Научная статья на тему 'Исследовательская культура учащихся в школьном историческом образовании'

Исследовательская культура учащихся в школьном историческом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH CULTURE / STUDENT'S RESEARCH / CREATIVE ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITIES / RESEARCH COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фукс Александр Николаевич

В статье рассматривается проблема формирования исследовательской культуры учащихся в обучении истории. Автор определяет цели, функции, этапы исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская культура представлена в ценностном, когнитивном, мотивационном и деятельностном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research culture of students in school history education

The article deals with the problem of the formation of students’ research culture in teaching history. The author defines the goals, functions, stages of student’s research activities. The research culture is presented in value, cognitive, motivational and activity aspects.

Текст научной работы на тему «Исследовательская культура учащихся в школьном историческом образовании»

1УДК 372.893 ББК 74.266.3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

А. Н. Фукс

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования исследовательской культуры учащихся в обучении истории. Автор определяет цели, функции, этапы исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская культура представлена в ценностном, когнитивном, мотивационном и деятельностном аспектах.

Ключевые слова: исследовательская культура, ученическое исследование, творческая активность, исследовательские действия, компоненты исследования.

THE RESEARCH CULTURE OF STUDENTS IN SCHOOL HISTORY EDUCATION

A. N. Fuks

Abstract. The article deals with the problem of the formation of students' research culture in teaching history. The author defines the goals, functions, stages of student's research activities. The research culture is presented in value, cognitive, motivational and activity aspects.

Keywords: research culture, student's research, creative activity, research activities, research components.

В связи с внедрением новых образовательных стандартов исследовательская деятельность стала одной из основных форм учебной деятельности школьников. Она служит для обучения учащихся способам и видам реконструкции исторической реальности и способам и видам ее осмысления и постижения.

Проблема исследовательской деятельности учащихся в обучении истории рассматривалась методистами еще в XIX в., когда история из повествовательного рассказа о прошлом стала превращаться в науку. Именно тогда предложили реальный метод, предусматривающий исследовательскую работу с документами [9, с 157]. Со временем в методике преподавания истории стало выдвигаться требование о развитии творческого мышления учащихся через применение исследовательского метода.

С развитием в школьном историческом образовании применения исследовательского метода сформулировано определение «исследовательская культура школьника». По мнению

Л. П. Разбегаевой и Е. А. Фирсовой, исследовательская культура школьника включает в себя совокупность знаний о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности [7, с 59]. Элементами исследовательской культуры школьника можно считать приобретаемые им знания и компетенции, а также интеллектуальный и творческий потенциал. Исследовательская культура выступает как единое целое исследования и исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность способствует обучению и развитию учащихся, развивает стиль мышления, формирует интеллектуальные возможности, содействует развитию логического мышления, способности мыслить целостно и системно, устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов. Именно ученические исследования способствуют становлению исторического сознания учеников. Сегодня внедрение в практику преподавания исследовательского метода рассматривается как высший уровень учебной деятельности.

Методисты исследование рассматривают как определенный процесс приобретения новых знаний учащимися при изучении истории, а исследовательскую деятельность - как специфический вид человеческой деятельности. Деятельность, по мнению А. Н. Леонтьева, - форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего на вызвавшие это взаимодействие потребности, необходимости в чем-либо. Характеристиками деятельности являются ее мотивированность, предметность, целенаправленность, осознанность [4, с. 239]. Мотивация исследовательской деятельности определяет ее направленность, регулирует и контролирует ее осуществление. Целенаправленность деятельности предполагает ее осознанность.

Одним из главных элементов в структуре исследовательской деятельности являются действия, которые выступают как единицы деятельности. К исследовательским действиям относятся: умственные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование) и практические действия (творческие, исследовательские).

Ведущие ученые-методисты обращали внимание на то, что в процессе обучения очень важно стимулировать потребность в самостоятельности и развитие творческой активности учащихся [5, с. 43]. Они считали, что учащихся надо знакомить с научными методами на основе личного опыта ученика на уроках истории. Значимость применения исследовательского метода в школьном историческом образовании заключается в развитии познавательного интереса и интеллектуального уровня личности; мотивации к обучению; овладении методами научного познания; формировании познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Со временем в методике преподавания истории были выделены этапы исследовательской деятельности и ее алгоритм. В обобщенном варианте они выглядят следующим образом: постановка проблемы и аргументированность ее актуальности; выдвижение гипотезы; составление плана исследования; проведение исследования учащимся; описание полученных выводов; оформление и представление результатов исследования. Наиболее распро-

страненными результатами исследовательской деятельности являются доклад, реферат, проект, презентация.

Таким образом, основной целью исследовательской деятельности является актуализация имеющихся знаний и прирост нового знания для ученика при изучении истории. Исследовательскую культуру школьника можно рассматривать как личностное качество, формируемое на основе освоения нового опыта в процессе учебно-исследовательской деятельности учащимся и сопоставленный с ценностями (научными, мировоззренческими и образовательными) и со способом саморазвития.

В качестве структурных компонентов в исследовательской культуре старшеклассника в школьном историческом образовании выделим: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и творческий.

Мотивационно-ценностный компонент связан с сознательным принятием учащимся ценностных составляющих исследовательской деятельности; формированием потребности в овладении ею; ценностным отношением к ее результатам. Следует отметить, что педагоги выделяют следующие образовательные ценности данного компонента: научно-мировоззренческие, нравственные, коммуникативные. Мо-тивационно-ценностный компонент побуждает, стимулирует и придает определенный смысл исследовательской деятельности школьников при изучении истории.

Одной из важных особенностей исследовательской деятельности школьника при изучении истории является умение вычленять и оценивать аксиологические аспекты исторического знания. Соответственно, исследовательская деятельность имеет вполне определенный ценностный смысл и по содержанию проработанных источников, и по характеру деятельности. Способность проанализировать и понять различные системы ценностей в контексте исторического знания, критически осмыслить и усвоить позитивные ценности, способствующие развитию морально-нравственных личных качеств учащихся, является важнейшим ориентиром в исследовательской деятельности учеников.

Когнитивный компонент включает в себя систему знаний об исследовании, исследова-

тельской деятельности; знание методов исследования, порядка и правил оформления результатов исследования. Важнейшей составляющей исследовательской деятельности является освоение информационно-технологической стороны учебного процесса. Исследовательский метод на новом уровне помогает освоить новейшие информационные технологии, предполагает развитие способности к поиску, отбору, систематизации, обобщению информации.

Деятельностный компонент исследовательской культуры старшего подростка характеризуется проявлением знаний, приобретенных учащимся в результате исследовательской работы. Деятельностный компонент представляет собой процесс поэтапного решения исследовательских задач. В исследовательской деятельности непременным компонентом является общение: оно учит способности к обмену мнениями, ведению диалога со своими оппонентами, обосновывать и отстаивать свои точки зрения. Методически правильно организованная исследовательская деятельность развивает способности к активному плодотворному творческому сотрудничеству в группе и коллективе.

Творческий компонент исследовательской культуры школьников представляет собой самостоятельное определение исследовательской проблемы по истории и ее решение, рефлексию собственной исследовательской деятельности. Главным результатом ученического исследования является создание творческого продукта - реферата, эссе, презентации, семейного альбома и т. д. Важно также развивать у учеников культуру научного предъявления творческого продукта.

Таким образом, исследовательская культура учащихся в школьном историческом образовании включает в себя интегративность ее характера, агрегированные компоненты (моти-вационный, когнитивный, деятельностный, творческий), а также исследовательскую деятельность учащихся как личностно-значимую ценность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вилькеев Д. В. О соотношении методов науки и методов школьного обучения // Проблемы методов обучения в современной обще-

образовательной школе. - М.: Педагогика, 1980. - С. 42-43.

2. Гелясина Е. В. Формирование исследовательской культуры личности как целевой ориентир модернизации естественно-научного образования // Исследовательская работа школьников. - 2013. - № 1. - С. 11-14.

3. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл: Академия, 2005.

5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

6. Макотрова Г. В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Белгород, 2001.

7. Разбегаева Л. П., Фирсова Е. А. Исследовательская культура в контексте гуманитарного образования // Изв. ВГПУ. - Волгоград, 2014. - № 9 (95). - С. 59-64.

8. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследования (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986.

9. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала ХХ в. - М., 2014.

10. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения: моногр. - М.: АПК и ППРО, 2005.

REFERENCES

1. Vilkeev D. V. O sootnoshenii metodov nauki i metodov shkolnogo obucheniya. In: Problemy metodov obucheniya v sovremennoy obshcheo-brazovatelnoy shkole. Moscow.: Pedagogika, 1980. Pp.42-43.

2. Gelyasina E. V. Formirovanie issledovatelskoy kultury lichnosti kak tselevoy orientir modern-izatsii estestvenno-nauchnogo obrazovaniya. Issledovatelskaya rabota shkolnikov. 2013, No. 1, pp. 11-14.

3. Esipov B. P. Samostoyatelnaya rabota uchash-chikhsya na urokakh. Moscow: Uchpedgiz, 1961.

4. Leontiev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. Moscow: Smysl: Akademiya, 2005.

5. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. Moscow: Pedagogika, 1981.

6. Makotrova G. V. Formirovanie uchebno-issle-dovatelskoy kultury uchashchikhsya gimnazii. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Belgorod, 2001.

7. Razbegaeva L. P., Firsova E. A. Issledovatels-kaya kultura v kontekste gumanitarnogo obra-zovaniya. Izv. VGPU. Volgograd, 2014, No. 9 (95), pp. 59-64.

8. Skatkin M. N. Metodologiya i metodika ped-agogicheskogo issledovaniya (V pomoshch nachinayushchemu issledovatelyu). Moscow: Pedagogika, 1986.

9. Studenikin M. T. Metodikaprepodavaniya isto-rii v russkoy shkole XIX - nachala XX v. Moscow, 2014.

10. Shashenkova E. A. Issledovatelskaya deyatel-nost v usloviyakh mnogourovnevogo obucheni-ya: monogr. Moscow: APK i PPRO, 2005.

Фукс Александр Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета e-mail: anfyks20@yandex.ru

Fuks Aleksandr N., ScD in History, professor, Chairperson, Methods of teaching history, political science and law Department, Moscow State Regional University e-mail: anfyks20@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.