Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры в формировании физической культуры студента в высшей школе'

Ценностные ориентиры в формировании физической культуры студента в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА / ИХ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалова Ольга Юрьевна

Для успешности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе важно задействовать духовно-преобразовательные свойства ценностей. В статье рассмотрены такие свойства ценностей формирования физической культуры студента как онтологич-ность, историчность, антропоцентричность, объективность и субъективность, зависимость от родовых человеческих потребностей, гуманистическая созидательная направленность, самодостаточность, системная организованность и иерархичность, многозначность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры в формировании физической культуры студента в высшей школе»

УДК 378:796

Масалова Ольга Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета, masalova_olga@mail.ru, Смоленск

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Для успешности образовательного процесса по физической культуре в высшей школе важно задействовать духовно-преобразовательные свойства ценностей. В статье рассмотрены такие свойства ценностей формирования физической культуры студента как онтологичность, историчность, антропоцентричность, объективность и субъективность, зависимость от родовых человеческих потребностей, гуманистическая созидательная направленность, самодостаточность, системная организованность и иерархичность, многозначность

Ключевые слова: ценности формирования физической культуры студента, их свойства и функции

Masalova Olga Yurievna

Senior lecturer of chair of pedagogics and physical training of Smolensk humanitarian university, masalova_olga@mail.ru, Smolensk

VALUABLE REFERENCE POINTS IN FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT AT THE HIGHER SCHOOL

Abstract. For success of educational process on physical culture at the higher school it is important as it is possible to involve spiritually-converting properties of values. In article such properties of values of formation on physical culture of the student as ontological, historicity, anthropocentric, objectivity and subjectivity simultaneously, dependence on patrimonial human wants, a humanistic creative orientation, self-sufficiency, system organization and hierarchy, variety of values are considered.

Keywords: values of the formation of physical culture student, their the properties and functions

Известно, что образование - это процесс передачи личности социальных ценностей культуры. Как отмечают В. А. Сластенин и Г. И. Чижакова, оно выполняет ряд присущих ему специфических функций, затрагивающих ценностные аспекты обучения и воспитания личности: компенсаторную; адаптирующую; развивающую; креативную; культурного наследования [3]. Аксиологическая функция образования в высшей школе проявляется в формировании у студента ценностных отношений в нем, связанных с профессионально-личностной самореализацией, адаптацией к непрерывно меняющимся условиям социума и природной среды. Систематизирующей ценностью социокультурного развития будущего специалиста выступает физическая культура, которая определяет его компетентность в управлении своим здоровьем, телесностью, работоспособностью.

Ядро физической культуры социума составляют сложившиеся в ней цели и ценности, способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, она воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым студентом индивидуально, обусловливая становление его физической культуры. Только воспринятые, усвоенные, переработанные внешние влияния могут обеспечить активность студента в качественном преобразовании своей индивидуальности. Образование при этом рассматривается как форма, способ и средство саморазвития физической культуры, ценности которой, ставшие достоянием студента, помогают ему обрести ее личностные смыслы.

Образование по физической культуре в высшей школе имеет основания, содержание, средства, критерии, оценки, способы оценивания. Оно тесно связано с анализом функционирующих в нем ценностей, введе-

ние и обоснование которых проясняет его цели, смыслы, перспективы, способствует рационализации.

Несмотря на то, что ценности физической культуры довольно широко известны, их рассмотрение и анализ с позиций образования раскрыты недостаточно, не выявлены сущностные и ценностные основания формирования физической культуры специалиста с высшим профессиональным образованием. Возникает противоречие на уровне преподавания дисциплины, где ее ценности не представлены в полном объеме, так как содержание их точно не определено, а те из них, которые связаны с формированием мировоззрения, общей культуры остаются практически невостребованными. В процессе обучения студент из всего многообразия ценностей физического воспитания присваивает лишь их фрагментарную часть, в основном связанную с двигательной активностью, которая не отражает в полной мере компетенцию физической культуры по образовательному стандарту. В то же время основанием учебной деятельности служат ценности содержания образования, которые должны быть присвоены студентом. Для

эффективного формирования физической культуры личности в образовательном процессе важно определить сущностные характеристики, свойства, иерархичность организации функционирующих в нем ценностей.

К ценностям формирования физической культуры студента в образовательном процессе отнесем ценности: содержания образования, образовательного процесса и присваиваемые личностью. Их структура изображена на рис. 1.

Определим свойства и функциональные возможности ценностей формирования физической культуры студента в образовательном процессе (см. табл. 1).

Ценности-цели направляют и регулируют этот процесс, а ценности-средства обеспечивают творческую реализацию образовательного процесса, достижение целей. Ценности содержания образования, усваиваемые студентами в образовательном процессе в качестве «модели должного», побуждают к их активной реализации, что, в свою очередь, становится основой последующего развития этих ценностей в социуме. Общекультурные ценности физической культуры в образовательном процессе способствуют социали-

Рис. 1. Структура ценно стей формирования физической культуры студента в о бразовательном процессе вуза

Таблица 1

Свойства и функции ценностей формирования физической культуры студента в образовательном процессе

Свойства Функции ценностей

Онтологичность Направляют и регулируют образовательный процесс (ценности-цели), обеспечивают его творческую реализацию, достижение целей (ценности-средства). В качестве «модели должного», побуждают к их активной реализации. Способствуют социализации, индивидуализации, персона-лизации студента. Обогащают и творят бытие личности в ее телесных проявлениях (здоровье, телосложение, осанку, техничность движений, выносливость и др.). Помогают студенту раскрывать свою биосоциальную природу, развивать саморефлексию и межличностные отношения, обретать опыт в разнообразных видах деятельности в этой сфере

Историчность Задают парадигму (концепцию) образовательного процесса по физическому воспитанию, его историческую преемственность и непрерывность, интегрируют в себе традиционные и инновационные ценности

Антропоцентрич- ность Нацеливают на целостное развитие и саморазвитие физической культуры студента на всех психологических структурных уровнях личности, исходя из его личностных свойств и реальных возможностей

Объективность и субъективно сть одновременно Направляют на учет субъективности преподавания, восприятия и присвоения объективных ценностей физической культуры, объективности их субъективного функционирования, влияющего на результативность образовательного процесса

Зависимость от родовых человеческих потребностей Сосредотачивают внимание на актуализации потенциальных потребностей студента, осознании им мотивов и смыслов самообразования и самовоспитания физической культуры, реализации психолого-педагогического механизма присвоения ценностей

Гуманистическая созидательная направленность Обосновывают смыслы деятельности в сфере физической культуры для личности. Взаимосвязаны с морально-нравственными, деятельно-практическими, альтруистическими, эстетическими, гедонистическими ценностями. Направляют на достижение «идеального должного» в индивидуальном совершенствовании физической культуры; становление качеств субъектности студента в этой сфере; организацию здорового стиля жизни, приобретение уровня здоровья, психофизической подготовлен-ности и развития личностных качеств, соответствующего требованиям жизнедеятельности, личностной и профессиональной самореализации

Самодостаточ- ность Обладают собственным самостоятельным содержанием, значением, полифункциональностью и универсально взаимодействуют с ценностями других культур. Служат основанием развития личности и студента и педагога, в них заложен основной смысл образовательного процесса

Многозначность Определяют применение многообразных педагогических форм, средств и методов, активизирующих мыследеятельность и рефлексию студента, индивидуализирующих траекторию его личностного развития

Системная организованность и иерархичность Направляют на учет их свойств и функциональных возможностей на каждом иерархическом уровне системы, организацию их целостного согласованного функционирования

зации, индивидуализации, персонализации студентов. Они обеспечивают формирование мировоззрения, качеств субъектности личности. Специальные ценности физической культуры обогащают, направляют и творят бытие личности в ее телесных проявлениях (здоровье, телосложение, осанка, техничность движений, выносливость и др.). Цен-

ности физической культуры, присвоенные студентами, помогают им раскрывать свою биосоциальную природу, развивать само-рефлексию и межличностные отношения, обретать опыт в разнообразных видах деятельности в этой сфере.

Историчность. Развитие человеческой цивилизации, различных образовательных

систем привело к современному уровню понимания социальных ценностей физической культуры. В них всегда присутствует эволюционно-историческое ядро, отражающее взаимосвязь с трудовой, военной, игровой, обрядовой, состязательной деятельностью.

Функционируя в рамках определенной общественно-политической системы, указанные ценности, в самом широком спектре от здорового образа жизни до спорта высших достижений, подчиняются ее законам, влияют на ее развитие. В образовательном процессе ценности физической культуры личности формируются в границах конкретно-исторических общественных отношений и практик, форм коммуникаций.

В недавнем прошлом человек являлся не целью, а средством развития производства. Поэтому преобладало репродуктивное предметно-ориентированное обучение (усвоение по указке преподавателя предметно-дисциплинарных знаний), в котором личностное развитие, творчество, самостоятельность и инициативность, в основном, только декларировались. Занятия по физической культуре были строго регламентированы, обязательным являлось выполнение требований ГТО и нормативов, установленных программами. Ценностно-смысловой контекст в образовании по физической культуре в значительной степени отсутствовал.

В ходе либерально-демократических реформ 1990-гг. и до настоящего времени ценности физической культуры оказались под влиянием рыночных отношений. С одной стороны появляются многообразные виды современного фитнеса и физкультурно-оздоровительных технологий, позволяющие студентам поддерживать красоту тела, имидж, работоспособность, здоровье. С другой стороны, как пишет Л. И. Лурье, возникла опасность формирования культа телесности, когда имиджевый образ формируется вне интеллектуального развития, диктуемого гуманистическими ценностями [2].

Поэтому важнейшую роль в образовательном процессе по физической культуре приобретают его гуманизация и гуманитаризация, культивирование человечности, развитие у студентов способности глубоко понимать и переживать широкий круг общезначимых социальных проблем. Цели реформирования образования начинает

определять, прежде всего, приоритетное внимание к личности студента и педагога. Использование традиционных дисциплинарных подходов, субъектно-объектных отношений, вызывают у студентов неприятие ценностей физической культуры, негативное или безразличное отношение к саморазвитию в этой сфере, что свидетельствует о востребованности личностно-ориентиро-

ванных принципов гуманистической парадигмы, отвечающей нынешним условиям развития общества и образования. Несмотря на качественную смену подходов, ценности формирования физической культуры студента, интегрируя в себе традиционное и инновационное, задают процессу физического воспитания историческую преемственность и непрерывность.

Антропоцентричность. Ценности формирования физической культуры студента центрированы на его личности, ее индивидуальности. В образовательно-воспитательном процессе эти ценности переосмысливаются и перерабатываются личностью на различных, выделенных О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым [1] структурных психологических уровнях (см. табл. 2). Присвоенные ценности физической культуры помогают студенту познавать и творить свою индивидуальность, психофизические и духовнонравственные качества. Они направляют на целостное развитие и саморазвитие физической культуры с учетом психологической структуры личности, исходя из личностных свойств и реальных возможностей студента.

Объективность и субъективность ценностей формирования физической культуры студента, которые проявляются одновременно. Например, ценности содержания образования объективно существуют и функционируют в образовательном процессе независимо от их отражения в сознании студента. В то же время преломленные через ценности преподавателя и присвоенные студентом, они проявляются субъективно. Антропологические субъективные ценности личности (мировоззренческие установки, личностные качества, интенциональ-ные образования) объективно влияют на восприятие, предпочтение или отвержение студентом ценностей физической культуры. Ценностные отношения студента в физической культуре субъективны, но отражаются

Таблица 2

Реализация ценностей физической культуры на психологических структурных уровнях личности

(ФК - физическая культура, ФД - физкультурная деятельность)

Уровень Ценности ФК студентов Образовательно-во спитательная деятельность

Телесные ощущения и реакции Осознание своего физического «Я» (внутреннее и «со сторо-ны»), его природной целесооб-разности, необходимости полно-ценного функционирования Деятельность с применением многообразных средств ФК, способствующая телесному оздоровлению, развитию и совершенствованию двигательных проявлений

Образы и представления Представления и знания о своей телесности, ее идеале, изменениях в будущем, совершенст-вовании. Понимание необходи-мости саморазвития ФК. Познавательная деятельность в сфере ФК (учебная, самообразование, поисково-творческая и др.), направленная на повышение своего уровня образованности, расширение социокультурного опыта

Самосознание и рефлексия Осознание своих психофизических, личностных качеств и особенностей, влияющих на здоровье, работоспособность, физическое совершенствование Самопознание уровня развития психофизических, личностных качеств, функционального состояния организма, самочувствия, рефлексия ФД.

Межличностные отношения и социальные роли Осознание уровня продуктив-ности взаимоотношений и взаимодействия с окружающими в ФД, своих умений управления собой и создания комфортной психологической атмосферы, эмоционально-положительного поля в жизнедеятельности Продуктивное общение, взаимодействие, проявление эмпатии в ФД; социально-психологические тренинги; произвольная саморегуляция психоэмоционального состояния (релаксационные и дыхательные упражнения, аутотренинг, самовнушение и другие психофизиологические методы и приемы)

Социокультурная детерминация Сознательный выбор субъектной жизненной позиции, здорового стиля жизни. Осознание важности собственных усилий в преодолении трудностей ФД Целенаправленное самоуправление поведением, направленным на освоение ценностей ФК (постановка целей; выбор путей, форм, методов и средств; оценка результатов)

Экзистен- циальные (сущностные) переживания Осознание своих смысложизненных ценностных ориентаций, идеалов, психотелесного единства, взаимосвязей с природой и обществом, ответственности за здоровье, противоречий жизни и творчества ФД (здоровый стиль жизни, спортивная, социокультурная), направленная на развитие и совершенствование необходимых для самореализации личностных качеств, психотелесного единства, в соответствии с требованиями природной и социокультурной среды

Самоактуализация (самость) Осознание своих способностей к совершенствованию и творчеству Творческое применение видов, средств, форм и методов ФК для обретения психо-телесно-го совершенства, спонтанности самовыражения, самоутверждения, адекватной позитивной самооценки

в объективных показателях. Важно учитывать субъективность преподавания, восприятия и присвоения объективных ценностей физической культуры, объективность их субъективного функционирования, влияющего на результативность образовательного процесса.

Зависимость ценностей от родовых человеческих потребностей. Ориентация студента на те или иные ценности физической культуры зависит от того, насколько они мо-

гут удовлетворить его актуальные и потенциальные потребности. В образовательном процессе при практическом взаимодействии происходит, с одной стороны, осознание личностью общественной и исторической значимости этих ценностей, с другой, их индивидуальной необходимости. Потребности запускают механизм присвоения студентом ценностей физической культуры в образовательном процессе. Так, например, к учебной деятельности его побуждает необходимость

саморазвития, личностного благополучия и материального обеспечения в перспективе, приобретения социального статуса и другие. Мотивы к физкультурно-спортивной деятельности могут иметь как биологический, так и социокультурный характер.

Ценности формирования физической культуры направляют образовательный процесс на актуализацию потенциальных потребностей студента, осознание мотивов и смыслов самообразования и самовоспитания в этой сфере, реализацию психолого-педагогическо-го механизма присвоения ценностей.

Гуманистическая, созидательная направленность ценностей формирования физической культуры студента заключается в том, что они позволяют ему в полной мере раскрыть свои сообразные человеческой природе и духовным ценностям способности, успешно адаптироваться к меняющейся природной и социокультурной среде. Присвоенные ценности физической культуры способствуют благополучию будущего специалиста, его самоактуализации, так как направляют на повышение уровня здоровья, физического совершенства, работоспособности. Они гуманизируют жизнь студента, стимулируя его желание изменить себя по законам красоты, стать лучше, привлекательней, стройнее, сильнее, чтобы эстетика своего тела, его движений, осанки приносила внутреннее удовлетворение себе и окружающим.

Совершенство телесности, красота движений, спортивные достижения способствуют самоутверждению студента, его престижу, признанию ближайшим личным окружением. Ценности коллективной физкультурно-спортивной деятельности содействуют удовлетворению потребности в общении и расширяют его круг. Ценности здорового образа жизни позволяют «держать себя в форме», быть здоровым и работоспособным для достижения целей жизнедеятельности. Ценности психофизического совершенствования ориентируют студента на саморазвитие творческой индивидуальности, реализацию потенциальных возможностей. С ними связаны квалификационные характеристики для многих современных профессий.

Ценности формирования физической культуры служат обоснованием ее смыслов

для личности. Они взаимосвязаны с другими ценностями: морально-нравственными (ответственность, чувство долга), деятельно-практическими (совершенствование, самоутверждение, самореализация, состязательность, творчество), альтруистическими (взаимопомощь, содействие, эмпатия, уважение), эстетическими (гармония, красота, совершенство), гедонистическими (удовольствие, удовлетворенность).

Социально значимые ценности физической культуры, трансформируясь в личност-но значимые ценности студента, направляют на достижение «идеального должного» в индивидуальном совершенствовании, которое увеличивает степень его свободы в самоопределении.

Ценности физической культуры не могут навязываться личности в образовательном процессе принудительно. Студент волен в их присвоении. Формирование физической культуры личности - это диалогически направленный процесс на становление ответственной жизненной позиции студента в этой сфере, качеств субъектности (самопознания, самообразования, самовоспитания, саморазвития и др.).

Ценности физической культуры направляют будущего специалиста на организацию здорового стиля жизни, приобретение психофизической подготовленности и личностных качеств, соответствующих требованиям жизнедеятельности, профессионально-личностной самореализации.

Самодостаточность ценностей формирования физической культуры студента в образовательном процессе проявляется в том, что они функционируют как система, обладающая собственным самостоятельным содержанием, значением, полифункциональностью и универсально взаимодействующая с ценностями других культур. Указанные ценности внутренне связаны, цельны и самодостаточны, так как, объединяя ценности социума и личности в физической культуре, служат основанием развития личности и студента и педагога, в них заложен основной смысл образовательного процесса.

Многозначность ценностей формирования физической культуры студента определяется тем, какие социальные функции они выполняют в образовательном процессе, к каким «образцам поведения», нормам, иде-

/ I. Ценности, присваиваемые личностью: \

/ ценностные отношения, компетентность в ФК \

/ II. Ценности процесса образования: ценности-цели - \

/ формирование ФК студента; ценности-средства - отношения \

' (педагога в профессии, студента в ФК); виды и формы \

образовательно-воспитательной и физкультурно-спортивной деятельности III. Ценности содержания образования: нормативные, общекультурные, специальные ФК

Рис. 2. Иерархия ценностей формирования физической культуры (ФК) студента в образовательном процессе

алам направляют, какие мнения, смыслы, мотивы, ценностные ориентации личности с ними связаны. Физическая культура подразумевает множество интерпретаций!, контекстов, образность толкований, обобщений, что выраженс в многообразных дискурсивных практиках. Преподаватель, формируя физическую культуру студента, должен тчитывать ее ценности: предметные (содержания, процесса образования, присва-иваемыт личностью); образцы, «должное» (общественные нормы, идеалы и мнение субъоктов образования, каким оно должно быть в этой сфере, к каким результатам следует стремиться); отношения субъектов образовательного процесса (оценка ими значимости ценностей физической культуры, осознание мотивов и смыслов деятельности в этой сфере). Необходимо применение многообразных педагогических форм, средств и методов в образовательно-воспитательной деятельности, активизирующих мыследея-тельность н рефлексию студентл, индивидуализирующих траекторию его» лнчно стноио развития.

Системнаи, целостная организованность и иерсрхичность. Ценности формирования физической культуры студента организованы в целостную иерархичную учебно-познавательную систему. Если ранжировать эти ценности, представив их в виде усеченного конуса, то базовыми ценностями, лежащими в его нижнем основании, будут ценности содержания образования; следующий уровень будут занимать ценности его процесса, в нем задействовано меньше ценностей, но они имеют более высокий ранг, так как без них невозможна передача содержания образования личности. Верхнее основание составля-

ют ценности, присвоенные студентом, отражающие результативность образовательного процесса, то, для чего этот процесс существует. Каждый из этих уровней ценностей, в свою очередь, имеет свою системную иерархию, обеспечивающую эффективность функционирования всей ценностной системы в образовательном процессе (рис. т).

Ценностные ориентиры позволили организовать качественно новые условия образовательной деятельности, суть которых состоит в возможностях самореализации личности в физичеслом совершенстеова-нии. Физическая культура, по проведенным опросам, стала сущностной составляющей жизнедеятельности студентов, основой их личностного становления. Это означает, что функциональные возможности рассмотренных ценностей предопределяют такой процесс образовании, при котосом физическая культура находит свое выражение в духовном опыте и мировоззренческой позиции будущего специалиста.

Библиографический список

1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

2. Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем. - М.: Гардарики, 2006. - 287 с.

3. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.