Научная статья на тему 'Основные компетенции, формируемые в профессиональном иноязычном образовании бакалавров направления подготовки международные отношения'

Основные компетенции, формируемые в профессиональном иноязычном образовании бакалавров направления подготовки международные отношения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрукович Л. А.

Рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции будущих бакалавров направления подготовки международные отношения как составной части их профессиональной компетентности в условиях информатизации высшего профессионального образования. Описываются основные компетенции, формируемые в профессиональном иноязычном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрукович Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные компетенции, формируемые в профессиональном иноязычном образовании бакалавров направления подготовки международные отношения»

Ельцина предоставляет нашему музею современную краеведческую литературу и видеоматериалы по прослушанной теме.

В музее ведется работа по комплектованию библиотеки по истории Урала, в которую входят книги по архитектуре, деревянному зодчеству, народному быту. Немало авторов, чьи работы посвящены революционному прошлому и участию наших земляков в Великой Отечественной войне - их боевым и трудовым подвигам. Также в музее находится краеведческая литература, которой пользуются воспитанники при написании школьных рефератов и сообщений.

Все экспонаты школьного музея активно используются на уроках истории и во внеурочной деятельности. На ежегодных школьных конференциях «Творчество ученика и учителя» были представлены работы:

- «История одного экспоната из школьного музея. Тульский самовар». Участники конференции познакомились с устройством и работой тульского самовара;

- «Какой мерой мерили на Урале». Выступая с докладом, Виталий не только рассказал об устройстве римского безмена, которым пользовались в быту до XX века, но и продемонстрировал работу безмена, взвесив два фунта гречи.

Список литературы:

1. Андриенко В.К. Творческое использование педагогического наследия А.С. Макаренко в деятельности общеобразовательной и специальной школ. Сб. научных трудов / В.К. Андриенко, И.А. Невский, отв. ред. Ю.В. Гребеев. -М.: изд-во АПН СССР, 1988. - 247 с.

2. Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / И.В. Муштавинская, О.Н. Крылова. - КАРО, 2013. - 144 с.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

© Петрукович Л.А.*

Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции будущих бакалавров направления подготовки международные

* Аспирант кафедры Педагогики и управления образовательными системами.

отношения как составной части их профессиональной компетентности в условиях информатизации высшего профессионального образования. Описываются основные компетенции, формируемые в профессиональном иноязычном образовании.

Ключевые слова компетентностный подход, профессионально-иноязычная компетентность, общекультурные и профессиональные компетенции.

Общество постоянно повышает требования к уровню развития образования и личности. Современные общественные процессы диктуют изменения содержания, средств и методов педагогического процесса.

В рамках Болонского процесса России взяла на себя обязательства по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению можно рассматривать как одну из наиболее значимых инноваций в профессиональном образовании последних лет, где особое внимание уделяется внедрению в процесс обучения средств новых информационных технологий.

В Российской федерации переход на компетентностно-ориентировнное образование был закреплен в ходе подготовки «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской федерации» в 2005 году [1, 2]. «Национальная доктрина образования в Российской федерации (на период до 2025 года)» выделяет в качестве одной из приоритетных задач - повышение качества высшего образования, повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалиста [3].

Обучение, основанное на компетенциях, может быть реализовано наиболее эффективно в форме модульных программ, где основная активность возложена на обучающегося. При этом методы оценки образованности личности направленны на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний, умений. В работах ряда ученых (А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, И.Я. Зимняя, Э.Ф. Зеер и др.); изменение в системе оценивания учебных результатов является главным отличием компетентностного подхода от традиционного [4, 5, 8]. Мы в своем исследовании в большей степени опираемся на работы И.А. Зимней, которая определяет компетенции как потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компе-тентностях человека как актуальных, деятельных проявлениях [5, с. 7].

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения, разработанных на основе компетентностного подхода, компетенции разделяются на общекультурные и профессиональные [6].

Рассмотрим основные общекультурные и профессиональные компетенциями в курсе профильно-ориентированной иноязычной подготовки студентов по направлению подготовки международные отношения (табл. 1).

Таблица 1

Основные компетенции, формируемые в профессиональном иноязычном образовании бакалавров направления подготовки международные отношения

Направление Формируемые компетенции Обознач.

подготовки компет.

- способностью ориентироваться в системе общечеловеческих цен-

ностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориента- ОК-1

ций различных социальных, национальных, религиозных и про-

фессиональных общностей и групп в российском социуме;

- владением навыками социокультурной и межкультурной комму-

никации, обеспечивающими адекватность социальных и профес- ОК-7

сиональных контактов;

- владением навыками использования иностранного языка в устной ОК-18

0= и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации;

- знанием политических реалий современного мира, владением по-

и В литической терминологией, умением анализировать текущую поли- ПК-9

о Е тическую ситуацию, способностью делать политические прогнозы;

ё - способностью строить свое речевое и не речевое поведение адек-

и А ватно социокультурной специфике страны изучаемого языка на ПК-12

н 3 иностранном и на родном языках;

% - способностью обобщать содержание иноязычных материалов в ПК-14

X форме рефератов и устных сообщений;

- способностью применять лингвокультурные знания при анализе ПК-16

^ социальных, политических, этнокультурных проблем;

о о - владением базовыми навыками ведения официальной и деловой ПК-17

ОЧ документации на русском и иностранных языках;

о - способностью реферировать новейшую информационно-аналити-

ческую и научную литературу, составлять сводки по материалам ПК-23

средств массовой информации (СМИ) на разных языках;

- владением знаниями концептуальной и языковой картины мира ПК-31

носителя иноязычной культуры;

- владением базовыми навыками двустороннего устного и письмен-

ного перевода текстов общественно-политической направленности ПК-33

на изучаемых иностранных языках;

- владением базовыми навыками восприятия мультимедийной инфор- ПК-34

мации на изучаемых иностранных языках.

Выпускник по направлению подготовки международные отношения готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-административная, проектная, иследовательско-аналитическая, учебно-организационная.

Проведя анализ научных работ, посвященных профессионально-иноязычной компетентности, для нашего исследования в качестве основополагающих мы выбрали положения, разработанные Г.А. Кручининой и Н.В. Па-тяевой [7].

Мы определяем профессионально-иноязычную компетентность как способность и готовность будущих специалистов решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, выполнять поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта, а также работать с технической литературой и документацией на иностранном языке в области выбранной специализации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Она включает инвариантную и вариативную составляющие, объединяющие готовность специалиста использовать иностранный язык как в ситуациях повседневного, так и профессионального общения, что находит свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, где владение иностранным языком входит в общекультурные и профессиональные компетенции. Профессионально-иноязычная компетентность рассматривается нами как совокупность трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого (табл. 2).

Таблица 2

Структура профессионально-иноязычной компетентности

Мотивационно-ценностный компонент Когнитивно-деятельностный компонент Эмоционально-волевой компонент

- интерес к профессионально-иноязычной подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры; - понимание необходимости использования средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности; - желание повысить свой языковой уровень и приобрести новые навыки в профессионально-важных видах речевой деятельности, в том числе при помощи средств ИКТ; - интерес к различным видам деятельности с использованием средств ИКТ на занятиях по про-фессионально-иноязыч-ной подготовке. 1. Общие (общекультурные) компетенции современного инженера, в их числе информационные. 2. Иноязычная коммуникативная компетенция: - лингвистический аспект (знание общей и профессиональной лексики, специфики произношения, грамматических структур, характерных для языка специальности); - социолингвистический аспект (понятие о различных стилях речи; восприимчивость к правилам речевого этикета; представление о культуре и традициях стран изучаемого языка, включая лингвостра-новедческую информацию, относящуюся к сфере профессиональной деятельности); - прагматический аспект включает дискурсивную компетенцию (связность текста, точность в выражении мыслей и идей на иностранном языке, беглость речи) и функциональную компетенцию (умение выполнять коммуникативные функции, связанные с областью профессиональной деятельности, с помощью иностранного языка). - самооценка подготовленности к профессионально-иноязычной коммуникации и к использованию в ней средств ИКТ; - уверенность при использовании средств ИКТ в процессе изучения иностранного языка; - осознание своих текущих и будущих потребностей в образовании; - желание использовать дополнительные ресурсы в процессе про-фессионально-ино-язычной подготовки; - понимание необходимости и желание управлять своим собственным процессом обучения.

Так как объектом профессиональной деятельности бакалавров являются международные организации, зарубежные представительства, предпринимательские структуры, некоммерческие общественные организации, отечественные и иностранные СМИ, учреждения высшего образования с международной проблематикой, работа будущего бакалавра не представляется возможной, без взаимодействия с иностранными источниками с применением средств информационных и коммуникационных технологий.

Список литературы:

1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_02/393.html.

2. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ru/ files/bins/423 .htm.

3. Национальная доктрина образования в Российской федерации (на период до 2025 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368.

4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. -210 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно -целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

6. Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1.

7. Кручинина Г.А. Реализация компетентностного подхода в профессионально-иноязычной подготовке студентов инженерно-строительных специальностей / Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева // Инновации в образовании: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. -№ 2. - С. 17-26.

8. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: проблема роли информационных технологий [Электронный ресурс] / В.В. Сериков. -Режим доступа: http://www.ito.su/2000/otklon/otklon60.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.