22-25.
2. Майдокина Л. Г. Психолого-педагогическая модель развития субъектности будущего педагога в условиях вуза / Л. Г. Майдокина // Гуманитарные науки и образование. - Саранск. - 2011. - № 4. - С. 82-84.
3. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр педагогического образования как региональная модель подготовки педагогических кадров / Т.И. Шукшина, Н.В. Рябова // Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции и практика: сб. науч. ст. VII Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 октября 2014 года) / Под общ. ред. И.И. Соколовой // СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. - С. 225-231.
References
1. Akamov, V.V. Diagnostika sformirovannosti urovnya razvitiya tsennostnykh osnov professional'nogo samosoznaniya studentov fakul'teta fizicheskoy kul'tury (Diagnostics of level of development of value basis of professional identity of students of the Faculty of Physical Education) / V.V. Akamov, T.I. Shukshina // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 8. - P. 22-25.
2. Maydokina, L. G. Psikhologo-pedagogicheskaya model' razvitiya sub'ektnosti budushchego pedagoga v usloviyakh vuza (Psycho-pedagogical model of development of subjectness of future teacher in university environment) / L.G. Maydokina // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - Saransk. - 2011. - № 4. - P. 82-84.
3. Shukshina, T.I. Mordovskiy bazovy tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya kak regional'naya model' podgotovki pedagogicheskikh kadrov (Mordovian basic teacher training center as a regional teacher training model) / T.I. Shukshina, N.V. Ryabova // Pedagogicheskoe obrazovanie v gosudarstvakh - uchastnikakh SNG: sovremennye problemy, kontseptsii i praktika: sb. nauch. st. VII Mezhdunar. konf. (Teacher training in the CIS states: current problems, concepts and practice: Proc. of VII Internat. Conf. (St. Petersburg, 23-24 October 2014) / Ed. by I.I. Sokolova // St. Petersburg: FGBNU «IPOOV RAO», 2014. - P. 225-231.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».