Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МОТИВАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДА / КОНЦЕРТ / КОНКУРС / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Татьяна Михайловна, Паршина Лариса Геннадьевна

Статья посвящена практико-ориентированной подготовке будущих педагогов-музыкантов - студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование» и по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Музыка». Авторы рассматривают особенности практико-ориентированной подготовки будущего педагога-музыканта к музыкально-исполнительской деятельности в педагогическом вузе, делятся опытом организации внеаудиторной работы, проводимой со студентами Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева. Материалы статьи раскрывают значимость концертных и конкурсных мероприятий в формировании профессиональных компетенций и исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов. Организация и проведение таких мероприятий способствует созданию музыкально-коммуникативной среды, которая содействует развитию профессионально значимых качеств личности, музыкально-исполнительских и организаторских способностей, музыкального вкуса будущих педагогов-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Татьяна Михайловна, Паршина Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL-ORIENTED PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF THE MUSICIAN FOR MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES

The article is devoted to the practical-oriented training of future teachers-musicians - students studying in the field of training 44.03.05 «Pedagogical education» profile «Music. Preschool education» and in the direction of training 44.03.01 «Pedagogical education» profile «Music». The authors consider the features of practical-oriented training of the future teacher-musician for musical and performing activities at a pedagogical university, share their experience in organizing non-audit work carried out with students of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev. The materials of the article reveal the importance of concert and competitive events in the formation of professional competencies and performing culture of future teachers-musicians. The organization and conduct of such events contributes to the creation of a musical and communicative environment that contributes to the development of professionally significant personality qualities, musical and performing and organizational abilities, and the musical taste of future teachers-musicians.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Практико-ориентированная подготовка будущего педагога-музыканта к музыкально-исполнительской деятельности

Грязнова Татьяна Михайловна,

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: regphil@mail.ru

Паршина Лариса Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: l.g.parshina@yandex.ru

Статья посвящена практико-ориентированной подготовке будущих педагогов-музыкантов - студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование» и по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Музыка». Авторы рассматривают особенности практико-ориентированной подготовки будущего педагога-музыканта к музыкально-исполнительской деятельности в педагогическом вузе, делятся опытом организации внеаудиторной работы, проводимой со студентами Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Материалы статьи раскрывают значимость концертных и конкурсных мероприятий в формировании профессиональных компетенций и исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов. Организация и проведение таких мероприятий способствует созданию музыкально-коммуникативной среды, которая содействует развитию профессионально значимых качеств личности, музыкально-исполнительских и организаторских способностей, музыкального вкуса будущих педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка, педагог-музыкант, студенты педагогического вуза, исполнительская деятельность, музыкальное творчество, мотивация, самореализация, музыкально-коммуникативной среда, концерт, конкурс, вокально-хоровая деятельность, инструментальное исполнительство.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Музыкально-исполнительская деятельность в практико-ориентированной подготовке педагога-музыканта» (руководитель Грязнова Т.М.; рег.№ /2022).

Вопросы музыкально-исполнительской деятельности педагога-музыканта находятся под пристальным вниманием культурологов, педагогов, психологов, социологов, физиологов. В музыкальной среде широко известны работы Э.Б. Абдул-лина, Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, В.А. Пе-трушина, Г.М. Цыпина, раскрывающие психологические аспекты музыкально-исполнительской деятельности; распространены труды А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, В.Л. Живова, А.Г. Кау-зовой, Г.М. Когана, А.В. Малинковской, С.И. Сав-шинского, Г.П. Стуловой и др., представляющие теоретические основания музыкального исполнительства. Вместе с тем, в музыкальной теории и практике недостаточно раскрыты научно-теоретические и прикладные вопросы практико-ориентированной подготовки будущего педагога-музыканта к музыкально-исполнительской деятельности в педагогическом вузе.

Профессиональная деятельность педагога-музыканта предполагает широкий профиль музыкально-исполнительской деятельности: вокальной, инструментальной, дирижерско-хоровой. В большинстве своем, будь то педагогическая деятельность при реализации общеобразовательной программы «Музыка» в общеобразовательной школе или дополнительных программ обучения в учреждениях дополнительного образования, педагогу музыканту приходится демонстрировать исполнение музыкального произведения своим ученикам. И зачастую этот пример - первый опыт для подражания, освоения исполнительских приемов учениками. Несомненно, что демонстрация материала должна быть безукоризненной и на достаточно профессиональном уровне.

Подготовка будущих педагогов-музыкантов осуществляется как в средних профессиональных музыкальных учреждениях (музыкальные училища и колледжи культуры), так и высших учебных заведениях (на педагогических факультетах в педагогических вузах). В музыкальных училищах и колледжах культуры проблем с концертно-исполнительской практикой и практико-ориентированной подготовкой будущих педагогов-музыкантов не наблюдается. У них достаточное количество часов на исполнительскую деятельность запланировано учебной программой в соответствии с исполнительской направленностью их специальностей и направлений подготовки. В педагогических вузах недостаток часов на музыкально-инструментальную, вокальную и дирижерско-хоровую подготовку компенсируется за счет самостоятельной работы студентов

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см о см

и внеаудиторной работы, связанной с концертно-исполнительской практикой.

В статье представлен опыт практико-ориентированной работы со студентами педагогического вуза, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование» и профиль «Музыка». На студентов, обучающихся по программе бакалавриата по двум профилям подготовки («Музыка. Дошкольное образование») возлагается гораздо большая нагрузка. Наряду с исполнительскими дисциплинами предметно-методического модуля «Музыка» студенты изучают такие значимые для их профиля дисциплины, как «Детская литература и технологии литературного образования дошкольников», «Теория и методика развития математических представлений детей дошкольного возраста» и др. предметно-методического модуля «Дошкольное образование». Безусловно, уровень исполнительства страдает от недостатка времени и недостаточных умений организовать самостоятельную работу, которую они должны расходовать на прочтение детской литературы, подготовку к практическим занятиям и выполнение заданий по всем дисциплинам.

Что же представляет собой практико-ориен-тированная подготовка студентов педагогического вуза - будущих педагогов-музыкантов? Практико-ориентированная подготовка - это «процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональных компетенций за счёт выполнения ими реальных практических задач» [4]. Практико-ориентированная подготовка студентов педагогического вуза связана с овладением новых знаний и их применением в практической деятельности.

Основной практико-ориентированной формой, в рамках образовательной программы вуза, являются производственные (педагогические) практики, где студенты демонстрируют сформированные профессиональные компетенции, в частности ПК-10 способность осуществлять профессионально ориентированную музыкально-исполнительскую деятельность (вокальную, инструментально-исполнительскую и вокально-хоровую). Существуют и другие формы внеаудиторной работы практико-ориентированной подготовки к музыкально-исполнительской деятельности: концерты, конкурсы исполнительского мастерства, тематические лекции-беседы, мастер-классы, музыкальные встречи с композиторами и артистами, музыкальный салон и др. [2].

Процесс подготовки конкурсов и концертных мероприятий, а также их реализация в музыкально-исполнительской деятельности студентов осуществляется в творческой музыкально-коммуникативной среде. Творческая музыкально-коммуникативная среда представляет собой совокупность культурных, нравственных, музыкально-эмоциональных, духовных и материальных условий, обеспечивающих информационно-смысловые и коммуникативные связи, музыкальное воспита-

ние и образование обучающихся во внеаудиторной работе. Условия функционирования учебной музыкально-коммуникативной среды, и ее позитивное воздействие на процесс формирования музыкально-исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов определяется следующими факторами:

- педагог - студент (творческий диалог, как форма педагогического общения, в ходе выбора и подготовки номеров концертной программы на мероприятия: работа над исполнительскими навыками, освоение технических приемов, моделирование атмосферы сценического выступления и психологической адаптации, работа над художественным образом и т.д.);

- композитор - студент (знакомство с творчеством композитора, его исполнительским стилем в процессе работы над музыкальным произведением);

- аннотация музыкального произведения -студент-исполнитель (идея и композиторский замысел, содержание музыкального произведения, анализ музыкально-исполнительских средств, драматургия и замысел музыкального образа и т.д.);

- студент-исполнитель - студент-слушатель (эмоциональное восприятие и оценка музыкального произведения, особенности исполнительской трактовки своих сокурсников и других исполнителей, ситуация восприятия-сопереживания музыкального произведения и др.);

- музыкальное произведение - студент-слушатель (знакомство с новыми произведениями в рамках концерта, восприятие музыкально-художественного образа и средств музыкальной выразительности).

Проведение конкурсов и концертов в Мордовском государственном педагогическом университете стало традиционной формой сотрудничества обучающихся и профессорско-преподавательского состава кафедры музыкального и художественного образования. Ежегодно в вузе проводятся такие мероприятия, как:

- Всероссийский этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ студентов, магистрантов, учащихся, дошкольников учреждений дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования «Панжема (Открытие)»;

- Открытый республиканский конкурс «Музыкальный сюрприз» для студентов, учащихся учреждений общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования не являющихся лауреатами и дипломантами конкурсов, фестивалей, олимпиад;

- Всероссийский конкурс детского и молодежного творчества «Фольклорная мозаика». Основной целью Всероссийского этноконкур-

са «Панжема (Открытие)», наряду с развитием проектной и исследовательской деятельностью, является совершенствование художественно-творческой деятельности студентов высших учеб-

ных заведений регионов России, их духовно-нравственное, патриотическое, этнокультурное воспитание через постижение уникального культурного наследия народов Российской Федерации. Молодёжь вовлекается в изучение, популяризацию и творческую интерпретацию культурного исторического и духовного наследия народов России. На конкурсе студенты получают первое общественное признание результатов исполнительской (вокальной, инструментально-исполнительской сольной и коллективной) деятельности [7].

В рамках конкурса студенты, в соответствии со своей возрастной группой, принимают индивидуальное или групповое участие, демонстрируя свои исполнительские способности в номинации «Музыкальное творчество». Данная номинация предполагает выступление вокальных, и инструментальных коллективов, юных композиторов, исполнителей, солистов на любые темы, связанные с культурным наследием народов родной страны. В номинации «Музыкальное творчество» присуждается Гран-при коллективу и исполнителю, а также учреждаются специальные дипломы и звания: «Диплом за артистизм», «Диплом самому юному участнику», «За педагогическое мастерство» и др.

Еще одним ежегодно проводимым конкурсом является открытый республиканский конкурс «Музыкальный сюрприз», для студентов и учащихся учреждений общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования. Участники конкурса не являются лауреатами и дипломантами конкурсов, фестивалей, олимпиад. Конкурсанты зачастую впервые выходят на сцену, демонстрируя исполнительскую культуру.

Конкурс направлен на создание условий для повышения исполнительского мастерства обучающихся, а также на формирование творческих связей между образовательными учреждениями и педагогическими работниками, осуществляющими музыкальное образование и воспитание. Одной из задач конкурса является сохранение и развитие отечественных традиций исполнительского искусства, содействие воспитанию у детей и молодёжи чувства любви к музыке.

Ярким конкурсом детского и молодежного творчества всероссийского уровня является, проводимым кафедрой художественного и музыкального образования педагогического университета,-«Фольклорная мозаика». Неоднократно конкурс выходил за рамки одной страны, привлекая участников из Китая, Белоруссии и других стран. Организация и проведение конкурса направлено на решение следующих задач:

- развитие социального опыта исполнительской деятельности и сохранения культурного наследия Российской Федерации;

- формирование единого культурного пространства в области музыкальной культуры;

- выявление наиболее талантливых и ярких исполнителей, раскрытие творческого потенциала детей и молодежи;

- сохранение самобытного народного песенного и инструментального творчества, популяризация различных видов и направлений творческой деятельности;

- повышение профессионального уровня творческих коллективов и отдельных исполнителей;

- ознакомление руководителей, детей и молодежи с новыми тенденциями и направлениями в искусстве и педагогике через мастер-классы ведущих педагогов России;

- укрепление и расширение межрегионального культурного сотрудничества. Практико-ориентированная подготовка будущего

педагога музыканта к музыкально-исполнительской деятельности (вокальной и инструментально-исполнительской) осуществляется в рамках таких номинаций конкурса «Фольклорная мозаика», как:

- народное пение, в том числе фольклор и этнография (соло, ансамбль);

- народные инструменты (соло, ансамбль).

В конкурсных состязаниях «Фольклорной мозаики» студенты демонстрируют музыкальные произведения, созданные на основе традиций национальных культур народов, проживающих на территории России.

Привлечение студентов к конкурсным и концертным мероприятиям, проводимых на базе вуза, позволяет решать следующие общие и частные музыкально-исполнительские и образовательные задачи:

- популяризация культурно-образовательных ценностей мировой музыкальной и народной культуры;

- сохранение этнокультурного разнообразия и языкового наследия народов, проживающих на территории Российской Федерации;

- трансляция исполнительских форм традиционной культуры;

- формирование музыкального кругозора студентов через обогащение исполнительского репертуара, овладение разными стилями и жанрами мировой музыкальной культуры. Таким образом, конкурсные и концертные мероприятия играют значимую роль в практико-ориентированной подготовке будущего педагога музыканта к музыкально-исполнительской деятельности. Организация и проведение таких мероприятий способствует формированию у будущих педагогов-музыкантов необходимых в музыкально-исполнительской деятельности качеств:

- умений разрабатывать концертную программу, выстроенную из концертных номеров в определенной последовательности [3];

- психологический настрой к концертно-исполнительской и конкурсной деятельности;

- исполнительская свобода на концертном и конкурсном выступлении;

- стремление повысить уровень исполнительского мастерства и интерпретационных задач;

- расширение и углубление музыкального кругозора;

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см о см

- применение теоретических знаний в области музыкознания, вокального и инструментального исполнительства в решении конкретных исполнительских задач;

- стремление к расширению исполнительского репертуара;

- самостоятельность в дополнительных репетициях, работы над техническими сложностями;

- проведение исполнительской рефлексии,

- умение выявлять ошибки, затруднения и их причины в концертном исполнительстве;

- умение проводить корректирующие мероприятия по ликвидации исполнительских погрешностей;

- умение оценивать исполнительскую культуру музыкантов-исполнителей и качество исполнения отдельных концертных номеров. Музыкально-коммуникативная среда конкурсных и концертных мероприятий способствует развитию профессионально значимых качеств личности, музыкально-исполнительских и организаторских способностей, музыкального вкуса будущих педагогов-музыкантов.

Подводя итог вышесказанному, мы пришли к следующим выводам:

- практико-ориентированная подготовка будущих педагогов музыки (бакалавров) к музыкально-исполнительской деятельности, открывает обучающимся путь для повышения культуры исполнительского мастерства; - «проживания» художественного замысла произведения и состояния успеха; - преумножения творческого опыта к самореализации личности;

- развития позитивной мотивации личности к музыкально-исполнительской и просветительской деятельности;

- реализации сущностных сил и социализации личности бакалавра музыки.

Литература

1. Грязнова, Т.М. Певческое искусство православной ориентации как фактор социального воспитания детей и подростков (на примере занятий в воскресных школах) / Т.М. Грязнова, Е.А. Мартынова, С.И. Грязнов. // Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Т.А. Козловой; Мордовский государственный педагогический университет. - Саранск, 2021. - С. 91-106.

2. Кузнецова, Н. В., Маслова С.В., Чирано-ва О.И. Практико-ориентированный подход в подготовке современного учителя начальных классов // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 77-82. URL: https://elibrary. ru/full_text.asp?id=27700971 (дата обращения: 26.09.2022)

3. Паршина, Л.Г. Творческая мастерская мультимедийных проектов как форма организации внеаудиторной работы студентов // Инновационные формы и методы организации внеау-

диторной работы студентов [Электронный ресурс]: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Л.Г. Паршиной, О.Ф. Асатрян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. С. 92-106.

4. Полисадов, С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе [Электронный ресурс] С.С. Полисадов URL: http://portal.tpu.ru/f_dite/ conf/2014/2/c2_Polisadov.pdf

5. Приказ Минобрнауки РФ от 09.02.2016 N 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/18456

6. Чинякова, Н.И. Учебный концерт: сущность интеграции / Н.И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: всероссийский научный журнал. - 2012. -№ 5. - С. 272-276. - электронный доступ: www. online-science.ru.

7. Шукшина Т. И., Буянова И.Б., Горшенина С.Н. Практико-ориентированная подготовка магистров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 79-84. URL: https:// elibrary.ru/download/eli-brary_23935788_39051644.pdf (дата обращения: 15.09.2022)

PRACTICAL-ORIENTED PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF THE MUSICIAN FOR MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES

Gryaznova T.M., Parshina L.G.

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

The article is devoted to the practical-oriented training of future teachers-musicians - students studying in the field of training 44.03.05 «Pedagogical education» profile «Music. Preschool education» and in the direction of training 44.03.01 «Pedagogical education» profile «Music». The authors consider the features of practical-oriented training of the future teacher-musician for musical and performing activities at a pedagogical university, share their experience in organizing non-audit work carried out with students of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Ev-seviev. The materials of the article reveal the importance of concert and competitive events in the formation of professional competencies and performing culture of future teachers-musicians. The organization and conduct of such events contributes to the creation of a musical and communicative environment that contributes to the development of professionally significant personality qualities, musical and performing and organizational abilities, and the musical taste of future teachers-musicians.

Key words: practice-oriented training, teacher-musician, students of a pedagogical university, performing activity, musical creativity, motivation, self-realization, musical and communicative environment, concert, competition, vocal and choral activity, instrumental performance.

References

1. Gryaznova, T. M., Martynova E.A., Gryaznov S.I. Singing art of Orthodox orientation as a factor in the social education of children and adolescents (on the example of classes in Sunday schools). // Social education of children and adolescents in additional education: monograph / ed. L.P. Karpushina, T.A. Kozlo-va; Mordovia State Pedagogical University. - Saransk, 2021. -S. 91-106.

2. Kuznetsova, N. V., Maslova S.V., Chiranova O.I. A practice-oriented approach in the preparation of a modern primary school teacher // Humanitarian sciences and education. 2016. No. 4. P. 77-82. URL: https://elibrary.ru/full_text.asp?id=27700971 (date of access: 09/26/2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Parshina, L.G. Creative workshop of multimedia projects as a form of organizing extracurricular work of students // Innovative forms and methods of organizing extracurricular work of students [Electronic resource]: monograph / ed. L.P. Karpushi-na, L.G. Parshina, O.F. Asatryan; Mordov. state ped. in-t. - Saransk, 2018. S. 92-106.

4. Polisadov, S.S. Practice-oriented training at the university [Electronic resource] S.S. Polisadov URL: http://portal.tpu.ru/f_dite/ conf/2014/2/c2_Polisadov.pdf

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 09.02.2016 N 91 "On approval of the federal state

educational standard of higher education in the direction of training 44.03.05 pedagogical education (with two training profiles) (bachelor's degree)" [Electronic resource]. - Access mode: https://minjust.consultant.ru/documents/18456

6. Chinyakova, N.I. Educational concert: the essence of integration / N.I. Chinyakova // Humanitarian, socio-economic and social sciences: All-Russian scientific journal. - 2012. - No. 5. -S. 272-276. - electronic access: www.online-science.ru.

7. Shukshina T. I., Buyanova I.B., Gorshenina S.N. Practice-oriented training of masters in the conditions of network interaction of educational organizations // Humanitarian sciences and education. 2015. No. 2 (22). pp. 79-84. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_23935788_39051644.pdf (date of access: 09/15/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.