Научная статья на тему 'Дополнительная общеобразовательная программа как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности'

Дополнительная общеобразовательная программа как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / AN ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAM / СРЕДСТВО / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / БЕЗОПАСНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SAFE LIVELIHOODS / ЦЕННОСТИ / VALUES / MEANS / VALUE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Екатерина Евгеньевна, Шукшина Татьяна Ивановна

В статье освещается опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы, используемой как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности. Анализ научной, научно-методической литературы, нормативных документов показал недостаточную разработанность проблемы формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза. В связи с этим в рамках опытно-экспериментальной работы разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя». Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» в котором приняли участие 108 студентов четырех академических групп. Программа направлена на решение ряда задач, а именно: знакомство с ценностными ориентациями в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя, изучение технологий формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя, а также на формирование умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя. Содержание программы направлено на формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей в рамках внеучебной деятельности. Полученные в ходе исследования результаты показали положительную динамику формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза, являвшихся слушателями данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонина Екатерина Евгеньевна, Шукшина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional general education program as a means of forming a value ratio of students of a pedagogical university to a safe life

The article highlights the experience of implementing an additional general education program used as a means of forming a value attitude of students of a pedagogical university to a safe life. Analysis of scientific, scientific and methodological literature, normative documents showed insufficient development of the problem of formation of value orientations in the field of safety of life activities of students of a pedagogical university. In this regard, in the framework of experimental and experimental work, an additional general education program "The Values of the Safe Life of the Future Teacher" was developed and implemented. The study was carried out on the basis of FGBOU VO "Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Yevsevyev" in which 108 students of four academic groups took part. The program is aimed at the solution of a number of tasks, namely: acquaintance with value orientations in the field of safety of the future life of the teacher, the study of technologies for the formation of value orientations in the life safety of the future teacher, and the formation of skills in the life safety of the future teacher. The content of the program is aimed at the formation of value orientations in the field of life safety of future teachers in the framework of extracurricular activities. The results obtained in the course of the research showed positive dynamics of the formation of value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university who were students of this program.

Текст научной работы на тему «Дополнительная общеобразовательная программа как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN318.pdf

Статья поступила в редакцию 20.06.2018; опубликована 08.08.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Афонина Е.Е., Шукшина Т.И. Дополнительная общеобразовательная программа как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Afonina E.E., Shukshina T.I. (2018). Additional general education program as a means of forming a value ratio of students of a pedagogical university to a safe life. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN318.pdf (in Russian)

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01084)

УДК 378(045) ГРНТИ 14.07

Афонина Екатерина Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Аспирант кафедры «Педагогики» Доктор педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=900504

Шукшина Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Зав. кафедрой «Педагогики» Проректор по научной работе Профессор

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=484311

Дополнительная общеобразовательная программа как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности

Аннотация. В статье освещается опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы, используемой как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности. Анализ научной, научно-методической литературы, нормативных документов показал недостаточную разработанность проблемы формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза.

В связи с этим в рамках опытно-экспериментальной работы разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя». Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» в котором приняли участие 108 студентов четырех академических групп. Программа направлена на решение ряда задач, а именно: знакомство с ценностными ориентациями в области безопасности жизнедеятельности

будущего учителя, изучение технологий формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя, а также на формирование умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя. Содержание программы направлено на формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей в рамках внеучебной деятельности. Полученные в ходе исследования результаты показали положительную динамику формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза, являвшихся слушателями данной программы.

Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная программа; средство; ценностное отношение; студенты педагогического вуза; безопасная жизнедеятельность; ценности; ценностные ориентации

За последние годы в нашей стране на первое место вышла проблема обеспечения безопасности жизни населения. Частое возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, слабая осведомленность о правилах поведения в них, а также отсутствие культуры безопасного поведения влекут за собой угрозу жизни и здоровью, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.

О необходимости воспитания личности безопасного типа поведения указывает разработанный ГОСТ 12-0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», в котором отмечается, что обучающихся следует знакомить с правилами безопасного поведения в процессе учебы, особенностями выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин [10].

Решение указанной проблемы в большей степени зависит от будущего учителя, который осознает важность и значимость воспитания личности безопасного типа поведения, для которого охрана жизни и здоровья обучающихся является составляющей профессиональной подготовки, а ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности выступают составляющей профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на основе изучения и анализа научной литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме с привлечением теоретических (анализ, синтез, систематизация, обобщение, проектирование) и эмпирических (анкетирование, самооценка, экспертный опрос) методов, включая математическую и статистическую обработку данных результатов педагогического эксперимента.

Анализ научной литературы показывает, что вопросы ценностей и ценностных ориентаций исследуются различными специалистами (М.В. Богуславский, И.В. Дубровина, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин и другие). К примеру, В.А. Сластенин считает, что ценности и ценностные ориентации являются ядром целостности личности и выражают качественную характеристику смысловой структуры сознания специалиста, служат критерием реализации социальной и профессиональной активности [6, с. 59].

Следует отметить, что изучение ценностных ориентаций является базовой основой при характеристике личности будущего педагога, а ценностные ориентации рассматриваются как важнейший компонент, характеризующий ее отношение к различным ценностям и находящий свое выражение в ее потребностях, мотивах, эмоциях и деятельности. Для студентов педагогического вуза, кроме общепризнанных человеческих ценностей, профессионально-

https://mir-nauki.com

педагогических ценностей образования, достаточно значимую роль играют ценностные ориентации, формируемые в области безопасности жизнедеятельности.

Учитывая научные работы исследователей (Е.А. Климова, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова, Е.Н. Шиянова и др.), определяем {{ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза» как вид ценностных ориентаций, которые обеспечивают успешное формирование у обучающихся безопасной культуры поведения, способности и готовности ее реализации в повседневной жизни [4].

В ходе исследования установлено, что подготовка студентов педагогического вуза в области безопасности жизнедеятельности достаточно важна и обусловлена значимостью решения противоречия между социальным заказом общества и государства в учителях, обладающих высоким уровнем сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности, с одной стороны, и недостаточным теоретико-методологическим и методико-технологическим изучением процесса их формирования и разработки организационно-методического обеспечения, с другой.

В связи с этим актуализируется проблема поиска таких форм и способов подготовки студентов педагогического вуза, которые бы способствовали формированию у них ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности.

Изучение литературы (Л.Н. Буйлова [1], Ю.В. Варданян [2], С.Н. Горшенина [3], Л.А. Петрова [5] и др.), а также собственный исследовательский опыт показывают, что во многом решению данной проблемы будет способствовать подготовка будущих педагогов по дополнительной общеобразовательной программе, в рамках которой студент педагогического вуза сможет получить теоретические знания, практические умения и навыки поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях и т. п.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности [1].

В процессе изучения дополнительной общеобразовательной программе будущий учитель может расширить спектр формируемых специальных профессиональных компетенций, а также ценностных ориентаций [3, с. 136].

В рамках опытно-экспериментальной работы нами разработана дополнительная общеобразовательная программа «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя». Данная программа апробирована в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева». Она рассчитана на подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Общий объем программы составляет 24 часа и включает теоретическую (4 часа лекционных занятий) и практическую (8 часов практических занятий) части, а также 12 часов отводится на самостоятельное изучение.

Отличительной особенностью разработанной программы является практико-ориентированный подход к процессу подготовки будущих учителей в контексте аксиологической и компетентностной парадигм образования.

Программа направлена на формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя и предполагает решение следующих задач:

• ознакомление с ценностными ориентациями в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя;

• изучение технологий формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя;

• формирование умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя.

Содержательный компонент дополнительной общеобразовательной построен по модульному принципу и включает два основных модуля: теоретический, направленный на изучение теоретического материала, и практический, способствующий формированию конкретных умений, навыков, развитие компетенций на практических занятиях. Каждый модуль содержит также задания для самостоятельной работы.

Подчеркнем, что структура и содержание разработанных заданий в рамках дополнительной общеобразовательной программы соответствуют требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» [8] и Профессиональному стандарту педагога [9] и представлены по отношению к самим обучающимся, по отношению к себе как специалисту, по отношению к своей профессиональной деятельности, т. е. в соответствии с той классификацией, которая разработана нами в процессе теоретического осмысления проблемы [7, с. 314].

Первый модуль «Теоретические основы ценностей и ценностных ориентаций» включает лекционные занятия, которые нацелены на формирование теоретических представлений об основных видах, структуре и особенностях развития и становления ценностных ориентаций, теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, изучение структуры ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности и их классификации.

В процессе изучения первого модуля нами использовались различные формы для осуществления текущего контроля: индивидуальное собеседование, проверка конспектов, экспресс-тестирование с взаимопроверкой.

Итоговой формой контроля модуля «Теоретические основы ценностей и ценностных ориентаций» выступала дискуссия, которая была представлена следующими тематическими областями:

1. «Всё, что совершается в зависимости от ожидаемой награды или кары, будет эгоистическим деянием и, как таковое, лишено». (А. Шопенгауэр).

2. «Правильно мыслить более ценно, чем многое знать». (Д. Локк).

3. «Тот лучше всего защищён от опасностей, кто хранит бдительность и в зримой безопасности». (Публий Сир).

4. «Екатерина уважала в подданном сан человека, нравственного существа, созданного для счастья в жизни. Она знала, что личная безопасность есть первое для человека благо и что без нее жизнь наша, среди всех иных способов счастья и наслаждения, есть вечное, мучительное беспокойство». (Николай М. Карамзин).

5. «Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение». (Оноре де Бальзак).

Второй модуль программы «Технологии формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей» ориентирован на формирование умений в области в области безопасности жизнедеятельности, овладение студентами

https://mir-nauki.com

технологиями безопасной жизнедеятельности. С этой целью для выполнения разработаны различные виды учебных заданий: решение проблемных ситуаций и видео-кейсов, моделирование на практике чрезвычайных и опасных ситуаций, их оценку, анализ и нахождение способов разрешения, а также осуществление работы с проектными заданиями.

Формами контроля второго модуля выступали следующие: представление выполненных заданий, метод «ПОПС-ФОРМУЛА», создание WEB-КВЕСТА, тест-проект.

В качестве итоговой формы контроля по данному модулю студенты разрабатывали и защищали проекты (выбор осуществлялся ими по любой из предложенных тем):

1. Ценностные ориентации личности педагога.

2. Ощущение полной безопасности наиболее опасно.

3. Безопасность ребенка превыше всего.

4. Какие они, ценности в области безопасности жизнедеятельности?

5. «Если хочешь быть в безопасности...».

6. «Без опасностей - мы в безопасности».

7. Педагогика безопасности - как новое научное направление.

8. Чувство ответственности современного человека.

9. Ценностные ориентации безопасности жизнедеятельности.

Завершение дополнительной общеобразовательной программы было представлено итоговой защитой портфолио образовательных достижений слушателей, включающего в себя: материалы лекций по программе; комплексы диагностических материалов с целью выявления уровней сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей; комплексы проблемных ситуаций по безопасности жизнедеятельности; планы-конспекты занятий; самоотчет о результатах освоения программы.

В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя» студенты узнали об этапах становления и развития ценностных ориентаций; усвоили сущность понятия «ценностные ориентации» и изучили исследования о системе ценностных ориентаций учителей, также познакомились с ценностными ориентациями в области безопасности жизнедеятельности, их структурой и функциями.

Как показал анализ, реализация данной программы оказала положительное влияние на будущего учителя. Как итог, они научились решать проблемные ситуации и видео-кейсы в области безопасности жизнедеятельности, а также работать с проектными заданиями. Важным аспектом при этом стало владение способами и средствами защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, также компетенциями, умениями и навыками безопасного поведения.

В процессе работы выявлено, что у будущих учителей, которые участвовали в реализации дополнительной общеобразовательной программы в рамках опытно-экспериментальной работы, происходили сложные изменения, характеризующие повышение уровня сформированности ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности.

Это подтверждается обобщенными результатами исследования (рисунок 1), проведенного на базе ФГБОУ ВО «Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева», в котором принимали участие студенты 2 курса двух академических групп факультета педагогического и художественного образования. Полученные данные

показали, что до апробации образовательной программы у будущих учителей низкий уровень ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности достигал 53 %, а после ее реализации на низком уровне осталось всего 20 %; средний уровень составлял 31 % испытуемых, а после выполнения учебных заданий в рамках реализации программы он увеличился и стал достигать 37 %. И, наконец, высокий уровень составлял 16 %, а после освоения программы повысился и стал составлять 43 %.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Низкий

□ Средний

До апробации После апробации

Рисунок 1. Данные сравнения в уровне сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей (составлено автором)

Таким образом, специально разработанный курс в формате дополнительной общеобразовательной программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя» и его реализация позволяет слушателям освоить систему теоретических знаний, практических умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, а это, в свою очередь, поможет преобразовать студента педагогического вуза в такого учителя, который непосредственно сможет научить подрастающее поколение определять возникающие угрозы и риски, находить способы их разрешения, а тем самым создавать благоприятные условия для существования в социуме.

https://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Буйлова, Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. - 2015. -№ 15. - С. 567-572. - URL https://moluch.ru/archive/95/21459/ (дата обращения: 18.06.2018).

Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: на материале подготовки педагога и психолога: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. М.: РГБ, 1998. - 353 с.

Горшенина, С.Н. Дополнительная профессиональная программа как средство подготовки будущего педагога к деятельности в поликультурной образовательной среде / С.Н. Горшенина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 134-141.

Карпова, Е.Е. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1465758458.pdf (дата обращения 08.06.18).

Петрова, Л.А. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как форма организации образовательного процесса в вузе / Л.А. Петрова // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - Т. 1. - № 1 - 1 (2015). - С. 13-17.

Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.

Шукшина, Т.И. Значение профессиональных ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей при подготовке к профессиональной деятельности / Т.И. Шукшина, Е.Е. Карпова // Научно-методическое сопровождение практико-ориентированной подготовки педагога в условиях модернизации образования / под. ред. Т.И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. - 320 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) от 9 февраля 2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения 07.03.17).

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=203805#0 (дата обращения 13.03.17).

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200136072 (дата обращения 27.05.18).

85PDMN318

Afonina Ekaterina Evgenevna

Mordovian state pedagogical institute, Saransk, Russia E-mail: [email protected]

Shukshina Tatyana Ivanovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mordovian state pedagogical institute, Saransk, Russia E-mail: [email protected]

Additional general education program as a means of forming a value ratio of students of a pedagogical university to a safe life

Abstract. The article highlights the experience of implementing an additional general education program used as a means of forming a value attitude of students of a pedagogical university to a safe life. Analysis of scientific, scientific and methodological literature, normative documents showed insufficient development of the problem of formation of value orientations in the field of safety of life activities of students of a pedagogical university.

In this regard, in the framework of experimental and experimental work, an additional general education program "The Values of the Safe Life of the Future Teacher" was developed and implemented. The study was carried out on the basis of FGBOU VO "Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Yevsevyev" in which 108 students of four academic groups took part. The program is aimed at the solution of a number of tasks, namely: acquaintance with value orientations in the field of safety of the future life of the teacher, the study of technologies for the formation of value orientations in the life safety of the future teacher, and the formation of skills in the life safety of the future teacher. The content of the program is aimed at the formation of value orientations in the field of life safety of future teachers in the framework of extracurricular activities. The results obtained in the course of the research showed positive dynamics of the formation of value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university who were students of this program.

Keywords: an additional general education program; a means; a value attitude; students of a pedagogical university; safe livelihoods; values; value orientations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.