ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО
Т.Л. Чумахидзе, канд. пед. наук, доцент Л.К. Мамбетова, магистрант
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им В.И. Вернадского» в г. Ялте (Россия, г. Ялта)
Аннотация. На основе теоретического анализа проблематики формирования исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО выделены и обоснованы критерии (мотивационно-ценностный, информационный, операционально-деятельностный, рефлексивный) и показатели, подобраны и описаны диагностические методики; очерчены основные задачи экспериментального исследования. Готовность будущих руководителей дошкольных образовательных организаций к организации исследовательской работы акцентирована как составляющая общей профессиональной готовности как сложное структурно-динамическое образование, носит поэтапный характер и проходит в развитии несколько уровней: высокий, средний и низкий.
Ключевые слова: исследовательские умения и навыки, будущий руководитель дошкольной образовательной организации, критерии, показатели, диагностические методики, респонденты, мотивационно-ценностный критерий, информационный критерий, опера-ционально-деятельностный критерий, рефлексивный критерий, исследовательский уровень.
Теоретический анализ психологический и педагогической, методической литературы по проблеме формирования исследовательских умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций обусловил необходимость планирования экспериментального исследования уровня сформированности исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО. Диагностика уровня сформированности исследовательских умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций включала разработку диагностического инструментария: критериев, показателей и уровней сформированности исследовательских умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций.
Планирование экспериментального исследования подразумевает решение следующих задач: определить и охарактеризовать критерии, показатели сформиро-ванности исследовательский умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций; выде-
лить и охарактеризовать уровни сформи-рованности исследовательский умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций; подобрать диагностический инструментарий к каждому критерию и показателю сформи-рованности исследовательский умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций; разработать и обосновать модель формирования исследовательских умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций [1].
Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы, позволяющие получить многомерную характеристику сформированно-сти исследовательский умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций для того, чтобы в дальнейшем прогнозировать, направлять и корректировать образовательный процесс. А именно: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, отработка нормативных и инструктивных документов по исследуемой проблеме, анализ ву-
зовской документации, анализ учебных планов, основной профессиональной образовательной программы направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Менеджмент в дошкольном образовании».
Обобщение и систематизация теоретического материала для выделения и обоснования критериев сформированности исследовательских умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций позволило выделить критерии сформированности исследовательских умений: мотивационно-ценностный, информационный, операци-онно-деятельностный, рефлексивный.
Раскроем сущность каждого из них.
Мотивационно-ценностный - объединяет ценностно мировоззрение - осознание целостного познания мира, убежденность в том, что все без исключения явления природы и общества имеют естественные причины и подчиняются естественным закономерностям. Эта убежденность основывается на практическом опыте изучения окружающего мира и истории человеческого общества.
Информационный - отражает феноменологию теоретизирования на предмет организации исследовательской работы, имеющийся уровень теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления исследовательской работы, характеризуется осознанностью и значимостью исследовательской работы.
Операционно-деятельностный - обеспечивает реализацию познавательной и практической деятельности студентов в процессе выполнения исследований. При этом в полной мере проявляется роль эксперимента в качестве источника знаний и критерия истинности теории.
Рефлексивный - воспроизводит анализ с помощью рефлексии: выявление способов творческой деятельности; осознание идеи, появляется в результате организации исследовательской работы; формулировка проблемы, возникающей; нахождения путей их решения; выявление проблем и причины их возникновения.
Мотивационно-ценностный критерий выбрано исходя из соответствий ценностей общества личностной форме их существования, неповторимости и самоценности каждого человеческого существа, опыта личностного отношения к системе ценностей, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Указанный критерий направлен на обеспечение положительной мотивации, формирование исследовательской активности, познавательного интереса будущих руководителей ДОО.
Выбор информационного критерия обусловлен определением содержательного наполнения общей проблемы конструирования содержания исследовательской работы, взаимосвязи ее элементов, что позволит предотвратить дублирование материала, ориентироваться на перспективы обучения. Информационный критерий выступает инструментом в строительстве готовности будущих руководителей дошкольных образовательных организаций и включает в себя базовые знания, умения и навыки по организации исследовательской работы, направленных на обеспечение единства интеллектуального и эмоционального восприятия [2].
Важным критерием является операци-онно-деятельностный, что обеспечивает приобретение профессионально необходимых знаний, овладение содержанием образования через исследовательскую работу, формирование специфических исследовательских умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций, овладение методикой организации исследовательской работы, привлечение студентов к самостоятельной организации исследовательской работы, содействие развитию наблюдательности, мышления, самостоятельности, активности и познавательного интереса [3].
Выбор рефлексивного критерия обусловлено тем, что рефлексия помогает использовать способы творческой деятельности не методом проб и ошибок, а обдуман-
но, что сделает ее более эффективной и приведет к полной творческой самореализации личности. Рефлексивный критерий направлен на привлечение будущих руководителей дошкольных образовательных организаций к самоанализу, развитие умения рассуждать, наблюдать, осмысливать свои действия.
Готовность будущих руководителей дошкольных образовательных организаций к организации исследовательской работы как составляющая общей профессиональной готовности, сложное структурно-динамическое образование носит поэтапный характер и проходит в развитии несколько уровней: высокий, средний и низкий [3].
Итак, высокий уровень определяется устойчивым познавательным интересом к изучению окружающего мира, пониманием важности исследовательской работы как средства миропонимания и самореализации. Студентам указанного уровня присуща устойчивая положительная мотивация, характеризующая исследовательскую направленность, существующая система прочных, осознанных, полных, глубоких знаний по организации исследований. Будущие руководители дошкольных образовательных организаций творческого уровня знакомы с актуальными методами и формами исследовательской работы творчески применяют их на практике, стремятся к повышению своего профессионального уровня.
Студенты среднего уровня характеризуются осознанием значения организации исследовательской работы одновременно нечетким осознанием роли педагога при ее организации, а также частичной исследовательской направленностью. Обладают знаниями и умениями диагностировать и проектировать, но не способны конструи-
тественных процессов. Будущие руководители дошкольных образовательных организаций указанного уровня не уделяют достаточно внимания педагогической грамотности при организации исследовательской работы.
Студенты с низким уровнем сформиро-ванности исследовательских умений и навыков характеризуются отсутствием осознания значимости и необходимости организации и активного участия в исследовательской работе. Будущие руководители дошкольных образовательных организаций указанного уровня имеют бессистемные, непрочные знания, стремление их приобретать и пополнять отсутствует. На низком уровне не сформированы умения самостоятельно организовать исследовательскую работу, навыки проектирования и конструирования исследования, умение объективно оценить уровень готовности к исследовательской работе; оценить и осуществить рефлексию цели, процесса и результата исследовательской работы. Указанный уровень предполагает постоянный контроль со стороны научного руководителя [4].
Таким образом, тщательно спланированное экспериментальное исследование призвано не только решать задачи профессиональной подготовки в рамках формирования исследовательских умений и навыков будущего педагога, руководителя ДОО, но и учить студентов планировать свои действия с позиций исследовательского подхода, формируя личность будущего педагога-исследователя. Грамотно организованная исследовательская работа студентов способствует формированию навыков углубленной самостоятельной работы, научного мышления, творческих способностей, готовит их к непрерывному образованию.
ровать и организовывать исследования ес-
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». М-во образования и науки Рос. Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf/
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
3. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.
4. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт : монография / А. Н. Поддьяков. - Москва: Эребус, 2006. - 266 с.
DIAGNOSTIC TOOLS RESEARCH LEVEL OF DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS FUTURE LEADERS PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
T.L. C homakhidze, candidate of pedagogical sciences, associate professor L.K. Mambetova, graduate student
Humanitarian-pedagogical university (branch) of the Crimean federal university of V.I. Vernadsky in Yalta (Russia, Yalta)
Abstract. On the basis of theoretical analysis of problems offormation of research skills offuture managers Doo and highlighted the criteria (motivational and valuable, informational, operational-activity, reflexive) and the indicators chosen and described diagnostic methods; outlines the basic tasks of the pilot study. The readiness of future leaders pre-school educational institutions to undertake research accented as part of the overall professional readiness as a complex structural-dynamic formation, is gradual, and takes place in several development levels: high, medium and low.
Keywords: research skills, future head of the preschool educational organizations, criteria, indicators, diagnostic techniques respondents, the motivational value criterion, information criterion, operational and activity criteria reflexive criteria research level.