Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Лейсян Наилевна, Политаева Татьяна Ивановна, Тагариева Ирма Рашитовна

В статье затрагивается проблема профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в контексте организации социокультурной среды. Целью исследования является представление особенностей организации социокультурной среды вуза как средства формирования компетенций будущего учителя музыки. Методологической основой исследования явились интегрированный подход, обеспечивающий целостность образовательной среды вуза через интегрированность всех видов учебной и внеучебной деятельности студентов. При исследовании использованы теоретические методы (анализ литературных источников, обобщение опыта в научно-методических разработках и др.). Научная новизна исследования заключается в выявлении совокупности условий, необходимых для организации социокультурной среды в системе музыкальнопедагогического образования. Результаты. В результате анализа педагогической теории и вузовской образовательной практики было доказано, что профессиональное становление будущего учителя музыки интегрирует теоретическую и практическую подготовку обучающихся, а также комплекс умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в области музыкального воспитания, обучения и развития школьников (готовность к планированию, организации и оцениванию разнообразных видов музыкально-творческой деятельности учащихся). Дисциплины, которые осваиваются будущим учителем музыки, аккумулируют содержание, цели и задачи профессиональной подготовки студентов-музыкантов по различным направлениям (хормейстерское, исполнительское и т.д.). Именно они выступают своеобразной творческой лабораторией, в которой наряду с приобретением новых знаний, умений и навыков предоставляется возможность их применения в практико-ориентированной деятельности на основе реализации сформированных компетенций в практике работы в школе. Кроме этого, организация такой работы в рамках учебного процесса в полной мере позволяет не только проработать профессиональные компетенции студента-музыканта в области его профессиональной подготовки, но и способствует проявлению и формированию организаторских, педагогических и музыкально-исполнительских способностей. Материалы по профессиональной подготовке будущег о педагога-музыканта в контексте организации социокультурной среды могут быть полезны педагогам, бакалаврам, магистрантам, аспирантам, а также практикующим учителям музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Лейсян Наилевна, Политаева Татьяна Ивановна, Тагариева Ирма Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN IN THE CONTEXT OF ORGANIZING THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

The article touches upon the problem of professional training of the future teacher-musician in the context of the organization of the socio-cultural environment. The purpose of the study is to present the features of the organization of the socio-cultural environment of the university as a means of forming the competencies of a future music teacher. The methodological basis of the study was an integrated approach that ensures the integrity of the educational environment of the university through the integration of all types of educational and extracurricular activities of students. Theoretical methods were used in the study (analysis of literary sources and its generalization of experience in scientific and methodological developments, etc.). The scientific novelty of the study lies in the identification of a set of conditions that are necessary for the organization of the socio-cultural environment in the system of musical and pedagogical education. Results. As a result of the analysis of pedagogical theory and university educational practice, it was proved that the professional training of a future music teacher integrates the theoretical and practical training of students, as well as a set of skills necessary to solve professional problems in the field of musical education, training and development of schoolchildren (readiness for planning organization and evaluation of various types of musical and creative activities of students). The disciplines that are mastered by the future music teacher accumulate the content, goals and objectives of the professional training of music students in various areas (choirmaster, performing, etc.). It is they who act as a kind of creative laboratory, in which, along with the acquisition of new knowledge, skills and abilities, it is possible to apply them in practice-oriented activities based on the implementation of the formed competencies in the practice of working at school. In addition, the organization of such work within the framework of the educational process fully allows not only to work out the professional competencies of a student-musician in the field of his professional training, but also contributes to the manifestation and formation of organizational, pedagogical and musical-performing abilities. Materials on the professional training of a future music teacher in the context of the organization of the socio-cultural environment can be useful for teachers, bachelors, undergraduates, graduate students, as well as practicing music teachers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 2. С. 99-110. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 99-110.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.2

DOI 10.21510/18173292_2022_96_2_99_110

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Лейсян Наилевна Каримова1, Татьяна Ивановна Политаева2, Ирма Рашитовна Тагариева 3

1 Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы - БГПУ им.М.Акмуллы, Уфа, Россия, lyaysan72@yandex.ru, ORCID 0000-0002-0539-9431

2 tanapolia@bk.ru, ORCID 0000-0002-1232-9239

3 irma_levina@mail.ru, ORCID 0000-0002-1648-720X

Аннотация. В статье затрагивается проблема профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в контексте организации социокультурной среды. Целью исследования является представление особенностей организации социокультурной среды вуза как средства формирования компетенций будущего учителя музыки. Методологической основой исследования явились интегрированный подход, обеспечивающий целостность образовательной среды вуза через интегрированность всех видов учебной и внеучебной деятельности студентов. При исследовании использованы теоретические методы (анализ литературных источников, обобщение опыта в научно-методических разработках и др.). Научная новизна исследования заключается в выявлении совокупности условий, необходимых для организации социокультурной среды в системе музыкально-педагогического образования.

Результаты. В результате анализа педагогической теории и вузовской образовательной практики было доказано, что профессиональное становление будущего учителя музыки интегрирует теоретическую и практическую подготовку обучающихся, а также комплекс умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в области музыкального воспитания, обучения и развития школьников (готовность к планированию, организации и оцениванию разнообразных видов музыкально-творческой деятельности учащихся). Дисциплины, которые осваиваются будущим учителем музыки, аккумулируют содержание, цели и задачи профессиональной подготовки студентов-музыкантов по различным направлениям (хормейстерское, исполнительское и т.д.). Именно они выступают своеобразной творческой лабораторией, в которой наряду с приобретением новых знаний, умений и навыков предоставляется возможность их применения в практико-ориентированной деятельности на основе реализации сформированных компетенций в практике работы в школе. Кроме этого, организация такой работы в рамках учебного процесса в полной мере позволяет не только проработать профессиональные компетенции студента-музыканта в области его профессиональной подготовки, но и способствует проявлению и формированию организаторских, педагогических и музыкально-исполнительских способностей. Материалы по профессиональной подготовке будущег о педагога-музыканта в контексте организации социокультурной

© Каримова Л.Н., Политаева Т.И., Тагариева И.Р., 2022

среды могут быть полезны педагогам, бакалаврам, магистрантам, аспирантам, а также практикующим учителям музыки.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий педагога-музыкант, организация социокультурной среды

Для цитирования: Каримова Л.Н., Политаева Т.И., Тагариева И.Р. Организация социокультурной среды как основа профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2 (96). С. 99-110.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN IN THE CONTEXT OF ORGANIZING THE SOCIO-CULTURAL

ENVIRONMENT

Leysyan N. Karimova 1, Tatyana I.Politaeva 2, Irma R.Tagariyeva 3

1 Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla - BSPU named after M.Akmulla,

Ufa, Russia, lyaysan72@yandex.ru, ORCID 0000-0002-0539-9431

2 tanapolia@bk.ru, ORCID 0000-0002-1232-9239

3 irma_levina@mail.ru, ORCID 0000-0002-1648-720X

Abstract. The article touches upon the problem of professional training of the future teacher-musician in the context of the organization of the socio-cultural environment. The purpose of the study is to present the features of the organization of the socio-cultural environment of the university as a means of forming the competencies of a future music teacher. The methodological basis of the study was an integrated approach that ensures the integrity of the educational environment of the university through the integration of all types of educational and extracurricular activities of students. Theoretical methods were used in the study (analysis of literary sources and its generalization of experience in scientific and methodological developments, etc.). The scientific novelty of the study lies in the identification of a set of conditions that are necessary for the organization of the socio-cultural environment in the system of musical and pedagogical education.

Results. As a result of the analysis of pedagogical theory and university educational practice, it was proved that the professional training of a future music teacher integrates the theoretical and practical training of students, as well as a set of skills necessary to solve professional problems in the field of musical education, training and development of schoolchildren (readiness for planning organization and evaluation of various types of musical and creative activities of students). The disciplines that are mastered by the future music teacher accumulate the content, goals and objectives of the professional training of music students in various areas (choirmaster, performing, etc.). It is they who act as a kind of creative laboratory, in which, along with the acquisition of new knowledge, skills and abilities, it is possible to apply them in practice-oriented activities based on the implementation of the formed competencies in the practice of working at school. In addition, the organization of such work within the framework of the educational process fully allows not only to work out the professional competencies of a student-musician in the field of his professional training, but also contributes to the manifestation and formation of organizational, pedagogical and musical-performing abilities. Materials on the professional training of a future music teacher in the context of the organization of the socio-cultural environment can be useful for teachers, bachelors, undergraduates, graduate students, as well as practicing music teachers.

Keywords: professional training, future teacher-musician, organization of socio-cultural environment

For citing: Karimova L.N., Poletaeva T.I., Tagariyeva I.R. Professional training of the future teacher-musician in the context of organizing the socio-cultural environment. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) : 99110. (In Russian)

Введение. Организация системы профессионального обучения будущего педагога-музыканта на основе специально организованной социокультурной среды - актуальная проблема высшего музыкально-педагогического образования. Развитие высшей школы на современном этапе отличается динамичностью и мобильностью социальной системы, в центре которой личность, готовая к изменениям, перестройке, адаптации, с высоким уровнем сформированных «мягких», «надпрофессиональных» компетенций, «навыков будущего», желанием и умением учиться в течение всей жизни.

В связи с этим возникает необходимость организации социокультурной среды вуза как средства формирования компетенций будущего педагога-музыканта, его личности, социальных, ценностно-мировоззренческих, поведенческих векторов, направленных на творческое взаимодействие и сотрудничество студента и преподавателя для решения личностных, профессиональных, образовательных и научных проблем.

Методология исследования. В настоящее время существует несколько трактовок понятия «социокультурная среда вуза» (Н.Ю. Зубенко, Е.В. Калугина, Р.И. Кусарбаев, А.Ф. Матушак, О.В. Мухаметшина, Г.А. Парахонская, И.Л. Пицюк, Г.В. Сабитова, Б.Е. Фишман), которая рассматривается как:

- совокупность образовательных, информационных, социальных, культурных, специально организованных педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит формирование личности, ориентированной на интересы выживания человечества в сложившихся кризисных условиях и его полноценного будущего развития [1, с. 11];

- пространство для совместной деятельности студентов, детей и подростков, преподавателей, сотрудников высшего образовательного учреждения, которое предоставит широкий спектр ценностей, будет способствовать знакомству с культурной средой, формами культурной самореализации [2, с. 143];

- специфическим образом сконструированное социальное пространство, определяющее возможности социальной среды вуза для формирования личности студента [3, с. 74];

- сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность всех субъектов образовательной деятельности [4, с. 98].

Социокультурная среда вуза реализует важные условия организации образовательной действительности, направлена на повышение качества и эффективности воспитательной, профессиональной и научной деятельности студентов. Она должна способствовать развитию «мягких» компетенций

(«эойзкШэ»), отражающих деловые и личностные качества, такие как работа, в команде, коммуникация, координация и взаимодействие, мобильность, умение решать задачи разного уровня, творческое мышление, социальный и эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, когнитивная гибкость и др.; обеспечивать возможность разработки индивидуальных образовательных программ и формирование универсальных и профессиональных компетенций; создавать благоприятные условия для организации непрерывного образования в течение всей жизни, используя новейшие разработки в сфере образования, в том числе дополнительные образовательные программы, электронное обучение, направленные не только на образовательный, но и на социальный и культурологический аспекты развития студента; осуществлять практико-ориентированную подготовку студентов на основе сетевого взаимодействия образовательных, социальных и культурно-творческих организаций. Социокультурная среда вуза рассматривается нами как важный фактор организации целенаправленной системы профессиональной подготовки студентов по овладению обучающимися комплексом знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области для выполнения конкретных практических трудовых и/или служебных функций, а также по формированию компетенций, обеспечивающих будущему выпускнику профессиональную и личностную самореализацию.

Проблема профессиональной подготовки студентов не теряет своей актуальности и постоянно находится в поле зрения исследователей, ученых, преподавателей высшей школы. Различные ее аспекты раскрыты в трудах В.Г. Бочаровой, А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, Я.В. Дидковской, В.И. Жукова, А.И. Ляшенко, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина и др. Профессиональную подготовку педагога-музыканта рассматривают известные ученые сферы музыкального образования Э.Б. Абдуллин, Л.С. Майковская, А.В. Торопова и др. Они отмечают важность социокультурной среды вуза как основы подготовки педагога-музыканта.

Мы рассматриваем социокультурную среду в педагогическом вузе как систему реализации профессиональной подготовки студентов, имеющую свои особенности в процессе формирования и развития у обучающихся универсальных, общепедагогических и профессиональных компетенций. В связи с этим в структуре профессиональной подготовки студентов-музыкантов традиционно выделяют психолого-педагогическую, музыкально-педагогическую и музыкально-исполнительскую подготовку. Данные направления реализуются только во взаимосвязи и взаимодополняемости друг с другом, обеспечивая «сохранение и укрепление лучших традиций музыкально-педагогического образования» и позволяя создать все условия для формирования профессиональной направленности личности студентов, их профессионального самоопределения и самоутверждения.

В основе подготовки будущего педагога-музыканта лежит музыкальное искусство, являющееся основным содержательным базисом, который

охватывает все дисциплины предметной подготовки. Язык музыкального искусства, несомненно, требует определенных навыков, умений и компетенций для его освоения. Музыкальное произведение подробно анализируется не только с точки зрения средств музыкальной выразительности, но и содержательных и знаковых его особенностей. Они становятся некими артефактами культуры в целом, поскольку содержат в себе традиции, культурный код различных народов, национальных композиторских школ, исторических эпох, общества. Работа в этом направлении, безусловно, способствует не только развитию кругозора, но и содействует личностному, профессиональному и творческому росту студента.

Для соответствия музыкально-педагогического образования современному этапу развития общества необходима универсальность социокультурной среды, создание которой возможно лишь при совокупности следующих условий:

- во-первых, обеспечения целостной образовательной среды через интегрированность всех видов учебной и внеучебной деятельности студентов (включая научно-исследовательскую, культурно-творческую, социально-общественную), способствующей формированию универсальных и профессиональных компетенций, охватывая «мягкие» компетенции (<«оАзЫШ»), что позволит более продуктивно развить личность компетентного, конкурентоспособного учителя;

- во-вторых, активного внедрения инноваций в организацию образовательного процесса, что позволит повысить его качество и эффективность через использование новейших разработок в сфере музыкально-педагогического образования, направленных не только на образовательный, но и на социальный и культурологический аспекты развития студента;

- в-третьих, формирования индивидуальных образовательных траекторий и программ, учитывающих особенности и интересы личности студентов, что позволит создать благоприятные условия для организации непрерывного образования в течение всей жизни через освоение дополнительных образовательных программ, электронное обучение и т.п.;

- в-четвертых, реализации практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов-музыкантов на основе сетевого взаимодействия образовательных, социальных и культурно-творческих организаций.

Материалы и методы исследования. При решении проблемы проведенного исследования использовались теоретические методы: анализ литературных источников, обобщение опыта в научно-методических разработках и эмпирический метод анкетирования.

Результаты эмпирического исследования.

Анкетирование, проведенное со студентами 3-5 курсов очной формы обучения профиля «Музыкальное образование» (65 человек), показало, что большинство студентов считают, что развитию профессиональных компетенций педагога-музыканта способствуют практико-ориентированные занятия; участие в культурно-творческих мероприятиях, организуемых вузом

и кафедрой музыкального и хореографического образования, положительно влияют на их личностное развитие, а полученные в процессе этой деятельности компетенции являются основой профессиональной деятельности. Студенты отмечают, что в вузе создается необходимая социокультурная среда для развития личности студентов. Большая часть студентов высказали, что невозможно осуществлять профессиональную подготовку будущего педагога-музыканта в условиях только дистанционного обучения в вузе. Таким образом, результаты доказывают, что создание необходимой социокультурной среды становится основой профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

Длительный опыт профессиональной подготовки студентов на кафедре музыкального и хореографического образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы доказывает, что поставленная задача должна решаться в комплексе, при интеграции всех учебных и внеучебных форм организации учебного процесса, направленного на формирование кластера профессиональных и универсальных компетенций, предъявляемых учителю музыки на современном этапе образования. Рассмотрим четыре выделенные условия, необходимые для создания социокультурной среды как основы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях педагогического вуза.

Первое условие. Профессиональное становление будущего учителя музыки включает взаимосвязь теоретической и практической подготовки обучающихся. Основу музыкально-образовательного обучения будущего музыканта-педагога составляет система музыкально-теоретических, теоретико-методических и культурно-исторических знаний, а также комплекс умений и навыков (вокальные, музыкально-инструментальные, дирижерские профессиональные исполнительские навыки), необходимых для решения профессиональных задач в области музыкального воспитания, обучения и развития детей и взрослых. Прежде всего, это готовность к планированию, организации и оцениванию разнообразных видов музыкально-творческой деятельности учащихся, таких как слушание музыки, вокально-хоровая работа, музыкальное исполнительство, игра на детских шумовых инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, боди перкуссия и хореография, музыкально-дидактические игры и др.; умение создавать музыкальную аранжировку и видеоклип в компьютерных программах: «Samplitude» (аудиоредактор), «Movavi Video» (видеоредактор) и «Steinberg Cubase» (редактор нотных партитур, аранжировщик), а также их использование на уроках музыки. Другими словами, подготовка будущего учителя музыки включает вокально-хоровую работу, концертмейстерский класс, школьно-песенный репертуар, историю и теорию музыки, методику и технологии ее преподавания, артистизм учителя музыки и художественное движение на уроках, музыкально-компьютерные технологии в образовании, композицию и компьютерную аранжировку и др.

Второе условие. В рамках создаваемой социокультурной среды для обучающегося, способствующей более качественной подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности, мы предлагаем в процессе вузовского обучения использовать контекстную технологию обучения (А.А. Вербицкий), предполагающую воссоздание на занятиях квазипрофессиональной среды, охватывающей не только предметное содержание, но элементы общения, особенности взаимодействия между педагогом и обучающимися на основе специально созданных симуляционных ситуаций. Преподавателями используются деловые игры, специально воссозданные педагогические ситуации, кейс-задачи.

Так, изучение дисциплин хормейстерской подготовки студентом-музыкантом предполагает овладение профессиональными компетенциями в области организации коллективной вокально-хоровой работы, включающей решение достаточно широкого круга вопросов, начиная от организации коллектива, т.е. хора, как вокально-организованного исполнительского коллектива, основанного на интонационном, динамическом, теброво-слитном ансамбле групп певцов, владеющих художественно-техническими навыками для передачи музыкально-поэтического звучания текста произведения (В. Живов). Основную нагрузку по освоению и отработке профессиональных компетенций в этом направлении берет на себя дисциплина «Хоровой класс и практическая работа с хором», ориентированная на создание квазипрофессиональной среды по приобретению навыков всестороннего общения с хоровым коллективом. Погружение в данную среду происходит с первых дней обучения студентов в вузе, в первую очередь через участие в учебном студенческом хоре в роли певцов-хористов. Это позволяет осваивать вокально-хоровые навыки студентам всех курсов в непосредственной совместной деятельности, «плечом к плечу» («голос к голосу»), благодаря чему открываются возможности для перенимания опыта и для наставничества. Кроме этого, на старших курсах студенты пробуют свои силы в роли дирижера-хормейстера. Каждому из них предоставляется возможность поработать с музыкальным произведением в течение учебного года, пройдя все этапы подготовки хора к концертному исполнению (выбор произведения, адаптация хоровых партий к исполнительским возможностям хора (аранжировка, переложение), отбор наиболее целесообразных дирижерских показов на разных этапах работы над ним, организация репетиционного процесса по разбору, выучиванию, художественной интерпретации произведения, выбор приемов и методов вокально-хоровой работы для достижения наиболее убедительной, полной и глубокой передачи музыкально-поэтического звучания текста произведения).

Таким образом, данная дисциплина, аккумулируя содержание, цели и задачи отдельных дисциплин хормейстерской подготовки студентов-музыкантов, выступает своеобразной творческой лабораторией, в которой наряду с приобретением новых знаний, умений и навыков предоставляется возможность их применения в практико-ориентированной деятельности на основе реализации сформированных компетенций в практике работы с вокально-хоровым коллективом. Кроме этого, организация такой работы в рамках одной дисциплины

в полной мере позволяет не только проработать профессиональные компетенции студента-музыканта в области его хормейстерской подготовки, но и способствует проявлению и формированию организаторских, педагогических и музыкально-исполнительских способностей.

На занятиях по дисциплине «Музыкально-педагогический практикум» в качестве одного из заданий на практическом занятии предстает проведение фрагмента урока музыки. Студент самостоятельно выбирает, - какую часть урока провести, какие музыкальные сочинения использовать в качестве иллюстраций, и на какую из учебных программ по музыке опираться. Студенты также выступают в роли слушателей и по окончании занятия выступают в качестве экспертов, доказательно приводя аргументы, указывают на положительные и отрицательные моменты деятельности будущего учителя. В результате студенты выступают не только в качестве педагогов, но и в качестве профессионального сообщества, к которому они примкнут при дальнейшем трудоустройстве.

Третье условие. Студенты-музыканты погружаются в социокультурную среду педагогического вуза, которая отличается множеством различных направлений и форм, проявляя такие личностные качества как активность и инициативность. В Акмуллинском университете ежегодно силами кафедры музыкального и хореографического образования проводится большое количество мероприятий различного масштаба и уровня. Например, концерты, посвященные Международному дню музыки, Международному дню танца, Отчетные концерты, в том числе хоровые концерты, концерт центра развития музыкально-хореографического искусства «Энже», «Студенческий бал в Уфе», Международный конкурс «Я хочу рассказать о Родине на русском языке», Межрегиональный музыкальный фестиваль «Festive Mosaic of Cultures» на родных и иностранных языках, Республиканский конкурс «Песни Великой Победы» и т.д.

Сами студенты не только включаются в предлагаемые социокультурные практики, но сами являются инициаторами многих мероприятий, например, такого красочного, поражающего своим размахом, массового театрально-хореографического действа, как «Межвузовский студенческий бал», объединившего студентов различных вузов Республики Башкортостан. В культурной практике бала через самовыражение духовно-нравственного потенциала молодежи в творческой деятельности происходит формирование традиционных семейных ценностей, гендерных стереотипов поведения, ценностных ориентаций, развитие навыков общения.

Подготовка такого грандиозного мероприятия включает несколько этапов: отбор участников, которые представят классические танцы на межвузовском балу, этап работы с участниками (дебютантами) бала, разучивание программы танцевальных номеров, работа над сценарием, подготовка помещения, приглашение гостей, проведение самого мероприятия и т.д. Следует отметить, что студенты на таких мероприятиях выступают в качестве преподавателей-тьюторов. Они организуют работу с каждым участником, учатся взаимодействовать с ними, подбирают концертные номера, составляют программу и др. У каждого студента появляется возможность осуществлять выбор действий при организации

мероприятия - условие свободного самоопределения. Каждому участнику предоставляется возможность попробовать свои умения в разных видах деятельности - условие реальной возможности делать выбор. У будущего учителя музыки есть возможность поделиться с другими участниками мероприятия своими идеями, продемонстрировать свои способности и талант - условие востребованности таланта и умений. У любого студента появляется возможность почувствовать себя в роли организатора, наделенного лидерскими качествами, чувством ответственности, отвечающим за ход событий всего коллектива, контролирующим материальные расходы, демонстрирующим интеллектуальные возможности. При этом каждый из обучающихся участвует в совместных обсуждениях и принимает решения, разделяет обязанности - условие взаимодействия между участниками мероприятия. Происходит становление духовной зрелости в условиях взаимной ответственности за результативность совместных действий, осознание важности каждого студента в выполняемой работе, взаимовыручка и помощь в ситуациях, которые в будущем возникнут в профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки студента в контексте организации социокультурной среды активно происходит применение форм, методов и инструментов движения WorldSkills Russia. Во-первых, проводятся мероприятия, отражающие специфику и требования стандартов данного движения: вокальный конкурс русских народных песен a cappella «Расцветай, моя Россия!», конкурс инструментального исполнительства «В гармонии с музыкой», «Хормейстерские навыки студента-музыканта по стандартам Worldskills». Во-вторых, практикуется использование чемпионатных заданий по компетенции «Преподавание музыки в школе» на учебных занятиях по разным дисциплинам. Так, в чемпионате по компетенции «Преподавание музыки в школе» в качестве задания заявлено создание видеофильма по творческому облику композитора. Практический навык создания видеофильма оттачивается комплексно, используется потенциал различных дисциплин, интегрируются возможности различных элементов социокультурной среды. Создание видеофильма включает не только освоение различного рода компьютерных и видеопрограмм, но и умение правильно подобрать музыкальный, иллюстративный, информативный материал, сведения о композиторе. Другое задание - «Аранжировка» - является комплексным и включает решение студентом различных задач: определение тональности и размера музыкального произведения, группировка и гармонизация нотного фрагмента, продумывание инструментальной фактуры, подголосков, инструментовки, которые необходимо соотнести с характером музыкального произведения и его содержанием и только потом все прописать в программе Cubase. При этом организуются такие учебные ситуации, при которых студенты могут ярко себя проявить: личностное отношение к музыкальному материалу, творческий подход и формирование компетенций для решения поставленных задач.

Четвертое условие. Реализация практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов-музыкантов на основе сетевого взаимодействия образовательных, социальных и культурно-творческих

организаций. Организация социокультурной среды как основы профессиональной подготовки студентов-музыкантов в настоящее время невозможна без реализации данного условия, которое рассматривается нами как эффективная форма реализации практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов: в процессе диалога происходит активный обмен опытом, информацией, различными инновационными разработками, что обеспечивает динамичное развитие всех партнеров и участников этого взаимодействия.

Студентами-музыкантами в рамках практико-ориентированной профессиональной подготовки осуществляется реализация различных проектов. Так, в 2015 году был реализован культурно-просветительский проект «Музыка - душа поэзии», посвященный Году литературы. Он включал в себя ряд мероприятий - детский музыкально-поэтический праздник «Пушкинская осень» для младших классов (реализация на базах практики в МАОУ Лицей № 6 ГО г. Уфы РБ, МАОУ Гимназия № 93 ГО г. Уфы РБ и др.) и культурно-досуговое мероприятие «Музыкальная поэзия осени» для младших подростков (реализация в Среднем специальном музыкальном колледже г. Уфы). Культурно-просветительский проект был подготовлен в рамках дисциплин «Школьно-песенный репертуар» и «Методика музыкального образования» профессиональной подготовки бакалавров музыкального профиля под руководством доцента Л.Н. Каримовой. В 2016 году в рамках дисциплины «Содержание и формы внеурочной деятельности» был реализован культурно-просветительский проект «Музыкальная киноакадемия», посвященный Году российского кино, разработанный в форме интеллектуально-познавательной игры «Морской бой». С огромным интересом студенты изучали и подбирали материал для каждой из рубрик интеллектуально-познавательной игры, узнавая при этом и сами много нового, так как «добывали знания в действии», решая профессиональные задачи в практико-ориентированной деятельности.

В 2020 году, в непростой период, когда все были вынуждены уйти на дистанционный формат обучения, кафедрой музыкального и хореографического образования было принято решение принять участие в онлайн-марафоне к 75-летию Победы с исполнением песни Д. Тухманова «День Победы», для которого были привлечены студенты-музыканты не только дневной, но и заочной формы обучения. Каждый студент записывал свое исполнение песни в видеоформате, сформировалась своеобразная база исполнителей со всей республики, представляющих десятки своих организаций, голоса которых слились в одном общем звучании. В качестве солиста выступил ректор БГПУ им. М. Акмуллы С.Т. Сагитов.

Заключение. Реализация практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов-музыкантов на основе социокультурной среды в вузе предполагает расширение границ вуза. Кроме того, в процесс обучения для организации профессиональной, просветительской деятельности студентов включаются разнообразные региональные концертные площадки. Социокультурная среда в вузе как система реализации профессионального

обучения студентов выстраивается с учетом приоритетных направлений науки и педагогического образования на основе образовательных программ, интеграции науки, творческой деятельности и образовательного процесса (образование через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной и творческой деятельности в широкий социальный контекст). При этом используются современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные; новые формы организации учебно-воспитательного процесса и признанные мировым сообществом принципы обеспечения и оценки качества образования. Таким образом, социокультурная среда в вузе как система реализации профессионального обучения студентов, представляет собой совокупность элементов образовательной и социально-культурной действительности, которые обеспечивают личностное, профессиональное и творческое развитие студентов-музыкантов.

Список источников

1. Зубенко, Н.Ю., Сабитова, Г.В. Образовательная и социокультурная среда педагогического вуза как основа становления мировоззрения студентов в интересах устойчивого развития российского общества // Успехи современной науки и образования. -2017. - Том1, № 3. - С. 7-11.

2. Калугина, Е.В., Кусарбаев, Р.И., Матушак, А.Ф., Мухаметшина, О.В. Социокультурная среда дополнительного образования детей как условие формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Том 9, № 4 (33). - С. 141-144.

3. Парахонская, Г.А. Социокультурная среда регионального вуза // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - С. 74-79.

4. Фишман, Б.Е., Пицюк, И.Л. Социально-культурная среда вуза: сущность, смыслы, возможности // Ученые заметки ТОГУ. -2015. - Том 6, № 1. - С. 97-104.

5. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в компетентностом подходе // Высшее образование в России, 2006. - № 11. - С. 39-46.

6. Золотарева, А.В., Мухамедьярова, Н.А. Государственный заказ на дополнительное образование детей через призму актуальной нормативно-правовой базы // Внешкольник. -2012. - № 6. - С. 27-31.

7. Илюшина, Н.С. Новая модель педагогического образования для Республики Башкортостан. -URL: https://bspu.ru/files/21965 (дата обращения 09.01.2022).

8. Лебедева, Н.Г., Паладьев, С.Л., Ходырев, А.М.Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России / Ярославский педагогический вестник - 2018. - № 6 (105). - С. 47-53.

References

1. Zubenko N.Yu., Sabitova G.V. Obrazovatelnaya i sociokulturnaya sreda pedagogicheskogo vuza kak osnova stanovleniya mirovozzreniya studentov v interesah ustojchivogo razvitiya rossijskogo obshestva [Educational and socio-cultural environment of a pedagogical university as a basis for the formation of students' worldview in the interests of sustainable development of the Russian society]. Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya = Success of modern science and education. 2017; 1(3): 7-11. (In Russian)

2. Kalugina E.V., Kusarbaev R.I., Matushak A.F., Mukhametshina O.V. Sociokulturnaya sreda dopolnitelnogo obrazovaniya detej kak uslovie formirovaniya professionalnyh kompetencij budushih uchitelej inostrannogo yazyka [Sociocultural environment of

additional education of children as a condition for the formation of professional competencies of future foreign language teachers]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2020; 9(4): 141-144. (In Russian)

3. Parahonskaya G.A. Sociokulturnaya sreda regionalnogo vuza [Socio-cultural environment of a regional university]. In: Traditions and innovations in the professional training and activities of a teacher: a collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Tver: Tver State University, 2017. - Pp. 74-79. (In Russian)

4. Fishman B.E., Pitsiuk I.L. Socialno-kulturnaya sreda vuza: sushnost, smysly, vozmozhnosti [Socio-cultural environment of the university: essence, meanings, opportunities]. Uchenye zametki TOGU = Scientific Notes of Pacific National University. 2015; 6(1): 97 - 104. (In Russian)

5. Verbitsky A.A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostom podhode [Contextual learning in the competence-based approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2006;(11): 39-46. (In Russian)

6. Zolotareva A.V., Mukhamedyarova N.A. Gosudarstvennyj zakaz na dopolnitelnoe obrazovanie detej cherez prizmu aktualnoj normativno-pravovoj bazy [State order for additional education of children through the prism of the current regulatory framework]. Vneshkolnik. 2012; (6): 27-31. (In Russian)

7. Ilyushina N.S. Novaya model pedagogicheskogo obrazovaniya dlya Respubliki Bashkortostan [A new model of teacher education for the Republic of Bashkortostan]. - Available at: https://bspu.ru/files/21965 (accessed: 09 January 2022). (In Russian)

8. Lebedeva N.G., Paladiev S.L., Khodyrev A.M. Normativno-pravovoj analiz socialnogo zakaza na podgotovku pedagogicheskih kadrov v Rossii [Normative and legal analysis of the social order for the training of pedagogical staff in Russia]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018; 105(6): 47-53. (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Лейсян Наилевна Каримова - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных.

Татьяна Ивановна Политаева - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, критический анализ текста, подбор методик.

Ирма Рашитовна Тагариева - научное руководство, обеспечение ресурсами, анализ полученных результатов, оформление статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Leysyan N. Karimova - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection.

Tatyana I. Politaeva - theoretical analysis of the literature on the research problem, critical analysis of the text, selection of methods.

Irma R.Tagariyeva - scientific guidance, provision of resources, analysis of the results, article design.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.