УДК: 796.077.5
ДИАГНОСТИКА
сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры!
Кандидат педагогических наук В.В. Акамов Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF VALUE BASICS OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE V.V. Akamov, Ph.D. T.I. Shukshina, professor, Dr.Hab. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk Key words: diagnosis, value basis, professional identity, methodologies, motives, student of faculty of physical culture.
Changes taking place in modern life have an impact on the situation in the sphere of education, stipulated by the needs of comprehensive school for specialists with a new mindset. In the modern pedagogical process ax-iological problems are getting more important, that is explained by the change in the paradigm of education, specificity of pedagogical activity, its social role and personality forming opportunities. In domestic scientific literature values are considered as one of the most important top level central mental formations, involving a certain motivational incentive potential of identity, including professional one. The purpose of the study was to determine the initial level of formation of professional consciousness of students of the faculty of physical culture on the basis of the analysis of personality-teaching values, motives for learning. Professional consciousness of a future specialist is the main object of pedagogical influence, because the level of its development affects the implementation of university education. Student's professional consciousness determines his stand in life, values and motives of university studies, forms the attitude to profession, university and oneself. Shortcomings in this aspect of training reduce student's cognitive activity, personal responsibility for oneself and future professional activity, generate learning formalism. These data confirm the need to identify and implement conditions for the formation of value bases of professional consciousness of students - future physical education teachers.
Ключевые слова: диагностика, ценностные основы, профессиональное самосознание, методики, мотивы, студент факультета физической культуры.
Актуальность. Изменения, происходящие в современной жизни, оказывают влияние на ситуацию в сфере образования, обусловленную потребностями общеобразовательной школы в специалистах с новым мышлением. В современном педагогическом процессе все более актуальными становятся аксиологические проблемы, что объясняется сменой парадигмы образования, спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно-образующими возможностями. В отечественной научной литературе ценности рассматриваются как одно из важнейших центральных психических образований высшего уровня, несущих в себе определенный мотивационно-побудительный потенциал самосознания, в том числе профессионального [2].
Исследование ценностных основ в формировании профессионального самосознания студентов факультета физической культуры (ФФК) продиктовано потребностями школы, практики, текущей жизни в компетентных учителях, тренерах, организаторах спортивно-физкультурного движения, т. е. в специалистах, способных реализовать ценностный потенциал физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья, физического воспитания и совершенствования человека и общества в целом. На фоне неудовлетворительного состояния здоровья детского и взрослого населения эти вопросы приобретают особую остроту.
Как показывает анализ, современной педагогической наукой (М. А. Арвисто, В. К. Бальсевич,
A. В. Бойчевский, М. Я. Виленский, В. А. Винник,
B. М. Выдрин, Л. И. Лубышева, А. П. Поварницын и др.) и образовательной практикой недостаточно полно используется аксиологическая база развития профессионального самосознания в процессе подготовки учителя физической культуры. Эта проблема до сих пор остается за рамками специальных исследований. Подготовка в высшей школе не всегда способствует реализации мотивационно-ценностных источников формирования самосознания, что замедляет процесс профессионального становления. Поэтому возникает необходимость в обеспечении условий становления и поступательного развития ценностных основ профессионального самосознания будущего учителя физической культуры, адекватного специфике предстоящей профессиональной деятельности.
Цель исследования - определить исходный уровень сформированности профессионального самосознания студентов факультета физической культуры на основе анализа личностно-педагогических ценностей, мотивов учения.
Методика и организация исследования. В процессе исследования нами использовались следующие методики, которые были адаптированы к применению на ФФК: 1) методика М. Рокича по исследованию ценностных ориентаций с помощью ранжирования терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства) ценностей; 2) методика С. А. Попова по исследованию становления профессионального самосознания субъекта труда на этапе вузовского обучения «Я-реальное», «Я-идеальное»; 3) методика исследования мотивов учения для определения причин профессионального выбора, а также мо-
Таблица 1. Результаты ранжирования терминальных и инструментальных ценностей студентов факультета физической культуры
Ценности-цели Процент Место Ценности-средства Процент Место
1. Активная деятельная жизнь 16,2 1 1. Порядок в делах 13,5 1
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 21,6 8 2. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) 21,6 3
3. Здоровье (физическое и психическое) 43,2 1 3. Высокие притязания 18,9 9
4. Интересная работа 13,5 3, 7, 8, 9 4. Жизнерадостность (чувство юмора) 10,8 2, 3, 5, 10, 12, 14, 15
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе, искусстве) 21,6 15 5. Исполнительность (дисциплинированность) 16,2 10
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 16,2 3, 4 6. Независимость, способность действовать самостоятельно 10,8 10, 11, 15, 17, 18
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднении) 16,2 2, 15 7. Непримиримость к недостаткам в себе и в других 13,5 1, 2, 10
8. Наличие хороших и верных друзей 21,6 6 8. Эрудированность в профессиональных вопросах 21,6 2
9. Хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого) 16,2 4 9. Чувство долга, умение держать слово 13,5 15, 17
10. Общественное признание (уважение окружающих, товарищей по работе) 16,2 11, 14 10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения) 13,5 5, 6, 9, 11
11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 16,2 13 11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 16,2 13
12. Равенство (братство, равные возможности для всех) 13,5 5, 11, 15 12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 16,2 4
13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках 13,5 14, 16, 18 13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 24,3 6
14. Свобода как независимость в поступках и действиях 16,2 9 14. Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения) 16,2 4
15. Счастливая семейная жизнь 16,2 5 15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 13,5 15, 17
16. Творчество (возможность творческой деятельности) 21,6 17 16. Честность (правдивость, искренность) 13,5 5, 17
17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 13,5 6, 8, 12, 13 17. Трудолюбие, продуктивность в работе 16,2 17
18. Удовольствие (жизнь, полная удовольствий) 16,2 18 18. Чуткость, заботливость 21,6 18
тивов, побуждающих к учению. Для изучения исходного уровня сформированности ценностных основ профессионального самосознания студентов ФФК на базе Мордовского базового центра педагогического образования было проведено исследование, в котором приняли участие студенты факультета ФФК [1]. Общая численность выборки составила 284 человека.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование состояло из трех частей. В первой части исследовали приоритетные ценности студентов ФФК, ориентация на которые позволяет человеку выстраивать собственную модель поведения, определять мотивы и т. д. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные -убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Результаты ранжирования терминальных и инструментальных ценностей студентами суммировались, определялось место (ранг) каждой (табл. 1).
Результаты ранжирования показывают, что для студентов особую значимость имеют ценности профессиональной самореализации, за ними следуют ценности личной жизни, затем конкретные и абстрактные. Ранжирование и анализ инструментальных ценностей (ценностей-средств) позволяют определить, с помощью каких средств эти цели предполагается достичь. Сопоставительный анализ результатов ранжирования студентами (ценности-средства) позволил выявить слабо выраженную группировку ценностей по блокам. Для студентов особую значимость имеют ценности дела, за ними следуют ценности самоутверждения, далее ценности общения, индивидуальные и ценности принятия. Анализ результатов ранжирования показывает, что среди терминальных ценностей особую значимость для студентов имеют ценности личной жизни, профессиональной самореализации, конкретные, абстрактные. Наи-
более важными инструментальными ценностями для большинства студентов являются ценности дела, далее следуют ценности самоутверждения, ценности общения, индивидуальные ценности и ценности принятия других.
Полученные данные были подкреплены результатами опроса по исследованию мотивов учебной деятельности, с помощью которого выявлены роль и значения мотивов, детерминирующих поведение и деятельность студентов. Опросник включал две группы мотивов: первая раскрывала основной мотив выбора специальности; вторая -основные причины мотивационно-ценностного отношения к осуществлению студентом учебной деятельности.
Анализ ответов студентов позволяет сделать вывод о том, что получение высшего образования для студентов - главный мотив учебной деятельности (45,9 %). Кроме того, студенты отметили такие мотивы: «интерес к избранной профессии» (35,4 %), «наилучшие способности именно в этой области» (38,2 %), «престиж и авторитет вуза и факультета» (32,0 %), «семейные традиции, желание родителей» (29,0 %). Наряду с этим в качестве одного из мотивов студенты 1-го курса рассматривают обучение в вузе как «беззаботный период жизни» (26,0 %). Это может быть вызвано как незнанием особенностей протекания образовательного процесса на факультете, так и нежеланием осуществлять учебную деятельность. В ответах старшекурсников наблюдается позитивная динамика - данный мотив на последнем месте, что свидетельствует об их четко сложившемся представлении о данном процессе.
Среди основных причин мотивационно-ценностного отношения студентов к осуществлению учебной деятельности большое значение имели получение хороших отметок (40,5 %), желание быть хорошим студентом (35,1 %), получать одобрение со стороны (32,4 %), желание хорошо подготовиться к избранной профессии, понимание своей ответственности перед обществом (29,7 %). 2-е по значимости место студенты отвели таким качествам: нравится практика в учебных заведениях (43,2 %), любовь к выполнению слож-
Таблица 2. Изменение уровня соответствия реального и идеального образов себя как студента факультета физической культуры и как будущего учителя *
Курс обучения Соответствие образу идеального студента факультета физической культуры Соответствие образу идеального учителя физической культуры
1-й 0,28 0,16
2-й 0,43 0,31
3-й 0,39 0,29
4-й 0,49 0,34
5-й 0,47 0,39
* - цифрами отмечен коэффициент корреляции между имеющимися (реальными) качествами и желательными (идеальными) качествами (по усредненному коэффициенту ранговой корреляции Спирмена).
ной работы (37,8%), возможность большей самостоятельности, нравится узнавать новое, нравится мыслить (35,1%), интерес к содержанию учебной деятельности, любовь к теоретическим знаниям (32,4%). На 3-е место студенты поместили любовь к теоретическим знаниям (32,4%), выполнение тяжелой работы (28,6%); на 4-е- возможность большей самостоятельности (25,7%). Из результатов исследования также видно, что мотивы профессиональной деятельности не теряют своей актуальности от курса к курсу.
В третьей части эксперимента нами определялась степень осознания студентами ФФК своей готовности быть студентом, а также своей готовности к будущей профессиональной деятельности. Анализ научной литературы выявил, что осознание своей готовности быть студентом, а также осознание своей готовности к будущей профессии - важные компоненты учебно-профессионального самосознания. Данное положение мы исследовали с помощью анализа представлений студентов о своих реальных и идеальных качествах, уровня их согласованности применительно к учебной и будущей профессиональной деятельности. Для этого использовался опросник, разработанный С. А. Поповым и адаптированный нами для студентов ФФК. Студенты выписывали наиболее важные качества, характеризующие «хорошего студента», ранжировали их по значимости для эффективной учебы в вузе применительно к себе. Аналогично студенты оценивали свое соответствие образу идеального специалиста (данные в табл. 2).
Как видно из таблицы, в показателях соответствия реальных и идеальных образов себя как «хорошего студента» и «хорошего учителя физической культуры» отмечается явный рост от первого курса обучения к последнему. Большее соответствие отмечается по отношению к образу себя как «хорошего студента», чем к образу себя как «хорошего специалиста». Вызвано это в первую очередь тем, что основной деятельностью для студентов на данный момент является обучение, что накладывает отпечаток на результат опроса. Знания, практические умения по избранной специальности накапливаются, формируются и необходимые для работы качества личности. Заметим также, что наименьшее соответствие отмечается на 1-м курсе обучения. Вероятно, это является одной из причин неуверенности студента в своих силах (способностях, качествах) быть «хорошим студентом».
Анализ данных показывает, что повышение степени соответствия реального и идеального образов себя у студентов разных курсов более отчетливо происходит именно по отношению к будущей деятельности (к образу «хорошего
специалиста»), чем по отношению к обучению, где результаты изменяются, то приближаясь к образу себя как «хорошего студента», то удаляясь от него. Постепенные динамические изменения степени соответствия реального и идеального образов себя по отношению к будущей деятельности от курса к курсу указывают на то, что преобразование учебно-профессионального самосознания в профессиональное происходит уже на этапе вузовского обучения.
Изменения уровня соответствия реального и идеального образов по отношению к образу «хорошего студента» могут характеризовать как сам процесс обучения на факультете, так и трудности, с которыми столкнулся студент на каждом из пяти курсов, ожидания студентов, которые также накладывают свой отпечаток на уровень развития учебно-профессионального самосознания.
Выводы. Профессиональное самосознание будущего специалиста выступает основным объектом педагогического влияния, поскольку от уровня его сформированности зависит реализация вузовского обучения. Профессиональное самосознание студента определяет его жизненную позицию, ценности и мотивы обучения в вузе, формирует отношение к профессии, вузу и себе. Недостатки в этом аспекте подготовки снижают познавательную активность студента, личную ответственность за себя и будущую профессиональную деятельность, порождают формализм в обучении [1, с. 83]. Полученные данные подтверждают вывод о необходимости выявления и реализации условий, обеспечивающих формирование ценностных основ профессионального самосознания студентов - будущих учителей физической культуры. Литература
1. Майдокина Л.Г. Психолого-педагогическая модель развития субъектности будущего педагога в условиях вуза / Л.Г. Майдокина // Гуманитарные науки и образование. - Саранск. -2011,-№4.-С. 82-84.
2. Шукшина Т.И. Развитие культурно-продуктивной личности в условиях базового центра педагогического образования / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Высшее образование сегодня. -2013.-№ 1.-С. 60-66.
References
1. Maydokina.L.G. Psycho-pedagogical model of the development of subjectivity of a future teacher within a university / L.G. Maydokina // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - Saransk. - 2011. - № 4. -P. 82-84. (In Russian)
2. Shukshina, T.I. Development of cultural and productive personality in terms of the base center of Teacher Education / T.I. Shukshina, P.V. Zamkin // Vysshee obrazovanie zavtra. - 2013. - No 1. - P. 60-66. (In Russian)
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 15.03.2014 г.