Научная статья на тему 'Дополнительная общеобразовательная программа "ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя": итоги реализации'

Дополнительная общеобразовательная программа "ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя": итоги реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ЦЕННОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAM / RESULT / FUTURE TEACHER / VALUES / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Екатерина Евгеньевна

В статье показаны основные результаты внедрения дополнительной общеобразовательной программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя», которая способствует формированию ценностей и ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя в рамках внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM "VALUES OF SAFE VIABILITY OF A FUTURE TEACHER": RESULTS OF IMPLEMENTATION

The article shows the main results of the introduction of the additional general education program "Values of the safe life of the future teacher", which contributes to the formation of values and value orientations in the field of life safety of the future teacher in the framework of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Дополнительная общеобразовательная программа "ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя": итоги реализации»

учитывает влияние социальных ролей, культурных стереотипов, уникальность и индивидуальность. Осознает потребности и чувства свои и другого человека. Умеет проявлять свои чувства и учитывать чувства другого человека. Эмоционально устойчив, толерантен. Работает над собой, своим внутренним миром. Трудности «встречает» и превращает их в возможности для развития своей личности, профессиональной деятельности, совершенствует свою деятельность. Доверяет себе и другим. Верит в себя и в других. В себе раскрывает потенциал для развития и самосовершенствования. Самооценка адекватная, высокая, способствует решению профессиональных и личных задач.

Высокий деятельностный уровень. Деятельность студента по приобретению знаний и совершенствованию профессиональных умений и навыков упорядочена, осознанна, постоянна. Способствует в процессе профессиональной подготовки развитию студенческой среды университета. Уверенно решает задачи профессиональной подготовки. Умеет находиться в ситуации неопределенности. Осознает ценность времени как ресурса развития. Умеет находиться в состоянии «здесь и сейчас». Владеет собой и своей деятельностью. Студент активен, ответственен, умеет управлять собой, самоорганизован, может действовать вместе, сообща, в команде. Профессиональная подготовка осознанна, целенаправленна и результативна. Студент эффективно решает задачи учебной, научно-исследовательской и социально-воспитательной работы университета. Творчески подходит к решению задач. Осмысленно подходит к трудностям, «встречает» и воспринимает их как возможности для роста, созидания.

На высоком уровне студент университета готов к профессиональной деятельности.

Формируется готовность в совместной деятельности и общении студентов и преподавателей социального и педагогического университетов, обеспечивающих создание психолого-педагогических условий.

Выводы. Непосредственное влияние преподавателей социального и педагогического университетов на подготовку к профессиональной деятельности в современных условиях востребованности выпускников обозначило необходимость субъектного подхода к личности преподавателя, эффективно решающего эту задачу.

Преподаватель, являясь субъектом педагогической деятельности, обеспечивает психолого-педагогические условия профессиональной подготовки студентов социального и педагогического университетов. Профессиональное развитие личности преподавателя обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, объективных и субъективных. Актуализация мотивационной сферы личности смыслом, ценностями способствует активности в профессии и творческому отношению, позволяет находить способы преодоления трудностей, построения индивидуальной траектории профессионального развития на жизненном пути человека. Ценностное отношение преподавателя к профессиональной деятельности способствует формированию готовности студентов социального и педагогического университетов к профессии.

На основе представленной технологии оценки сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности разработано содержание социально-психологической готовности студентов социального и педагогического университетов к профессиональной деятельности, представлена характеристика личностного и деятельностного уровней.

Литература:

1. Аришина Э.С. Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: монография [Текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - 179 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

3. Лешер О.В., Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект: монография / О.В. Лешер, Аришина Э.С.

- Магнитогорск: МГТУ, 2009. - 102 с.

4. Мелешко А.В. Субъектный подход к изучению личности. Режим доступа на 30.10.2018г.: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbomik/splich.htm

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.

- 268 с. Режим доступа на 30.10.2018г.: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf

6. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Современная модель непрерывного профессионального социального образования: монография [Текст]. М.: Изд-во РГСУ, 2009. 144 с.

Педагогика

УДК 37.013(045)

ассистент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Афонина Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦЕННОСТИ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье показаны основные результаты внедрения дополнительной общеобразовательной программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя», которая способствует формированию ценностей и ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя в рамках внеучебной деятельности.

Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная программа, результат, будущий учитель, ценности, безопасность жизнедеятельности.

Annоtation. The article shows the main results of the introduction of the additional general education program "Values of the safe life of the future teacher", which contributes to the formation of values and value orientations in the field of life safety of the future teacher in the framework of extracurricular activities.

Keywords: additional general education program, result, future teacher, values, life safety.

Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева») по теме «Разработка дополнительной общеобразовательной программы как средства формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза»

Введение. Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей на сегодняшний день является достаточно актуальной проблемой. Анализ научной литературы (Л. Н. Буйлова, Ю. В. Варданян, С. Н. Горшенина, Т. И. Шукшина и др.), нормативно-правовых документов (ФГОС, Профессиональный стандарт педагога и др.), а также собственного опыта показывают, что весомый потенциал в формировании ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей имеют разработка и внедрение в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ. В связи с этим нами была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя».

Изложение основного материала статьи. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности [2].

В условиях освоения дополнительной общеобразовательной программы будущий учитель может расширить спектр формируемых специальных профессиональных компетенций, а также ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности.

Разработанная нами дополнительная общеобразовательная программа «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя» имеет практико-ориентированный характер: из общего объема в 24 часа лекции составляют 4 часа, на практическую часть отводится 8 часов и 12 часов дается будущим учителям на самостоятельное изучение. Апробация вышеуказанной программы была проведена на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты 2 курса, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Реализации программы предшествовало то, что первоначально нами был определен исходный уровень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей. Выявление уровня сформированности вышеназванных ценностных ориентацией осуществлено с использование таких диагностических методик, как методика М. Рокича по исследованию ценностных ориентаций, методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта (Тест склонности к риску Шуберта), методика диагностики рефлексивности (опросник А. В. Карпова) и др.

Результаты показали, что уровень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей составляет на низком уровне - 48,7 %, на среднем уровне - 33,9 %, на высоком - 17,4 %. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что ценности безопасности жизнедеятельности у будущих учителей развиты недостаточно и следует использовать дополнительные средства для их формирования.

Освоение дополнительной общеобразовательной программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя» было предложено студентам экспериментальной группы (ЭГ).

Стоит отметить, что решение задач, поставленных данной программой (ознакомление с ценностными ориентациями в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей; изучение технологий формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности; формирование умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности), поможет сформировать у будущих учителей умения определять и использовать ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности; решать проблемные ситуации и видео-кейсы в области безопасности жизнедеятельности; вести работу с проектными заданиями, а также владеть способами и средствами защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях; компетенциями, умениями и навыками безопасного поведения.

Дополнительная общеобразовательная программа структурно состоит из двух модулей, а именно: «Теоретические основы ценностей и ценностных ориентаций» и «Технологии формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей».

В процессе освоения первого модуля «Теоретические основы ценностей и ценностных ориентаций» будущие учителя изучали теоретический материал по следующим темам: «Ценностные ориентации будущих учителей как феномен», «Педагогические «инструменты» развития ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей» и др. При их изучении основной акцент был сделан на знакомстве с системой ценностей и ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности, исследовании ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов, а также классификации ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности по отношению к учащимся, по отношению к себе как специалисту, по отношению к своей профессиональной деятельности [5].

Освоение теоретических познаний будущих учителей осуществлялось в ходе дискуссий, поэтому нами были разработаны и предложены ряд тем:

1. «Всё, что совершается в зависимости от ожидаемой награды или кары, будет эгоистическим деянием и, как таковое, лишено». (А. Шопенгауэр).

2. «Правильно мыслить более ценно, чем многое знать». (Д. Локк).

3. «Тот лучше всего защищён от опасностей, кто хранит бдительность и в зримой безопасности». (Публий Сир).

4. «Екатерина уважала в подданном сан человека, нравственного существа, созданного для счастья в жизни. Она знала, что личная безопасность есть первое для человека благо и что без нее жизнь наша, среди всех иных способов счастья и наслаждения, есть вечное, мучительное беспокойство». (Николай М. Карамзин)

5. «Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение» (Оноре де Бальзак) и т. п.

Подчеркнем, что особый интерес для будущих учителей представляла тема «Успех одного отважного человека всегда побуждает к рвению и мужеству целое поколение», при обсуждении которой особый акцент был сделан на такие ценности как нравственность, единство, целеустремленность и мужество.

В рамках темы «Тот лучше всего защищён от опасностей, кто хранит бдительность и в зримой безопасности» были обсуждены вопросы личной безопасности, изучены возможные виды опасностей (потенциальные, реальные) и рассмотрены способы их преодоления.

Итоги освоения модуля «Теоретические основы ценностей и ценностных ориентаций» были оценены с помощью анкетирования, результаты которой показали, что будущие учителя имеют представление об основных видах, структуре и особенностях развития и становления ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности, а также их классификации.

Второй модуль программы «Технологии формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей» был представлен в виде практической части со следующими темами: «Классификация технологий формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей», «Решение проблемных ситуаций и видео-кейсов», «Практическое моделирование чрезвычайных и опасных ситуаций, их оценка, анализ и способы разрешения», «Работа с проектными заданиями».

Основной задачей практических занятий по дополнительной общеобразовательной программе является формирование конкретных умений и способов деятельности слушателей. Практические занятия представляют собой групповое обсуждение учебной проблемы с целью изучения наиболее важных вопросов модуля.

Структура и содержание предлагаемых заданий в рамках дополнительной общеобразовательной программы соответствуют требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» [4] и Профессиональному стандарту педагога [3].

Например, в рамках темы «Решение проблемных ситуаций и видео-кейсов» были предложены следующие задания:

- «Вы находитесь на уроке русского языка. Неожиданно начинает звучать пожарная тревога. Опишите алгоритм действий учащихся и учителя в данной ситуации»;

- «Утром, подходя к школе, вы замечаете радом с воротами незнакомого мужчину, который ведет себя как-то странно (одет в темную одежду, на голове кепка, в руках большой пакет, постоянно оглядывается и пытается заговорить с учениками, проходящими мимо и что-то им передать). Затем, на занятии по физической культуре, проходя к стадиону, опять замечаете этого человека, все также находящегося у ворот. Каковы ваши действия в данной ситуации? Стоит ли оповестить о странном человеке преподавателя, службу охраны?» и др.

Формами контроля второго модуля были: представление выполненных заданий, метод «ПОПС-ФОРМУЛА», создание WEB-КВЕСТА, тест-проект. Итоговая форма контроля по данному модулю проведена путем защиты проекта по любой из тем:

1. Ценностные ориентации личности педагога в условиях модернизации образования.

2. Ощущение полной безопасности наиболее опасно.

3. Какие они, ценности в области безопасности жизнедеятельности?

4. «Если хочешь быть в безопасности...».

5. «Без опасностей - мы в безопасности».

6. Педагогика безопасности - как новое научное направление.

7. Чувство ответственности современного человека.

8. Ценностные ориентации безопасности жизнедеятельности и др.

При ответе студенты старались, как можно четко излагать содержание своей работы, применяя иллюстрационные материалы. В обсуждении проекта они также принимали активное участие, высказывая свою точку зрения.

Стоит также отметить важность самостоятельной работы слушателей, обусловленной рядом научно-педагогических и организационно-методических требований. Во-первых, организация самостоятельной работы слушателей способствовала личностно ориентированной направленности профессиональной подготовки, превращению будущего учителя в субъект учебно-познавательной и исследовательской деятельности, что обеспечивает развитию способности к самообучению и самообразованию. Во-вторых, именно самостоятельная работа имеет практико-ориентированный и проблемно-исследовательский характер, поскольку происходит более активное вовлечение в самостоятельное решение целостной системы заданий, имеющих профессиональную (прикладную) направленность. В-третьих, самостоятельная работа, обеспечивает профессионально-личностное саморазвитие.

В последнее время именно самостоятельная работа бакалавров педагогического образования представляет собой важнейшую составную часть учебного процесса. При ее выполнении происходит освоение обучающимися приемов познавательной деятельности, формирование у них интереса к творческой работе и способности решать как творческие, так и научные задачи [6, с. 75].

При реализации программы были использованы следующие виды самостоятельной работы: работа с конспектом лекции (обработка текста); работа с учебниками и учебными пособиями по лекционному материалу и рекомендованной литературе; выполнение творческого задания; подготовка к аттестации. Примеры заданий для самостоятельной работы:

1. Составьте собственную классификацию ценностей и ценностных ориентаций.

2. Определите терминологическое поле ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности. Составьте схему.

3. Дайте характеристику принципам и методикам формирования ценностных ориентаций.

4. Представьте историографические данные формирования ценностных ориентаций.

5. Составьте комплекс диагностических материалов с целью выявления уровней сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности.

6. Составьте комплекс проблемных ситуаций по безопасности жизнедеятельности (не менее 10).

7. Составьте план для анализа проблемных ситуаций и др.

Завершение дополнительной общеобразовательной программы было представлено итоговой защитой портфолио образовательных достижений. Результатом внедрения разработанной нами программы стало успешное выполнение студентами всех заданий и положительная оценка при прохождении итоговой аттестации [1].

Последний этап внедрения дополнительной общеобразовательной программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя» состоял из повторной диагностики уровня сформированности ценностей безопасности жизнедеятельности и сравнении исходного и итогового уровней. Результаты были таковы, что показатели низкого уровня понизились на 35,5 % и составили 13,2 %, средний уровень изменился на 6,0 % и составил 27,9 %, высокий уровень изменился на 41,6 % и составил 59,0 %.

Выводы. Полученные значения дают возможность сделать заключение о том, что изменения присутствуют во всех уровнях сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей, следовательно, реализация программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя» является эффективной.

Литература:

1. Афонина, Е. Е. Дополнительная общеобразовательная программа как средство формирования ценностного отношения студентов педагогического вуза к безопасной жизнедеятельности / Т. И. Шукшина, Е. Е. Афонина // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 3. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN318.pdf (доступ свободный) (дата обращения: 10.09.2018).

2. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 567-572.

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law; n=203805#0 (дата обращения 21.08.18).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) от 9 февраля 2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения 21.08.18).

5. Шукшина, Т. И. Значение профессиональных ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей при подготовке к профессиональной деятельности / Т. И. Шукшина, Е. Е. Карпова // Научно-методическое сопровождение практико-ориентированной подготовки педагога в условиях модернизации образования / под. ред. Т. И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016. -С. 310-323.

6. Шукшина, Т. И. Самостоятельная работа в формировании профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования / Т. И. Шукшина, Ж. А. Мовсесян, И. И. Парватова, П. Ю. Соколова // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 3. - С. 72-76.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат философских наук, доцент Бабаева Анастасия Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);

преподаватель кафедры философии и общественных наук Клюев Артем Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ФИЛОСОФИЯ»:ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация. В статье анализируется компетентностная модель выпускника философа, представленная в действующем стандарте по направлению подготовки «Философия». Доказывается, что существующая композиция компетенций должна быть расширена в области общекультурного блока, а также пересмотрены принципы конструирования профессиональных компетенций. Реконструкция позволит результатам образовательной деятельности стать более операциональными и диагностичными, что в итоге позволит повысить конкурентноспособность бакалавров философов.

Ключевые слова: образование, стандарт, компетентностная модель выпускника, бакалавр философ, мониторинг качества.

Annotation. The article analyzes the competence model of a philosopher graduate presented in the current standard in the field of "Philosophy". It is proved that the existing composition of competencies should be expanded in the field of General cultural block, as well as the principles of designing professional competencies. Reconstruction will allow the results of educational activities to become more operational and diagnostic, which eventually will improve the competitiveness of bachelors philosophers.

Keywords: education, standard, competence model of graduate, bachelor of philosophy, quality monitoring.

Введение В соответствии с нормативными актами целью современного российского образования декларируется обеспечение высококвалифицированными кадрами всех значимых направлений деятельности общества и государства, а также «удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [1]. Данный тезис можно интерпретировать следующим образом: утверждённые Министерством направления подготовки выражают чаяния общественности, а жизненный цикл конкретной ОПОП определяется собственно социальным заказом: открытие в вузе/регионе той или иной специальности диктуется потребностью в кадрах или интересом абитуриентов к конкретной области знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.