Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН КАК ФОРМА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН КАК ФОРМА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КОНЦЕРТ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грязнова Татьяна Михайловна, Паршина Лариса Геннадьевна, Планова Светлана Евгеньевна

Статья посвящена музыкально-исполнительской деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование». Авторы рассматривают многогранность исполнительской деятельности студентов-музыкантов педагогического вуза, связанной с публичным исполнением музыкальных произведений (вокальных, инструментальных, сольных, ансамблевых и хоровых) в рамках подготовки бакалавров. В исследовании раскрываются особенности одной из интерактивных форм музыкального исполнительства - Музыкального салона, демонстрирующего практическую направленность в вузовской подготовке студентов. Материалы статьи освещают опыт профессорско-преподавательского состава по организации деятельности Музыкального салона в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Грязнова Татьяна Михайловна, Паршина Лариса Геннадьевна, Планова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC SALON AS A FORM OF PERFORMING ACTIVITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the musical and performing activities of students studying in the direction of training 44.03.05 «Pedagogical education» profile «Music. Preschool education». The authors consider the versatility of the performing activities of student musicians of a pedagogical university related to the public performance of musical works (vocal, instrumental, solo, ensemble and choral) within the framework of the general education school program. In the study reveals the features of one of the interactive forms of musical performance - the Musical Salon, which demonstrates the practical orientation in the university training of students. The materials of the article highlight the experience of the teaching staff in organizing the activities of a music salon in a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН КАК ФОРМА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Музыкальный салон как форма исполнительской деятельности студентов педагогического вуза

Грязнова Татьяна Михайловна,

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: regphil@mail.ru

Паршина Лариса Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: l.g.parshina@yandex.ru

Планова Светлана Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: svetplanova@mail.ru

Статья посвящена музыкально-исполнительской деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование». Авторы рассматривают многогранность исполнительской деятельности студентов-музыкантов педагогического вуза, связанной с публичным исполнением музыкальных произведений (вокальных, инструментальных, сольных, ансамблевых и хоровых) в рамках подготовки бакалавров. В исследовании раскрываются особенности одной из интерактивных форм музыкального исполнительства - Музыкального салона, демонстрирующего практическую направленность в вузовской подготовке студентов. Материалы статьи освещают опыт профессорско-преподавательского состава по организации деятельности Музыкального салона в педагогическом вузе.

Ключевые слова: студенты педагогического вуза, исполнительская деятельность, музыкальный салон, музыкальное исполнительство, концерт, вокально-хоровая деятельность, песенный репертуар, инструментальное исполнительство.

о с

CJ

см

СП

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Музыкально-исполнительская деятельность в практико-ориентированной подготовке педагога-музыканта» (руководитель Т.М. Грязнова; рег.№ /2022).

Вовлечение студентов в созидательную атмосферу исполнительства во взаимодействии с педагогом - одна из приоритетных задач в педагогическом вузе. Музыкальное исполнительство, являясь самостоятельной организационной формой музыкального просветительства, имеет профессиональную значимость для студентов-музыкантов. Студенты педагогического вуза - это будущие педагоги-музыканты, чья профессиональная деятельность предполагает широкий профиль исполнительской деятельности. Одной из интереснейших форм музыкального исполнительства является музыкальный салон, демонстрирующий практическую направленность в вузовской подготовке студентов.

В музыкальной практике существует богатое наследие исполнительского мастерства (Д. Браунинг, Э.Г. Гилельс, И.Н. Гуммель, В. Клайберн, Л.Н. Оборин, С.Т. Рихтер, Ф.И. Шаляпин и др.), сложились традиции исполнительского творчества, школы исполнительского мастерства и методики преподавания по классу отдельного инструмента или вокала:

- фортепианного (А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг и др.);

- хорового (А.Д. Кастальский, А.В. Никольский, А.В. Свешников, В.П. Степанов, П.Г. Чесноков, А.А. Юрлов и др.);

- вокального (А.Е. Варламов, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский и др.);

- скрипичного (Г. Зилвей, З. Кодай, И. Менухин, Ш. Нельсон, Э. Пудовочкин, Судзуки, В. Якубовская и др.).

Исполнительская деятельность - это художественная интерпретация музыкального произведения средствами мастерства исполнителя. Исполнительская деятельность студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование», не сопоставима с отточенным исполнительским мастерством студентов, обучающихся на исполнительских специальностях консерваторий и занимающихся отдельным видом исполнительства от 3 до 5 часов ежедневно. Сложность исполнительской деятельности студентов-музыкантов кроется в одновременном освоении программ по хоровому дирижированию, фортепиано, вокалу и др., то есть студенты должны уметь и петь, и играть на достаточно приличном уровне [5, с. 24].

Таким образом, исполнительская деятельность студентов педагогического вуза представляет собой область художественного творчества свя-

занного с публичным исполнением музыкальных произведений (вокальных, инструментальных, сольных, ансамблевых и хоровых) в рамках программы общеобразовательной школы. Активные участники музыкальных мероприятий - будущие педагоги-музыканты, чья профессиональная деятельность предполагает широкий профиль деятельности: инструментальное и вокальное исполнительство на уроках музыки (как демонстрация музыкального материала при знакомстве с творчеством композитора и категориями музыкального искусства в рамках образовательной программы по музыке в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования); вокально-хоровая работа с обучающимися и подготовка их к концертному исполнительству; музыкально-исполнительская деятельность в учреждениях дошкольного образования [6].

Среди внеаудиторных форм организации воспитательной работы, напрямую связанных с концертной исполнительской деятельностью, где студенты могут продемонстрировать свои исполнительские достижения в области музыкального искусства, интерес представляет музыкальный салон (гостинная). В Мордовском государственно педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева (далее МГПУ им. М.Е. Евсевьева) эта интерактивная форма внеаудиторной работы студентов во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом набирает обороты.

Музыкальный салон - форма внеаудиторной работы, объединяющая преподавателей вуза со студентами музыкальных факультетов и имеющая просветительскую направленность. Деятельность музыкального салона происходит во взаимодействии всех участников процесса совместной работы: организаторов, исполнителей, слушателей.

Основная цель салона направлена на формирование инновационного типа мышления и музыкальной культуры студентов, гибких к быстроменяющимся условиям исполнительской практики.

В формате музыкального салона реализуются следующие задачи:

- расширение кругозора студентов, пополнение слушательского опыта в восприятии различных стилевых и жанровых и направлений отечественной и мировой музыкальной культуры;

- развитие навыков самостоятельной работы студентов над музыкальными произведениями;

- совершенствование у студента комплекса музыкально-творческих способностей и исполнительских навыков;

- формирование музыкально-исполнительского мышления и умений применять полученные знания в учебно-исследовательской и музыкально-концертной деятельности;

- развитие умений студентов составлять сценарный план и ориентироваться в концертном репертуаре;

- расширение исполнительского репертуара студентов;

- развитие умений студентов демонстрировать артистизм, исполнительскую свободу, концентрацию внимания.

Ежегодно в рамках музыкального салона проводятся разноплановые мероприятия, посвященные творчеству отдельного композитора, музыковеда или исполнителя.

Значение музыкального салона в подготовке студентов к исполнительской деятельности весьма существенное. Свои музыкально-исполнительские умения студенты демонстрируют перед аудиторией своих ровесников, студентам других факультетов и профилей обучения, а также учащимся других музыкальных заведений.

Содержательная направленность музыкального салона охватывает широкий круг исследовательских тем, которые студенты рассматривают совместно с профессорско-преподавательским составом при подготовке к проведению учебного концертного мероприятия [1, 6].

Ряд исследователей (Т.Ю. Шкербина, Н.И. Чи-някова) полагают, что учебный концерт есть организационная форма обучения, обобщающая периоды подготовки учебного выступления, его реализации и совершенствования опыта. «Его отличия от концерта распространенного в музыкальной жизни общества основываются на принадлежности иному процессу, а именно, педагогическому». Концерт представляет собой структурную единицу обучения, обеспечивающую реализацию учебно-концертной подготовки, что является высшей ступенью в иерархии учебно-музыкальной деятельности [5, с. 273; 7].

Именно Музыкальный салон демонстрирует многообразие форм проведения концертных выступлений: концерт-беседа, концерт-дискуссия, концерт-конкурс, концерт-лекция, образуя новую специфическую целостность с расширенными педагогическими возможностями. Среди них:

- «Под знаком Солнца» (концерт вокальной и инструментальной музыки, посвященный музыкальному наследию Сергея Сергеевича Прокофьева, музыке для детей), с использованием презентаций, аудио-визуальных технологий;

- «Весеннее настроение» (концерт-выставка, посвященный памяти Т.И. Одиноковой (Лукиной), основателю кафедры «Музыка», заслуженному работнику культуры МАССР, Лауреату премии Главы Республики Мордовия, кандидату искусствоведения, доценту);

- «Пою мое Отечество - Мордовию пою» (концерт мордовской музыки, учащихся музыкальных и общеобразовательных школ, средних и высших образовательных организаций Республики Мордовия) и другие.

Формат музыкального салона позволяет реали-зовывать культурно-просветительский потенциал в коллективном содружестве преподавателей, студентов и слушателей, в качестве которых выступают учащиеся музыкальных школ, музыкального училища и студенты филологического, физико-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см

СП

математического, естественно-технологического и других факультетов педагогического вуза.

Предварительная подготовка концертных номеров, как и сами мероприятия в рамках функционирования музыкального салона, проходили в благоприятной дружеской атмосфере творчества и положительного психологического настроя. Избегание привычных шаблонов, камерность обстановки, оригинальность тематики и форм проведения, принятие во внимание интересов и потребностей обучающихся были направлены на вовлечение студентов в уютную атмосферу концертного исполнительства. Коллективная работа пробуждала у студентов самостоятельность, увлеченность, открытость и повышенный эмоциональный фон [4, 5].

Так, в феврале 2022 года на базе факультета педагогического и художественного образования МГПУ имени М.Е. Евсевьева, в рамках реализации сотрудничества с базовой кафедрой педагогических технологий МОУ «Гимназия № 20 имени Героя Советского Союза В.Б. Миронова» состоялось очередное заседание «Музыкального салона» на тему «Пою мое Отечество - Мордовию пою». Наряду со студентами, участниками музыкального салона, выступили ученики МОУ «Гимназия № 20», детских музыкальных школ № 1, № 4 города Саранска, а также студенты и преподаватели музыкальных отделений образовательных организаций Республики Мордовия, которые исполняли вокальные и инструментальные произведения мордовских композиторов, вспоминали интересные страницы их творческой биографии.

В концертной программе звучали оригинальные произведения, посвященные миру детства из музыкального наследия композиторов Мордовии - С.Я. Терханова, Н.В. Кошелевой, Л.И. Воинова, А.Е. Пивкина, Е.В. Кузиной, Г.И. Сураева-Королева и др. Дискуссионный формат общения музыкального салона позволил рассмотреть актуальные вопросы музыкального воспитания в образовательных организациях (школа-ссуз-вуз), в контексте функционирующей музыкальной культуры Мордовии, народных традиций и богатейшего потенциала композиторского наследия в культурно-просветительском и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Яркие впечатления от свежести, динамичности, дерзкого шествия молодости в сочетании с тонким лиризмом детской музыки С.С. Прокофьева остались у слушателей и участников после концерта «Под знаком Солнца», где звучали произведения композитора XX века из вокальных и инструментальных циклов. В репертуаре концерта звучали:

- пьеса «Утро» из цикла «Детская музыка» с кристально чистой и мечтательной мелодией;

- мимолетность № 8 из цикла сочинений для фортепиано «Мимолётности», ор.22, с ее быстротечностью и мгновенностью;

- «Сладкая песенка» на стихи Нины Саконской, о любимых сладостях детворы;

- романс пушкинского цикла «В твою светлицу» повествующий о юношеской любви и др.

Большой резонанс получил концерт-выставка, освещающий многогранную деятельность Т.И. Одиноковой и презентующий научные работы и исследования ученого-просветителя о мордовском музыкальном искусстве, национальной культуре мордовского края. В концерте звучали хоровые и сольные номера, демонстрирующие студенческие традиции и наследие мордовской культуры.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что Музыкальный салон, как концертная форма музыкально-исполнительской деятельности студентов педагогического вуза является важной частью внеаудиторной работы, суть которого заключается в духовном обогащении студенческой молодежи, раскрытии исполнительского потенциала, артистической свободы, радости от совместного коллективного творчества и культурного общения. В рамках музыкального салона достаточно эффективно решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи, связанные с исполнительской и просветительской деятельностью будущих педагогов-музыкантов.

Литература

1. Грязнова, Т. М Развитие художественного вкуса школьников-подростков в условиях внеклассной музыкальной деятельности /Т. М. Грязнова // Учитель музыки. Вчера. Сегодня. Завтра», IX Всероссийская студенческая научно-практическая интернет-конференция 30 марта - 30 мая 2021 г. [материалы]. - Режим доступа: http://musteacher.mordgpi.ru/?p=688

2. Каримова, Л.Н. Основы хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза: учебное пособие / Л.Н. Каримова. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2016. - 108 с. - Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. - URL: https://e. lanbook.com/book/76600

3. Паршина, Л.Г. Творческая мастерская мультимедийных проектов как форма организации внеаудиторной работы студентов // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов [Электронный ресурс]: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Л.Г. Паршиной, О.Ф. Асатрян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - С. 92-106.

4. Тутолмин, А.В. Формирование и развитие профессионально-творческой компетенции будущего учителя / А.В. Тутолмин. - Москва: Букстрим, 2014. - 367 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=458748 (дата обращения: 08.09.2022). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5499-1383-0. - Текст: электронный.

5. Чинякова, Н.И. Учебный концерт: сущность интеграции / Н.И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: всероссийский научный журнал. - 2012. -№ 5. - С. 272-276 - электронный доступ: www. online-science.ru

6. Чинякова, Н.И. Основы структурирования учебно-концертной подготовки в музыкально-педагогическом образовании / Н.И. Чинякова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: научно-аналитический и научно-образовательный журнал. - Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М.И. Глинки, 2012. - № 5(26).

7. Шкербина, Т.Ю. От примы до октавы: методика работы с артистами детского хорового коллектива: учебное пособие / Т.Ю. Шкербина, О.П. Селезнёва; Министерство культуры Российской Федерации; Челябинский государственный институт культуры; Консерваторский факультет; Кафедра истории и теории музыки [и др.]. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2017. - 86 с.: ил. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=-book&id=492617 - Текст: электронный.

MUSIC SALON AS A FORM OF PERFORMING ACTIVITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Gryaznova T.M., Parshina L.G., Planova S.E.

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

The article is devoted to the musical and performing activities of students studying in the direction of training 44.03.05 «Pedagogical education» profile «Music. Preschool education». The authors consider the versatility of the performing activities of student musicians of a pedagogical university related to the public performance of musical works (vocal, instrumental, solo, ensemble and choral) within the framework of the general education school program. In the study reveals the features of one of the interactive forms of musical performance - the Musical Salon, which demonstrates the practical orientation in the university training of students. The materials of the article highlight the experience of the teaching staff in organizing the activities of a music salon in a pedagogical university.

Keywords: students of a pedagogical university, performing activity, music salon, musical performance, concert, vocal and choral activity, song repertoire, instrumental performance.

References

1. Gryaznova, T.M. Development of the artistic taste of adolescent schoolchildren in conditions of extracurricular musical activities /T. M. Gryaznova // Music teacher. Yesterday. Today. Tomorrow, IX All-Russian Student Scientific and Practical Internet Conference, March 30 - May 30, 2021 [materials]. - Access mode: http://musteacher.mordgpi.ru/?p=688

2. Karimova, L.N. Fundamentals of choirmaster training of students of a pedagogical university: textbook. allowance / L.N. Karimova. - Ufa: BSPU named after M. Akmulla, 2016. - 108 p. -Text: electronic // EBS «Lan»: [website]. - URL: https://e.lan-book.com/book/76600

3. Parshina, L.G. Creative workshop of multimedia projects as a form of organization of non- audit work of students // Innovative forms and methods of organization of non-audit work of students [Electronic resource]: monograph/ed. L.P. Karpushina, L.G. Parshina, O.F. Asatryan; Mordov. State food. in-t. Saransk, 2018. S. 92-106.

4. Tutolmin, A.V. Formation and development of professional and creative competence of the future teacher / A.V. Tutolmin. - Moscow: Bookstream, 2014. - 367 p. - Access mode: by subscription. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=-book&id=458748 (date of access: 09/08/2022). - Bibliography. in book. - ISBN 978-5-499-1383-0. - Text: electronic

5. Chinyakova N.I. School concert: the essence of integration / Humanities, social-economic and social sciences, 2012, No. 5, pp. 272-276.

6. Chinyakova N.I. Bases of structuring educational and concert preparation in musical pedagogical education / Actual problems of high musical education, 2012, No. 5(26), pp. 41-45

7. Shkerbina, T. Yu. From prima to octave: a methodology for working with artists of the children's choir: a textbook / T. Yu. Shkerbina, O.P. Selezneva; Ministry of Culture of the Russian Federation; Chelyabinsk State Institute of Culture; Con-servatory faculty; Department of History and Theory of Music [and others]. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Institute of Culture, 2017. - 86 p.: ill. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=-book&id=492617 - Text: electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.