ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
УДК/UDC 796.071
Поступила в редакцию 08.05.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Татьянина1
Аспирант А.И. Власов1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
DIAGNOSTICS OF AXIOLOGICAL COMPETENCY OF BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN «PHYSICAL EDUCATION»
Ph.D., Associate Professor T.V. Tat'yanina1 Postgraduate A.I. Vlasov1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
В современных условиях развития системы высшего образования в России важным становится готовность общественного и индивидуального сознания к осмыслению ценностных основ профессиональной деятельности. В данных условиях усиливается смыслообразующий характер образования: его ключевой задачей становится развитие ценностно-смыслового потенциала личности, способной к саморазвитию в социально-профессиональной жизни. Это имеет самое прямое отношение к будущего педагогу физической культуры. Залогом его успешной деятельности сегодня становится высокий и постоянно развивающийся профессионально-смысловой потенциал, определяющий творческую направленность понимания мира, действий и поступков, профессиональной мобильности и динамизма. При таком условии процесс физического воспитания может стать настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, он будет развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. В статье обоснована целесообразность выявления у будущих педагогов по физической культуре личностно-профессиональных ценностей, типов ценностных ориентаций, мотивов в достижении целей, составляющих исходный материал формирования ценностно-смысловой компетентности. Результаты исследования показали наличие дифференцированного отношения к ценностям, определяющим профессионально-личностное саморазвитие бакалавров педагогического образования профиля «Физическая культура», позволили выявить прогностический потенциал формирования у них ценностно-смысловой компетентности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивационно-потребностная сфера, ценностно-смысловая компетентность, бакалавр педагогического образования профиля «Физическая культура».
Annotation
In the modern conditions of development of higher education in Russia readiness of social and individual consciousness to comprehend the value bases of professional work is becoming important. Under these conditions, the semantic nature of education is enhanced: now its key objective is to develop the value-semantic potential of an individual, capable of self-development in the social and professional activities. It is directly related to future teachers of physical education. Today the key to success is the high and constantly evolving professional-semantic potential that defines the comprehension of the world, actions and behavior, professional mobility and dynamism in the creative context. Under such conditions, the process of physical education can be a real school of life, cognition, communication, mutual understanding and self-actualization. Based on the spiritual foundation of the individual, it will develop in children the desire for self-analysis, self-assessment and self-improvement. The researchers prove the expediency of identifying in future physical education teachers personal professional values, types of value orientations, achievement motives that constitute the base for the formation of the value-semantic competency.
As seen from the findings, Bachelors of Education of the specialization «Physical Education» have a differentiated attitude to the values that define their professional personal self-development. The prognostic potential of formation of their value-semantic competency was detected.
Keywords: value orientations, sphere of motivations and needs, axiological competency bachelor of pedagogical education in «Physical education».
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U ■С
Н
Введение. В условиях утвердившегося в современном российском высшем образовании компетентностного подхода все более актуальными становятся вопросы аксиологического характера, что связано с поиском смыслов в профессиональной деятельности, личностно-образующими возможностями обучающихся. Необходимость формирования у бакалавров педагогического образования профиля «Физическая культура» ценностно-смысловой компетентности обусловлена потребностью общества, современной образовательной организации, учащихся и их родителей в компетентных педагогах по физической культуре, способных оказывать позитивное влияние на школьников, пропагандируя гуманистические ценности потенциала физической
культуры в целях укрепления здоровья и развития человека в целом.
По справедливому замечанию А. В. Хуторского (2), ценностно-смысловая компетенция как результат обеспечивает механизм самоопределения, от нее зависят индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. Ученый прослеживает связи данной компетенции с мировоззрением, ценностными ориентирами обучающихся, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения [2]. Это определило контекст данно-
20
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2015 Август | August
Таблица 1. Результаты определения типа ценностной ориентации
Тип ценностной ориентации Характеристики представителей типа Показатель, %
Непротиворечивый профессиональный Четко выраженная профессиональная доминанта 69
Противоречивый Доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации 20
Непротиворечивый внепрофессиональный В основном ориентация на деятельность, не связанную с профессией 11
го исследования, проблема которого заключается в отборе и конструировании содержания, поиске эффективных форм и технологий в процессе овладения бакалаврами педагогического образования профиля «Физическая культура» моти-вационным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным компонентами ценностно-смысловой компетентности.
Цель исследования - определить исходный уровень ценностно-смысловой компетентности бакалавров педагогического образования профиля «Физическая культура» на основе анализа личностно-профессиональных ценностей, типов ценностных ориентаций, мотивов в достижении целей.
Методика и организация исследования. Для определения исходного уровня ценностно-смысловой компетентности бакалавров педагогического образования профиля «Физическая культура» применялся модифицированный вариант методики М. Рокича по выявлению ценностных ориентаций с помощью ранжирования терминальных и инструментальных ценностей [1]; методика М. С. Гуткиной, Т. И. Шалавиной, С. Н. Чистяковой для определения типа ценностных ориентаций; тест-опросник М. Ю. Орлова в целях изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы испытуемых. Исследование осуществлялось на базе Мордовского базового центра педагогического образования [2]. Общая численность выборки испытуемых, в качестве которых выступили студенты факультета физической культуры МордГПИ, составила 236 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. Первоначально задачи исследования решались с помощью применения методики М. Рокича, которая позволяет определить основу мировоззрения, мотивационные потребности, особенности взаимоотношений человека с самим собой и другими людьми, что соответствует содержательным характеристикам ценностно-смысловой компетентности. Процедура ранжирования осуществлялась испытуемыми по двум блокам ценностей: терминальным как убеждениям в стремлении достижения поставленной цели (ценности-цели) и инструментальным, связанным с выбором осуществления деятельности или проявлением свойства личности в определенной ситуации (ценности-средства). Обработка результатов, полученных при помощи таксономического анализа, показала, что среди терминальных ценностей особое значение для студентов имеют те, что так или иначе связаны с будущей профессией: активная жизненная позиция, материальная обеспеченность, профессиональное саморазвитие, творческая самореализация (47 %). Далее по значимости следуют так называемые общечеловеческие ценности: свобода, мирное сосуществование, здоровье, любовь, семья, красота, друзья (38 %%). Следом выделены ценности, присущие отдельной личности: самостоятельность, уверенность в себе, удовольствия (15 %%). Среди ценностей-средств приоритетными явились те, что связаны с деловым, рациональным типом поведения и организации деятельности: независимость, эрудированность, самоконтроль, смелость, воля и другие наряду с проявлением гуманистических качеств: воспитанность, чувство долга, честность, трудолюбие, чуткость (более 50 %%). Таким образом, среди ценностных ориентаций будущих педагогов по физической культуре наиболее предпочтительными оказались профессионально-выраженные ценности, сопряженные с отбором средств для достижения прежде всего профессионального успеха.
Таблица 2. Результаты выявления потребности в достижении цели
Уровень потребности в достижении цели Показатель самооценки, % Показатель экспертной оценки, %
Низкий 7 7
Пониженный 13 15
Средний 43 45
Повышенный 28 29
Высокий 9 4
Данный вывод подтверждается результатами, полученными в ходе использования методики определения типа ценностных ориентаций. Перечень ценностей соответствовал классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности: ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности; ценности, которые реализуются посредством профессиональной деятельности; ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности. Результаты опроса отражены в табл. 1.
Поскольку тип ценностных ориентаций непосредственно связан с мотивационной сферой, в данном исследовании был применен опросник М. Ю. Орлова на выявление потребности в достижении цели (табл. 2). Результаты показали: чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения и успех. Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются настойчивостью, неудовлетворенностью достигнутым, неспособностью плохо работать, потребностью в творческой самореализации, готовностью работать в команде.
Выводы. Выявление исходного уровня овладения бакалаврами педагогического образования профиля «Физическая культура» ценностно-смысловой компетентностью происходит в ходе осознания его потребности в расширении когнитивной сферы, опыта социального и профессионального взаимодействия, а также в процессе моделирования и осуществления целенаправленного отбора способов профессиональной рефлексии.
Литература
1. Акамов В.В. Диагностика сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры / В.В. Акамов, Т.И. Шукшина // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 22-25.
2. Кадакин В.В. Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя / В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина // Высшее образование в России. -2013. - № 4. - С. 60-68.
References
1. Akamov, V.V. Diagnostika sformirovannosti urovnya razvitiya tsennostnykh osnov professional'nogo samosoznaniya studentov fakul'teta fizicheskoy kul'tury (Diagnostics of level of development of value basis of professional identity of students of the Faculty of Physical Culture) / V.V. Akamov, T.I. Shukshina // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 8. - P. 22-25.
2. Kadakin, V.V. Pedagogicheskiy vuz kak bazovy tsentr podgotovki uchitelya (Teacher training university as a basic teacher training center) / V.V. Kadakin, T.I. Shukshina // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2013. - № 4. - P. 60-68.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
№ 8 • 2015 Август | August
http://www.teoriya.ru