Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреднева Надежда Анатольевна

Рассматривается проблема использования метода проекта для формирования профессиональных компетенций студентов. Выделены специфические черты, присущие профессионально-ориентированной проектной деятельности. Предложена технология организации проектирования студентов, основанная на принципах интеграции профильных и непрофильных дисциплин в проекте, осознания иностранного языка как одного из способов овладения специальностью, разработки специальных упражнений, подготавливающих студентов к профессиональной проектной деятельности, ориентации на профессиональное самообразование и саморазвитие обучаемых, произвольного выбора студентом собственной профессиональной образовательной траектории, рефлексивного характера проектной деятельности. Выявлены основные показатели готовности студента к профессиональной проектной деятельности. Сделан вывод о том, что метод проектов способствует самореализации студентов, стимулирует стремление к профессиональному росту и развитию, содействует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреднева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD IN THE PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY

It is considered the problem of using the project method for forming the students’ professional competencies. The author identifies the special features of professionally-oriented project activities and suggests the technology of students' project organization based on the principles of integration of profile and non-profile disciplines in the project, awareness of a foreign language as one of the methods of mastering a specialty, developing special exercises, preparing students for professional project activities, orientation to professional self-education and self-development of trainees, student’s voluntary choice of their own professional educational trajectory, reflexive character of project activities. The main indicators of student readiness to the professional project activities are revealed. It is concluded that the project method contributes to students’ self-realization, stimulates the desire for professional growth and development and promotes the formation of professional competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7.)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-144-149

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

© Надежда Анатольевна Бреднева

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

г. Липецк, Россия

[email protected]

Аннотация. Рассматривается проблема использования метода проекта для формирования профессиональных компетенций студентов. Выделены специфические черты, присущие профессионально-ориентированной проектной деятельности. Предложена технология организации проектирования студентов, основанная на принципах интеграции профильных и непрофильных дисциплин в проекте, осознания иностранного языка как одного из способов овладения специальностью, разработки специальных упражнений, подготавливающих студентов к профессиональной проектной деятельности, ориентации на профессиональное самообразование и саморазвитие обучаемых, произвольного выбора студентом собственной профессиональной образовательной траектории, рефлексивного характера проектной деятельности. Выявлены основные показатели готовности студента к профессиональной проектной деятельности. Сделан вывод о том, что метод проектов способствует самореализации студентов, стимулирует стремление к профессиональному росту и развитию, содействует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, профессиональная деятельность, профессионально-ориентированное обучение, профессиональная компетентность, проектная технология.

Для цитирования: Бреднева Н.А. Метод проектов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 144-149. doi: 10.18522/20701403-2022-92-3-144-149.

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Project method in the professionally-oriented training foreign language at the University

© Nadezhda A. Bredneva

Lipetsk state pedagogical university of P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russian Federation [email protected]

Abstract. It is considered the problem of using the project method for forming the students' professional competencies. The author identifies the special features of professionally-oriented project activities and suggests the technolo -gy of students' project organization based on the principles of integration of profile and non-profile disciplines in the project, awareness of a foreign language as one of the methods of mastering a specialty, developing special exercises, preparing students for professional project activities, orientation to professional self-education and self-development of trainees, student's voluntary choice of their own professional educational trajectory, reflexive character of project activities. The main indicators of student readiness to the professional project activities are revealed. It is concluded that the project method contributes to students' self-realization, stimulates the desire for professional growth and development and promotes the formation of professional competence of future specialists.

Key words: project, project method, project activities, professional activity, professionally-oriented training, professional competence, project technology.

For citation: Nadezhda A. Bredneva Project method in the professionally-oriented training foreign language at the University. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. No 3. P. 144-149. doi: 10.18522/2070-14032022-92-3-144-149.

Введение

Одной из задач современного высшего образования является адаптация выпускников к будущей профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях. Проектная технология позволяет осуществить этот процесс, так как она воспроизводит будущую трудовую деятельность и направлена на раскрытие адаптационного потенциала студента, его ценностного отношения к своей специальности, на соотнесение реальных достижений и планов на будущее, приобретение опыта решения профессиональных задач.

Целью статьи является рассмотрение особенностей и принципов проектного профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью включения проектной технологии в учебный процесс в вузе с целью формирования проектных и профессиональных компетенций студентов, а также умений решения задач по разработке и реализации проектов в учебной, внеучебной и профессиональной деятельности.

Продуктивное усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, развитие специальных компетенций может происходить не только традиционными способами - на лекциях, практических занятиях, семинарах, но и посредством самостоятельной проектной работы. «Проектирование - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята образованием сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое -ценностно-смысловые основы культуры и процесс длительной социализации» [1, с. 94].

Обсуждение

Сущность метода проектов была рассмотрена в работах Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика и др. Теория и практика педагогического проектирования нашла свое отражение в трудах В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, И.Я. Лернера, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др. Исследователи И.В. Корякина, Н.П. Русинова, С.Х. Умарова, А.Б. Гацаева, Т.У. Абуев считают проектную технологию средством формирования профессиональной компетентности студента [5; 8; 9]. Мы согласны с точкой зрения Корякиной И.В., которая отмечает, что благодаря данному виду работы «.. .у студента появляется возможность моделировать элементы своей будущей профессиональной деятельности и решать конкретные производственные задачи, что позволяет развивать личностные и профессиональные компетенции, и, как следствие, общую компетентность специалиста» [5, с. 10].

Проблеме проектного профессионально-ориентированного обучения иностранному языку посвящены работы Н.И. Газовой, Е.Е. Дымовой, Л.Ф. Низаевой и др. Ученые полагают, что проектная деятельность является наиболее эффективным средством обучения иноязычному профессиональному общению при недостатке средств обучения и небольшом объеме часов на изучение иностранного языка [2; 3; 6]. Исследователи Н.П. Зубарева, А.В. Муха, Н.И. Федосеева предлагают использовать проектный метод при реализации компе-тентностного похода в вузе в процессе изучения иностранного языка [4].

Метод проектов в профессиональном обучении - это имитация будущего трудового процесса, в котором студенты выполняют определенные действия по решению проблемы, направленной на создание продукта, обладающего новизной, оригинальностью и профессиональной значимостью.

Учебно-профессиональная проектная деятельность - это особый вид работы, которая осуществляется на занятии в вузе, но имеет целью решение профессиональной задачи, интегрирует в себе характеристики, содержание и структуру трех видов деятельности - учебной, проектной и профессиональной. Ее результатом является одновременно и готовый продукт (проект), и новые знания, умения, навыки, качества личности, изменения в мотивационном, ценностном и личностном планах, приобретение специальных компетенций. Дополнением является готовность выпускника к саморазвитию в профессиональном и личностном направлениях. В ходе создания проекта студент реализует следующие компетенции: организовывать собственную деятельность, выбирать методы решения профессиональных задач, осуще-

ствлять поиск и обработку информации, в том числе на иностранном языке, применять компьютерные технологии, работать в команде, принимать решения в деловых ситуациях, заниматься самообразованием, осуществлять личностный и профессиональный рост.

Мы предлагаем использовать метод проектов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку на неязыковых специальностях вуза, в частности, при обучении студентов по специальности 44.03.05. Педагогические образование (с двумя профилями подготовки) «История и обществознание».

Специфика обучения иностранному языку в вузах на нелингвистических направлениях состоит в том, что оно имеет профессиональную направленность и тесно связано с будущей специальностью студентов. Однако, методы и средства, применяемые в учебном процессе, зачастую оказываются недостаточными для того что освоить профессионально-ориентированный иностранный язык и поднять уровень специальной компетентности выпускников. Нужны новые подходы к организации обучения. Именно метод проектов оказывается той технологией, которая позволяет совместить овладение иноязычными и профессиональными компетенциями.

В ходе работы нами были разработаны следующие принципы проектного профессионально-ориентированного обучения иностранному языку:

1. интеграция профильных и непрофильных дисциплин в проекте;

2. осознание иностранного языка как одного из способов овладения специальностью;

3. разработка специальных упражнений, подготавливающих студентов к профессиональной

проектной деятельности;

4. ориентация на профессиональное самообразование и саморазвитие обучаемых;

5. произвольный выбор студентом собственной профессиональной образовательной траектории;

6. рефлексивный характер проектной деятельности.

Для создания проекта обучаемые привлекают нескольких специальных дисциплин, а именно: «История России», «Всеобщая история», «История русской культуры», «Археология», «История международных отношений» и др. Кроме того, в проекте активно используются знания из непрофильных дисциплин («ИКТ и медиаинформационная грамотность», «Иностранный язык», «Речевые практики», «Философия»), которые объединяются с профильными. Такая обширная интеграция позволяет студентам получить более глубокие и насыщенные знания, создать многоуровневый профессиональный проект, активно усвоить как специальные, так и общие компетенции.

В качестве тем проектов обучаемым были предложены проблемные вопросы, в которых требовалось не только изложить теоретический материал, но и решить профессиональную задачу, высказать свое мнение по проблеме, предложить свое решение вопроса, например: «Причины распада Древнерусского государства», «Роль монгольского завоевания в истории России», «Возвышение Москвы. Альтернативы объединения», «Личность Бориса Годунова в оценках историков», «Причины и характер смуты» и др.

Студенты представляют проект на иностранном языке (английском) с обязательной презентацией. Решая профессиональную проектную задачу, обучаемые, прежде всего, овладевают специальными знаниями. Для этого могут быть использованы как русские, так и иноязычные профессиональные сайты. Проектанты знакомятся с информацией, обрабатывают, анализируют, синтезируют. В процессе работы переводят ее на русский язык. Если информация на русском языке, студенты переводят ее на английский. В ходе создания проекта происходит осознание того, что профессиональные знания можно приобрести посредством иностранного языка. Обучаемый получает возможность познакомиться с иноязычной литературой, зарубежными исследованиями, прочитать современные статьи на иностранном языке по своей специальности, расширить профессиональный кругозор.

Достижение цели - формирование профессиональной компетентности студентов неязыковых специальностей вуза посредством иностранного языка возможно с помощью специальных упражнений, подготавливающих студентов к учебно-профессиональной проектной дея-

тельности. Комплекс заданий, используемый на предпроектной стадии, имеет целью развитие иноязычных умений и навыков (чтение специальных текстов, лексические и грамматические задания, направленные на изучение специальной лексики и терминологии), проектных компетенций (мозговой штурм, постановка целей и задач проекта, разработка плана проекта, распределение ролей в группе), а также профессиональных компетенций (ролевые игры, разрешение профессиональных ситуаций). На основе предложенных ситуаций обучаемые выявляют проблемы, предлагают способы их решения, прогнозируют результат, определяют необходимый для создания проекта лингвистический и коммуникативный материал, характер и содержание презентации. В процессе выполнения подготовительных упражнений студенты учатся организовывать свою проектную деятельность, работать с информацией, использовать технические средства, взаимодействовать с другими проектантами. Разработанный нами комплекс упражнений позволяет обучаемым параллельно формировать иноязычные, профессиональные и проектные компетенции для их дальнейшей реализации в проекте.

В ходе создания проекта студент самостоятельно приобретает знания по своей будущей специальности, овладевает приемами индивидуальной работы, совершенствует иноязычные знания и умения, навыки проектирования, самоорганизации. Педагог выполняет роль консультанта. Самообразование происходит в нескольких направлениях: иностранном языке, специальности, информационных технологиях. Индивидуальная проектная деятельность стимулирует мыслительные процессы обучающихся. У студентов появляется стремление к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию - качество, являющееся необходимой характеристикой современного конкурентоспособного специалиста.

Самостоятельный выбор темы проекта обусловливает профессиональный вектор направления движения студента. Здесь обучаемый проявляет свои индивидуальные учебные и профессиональные интересы. Он выбирает ту тему, в рамках которой хочет углубить и расширить свои знания. Этот фактор повышает мотивацию студентов к будущей специальности и способствует их самореализации, стимулирует готовность к профессиональному росту и развитию.

В процессе создания проекта необходима рефлексия обучаемых с точки зрения адекватности используемой информации, средств, методов целям и задачам проекта. Рефлексия представляет собой самооценку своей проектной деятельности. Ее развитие должно быть целенаправленным. Оно происходит в результате вовлечения студентов в групповую оценку проекта, разбора его достоинств и недостатков, самоанализа своей проектной работы. Рефлексия помогает обучаемым регулировать ход самостоятельного усвоения знаний, является способом организации мышления путем активизации познавательных процессов, организуя проектирование путем его контроля и коррекции. Мы считаем способность к рефлексии фактором успешной проектной, а, в целом - будущей профессиональной деятельности студентов.

Проектная технология предполагает не только активное самостоятельное усвоение знаний, но и обмен ими с другими обучаемыми, который осуществляется в ходе разработки проектов и на междисциплинарных конференциях. Студент получает возможность ознакомиться с профессиональной информацией, с другими проектами, обсудить их содержание, поучаствовать в дискуссии, высказать свою точку зрения. Кроме того, проектная деятельность подразумевает генерирование информации, так как в процессе работы происходит рождение новых идей. В любом случае, проект - это выход за границы обыденного сознания, взгляд в будущее, его проектирование, планирование. Метод проектов позволяет преодолеть рамки учебной среды и вывести будущих специалистов в реальную жизнь.

Отметим специфические черты, присущие профессионально-ориентированной проектной деятельности:

• возможность индивидуальной профессиональной траектории, обусловленной самостоятельным выбором темы проекта;

• включение студентов в практико-ориентированную деятельность;

• развитие индивидуальных способностей обучаемых в проекте;

• овладение проектной компетентностью и культурой;

• развитие творческой инициативности и активности;

• рефлексия.

В ходе создания проекта осуществляется «перевод теоретической информации на язык практических действий», формирование исследовательской культуры; реализуется возможность овладения общими закономерностями проектирования, составляющими основу профессиональной деятельности в условиях вариативного современного образования; осуществляется обучение приемам самообразования и преобразующей профессиональной стратегии» [7, с. 20].

Основными показателями готовности студента к профессиональной проектной деятельности, по нашему мнению, являются:

• знания студентов о методе проектов как особой технологии;

• наличие проектных умений и навыков;

• умение создавать проектный продукт с заданными параметрами индивидуально и в группе. Проектная технология ценна тем, что позволяет аккумулировать общие и профессионально-значимые компетенции (умения прогнозировать, анализировать, моделировать, рефлексировать), дает навыки решения профессиональных задач.

Выводы

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что использование метода проектов при обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку является значимым фактором подготовки их к будущей профессиональной деятельности, дает возможность саморазвиваться и самосовершенствоваться. Разработанные нами специальные принципы и комплекс подготовительных упражнений делают этот процесс более эффективным. Благодаря проектной технологии происходит не пассивное, а активное усвоение знаний в ходе их практического включения в учебно-профессиональную деятельность, что, в конечном итоге, способствует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.

Список источников

1. Волик М.В., Козаева К.Г., Плиева В.А. Использование метода проектов в профессиональном обучении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Педагогические науки. 2014. № 42. С. 94-97.

2. Газова Н.А. Учебная коммуникативно-проектная деятельность на английском языке как средство формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях неязыкового вуза // Дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 2007. 246 с.

3. Дымова Е.Е. Проектная деятельность в формировании профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления «Реклама и связи с общественностью» // Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011. 23 с.

4. Зубарева Н.П., Муха А.В., Федосеева Н.И. Роль проектного метода при реализации компетентностного подхода в высшей школе // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 2. С. 259-266.

5. Корякина И.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды // Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2013. 165 с.

6. Низаева Л.Ф. Формирование коммуникативной компетенции в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам // Международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам XXVI заочной научной конференции Resaerch Journal of International studies. Екатеринбург: МНИЖ, 2014. № 4 (23). Часть 3. С.105-196.

7. Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г.С. Сухобской, В.А. Соколовской, Т В. Шадриной. СПб., 2012.

8. Русинова Н.П. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения студентов вуза проектной деятельности // Казанская наука: педагогические науки. 2017. № 6. С. 82-85.

9. Умарова С.Х., Гацаева А.Б., Абуев Т.У. Проектная деятельность как мотивирующий фактор формирования иноязычной коммуникативной компетенции студента-лингвиста // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 88. № 5. С. 193-198.

References

1. VolikM. V., Kozaeva K.G., Plieva V.A. Using the project method in vocational training // Actual problems of the humanities and natural sciences. Pedagogical Sciences. 2014. No. 42. P. 94-97.

2. Gazova N.A. Educational communicative and project activity in English as a means of forming the professional competence of a specialist in a non-linguistic university // Thesis. Petrozavodsk, 2007. 246 p.

3. Dymova E.E. Project activity in the formation of professionally oriented foreign language communicative competence of students of the direction "Advertising and Public Relations" // Abstract thesis. Sciences. Ekaterinburg, 2011. 23 p.

4. Zubareva N.P., Mukha A.V., Fedoseeva N.I. The role of the project method in the implementation of the competence-based approach in higher education // The Humanities and social sciences. 2019. No. 2. P. 259-266.

5. Koryakina I.V. Project activity as a means of forming professional competence of a student of secondary vocational education in a new educational environment // Thesis. Khabarovsk, 2013. 165 p.

6. Nizaeva L.F. Formation of communicative competence in the framework of professionally oriented teaching of foreign languages // International Research Journal: Collection of results of the XXVI correspondence scientific conference Research Journal of International studies. Ekaterinburg, 2014. No. 4 (23). Part 3, pp. 105-196.

7. Adult education: goals and values / Ed. G.S. Sukhobskaya, V.A. Sokolovskaya, T.V. Shadri-na. SPb., 2012.

8. Rusinova N.P. Formation of professional competencies in the process of teaching university students project activities // Kazanskaya science: pedagogical sciences. 2017. No. 6. P. 82-85.

9. Umarova S.Kh., Gatsaeva A.B., Abuev T. U. Project activity as a motivating factor in the formation of foreign language communicative competence of a linguist student // The Humanities and social sciences. 2021. V. 88. No. 5. P. 193-198.

Статья поступила в редакцию 27.03.2022; одобрена после рецензирования 10.04.2022; принята к публикации 20.04.2022.

The article was submitted 27.03.2022; approved after reviewing 10.04.2022; accepted for publication 20.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.