Научная статья на тему 'Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей'

Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / УРОВНИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUTURE TEACHERS / DIAGNOSTIC TOOLS / LEVELS / CRITERIA / INDICATORS / VALUE ORIENTATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Афонина Екатерина Евгеньевна

Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей является актуальным для педагогической науки и образования. Особо важным представляются вопросы, связанные с разработкой диагностического инструментария, позволяющего выявить уровень их сформированности. Однако недостаточный практико-ориентированный характер исследований в указанном направлении подтвердил необходимость ее дальнейшего изучения. В данном исследовании дана трактовка понятия «ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей»; предложена их классификация; обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей, а также подобраны методики для их диагностики, что позволило реализовать опытно-экспериментальную работу. Результаты исследования расширяют знания о диагностическом инструментарии, позволяющим определить уровень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей. Представленные в данной статье результаты исследования («Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза») выполнены в продолжение более ранних исследований (старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Афонина Е.Е.) годы (2019) результаты которых в обобщенном виде были представлены в диссертационном исследовании [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Афонина Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic tools for detecting the level of formation of value orientations in the field of life safety of future teachers

The formation of value orientations in the field of life safety of future teachers is relevant for pedagogical science and education. Particularly important are the issues associated with the development of diagnostic tools to identify their level of formation. However, the insufficient practice-oriented nature of research in this direction confirmed the need for further study. This study provides an interpretation of the concept of “value orientations in the field of life safety of future teachers”; their classification is proposed; criteria, indicators and levels of formation of value orientations in the field of life safety of future teachers are substantiated, and methods for their diagnosis are selected, which allowed the implementation of experimental work. The results of the study expand the knowledge about diagnostic tools that allow to determine the level of formation of value orientations in the field of life safety of future teachers. The results of the research presented in this article (“The formation of value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university”) were carried out as a continuation of earlier studies (senior lecturer, candidate of pedagogical sciences, Afonina E.E.) years (2019) the results of which were summarized presented in a dissertation research [2].

Текст научной работы на тему «Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/50PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шукшина Т.И., Афонина Е.Е. Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shukshina T.I., Afonina E.E. (2019). Diagnostic tools for detecting the level of formation of value orientations in the field of life safety of future teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN419.pdf (in Russian)

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-01084)

УДК 378(045) ГРНТИ 14.07

Шукшина Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Проректор по научной работе, зав. кафедрой «Педагогики» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=484311

Афонина Екатерина Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия Старший преподаватель кафедры «Теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=900504

Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей

Аннотация. Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей является актуальным для педагогической науки и образования. Особо важным представляются вопросы, связанные с разработкой диагностического инструментария, позволяющего выявить уровень их сформированности. Однако недостаточный практико-ориентированный характер исследований в указанном направлении подтвердил необходимость ее дальнейшего изучения. В данном исследовании дана трактовка понятия «ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей»; предложена их классификация; обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей, а также подобраны методики для их диагностики, что позволило реализовать опытно-экспериментальную работу. Результаты исследования расширяют знания о диагностическом инструментарии, позволяющим определить уровень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей.

https:// mir-nauki. com

Представленные в данной статье результаты исследования («Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза») выполнены в продолжение более ранних исследований (старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Афонина Е.Е.) годы (2019) результаты которых в обобщенном виде были представлены в диссертационном исследовании [2].

Ключевые слова: будущие учителя; диагностический инструментарий; уровни; критерии; показатели; ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности

В современном обществе, находящемся в непрерывном движении и развитии, происходят изменения, которые связаны с обновлением всех сфер жизнедеятельности человека, включая образование. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» отмечается, что в качестве «современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации будут распространены интегрированные модели общего и дополнительного образования», в числе которых - «модели формирования культуры безопасного образа жизни»1.

Решение данной задачи во многом зависит от учителя, заинтересованного в продуктивной трудовой деятельности, направленной на формирование безопасной культуры поведения, для которого охрана здоровья и жизни обучающихся будет являться важной составляющей профессиональной подготовки, а ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности станут значимым и необходимым компонентом профессиональной компетентности и профессиональной деятельности.

Исследование проблемы формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности во многом обусловлено необходимостью формирования у студентов педагогического вуза - будущих учителей культуры безопасного поведения. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО)2 и Профессионального стандарта педагога3 создание безопасной образовательной среды, регулирование поведения обучающихся в образовательном процессе, формирование гражданской позиции является важнейшим аспектом профессиональной подготовки, а формируемые в области безопасности жизнедеятельности ценностные ориентации выступают компонентом профессиональной компетентности и профессиональной деятельности.

Анализ научно-методической литературы (С.Я. Батышев, В.П. Бездухов, М.Я. Виленский, В.В. Гафнер, Е.А. Климов, В.Н. Мошкин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов и др.), а также собственный опыт позволили сформулировать понятие ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей, определяемое как вид ценностных ориентаций, которые обеспечивают успешное формирование безопасной

1 'Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс] -Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/49524.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) от 4 декабря 2015 года № 1426 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения 28.07.19).

3 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=203805#0 (дата обращения 23.06.19).

Страница 2 из 8

50PDMN419

культуры поведения при возникновении различных видов опасностей, а также эффективную деятельность при работе с обучающимися в данном направлении.

Опираясь на позицию В.А. Сластенина, где ценностные ориентации педагога определяются в качестве главного образования личности учителя, а также учитывая такие характеристики этих ориентаций, как избирательность отношения учителя к своей профессии, к личности воспитанника и самому себе [9], нами предложена классификация ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя:

• по отношению к обучающимся;

• по отношению к себе как специалисту;

• по отношению к профессиональной деятельности (табл. 1).

Показанные результаты анализа являются авторским видением ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей и основываются на логических умозаключениях, исследовании научных трудов и требованиях государства к профессиональной подготовке будущих учителей.

Таблица 1

Классификация ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности, формируемых у будущих учителей

По отношению к обучающимся

формирование научного мировоззрения с позиции безопасной культуры поведения устойчивая гражданская позиция в области безопасности жизнедеятельности межличностное и межкультурное взаимодействие в области безопасности жизнедеятельности здоровье ребенка и других социальных групп формирование практических умений и навыков поведения в условиях различных ЧС

По отношению к себе как специалисту

профессиональное самосовершенствование и повышение профессионального мастерства в области безопасности жизнедеятельности соблюдение норм и правил безопасного поведения ценности безопасной педагогической деятельности профессиональная социализация и самоопределение в области безопасности жизнедеятельности

По отношению к про< >ессиональной деятельности

формирование культуры безопасного поведения в процессе профессиональной деятельности профессионально-педагогическая работа с различными социальными группами по формированию безопасной культуры поведения владение и использование профессиональной терминологии в области безопасности жизнедеятельности охрана жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе проектирование профессиональных образовательных программ, формирующих безопасное поведение использование систематизированных теоретических и практических знаний в области безопасности жизнедеятельности для постановки и решения исследовательских задач в сфере образования руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в области безопасности жизнедеятельности

Проведенный нами анализ литературы (В.В. Акамов, И.Ф. Исаев, М.А. Картавых, С.А. Лабутина, Т.М. Матюшкова и др.) показал разницу мнений авторов в отношении структуры ценностных ориентаций будущих учителей. К примеру, такие авторы как И.Ф. Исаев [3, с. 24], Е.А. Климов [5, с. 133] в структуре выделяют аксиологический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты и др. В.В. Акамов в числе основных компонентов формирования ценностных основ профессионального самосознания студентов, будущих учителей физической культуры указывает когнитивный, аффективный, поведенческий и в них выделяется аксиологическая составляющая [1].

Учитывая позиции вышеназванных авторов, а также задачи нашего исследования, в структуре ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности выделены

следующие компоненты: мотивационный, аксиологический, деятельностный, рефлексивный [4]. Указанные компоненты взаимосвязаны и в полной мере дополняют друг друга.

Поскольку не все студенты имеют достаточный уровень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности появляется необходимость в поиске и разработке диагностического инструментария, с помощью которого возможно выявление уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей. Под диагностическим инструментарием в исследовании нами понимается механизм или инструмент, а в расширенном смысле процедура или схема реализации метода педагогической диагностики, используемая для определения состояния того или иного объекта педагогического процесса, причин этого состояния и разработки рекомендаций о дальнейшем функционировании исследуемого объекта.

Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности включает разработку соответствующего диагностического инструментария: критериев, показателей и уровней сформированности, а также подбор соответствующих методик для диагностики каждого из критериев ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности.

По словам И.П. Подласого, диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов [7].

В исследовании мы придерживаемся определения А.В. Хуторского, рассматривающего диагностику как обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяются достижения поставленных целей [10].

Подчеркнем, что диагностический инструментарий исследования уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей разработан нами в соответствии с выдвинутой целью и поставленными задачами. Кроме того, при подборе диагностического инструментария учитывали то, что он должен отвечать требованиям валидности и в то же время должен быть удобен в использовании, обработке и интерпретации [6].

В ходе опытно-экспериментальной работы нами выделены критерии ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей, а именно: эмоционально-волевой, ценностный, операциональный, результативно-оценочный, а также показатели, выступающие в качестве содержательных характеристик.

Критерии ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей и показатели сформированности каждого из них представлены в таблице 2.

В совокупности обозначенные нами показатели критериев определяют сформированность ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей. Принимая во внимание выделенные критерии, рассмотрим уровни сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей.

Таблица 2

Критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей

Критерий Показатель

Эмоционально-волевой Предполагает оценивание положительного эмоционального, волевого и мотивированного отношения будущих учителей к безопасной культуре поведения, а также осознания ее необходимости для дальнейшей безопасной педагогической деятельности; оценивание духовно-нравственных и социальных мотивов, направленных на формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей.

Критерий Показатель

Ценностный Определяет сформированность ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей для профессиональной деятельности.

Операциональный Подразумевает оценку необходимых умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, формируемых у будущих учителей; владение практическими навыками оказания первой медицинской помощи, выполнения действий в различных чрезвычайных и экстремальных ситуациях; воспитание ответственного отношения к личной и коллективной безопасности посредством формирования ценностных ориентаций.

Результативно -оценочный Предусматривает оценивание способностей будущих учителей анализировать уровень своих теоретических знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, контроль и самоанализ как своих поступков и действий, так и окружающих.

В зависимости от степени проявления критериев нами выделяются три уровня - низкий, базовый, высокий - сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей:

• низкий уровень - эмоционально-волевой, ценностный, операциональный, результативно-оценочный критерии сформированы неполно и являются недостаточными для формирования ценностных ориентаций будущих учителей;

• базовый уровень - эмоционально-волевой, ценностный, операциональный, результативно-оценочный критерии сформированы частично, и их проявление не всегда зависит от самого субъекта, вследствие чего требуется помощь со стороны;

• высокий уровень - эмоционально-волевой, ценностный, операциональный, результативно-оценочный критерии характеризуются достаточной сформированностью ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей, а также разумным и объективным поведением в различных опасных ситуациях, самостоятельностью при принятии решений.

Выделенные уровни сформированности ценностных ориентаций имеют достаточно условный характер, поэтому определить их конкретные рамки, в том числе качественные и количественные параметры, довольно сложно.

Обозначенные критерии и уровни позволяют практически определить степень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности, учитывая одновременно развитие всех компонентов.

Разработка критериально-уровневого аппарата изучения уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности позволила осуществить подбор критериально-диагностического инструментария (рис. 3), который даст возможность выявить уровень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей.

Подбор диагностических методик на данном этапе осуществлялось в соответствии с выделенными компонентами формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей и критериями их сформированности. Перечень данных методик представлен в таблице 3.

Таблица 3

Методики исследования уровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей

Компоненты Критерии Методики

Мотивационный Эмоционально-волевой методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С.А. Пакулиной, С.М. Кетько; методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера)

Компоненты Критерии Методики

Аксиологический Ценностный методика ценностных ориентаций М. Рокича; методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой

Деятельностный Операциональный методика «Когнитивная ориентация (локус Контроля)» (Дж. Роттер); методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский; методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта (Тест склонности к риску Шуберта)

Рефлексивный Результативно-оценочный методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Е.И. Рогов); методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности по А.В. Карпову

Для оценки полученных результатов по комплексу предложенных диагностических методик использовались такие методы, как эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент), а также статистической и математической обработки результатов опытно-экспериментального исследования. В частности, для определения совпадений и различий результатов анкетирования в контрольной и экспериментальной группах нами был проведен количественный анализ полученных данных с использованием статистического критерия К. Пирсона (х2) (хи-квадрат). Опытно-экспериментальная работа была организованна и проведена на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (МГПИ) [8; 11]. Исследованием было охвачено 169 студентов I и II курсов 6 академических групп, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» факультета педагогического и художественного образования, и 15 экспертов из числа преподавателей МГПИ, учителей школы, классных руководителей [2].

Таким образом, проблема формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей на современном этапе развития общества является одной из основных проблем, которая требует более глубокой проработки. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы нами разработан диагностический инструментарий, который позволяет выявить уровень сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущих учителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акамов, В.В. Формирование ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Акамов Виталий Витальевич. - Саранск, 2007. - 118 с.

2. Афонина, Е.Е. Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Афонина Екатерина Евгеньевна. - Саранск, 2019. - 207 с.

3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система / И.Ф. Исаев // Гаудеамус. - 2002. - № 1 (1). - С. 20-30.

4. Карпова (Афонина), Е.Е. Модель формирования профессиональных ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза / Е.Е. Карпова // Теория и технологии практико-ориентированной подготовки педагога в условиях инновационной образовательной среды вуза: монография / под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - Глава XI. - С. 166-183.

5. Климов, Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа / Е.А. Климов // Психол. журн. - 1993. - Т. 14. - № 4. - С. 130-136.

6. Паршина, Н.А. Диагностика уровня сформированности технологической компетентности будущих учителей физической культуры / Н.А. Паршина, С.Н. Горшенина, А.Р. Мамаев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 9-11.

7. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

8. Рябова, Н.В. К проблеме оценки эффективности реализации условий подготовки будущих педагогов на базе Мордовского базового центра педагогического образования / Н.В. Рябова // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сборник статей по материалам Международной научно-практической конф. - 53-х Евсевьевских чтений. Редколлегия: Н.В. Рябова [и др.]. - 2017. - С. 237-244.

9. Сластенин, В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В.А. Сластенин. - Магистр. 1994. - № 6. - С. 3-8.

10. Хуторской, А.В. Дидактика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. -Спб.: Питер, 2017. - 544 с.

11. Шукшина, Т.И. Задачи развития МГПИ как федеральной инновационной площадки минобрнауки России (в рамках проекта «Разработка и реализация модели вуза как базового центра педагогического образования в регионе») / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, С.Н. Чистякова // Практико-ориентированная подготовка будущего учителя: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конф. П.В. Замкин (отв. ред.). - 2018. - С. 122-130.

Shukshina Tatyana Ivanovna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia

E-mail: [email protected]

Afonina Ekaterina Evgenevna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia

E-mail: [email protected]

Diagnostic tools for detecting the level of formation of value orientations in the field of life safety of future teachers

Abstract. The formation of value orientations in the field of life safety of future teachers is relevant for pedagogical science and education. Particularly important are the issues associated with the development of diagnostic tools to identify their level of formation. However, the insufficient practice-oriented nature of research in this direction confirmed the need for further study. This study provides an interpretation of the concept of "value orientations in the field of life safety of future teachers"; their classification is proposed; criteria, indicators and levels of formation of value orientations in the field of life safety of future teachers are substantiated, and methods for their diagnosis are selected, which allowed the implementation of experimental work. The results of the study expand the knowledge about diagnostic tools that allow to determine the level of formation of value orientations in the field of life safety of future teachers.

The results of the research presented in this article ("The formation of value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university") were carried out as a continuation of earlier studies (senior lecturer, candidate of pedagogical sciences, Afonina E.E.) years (2019) the results of which were summarized presented in a dissertation research [2].

Keywords: future teachers; diagnostic tools; levels; criteria; indicators; value orientation in the field of life safety

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.