Масалова О.Ю. Ценности образования по физической культуре. Составляющие компетентности педагога по физической культуре //Научный результат. Педагогика
и психология образования. Т.2, №2,2016.
УДК 378.172 (075.8) Масалова О. Ю.
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-2-46-51
ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
доктор педагогических наук, доцент, профессор Смоленский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, ул. Нормандии-Неман, 21, г. Смоленск, 214030, Россия; E-mail: [email protected]
Аннотация. Для успешности формирования физической культуры личности в образовательном процессе школы и вуза, важно понимать роль функционирующих в нем ценностей. В статье рассмотрены взаимосвязанные и взаимообусловленные ценности содержания образования (нормативные, социокультурные, специальные); процесса образования (ценности-цели: формирование и самоформирование физической культуры личности; ценности-средства: эффективное построение образовательного процесса, обусловленное компетентностью и ценностными отношениями преподавателя к педагогической и физкультурной деятельности, профессионально-личностному саморазвитию); результата образования (ценностные отношения и компетентность личности в физической культуре).
Раскрыто содержание компетенций учащегося (ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, личностного самоуправления и специальной) и профессиональной компетентности педагога (научно-методической, психолого-педагогической, профессионально-личностного саморазвития и специальной) по физической культуре. Ключевые слова: ценности образования; физическая культура; иерархия ценностей образования по физической культуре; компетенции учащегося по физической культуре; компетентность педагога по физической культуре.
Masalova O. Yu.
EDUCATION VALUES ON PHYSICAL CULTURE. COMPONENTS OF COMPETENCE OF THE PHYSICAL CULTURE TEACHER
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Smolensk Branch of Russian Economic University named after. G.V. Plekhanov, 21 Normandy-Niemen St., Smolensk, 214030, Russia, E-mail: [email protected]
Abstract
For success of formation of physical culture of the personality in the educational process of school and higher education institution, it is important to understand the role of the values functioning in it. In the article, the interconnected and interdependent values of the content of education are considered (standard, the social and cultural, special); the education process (value purpose: formation and self-formation of physical culture of the personality; values means: the effective creation of educational process caused by competence and the valuable relations of the teacher to pedagogical and sports activity, professional personally to self-development); the result of education (valuable relations and competence of the personality of physical culture). The content of competences of the pupil (valuable and semantic, common cultural, communicative, personal self-government and special) and professional competence of the teacher (scientific and methodical, psychology and pedagogical, professional and personal self-development and special) on physical culture is revealed.
Keywords: education values; physical culture; hierarchy of values of education on physical culture; competences of the pupil on physical culture; competence of the teacher on physical culture
Образование обеспечивает сохранение и передачу накопленной людьми культуры, развивает способности новых поколений ее совершенствовать.
Физическая культура как процесс
представляет собой создание, сохранение, передачу и воспроизводство ее ценностей. Несмотря на то, что эти ценности широко
Масалова О.Ю. Ценности образования по физической культуре. Составляющие компетентности педагога по физической культуре //Научный результат. Педагогика
и психология образования. Т.2, №2,2016.
известны, их рассмотрение и анализ с позиций образования раскрыты недостаточно, четко не определены компетенции физической культуры выпускника школы, вуза. Возникает противоречие на уровне преподавания дисциплины, где ее ценности не представлены в полном объеме, так как содержание их точно не определено, а те из них, которые связаны с формированием мировоззрения, общей культуры остаются практически невостребованными. В процессе обучения из всего многообразия ценностей физического воспитания
присваивается лишь их фрагментарная часть, в основном связанная с двигательной активностью, которая не отражает в полной мере компетенцию физической культуры по образовательному стандарту. В то же время основанием учебной деятельности служат ценности содержания образования, которые должны быть присвоены индивидом. Для эффективного формирования физической культуры личности в образовательном процессе необходимо также выяснить составляющие компетентности педагога по физической культуре, обеспечивающие эффективность его профессиональной деятельности.
Определим структурно и содержательно ценности физической культуры с позиции образования.
Иерархия ценностей образования по физической культуре не может быть единственно возможной, так как всегда существует альтернатива возможных выборов смысловых ориентиров.
Система ценностей образования по физической культуре имеет иерархические взаимосвязи и объединяет ценности:
- содержания образования (нормативные, социокультурные, специальные);
- процесса образования (ценности-цели: формирование и самоформирование физической культуры личности; ценности-средства: эффективное построение образовательного процесса, обусловленное компетентностью и ценностными отношениями преподавателя к педагогической и физкультурной деятельности, профессионально-личностному саморазвитию);
- результата образования (ценностные отношения и компетентность личности в физической культуре).
Структура ценностей образования по физической культуре изображена на рис. 1.
Ценности содержания образования
Нормативные, содержание ФГОС, образовательной программы, учебной литературы по дисциплине ФК
Социокультурные', содержание универ-сальных компетенций (знания и умения, направленные на обеспечение общего развития и жизнеспособности личности, формирование ее мировоззрения, субъектности, творческого мышления, адаптацию к меняющимся условиям - Специальные, содержание специальной компетенции (знания и умения, направленные на достижение психофизической и функциональной подготовленности, соответствующей требованиям профессионально-личностной самореализации, сохранения здоровья; опыт осуществления
Ценности процесса образования
Ценности-цели', формирование и рамоформирование ФК личности
Ценности-средства: эффективное построение образовательного процесса, обусловленное компетентностью и ценностными отношениями преподавателя к педагогической и физкультурной деятельности, профессионально-личностному саморазвитию
Ценности результата образования
Ценностные отношения и компетентность личности в ФК
Рис. 1. Структура ценностей образования по физической культуре (ФК) Fig. 1. Structure of values of the physical culture (PC) education
Масалова О.Ю. Ценности образования по физической культуре. Составляющие компетентности педагога по физической культуре // Научный результат. Педагогика
и психология образования. Т.2, №2,2016.
В содержании образования по физической культуре сосредоточены общественные ценности социокультурного и специального образования (содержание универсальных и специальной компетенций), регламентируемые нормативными ценностями (содержанием федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), образовательной программы, учебной литературы по предмету «Физическая культура»).
Понятие «компетенция по физической культуре» будем в дальнейшем рассматривать как заданную образовательным стандартом норму владения теоретическими знаниями и практическими умениями ее предметной и социокультурной области, которые учащийся должен уметь передавать и демонстрировать в результате обучения.
К нормативным ценностям содержания образования относятся проектируемые и еще не реализованные в действительности ценности физической культуры, существующие как заданная образовательным стандартом норма, отражающая цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, компетенции по физической культуре, которые индивиду необходимо присвоить в процессе обучения.
Школьный и вузовский стандарты практически совпадают в сфере формирования мировоззрения здорового образа жизни, субъектности, готовности к управлению своим здоровьем,
работоспособностью, совершенствованием
телесности. Поэтому и в школе (особенно в старших классах), и в вузе должно происходить присвоение и совершенствование компетенций по физической культуре.
Учебная программа содержит обеспечение содержания предмета. Содержание учебного материала представлено в учебной литературе, а также предъявляется в изложении преподавателя.
К социокультурным ценностям физической культуры относятся универсальные компетенции - ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная, личностного самоуправления. Эти компетенции направлены на обеспечение общего развития и жизнеспособности личности, формирование ее мировоззрения, субъектности, творческого мышления, адаптацию к меняющимся условиям жизнедеятельности.
Ценностно-смысловую компетенцию
определяют знания мировоззренческого характера о ценностных ориентирах физической культуры, ее значении для общества и личности (в историческом, социологическом,
культурологическом аспектах); умения
анализировать и обосновывать ее ценности, выбирать и создавать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, сообразуясь с ценностями здоровья, здорового образа жизни, целостного саморазвития.
Ценностным ориентиром содержания образования выступает социокультурный опыт отношения к действительности - выработанные обществом система норм отношения к миру, деятельности, людям, самому себе. Моральные, нравственные нормативные ценности определяют деятельность субъектов образования.
Преломляясь через индивидуальное сознание, они регулируют поведение человека, развивают чувство ответственности за свои поступки, умения взаимодействовать с другими.
Опыт ценностных отношений личности к физической культуре является
системообразующим началом всего содержания образования по этой дисциплине, так как он связан с формированием потребностей, эмоций, убеждений, установок, мотивов, смыслов, ценностных ориентаций физкультурной деятельности (познавательной, физкультурно-спортивной, здорового стиля жизни). Такой опыт позволяет человеку обосновывать для себя и присваивать ценности физической культуры на протяжении всей жизни.
Общекультурная компетенция раскрывает знания о сущности, структуре, содержании, качественных характеристиках физической культуры личности, ее взаимосвязях с различными видами культур (профессиональной, духовной, эстетической, коммуникативной, экономической и др.). Гуманитарные знания, создающие представления о здоровом образе жизни, законах и закономерностях развития личности, обучения, воспитания, общения, адаптации в обществе, позволяют управлять здоровьем и личностным развитием.
Человеку необходим опыт саморазвития в физической культуре, ведущий к субъектности, здоровому стилю жизни, коммуникабельности, рефлексии, креативности. Важно учиться преобразовывать физкультурную деятельность, приспосабливать к личностным возможностям, изменяющимся условиям, созидать новые ценности в этой сфере. Творческий опыт физкультурной деятельности развивается на базе прочных знаний и умений, он обогащает личность, приобщает к ценностному многообразию физической культуры.
Масалова О.Ю. Ценности образования по физической культуре. Составляющие компетентности педагога по физической культуре // Научный результат. Педагогика
и психология образования. Т.2, №2,2016.
Коммуникативная компетенция включает знания и умения продуктивного общения, взаимодействия с окружающими, умения ставить и достигать целей общения, организовывать совместные физкультурно-спортивные
мероприятия и активный отдых. Приобретаемый в физкультурной деятельности опыт продуктивного общения и взаимодействия, способствует успешности в любой социальной деятельности.
Компетенция личностного самоуправления содержит знания и умения самопознания, самоуправления психоэмоциональными
состояниями и поведением, направленным на освоение ценностей физической культуры, достижение целей саморазвития в этой сфере; прогностические умения моделирования ситуаций, связанных с последствиями тех или иных действий, поведения в отношении здоровья. Эмоционально-волевой опыт отношений к физической культуре позволяет учащимся управлять своими чувствами и поведением, общением и взаимодействием в овладении ее ценностями. Этот опыт помогает соотносить желания и ответственность индивида в обучении, императивы «хочу» и «должен», обуславливает работу над своим характером, восприятием, чувствами, отношениями, культурой общения.
Специальная компетенция по физической культуре определяет систему теоретических и методических знаний, практических умений и
навыков физкультурно-спортивной деятельности, необходимых для достижения студентами психофизической и функциональной
подготовленности, соответствующей требованиям профессионально-личностной самореализации, укрепления и сохранения здоровья. Указанная компетенция передает социальный опыт осуществления известных способов физкультурно-спортивной деятельности. Теоретические и методические знания включают основные понятия, законы, закономерности, принципы, гуманитарные и естественнонаучные теории и методики физического совершенствования, создающие представления о предметно-операциональном использовании методов и средств физической культуры в жизнедеятельности.
К опыту осуществления известных способов физкультурно-спортивной деятельности относятся: умения применять оздоровительные и специальные методики физической культуры; умения и навыки физической подготовки, выполнения различных видов физкультурно-спортивной деятельности, физических упражнений, тестов по самопознанию физического развития и подготовленности; образцы двигательной деятельности; организация активного досуга (в секциях, походах, путешествиях, спортивных мероприятиях и др.).
Содержание компетенций по физической культуре представлено в таблице 1.
Содержание компетенций по физической культуре (ФК)
Таблица 1
Table 1
Компетенции Содержание
Универсальные
Ценностно-смысловая Знания мировоззренческого характера о ценностных ориентирах ФК, ее значении для общества и личности (в историческом, социологическом, культурологическом аспектах); умения анализировать и обосновывать ценности ФК, выбирать и создавать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, сообразуясь с ценностями здоровья, здорового образа жизни, целостного саморазвития. Опыт ценностных отношений к ФК
Общекультурная Знания о сущности, структуре, содержании, качественных характеристиках ФК личности, ее взаимосвязях с различными видами культур (профессиональной, духовной, эстетической, коммуникативной, экономической и др.); гуманитарные знания о здоровом образе жизни, законах и закономерностях развития личности, обучения, воспитания, общения, адаптации в обществе. Опыт саморазвития личности в ФК. Творческий опыт физкультурной деятельности
Коммуникативная Знания и умения продуктивного общения, взаимодействия с окружающими, умения ставить и достигать целей общения, организовывать совместные физкультурно-спортивные мероприятия и активный отдых. Опыт продуктивного общения и взаимодействия в физкультурной деятельности
Личностного самоуправления Знания и умения самопознания, самоуправления психоэмоциональными состояниями и поведением, направленным на освоение ценностей ФК, достижение целей саморазвития в этой сфере; прогностические умения моделирования ситуаций, связанных с последствиями тех или иных действий, поведения в отношении здоровья. Эмоционально-волевой опыт отношений к ФК
Специальная Система теоретических и методических знаний ФК, практических умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, необходимых для достижения психофизической и функциональной подготовленности, соответствующей требованиям профессионально -личностной самореализации, укрепления и сохранения здоровья. Опыт осуществления известных способов этой деятельности
Масалова О.Ю. Ценности образования по физической культуре. Составляющие компетентности педагога по физической культуре // Научный результат. Педагогика
и психология образования. Т.2, №2,2016.
Ценности содержания образования по физической культуре существуют в единстве с ценностями его процесса, обмена ценностями преподавания (со стороны педагога) и учения (со стороны учащегося).
Ценности образовательного процесса по физической культуре составляют ценности-цели и ценности-средства их достижения, организация для этого различных видов и форм образовательной деятельности его субъектов.
Системообразующей ценностью выступает цель - формирование и самоформирование физической культуры личности, развитие ее мировоззрения и поведенческо-деятельностных свойств (организация здорового стиля жизни), качеств субъектности (самообразование, самовоспитание, самоорганизация и др.), определяющих не столько освоение индивидом определенного объема знаний, сколько его мотивированную потребность к расширению опыта в этой сфере. Цели, присваиваемые учащимися, связаны с самосовершенствованием, самоутверждением, самоактуализацией в физической культуре, сохранением и укреплением здоровья, подготовкой к учебной и профессиональной деятельности, участием в общественной жизни.
Достижение целей обеспечивают ценности-средства - эффективное построение образовательного процесса, обусловленное компетентностью и ценностными отношениями преподавателя к педагогической и физкультурной деятельности, профессионально-личностному
саморазвитию.
В компетентность педагога входят ее составляющие: научно-методическая, психолого-
педагогическая, специальная (по физической культуре), профессионально-личностного
саморазвития (таблица 2).
Компетентность педагога проявляется во владении ценностями содержания
профессионального образования по физической культуре.
К научно-методической компетентности педагога относится владение науковедческим знанием. По мнению М.Н. Скаткина и В.В. Краевского, такое знание включает: теорию, выполняющую описательную, диагностическую, объяснительную и прогностическую функции и методику, осуществляющую проективно-конструктивную, преобразовательную,
критериально-оценочную и коррекционную функции [2]. Теория, отмечает Б.С. Гершунский, является основой для широкой преобразующей деятельности, так как она раскрывает сущность предметной области и объясняет ее явления [1].
Педагог должен иметь представление о педагогических исследованиях, раскрывающих сущность и связи формирования физической культуры личности (концепции, научные факты, основные законы, методологические и методические знания исследовательской деятельности).
Профессиональная компетентность педагога по физической культуре выступает как осознанная, эмоционально выраженная ориентация на педагогическую деятельность, что проявляется в его ценностном отношении к профессии, вовлеченности в дело физического воспитания учащихся.
Составляющие компетентности педагога по физической культуре
Таблица 2 Table 2
Составляющие Компетентность
Научно-методическая Владение теоретическим и методическим науковедческим знанием, методологией и методами научного исследования, проектирования рабочей программы, конкретных задач, способов, организационных форм, средств, условий, технологий образовательной деятельности и прогнозирования ее результатов. Опыт научно-исследовательской и методической деятельности
Психолого-педагогическая Владение методами, приемами, средствами педагогических технологий обучения, воспитания, общения; умение передавать ценности содержания образования учащемуся, мотивировать, задавать ему цели и смыслы обучения и самообучения, применять личностно -ориентированные методики и технологии; организовывать и адекватно оценивать образовательную деятельность обучаемых. Опыт педагогического общения и взаимодействия
Специаль-ная (по физической культуре) Владение универсальными и специальной компетенциями по физической культуре, методами, приемами, средствами различных технологий физкультурно-спортивной деятельности (оздоровительных, спортивных, современных видов фитнеса). Опыт физкультурной деятельности
Профессионально-личност-ного саморазвития Владение приемами, средствами, методами саморазвития личностного потенциала (гносеологического, аксиологического, творческого, коммуникативного, художественного, психофизического), рефлексии профессиональной деятельности (приемов и методов своей работы, успехов, недостатков, затруднений, стереотипов, оценивание ее организации и результатов). Опыт профессионально-личностного саморазвития
Масалова О.Ю. Ценности образования по физической культуре. Составляющие компетентности педагога по физической культуре // Научный результат. Педагогика
и психология образования. Т.2, №2,2016.
Ценностные отношения, основанные на знаниях, умениях, идеалах, переживаниях, качествах личности педагога, связывают его личный опыт с социальными смыслами образовательного процесса, определяют поиск и продуктивность реализации технологий, видов деятельности и способов взаимодействия для формирования физической культуры учащихся.
Ценностные отношения преподавателя к педагогической и физкультурной деятельности, профессионально-личностному саморазвитию отражают:
- его мотивацию и готовность к этим видам деятельности, построению личностно-ориентированного образовательного процесса по физической культуре для достижения целей образования;
- осмысление педагогических ситуаций как личностно-значимых;
- убежденность в истинности (целесообразности, необходимости, научной обоснованности, гуманности) и творчество в использовании концептуальных положений, форм, средств, методов, педагогических и физкультурно-спортивных технологий;
- уровень удовлетворенности процессом и результатами профессиональной деятельности.
В зависимости от целей и содержания образовательной деятельности, порождаемых ею ценностей и смыслов ее участников, педагог применяет групповую и индивидуальную формы педагогического воздействия (общения, взаимодействия, сотрудничества, сопереживания, неформального общения, ценностного
взаимовлияния) в конкретных формах занятий (теоретических, методико-практических,
практических, контрольных, самостоятельных).
К продуктивности, достижению целей образования по физической культуре ведет организация самообразования и самовоспитания учащихся в этой сфере, как личностно значимой для них деятельности.
В результате образовательного процесса учащиеся приобретает ценностные отношения к физической культуре и компетентность в этой сфере.
В личностно-развивающем обучении компетентность в физической культуре рассматривается как результат овладения учащимися ее специальной и универсальными компетенциями, опытом продуктивной физкультурной деятельности, развития важных для жизнедеятельности личностных качеств.
Становление ценностных отношений личности к физической культуре зависит как от организации учебного процесса и качества ее
преподавания, так и от целей и потребностей учащихся в образовании по этой дисциплине, их ценностных ориентаций саморазвития, индивидуальных способностей.
Ценности образования по физической культуре организованы в целостную иерархичную учебно-познавательную систему. Если их ранжировать, представив их в виде усеченного конуса, то базовыми ценностями, лежащими в его нижнем основании, будут ценности содержания образования; следующий уровень будут занимать ценности его процесса, в нем задействовано меньше ценностей, но они имеют более высокий ранг, так как без них невозможна передача содержания образования личности. Верхнее основание составляют ценности, присвоенные личностью, отражающие результативность образования по физической культуре, то, для чего этот процесс существует. Каждый из этих уровней ценностей, в свою очередь, имеет системную иерархию, обеспечивающую целевую и смысловую направленность образовательного процесса.
Ценностные ориентиры позволили организовать качественно новые педагогические условия образовательной деятельности, суть которых состоит в возможностях использования ценностей физической культуры для самореализации личности. Физическая культура, по проведенным опросам, стала сущностной составляющей жизнедеятельности учащихся, основой их личностного саморазвития. Это означает, что рассмотренные ценности предопределяют такой процесс образования, при котором физическая культура находит свое выражение в духовном опыте и мировоззренческой позиции личности.
Список литературы
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). М., 1997. С. 357-358.
2. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. С. 47.
References
1. Gershunsky B.S. Philosophy of Education for the XXI Century (in search of practice-oriented concepts). M., 1997. Pp. 357-358.
2. Skatkin M.N. Krayevsky. V.V. The Content of the General Secondary Education. Problems and Prospects. M.: Knowledge, 1981. Р. 47.