Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/69PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Фролова О. А., Лопатинская В.В., Рубанникова И. А. Проектная технология обучения как способ формирования иноязычной профессиональной компетенции // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Frolova O.A., Lopatinskaya V.V., Rubannikova I.A. (2020). Project technology as a method of forming foreign language professional competence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN120.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.09
Фролова Ольга Аркадьевна
ГАОУ ВО «Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма
имени Ю.А. Сенкевича», Москва, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=923920
Лопатинская Виктория Валерьевна
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9710-5305 РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=370234 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57211856471
Рубанникова Ирина Анатольевна
ГАОУ ВО «Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма
имени Ю.А. Сенкевича», Москва, Россия Заведующая кафедрой «Иностранных языков» Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=715253
Проектная технология обучения как способ формирования иноязычной профессиональной компетенции
Аннотация. Статья рассматривает возможности использования проектной технологии при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов направления подготовки «Туризм». Авторами анализируются основные особенности проектного обучения, этапы работы над проектом, отличительные черты проектов, предназначенных для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, педагогические условия, способствующие эффективному развитию проектной компетенции обучающихся. Приводятся результаты экспериментальной работы, которые дали возможность определить наиболее сложные для студентов этапы работы над проектом, как с точки зрения
https:// mir-nauki. com
владения иностранным языком, так и сформированности проектной компетенции. Опыт применения метода проектов для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку позволил выявить преимущества данного метода, которые описываются в данной статье. Также авторы приходят к выводу, что использование метода проектов на занятиях по иностранному языку в сфере профессиональных коммуникаций способствует формированию у студентов необходимых компетенций как совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих их готовность решать конкретные проблемы в мультикультурной среде. Статья описывает систему педагогических условий формирования проектной компетенции, выбранную на основе концептуального анализа эмпирического материала и педагогической литературы, собственного педагогического опыта авторов, теоретических подходов и методов, существующих в образовательном процессе высшей школы. Отмечается, что правильно организованная работа над проектом на занятиях по профессионально-ориентированному иностранному языку не только формирует межкультурную коммуникативную компетенцию, но и позволяет параллельно формировать профессиональные, социальные компетенции, в результате чего достигается ещё одна цель обучения в высшей школе - формирование проектной компетенции.
Ключевые слова: проектная технология; иноязычная профессиональная компетенция; межкультурная коммуникация; самостоятельная работа; педагогические условия; исследование; профессионально-ориентированный иностранный язык; проблема; деятельность; личность
Развитие системы высшего профессионального образования требует использования подходов, способствующих формированию у обучающихся активной позиции в приобретении и овладении новыми знаниями, развитии исследовательских навыков и их применении в будущей реальной деятельности. Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку в высшей школе также имеет практическую направленность - развитие личности будущего специалиста, способного полноценно участвовать в межкультурном деловом общении.
На протяжении десятилетий в педагогике ведутся научные разработки, нацеленные на преодоление противоречия между заранее определённым и предписанным содержанием обучения, традиционно объектной ролью учащегося и необходимостью следования современным педагогическим концепциям, в которых обучающийся является субъектом активной и творческой познавательной деятельности.
Поэтому на современном этапе развития системы высшего образования особое внимание уделяется методам, позволяющим значительно активизировать обучение, придать ему исследовательский характер, передать обучающимся инициативу в организации учебного познания. Одна их ключевых ролей в этом направлении отводится проектной парадигме как основе инновационных процессов в образовании.
Существует несколько подходов к определению понятия «проектное обучение». Так, по мнению М. Холм проектное обучение представляет собой обучение, ориентированное на обучающегося, происходящее в течение длительного периода времени, в течение которого обучающиеся выбирают, планируют, исследуют и производят продукт, презентацию или представление, которые отвечают на реальный вопрос или подлинный вызов [1, а 1]. Т. Маркхэм определяет проектное обучения как «систематический метод обучения, который вовлекает студентов в получение знаний и навыков через расширенный процесс, структурированный вокруг сложных, аутентичных вопросов и тщательно разработанных
Введение
https:// mir-nauki. com
продуктов и задач» [2, с. 4]. В то время как первое определение опирается на процессы обучения, ориентированные на обучающихся, второе делает акцент также и на развитии навыков в дополнение к приобретению знаний и на важнейшей задаче планирования, включая постановку задач, сложность и аутентичность вопросов.
В современной отечественной научно-педагогической литературе метод проектов рассматривается как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов» [3, с. 140-141], «форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учётом окружающей реальности и интересов детей» [4, с. 80], «один из современных видов информационно-коммуникативных педагогических технологий, ориентированных на личность, в котором студент самостоятельно развивает, а затем защищает свой проект, активно присоединяясь к процессу коммуникативной деятельности» [5, с. 163].
Рассмотрим характерные черты проектного обучения.
Цель реализации проектного обучения - найти пути развития самостоятельного творчески-активного мышления, научить студентов не только запоминать и производить знания, но и самостоятельно их получать и быть готовым и способным применять их на практике.
Е.С. Полат [6] определяет проектную деятельность как интегративный вид деятельности, состоящий из нескольких компонентов.
Профессионально-деятельностный компонент - готовность к выполнению профессиональных действий, позволяющая обучающимся осмыслить приобретенные в результате проектной деятельности знания, умения и навыки, которые позволяют интегрировать их в новом виде деятельности в конкретных профессиональных ситуациях.
Культурологический компонент определяет ориентации на ценностные отношения к проектной деятельности, способствует выбору условий, определяющих важные ценностные ориентации.
Мотивационный компонент характеризуется ценностно-смысловым отношением к профессиональной деятельности, выраженностью познавательных и профессиональных мотивов.
Когнитивный компонент характеризуется наличием и системностью необходимых и усвоенных студентами знаний в достаточном объёме, их действенность, прочность.
Рефлексивный компонент направлен на осмысление своих действий, самооценки в ходе выполнения проектов, помогает оценить собственные достижения, приобретённые при выполнении проекта, опираясь на свой субъективный опыт.
Коммуникативный компонент включает комплекс умений общения, определяющих навыки публичного выступления, убеждения, опыт межличностного взаимодействия, работы в команде, толерантного и эмпатийного восприятия партнёров по общению, способность принимать решения, разрешать конфликты и пр.
Функционально-технологический компонент отражает понимание структуры процесса проектирования, создание собственного продукта как результата проектной деятельности или презентацию итогов исследования и характеризуется самостоятельностью и инициативностью проектной деятельности, релевантностью стратегий осуществления, эффективностью решения профессионально-обусловленных задач.
Информационный компонент характеризуется наличием опыта работы с информационными, в том числе с электронными ресурсами, включающими в себя поиск, обобщение, оценку информации, умение работать в интерактивной среде.
Основные этапы работы над проектом можно соотнести с уровнями компетентности в области решения проблем (понимать проблему, характеризовать проблему, представлять проблему, решать проблему, размышлять над решением, сообщать решение проблемы) [7, с. 45]. По мнению разных исследователей, такими этапами являются:
• постановка проблемы, сбор данных и выдвижение исходных предположений, гипотез, их последующая проверка и возвращение к проблеме в её начальной постановке или переформулирование проблемы [8, с. 252];
• организационный; выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта; обсуждение методических аспектов и организации работы студентов с преподавателем в процессе различных видов аудиторной и внеаудиторной работы; структурирование проекта с выделением его частей для определенных групп студентов, подбор необходимых материалов; собственно работа над проектом; подведение итогов [9, с. 24-25].
Мы выделяем следующие этапы: выбор темы; поиск информации; обработка, осмысление информации; разработка своего проекта; подготовка презентации для защиты проекта; защита проекта.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный значимый практический результат. По мнению А.А. Вербицкого, ситуация, когда учащийся выступает «объектом» воздействий обучения, не способствует развитию активной позиции обучающегося в учебно-познавательной деятельности. В связи с этим, необходимо сделать упор на перенос внимания с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность обучающегося [10].
Основными принципами, на которых основывается проектная методика, являются: учёт индивидуальных особенностей личности; повышение уровня автономности студентов, субъектно-субъектное учебное сотрудничество; активизация познавательной мыслительной деятельности; связь идеи проекта с реальной жизнью / будущей профессиональной деятельностью; повышение уровня внутренней мотивации к познанию.
Проектное обучение иностранному языку считается эффективным по многим причинам, включая использование аутентичного языка [11, с. 6], особое внимание, уделяемое коммуникативной компетентности и релевантности [12, с. 13], а также поощрение и развитие самостоятельности обучающихся и их ответственности за своё собственное обучение [13, с. 154-155]. Ещё одним аргументированным преимуществом является развитие неязыковых навыков в исследовательской и совместной работе [14].
Использование метода проектов на занятиях по иностранному языку в сфере профессиональных коммуникаций способствует формированию у студентов необходимых компетенций как совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих их готовность решать конкретные проблемы в мультикультурной среде. И в этой связи метод проектов рассматривается нами как педагогическая технология развития творческих способностей студентов, как способ формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции.
Межкультурная компетенция включает в себя знакомство с национально-культурными особенностями речевого поведения носителей языка, знание их обычаев, правил, норм
https:// mir-nauki. com
поведения и т. п. и проявляется в желании и умении вступать в общение с людьми другой культуры, в способности ориентироваться и управлять ситуацией межкультурного общения.
Формирование межкультурной компетенции направлено на то, чтобы приобрести готовность к контакту с иноязычной культурой, адекватное поведение в чужой культуре, развить понимание собственной культуры, воспитать терпимость, овладеть этикетом, вербальными и невербальными средствами общения с чужой культурой.
Важной методологической задачей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку является обучение переносу сформированных навыков в различных видах речевой деятельности от учебной ситуации общения к реальной, к переходу к самостоятельной коммуникативно-познавательной деятельности.
Идея проектного подхода к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку заключается в том, чтобы сместить акцент на активную умственную деятельность обучающихся, что требует знания определённых языковых средств. Этот метод является не только рассмотрением и исследованием выявленной и выбранной проблемы, но и практической реализацией полученных результатов. Участвуя в проектной деятельности, студент должен изучить различные точки зрения и подходы к решению проблемы, уметь анализировать результаты и в конечном итоге защищать свой проект. В процессе практической и теоретической деятельности студент не усваивает готовые представления и понятия, но сам добывает информацию, создает и извлекает знания из полученной информации, эти знания становятся его собственными знаниями, а не некой абстракцией.
Говоря о проектах, предназначенных для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, следует отметить, что они обладают как общими чертами для всех проектов, так и отличительными чертами.
Проект является ключевым понятием проектного образования. Проект - это замысел решения проблемы, личностно или профессионально значимый для обучающегося. Характерную его особенность составляет уникальность каждого проекта, его отличие от уже существующих решений [15, с. 39].
Отличительными чертами проектов, предназначенных для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, являются следующие: использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; акцент на самостоятельной работе студентов (индивидуальной или групповой); выбор тем, представляющих наибольший интерес для студентов и непосредственно связанных с условиями, в которых реализуется проект; подбор языкового материала и последовательности работ в соответствии с темой и целью проекта; визуальное представление результата творческой деятельности.
В курсе иностранного языка в сфере профессиональных коммуникаций метод проектов может использоваться как часть программного материала практически по любой теме, так как выбор тем осуществляется с учётом практической значимости для студента.
В рамках экспериментальной работы нами были отобраны группы студентов факультета туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса МГИФКСиТ им. Ю.А. Сенкевича и факультета гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Творческая деятельность открывает большие возможности для бизнес-контента исследовательских проектов в рамках подготовки студентов туристского профиля:
Методы
https:// mir-nauki. com
туристические программы и маршруты, экскурсионные услуги, гостиничный бизнес и рестораны, интерактивные медиа технологии и т. п. При подготовке проектов в рамках программы обучения иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации студентами контрольных групп затрагивались, например, такие темы, как: развитие новых направлений в туризме, составление туристических маршрутов, перспективы развития региона как туристического кластера, особенности развития транспортных систем в нашей стране и за рубежом, планирование и подготовка туристического пакета услуг, планирование и развитие гостиничного комплекса, разработка и внедрение перспективных гостиничных услуг, совершенствование системы обслуживания гостей отеля и многие другие.
Как показала наша практика применения метода проектов, данная технология позволяет решать дидактические задачи и, соответственно, превращать занятия на иностранном языке в дискуссионный исследовательский клуб, который действительно решает интересные, доступные, практически значимые для студентов задачи с учётом особенностей иноязычной культуры [16, с. 29].
В процессе работы над проектами студенты получали возможность использования нового языкового материала, комбинирования его с ранее усвоенным; переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Таким образом увеличивалась интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность выполнения речевых действий и совершенствование коммуникативных умений - ведения дискуссии, отстаивания своей точки зрения, лаконичного изложения своих мыслей.
Проектная деятельность представляла собой работу, самостоятельно планируемую обучающимися, которые занимались поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них, органично вплетая речевое общение в интеллектуально-мыслительный контекст деятельности. Проблема, предлагаемая студентам, формулировалась так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Составление проектов содействовало развитию межпредметных связей в обучении иностранному языку, знанию профессионально-сопряжённых дисциплин и осуществлению опоры на практические виды деятельности.
В ходе выполнения проекта студенты проявляли активность, творческий интерес и не являлись пассивными исполнителями, что позволяло исключить формальный характер изучения обучающимися иностранного языка.
Каждый тип проектов имел определённый тип координации, поэтапность, указывались постановка проблемы/задачи, цели и способы решения проблемы, фиксировались источники информации, анализ полученных данных, сроки исполнения и т. д.
При презентации и защите проекта оценивалась не только языковая корректность, но и комплексный креативный труд.
Педагогический мониторинг помог выявить следующее: студенты контрольной группы демонстрируют более высокий уровень мотивации и степень вовлечённости в учебный процесс, у них наблюдается более высокий уровень самооценки и уверенности в своих знаниях и умениях. Диагностика уровней сформированности культуры иноязычного делового общения студентов осуществлялась с использованием тестирования, наблюдения, балльно-рейтинговых оценок. Итоговый рейтинг вырос следующим образом: КГ = 3,3; ЭГ = 4,9 Таким образом, прирост в рейтинге у ЭГ выше на 2,8.
Результаты
Наибольшие трудности в ходе работы над проектами студенты испытывали на этапах выбора темы проекта (57 % опрошенных), разработки собственного решения проблемы (48 %) и защиты проекта (38 %). При этом участники опроса отметили, что с точки зрения использования иностранного языка самыми сложными были этапы обработки информации (его отметили 43 % респондентов), защиты проекта (38 %), а также разработка собственного решения проблемы (33 %).
Таким образом, мы видим, что при использовании метода проектов в обучении деловому межкультурному общению, студенты получают дополнительный опыт, необходимый для развития проектной компетенции. Можно сделать вывод о многоплановости как одной из характеристик проектной деятельности. Правильно организованная работа над проектом на занятиях по иностранному языку не только формирует межкультурную коммуникативную компетенцию, но и позволяет параллельно формировать профессиональные, социальные компетенции, и в результате, достигается ещё одна цель обучения в высшей школе -формирование проектной компетенции.
Обсуждение
Проектная деятельность является одним из видов профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата по направлению подготовки «Туризм», и включает в себя постановку и решение задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях; использования инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта с учётом основных требований информационной безопасности; проектирования туристских услуг и туристских продуктов в соответствии с требованиями потребителей [17, с. 6-7].
Опыт применения метода проектов для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку позволяет выявить преимущества данного метода:
• создание комфортной образовательной среды;
• дифференцированный подход, поскольку тема проекта учащийся выбирается самим обучающимся с учётом своих интересов и возможностей;
• реализация творческого потенциала и активизация речемыслительной деятельности;
• решение задачи личностно-ориентированного обучения;
• формирование исследовательских умений;
• использование аутентичных источников и материалов;
• развитие неязыковых навыков в исследовательской и совместной работе;
• работа над задачей, которую обучающиеся сами для себя выбрали, а не навязанной извне;
• возможность взять на себя ответственность за собственное обучение;
• возможность проведения междисциплинарных исследований, в которых обучающиеся применяют свои знания из других предметных областей;
• возможность систематически работать над проектом не только на занятии, но и во внеурочное время (что очень важно в условиях сокращения аудиторных часов);
• несмотря на то, что метод ориентирован больше на содержание, чем на конкретные языковые цели, из-за особенностей процесса проектной работы и необходимости представления результата беглости и правильности речи на разных этапах проекта являются «побочным», но естественным результатом работы над проектом.
Проведенное нами анкетирование студентов контрольных групп показало положительное отношение студентов к данному виду работу. При этом ими были отмечены некоторые трудности. Данные анкетирования приведены на рис. 1.
Этап 1. Выбор темы Этап 2. Поиск информации Этап 3. Обработка и осмысление информации Этап 4. Разработка собственного проекта Этап 5. Подготовка презентации для защиты проекта
Этап 6. Защита проекта
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 ■ 1-столкнулись ли Вы с какими-либо трудностями при подготовке проекта □ 2-были ли эти трудности связаны с использованием иностранного языка
Рисунок 1. Оценка студентами трудностей в решении поставленных задач при работе над проектом на иностранном языке (составлено автором)
Некоторые примеры отзывов студентов:
1. «Основной проблемой было выступление на английском языке и страх публичных выступлений, но это, всё же, больше субъективный фактор. Также трудности были вызваны с подбором актуальной темы, которой ещё нет в индустрии гостеприимства и туризма. Чаще всего придуманные мною проекты уже были внедрены на рынок».
2. «Отличный проект и интересный опыт в практике языка».
3. «Очень интересный проект и полезный опыт».
4. «Проект это интересный и новый этап в осознании английского языка, который помог выучить новые профессиональные слова».
5. «На англоязычных источниках больше информации, которая помогает при подготовке к любым проектам».
6. «Очень интересное направление конференции».
7. «Были трудности с отбором информации и её переводом на английский язык».
Нельзя не отметить недостатки и сложности, с которыми стакивается преподаватель при реализации проектной технологии. Метод требует больших временных затрат и специальной подготовки преподавателя; если обучающиеся не знакомы с групповой работой, это приводит к неравной рабочей нагрузке; в моноязычных группах в ходе работы над проектом студенты используют свой родной язык для общения, а иностранный - только в ходе представления/защиты проекта.
Можно сделать вывод, что метод проектов - достаточно эффективная технология для формирования навыков межкультурной коммуникации.
Однако максимальная эффективность метода возможна лишь при соблюдении определённых педагогических условий, способствующих эффективному развитию проектной компетенции обучающихся при обучении профессиональному иностранному языку. В их числе:
• формирование ценностного отношения студента к изучению иностранного языка и иноязычной культуры;
• обеспечение содержания обучения иностранному языку в контексте будущей деятельности;
• создание мотивационного поля, способствующего развитию интереса в овладении иностранным языком в сфере профессиональной коммуникации, мотивация достижений, создание ситуации успеха;
• моделирование ситуаций самостоятельной познавательной деятельности и формирование ценностных установок на познавательную самостоятельность;
• осуществление индивидуализации процесса обучения, актуализация индивидуальных способностей обучающихся;
• обеспечение проблемности и вариативности образовательного процесса;
• активизация рефлексии профессиональных действий, направленной на осознание и анализ личностных ценностей, мотивов и потребностей;
• обучение в сотрудничестве и сотворчестве, актуализация межсубъектных отношений, диалогичности образовательного процесса;
• создание творческой атмосферы образовательного процесса [18, с. 280].
Система педагогических условий формирования проектной компетенции выбрана нами на основе концептуального анализа эмпирического материала и педагогической литературы, собственного педагогического опыта, теоретических подходов и методов, существующих в образовательном процессе высшей школы, и строится в общем и целом на основе личностно-деятельностного, мотивационного, аксиологического и творчески-ориентированного подходов, обеспечивающих построение и функционирование целостного образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Holm M. Project-based instruction: a review of the literature on effectiveness in Prekindergarten through 12th grade classrooms // InSight Rivier Academic Journal. 2011. Vol. 7 no (2). pp. 1-13. URL: https://www2.rivier.edu/journal/roaj-fall-2011/j575-project-based-instruction-holm.pdf (accessed 25.01.2020).
Страница 9 из 11
2. Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project - based learning handbook: a guide to standards-focused project-based learning for middle and high school teachers. Novato, CA: Buck Institute for Education, 2003. - 179 р.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - 527 c.
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - 512 c.
5. Бабакова Л.Д., Воскерчьян О.М., Моренко Б.Н., Пасхалова В.А. Проектная деятельность в формировании коммуникативной компетенции // Сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 10 октября 2016 г.) / под общ. ред. И.А. Кондратьевой. - Ростов н/Д, ДГТУ, 2016. - C. 163-167.
6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
7. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA - 2003. - М., 2004. - 82 с.
8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. -М: Луч, 2018. - 640 с.
9. Васильева Е.В., Сторожева Н.В., Пахомова Н.Ю. и др. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск: Центр информации, 2012. - 188 с.
10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - №7. - С. 151-157.
11. Fried-Booth, D. Project work with advanced classes. ELT journal, Vol. 36(2). - 1982. - pp. 98-103. http://dx.doi.org/10.1093/elt/36.2.98.
12. Hutchinson, T. Introduction to Project work. Oxford: Oxford University Press, 1991. -19 p.
13. Carson, L. Innovation and Autonomy in an Institution-wide Language Programme. L. Carson & B.O. Rourke (Eds.), Language learner autonomy: Policy, curriculum, classroom, Oxford, Peter Language, 2010. pp. 151-170.
14. Moulton, M.R. & Holmes, V.L. An ESL capstone course: Integrating research tools, techniques, and technology. TESOL Journal, 2000. - 9 (2). - pp. 23-29.
15. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -75 с.
16. Frolova O.A. Project technology in teaching business intercultural communication. Modern Science. - 2018. - № 7. - pp. 28-31.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: уровень высшего образования бакалавриат; направление подготовки 43.03.02 Туризм (утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. №1463. 18 с.
18. Фролова О.А. Педагогические условия формирования профессиональной проектной компетенции бакалавров туризма // Вопросы педагогики. - 2020. -№01 (январь) 4.II - С. 279-281.
Frolova Olga Arkadyevna
Moscow state institute of physical culture, sport and tourism named after Yu.A. Senkevich, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Lopatinskaya Victoria Valerievna
Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Rubannikova Irina Anatolievna
Moscow state institute of physical culture, sport and tourism named after Yu.A. Senkevich, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Project technology as a method of forming foreign language professional competence
Abstract. The article considers the possibilities of using project technology when teaching a professionally oriented foreign language to tourism students. The authors analyze the main features of project training, the stages of work on a project, the distinguishing features of projects designed to teach a professionally oriented foreign language, pedagogical conditions that contribute to the effective development of students' project competence. The results of experimental work are given, which made it possible to identify the most difficult stages of work on a project for students, both in terms of knowledge of a foreign language and the formation of project competence. The experience of using the project method for teaching a professionally oriented foreign language has revealed the advantages of this method, which are described in this article. The authors also come to the conclusion that the use of the project method in classes of a foreign language in the field of professional communications contributes to the formation of necessary competencies as a combination of knowledge and skills that ensure the students' willingness to solve specific problems in a multicultural environment. The article describes the system of pedagogical conditions for the formation of project competence, which the authors selected on the basis of the conceptual analysis of empirical material and pedagogical literature, their own pedagogical experience, theoretical approaches and the methods that exist in the educational process of higher education. Properly organized work on a project in a professionally-oriented foreign language class not only forms inter cultural communicative competence, but also allows to form simultaneously professional and social competencies, as a result of which one more goal of higher education is achieved - the formation of project competence.
Keywords: project technology; foreign professional competence; intercultural communication; independent work; pedagogical conditions; research; professionally-oriented foreign language; problem; activity; personality