ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 28.04.2015 г.
Кандидат биологических наук, доцент Л.В. Грызлова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Кокурин1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS PERSONNEL VOCATIONAL TRAINING WITHIN MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION
Ph.D., Associate Professor L.V. Gryzlova1 Ph.D., Associate Professor A.V. Kokurin1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk
Информация для связи с автором: larisagrizlova@rambler.ru
Аннотация
В работе рассматриваются актуальные вопросы подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации высшего образования на примере Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Анализируется структура подготовки кадров в области физической культуры и спорта. Дается характеристика работы факультета физической культуры по созданию условий подготовки профессиональных кадров в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами и Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Описываются используемые на факультете физической культуры инновационные технологии: электронное обучение студентов, реализация сетевых форм организации учебного процесса, использование модульного принципа обучения в магистратуре, введение мониторинга уровня подготовленности обучающихся. В статье акцентируется внимание на освоении студентами факультета физической культуры МордГПИ технологии подготовки и организации сдачи норм физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» и возможности расширять свои профессиональные знания путем реализации программ дополнительного образования.
Ключевые слова: подготовка, образовательный процесс, физическая культура и спорт, модернизация, компетентностью подход.
Annotation
The present paper deals with current issues of teacher training in the field of physical culture and sport within the modernization of higher education on the example of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev. The structure of personnel training in the field of physical culture and sport is analyzed. The work of the Faculty of Physical Education on creation of professional personnel training conditions to meet the new federal state educational standards and the Federal Law № 273 «On Education in the Russian Federation» is described. Innovative technologies introduced in the Faculty of Physical Education are stipulated: e-learning of students, implementation of network forms of organization of the educational process, using a modular principle of postgraduate training, the introduction of monitoring of students' competency. The researchers focus on the students of the Faculty of Physical Education of MordGPI to assimilate the technology of training and organization of hit the standards of the physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defence» and the possibility to expand their professional knowledge using additional education programs.
Keywords: training, educational process, physical education and sport, modernization, competency building approach.
Введение. Одним из приоритетных направлений в сфере модернизации высшего образования является совершенствование законодательной базы - переход на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и основного общего образования, разработка стандарта профессиональной деятельности педагога, вступление в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Это, в свою очередь, диктует новые условия практической подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности. Кроме того, введенные в действие федеральные государственные требования определяют структуру и содержание профессионального образования, а также образовательных программ в области физической культуры и спорта [1].
Физическая культура опирается на некоторые идеи теории культуры, использует её понятийно-категориальный аппарат.
Как вид культуры она в социокультурном представлении являет собой широкое пространство для творческой деятельности, направленной на организацию психофизического стимула для человека через укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и двигательных навыков.
Посредством физической культуры и спорта человек всесторонне развивается как физически, так и умственно, духовно. Следовательно, в сфере физической культуры и спорта процессы модернизации направлены на развитие системы инновационного профессионального образования, результатом которого должна стать подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и в конечном итоге в экономике и социальной сфере России [2].
Цель исследования - анализ развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта в пе-
№ 8 • 2015 Август | August
http://www.teoriya.ru
□
и
га у
г.
ч—
. о
0J
■ -О С га
О (U ■С
Н
дагогическом вузе в контексте социально-экономического развития Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение. Процесс реализации образовательных программ высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта в МордГПИ по состоянию на 2012 г предусматривал двухуровневое образование. Начиная с 2013 г., после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», с целью реализации преемственности программ различных уровней и построения непрерывного образовательного процесса в вузе была пересмотрена структура подготовки кадров в области физической культуры и спорта. Впервые была сформирована отдельная укрупненная группа направлений «Физическая культура и спорт». В связи с этим структура подготовки кадров в области физической культуры и спорта в МордГПИ стала включать следующие уровни образования: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - магистратура, высшее образование - аспирантура. Это потребовало определения новых подходов к характеристике профессиональной деятельности выпускников с ориентиром на обеспечение образовательной сферы труда и планируемых результатов обучения.
Одним из эффективных путей решения данной проблемы стало внедрение инновационных технологий. Особенно активно этот процесс стал осуществляться после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта в новой редакции (ФГОС 3+) направления подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». В соответствии со стандартом на факультете активно ведется работа по созданию особых условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, выделяются сетевые формы организации учебного процесса. Это прежде всего открытие базовой кафедры на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» г. о. Саранск, что позволяет обучить студентов на базе ведущих образовательных организаций и организаций отрасли физической культуры и спорта. В результате студенты овладевают профессиональными компетенциями непосредственно в организации с помощью профессорско-преподавательского состава кафедр, ведущих педагогов и тренеров. Также на факультете физической культуры созданы условия для осуществления электронного обучения студентов, в частности с помощью корпоративной системы ИНФО-вуз. Студенты и преподаватели факультета зарегистрированы в электронной библиотечной системе «Университетская библиотека онлайн», которая является универсальной образовательной площадкой, объединяющей передовые российские вузы, и дает возможность пользоваться электронными ресурсами удаленного доступа.
На факультете благодаря сотрудничеству вуза с НИИ мониторинга качества образования проводится «Федеральный интернет-экзамен: компетентностный и традиционный подходы». Данная технология является средством подготовки студентов к процедурам аккредитации, а также позволяет осуществлять мониторинг уровня их подготовленности при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации.
МордГПИ стал экспериментальной площадкой для введения системы контроля уровня физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Освоение студентами факультета физической культуры технологии подготовки и организации сдачи норм
ГТО сформирует у них мотивационные механизмы внедрения комплекса ГТО среди различных категорий населения.
Перспективным направлением развития образовательного процесса в МордГПИ являются программы магистратуры. Модернизация педагогической магистратуры предполагает прежде всего повышение управляемости процессом профессионализации педагога. Для этого необходимо разработать модели практико-ориентированного обучения, в которых доминирует исследовательский элемент, что гарантирует в будущем инновационный характер практической деятельности педагога. Мировая образовательная практика выделяет тенденции большей интеграции содержания образования на основе модульного принципа и элективного подхода. В связи с этим администрацией вуза было принято решение о проведении на базе факультета физической культуры апробации модуля «Проектирование образовательной деятельности в средней школе» в ходе реализации экспериментального проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего (профессионального) общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов» в рамках сотрудничества с Московским городским педагогическим университетом. В ходе первого этапа реализации проекта на факультете используются различные формы сетевого взаимодействия: обмен информацией об инновационной деятельности, электронное портфолио, вебинары. В перспективе семинары, мастер-классы в режиме он-лайн, презентации инновационной педагогической практики, интернет-конференции и др.
Выводы. Современные специалисты для успешной работы в сфере физкультурного образования должны постоянно расширять свои профессиональные знания. Учитывая опыт, накопленный в вузе, данную проблему факультет физической культуры решает путем реализации программ дополнительного образования, что повышает готовность молодого специалиста выдержать конкуренцию в современных условиях рыночных отношений.
Литература
1. Кадакин В.В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева) / В.В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 9-12.
2. Кокурин А.В. Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций / А.В. Кокурин, Л.Г. Майдокина // Теория и практика физ. культуры.
- 2014. - № 8. - С. 12-15.
References
1. Kadakin, V.V. Innovatsionnye protsessy v vysshem obrazovanii (iz opyta raboty Mordovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. M.E. Evsev'eva) (Innovative processes in higher education (case of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev) / V.V. Kadakin // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2012.
- № 2 (10). - P. 9-12.
2. Kokurin, A.V. Problema razvitiya psikhologicheskoy kompetentnosti v sisteme podgotovki sportsmenov raznykh kvalifikatsiy (Psychological competency development in training of athletes of different skill levels) / A.V. Kokurin, L.G. Maydokina // Teoriya i praktika fiz. kul'tury.
- 2014. - № 8. - P. 12-15.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».
14
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2015 Август | August