Научная статья на тему 'Особенности аксиологического воспитания кадетов в процессе дополнительного образования'

Особенности аксиологического воспитания кадетов в процессе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / CADET SCHOOL / КАДЕТЫ / CADETS / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPLEMENTARY EDUCATION / АКСИОСФЕРА / AXIOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афоничева Анастасия Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций кадетов в рамках дополнительного образования. Автор говорит об актуальности аксиологического воспитания для современного общества. Обоснована необходимость осуществления ценностного воспитания в кадетской школе в соответствии с целями и задачами ее деятельности. В статье выделены особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении ценностного воспитания кадетов в рамках дополнительного образования в кадетской школе. Автором представлены данные о занятости кадетов в системе дополнительного образования. Полученные результаты исследования говорят о целесообразности осуществления аксиологического воспитания кадетов в рамках дополнительного образования. Автором представлено краткое содержание программы ценностного воспитания кадетов, реализуемой в рамках культурологического направления дополнительного образования. Представленная программа разработана с учетом особенностей учреждения и его системы дополнительного образования. Дана краткая характеристика различных технологий, которые использовались автором на занятиях с кадетами. Наибольшее внимание при осуществлении аксиологического воспитания автор уделял развитию ценностного мира подростка, стремлению кадетов к установлению согласия с другими людьми. Первоначально полученные результаты говорят об успешности реализации программы и позитивной динамике формирования иерархии ценностей кадетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афоничева Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of axiological education of cadets in the process of additional education

In the article the questions of formation of valuable orientations of cadets within the framework of additional education are considered. The author speaks about the relevance of axiological education for modern society. The necessity of realization of value education in the cadet school in accordance with the goals and tasks of its activity is substantiated. The article highlights features that must be taken into account when implementing the value education of the Cadets within the framework of additional education in the Cadet School. The author presents data on employment of cadets in the system of additional education. The obtained results of the research indicate the expediency of implementing the axiological education of the Cadets within the framework of additional education. The author presents a brief outline of the Cadets' value education program implemented within the framework of the culturological direction of additional education. The presented program is developed taking into account the peculiarities of the institution and its system of additional education. A brief description of various technologies that were used by the author in classes with the Cadets is given. The author paid the greatest attention in the implementation of axiological education to the development of the value world of the adolescent, the desire of the Cadets to establish consent with other people. Initially, the obtained results indicate the success of the program and the positive dynamics of the formation of the hierarchy of values of the cadets.

Текст научной работы на тему «Особенности аксиологического воспитания кадетов в процессе дополнительного образования»

Мир Науки

научный интернет-журнал

2017, Том 5, номер 6 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN617.pdf Статья опубликована 07.02.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Афоничева А.Г. Особенности аксиологического воспитания кадетов в процессе дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Афоничева Анастасия Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Россия, Тула

Аспирантка E-mail: [email protected]

Особенности аксиологического воспитания кадетов в процессе дополнительного образования

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций кадетов в рамках дополнительного образования. Автор говорит об актуальности аксиологического воспитания для современного общества. Обоснована необходимость осуществления ценностного воспитания в кадетской школе в соответствии с целями и задачами ее деятельности. В статье выделены особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении ценностного воспитания кадетов в рамках дополнительного образования в кадетской школе. Автором представлены данные о занятости кадетов в системе дополнительного образования. Полученные результаты исследования говорят о целесообразности осуществления аксиологического воспитания кадетов в рамках дополнительного образования. Автором представлено краткое содержание программы ценностного воспитания кадетов, реализуемой в рамках культурологического направления дополнительного образования. Представленная программа разработана с учетом особенностей учреждения и его системы дополнительного образования. Дана краткая характеристика различных технологий, которые использовались автором на занятиях с кадетами. Наибольшее внимание при осуществлении аксиологического воспитания автор уделял развитию ценностного мира подростка, стремлению кадетов к установлению согласия с другими людьми. Первоначально полученные результаты говорят об успешности реализации программы и позитивной динамике формирования иерархии ценностей кадетов.

Ключевые слова: аксиология; ценности; ценностные ориентации; кадетская школа; кадеты; дополнительное образование; аксиосфера

Введение

В современном обществе все больше нарастает потребность обеспечения прав человека на развитие, свободный выбор, личностное и профессиональное самоопределение и особенно остро этот вопрос стоит для детей и подростков. В связи с этим остро ощущается потребность и необходимость дополнительного образования, открытого и вариативного, которое будет обеспечивать право человека на свободный выбор различного рода деятельности, в которой будет происходить его личностный рост, самоопределение, воспитание. Дополнительное

Мир Науки

научный интернет-журнал

2017, Том 5, номер 6 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com

образование создает возможности для развития молодого человека с учетом его личных запросов, потребностей, возможностей, а также задач и перспектив развития социума.

Вопросы становления и развития дополнительного образования находились в центе внимания отечественных педагогов и психологов. Большой вклад внесли такие отечественные ученые, как П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Н. Терской, А. К. Бруднов, С. Т. Шацкий и другие педагоги.

Рассмотрением роли дополнительного образования в современных условиях занимались С. Юсфин, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова и другие.

Большой вклад в развитие дополнительного образования в системе российского образования внесли В. А. Березина, А. И. Щетинская, Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолов, О. Е. Лебедева. Они рассматривали дополнительное образование как средство творческого развития ребенка.

Современное дополнительное образование позволяет создать социально- культурную среду для адресной коррекции аксиосферы школьника, для целенаправленного формирования ценностей, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, способствует самореализации и свободному выбору личности в зависимости от ее интересов, является механизмом развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Согласно статье 10 п.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 дополнительное образование входит в структуру российской системы образования. Статья 75 закона устанавливает, что дополнительное образование может быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [8]. В система дополнительного образования может быть вариативной и гибкой, что дает возможность влиять на развитие личности ребенка с разных сторон: воспитывать гражданские качества, патриотизм, развивать чувство гражданской ответственности, прививать основы здорового образа жизни, осуществлять ценностное воспитание, развивать творческие способности и многое другое.

Методы

Серьезное внимание уделяется дополнительному образованию в Государственном общеобразовательном учреждении Тульской области «Первомайская кадетская школа». Здесь оно представляет собой неотъемлемую часть общеобразовательного процесса. Устав ГОУ ТО «ПКШ» устанавливает, что кадеты могут заниматься в кружках и секциях, создаваемых в учреждении и других учреждениях дополнительного образования по следующим направлениям: военно-патриотическому, научно-техническому, физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, культурологическому, а также участвовать в соревнованиях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, выставках и других массовых мероприятиях.

Ведущими целями, как подчеркивается в Уставе учреждения, являются: «подготовка несовершеннолетних граждан, обучающихся в Учреждении, к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы, муниципальной службы; интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора обучающимися и последующего освоения ими профессиональных образовательных программ;

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности» [10].

С учетом цели деятельности кадетской школы, можно выделить ряд особенностей, которые имеет дополнительное образование в ГОУ ТО «ПКШ», среди которых патриотическая направленность дополнительного образования, ориентация на личностный рост кадетов, развитие их культуры и творческих способностей, воспитание в соответствии с ключевыми ценностями современного российского общества.

Еще одной особенностью, которую необходимо учитывать при осуществлении дополнительного образования в кадетской школе, являются сами кадеты. Проведенный анализ показал, что 12 % детей, обучающихся в школе, являются оставшимися без попечения родителей или сиротами, 56 % кадетов живут в не полных семьях, 32 % детей из полных семей. Как известно семья - это ячейка общества, в которой происходит первостепенное воспитание подрастающего поколения в традициях и правилах, которые присущи данному обществу. Институт семьи играет важную роль в становлении и воспитании личности ребенка. Семья выполняет множество функций, среди которых репродуктивная функция, позволяющая воспроизводить население; экономическая функция, основанная на обеспечении материальных условий жизни семьи; хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми членами семьи; воспитательная функция семьи, особенно важная для подрастающего поколения; досуговая функция, осуществляющая организацию рационального досуга и контроль в сфере досуга, ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. Если семья не в состоянии выполнять свои функции, то для будущего благополучия ребенка и общества в целом исполнение этих функции возлагается на государство в лице образовательных учреждений.

В соответствии с целями деятельности учреждения, особенностями осуществления дополнительного образования, важное место в ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» занимает ценностное воспитание.

Проведенное исследование показало, что всего охвачено занятиями дополнительного образования в ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа»:

• в объединениях военно-патриотического направления - 63 % детей;

• в спортивных секциях - 65 % детей;

• в объединениях художественно - эстетического направления - 40 % детей;

• в объединениях культурологического направления - 67 % детей.

Посещают: один кружок - 6 %, два кружка - 32 %, более двух - 62 %.

Таким образом, в системе дополнительного образования занято 100 % кадетов, наибольшее распространение имеет культурологическое направление.

Постановка подобных целей, специфика таких учреждений как кадетская школа, а также особенности осуществления дополнительного образования в них определяют особенности организации и осуществления аксиологического воспитания кадетов:

• аксиологическое воспитание кадетов должно способствовать достижению целей деятельности общеобразовательного учреждения;

• аксиологическое воспитание в школе должно дополнять или при недостатке восполнять ценностное воспитание в семье;

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

• аксиологическое воспитание должно строиться на идее патриотизма и нравственности;

• аксиологическое воспитание должно учитывать индивидуальные особенности кадетов;

• возможность осуществления аксиологического воспитания через дополнительное образование на 100 % обучающихся, при этом максимально учитывая интересы кадетов.

Для реализации ценностного воспитания в рамках культурологического направления была разработана программа дополнительного образования с целью ценностного воспитания кадетов с учетом особенностей учреждения.

Программа занятий в рамках дополнительного образования включает в себя 3 раздела: развитие системы нравственных знаний у кадетов; актуализация процессов самопознания и самовоспитания; формирование представлений о нравственном идеале. Срок реализации программы составляет 1 год (32 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 час.

На занятиях я использовала технологии интерактивного обучения:

• групповые дискуссии;

• сюжетно-ролевые игры;

• элементы тренинга и мультимедийные презентации;

• Case study.

С помощью этих технологий формировались знания и представления кадетов об общественных и личных ценностях; актуализировалось стремление понять самого себя, свои ценности и идеалы и ценности окружающих людей, их способности и привычки. Данные технологии позволяют подросткам оценить и сопоставить свои возможности с возможностями других, определить то, что является необходимым для самого себя, а что для других.

При организации аксиологического воспитания кадетов одним из главных направлений было развитие ценностного мира подростка. Для этого в процессе занятий совместно с кадетами выявлялись и были сформулированы основные проблемы, которые возникают у подростков с другими людьми; осуществлен поиск способов и методов решения этих проблем; проводились дискуссии по вопросам определения наилучших способов решения выявленных проблем; создавались условия для самостоятельного определения проблем и для поиска кадетами наиболее успешных способов их решения.

При работе с кадетами большое внимание уделялось развитию у них стремления к установлению согласия с другими людьми посредством культурных форм установления согласия: дружбы, товарищества, лидерства.

На занятиях наглядно показывались примеры проявления в отношениях с окружающими качеств нравственной личности: заботливости, доброты, честности, справедливости, терпимости и других.

Необходимо отметить, что занятия имеют добровольную форму и возможность корректировки с учетом пожеланий самих кадетов.

2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Результаты

Промежуточная диагностика результатов реализации программы, составленной с учетом особенностей аксиологического воспитания кадетов в процессе дополнительного образования, показывает рост у кадетов таких ценностей, как «толерантность», «ответственность», «желание иметь верных друзей», «самостоятельность» и «свобода». Это говорит об успешности реализации программы дополнительного образования, направленной на формирование ценностных ориентаций кадетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов. - Внешкольник, 1997, №9.

2. Богуславский, М. В. История отечественной педагогики (первая треть XX века) / М. В. Богуславский. Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 312 с.

3. Бруднов А. К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации: поиск, опыт, находки. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы конференции / А. К. Бруднов. - С. Петербург, 1995.

4. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика. - 2009. - №4.

5. Демченкова, Н. П. Формирование познавательного интереса у учащихся / Н. П. Демченкова, С. К. Моисеева // Математика. Первое сентября. - 2004. - №19.

6. Луначарский А. В. Задачи внешкольного образования в Советской России. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. - М.: Педагогика, 1976,

7. Пидкасистый, П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: РПА. 1996.

8. Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят 29 декаб. 2012 г.: ред. 1 мая 2017 г.].

- Электрон. дан. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

- Загл. с экрана.

9. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: «Академия», 2003. 192 с.

10. Устав государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Первомайская кадетская школа» [принят 28 авг. 2015 г.] / ГОУ ТО «ПКШ» // Перв. Кад. Шк: официальный сайт. - Режим доступа: http://ppk-2014.ru/index.php

- Загл. с экрана.

11. Шацкий С. Т. Внешкольная и дошкольная работа с детьми / С. Т. Шацкий. Собр. Соч. В 2-х т., Т.1.

Мир Науки

2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Afonicheva Anastasia Gennadievna

Tula state pedagogical university Lev Tolstoy, Russia, Tula

E-mail: [email protected]

Features of axiological education of cadets in the process of additional education

Abstract. In the article the questions of formation of valuable orientations of cadets within the framework of additional education are considered. The author speaks about the relevance of axiological education for modern society. The necessity of realization of value education in the cadet school in accordance with the goals and tasks of its activity is substantiated. The article highlights features that must be taken into account when implementing the value education of the Cadets within the framework of additional education in the Cadet School. The author presents data on employment of cadets in the system of additional education. The obtained results of the research indicate the expediency of implementing the axiological education of the Cadets within the framework of additional education. The author presents a brief outline of the Cadets' value education program implemented within the framework of the culturological direction of additional education. The presented program is developed taking into account the peculiarities of the institution and its system of additional education. A brief description of various technologies that were used by the author in classes with the Cadets is given. The author paid the greatest attention in the implementation of axiological education to the development of the value world of the adolescent, the desire of the Cadets to establish consent with other people. Initially, the obtained results indicate the success of the program and the positive dynamics of the formation of the hierarchy of values of the cadets.

Keywords: axiology; values; value orientations; Cadet school; cadets; complementary education; axiosphere

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.