Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/58PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Рыжов Д.В. Разработка диагностического инструментария исследования уровня сформированное™ художественно-эстетической компетенции будущего учителя // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Ryzhov D.V. (2019). Development of diagnostic tools for studying the level of formation of the artistic and aesthetic competence of a future teacher. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN419.pdf (in Russian)
Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (МГПИ им. М.Е. Евсевьева - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева) по теме «Диагностический инструментарий исследования исходного уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя»
УДК 378(045) ГРНТИ 14.35.01
Рыжов Дмитрий Валерьевич
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Аспирант кафедры «Педагогики» E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=881250
Разработка диагностического инструментария исследования уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя
Аннотация. В связи с тем, что для успешного формирования художественно-эстетической компетенции будущего учителя немаловажное значение должно отводиться диагностике уровня сформированности данной компетенции. Целью данной статьи является разработка диагностического инструментария исследования уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя: критериев, показателей и уровней сформированности, подбор методик для диагностики каждого из критериев художественно-эстетической компетенции будущего учителя.
Автор в статье на основе анализа научной литературы дает определение художественно-эстетической компетенции будущего учителя как совокупности свойств личности, позволяющих осуществлять художественно-эстетическую деятельность, в числе которых художественно-эстетические знания, умения, навыки, установки, художественно-эстетическая ориентированность и мотивированность, владение художественно-эстетическими средствами, адекватное восприятие художественно-эстетических ситуаций, готовность к осуществлению художественно-эстетической деятельности с обучающимися. В числе компонентов данной компетенции автор выделяет ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Проведенный автором теоретический анализ сущности и структуры художественно-эстетической компетенции будущего учителя обусловил необходимость разработки диагностического инструментария позволяющего выявить уровень сформированности данной компетенции.
https:// mir-nauki. com
Автором выделены ценностно-смысловой, гносеологический, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный критерии и показатели, конкретизирующие проявление конкретных компонентов художественно-эстетической компетенции будущего учителя, а также высокий, средний, низкий уровни сформированности данной компетенции, подобраны диагностические методики (методика «Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесова; тесты М. Симкина «Шедевр или пародия?», «Художник или обезьяна?», «Знаменитый или неизвестный художник?»; Анкета, состоящая из 14 вопросов, направленная на выявление различного рода умений и готовности к осуществлению художественно-эстетической деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях; Анкета на выявление уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя, состоящая из 10 вопросов). Представлен разработанный критериально-диагностический инструментарий позволяющий выявить уровень сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: будущий учитель; диагностический инструментарий; диагностические методики; критерии; показатели; уровни; художественно-эстетическая компетенция
На сегодняшний день существует социальный заказ общества и государства в учителях, обладающих высоким уровнем развития восприятия искусства, понимания прекрасного в искусстве и окружающем мире, развитым эстетическим вкусом, сформированными художественно-эстетическими умениями и стремлением создавать прекрасное, включенностью в созидательную творческую деятельность. Существующие сегодня программы подготовки педагогических кадров во всех типах образовательных организаций построенные на базе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), не в полной мере обеспечивают формирование у будущих учителей требуемых компетенций1. В связи с этим в педагогической науке появляется востребованность поиска средств и методов овладения студентами педвуза профессиональными компетенциями, одной из которых является художественно-эстетическая компетенция. Кроме этого, не все студенты обладают достаточным уровнем сформированности художественно-эстетической компетенции, что в свою очередь уменьшает эффективность профессиональной деятельности, негативно отражаясь на имидже высококвалифицированного специалиста. Данное обстоятельство указывает на то, что для успешного формирования художественно-эстетической компетенции будущего учителя немаловажное значение должно отводиться диагностике уровня сформированности данной компетенции у студентов педвуза.
Анализ научной литературы (Л.Р. Ишмакова [1], Л.А. Клыкова [2], Л.М. Масол [3], Ю.А. Стюарт [4], С.А. Чернышева [5], Н.В. Чечукова [6], Т.Л. Чумахидзе [7] и др.) позволил нам сформулировать следующее определение изучаемого феномена: художественно-эстетическая компетенция будущего учителя - совокупность свойств личности, позволяющих
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень высшего образования Бакалавриат). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Щр://п\^и. ru/svedenfiles/standarts/24-44.03.01.pdf (дата обращения: 25.08.2019).
Страница 2 из 7
Введение
Методы
58PSMN419
осуществлять художественно-эстетическую деятельность, в числе которых художественно-эстетические знания, умения, навыки, установки, художественно-эстетическая ориентированность и мотивированность, владение художественно-эстетическими средствами, адекватное восприятие художественно-эстетических ситуаций, готовность к осуществлению художественно-эстетической деятельности с обучающимися. В структуре художественно-эстетической компетенции будущего учителя нами выделены следующие компоненты: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностный [8].
Проведенный теоретический анализ сущности и структуры художественно-эстетической компетенции будущего учителя обусловил необходимость планирования опытно-экспериментального исследования уровня её сформированности у студентов педвуза. Диагностика уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя включала разработку диагностического инструментария: критериев, показателей и уровней сформированности, а также подбор методик для диагностики каждого из критериев художественно-эстетической компетенции будущего учителя. Разработка диагностического инструментария измерения и оценки уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя позволит провести опытно-экспериментальную работу по ее исследованию, которое осуществляется в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева [9].
Исходя из выделенных компонентов художественно-эстетической компетенции будущего учителя, представлены основные критерии (ценностно-смысловой, гносеологический, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный), показатели формирования художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза, конкретизирующие проявление характерных особенностей компонентов художественно-эстетической компетенции будущего учителя, а также уровни (высокий, средний, низкий) сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза.
Ценностно-смысловой критерий предусматривает оценку степени осознания будущего учителя значимости сформированной художественно-эстетической компетенции и принятие ценности художественно-эстетических знаний для самореализации в будущей педагогической деятельности; оценивание сформированности мотивации и интереса к творческой художественно-эстетической деятельности и творческому росту; проявление волевых качеств в решении художественно-эстетических задач; оценивание представления будущего учителя об эстетических ценностях и их значении в педагогической деятельности.
Гносеологический критерий предполагает оценку знаний современных художественно-эстетических концепций; наличие знаний о художественно-эстетической методологии; знание основных средств осуществления художественно-эстетического образования, способность и готовность развивать художественно-эстетический вкус будущих учеников; наличие способности к восприятию, пониманию и интерпретации произведений искусства, понимание языка искусства; проявление художественно-эстетического вкуса; понимание художественного образа, представленного в произведении искусства; наличие знаний о социально-философских проблемах современного художественно-эстетического образования.
Операционально-деятельностный критерий определяет готовность к осуществлению художественно-эстетической деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях с обучающимися; умение осуществлять выбор средств для решения определенных художественно-эстетических проблем; умение определять художественно-эстетическое значение и назначение различных ситуаций; владение художественно-эстетической наблюдательностью как профессионально ориентированном качеством; умение варьировать речевое поведение и умение участвовать в дискуссии выбирая соответствующие языковые
https:// mir-nauki. com
средства в различных художественно-эстетических ситуациях; умение осуществлять художественно-эстетическую коррекцию неадекватного речевого поведения (как своего, так и партнера); умение своевременно и уместно включаться в обсуждение художественно-эстетической проблемы, формулировать сущность и пути ее решения.
Рефлексивно-оценочный критерий определяет умение будущего учителя осуществлять самоконтроль и самоанализ результатов художественно-эстетической деятельности, а также критически оценивать результат, присутствие постоянной рефлексии; использование результатов рефлексии в проектировании художественно-эстетической деятельности.
Исходя из того, что художественно-эстетическая компетенция будущего учителя является диагностируемой структурой, выделяются низкий, средний, высокий уровни ее сформированности.
Для высокого уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя присуща инициативность в постановке художественно-эстетических вопросов и нахождении способов их решения. Наличие у студента глубоких теоретических художественно-эстетических знаний и применение их в различных профессиональных ситуациях, в свою очередь, применение знаний всегда четко аргументировано и обосновано; применение будущим учителем художественно-эстетической компетенции в условиях межкультурного общения; устойчивый интерес студента к исследовательской деятельности, выраженный в способности самостоятельного осуществления художественно-эстетических изысканий на основе изучения опыта специалистов. Студент педвуза понимает необходимость в усовершенствовании своей художественно-эстетической компетенции для реализации себя как высококвалифицированного специалиста.
Средний уровень - будущий учитель более осознано подходит к проблеме профессионального развития, достаточно освоив художественно-эстетические теоретические знания; способны проводить исследование, переходить от эмпирических данных к теоретическим соображениям; у них могут возникать трудности с преобразованием теорий в определенные методические разработки. На данном уровне происходит активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Усиливается сотрудничество, благодаря повышению мотивации за счет когнитивных мотивов. Проявляется эмоционально-ценностное отношение к усовершенствованию художественно-эстетической компетенции будущего учителя, которая рассматривается как профессионально и личностно значимая.
Проявляется умение выбирать из нескольких вариантов оптимальный путь для решения определенных художественно-эстетических задач, применение знаний частично аргументировано и обосновано, однако степень активности и самостоятельности при решении поставленных задач нестабильна.
Низкий уровень выражается в пассивном отношении студентов к процессу формирования художественно-эстетической компетенции. Студенты осознают значимость художественно-эстетических теоретических знаний, но им трудно применять их в решении образовательных задач; знания поверхностны. Решение образовательных задач строится по заранее установленной схеме, происходит имитация фрагментов чужих действий. Этот уровень характеризуется формированием художественно-эстетических навыков от случая к случаю, выраженных в проявлении активности и самостоятельности либо под влиянием «минутных» увлечений, либо из соображений престижа. Социокультурные и культурологические знания, а также уровень коммуникативных навыков низок. Сформированные на данный момент навыки студента не могут быть применены в связи с отсутствием знаний о технологии их применения. Студент проявляет низкую степень активности и самостоятельности в процессе обучения.
https:// mir-nauki. com
Предложенные преподавателем задания преимущественно решаются алгоритмично. Студент владеет отдельными умениями, позволяющими только собирать и систематизировать информацию по конкретной проблеме. Нет сознательной потребности и умений самостоятельно анализировать и давать оценку результатов своей деятельности. Отсутствует конкретный план художественно-эстетического самообразования.
В основе уровневой характеристики лежит степень овладения компонентами, художественно-эстетической компетенции будущего учителя.
Возможен переход с одного уровня художественно-эстетической компетенции будущего учителя на другой, в связи с количественными и качественными изменениями. Обозначенные критерии и уровни позволяют практически определить степень сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя, учитывая одновременно развитие всех компонентов данной компетенции.
Разработка критериально-уровневого аппарата изучения уровня сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза позволила осуществить подбор диагностических методик, которые дадут возможность выявить уровень сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза. Подбор диагностических методик на данном этапе осуществлялось в соответствии с выделенными компонентами (ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностный) формирования художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза и критериями их сформированности.
Для диагностики ценностно-смыслового критерия предлагается применение методики «Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесова [10, с. 368-369]. Гносеологический критерий может быть продиагностирован с помощью тестов М. Симкина «Шедевр или пародия?», «Художник или обезьяна?», «Знаменитый или неизвестный художник?»2. Операционально-деятельностный критерий диагностируется с помощью анкеты, состоящей из 14 вопросов, направленной на выявление различного рода умений и готовности к осуществлению художественно-эстетической деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Для диагностики рефлексивно-оценочного критерия разработана анкета на выявление уровня сформированности художественно-эстетической компетенции студентов, состоящая из 10 вопросов.
Для оценки полученных результатов по комплексу предложенных диагностических методик предполагается использовать такие методы исследования как анализ, обобщение, методы статистической обработки данных, сравнение, метод математической статистики, методы наглядного представления результатов эксперимента (составление диаграмм, графиков и т. д.).
Таким образом, нами выделены ценностно-смысловой, гносеологический, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный критерии и показатели, конкретизирующие проявление конкретных компонентов художественно-эстетической компетенции будущего учителя, а также высокий, средний, низкий уровни сформированности данной компетенции, на основе чего разработан критериально-диагностический
2 Подобострастные тесты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://reverent.org/ru/quizzes.html (дата обращения: 25.08.2019).
Страница 5 из 7
Результаты
58PSMN419
инструментарий позволяющий выявить уровень сформированности художественно-эстетической компетенции будущего учителя в образовательном процессе вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ишмакова, Л.Р. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественно-эстетической компетенции студентов-дизайнеров / Л.Р. Ишмакова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 6 (17). - С. 43-48.
2. Клыкова, Л.А. Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Клыкова Людмила Алексеевна. - Челябинск, 2009. - 212 с.
3. Масол, Л.М. Компетентностный подход как фактор модернизации художественного образования / Л.М. Масол // Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.: - 2006. - С. 24-27.
4. Стюарт, Ю.В. Становление художественно-эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Стюарт Юлианна Владимировна. - Челябинск, 2012. - 250 с.
5. Чернышева, С.А. Формирование художественно-творческой компетенции студентов педагогического колледжа как педагогическая проблема / С.А. Чернышева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 1 (14). - С. 80-83.
6. Чечукова, Н.В. Моделирование художественно-эстетической компетенции в области теории и методики профессионального образования / Н.В. Чечукова // Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. - 2015. - № 1. - С. 120-125.
7. Чумахидзе, Т.Л. Формирование художественно-эстетической компетенции будущих педагогов посредством ниточного дизайна / Т.Л. Чумахидзе // Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2016. - Т. 2 (68). - № 3. - С. 63-69.
8. Ryzhov, D.V. The artistic and aesthetic competence of future teacher as a pedagogical phenomenon / D.V. Ryzhov // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - № 2. -С.143-152.
9. Шукшина, Т.И. Организационно-педагогические условия реализации инновационной модели «вуз - базовая кафедра - общеобразовательная организация» / Т.И. Шукшина, С. Н. Горшенина, М.Ю. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 2 (30). - С. 89-93.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002 - 512 с.
Ryzhov Dmitry Valeryevich
Mordovian state pedagogical institute, Saransk, Russia E-mail: [email protected]
Development of diagnostic tools for studying the level of formation of the artistic and aesthetic competence of a future teacher
Abstract. Due to the fact that for the successful formation of the artistic and aesthetic competence of a future teacher, important attention should be given to the diagnosis of the level of formation of this competency. The purpose of this article is to develop diagnostic tools to study the level of formation of the artistic and aesthetic competence of a future teacher: criteria, indicators and levels of formation, the selection of methods for diagnosing each of the criteria of artistic and aesthetic competence of a future teacher.
The author in the article on the basis of the analysis of scientific literature defines the artistic and aesthetic competence of a future teacher as a combination of personality traits that allow performing artistic and aesthetic activities, including artistic and aesthetic knowledge, abilities, skills, attitudes, artistic and aesthetic orientation and motivation, possession artistic and aesthetic means, an adequate perception of artistic and aesthetic situations, willingness to implement artistic and aesthetic activities with students. Among the components of this competence, the author identifies value, motivational, cognitive, activity.
A theoretical analysis by the author of the essence and structure of the artistic and aesthetic competence of the future teacher necessitated the development of diagnostic tools to identify the level of formation of this competency.
The author identifies the value-semantic, epistemological, operational-activity, reflective and evaluative criteria and indicators that specify the manifestation of specific components of the artistic and aesthetic competence of the future teacher, as well as the high, medium, low levels of formation of this competency, selected diagnostic methods («Methodology aesthetic needs» V.S. Avanesova; tests of M. Simkin «A masterpiece or a parody?», «An artist or a monkey?», «A famous or unknown artist?»; The questionnaire, consisting of 14 questions, aimed at identifying various kinds of skills and readiness for the implementation of artistic and aesthetic activities in specific professional (problem) situations; Questionnaire to identify the level of formation of the artistic and aesthetic competence of the future teacher, consisting of 10 questions). The developed criteria-diagnostic toolkit is presented that allows to identify the level of formation of the artistic and aesthetic competence of the future teacher in the educational process of the university.
Keywords: future teacher; diagnostic tools; diagnostic technique; criteria; indicators; levels; artistic and aesthetic competence