ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Система формирования профессиональной билингвальной компетенции бакалавров направления обучения «Международные отношения»
Кручинина Галина Александровна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и управления образовательными системами, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]
Петрукович Любовь Андреевна,
преподаватель, кафедра иностранных языков и лингвокультурологии, институт международных отношений и мировой истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]
Жерновая Оксана Романовна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков и лингвокультурологии, институт международных отношений и мировой истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной билингвальной компетенции бакалавров направления обучения «Международные отношения». Поставлена проблема разработки новых дидактических систем формирования профессиональной билингвальной компетенции студентов. Раскрыто понимание сущности билингвальной компетенции студентов с позиции коммуникативного и компетентностного подходов. Билингвальная компетенция, включающая языковые, речевые и межкультурные компетенции, обеспечивает способность к ведению профессиональной поликультурной коммуникации. Система формирования профессиональной билингвальной компетенции бакалавров направления обучения «Международные отношения» опирается на ряд дидактических систем, на общие принципы современных моделей билингвального обучения. В ее основу положена система профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Описаны целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный компоненты системы формирования профессиональной билингвальной компетенции студентов. Обоснована успешность применения профессионально ориентированных методик двуязычного профессионального общения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: билингвальное образование, билингвальная компетенция, поликультурный диалог, профессионально-ориентированное обучение, информационные технологии, коммуникационные технологии, метод проектов.
Проблемы формирования профессиональной билингвальной компетенции будущих специалистов в процессе обучения в высшей школе решаются в контексте понимания современных педагогических подходов и принципов высшего иноязычного образования. Реализация педагогических и лингво-дидактических условий, обеспечивающих формирование профессиональной билингвальной компетенции бакалавров направления обучения «Международные отношения», предполагает, прежде всего, осмысление сущности понятия билингвальной компетенции будущих специалистов. Система формирования профессиональной билингвальной компетенции будущих специалистов опирается на общетеоретические, лингвистические, лингво-психологические, дидактико-методические аспекты билингвально-го образования, которое обеспечивает личностную готовность студентов к профессионально ориентированной коммуникации на родном и иностранном языках [6]. Билингвальное образование связано как с формированием лингвистических и речевых компетенций, так и с формированием личностных качеств студентов, обеспечивающих развитие познавательной активности и творческих способностей [3; 5]. Билингвальная компетентность с этих позиций раскрывается как «интегральная характеристика личности выпускника, его подготовки к профессиональной деятельности на русском и иностранном языках, определяющая проявление им установленных стандартов поведения и успешность в выполнении профессиональных задач в условиях полиязычной, поликультурной профессиональной среды» [7, с. 12].
В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов международных отношений актуализируется проблема поиска эффективных педагогических технологий, направленных на формирование компетенций профессионального общения на родном и иностранном языках. Такое общение подразумевает наличие опыта межкультурного общения, овладение языковым кодом и языковой картиной мира носителей родного и иностранного языка, позволяющим осуществлять профессионально ориентированное общение на родном и иностранном языках с использованием профессиональной терминологии в различных ситуациях межкультурного взаимодействия [3]. Билингвальная компетенция вклю-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
чает профессионально ориентированные речевые и языковые умения и навыки студентов, которые позволяют вести профессиональный диалог на двух языках в контексте языковой картины мира двух культур. Билингвальное обучение подразумевает формирование у студентов искусственного типа билингвизма, в котором существуют в определенных взаимоотношениях две языковые картины мира. В условиях билингвального обучения студенты овладевают искусственным типом билингвизма, который предполагает овладение двумя языковыми кодами, один из которых получен в процессе иноязычного обучения [9]. В процесс билингвального обучения и родной язык, и иностранный применяется и «как средство коммуникации, и как инструмент приобщения к миру специальных знаний, реализуется через специальные принципы билингвального обучения» [6, с. 16-17].
Система формирования профессиональной билингвальной компетенции бакалавров направления обучения Международные отношения опирается на общие подходы и принципы современных педагогических технологий билингвального обучения. В соответствие с данными принципами иностранный язык выступает средством «коммуникации и обучения по изучаемым дисциплинам; содержательной основой билингвального обучения является теоретическая модель иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов; билингвальное обучение обогащает методический арсенал преподавателей, расширяет общеобразовательный и профессиональный кругозор студентов, активизирует их самообразование и саморазвитие, обладает значительным воспитательным ресурсом» [6, с. 26]. Основными характеристиками любой системы выступают ее целесообразность; наличие взаимосвязанных структурных элементов и функциональных компонентов; функционирование системы как целостного единства; взаимодействие с внешней средой; иерархичность; динамичность; опора на организацию, а не на управление образовательной деятельностью обучаемых; соответствие определенным критериям.
Система формирования профессиональной билингвальной компетентности в вузе опирается на ряд дидактических систем, своим целепола-ганием направленных на поступательное решение основной задачи. Прежде всего - это дидактическая система обучения иностранному языку в высшей школе, основанная на коммуникативно-межкультурной компетенции, признании деятель-ностного характера языка, динамичного и процессуального характера коммуникации, ориентированная на формирование основ общей иноязычной компетентности. 5 Система обучения иностранному языку в выс-§ шей школе является неотъемлемой составной ча-£ стью системы профессионального обучения, по° скольку преподавание иностранного языка на-ав целено на формирование интегративного стиля
мышления студентов для успешного решения комплексных профессиональных задач на основе лингвистических, социолингвистических и прагматических компетенций. Поэтому система формирования профессиональной билингвальной компетентности бакалавров-международников основана также на системе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, представленной П.И. Образцовым, О.Ю. Ивановой, в структуру которой входят следующие элементы:
- «целевой, определяющий цели и задачи обучения иностранному языку;
- мотивационный, связанный с наличием у обучаемого потребности изучить иностранный язык, совершенствовать свои знания в этой области, применять иностранный язык на практике;
- содержательный, предполагающий отбор содержания учебного материала в соответствии с обозначенными целями и задачами;
- процессуальный, предусматривающий выбор методов, форм и средств обучения;
- контрольно-оценочный, связанный с периодической проверкой качества усвоения приобретенных в ходе обучения компетенций» [4, с. 53]. Исходя из вышеизложенного, дидактическая
система формирования профессиональной би-лингвальной компетентности бакалавров на основе применения информационных и коммуникационных технологий опирается на ряд дидактических систем, обеспечивающих ее реализацию в педагогической практике в высшей школе:
- система обучения иностранному языку в высшей школе;
- система профессионально-ориентированного обучения иностранному языку;
- система формирования профессионально-иноязычной компетентности бакалавров неязыковых факультетов высшей школы;
- система формирования профессионально-иноязычной компетентности бакалавров с применением информационных и коммуникационных технологий.
Система формирования профессиональной билингвальной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Международные отношения» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий включает следующие структурные компоненты:
1) цель профессиональной билингвальной подготовки бакалавров;
2) теоретические основы формирования профессиональной билингвальной компетентности бакалавров;
3) содержание профессиональной-билингваль-ной подготовки с учетом ведущих направлений будущей профессиональной деятельности: дипломатического, организационно-управленческого, экспертно-аналитического, научно-исследовательского, проектного, консультационного;
4) процесс обучения бакалавров-международников, предполагающий выбор определенных
форм, методов, средств обучения и предусматривающий базовый уровень, ориентированный на формирование общей компетентности в области двух иностранных языков, и опору на контекстное обучение, позволяющего интегрировать иноязычную подготовку в процесс профессионального обучения;
5) контроль сформированности профессиональной билингвальной компетентности бакалавров направления подготовки «Международные от-нощения»;
6) результат профессиональной билингваль-ной подготовки бакалавров, специализирующихся в сфере международных отношений.
Модель билингвального образования бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения», предусматривает изучение двух иностранных языков, согласно ФГОС ВО 3++ [8], которые вместе с родным языком включаются в учебный процесс по овладению будущей профессией. Профессиональная билингвальная подготовка осуществляется в несколько последовательных этапов, включающих формирование общей и деловой иноязычной компетентности бакалавров, профессионально-направленное обучение иностранным языкам, параллельное обучение специальным дисциплинам на родном языке и овладение специальными знаниями на иностранных языках.
Особое внимание в модели билингвального образования бакалавров-международников уделено применяемым педагогическим технологиям как комплексу «инструментальных и методических средств, используемых в опытно-педагогической работе для достижения эффективности и результативности формирования билингвальной компетентности будущих специалистов» [7, с. 116]. Обоснована успешность применения методик двуязычного профессионального общения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [2]. Доказана результативность педагогических условий интеграции информационно-коммуникативных технологий и методов проектного обучения [3]. Применение цифровых технологий в процессе билингвально-го образования, по мнению студентов, характеризуется такими положительными эффектами, как объективность тестового контроля, наличие различных вариантов применения цифровых технологий при удаленном контакте с преподавателем, единство требований преподавателя, предъявляемых ко всем студентам. Студенты осознают, что цифровые технологии при их использовании в образовательных организациях высшего образования имеют и негативные последствия, которые можно минимизировать правильной организацией учебного процесса [2].
Таким образом, реализация системы формирования профессиональной билингвальной компетенции бакалавров с использованием информационно-коммуникативных технологий направления обучения Международные отношения при-
обретает особую значимость в контексте современных мировых интеграционных процессов, в которых двуязычное образование средствами родного и иностранного языков становится условием образования и самообразования студентов, позволяющим подготовить студентов к межкультурному профессиональному сотрудничеству в многоязычном мире.
Литература
1. Кручинина Г.А., Петрукович Л.А. Исследование использования средств информационных и коммуникационных технологий при билингвальном профессионально-ориентированном языковом образовании // Перспективы науки. - 2015. - № 2(65). - С. 4551.
2. Кручинина Г.А., Кручинин М.В., Петруко-вич Л.А. Применение цифровых технологий обучения в высшей школе: проблемы и перспективы, SWOT-анализ // Казанский педагогический журнал. -2020. -№ 3. - С. 64-74.
3. Кручинина Г.А., Петрукович Л.А. Формирование умений и навыков профессионального общения в билингвальном обучении бакалавров международных отношений в условиях информатизации образования [Электронный рсурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=20849
4. Образцов П.И., Иванова О.Ю.Профессиональ-но-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. -Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
5. Петрукович Л.А. Профессиональное билингвальное общение будущего бакалавра международных отношений // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения: Сборник докладов Международной научно-практической конференции (16 мая 2016) / под научной редакцией член-корр. РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Да-нис», 2016. - С. 122-125.
6. Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.00 /Салехова Ляйля Леонардовна. - Казань, 2007. - 24 с.
7. Тарусина С.А. Формирование билингвальной компетентности у специалистов таможенного дела в процессе профессиональной вузовской подготовки (на примере Российской таможенной академии): дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Тарусина Светлана Александровна. - Москва, 2015. - 189 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки (специальности) 41.03.05 «Международные от-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ношения» и уровню высшего образования Бакалавриат, утвержденный приказом Минобр-науки России от 15.06.2017 № 555 9. Черничкина Е.К. Концепция искусственного билингвизма в теории языка: монография. -Волгоград: Перемена, 2007. - 232 с.
THE SYSTEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL BILINGUAL COMPETENCE OF BACHELORS OF THE FIELD OF STUDY «INTERNATIONAL RELATIONS»
Kruchinina G.A., Petrukovich L.A., Zhernovaya O.R.
National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky
The article is devoted to the problem of formation of professional bilingual competence of bachelors in the field of International relations. The problem of developing new didactic systems for the formation of professional bilingual competence of students is posed. The understanding of the essence of bilingual competence of students from the standpoint of communicative and competence approaches is revealed. Bilingual competence includes a set of language and speech competencies, as well as the possession of cross-cultural competence, which ensures the readiness of students to conduct a professional multicultural dialogue. The system of formation of professional bilingual competence of bachelors in the field of International Relations is based on a number of didactic systems, on the general principles of modern models of bilingual education. It is based on a system of professionally-oriented foreign language teaching. The article describes the target, motivational, content, procedural, control and evaluation components of the system of formation of professional bilingual competence of students. The success of the application of professionally oriented methods for organizing the process of bilingual professional communication with the use of information and communication technologies is justified.
Keywords: bilingual education, bilingual competence, multicultural dialogue, professionally-oriented training, information technologies, communication technologies, project method.
References
1. Kruchinina G. A., Petrukovich L.A. Investigation of the use of information and communication technologies in bilingual professionally-oriented language education // Prospects of science. - 2015. - № 2(65). - P. 45-51.
2. Kruchinina G. A., Kruchinin M.V., Petrukovich L.A. Application of digital technologies of education in higher school: problems and prospects, SWOT-analysis / / Kazan Pedagogical Journal. -2020. - No. 3. - P. 64-74.
3. Kruchinina G. A., Petrukovich L.A. Formation of skills and skills of professional communication in bilingual training of bachelors of international relations in the conditions of informatization of education [Electronic rsurs] // Modern problems of science and education. - 2015. - No. 4. - Access mode: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20849
4. Obraztsov P. I., Ivanova O. Yu. Professionally-oriented teaching of a foreign language at non-linguistic faculties of higher education institutions: Textbook / Edited by P.I. Obraztsov. - Orel: OSU, 2005. - 114 p.
5. Petrukovich L.A. Professional bilingual communication of the future bachelor of international relations / / Modern professional education: problems, forecasts, solutions: Collection of reports of the International Scientific and Practical Conference (May 16, 2016) / under the scientific editorship of the corresponding member of the RAO, Doctor of pedagogical Sciences, Professor F. Sh. Mukhametzyanova. - Kazan: Danis, 2016. - p. 122-125.
6. Salekhova L.L. Didactic model of bilingual teaching of mathematics in the higher pedagogical school: abstract of the dissertation of the candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.00 / Sal-ekhova Lyailya Leonardovna. - Kazan, 2007. - 24 p.
7. Tarusina S.A. Formation of bilingual competence among customs specialists in the process of professional university training (on the example of the Russian Customs Academy): dis. ... of the candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Tarusina Svetlana Aleksandrovna. - Moscow, 2015. - 189 p.
8. Federal State Educational Standard in the field of training (specialty) 41.03.05 «International Relations» and the level of higher education Bachelor's Degree, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 555 of 15.06.2017
9. Chernichkina E.K. The concept of artificial bilingualism in the theory of language: monograph. - Volgograd: Peremena, 2007. - 232 p.
о с
u
CM
л