об увеличении, а не сокращении (перевода на самостоятельную работу) часов по языку, но и об открытии дополнительных курсов, центров по изучению языка под их эгидой. Здесь можно упомянуть опыт преподавания иностранного языка специальности Финуниверситета (г Москва), который реализует ряд программ магистратуры онлайн совместно с образовательной платформой Нетология, а для бакалавров доступна платформа Rosetta Stone, где студенты совершенствуют уровень владения языком.
Активная информатизация всех сфер нашей жизни требует разработки инновационных методик использования ИКТ в обучении иностранному языку, верификации надежных интернет-источников, платформ и пр., что, как полагают М.Н. Евстигнеев и П.В. Сысоев, актуализирует пересмотр УМК по языку и полный отказ от бумажных материалов и учебников. Наконец, ожидаемые изменения обусловят изменение роли и места преподавателя языка, который становится определенным наставником в перманентно изменяющемся мире инновационных технологий.
Библиографический список
Подводя итог отметим, что все рассмотренные выше направления развития языкового образования с учетом всеобщей информатизации находятся в неразрывной связи, являясь комплексным процессом.
Итак, в связи с фиксируемыми изменениями в жизни общества и цифрови-зацией всех сфер жизни следует ожидать увеличения доли онлайн-образования, в том числе языкового, что актуализирует пересмотр подходов к обучению языку (компетентностный, предметно-интегрированный и культурологический), обновление методов обучения (проектный метод и другие практико-ориентированные инновационные методы), цифровизация содержания образования и УМК, что позволит скорректировать в дальнейшем вышеуказанные недостатки в области реализации языкового образования в неязыковых вузах. Увеличение роли изучения языка специальности (ESP) кажется очевидным, что потребует по возможности вернуть в Россию центры по сдаче языка на международный сертификат, так как знание языка специальности видится государству и работодателю важным навыком специалиста.
1. The Teaching English Continuing Professional Development (CPD) Framework. Available at: https://www.teachingenglish.org.uk/continuing-professional-development
2. Морозова А.Л., Костюкова Т.А. Реализация языкового образования в вузах России и за рубежом. Профильная школа. 2020; Т. 8, № 2: 53-58.
3. Обдалова О.А., Гураль С.К. Концептуальные основы разработки образовательной среды для обучения межкультурной коммуникации. Язык и культура. 2012; № 4 (20): 83-96.
4. The international commission on the futures of education (UNESCO). Reimagining our futures together: a new social contract for education. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2021. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379707
5. Коротких Е.Г, Носенко Н.В. Принципы формирования «soft skills» при обучении английскому языку неязыковых специальностей вуза. Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019; № 44: 43-47.
References
1. The Teaching English Continuing Professional Development (CPD) Framework. Available at: https://www.teachingenglish.org.uk/continuing-professional-development
2. Morozova A.L., Kostyukova T.A. Realizaciya yazykovogo obrazovaniya v vuzah Rossii i za rubezhom. Profil'naya shkola. 2020; T. 8, № 2: 53-58.
3. Obdalova O.A., Gural' S.K. Konceptual'nye osnovy razrabotki obrazovatel'noj sredy dlya obucheniya mezhkul'turnoj kommunikacii. Yazyk i kultura. 2012; № 4 (20): 83-96.
4. The international commission on the futures of education (UNESCO). Reimagining our futures together: a new social contract for education. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2021. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379707
5. Korotkih E.G., Nosenko N.V. Principy formirovaniya «soft skills» pri obuchenii anglijskomu yazyku neyazykovyh special'nostej vuza. Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty. 2019; № 44: 43-47.
Статья поступила в редакцию 25.11.23
УДК 378
Negrobova L.Yu, senior teacher, Lipetsk of State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia), E-mail: [email protected]
Tigrov V.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Lipetsk of State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia),
E-mail: [email protected]
TRAINING STUDENTS (FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY) BY MEANS OF INNOVATIVE PROJECT ACTIVITY IN CONDITIONS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article analyzes the current problems of teaching students - future teachers of technology, whose subsequent professional activity is aimed at forming the foundations of training engineering and technical personnel at the stage of school education. The presented materials contain information about the factors that complicate the preparation of students, as well as the inclusion of innovative project activities in the educational process to overcome them and improve the effectiveness of teaching in a pedagogical university. The content of the developed innovative project activity carried out within the framework of two trajectories of student training and carried out with the involvement of industrial enterprises of the region is considered; the conditions necessary for its implementation, and the results of the work carried out to include innovative project activity in the educational process of students - future teachers of technology at a pedagogical university.
Key words: training of specialists, technology, project, innovative activity, project "Children Innovators of the Lipetsk Region"
Л.Ю. Негробоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
(ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского), г. Липецк, E-mail: [email protected]
В.П. Тигров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
(ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского), г. Липецк, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье анализируются современные проблемы обучения студентов - будущих учителей технологии, последующая профессиональная деятельность которых направлена на формирование основ подготовки инженерно-технических кадров на ступени школьного образования. Представленные материалы содержат информацию о факторах, затрудняющих подготовку студентов, а также о включении инновационной проектной деятельности в образовательный процесс для их преодоления и повышения эффективности обучения в условиях педагогического вуза. Рассматривается содержание разработанной инновационной проектной деятельности, осуществляемой в рамках двух траекторий подготовки студентов и выполняемой с привлечением промышленных предприятий региона; условия, необходимые для ее реализации, и результаты проведенной работы по включению инновационной проектной деятельности в образовательный процесс студентов - будущих учителей технологии в педагогическом вузе.
Ключевые слова: подготовка студентов, учителя технологии, проект, инновационная проектная деятельность, проект «Дети-новаторы Липецкой области»
Актуальность представленного исследования обусловлена потребностью подготовки специалистов для инновационного развития экономики России в ситуации глобальных преобразований и экономических санкций, получивших отражение в современных социально-экономических процессах в стране. Очевидно,
что в подобных обстоятельствах ключевая роль в достижении устойчивого прогресса государства отводится инновационным преобразованиям во всех сферах деятельности. Одним из важнейших здесь является технологическое направление, что отражено в «Стратегии инновационного развития», «Концепции техно-
логического развития» России, Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» и других федеральных и региональных документах. И поскольку инновационный потенциал определяется, в том числе, знаниями и умениями людей, приходящих на производство, то обязательной его составляющей становится подготовка компетентных специалистов [1].
Общеизвестно, что процесс профессионального самоопределения и подготовки кадров начинается с обучения в школе, и существенная роль в данном вопросе отводится педагогам, исходя из чего особое внимание в условиях инновационного развития экономики должно уделяться качественно новой подготовке будущих учителей технологии. И оба данных аспекта - образование детей в школе и студентов педагогических направлений в вузах - требуют оперативного обновления содержания и актуализации методов обучения в предметной области «Технология» [2].
При этом на современном этапе уровень инновационной активности предприятий и организаций остается недостаточным, что в определенной мере связано с дефицитом специалистов, способных решать проблемы модернизации производства, общей результативности промышленности и экономики, роста их эффективности и конкурентоспособности [3]. Следовательно, наблюдается противоречие между потребностями инновационной экономики в квалифицированных кадрах и способностью современной системы образования обучить специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.
Ввиду этого целью настоящего исследования стала разработка траекторий обучения студентов - будущих учителей технологии, включающих инновационную проектную деятельность в вузе в качестве обязательного компонента повышения эффективности подготовки к профессиональной деятельности. В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи: а) определены проблемы, снижающие эффективность подготовки студентов - будущих учителей технологии в условиях педагогического вуза; б) выявлены условия включения инновационной проектной деятельности в подготовку студентов - будущих учителей технологии в вузе; б) разработано содержание инновационной проектной деятельности для ее реализации в вузе в рамках двух траекторий подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Научная новизна представленного материала состоит в обосновании необходимости взаимодействия системы технологического образования с производственной сферой для организации продуктивной инновационной проектной деятельности студентов - будущих учителей технологии в условиях педагогического вуза. Теоретическая значимость представленной разработки заключается в раскрытии роли инновационной проектной деятельности, выполняемой с привлечением промышленных предприятий региона для эффективной подготовки студентов - будущих учителей технологии в условиях педагогического вуза; практическая значимость - в разработке содержания и условий организации инновационной проектной деятельности в рамках двух траекторий подготовки студентов - будущих учителей технологии в условиях педагогического вуза.
Современные проблемы подготовки специалистов технологической сферы
Предпосылкой для проведения представленного исследования стали результаты встреч с субъектами, имеющими отношение к технологической сфере деятельности - учителями технологии, осуществляющими работу со школьниками и закладывающими фундамент в обучении инженерно-технических кадров, и представителями промышленных предприятий, являющимися заказчиком и потребителем результатов подготовки технических специалистов.
В ходе бесед в режиме круглого стола с учителями технологии более чем двадцати школ г Липецка и Липецкой области обсуждались вопросы о значимости школьной дисциплины «Технология» для современного школьника, эффективности работы в рамках учебного предмета, ориентированного на привлечение внимания детей к инженерно-техническим специальностям, возможностях адаптации изучаемого материала к требованиям потенциальных работодателей технологической сферы. Это позволило определить следующий круг проблем. В педагогической системе учебный предмет «Технология» остается «неосновным», из-за чего его изучение зачастую строится школьниками по остаточному принципу, а образовательный процесс, основанный на материале программ и учебников, не предусматривает активного взаимодействия с промышленными предприятиями региона. Вследствие этого значимость технологии остается крайне низкой, а учащиеся, да и многие учителя не осознают большую роль данной дисциплины в школьном образовании. Это, в свою очередь, затрудняет профориентационную работу педагогов и последующее профессиональное самоопределение школьников в направлении инженерно-технических специальностей, поскольку не реализуется в полной мере потенциал предметной области «Технология», где легче всего убедить школьников в важности и перспективности получения профессий данного направления для последующего трудоустройства. Также это не создает предпосылки для формирования у школьников полноценных знаний и качеств личности, которые в дальнейшем могут стать основой для получения актуальных профессиональных компетенций.
В аналогичном формате были организованы и проведены собрания с более чем пятнадцатью представителями промышленных предприятий региона, где обсуждались вопросы об особенностях организации производства в настоящее время и современных требованиях работодателей к профессиональным
качествам работников. В итоге было выявлено следующее. Представители всех предприятий, с которыми состоялся разговор, отметили, что в динамично трансформирующемся мире быстро меняются потребности рынка, из-за чего спрос на одни виды выпускаемой продукции может резко повыситься, а на другие не менее резко снизиться. В связи с этим оказываются в выигрыше и стабильно работают предприятия, готовые быстро расширить или сменить ассортимент выпускаемых изделий; оперативно переориентировать производство на другие виды продукции; затратить минимальное время на разработку и внедрение нового вида производимого товара, пока цена на него приемлема для получения прибыли. Подобные действия возможны при соответствующем кадровом обеспечении. Однако все работодатели испытывают «кадровый голод» и сталкиваются с недостатком квалифицированных специалистов, готовых к работе в таких условиях. Желаемые качества, которыми должен обладать работник в настоящее время, включают не только конкретное умение в выполнении необходимых производственных операций, но и готовность в короткие сроки освоить новый вид деятельности и выполнить работу по выпуску меняющегося ассортимента продукции на новых видах оборудования, проявить инициативность и способность действовать в условиях неопределенности. То есть современный работник перестает быть обладателем «одной функции» и исполнителем узкого круга производственных действий и становится участником производственного процесса, в котором востребована постоянная готовность к освоению новых видов деятельности, а также способность специалиста самостоятельно ставить задачи, предлагать способы решения возникающих проблем и реализовывать их. При этом представители предприятий не взаимодействуют с системой образования, которая призвана решать проблемы подготовки кадров, обладающих необходимыми компетенциями. Акцентируя внимание на получении прибыли, они не проявляют инициативы в формировании «заказа» образовательным учреждениям на развитие у специалистов необходимых качеств, и тем более не готовы вкладывать средства в решение данного вопроса, рассчитанного не на сиюминутный эффект, а на долгосрочную перспективу.
Таким образом, были выявлены следующие проблемы. На ступени школьного образования как начального звена подготовки будущих специалистов наблюдается низкая значимость предметной области «Технология» и недостаточно эффективная работа по профессиональному самоопределению учащихся. Деятельность в рамках утвержденных программ и содержания учебников не способствует оперативному ориентированию образования школьников на нужды потенциальных работодателей. При этом существует потребность в активных специалистах, готовых осваивать новые виды трудовой деятельности, способных определять проблемы, предлагать способы их решения и реализовывать в производственных условиях. Обобщая полученные результаты, можно говорить о существенной причине возникших проблем - значительном отрыве производства от образовательной системы и отсутствии продуктивного взаимодействия между технологическим образованием и производственной сферой.
Помочь в решении обнаруженной проблемы, по нашему мнению, может инновационная проектная деятельность, объединяющая заинтересованных субъектов, в результате чего она выступит интегрирующим фактором в рамках выполнения актуальных технологических проектов, реализуемых на площадке вуза, занимающегося подготовкой студентов - будущих учителей технологии. Это позволит повысить эффективность подготовки педагогических работников для работы со школьниками в предметной области «Технология», активизировать деятельность учащихся в данной области и привлечь к процессу промышленные предприятия, в результате чего каждая из сторон в процессе общей работы решит свой круг задач.
Инновационная проектная деятельность в предметной области «Технология»
Проектный метод достаточно прочно вошел во все предметные области и активно используется на разных ступенях образовательного процесса. На современном этапе метод проектов видоизменяется, приобретая инновационные черты, что особенно заметно в предметной области «Технология», где имеется разносторонний опыт реализации проектной деятельности, происходит активное обсуждение возможностей и перспектив дальнейшего ее использования [4; 5; 6], а инновационная составляющая затрагивает как предметный, так и педагогический компоненты [5; 6; 7].
В предметном аспекте это проявляется в привлечении обучающихся к изобретательской деятельности [8]. В результате при выполнении проектов на уроках технологии или на кружковых и проектных занятиях обучающийся включается в решение актуальных технологических проблем, связанных с реальным производством и усовершенствованием механизмов и технологий. И вместо изготовления традиционных моделей и макетов хорошо известных технических устройств, швейных и столярных изделий и т. д., то есть предметов, обладающих в основном субъективной новизной, участвует в разработке объектов, обладающих объективной новизной, то есть фактически выступает как изобретатель. Это позволяет перевести проектную работу в крайне актуальную для обучающегося и общества деятельность, активизировать и повысить эффективность профориентационной работы, повлиять на профессиональное самоопределение учащихся, преобразовать теоретические сведения в практически значимую информацию и т. д.
В педагогическом аспекте инновационный потенциал проектной деятельности реализуется через модернизацию образовательного процесса, предоставляя
возможности продуктивного конструирования учебных занятий, позволяя выстраивать нужным образом работу педагога и обучающихся, актуализируя содержательную часть обучения, выстраивая индивидуальные траектории развития для каждого учащегося и т. д. [8; 9].
Таким образом, проектный метод на сегодняшний день в полной мере соответствует озвученным выше задачам. Его инновационные характеристики в предметном и методическом аспектах позволяют интегрировать обновляющееся технологическое содержание в образовательный процесс в предметной области «Технология» и трансформировать проектную деятельность обучающихся в инновационную проектную деятельность.
Опыт организации инновационной проектной деятельности в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
В ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» в течение ряда лет активно исследуются различные аспекты организации инновационной проектной деятельности в предметной области «Технология». Имеющийся опыт дает возможность утверждать, что ее применение при обучении студентов - будущих учителей технологии способствует повышению эффективности их подготовки для последующей реализации профессиональных задач по формированию у школьников знаний, умений и качеств личности, способных стать надежной основой для актуальных компетенций будущих инженерно-технических специалистов [5; 6; 7].
Для продуктивной работы в данном направлении необходимы привлечение к работе разных субъектов технологического образования и организация площадки для взаимодействия заинтересованных сторон: школ, вуза и промышленных предприятий. Это способствует установлению контакта для уточнения целей, содержания и желаемых итогов работы, полезных для всех участников. В нашем опыте по созданию подобного функционального кластера объединяющая роль принадлежит университету, поскольку здесь имеются возможности для организации инновационной проектной деятельности с привлечением студентов - будущих учителей технологии, школьников и представителей промышленных предприятий, так как, во-первых, реализуется подготовка будущих учителей технологии и осуществляется связь со школами; во-вторых, разрабатывается предметный (технический) компонент образовательного процесса, в связи с чем имеется возможность для тесного контакта с предприятиями региона.
Опытом кафедры технологии и технического творчества стала реализация инновационной проектной деятельности, интегрирующей усилия вуза, школ и представителей сферы производства. Она предусматривает решение совместно с молодежью (студентами и школьниками) технологических проблем производственных предприятий и включает условия и комплекс действий по решению актуальной производственной задачи, созданию и внедрению в практику производства объективно нового полезного продукта, охраняемого документом на интеллектуальную собственность - патентом [8; 9].
Как показывает опыт, обязательными условиями для успешной реализации инновационной проектной деятельности на площадке вуза стало наличие в университете педагогов-наставников, обладающих опытом реализации инновационной проектной деятельности и соответствующими компетенциями; взаимодействие с администрациями области и районов, отделами управления образованием районов для получения поддержки в реализации инновационных проектов; участие в реализации проекта в качестве ключевых партнеров предприятий районов, в которых проживают школьники, для чего подписываются договоры, предусматривающие финансирование проекта.
Педагоги вуза в инновационных проектах выступают в качестве организаторов инновационной проектной деятельности, разработчиков ее содержания, координаторов действий на разных этапах ее осуществления, наставников студентов и школьников при выполнении ими работы.
Администрации и отделы управления образованием районов задействуют-ся на начальных этапах инновационной проектной деятельности с привлечением школьников и обязательно присутствуют на всех последующих стадиях, поскольку обеспечивают поддержку в реализации и продвижении выполняемых инновационных проектов.
Промышленные предприятия в реализуемых проектах становятся ключевыми партнерами, гарантирующими актуальность и практическую значимость выполняемых инновационных разработок, поскольку обучение строится на основе существующих у них технологических проблем, а результатом становятся идеи по преодолению выявленных недостатков выпускаемой продукции или технологического процесса.
При этом вуз решает задачи обучения студентов при выполнении совместных инновационных разработок с предприятиями, а также при их привлечении к работе со школьниками региона, прорабатывая, таким образом, предметные (технологические) и педагогические компетенции. Школьники вовлекаются в изобретательскую деятельность, участвуя в решении актуальных проблем промышленных предприятий и разработке объектов, имеющих практическую ценность, что привлекает их внимание к предметной области «Технология» и формирует изобретательские умения, значимые в приобретении профессиональных компетенций инженерно-технических специалистов. Предприятия в итоге становятся обладателями инновационных объектов, обладающих потенциалом для вне-
дрения в производство, получают возможность участия в грантовых программах Фонда содействия инновациям и претендуют на субсидию на внедрение инновационных объектов, а также площадку для обсуждения вопросов подготовки потенциальных кадров для последующего трудоустройства.
В рамках таких проектов работа начинается с формирования групп обучающихся (студентов, школьников) или совместных команд студентов и школьников. Первый этап работы с ними посвящен преодолению психологической инерции, развитию творческого мышления при освоении методик активизации поиска решений творческих задач и поиску решений технических проблем с использованием методов ТРИЗ, функционально-стоимостного анализа, мозгового штурма и т. д. После того как сформирован методический аппарат, достаточный для решения реальных технических проблем, обучающиеся привлекаются к изобретательской работе, предусматривающей следующие действия: анализ и составление перечня промышленных предприятий своего населенного пункта или региона; знакомство с производимой на предприятиях продукцией; выбор предприятия для дальнейшего сотрудничества; экскурсии на производство и консультации с его представителями; выявление технологических проблем, решение которых возможно изобретательскими методами; поиск решения найденной проблемы; выполнение эскизов, чертежей и модели найденного решения; освоение навыков патентования и подготовка патентной документации на найденное решение.
Вуз может осуществлять в рамках подобного алгоритма обучение основам инновационной проектной деятельности разных групп слушателей, разрабатывая программы для обучения школьников, студентов, работников школ и учреждений дополнительного образования, примером чего могут служить две траектории, реализуемые кафедрой технологии и технического творчества ЛГПУ.
Первая из них ориентирована на подготовку педагогов, работающих со школьниками в предметной области «Технология». Она охватывает студентов -будущих учителей технологии, а также учителей школ и педагогов дополнительного образования, ведущих педагогическую деятельность в этой области.
Начало работы в ее рамках затрагивает учебный процесс студентов. Здесь посредством дисциплин, включенных в программу подготовки и посвященных инновационной проектной деятельности, изучаются различные аспекты ее организации и реализации. Так, у обучающихся бакалавриата направления 44.03.05 Педагогическое образование профиля «Технология и дополнительное образование в области инновационной проектной деятельности» предусмотрено изучение курсов «Организация инновационной проектной деятельности учащихся», «Инновационное проектирование», «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Теория решения изобретательских задач», «Основы патентоведения», «Презентация инновационного проекта». У студентов магистратуры направления 44.04.01. Педагогическое образование профиля «Организация и управление инновационной деятельностью учащейся молодежи» на учебных занятиях изучаются курсы «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение», «Организация и управление инновационной проектной деятельностью», «Управление инновационными проектами», «Инновационный практикум», «Основы научного исследования в инновационной деятельности», предусматривающие расширенное и более глубокое знакомство с особенностями инновационной проектной деятельности.
Таким образом, обучающиеся в учебном процессе осваивают теоретическую информацию и практические навыки, необходимые для организации и реализации инновационной проектной деятельности. Однако аудиторных занятий и педагогических практик для полноценного применения полученных знаний недостаточно в силу ограниченных времени и возможностей взаимодействия с предприятиями и школами. Поэтому в продолжение данной работы студентам предлагается внеаудиторная работа на площадке Центра молодежного инновационного творчества «Перспектива», действующего на базе кафедры технологии и технического творчества вуза. Здесь студенты участвуют во взаимодействии с предприятиями в разработке инновационных идей для решения технологических проблем. Кроме того, студенты принимают участие в работе регионального проекта «Дети-новаторы Липецкой области», являющегося основой второй траектории.
Для работников учреждений основного и дополнительного образования школьников, задействованных в предметной области «Технология», предусмотрена программа, реализуемая в формате курсов повышения квалификации и переподготовки по направлению «Организация инновационной проектной деятельности учащихся». Она рассчитана на знакомство с вышеописанной последовательностью работы методистов, учителей школ, педагогов дополнительного образования. В ходе занятий у слушателей реализуется возможность актуализации имеющихся и приобретении новых знаний и опыта в предметной области «Технология» с глубокой проработкой методических аспектов организации инновационной проектной деятельности школьников.
Вторая траектория реализуется в региональном проекте «Дети-новаторы Липецкой области» и предусматривает совместное участие студентов и школьников в инновационной проектной деятельности на научно-исследовательских каникулах в вузе. Здесь студенты продолжают обучаться изобретательству и одновременно становятся помощниками и наставниками для школьников на каждом из этапов проекта, что способствует закреплению изобретательских и проработке
педагогических компетенций, позволяя расширить и углубить опыт практической деятельности.
При выполнении заданий проекта студенты консультируют учащихся школ при поиске информации о производственной сфере региона, разрабатывают дидактические материалы и проводят фрагменты занятий по методикам активизации поиска решений творческих задач, консультируют школьников в ходе изобретательских тренингов; выступают наставниками при решении проблем предприятий-партнеров Липецкой области и оформлении охранных документов (патентов) на инновационные идеи.
Таким образом, в рамках представленных траекторий прорабатывается сходный перечень существующих проблемных вопросов в предметной области «Технология» с помощью программ, адаптированных для разных целевых аудиторий. В ходе выполнения предусмотренных заданий раскрывается значение предметной области «Технология» и обозначается роль технологического образования в деле подготовки квалифицированных кадров для инновационного развития экономики России. Будущие и практикующие учителя технологии осваивают механизмы эффективной профориентационной работы и влияния на профессиональное самоопределение школьников в направлении актуальных инженерно-технических специальностей, а также получают опыт для решения подобных задач в их профессиональной деятельности. У школьников как одной из целевых групп программы при работе в инновационных проектах формируется интерес к предметной области «Технология» и появляется возможность для получения прочных знаний и умений, которые будут полезны для последующего приобретения профессиональных компетенций.
Помимо прочего, для педагогов раскрываются возможности обновления и расширения содержания учебного предмета в связи с актуальными запросами общества, а также адаптации изучаемого материала к нуждам регионального производственного сектора. А с точки зрения осваиваемых и развиваемых умений прорабатываются изобретательские умения и опыт педагогической деятельности в региональном инновационном проекте «Дети-новаторы Липецкой области».
Важным аспектом каждой траектории является взаимодействие системы технологического образования с производственной сферой, что наиболее полно представлено в направлении работы со студентами и школьниками. Курсы повышения квалификации и переподготовки в силу ограниченного времени и акцентирования внимания на методических аспектах организации работы обладают меньшими возможностями в этом отношении. Однако в любом случае компонентом, интегрирующим действия всех участников, задействованных в проекте, выступает инновационная проектная деятельность. Она становится областью диалога и взаимодействия школ, вуза и промышленных предприятий региона, что дает возможность педагогам решать задачи формирования необходимых знаний и умений у обучающихся, важных для дальнейшей профессиональной деятельности, а для предприятий - транслировать пожелания по формированию
Библиографический список
у будущих специалистов необходимых профессиональных качеств и получать инновационный продукт, обладающий потенциалом внедрения в производство.
Об эффективности инновационной проектной деятельности, осуществляемой на кафедре технологии и технического творчества Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского с привлечением школ и представителей предприятий в качестве партнеров, свидетельствуют следующие результаты: в ходе реализуемых проектов авторами запатентованных разработок стали более 100 студентов и более 130 школьников; подготовлено около 30 студентов - участников регионального грантового конкурса УМНИК; инновационные разработки ежегодно представляются на Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед», где в 2017 году им присуждены золотая и серебряная медали, в 2022 году -серебряная и бронзовая, в 2023 году - золотая и серебряная; организовано и осуществляется сотрудничество по вопросам инноваций более чем с 40 производственными предприятиями региона; запатентовано более 60 инновационных решений для предприятий, два из которых внедрены в производство; за период с 2014 по 2023 год благодаря инновационным проектам в Липецкую область привлечено более 192 миллионов рублей.
Таким образом, в результате проведенной работы можно утверждать следующее. В настоящее время фактором, затрудняющим эффективную подготовку студентов - будущих учителей технологии в условиях педагогического вуза, является отсутствие продуктивного взаимодействия субъектов технологического образования с предприятиями, из-за чего не удается сделать более значимой предметную область «Технология» и оперативно адаптировать изучаемый материал к меняющимся обстоятельствам и потребностям производственного сектора в специалистах, компетентных в решении возникающих задач. Помочь в преодолении этой проблемы может организация инновационной проектной деятельности с привлечением школ и при поддержке администраций и отделов управления образованием муниципальных районов области, а также обязательным привлечением промышленных предприятий региона. Площадкой для организации и реализации инновационных проектов способен стать вуз, обладающий необходимыми для этого условиями и ресурсами и имеющий опыт реализации инновационной проектной деятельности при подготовке студентов - будущих учителей технологии в рамках двух траекторий, охватывающих аудиторную и внеаудиторную работу. Организованная таким образом инновационная проектная деятельность будет способствовать решению каждым участником проекта своего круга задач, актуальных в условиях инновационного развития экономики. Эффективность подобной работы подтверждается изобретательскими умениями обучающихся (студентов и школьников) и успешным наставничеством студентов, участвующих в совместном со школьниками выполнении проектов, о чем говорят запатентованные инновационные объекты и презентация выполненных разработок на региональных и международных конкурсах.
1. Линчук Е.Б. Новые возможности и риски в осуществлении научно-технологического развития России. Экономическое возрождение России. 2019; № 1 (59): 46-52.
2. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу Образование и наука. 2017; Т. 19, № 7: 25-40.
3. Омарова А.А., Лямин Д.В., Пелымская И.С. Оценка инновационной активности промышленных предприятий. Весенние дни науки. Екатеринбург: УрФУ, 2022: 400-406.
4. Птицына Е.В. Проектная деятельность в технологическом образовании. Современные наукоемкие технологии. 2023; № 6: 138-143.
5. Добромыслова О.Ю., Пиминов Е.Ю. О приобщении к инновационной проектной деятельности дошкольников и младших школьников. Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019: 76-77.
6. Шафиков В.В. Из опыта включения в инновационную проектную деятельность будущих учителей технологии. Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского. 2020; № 4 (78): 163-168.
7. Шипилова Т.Н., Гвоздева А.Г, Трубицына О.В. О возможностях инновационной проектной деятельности при организации исследовательской работы учащихся в технологическом образовании. Проблемы естественных, математических и технических наук в контексте современного образования. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семе-нова-Тян-Шанского, 2021: 425-431.
8. Шипилов А.Н., Кобзев Д.А. К вопросу организации изобретательской деятельности учащихся. Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020: 71-76.
9. Тигров В.П., Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю. Из опыта развития изобретательской деятельности учащихся в дополнительном технологическом образовании. Школа и производство. 2021; № 1: 37-39.
References
1. Linchuk E.B. Novye vozmozhnosti i riski v osuschestvlenii nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossii. 'Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2019; № 1 (59): 46-52.
2. Mahotin D.A. Razvitie tehnologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov na perehode k novomu tehnologicheskomu ukladu. Obrazovanie i nauka. 2017; T. 19, № 7: 25-40.
3. Omarova A.A., Lyamin D.V., Pelymskaya I.S. Ocenka innovacionnoj aktivnosti promyshlennyh predpriyatij. Vesennie dninauki. Ekaterinburg: UrFU, 2022: 400-406.
4. Pticyna E.V. Proektnaya deyatel'nost' v tehnologicheskom obrazovanii. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2023; № 6: 138-143.
5. Dobromyslova O.Yu., Piminov E.Yu. O priobschenii k innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. Preemstvennost' doshkol'nogo i nachal'nogo obschego obrazovaniya v usloviyah realizaciiFGOS. Lipeck: GAUDPO LO «IRO», 2019: 76-77.
6. Shafikov V.V. Iz opyta vklyucheniya v innovacionnuyu proektnuyu deyatel'nost' buduschih uchitelej tehnologii. Voprosy sovremennoj nauki i prakiiki. Universitet imeni V.I. Vernadskogo. 2020; № 4 (78): 163-168.
7. Shipilova T.N., Gvozdeva A.G., Trubicyna O.V. O vozmozhnostyah innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti pri organizacii issledovatel'skoj raboty uchaschihsya v tehnologicheskom obrazovanii. Problemy estestvennyh, matematicheskih itehnicheskih nauk vkontekstesovremennogoobrazovaniya. Lipeck: LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2021: 425-431.
8. Shipilov A.N., Kobzev D.A. K voprosu organizacii izobretatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya. Sovremennoe tehnologicheskoe obrazovanie: opyt, innovacii, perspektivy. Lipeck: LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2020: 71-76.
9. Tigrov V.P., Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu. Iz opyta razvitiya izobretatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya v dopolnitel'nom tehnologicheskom obrazovanii. Shkolaiproizvodstvo. 2021; № 1: 37-39.
Статья поступила в редакцию 29.11.23