ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.6.388.6
Л. А. Казарина
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
Рассматривается сущность исследовательской компетентности учащихся профильных классов общеобразовательной школы, представлена характеристика ее структуры, приведены показатели сформированности исследовательских компетенций.
Ключевые слова: профильное обучение, исследовательская деятельность учащихся, исследовательская компетентность, показатели сформированности исследовательских компетенций.
Одним из актуальных направлений реализации профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы является формирование исследовательской компетентности учащихся. В качестве весьма продуктивного способа формирования исследовательской компетентности у школьников рассматривается исследовательская деятельность. Включение в учебный план профильных классов общеобразовательной школы дополнительных часов на исследовательскую деятельность способствует формированию системы методологических знаний, исследовательских умений, а также опыта самостоятельной деятельности учащихся. Значимым для них становится не столько приобретение готового знания, сколько их собственные усилия, инициатива по открытию нового знания.
Старший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития исследовательской деятельности. Авторитетные отечественные ученые в сфере педагогики и психологии (И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина и др.) отмечают, что на данном этапе у старшеклассников происходит формирование логического и системного мышления, воображения, мировоззрения и ценностных ориентаций, устойчивых познавательных и профессиональных интересов, развитие личностной рефлексии. Поэтому главная задача педагога на данном этапе - организовать исследование в соответствии с возрастными особенностями и потребностями старшеклассника.
Исследовательская деятельность важна для учащегося, так как способствует формированию у него профессиональной ориентации, удовлетворению зарождающихся профессиональных интересов и направлена на решение личностно значимой для него реальной познавательной проблемы [1].
Старшеклассник становится субъектом исследовательской деятельности, а сама исследовательская деятельность становится одним из средств реализации планов продолжения образования, саморазвития и самореализации взрослеющего человека.
В отечественной педагогике отмечается множество подходов к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность». Мы разделяем мнение А. В. Хуторского и определяем компетенцию как наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а компетентность -уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере [2].
Проблематика формирования и развития исследовательской компетентности поднимается в работах Я. В. Кривенко (2006), С. Н. Скарбич (2006), А. А. Ушакова (2008), Н. А. Федотовой (2010), Е. В. Феськовой (2005), Л. В. Форкуновой (2010). Большинство указанных работ посвящено обучению в системе среднего (полного) общего образования: формированию и развитию исследовательской компетентности у старшеклассников в условиях профильной школы (Я. В. Кривенко, А. А. Ушаков, Н. А. Федотова); становлению исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении (Е. В. Феськова); формированию исследовательской компетентности школьников в области математики при взаимодействии школы и вуза (Л. В. Форкунова). Анализ данных работ позволяет заключить, что к настоящему времени единой трактовки понятия «исследовательская компетентность» нет.
Определяя исследовательскую компетентность как «интегральное качество личности», «интегральное личностное качество», «сложное интегра-
тивное личностное качество», авторы особо подчеркивают, что исследовательская компетентность есть сложное, многокомпонентное понятие. Исследовательская компетентность как интегративное качество личности: обладает свойством целостности; базируется на знаниях, умениях, навыках учащегося, его личностных качествах, обеспечивающих успешность этой деятельности; значительно шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации); проявляется в способности к деятельности; компоненты исследовательской компетентности обладают свойствами ин-тегративности и взаимозависимости [3-5, 2, 6].
Под исследовательской компетентностью учащегося мы понимаем интегративное качество личности, предполагающее его готовность и способность к осуществлению исследовательской деятельности в той или иной области на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.
В структуре исследовательской компетентности учащихся профильных классов общеобразовательной школы мы выделяем следующие ее компоненты: личностная, когнитивная, деятельностная. Данные компоненты представлены следующими компетенциями: когнитивно ориентированными; деятельностно ориентированными; личностно ориентированными. Взаимодействие данных компетенций составляют сущность исследовательской компетентности учащихся профильных классов.
Личностностная компонента является стержневым компонентом исследовательской компетентности учащихся профильных классов, ее выделение обусловлено необходимостью формирования не только интереса к исследовательской деятельности, но и важных качеств личности учащегося, необходимых для исследовательской деятельности.
Личностная компонента представлена личност-но ориентированными компетенциями, включающими следующие составляющие: мотивацию, ценностные ориентации, набор определенных личностных качеств учащегося, адекватных требованиям исследовательской деятельности (когнитивные, коммуникативные, нравственные, волевые). Личностная компонента определяет не только интерес, отношение учащихся к исследовательской деятельности, но и отражает общую направленность личности учащегося, его позицию, которая заключает в себе убежденность в значимости исследовательской деятельности, в осознании необходимости активного участия в ней, в ценностном отношении к ней.
Когнитивная компонента исследовательской компетентности учащихся представлена когнитивно ориентированными компетенциями. Содержа-
ние когнитивной компоненты, как правило, определяют знания и понимание [7, 8]. Знания составляют ядро содержания обучения, формируют представление об окружающем мире, указывая направление и способ деятельности, нормы ценностного отношения, систему идеалов, которых придерживается общество. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. В состав когнитивной компоненты входят следующие общие общеметодологические знания: знания и понимание основных методологических понятий и принципов; знания о процедуре проведения исследовательской деятельности.
Усвоение общих методологических знаний (знания и понимание основных методологических понятий и принципов; знания о процедуре проведения исследовательской деятельности) позволяет учащемуся понять, как осуществляется процесс исследовательской деятельности, в каких формах, каким видит исследователь себя в нем. Осмысливая воспринятые знания, учащийся интегрирует их в имеющуюся у него систему знаний.
Таким образом, исследовательская компетентность учащихся профильных классов проявляется в виде когнитивной компоненты как сформирован-ность общих методологических знаний (знания и понимание основных методологических понятий и принципов; знания о процедуре проведения исследовательской деятельности), понимания и связана с развитием у учащихся самостоятельности в суждениях, критическим осмыслением полученных результатов, готовностью к принятию творческих решений.
Деятельностная компонента исследовательской компетентности школьников представлена деятельностно ориентированными компетенциями. Основным компонентом исследовательской деятельности, а следовательно, исследовательской компетентности считаются исследовательские умения, методы проведения исследования и их приемы. Состав исследовательских умений учащихся профильных классов определяется в соответствии с выделенными общими методологическими знаниями.
Так, знаниям основных методологических понятий и принципов соответствуют умения, обеспечивающие грамотное использование методологических понятий и принципов (видеть и формулировать противоречие, видеть и формулировать проблему, формулировать тему, выделять объект, выделять предмет, ставить задачи, формулировать гипотезу). А знаниям о процедуре проведения исследовательской деятельности - умения, обеспечивающие проведение различных процедур исследовательской деятельности (планировать свою работу, отбирать теоретические методы, отбирать эмпири-
ческие методы, собирать эмпирический материал, использовать методы математической статистики, грамотно оформлять результаты научного поиска, представлять результаты научного поиска).
Таким образом, исследовательская компетентность учащихся профильных классов проявляется в виде деятельностной компоненты как сформиро-ванность исследовательских умений, методов проведения исследования и их приемов.
Система обозначенных составляющих (личностной, когнитивной, деятельностной), в их целостном единстве, и составляет исследовательскую компетентность учащихся профильных классов. Реализация содержательной наполненности рассмотренных выше компонент дает возможность сформировать у учащихся профильных классов убежденность в ценности, необходимости и значимости исследовательской деятельности, создать состояние, выражающееся в стремлении к активному участию в ней, приобретению комплекса знаний, исследовательских умений и методов проведения исследования, позволяющих в дальнейшем успешно их использовать при организации исследований.
Компетенции, овладение совокупностью которых обеспечит исследовательскую компетентность учащихся профильных классов, можно определить как исследовательские компетенции.
На основе анализа работ отечественных исследователей, посвященных проблеме типологии компетенций (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Л. Г. Смышляева и др.), нами обозначены следующие группы исследовательских компетенций учащихся профильных классов в структуре их исследовательской компетентности: компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности; компетенции организации и проведения исследований; компетенции самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления); компетенции самостоятельной иссле-
довательско-познавательной деятельности.
Для решения научно-педагогических задач выявления продуктивных подходов к формированию исследовательской компетентности у учащихся профильных классов необходимо определение показателей, характеризующих сформированность исследовательских компетенций. При разработке показателей сформированности компетенций необходимо учитывать следующее: если «архитектура» компетенции включает три составляющие - когнитивную (знания и понимание), деятельностную (практическое и оперативное применение знаний), личностную (личностные качества, установки, ценностные ориентации), то каждая из названных сторон должна быть отражена в системе показателей сформиро-ванности компетенций [3, 9, 10].
Основным критерием для определения акцен-тации компетенции (доминанта той или иной компоненты в структуре компетенции) выступает доминирующая форма ее проявления в поведении обучающегося: демонстрация понимания чего-либо - когнитивно ориентированные компетенции; демонстрация действия (предметного, вербального, коммуникативного, интеллектуального и др.) -деятельностно ориентированные компетенции; демонстрация личностных проявлений (позиции, качества, установки и т. п.) - личностно ориентированные компетенции [10].
Нами разработаны перечни показателей сфор-мированности исследовательских компетенций учащихся профильных классов каждой из указанных выше групп (табл. 1-4). Для осуществления данной разработки нами были использованы материалы исследований Л. Г Смышляевой [10]. Выявление перечней компетенций осуществлялось на основе использования экспертного метода (преподаватели высшей школы, педагоги школ, аспиранты педагогических специальностей - всего 32 человека).
Таблица 1
Компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности
Компетенция/акцентация компетенции (К - когнитивная, Д - деятельностная, Л - личностная) Показатели сформированности компетенций
Мотивационная направленность личности на исследовательскую деятельность / Л Осознанное желание и стремление участвовать в исследовании; желание и стремление овладеть исследовательскими умениями и методами; стремление к самостоятельности в выборе исследовательских задач (т. е. стремление к самостоятельности); стремление к участию в конкурсах исследовательских работ, выступление на научных конференциях, семинарах (т. е. стремление к самоутверждению); стремление к активному участию в обсуждении результатов исследовательских проектов (т. е. стремление к самоорганизации)
Способность к сотрудничеству / Д - Л Умение аргументировать собственную точку зрения, умение слушать и слышать мнение другого учащегося, умение разрешать противоречия с помощью логической аргументации, готовность к диалогу
Способность продуктивно работать в команде / Д - Л Знание принципов и методов продуктивного взаимодействия в команде; знание этических норм взаимодействия в команде и готовность следовать им; эмпатич-ность, коммуникабельность, доброжелательность и тактичность
Таблица 2
Компетенции организации и проведения исследований
Компетенция/акцентация компетенции (К - когнитивная, Д - деятельностная, Л - личностная) Показатели сформированности компетенций
Способность к анализу и синтезу / Д Умение разлагать целое на части и наооборот, умение детализировать, умение структурировать информацию, умение классифицировать, умение выделять главное и второстепенное, умение формулировать суждения
Способность грамотно использовать методологические понятия и принципы / К - Д Знания и понимание основных методологических понятий и принципов. Умения, обеспечивающие грамотное использование методологических понятий и принципов: - умение видеть и формулировать противоречие, - умение видеть и формулировать проблему исследования, - умение формулировать тему исследования, - умение выделять объект и предмет исследования, - умение ставить цель и задачи исследования, - умение формулировать гипотезу, - умение определять новизну исследования, - умение определять теоретическую и практическую значимость исследования
Способность методологически корректно осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности / К - Д Знания о процедуре проведения исследовательской деятельности. Умения, обеспечивающие проведение различных процедур ИД: - умение планировать свою работу, - умение отбирать теоретические методы, - умение отбирать эмпирические методы, - умение собирать эмпирический материал, - умение использовать методы обработки материала (нанример математической статистики), - умение грамотно оформлять результаты работы, - умение интерпретировать результаты исследования, - умение представлять результаты исследования
Способность грамотно использовать различные исследовательские методы / К - Д Понимание сущности и принципов исследовательской деятельности; знание методов исследовательской деятельности, умение использовать методы/приемы исследовательской деятельности в решении конкретных исследовательских задач
Гибкость мышления / Д - Л Готовность рассматривать различные варианты решения интеллектуальных задач, креативность
Критичность мышления / Д Знание правил и этических норм конструктивной критики, умение обоснованно (аргументированно) формулировать критические суждения
Таблица 3
Компетенции самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления)
Компетенция/акцентация компетенции (К - когнитивная, Д - деятельностная, Л - личностная) Показатели сформированности компетенций
Рефлексивность / Д - К Наличие установки на перспективное и обдумывание всех своих личных проблем, ориентация на самопознание в контексте самосовершенствования, снособ-ность к установлению причинно-следственных связей, способность к нахождению адекватных средств для успешного достижения различных целей
Способность выполнять работу самостоятельно / Л - Д Знание принципов и нриемов оптимальной организации самостоятельной работы; умение целенаправленно, без внешних воздействий, организовать свою работу; умение принимать решения и действовать самостоятельно; рефлексивность
Способность работать концентрированно и дисциплинированно / Д Знание принципов и методов оптимальной организации исследовательской деятельности, усидчивость, терпение, дисциплинированность, ориентация на результат
Способность продуктивно управлять временем / Л - Д Знание принципов и методов продуктивного управления временем, умение планировать и распределять время в контексте продуктивного распределения времени
Для оценки уровня сформированности компетенций предлагается следующая шкала: 3 балла -высокий уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл - низкий уровень.
В характеристики уровней сформированности компетенции заложены следующие показатели:
— высокий уровень отражает стабильное получе-
ние высоких результатов в исследовательской деятельности; компетенции сформированы; характеризуется проявлением активного участия учащихся в исследовательской деятельности;
— средний уровень отражает ситуативное получение высоких результатов в исследовательской деятельности, обеспечиваемых данной компетен-
Таблица 4
Компетенции самостоятельной и познавательной деятельности
Компетенция/акцентация компетенции (К - когнитивная; Д - деятельностная; Л - личностная) Показатели сформированности компетенций
Владение методами проведения исследования / Д Знание методов проведения исследования и умение применять их, умение использовать методы исследовательской работы, умение находить и анализировать информацию из различных источников, умение перерабатывать информацию и определять способы ее использования
Менеджмент знания (учебная компетенция - «умение учиться») / Д Ценность образования как фактора личностной успешности, высокий уровень поисковой и познавательной активности (любознательность, мотивационная готовность учиться)
Владение информационными технологиями / Д Базовые навыки работы в операционной системе MS Windous, в среде текстового процессора MS Word: знание основ технологии функционирования электронных таблиц; умения, обеспечивающие технологии обработки числовых данных; базовые навыки работы в среде табличного процессора MS Excel; умения поиска информации с помощью справочно-правовых систем (например, Google, Яндекс); базовые навыки работы в сети Internet: использование информационных и коммуникационных служб Internet для решения практических задач; умения, необходимые для создания презентаций в Power Point
цией; компетенции сформированы, но преимуще- сов в исследовательской деятельности.
ственно на репродуктивном уровне; самостоятель- Процесс формирования исследовательской ная исследовательская деятельность учащихся компетентности учащихся профильных классов
проявляется ситуативно; предполагает качественный переход от низкого
- низкий уровень отражает частые (практически уровня к более высокому и возможен при актив-
постоянные) существенные затруднения учащихся ных, деятельностных формах обучения [11]. Фор-
профильных классов в исследовательской деятель- мирование исследовательской компетентности
ности, обеспечиваемых данной компетенцией; ис- учащихся профильных классов позволяет не толь-
следовательские компетенции сформированы недо- ко развивать мышление учащихся, но и приобре-
статочно; частые (практически постоянные) суще- тать новые методологические знания и исследова-
ственные затруднения учащихся профильных клас- тельские умения.
Список литературы
1. Новожилова М. М. Формирование культуры старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
2. Хуторской A. B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирванной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пос. М.: Иссл-й центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к системе образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 4. С. 20-27 с.
5. Федотова Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010. 23 с.
6. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 2008. 26 с.
7. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Нориент, 2000. 1536 с.
8. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко. М.: Политиздат, 1985. 461 с.
9. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификацией как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3. С. 51-58.
10. Смышляева Л. Г. Дидактическая концепция модернизации дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в России. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 248 с.
11. Румбешта Е. А., Червонный М. А., Чиж Л. А. Организация образования одаренных в области физики и математики детей в профильном общеобразовательном учреждении - лицее // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5. С.212-216.
Казарина Л. А., специалист по УМР, аспирант.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.03.2013.
L. A. Kazarina
FORMED RESEARCH COMPETENCE INDICATORS OF PROFILE CLASS LEARNERS
The content of research competence of profile class learners in comprehensive secondary school is considered in the following article, its structural characteristics and formed research competence indicators are introduced as well.
Key words: profile education, learners’ research activity, research competence, formed research competence indicators.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]