УДК 378.147.88
ПРОЕКТ «ОБРАЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПЕДАГОГА
ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PROJECT "IMAGE OF A MENTALLY STABLE TEACHER THROUGH THE EYES OF A STUDENT" AS A MEANS OF PROJECT CULTURE DEVELOPMENT AND A POSITIVE ATTITUDE TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY
© 2022
О.В. Новикова O.V. Novikova
Проектная деятельность востребована в современных условиях и решает воспитательную, образовательную, развивающую задачи.
В статье мы останавливаемся на понятиях «проектная компетентность» и «проектная культура»; обосновываем значимость метода «проектная деятельность» при обучении в педагогическом вузе; обозначаем роль участия будущих педагогов в проектной деятельности для формирования их проектной компетентности и проектной культуры.
В статье описан проект «Образ психологически благополучного педагога глазами студента», указаны его цель, задачи, структура, этапы работы над ним. Основная цель данного проекта - формирование позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности. При его разработке и реализации студенты педагогического вуза анализируют понятие «психологически благополучный педагог»; самостоятельно определяют, какие методы выбирает успешный педагог; анализируют факторы успешности и психологического благополучия педагога; определяют роль данного проекта для их будущей профессии. Нами также представлены результаты опроса, которые свидетельствуют о высоком уровне мотивированности студентов при участии в этом проекте. Сделан вывод об актуальности проектов, формирующих положительное отношение к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: проект; проектная деятельность; проектная компетентность; проектная культура; психологическое благополучие учителя; критерии и показатели сформированности проектной культуры; реализация проекта «Образ психологически благополучного педагога глазами студента».
Project activity is in demand under modern conditions, it contributes to raising students' awareness, their education and development.
In the article we focus on the concepts of "project competence" and "project culture", substantiate the significance of the project activity method in teaching at a pedagogical university, discuss the importance of future teachers' participation in project activities aimed at their project competence and project culture development.
The article describes the project "The Image of a Mentally Stable Teacher through the Eyes of a Student", indicates its purpose, objectives, structure, stages of work on it. The main goal of this project is to form a positive attitude towards future professional activity. When designing and implementing the project, students of a pedagogical university analyze the concept of a "mentally stable teacher", they independently identify the methods an effective teacher chooses and analyze the factors of their success and mental well-being, evaluate the role of this project for their future profession. We also presented the results of the survey, which indicate a high level of students' motivation for participating in this project. The article concludes about the relevance of projects that maintain a positive attitude to future professional activity.
Keywords: project; project activity; project competence; project culture; mental well-being of a teacher; criteria and indicators of project culture development; implementation of the project "The Image of a Mentally Stable Teacher through the Eyes of a Student".
В широком смысле проект - это временное предприятие, которое создано для достижения определенной цели. Проекты не обязательно должны быть масштабными.
Главное, их результаты должны удовлетворять интересам заказчика и потребителя.
В настоящее время проектная деятельность востребована в различных про-
фессиональных сферах. Все возрастающая конкуренция, меняющиеся условия деятельности, ситуация неопределенности - все это приводит к тому, что нужно в максимально в короткий срок представить результат работы и продемонстрировать согласованность действий в команде, иначе говоря, продумать и реализовать проект.
В то же время термином «проектная деятельность» (или «метод проектов») обозначается один из мотивирующих методов обучения, обеспечивающий проявление самостоятельности и относительной свободы действий, предоставляющий возможность реализовывать творческие замыслы.
Проектная деятельность как метод обучения нацелена на определенный значимый результат. Возможность самостоятельно добывать знания, анализировать и сравнить информацию, презентовать результат - все это ее неотъемлемые части. Работа над проектом обеспечивает не только получение знаний по дисциплине, но и формирование личностных особенностей, помогающих самоорганизовываться и саморазвиваться. Поэтому среди функций проектной деятельности выделяют исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую.
Будущие специалисты, и педагоги не в последнюю очередь, заранее должны быть готовы к проектной деятельности. У них должно быть достаточно соответствующих знаний и умений, сформированы проектная компетентность и культура.
Проектная культура и проектная компетентность - феномены, достаточно изученные в педагогике, социологии и психологии.
Проектная компетентность студентов - это способность их как субъектов образовательного процесса применять современные технологии, проектные умения и навыки для создания интегрированных проектов, использовать организованную проектную деятельность для решения задач профессионального роста и развития [1, с. 167].
Как отмечает Н.А. Бреднева, проектная компетентность предполагает наличие
следующих личностных качеств, проектных умений и навыков:
1) исследовательские (умение работать с информацией - производить ее поиск, отбор, ставить задачи и цели, составлять план, структурировать, делать выводы);
2) мультимедийные (умение использовать несколько каналов восприятия информации в проекте, работать с мультимедийными средствами, создавать презентации);
3) интегративные (осознание интегра-тивных связей между дисциплинами, способность синтезировать знания в проектах);
4) когнитивные (умение организовывать самостоятельную познавательную деятельность, производить синтез информации, аналитическое мышление, интеллектуальная лабильность);
5) креативные (креативное мышление, стремление к творческому поиску, оригинальности) [1].
Н.А. Бреднева, говоря о результатах исследования проектной компетентности, подчеркнула что внедрение в учебный процесс проектной деятельности позволяет студентам повысить уровень их проектной компетентности, развить именно те личностные и профессионально важные качества, умения и навыки, которые позволят им чувствовать себя уверенно в условиях высокой конкуренции [2].
Существует не одно определение, раскрывающее суть проектной культуры. По мнению Н.А. Бредневой, исследователи подчеркивают в них возможность творческой самореализации и ценностные ориентации субъектов педагогического процесса. Под проектной культурой студента исследователь предлагает рассматривать «инте-гративное качество личности, включающее в себя проектную компетенцию, проектное мышление, творческую инициативность, ценностные ориентации, умение проектировать не только профессиональную деятельность, но и повседневную жизнь. Данное качество способствует самореализации обучаемого, позволяет ему стать конкурентоспособным специалистом» [3, с. 44].
Основными критериями и показателями сформированности проектной культуры современного педагога считаются:
- ценностное отношение к педагогической деятельности;
- проектная компетентность и готовность к осуществлению проектной деятельности (владение современными проектными методиками, технологиями и приемами, способствующими достижению учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, овладению культурой проектной деятельности, технологиями организации учебно-исследовательской и проблемно-познавательной деятельности школьников, методиками организации предметного проектирования);
- творческая активность личности педагога; высокая степень развития проектно-педагогического мышления, стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию;
- владение контрольно-оценочными критериями проектной деятельности;
- владение разными видами и формами анализа и диагностики сформированно-сти проектной культуры у школьников [4].
Педагоги, которые активно включают проектную деятельность в работу с учениками, достигают более высоких предметных результатов, пользуются популярностью у школьников. Их уроки проходят интересно, на них чувствуется включенность каждого ученика в учебную деятельность. Следовательно, еще при обучении в вузе мы должны мотивировать будущих педагогов к использованию в работе данного метода, а тем самым создавать условия для их будущей успешности и благополучия в профессиональной деятельности. Однако недостаточно показать использование метода проектов, важно дать возможность самостоятельно изучить его изнутри, не один раз включиться в проектную деятельность, формируя как проектную компетентность, так и проектную культуру. Реализация проекта «активизирует познавательную деятельность обучаемых, развивает креативные способности, дает навыки работы в сотруд-
ничестве, возможности самообразования и саморазвития» [1, с. 168]. С участием в каждом новом студенческом проекте оттачивается проектная компетентность, которая активно влияет на формирование проектной культуры.
При обучении в педагогическом вузе не только формируются основные профессиональные компетенции, но и создаются психологическая готовность к деятельности и личностная установка на достижение психологического благополучия в педагогической профессии.
В отечественной психологии первые исследования психологического благополучия личности появились в середине 90-х годов прошлого столетия. Однако большинство исследований, посвященных этой проблеме, относится к последнему десятилетию.
На современном этапе проблема психологического благополучия педагогов рассматривается в работах М.В. Ермолаевой и Д.В. Лубовского [5], Н.Е. Ждановой и О.В. Мухлыниной [6]. Во второй из них подчеркивается, что уровень психологического благополучия значительно выше у педагогов с высшим образованием; респонденты, имеющие высшее образование, в большей степени способны к построению доверительных отношений и руководству коллективом, они самостоятельны, независимы в суждениях, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию [6]. М.В. Ермолаева и Д.В. Лубовский отмечают взаимосвязь психологического благополучия учителей и их профессиональной культуры [5]. Психологическое благополучие имеет особое значение для самих педагогов, так как оно позволяет им акцентировать внимание на смысле жизни и смысле профессиональной деятельности, помогает совершенствоваться в своей профессии [7-9].
Работая с понятием «психологическое благополучие учителя», мы берем за основу исследование И.В. Заусенко [10]. Психологическое благополучие педагога исследователь рассматривает как интрапсихический феномен, базирующийся на психическом
здоровье личности, обусловленный активностью самой личности и состоянием ее отдельных личностных структур, в частности позитивным самоотношением [10, с. 192]. В психологическом благополучии она выделяет позитивное функционирование, предполагающее баланс адаптивности и аутентичности личности, который выражается в следующих показателях: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, осмысленность целей в жизни, управление средой, автономия, личностный рост [10, с. 193].
В процессе подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности важную роль играет дисциплина «Психология», которая в нашем вузе реализуется на втором курсе. Одна из ее важных тем - «Педагог как субъект педагогической деятельности». В ней рассматриваются теоретические и практические аспекты педагогической деятельности, в том числе факторы успешности и психологического благополучия педагога. Практические занятия по этой теме можно реализовать в форме проектной деятельности, таким образом формируя профессионально важные качества будущих педагогов.
Мы предложили студентам разработать проект «Образ психологически благополучного педагога глазами студента». Его реализация, с одной стороны, формирует проектную культуру, которая так необходима для успешной профессиональной самореализации, с другой - дает студентам возможность изучить опыт успешных педагогов, которые известны только ученикам школ и их родителям, коллегам.
Данный проект возник как ответ на участившиеся случаи «очернения» педагогов и их деятельности в СМИ. Он помогает обучающимся увидеть яркие примеры психологически благополучных педагогов, их достижения в разных сферах. Участие в нем студентов позволяет закрепить у них позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности. Здесь нужно отметить, что современный студент все чаще выбирает будущую деятельность осознанно. Представление о себе как о педагоге-профессионале
начинает складываться у него задолго до поступления в вуз. Школьником он проецирует на себя роль учителя, ставит себя на место любимого педагога. Так он формирует определенное отношение к педагогической деятельности, что имеет огромное значение при выборе профессии. Очень важно, чтобы студенты при формировании положительного отношения к будущей деятельности опирались на опыт психологически благополучных учителей, видели и слышали об их эффективной и интересной деятельности, о любви к своему предмету, любви к детям и их благодарности педагогам.
В проекте участвовали студенты 2 курса, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование». Это будущие учителя-предметники по русскому языку и литературе, биологии и химии, истории и географии, английскому языку.
Основная цель проекта - сформировать у студентов педагогического вуза позитивное отношение к педагогической деятельности через создание образа психологически благополучного педагога и формирование у них проектной культуры.
Задачи проекта:
1) обучение навыкам сбора, обработки и презентации информации, применение знаний о педагогической деятельности в ходе реализации проекта;
2) приобщение к профессиональной деятельности через взаимодействие с профессионалами - мастерами педагогической деятельности, формирование ценностного отношения к педагогической деятельности;
3) развитие способности к поиску новой информации, помогающей обосновать свою позицию и взгляды,
4) формирование личностной установки на достижение психологического благополучия в будущей профессиональной деятельности;
5) формирование проектной компетентности и проектной культуры.
Продукт проекта - презентация образа психологически благополучного и успешного педагога.
В качестве методологической основы проекта выступили положения субъектно-личностного подхода.
Структура проекта.
Проект включает четыре блока. В первом студент дает социально-демографическую характеристику педагога и обосновывает отбор его кандидатуры как психологически благополучного. Второй блок - педагогические и научно-методические достижения учителя. Третий блок - методы обучения, которые дают образовательный результат и прививают детям любовь к предмету. Четвертый блок - рефлексия; студент отвечает на вопрос «Что бы я взял себе в копилку будущей деятельности?».
Этапы реализации проекта.
Первый этап - анализ теоретических работ отечественных и зарубежных ученых, изучающих проблему успешности и психологического благополучия учителей.
Второй этап - сбор информации о педагоге. Для этого студенту нужно прийти в родную школу, встретиться с любимым учителем, провести интервью; сделать фотографии документов, подтверждающих его достижения, взять фото из школьного и семейного архива.
Третий этап - анализ, обработка полученной информации и составление текста доклада, презентации; оформление презентации.
Работа осуществлялась индивидуально. Однако вместе со студентом над проектом работал и педагог, чье имя звучало в проекте. Складывался хороший тандем, где главное - передача опыта и эмоционально положительного отношения к труду учителя.
Четвертый этап - защита проекта в группе. При этом каждый студент отрабатывал не только коммуникативные компетенции, но и умения грамотно и творчески представить информацию, заинтересовать и убедить сокурсников.
Пятый этап - обсуждение и рефлексия информации, полученной в ходе защиты проектов. После презентации проектов мы обсуждали следующие вопросы:
- Изменилось ли у Вас отношение к выбранной профессии?
- Увидели ли Вы себя в роли педагога?
- Каково Ваше отношение к себе как будущему педагогу в данный момент?
- Чувствуете ли Вы себя в будущем психологически благополучным педагогом?
Ежегодная реализация данного проекта показала, что студенты охотно включаются в эту работу. Более 78% обучающихся положительно высказывались о проекте и его роли в изменении образа педагога-профессионала. Психологически благополучные, с положительным профессиональным самоотношением педагоги - это педагоги, которые посвящают себя данной деятельности и, как правило, являются мастерами своего дела, редко меняют школу, работая в ней до ухода на пенсию [12]. Они пример, который доказывает значимость учителя в обществе.
Важно отметить, что студенты часто рассказывают об учителе-маме или сестре. При презентации результатов они делятся переживаниями и как ученика, и как сына (дочери) успешного педагога. Они с гордостью рассказывают о достижениях, об успехах в педагогическом взаимодействии и о взаимном уважении учителя и учеников. Уже сам факт, что студент идет по стопам родителей, говорит о его положительном отношении к деятельности педагога.
В качестве перспектив развития проекта «Образ психологически благополучного педагога глазами студента» видится проведение формирующего эксперимента. Предполагается изучить динамику отношения студентов, участвующих в проекте, к будущей профессии, выявить изменения их профессионального самоотношения и психологического благополучия. Предполагается, что студент, конструируя образ психологически благополучного педагога, моделирует свое профессиональное будущее через призму положительного эмоционального отношения к педагогической деятельности, формирует основу, базу, ресурс личного психологического благополучия. Участие в проекте позволяет студентам в тече-
ние четырех лет обучения в педагогическом вузе выстраивать положительный образ се-бя-педагога.
моделируем положительный образ Я - педагога, а также способствуем формированию проектной компетентности и культуры.
Отметим, что преодоление трудностей, которые возникли в ходе разработки и реализации проекта, необходимость самостоятельного изучения дополнительной информации по заявленной проблеме дают возможность совершенствования умений и навыков проектной деятельности.
По нашему мнению, проекты, в рамках которых студенты педагогических вузов смогут познакомиться с лучшими представителями педагогической профессии, формируя тем самым положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, являются актуальными и значимыми, а моделирование образа психологически благополучного педагога повышает вероятность того, что в будущем выпускники этих вузов пойдут работать в систему образования.
Таким образом, при реализации проекта «Образ психологически благополучного педагога глазами студента» развиваем положительное отношение обучающихся к профессиональной деятельности педагога,
* * *
1. Бреднева Н.А. Формирование проектной компетентности в образовательном процессе вуза // Филологические науки. Вопросы, теории и практики. 2017. № 5-2(71) С. 166-168.
2. Бреднева Н.А. Проектная деятельность как средство развития иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей вуза // Актуальные вопросы романо-германской филологии и лингводидактики : сборник научных трудов. Липецк : ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. С. 93-96.
3. Бреднева Н.А. Формирование проектной культуры студентов в вузе // Известия Волгоградского педагогического университета. 2018. № 2(125). С. 43-46.
4. Рогова Т.И. Проектная культура педагога в современной системе образования: методология осмысления и методика формирования // Современные тенденции развития системы образования : сборник трудов международной научно-практической конференции. Чебоксары, 28 марта 2018 года. Чебоксары : Среда, 2018. С. 363-366.
5. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Психологическое благополучие учителя в контексте его психологической культуры // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. Вып. 3. С. 92-97.
6. Жданова Н.Е., Мухлынина О.В. Исследование психологического благополучия педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 14-17.
7. Воюшина Е.А., Постникова М.И. Психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности (поколенческий аспект) // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 842-850.
8. Коршунова О.В., Солдатова Г.В. Психологическое благополучие педагогов общеобразовательных организаций // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8(186). С. 382-386.
9. Чежина Я.В. Оптимизм педагога как условие психологического благополучия субъектов образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 139-145.
10. Заусенко И.В. Особенности самоотношения педагогов с разными показателями психологического благополучия // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 191-197.
11. Новикова О.В. Профессиональное самоотношение педагогов с высоким уровнем организационной приверженности как ресурс психологического благополучия // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие : материалы V международной научной конференции. В 2 т. Кострома, 26-28 сентября 2019 г. / отв. ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома : КГУ, 2019. Т. 2. С. 200-204.