Научная статья на тему 'Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза'

Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2623
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА / COMPETENCE / PROJECT METHOD / MODEL OF PROJECT COMPETENCE / EDUCATION / PROJECT / PROJECT ACTIVITIES / PROJECT COMPETENCE OF THE TEACHER / ABILITY OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме компетентности современных педагогических кадров. Особое внимание уделено проектной компетентности будущих педагогов, анализу ее компонентов. Автором предложена модель проектной компетентности будущих педагогов, а также описана система способов ее формирования в условиях вуза. Статья подводит некоторые итоги эмпирического исследования проблемы. Автор дает определение понятию «проектная компетентность педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROJECT COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS IN THE HIGHER SCHOOL

The article discusses the topical problem of competency of the contemporary teaching personnel. Special attention is paid to the project competence of the future teachers, to the analysis of its components. The author proposes a model of the project competence of the future teachers, and describes the ways of the project competence formation in the higher school. The article summarizes some results of the empirical research, the author gives a definition of the teacher’s project competence concept.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза»

УДК 378

Парфенова Татьяна Александровна

старший преподаватель кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии dom-hors@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Parfenova Tatiana Aleksandrovna

Senior Lecturer of the Social Pedagogy, Psychology and Primary Education Pedagogy Department, Volga Region State Academy of Social Sciences and the Humanities dom-hors@mail.ru

FORMATION OF THE PROJECT COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS IN THE HIGHER SCHOOL

Аннотация:

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме компетентности современных педагогических кадров. Особое внимание уделено проектной компетентности будущих педагогов, анализу ее компонентов. Автором предложена модель проектной компетентности будущих педагогов, а также описана система способов ее формирования в условиях вуза. Статья подводит некоторые итоги эмпирического исследования проблемы. Автор дает определение понятию «проектная компетентность педагога».

Ключевые слова:

компетентность, метод проектов, модель проектной компетентности, образование, проект, проектная деятельность, проектная компетентность педагога, способности педагога.

Summary:

The article discusses the topical problem of competency of the contemporary teaching personnel. Special attention is paid to the project competence of the future teachers, to the analysis of its components. The author proposes a model of the project competence of the future teachers, and describes the ways of the project competence formation in the higher school. The article summarizes some results of the empirical research, the author gives a definition of the teacher’s project competence concept.

Keywords:

competence, project method, model of project competence, education, project, project activities, project competence of the teacher, ability of a teacher.

Выполняя важнейшие задачи обеспечения национального достояния России, роста благосостояния ее граждан и развития российской культуры, перед современным человеком встает необходимость иметь творческий исследовательский потенциал, обладать критическим мышлением, быть всесторонне развитой личностью, конкурентоспособным профессионалом на рынке труда, социально мобильным и социально активным гражданином. Современное образование становится важнейшим инструментом в процессе формирования личности новой формации, особенно в контексте конкуренции его с другими социальными институтами. В данном ракурсе настоятельной необходимостью является повышение доступности и эффективности образования, формирование инновационного характера образования, обеспечение многогранности образовательной среды, развитие содержания, форм, технологий обучения, ориентирующих подрастающее поколение на саморазвитие. Путем обеспечения модернизации образования и повышения его качества является разработка и внедрение в образовательные учреждения педагогических новшеств в виде содержания образования, новых методов работы, новых организационных форм, а также педагогических кадров, способных управлять быстро изменяющимся, иногда даже стихийно, процессом образования.

Мировая практика и российский опыт свидетельствуют об эффективности проектных технологий в образовании. Проектная работа является культурно-творческой формой деятельности, в процессе которой происходит формирование способности к осуществлению осознанного и ответственного выбора личности. Метод проектов способствует формированию адаптивных навыков, умению ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Занимаясь проектными задачами, школьники начинают активно мыслить: развивается познавательность, социальная активность, заинтересованность в обучении, расширение кругозора. Проектная деятельность способствует приобретению исследовательских навыков, а также умений сотрудничать и излагать свою точку зрения, то есть коммуникативных навыков. Проектирование в процессе школьного обучения формирует у учеников навыки выдвижения проблемы, постановки задач в соответствии с выдвинутой проблемой, целеполагания и планирования содержательной деятельности, самоанализа и рефлексии, представления результатов своей работы, поиска и отбора актуальной информации, выбора и освоения подходящей технологии для изготовления продукта проектирования, проведения исследования, а именно, -

анализу, синтезу, детализации и обобщению. Продуктивное освоение проектных технологий возможно только при определенном уровне сформированности проектной компетентности педагогов. Поэтому высшее образование выполняет важнейшую задачу по подготовке будущих педагогических кадров через развитие активности, мобильности и критичности современных студентов, а именно, формирование проектной компетентности.

Целью нашего исследования является изучение процесса формирования проектной компетентности будущих педагогов. Это сложное интегративное понятие, включающее способности разрабатывать и реализовывать проектную деятельность. Модель проектной компетентности будущего педагога создавалась нами на основе разнообразных подходов к сущности педагогической деятельности, а также проектной деятельности. В качестве базы для создания модели нами использовалась система требований к характеристике педагога, описанная в проекте профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанная Я.М. Кузьмино-вым, В.Л. Матросовым, В.Д. Шадриковым [1]. Проектная компетентность педагога интегрирует управленческий, эмоционально-личностный, творческий компоненты, которые отражают ее сущность как профессионально-значимого, интегративного качества личности, характеризующегося степенью освоения совокупности компетенций, связанных с разработкой проекта, оценкой педагогических задач в результате выполнения проекта, отбором средств, методов и форм организации проектной деятельности соответственно возрасту, индивидуальным особенностям и траектории обучения детей и т.д.

Каждый компонент проектной компетентности включает в себя ряд умений и способностей. Управленческий компонент характеризуется:

- умением педагога определить реальные цели проекта, выбрать пути их достижения в согласовании процедур планирования и прогнозирования;

- умением организовать детский коллектив в процессе проектной деятельности;

- умением распределить и скооперировать учебный труд, навыком делегирования прав, полномочий и ответственности в процессе проектной деятельности;

- умением проводить текущее регулирование проектной деятельности;

- умение корректировать нежелательные результаты проекта, а также знания и умения, необходимые для анализа и использования дидактических средств в контексте проектной деятельности.

Эмоционально-личностный компонент включает в себя следующие характеристики педагога:

- желание работать в детском коллективе и заинтересованность в положительном результате проектной деятельности, эмоциональная устойчивость;

- умение обеспечить успех в проектной деятельности, компетентность в педагогическом оценивании;

- умение превращать учебную задачу в личностно-значимую, компетентность в установлении субъект-субъектных отношений;

- проявление эмпатичности, демократичности, тактичности в общении с детским коллективом;

- рефлексивные умения;

- умение использовать собственные способности.

В состав эмоционально-личностного компонента проектной компетентности педагога также входят коммуникативные умения, а именно:

- способность к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе проектной деятельности;

- умение сохранять эмоциональную устойчивость, разрешать конфликты в детском коллективе в процессе проектной деятельности;

- грамотность, ораторское мастерство, навыки публичного представления результатов проекта;

- навыки разработки стратегии и техники активного взаимодействия с детским коллективом;

- умение организовать активную совместную деятельность;

- умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов проектной деятельности.

Творческая составляющая проектной компетентности педагога включает способность педагога к творчеству и решению проблемных задач в процессе проектной деятельности, изобретательность, гибкость, критичность ума, самобытность, способность ставить и решать нестандартные задачи в процессе проектной деятельности, чувство новизны, чуткость к противоречиям, преодоление стереотипов, склонность к риску.

Проектная компетентность педагога - это сложное интегративное понятие, включающее управленческую, эмоционально-личностную, творческую составляющие. Проектная компетентность педагога заключается в способности разрабатывать и реализовывать проекты, а именно:

- выявлять и анализировать проблемы, находить заинтересованных людей;

- формировать систему целей, сроков, бюджет проектов;

- осуществлять интеграцию и планирование проектной деятельности;

- прогнозировать ожидаемые результаты всех участников проекта;

- управлять качеством, рисками проекта;

- ввести проект в деятельностное поле группы детей;

- выстраивать взаимоотношения с детьми в процессе проектной деятельности;

- соотносить долю нового и известного в проекте;

- организовать презентацию полученных продуктов и результатов проектной деятельности участников проекта.

Для эмпирического исследования нами были разработаны три уровня сформированности проектной компетентности педагога. Низкий уровень включает частичные проявления навыков, входящих в состав компетентности. Средний уровень сформированности проектной компетентности предполагает развитые способности педагога; педагог способен активно влиять на происходящее. При высоком уровне сформированности проектной компетентности педагог способен активно проявлять способности, эффективно использовать как внутренние, так и внешние средства, проявлять соответствующие навыки в ситуации повышенной сложности. Основой для дифференциации уровней сформированности проектной компетентности является совокупность таких показателей как, эмоциональная стабильность, умение управлять своими эмоциями, настойчивость и упорство в достижении целей, общительность, высокая нормативность поведения, смелость, чувствительность, дипломатичность, профиль саморегуляции, уровень мотивации к успеху, уровень развития рефлексивности, коммуникативные умения, творческие особенности. Более подробно уровни сформированности проектной компетентности будущих педагогов описаны в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни сформированности проектной компетентности будущих педагогов

Уровень сформированности компетентности Компонент компетентности Показатели сформированности компетентности

высокий управленческий Субъект проявляет ответственность, практичность, высокую скорость в решении практических задач. В профессиональной деятельности субъект ориентируется на внешнюю реальность, проявляет деловую направленность, настойчивость в достижении целей, развитое чувство долга, соблюдает общепринятые правила. Субъект умеет эффективно контролировать свои эмоции и поведение, испытывает потребность в осознанном планировании деятельности, продумывании способов для достижения целей, проявляет развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, пластичность регуляторных процессов, а также автономность в организации активности индивида и группы

эмоционально- личностный Субъект проявляет общительность, открытость, приспасаблива-емость, внимание к людям и готовность в совместной работе. Субъект готов к продуктивному сотрудничеству и активен в устранении конфликтов, возникающих в коллективе, с легкостью устанавливает контакты. В общении субъект проявляет эмоциональную устойчивость, склонность к эмпатии, имеет адекватную самооценку и оценку деятельности. Субъект имеет художественное восприятие мира, высокий уровень мотивации к успеху, высокий уровень развития рефлексивности, умеет адекватно реагировать на справедливую критику, умеет отказать

творческий Субъект проявляет выраженная любознательность, стремление к изучению новых механизмов, процессов, явлений. Субъект склонен к поиску нестандартных путей решения задач, имеет развитое воображение, умение видеть необычное в обычном, проявляет интерес к сложным явлениям, отдает приоритет в сторону трудных задач, проявляет умеренную склонность к риску

Продолжение таблицы 1

1 2 3

средний управленческий Субъект проявляет ответственность в ситуациях личной заинтересованности, умеренную настойчивость в достижении цели, развитую компромиссность, частичное соблюдение общественных норм и правил. В деятельности субъект проявляет невысокую скорость решения практических задач, ориентируется как на внешнюю реальность, так и на внутренние субъективные потребности, не проявляет потребности в осознанном планировании деятельности. Субъект отличается непрактичностью, импульсивностью, проявляет сложность при контроле своих эмоций, сложность в восприятии критики, трудности в планировании и самостоятельной организации активности индивида и группы

эмоционально- личностный Субъект проявляет общительность, склонность к объективности, готовность к совместной работе, но испытывает трудности в установлении контактов, эмоциональную неустойчивость в общении, проявляет склонность к эмпатии, обладает неустойчивой самооценкой, имеет средний уровень мотивации к успеху, средний уровень развития рефлексивности, а также наличие коммуникативных трудностей

творческий Субъект проявляет умеренную любознательность, стремление к познанию новых явлений, механизмов, процессов. Осуществляет поиск простых и быстрых путей решения задач, проявляет умеренное развитие воображения, отдает приоритет в сторону легких задач, склонность к риску отсутствует

низкий управленческий Субъект проявляет склонность к непостоянству, трудности в выполнении групповых требований, неорганизованность, проявляет свободу от влияния социальных норм, поглощенность собственными иллюзиями, зависимость от настроения, неумение контролировать свои эмоции и поведение. У субъекта слаборазвита потребность в планировании, имеет место неадекватная оценка значимых внутренних и внешних условий, неумение и (или) нежелание продумывать последовательность своих действий. Субъект некритичен к собственным действиям, неспособен быстро и адекватно реагировать на ситуацию, неспособен самостоятельно организовать активность индивида или группы

эмоционально- личностный Субъект проявляет недоверчивость, критичность, импульсивность, раздражительность, утомляемость. В профессиональной деятельности у субъекта развита склонность к объективности, к излишней строгости в оценке людей. В коллективе субъект испытывает трудности в установлении контактов, жестокость по отношению к окружающим. Субъект имеет низкий уровень мотивации к успеху, низкий уровень развития рефлексивности, не умеет принимать критику, не умеет отказывать

творческий Субъект не проявляет любознательности, интереса и стремления к исследованию новых явлений, процессов и механизмов, отдает приоритет простейшим путям решения задач, не обладает развитым воображением, не склонен к творчеству, проявляет повышенную предрасположенность к риску или не проявляет совсем

Эмпирическое исследование проектной компетентности будущих педагогов проходило на базе факультета начального образования ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», в котором приняло участие 109 студентов IV и V курсов. Эксперимент проходил в три этапа: диагностический, формирующий и контрольный. На диагностическом этапе для определения уровня сформированности проектной компетентности будущих педагогов мы применяли ряд методик. Для определения уровня развития управленческого компонента проектной компетентности мы применяли 16-факторный личностный опросник (Р. Кет-тел), позволяющий оценить эффективность управления своей деятельностью и поведением, умение планировать жизнь и действия по достижению целей, преодолевать трудности, организовывать свое время. Также использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), позволяющий определить степень развития осознанной саморегуляции, что является основой продуктивности выполнения управленческой деятельности. Для оценки эмоционально-личностного компонента проектной компетентности мы применяли методики диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), и диагностики уровня развития рефлексивно-

сти (А.В. Карпов), позволяющие выявить способность личности к осмыслению, изучению, анализу окружающей действительности через образ «Я». Применялся тест коммуникативных умений (Л. Михельсон), а также 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттел), позволяющие оценить совокупность индивидуально-психологических особенностей личности. Для оценки творческого компонента проектной компетентности будущего педагога нами была применена методика диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник), позволяющая выявить любознательность, склонность к риску, а также оценить развитие воображения и ориентацию на познание сложных явлений. По окончанию диагностического этапа можно сделать вывод о том, что формированию проектной компетентности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе не уделяется должного внимания.

Второй, формирующий, этап заключался в формировании проектной компетентности студентов, будущих педагогов в условиях вуза. Суть формирующего эксперимента заключается в формировании у студентов системы знаний о проектной деятельности, освоении ее способов, а также применении полученных навыков в процессе самостоятельной проектной деятельности. Формирующий эксперимент проходил в течение двух лет. Диагностические мероприятия проходили не только до начала и после окончания формирующего этапа, но и в промежуточный период, что позволяло отследить, скорректировать и устранить недостатки процесса формирования проектной компетентности будущих педагогов.

Для реализации формирующего эксперимента применялись различные педагогические технологии. В процесс обучения будущих педагогов были включены такие обучающие курсы, как «Основы проектной деятельности», «Социальное проектирование», «Коммуникации в проектировании», на которых студенты познакомились с базовыми знаниями об организации проектной деятельности, со спецификой ее организации в условиях детского коллектива, с инновационными процессами в педагогическом проектировании. Применить полученные знания и отработать навыки студенты могли в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях. Для формирования проектной компетентности будущих педагогов была создана система реализации студенческих проектов совместно с детьми, многие из которых были реализованы на городском и районном уровне. В процессе подготовки и защиты выпускных квалификационных работ, курсовых исследований применялись элементы проектной деятельности. В разработанную модель формирования проектной компетентности будущих педагогов были внедрены активные методы, такие как, педагогическое моделирование, деловая игра, групповые дискуссии в режиме «круглого стола», «брейнсторминга», также применялась техника «рефлексивного мышления», «кейс»-методика сопоставление собственных проектов с актуальными социально-педагогическими потребностями современности. В процессе реализации профессиональной подготовки будущих педагогов организовывались встречи и открытые публичные лекции представителей органов образования, благотворительных фондов, заинтересованных в реализации социальных и педагогических проектов, мастер-классы профессионалов в области социально-педагогического проектирования. Для развития коммуникативного и творческого компонентов проектной компетентности были организованы тренинговые занятия, на которых студенты осваивали базовые знания, учились организовывать и направлять коллективное творчество, активизировать оригинальность, продуктивность мышления и разработку гипотез; выявлены социально значимые проблемы, создавалась здоровая конкурентная среда, а также было организовано психолого-педагогическое сопровождение студентов в виде курса тренинга на основе технологии фототерапии.

Третий этап эксперимента заключался в контрольной диагностике уровня сформирован-ности проектной компетентности у будущих педагогов с помощью методик, перечисленных выше. Обработка эмпирических результатов осуществлялась с учетом возраста и пола испытуемых, с помощью программы Б1а^1юа 6.0 для среды Windows.

Анализ результатов контрольной диагностики показал существенные различия по показателям уровня сформированности проектной компетентности в экспериментальной группе. До начала формирующего эксперимента высокий уровень сформированности проектной компетентности был зафиксирован у 24 % испытуемых, средний уровень показали 37 %, 41 % - низкий уровень. По окончанию контрольной диагностики мы можем констатировать, что высокий уровень сформированности проектной компетентности был выявлен у 36 % испытуемых, что на одну треть превышает первичный показатель. Средний уровень сформированности проектной компетентности на контрольном этапе был зафиксирован у 55 % испытуемых в экспериментальной группе, что также превышает первичный показатель на одну треть. Низкий уровень сформиро-ванности проектной компетентности на контрольном этапе эксперимента был диагностирован лишь у 9 % испытуемых в экспериментальной группе, что на 32 % ниже первоначального показателя, тогда как в контрольной группе существенных показателей зарегистрировано не было.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что предложенная система формирования проектной компетентности студентов, будущих педагогов в условиях вуза, является эффективной, поскольку показатели ее сформированности в ходе эксперимента качественно и количественно изменились в лучшую сторону. Нам представляется, что применение в профессиональном образовании разработанной нами системы формирования проектной компетентности будущих педагогов - эффективный, проверенный практикой путь развития творческого, коммуникативного и исследовательского потенциала, становления волевого характера исследователя, воспитание активной инициативы, ответственности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, дипломатичности, что заключает в себе понятие проектной компетентности будущего педагога.

Ссылки:

1. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.В. Матросова, В.Д. Шад-рикова // Вестник образования. 2007. № 7. С. 25-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.