Научная статья на тему 'Развитие основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы'

Развитие основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / LEARNING AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / RESEARCH COMPETENCE / ELEMENTARY EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниязова Гулияш Балкеновна

В статье представлены значимые характеристики и критерии формирования основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Критерии и факторы основ исследовательской компетентности рассматриваются как результат целостного образовательного процесса, в том числе исследовательской подготовки, организации исследований в качестве основного метода. Основы исследовательской компетентности учащихся, которые должны быть выработаны в начальной школе, являются интегративной характеристикой, состоящей из четырех компонентов: мотивационно-ценностных, значимых, когнитивных, процедурной оценки. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой механизм введения в мир ценностей интеллектуального сообщества. Ее организация требует от учителей правильного понимания структурных основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы, которая представлена как многомерный фактор проявления индивидуальных способностей учеников, развития в будущем для жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ниязова Гулияш Балкеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Research Competence Basics in Primary School Pupils

The article proposes the essential characteristics and the criteria of formation of research competence basics in elementary school students. Criteria and factors of research competence basics are viewed as the result of a holistic education process including research training and organization of research as a key method. Basics of the research competence of a student that are to be developed in primary school are of an integrative characteristic and consist of four components: motivational and value oriented, meaningful, cognitive, of the procedural evaluation. The students' research activity is a mechanism of their introducing into the world of the intellectual community values. Its organization requires from teachers a proper understanding of the structure of elementary school pupils' research competence basics that is presented as a multi-dimensional manifestation of the individual abilities of students, development in the future for lifetime.

Текст научной работы на тему «Развитие основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК [159.95+165.23]:373.31 ББК 74.202.4

РАЗВИТИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ1

THE DEVELOPMENT OF THE RESEARCH COMPETENCE BASICS IN PRIMARY SCHOOL PUPILS

Ниязова Гулияш Балкеновна

Ученый секретарь республиканского научно-практического центра «Учебник» Министерства образования и науки Республики Казахстан E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены значимые характеристики и критерии формирования основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Критерии и факторы основ исследовательской компетентности рассматриваются как результат целостного образовательного процесса, в том числе исследовательской подготовки, организации исследований в качестве основного метода. Основы исследовательской компетентности учащихся, которые должны быть выработаны в начальной школе, являются интегративной характеристикой, состоящей из четырех компонентов: мотивационно-ценностных, значимых, когнитивных, процедурной оценки. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой механизм введения в мир

Niyazova Guliyash B.

Scientific secretary of the republican scientific-practical center «Textbook» of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan

E-mail: [email protected]

Abstract. The article proposes the essential characteristics and the criteria of formation of research competence basics in elementary school students. Criteria and factors of research competence basics are viewed as the result of a holistic education process including research training and organization of research as a key method. Basics of the research competence of a student that are to be developed in primary school are of an integrative characteristic and consist of four components: motivational and value oriented, meaningful, cognitive, of the procedural evaluation.

The students' research activity is a mechanism of their introducing into the world of the intellectual community values. Its organization

1 Статья представлена на VIII Международную конференцию «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», Москва, МПГУ, 17-19.11.2016.

ценностей интеллектуального сообщества. Ее организация требует от учителей правильного понимания структурных основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы, которая представлена как многомерный фактор проявления индивидуальных способностей учеников, развития в будущем для жизни.

the future for lifetime.

requires from teachers a proper understanding of the structure of elementary school pupils' research competence basics that is presented as a multi-dimensional manifestation of the

individual abilities of students, development in

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность учащихся, исследовательская компетентность, начальное образование,

Keywords: learning and research activities of students, research competence, elementary education, research activity, research abilities.

исследовательская активность, исследовательские способности.

В настоящее время в связи с коренными преобразованиями во всех областях социально-экономической жизни общества происходят значительные изменения в системе образования, в ее содержании и технологиях. Стратегия современного образования предусматривает предоставление всем без исключения учащимся возможности для разностороннего развития. Перед системой школьного образования стоит задача научить детей учиться по-новому, сформировать у них способы деятельности, которые можно будет использовать для решения любой возникающей перед ними проблемы, причем в любом возрасте.

На передний план выходит обучение детей принципиально новым технологиям работы со знаниями, прежде всего связанным с процессами порождения и применения знаний. Учащийся должен понимать, как возникает знание и как его можно использовать.

Необходимость создания педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся как в рамках обязательных учебных предметов, так и вне уроков является одним из основных требований к образовательному процессу, указанных в Государственном общеобязательном стандарте начального образования Республики Казахстан, утвержденном в 2014 г. [1].

Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. В связи с этим подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска выдвигается в ряд важнейших задач современного образования. Особо важным является создание определенных условий для включения учащихся начальной школы в активную познавательную деятельность, в частности исследовательскую, позволяющую сформировать основы исследовательской компетентности.

Исследовательская деятельность учащихся по своему смыслу, образовательным функциям является механизмом введения его в мир ценностей интеллектуального сообщества. В процессе исследовательской деятельности каждый преследует определенную цель. Цель исследовательской деятельности учащегося принципиально отличается от цели исследовательской деятельности ученого, но их сближают ценностные основания.

Для педагогов более важными являются идеальные представления о личностных качествах учащихся, которые необходимо будет развить в качестве самоценных для будущей жизнедеятельности. В связи с этим данные характерные атрибуты науки, возникающие и существующие в ней в качестве общепринятых средств в образовательном процессе, могут приобрести характер ценностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся такие коммуникативные средства ученого, как профессиональное конструктивное общение, умение аргументировать свою позицию в научных дискуссиях, воспринимали как ценность.

Можно выделить несколько категорий, характеризующих исследовательскую деятельность. Одна из них - исследовательское поведение. Как утверждает А. С. Обухов, базовой основой исследовательского поведения считаются исследовательская активность и исследовательское поведение. Поведение может быть как инициативным, так и шаблонным, но в отличие от базовых основ исследовательское поведение является осознанным и целенаправленным [2].

Исследовательское поведение проявляется через поисковую активность, благодаря которой формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития.

Один из продолжателей изучения исследовательской деятельности как сложного конструкта А. Н. Поддьяков выдвигает следующее определение: исследовательское поведение - это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения [3].

А. И. Савенковым исследовательское поведение рассматривается как поиск информации; поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью; поведение, направленное на изучение объекта.

Таким образом, в деятельности учащихся начальной школы исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, влияющая на все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в развитии личности и выражается в действиях по удовлетворению потребностей субъекта в познавательной, поисковой активности.

Следующей категорией, характеризующей исследовательскую деятельность, является исследовательская активность. По А. Н. Поддьякову, исследовательская активность - это творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, изобретению новых способов и средств их достижения, получению разнообразных, в том числе и неожиданных результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания. Ученый утверждает, что мотивационной основой успешного исследования человеком сложных систем является его творческая активность, проявляющаяся в стремлении к выходу за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности [3].

Разные стороны данного вида активности отражены в различных терминах. Так, Д. Б. Богоявленская эту активность воспринимает наравне с активностью интеллектуальной, В. А. Петровский определяет ее надситуативной активностью в условиях риска и

стремлении идти навстречу опасности. М. И. Лисина относила исследовательскую активность к стремлению познать скрытое, наблюдаемое.

Исследовательская активность нами уточняется как мотивационная готовность и интеллектуальная способность личности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, самостоятельной постановки разнообразных исследовательских целей, изобретения новых способов и средств их достижения, получения разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов и использование их для дальнейшего познания [4].

Одной из важнейших характеристик исследовательской деятельности школьника является исследовательская позиция. А. С. Обухов под исследовательской позицией понимает выработанную способность осознавать проблему; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к миру, к другим, к самому себе, то есть то, что мы и называем исследовательской позицией [5].

Условием развития субъектной позиции, по мнению А. Н. Мельниковой, является развитие коммуникативной среды. Но при этом коммуникативная среда должна развиваться на доверительном, уважительном отношении, так как отношения в жестких функциональных рамках не способствуют формированию у учащихся исследовательских позиций, не представляют возможности развитию креативности их мышления и поведения [6].

На наш взгляд, исследовательская позиция - это не только то, что актуализируется в ситуации неопределенности, но и та позиция, исходя из которой школьнику потреб-ностно попадать в ситуации, требующие осуществления исследовательской деятельности, желание последовательно пройти основные этапы исследования.

Формирование исследовательской позиции, как особого способа творческого отношения к миру и к себе, - один из основных критериев формирования личности обучающихся в контексте компетентностного обучения.

Мотивом исследовательской деятельности, на наш взгляд, является сформирован-ность побуждений, интереса к исследовательской деятельности школьника, имеющей личностный смысл в соответствии с возрастом.

Таким образом, исследовательская деятельность применительно к учащимся начальной школы - это творческая деятельность, направленная, по словам поэта и мыслителя Абая Кунанбаева, на открытие новых для них знаний. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет эффективно формировать ключевые компетентности.

Рассмотрев категории иследовательской деятельности, считаем логически необходимым конкретизировать основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы.

По мнению Е. Я. Коган, В. А. Прудниковой, Г. Б. Голуб, компетентность - это интегрированный сложносоставной результат образования, который:

• в отличие от элемента функциональной грамотности (присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации), позволяет решать целый класс задач;

• в отличие от навыка (действия, выполняемы автоматически), осознается в момент реализации;

• в отличие от умения (подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а в интеграции с другими компетенциями;

• в отличие от знания (информация, присвоенная человеком), существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней [7].

Проанализировав различные определения категории «ключевые компетенции», С. Н. Скарбич к компетенциям относит то, что:

• позволяет учащимся видеть проблемы, строить предположения по их разрешению;

• уметь ставить задачу, выявлять в ней все условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;

• уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;

• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать им личностный смысл;

• уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать и обосновывать гипотезы;

• строить индивидуальную и коллективную деятельность;

• ставить цели, анализировать ситуации, планировать, получать и практически реализовать готовый продукт, анализировать результаты, осуществлять рефлексию и самооценку [8].

Мы считаем, что компетентность - это обладание компетенциями. Для того чтобы учащийся считал себя компетентным в исследовании, он должен обладать соответствующими исследовательскими компетенциями, способствующими самообразованию, обеспечивающими его подготовленность к творческой работе, помогающими быть более успешным в различных сферах жизни.

С целью определения составных компонентов исследовательской компетентности нами были изучены различные подходы к определению понятия «исследовательские умения».

В научных трудах, изучающих методологические и организационно-содержательные проблемы исследовательского подхода в образовании, исследовательские умения рассматриваются как совокупность приемов, которыми должен владеть учащийся, чтобы иметь возможность в процессе усвоения применять поисковые методы учения: анализ и установление причинно-следственных связей, сопоставление, объединение, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога или нового варианта решения, планирование, подбор и использование средств деятельности, математическая и графическая интерпритация результатов.

Под исследовательскими умениями понимается способность учащихся сознательно выполнять умственные и практические действия, соответсвующие логике исследования.

Общие исследовательские умения рассматриваются как познавательные умения, обеспечивающие успешное осуществление поиска и решения проблем.

По А. И. Савенкову, для продуктивного осуществления исследовательской деятельности необходимы исследовательские способности, квалифицируемые как индивидуально-психологические способности личности. Способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в овладении способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Под способами и приемами исследовательской деятельности нужно понимать исследовательские умения, такие как видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям и другие [9].

Для более подробного понимания нами предлагается критериальная характеристика, которая показывает основы исследовательской компетентности как результат целостного образовательного процесса, включающего исследовательское обучение, организацию исследовательской деятельности (рис.).

Мы полагаем, что основы исследовательской компетентности обучающегося, которые необходимо развивать в начальной школе, представляют собой интегративную характеристику, состоящую из четырех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного, процессуального, оценочного.

Мотивационно-ценностный компонент (мотивационно-ценностное отношение учащегося к исследовательской деятельности) включает следующие качества:

• проявляет интерес к познанию, любознательность;

• проявляет познавательную активность, перерастающую в познавательную потребность;

• проявляет стремление к самостоятельной творческой исследовательской деятельности;

• проявляет стремление к самосовершенствованию;

• проявляет готовность к волевому напряжению, прогнозированию, генерированию идей, определению проблемы;

• проявляет стремление работать в группе исследователей, к экспериментированию.

Когнитивно-содержательный компонент (знания учащегося, как проводить исследования) включает следующие исследовательские способности:

• знает последовательность проведения исследования;

• знает целеполагание, планирование, создание условий проведения исследований, оценивание результатов;

• знает методы исследования;

• знает, как работать с информацией;

• знает, как работать с цифровыми технологиями.

Процессуальный компонент (сформированность исследовательских умений учащегося) включает следующие способности к исследовательской деятельности:

• планирует исследовательскую деятельность;

• определяет цель, задачи, тему, прогнозирует гипотезу, исследования;

• использует методы исследования;

• работает с информацией;

• проводит презентацию.

Компоненты

Мотивационно-ценностный

Когнитивно-

содержательный + -

Процессуальный

Оценочный

Критерии

Мотивационно-ценностное отношение к исследовательской деятельности

Знание,

осознание

процедуры

проведения

исследований

Сформированность исследовательских умений

Сформированность оценочных умений

Показатели

- проявляет интерес - проявляет - проявляет - оценивает

к познанию, исследовательские способность к результаты:

любознательность, способности; исследователь- - ранжирует по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

познавательную - знает ской деятельности: значимости, по

активность, последовательность - планирует оптимальности,

перерастающую в проведения исследователь- эффективности;

познавательную исследования; скую деятельность; - проявляет

потребность; - знает - определяет высокий уровень

- стремится к целеполагание, цель, задачи, самоконтроля;

самостоятельной планирование, тему, - рефлексия;

творческой создание условий прогнозирует - высказывает

исследовательской проведения гипотезу критические

деятельности; исследований, исследования; суждения;

- стремится к оценивание - использует - анализирует,

самосовершенствованию; результатов; методы синтезирует,

- стремится р аботать - знает методы исследования; сравнивает,

в исследовательской исследования; - работает с сопоставляет

- знает, как работать информацией;

группе;

- готов к волевому с информацией; - проводит

напряжению, - знает презентацию

прогнозированию, кимму иика I ивмыс

генерированию способы выражения

идей, определению и осуществляет

проблемы, продуктивную

экспериментированию, коммуникацию

оцениванию

результатов

* 1 г 1 г 1 г

Учащийся, владеющий основами исследовательской компетентности

Рис. Критериальный аппарат сформированности основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы

Оценочный компонент (сформированность оценочных умений учащегося) включает следующие способности оценивать результаты:

• ранжирует по значимости, по оптимальности, эффективности;

• высокий уровень самоконтроля;

• рефлексия;

• высказывание критических суждений;

• анализирует, синтезирует, сравнивает, сопоставляет.

Данная критериальная характеристика показывает сформированные основы исследовательской компетентности как результат целостного образовательного процесса, включающего исследовательское обучение, организацию исследовательской деятельности как ключевого метода.

Таким образом, нами было выявлено, что основы исследовательской компетентности - это исследовательские компетенции, способствующие самообразованию, обеспечивающие обучающегося начальной школы подготовленностью к творческой работе, являющиеся ценностными основаниями быть более успешным в различных сферах жизни.

Как показывает представленная характеристика, по своей структуре сформированные основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы представляют многомерное проявление индивидуальных способностей обучающегося, развивающиеся в дальнейшем на протяжении всей жизни.

Список литературы

1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан. - Астана, 2014.

2. Обухов А. С. Социокультурные детерминанты развития и торможения самостоятельной исследовательской активности // Исследовательская деятельность учащихся: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. - Т. 1: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. - 701 с.

3. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 240 с.

4. Жексенбаева У. Б. Теория и практика работы с одаренными детьми: моногр. - Ал-маты: Таугуль-принт, 2005. - 380 с.

5. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.

6. Мельникова А. А. Коммуникативная среда учебно-исследовательской деятельности условие развития субъектной позиции учащихся // Исследовательская деятельность учащихся: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. - Т. 1: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. - 701 с.

7. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: метод. пособие по преподаванию курса / под ред. Е. Я. Когана. - Самара: Учебная литература, Изд. дом «Федоров», 2006. - 224 с.

8. Скарбич С. Н. Сущность и компоненты исследовательских компетенций учащихся // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. - Т. 1: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. - 448 с.

9. Савенков А. И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: метод. пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.

References

1. Gosudarstvennyy obshcheobyazatelnyy standart nachalnogo obrazovaniya Respub-liki Kazakhstan. Astana, 2014.

2. Obukhov A. S. Sotsiokulturnye determinanty razvitiya i tormozheniya samostoyatel-noy issledovatelskoy aktivnosti. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika. Moscow: Obshcherossiyskoe obshchestvennoe dvizhenie tvorcheskikh pedagogov "Issledovatel", 2007. 701 p.

3. Poddyakov A. N. Issledovatelskoe povedenie: strategii poznaniya, pomoshch, pro-tivodeystvie, konflikt. Moscow: PER SE, 2006. 240 p.

4. Zheksenbaeva U. B. Teoriya i praktika raboty s odarennymi detmi: monogr. Almaty: Tau-gul-print, 2005. 380 p.

5. Alekseev N. G., Leontovich A. V., Obukhov A. S., Fomina L. F. Kontseptsiya razvitiya issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Issledovatelskaya rabota shkolnikov. 2002, No. 1, pp. 24-33.

6. Melnikova A. A. Kommunikativnaya sreda uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti uslovie razvitiya subyektnoy pozitsii uchashchikhsya. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika. Moscow: Obshcherossiyskoe obshchestvennoe dvizhenie tvorcheskikh pedagogov "Issledova-tel", 2007. 701 p.

7. Golub G. B., Perelygina E. A., Churakova O. V. Osnovy proektnoy deyatelnosti shkol-nika: metod. posobie po prepodavaniyu kursa. Samara: Uchebnaya literatura, Izd. dom "Fedorov", 2006. 224 p.

8. Skarbich S. N. Sushchnost i komponenty issledovatelskikh kompetentsiy uchash-chikhsya. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskiy podkhod v obrazovanii: ot teorii k prak-tike: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika. Moscow: Obshcherossiyskoe obshchestvennoe Dvizhenie tvorcheskikh pedagogov "Issledovatel", 2009. 448 p.

9. Savenkov A. I. Put v neizvedannoe: Razvitie issledovatelskikh sposobnostey shkolnikov: metod. posobie dlya shkolnykh psikhologov. Moscow: Genezis, 2005. 203 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.