SCIENCE TIME
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0 В КОМПЕТЕНТНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОМ БИЛИНГВАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ
Петрукович Любовь Андреевна, Кручинина Галина Александровна, Национальный исследовательский университет Ни-жегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема формирования билингвальной коммуникативной компетенции будущих бакалавров направления подготовки международные отношения как составной части их профессиональной компетентности в условиях информатизации высшего профессионального образования. Описываются используемые средства информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: компетентностный подход, билингвальная компетенция, средства информационных и коммуникационных технологий.
Общество постоянно повышает требования к уровню развития образования и личности. Современные общественные процессы диктуют изменения содержания, средств и методов педагогического процесса.
В рамках Болонского процесса России взяла на себя обязательства по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению можно рассматривать как одну из наиболее значимых инноваций в профессиональном образовании последних лет, где особое внимание уделяется внедрению в процесс обучения средств новых информационных технологий.
В Российской федерации переход на компетентностно-ориентировнное образование был закреплен в ходе подготовки «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» и подтвержден в решении
Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской федерации» в 2005 году [1, 2]. «Национальная доктрина образования в Российской федерации (на период до 2025 года)» выделяет в качестве одной из приоритетных задач - повышение качества высшего образования, повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалиста [3].
Обучение, основанное на компетенциях, может быть реализовано наиболее эффективно в форме модульных программ, где основная активность возложена на обучающегося. При этом, методы оценки образованности личности направленны на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний, умений. В работах ряда ученых (А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, И.Я. Зимняя, Э.Ф. Зеер и др.); изменение в системе оценивания учебных результатов является главным отличием компетентностного подхода от традиционного [4, 5, 8]. Мы в своем исследовании в большей степени опираемся на работы И.А. Зимней, которая определяет компетенции как потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях человека как акту-альных, деятельных проявлениях [5, с.7].
В условиях развития международных отношений, возрастающей потребности в межнациональных контактах и партнерстве повышается значимость иноязычной коммуникативной компетенции у бакалавра. Современная экономическая и политическая, социокультурная ситуация требует от него знания минимум одного иностранного языка. Следовательно, неотъемлемой частью высшего профессионального образования является развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности студента при формировании его профессиональной компетентности по основному профилю деятельности.
Применительно к обучению иностранным языкам рядом исследователей (З.И. Конновой, Н.С. Сахаровой, Г.Р. Хамитовой) вводится понятие «иноязычная компетенция», которое подразумевает два аспекта - язык со всеми его единицами и речь как язык в действии. Иноязычная компетенция рассматривается исследователями как корректное владение иностранным языком в повседневной жизни и профессиональной сфере, способность понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией, конкретной целевой установкой и коммуникативным намерением.
Наше исследование посвящено компетентно стно-ориентированному билингвальному образованию, способствующему в большей степени формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки международные отношения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей» [7].
Нами, применительно к формированию билингвальной коммуникативной компетенции, используются следующие средства информационных и коммуникационных технологий:
- компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, тестовые системы;
- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий;
- интеллектуальные и обучающие экспертные системы;
- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции; www и т.д.;
- электронные библиотеки.
Вики, блог, интерактивную доску, систему управления обучением Moodle
[6].
Специфика обучения бакалавров по направлению международные отношения состоит в том, что они в процессе формирования профессиональной компетентности изучают несколько иностранных языков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.
Характер деятельности, складывающейся при использовании сервисов Веб 2.0 вики и блогов, отличается интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями, высокой мотивацией к саморазвитию и постижению нового, повышением чувства индивидуальной ответственности в групповой деятельности, высокой эмоциональной окраской. Это указывает на высокий потенциал использования технологий Веб 2.0 в реализации личностно-ориентированных образовательных технологий.
Рассмотрев возможности различных технологий Веб 2.0, из всего многообразия социальных сервисов мы выделяем вики и блог как наиболее подходящие для формирования профессионально-иноязычной компетентности. Характерными признаками этих технологий являются простота использования, многофункциональность и возможность создания творческих проектов в рамках образовательного процесса.
Внедрение технологии вики в процесс формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов:
- совершенствование навыков чтения и письма, осознание студентами важности письменной речи;
- ознакомление студентов с сетевыми ресурсами, предлагающими
разнообразную интересную информацию по изучаемой теме;
- развитие умения анализировать и синтезировать информацию;
- формирование навыков самостоятельной постановки цели, планирования стратегических шагов по ее достижению и реализации плана через взаимодействие с партнерами при работе в команде;
- развитие навыка сотрудничества, способности к рефлексии, критическому мышлению;
- повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Наиболее эффективным является использование технологии вики в
профессионально-иноязычной подготовке в качестве средства создания коллективных творческих проектов. Использование технологии вики позволило нам пересмотреть традиционно сложившиеся организационные формы учебной работы по иностранному языку: увеличить самостоятельную, индивидуальную и групповую работу студентов, увеличить объём практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Элемент коллективной работы и коммуникации упрощает обсуждение насущных вопросов, способствует рождению новых идей и инновационных решений. В ходе такого вида работы у студентов развивается воображение, выявляется творческий потенциал, открываются новые возможности усовершенствования навыков чтения и письма.
Технология вики позволяет не только совершенствовать навыки чтения и письма, но и развивать умение анализировать и синтезировать информацию, формировать навыки самостоятельной постановки цели, планирования стратегических шагов по ее достижению и реализации плана через взаимодействие с партнерами при работе в команде.
Наряду с формированием лингвистических навыков и умений, использование этих технологий предоставляет широкие возможности для развития учебных стратегий, таких как:
- стратегия самообучения;
- определение собственного учебного стиля;
- овладение различными способами поиска и переработки информации;
- развитие навыков эффективного письма;
- развитие умения работать в команде;
- освоение навыков презентации;
- стратегия эффективной подготовки к экзаменам.
Литература:
1. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
2. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/files/ bins/423.htm
3. «Национальная доктрина образования в Российской федерации (на период до 2025 года)» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368
4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 210 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно стного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
6. Петрукович Л.А., Кручинина Г.А. Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г.: в 11 частях. Тамбов, 2014, Издательство: ООО "Консалтинговая компания Юком" (Тамбов), с. 112-115
7. Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. -2004. - № 6. - С. 63-70.
8. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: проблема роли информационных технологий / В. В. Сериков [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ito.su/2000/otklon/otklon60.html.