Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ЛИНГВИСТА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ЛИНГВИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова С.Х., Гацаева А.Б., Абуев Т.У.

Рассматривается влияние проектной деятельности на повышение мобильности студентов в овладении интеллектуальными, исследовательскими и коммуникативными умениями, обеспечивающей возможности продолжения обучения в вузе или беспрепятственной адаптации в поле профессиональной деятельности. Существуют разные типы проектов: исследовательские, информационные, творческие, лингвистические. Каждый проект имеет свои особенности и вносит позитивный опыт в личностное и профессиональное развитие лингвиста-бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умарова С.Х., Гацаева А.Б., Абуев Т.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MOTIVATING FACTOR IN THE FORMATION OF A FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A LINGUIST STUDENT

The article examines the impact of project activities on increasing the mobility of students in mastering intellectual, research and communication skills, providing opportunities for continuing education at a university or unhindered adaptation in the field of professional activity. There are different types of projects: research, informational, creative, linguistic. Each project has its own characteristics and contributes positive experience to the personal and professional development of a bachelor linguist.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ЛИНГВИСТА»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2021-88-5-193-198

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-ЛИНГВИСТА

©С.Х. Умарова1, А.Б. Гацаева2, Т.У. Абуев3

'Чеченский государственный университет. г. Грозный, Россия; Чеченский государственный педагогический университет. г. Грозный, Россия; Медицинский институт Чеченского государственного педагогического университета. г. Грозный, Россия 1gayana626@mail.ru 2ksjusha06@mail.ru 3tagir.abuyev@bk.ru

Аннотация. Рассматривается влияние проектной деятельности на повышение мобильности студентов в овладении интеллектуальными, исследовательскими и коммуникативными умениями, обеспечивающей возможности продолжения обучения в вузе или беспрепятственной адаптации в поле профессиональной деятельности. Существуют разные типы проектов: исследовательские, информационные, творческие, лингвистические. Каждый проект имеет свои особенности и вносит позитивный опыт в личностное и профессиональное развитие лингвиста-бакалавра.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, проект, проектная деятельность, метод проектов. Для цитирования: Умарова С.Х., Гацаева А.Б., Абуев Т.У. Проектная деятельность как мотивирующий фактор формирования иноязычной коммуникативной компетенции студента-лингвиста // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 88. №5. С. 193-198. doi: 10.18522/2070-1403-2021-88-5-193-198

PEDAGOGY

(specialty: 13.00.08)

Original article

Project activity as a motivating factor in the formation of a foreign language communicative competence of a linguist student

© Sayan Kh. Umarova1, Aksana B. Gatsaeva2, Tagir U. Abuev3

'Chechen State University; 2Chechen State Pedagogical University; Medical Institute of the Chechen State Pedagogical University. Grozny, Russian Federation 1gayana626@mail.ru 2ksjusha06@mail.ru 3tagir.abuyev@bk.ru

Abstract. The article examines the impact of project activities on increasing the mobility of students in mastering intellectual, research and communication skills, providing opportunities for continuing education at a university or unhindered adaptation in the field of professional activity. There are different types of projects: research, informational, creative, linguistic. Each project has its own characteristics and contributes positive experience to the personal and professional development of a bachelor linguist.

Key words: foreign language communicative competence, project, project activity, project method. For citation: Sayan Kh. Umarova, Aksana B. Gatsaeva, Tagir U. Abuev Project activity as a motivating factor in the formation of a foreign language communicative competence of a linguist student. The Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 88. No 5. P.193-198. doi: 10.18522/2070-1403-2021-88-5-193-198

Введение

Главной целью обучения студентов-лингвистов на ступени бакалавриата является развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции. Направленность образовательного процесса на достижение этой цели требует отбора и применения эффективных методов и технологий обучения. Одним из таких методов в педагогической практике вы-

ступает метод проектов, который наиболее полно отражает суть профессионально-ориентированного подхода в подготовке лингвистов. Применение этого метода позволяет студенту использовать иностранный язык как средство общения и познания мира страны изучаемого языка, как способ межкультурного взаимодействия в различных сферах [2, с. 168].

Соотнесение поставленной цели с целями подготовки студента-лингвиста в региональном вузе позволяет более отчетливо рассмотреть роль и место национально-регионального компонента содержания образования. Не случайно в поле зрения исследователей и педагогов-практиков находятся вопросы, связанные с поиском наиболее эффективных методов обучения, направленных на раскрытие индивидуальности и творческого и созидательного потенциала будущего специалиста. По словам Е.С. Полат, метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [5, с. 3-10].

Оценивая педагогический опыт применения метода проектов, основанного на региональных традициях, народной самобытности, исторических и культурных ценностях, правомерно утверждать, что метод проектов формирует культуру самостоятельного поиска, самооценки иноязычных знаний и коммуникативных умений. Включаясь в проектную деятельность, студенты получают самостоятельность и свободу в апробации своих достижений в области иностранных языков и культур, в том числе и родной культуры. Обсуждение

Метод проектов является особой концепцией, регулирующей и систематизирующей учебную программу для правильного ее использования с применением новых технологий. Согласно разработчику Е.С. Полату, методика, применяемая в данном проекте, направлена на выявление общих выводов у участников. За основу метода проектов берется именно выдвинутая на поиск решений поставленных перед собой задач, взятых из личной жизни, индивидуальная работа студента [6, с. 67].

Существуют разные типы проектов: исследовательские, информационные, творческие, лингвистические. На ступени бакалавриата важен каждый из них. И студенты, предполагающие в будущем работать в школе, должны «пропустить их через себя». Каждый проект имеет свои особенности и вносит позитивный опыт в личностное и профессиональное развитие лингвиста-бакалавра. Приоритет отдается исследовательским проектам, которые способствуют развитию качеств и умений лингвистов-бакалавров, востребованных на следующей ступени профессионального образования - магистратуре. Однако для доказательства данного утверждения требуется рассмотреть каждый из названных проектов, оставляя при этом право говорить о приоритетности исследовательских проектов, сочетаю -щих в себе индивидуальное творчество, лингвистическую и культуроведческую насыщенность, направленность на результат.

Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Результатом исследовательской проектной деятельности являются умения:

• ориентироваться в потоке информации и отбирать нужные сведения и факты из аутентичных печатных и интернет-источников, обладающих актуальностью и новизной для точного выбора темы исследования;

• определять проблему, цель, объект и предмет исследования;

• выдвигать гипотезу и осуществлять постановку задач для ее доказательства;

• выбирать методы исследования, адекватные решению поставленных задач;

• выявлять и доказывать теоретическую и практическую значимость проводимого исследования

• структурировать работу и отбирать информацию для отдельно взятой структурной части исследования;

• грамотно и эстетично оформлять работу, включая используемую литературу (библиографию);

• излагать четко и корректно суть исследовательской работы и отвечать на поставленные вопросы в мини-группе и на пленуме.

Исследовательская проектная деятельность обеспечивает овладение широким спектром умений, которые помогают в дальнейшем студенту использовать свои навыки, открывать дополнительные возможности. В список умений студента входят интеллектуальные умения, в котором особую роль играет способность студента логически сопоставлять факты, анализировать тексты, систематизировать хаотичный поток информации; умение находить нужную информацию в иноязычных справочниках, выделять основу текста, подводить итоги, грамотно работать с информацией. В этот же список входят исследовательские навыки, которые помогают студенту вести поиск правильной информации для успешного решения проблемы, отличать истинную информацию от спама, определить правильность пути решения, уметь конструктивно мыслить.

Завершают список основ исследовательской проектной деятельности коммуникативно-речевые умения. Эти умения уникальны, так как они отличаются от первых двух. Их можно применять только при беседе с другим человеком. Те особые качества, к которым прибегает человек при дискуссиях - умение слушать собеседника, анализировать его слова, определять тон и тембр голоса собеседника, отстаивание своей точки зрения, грамотное преподнесение своих мыслей, аргументирование своих решений, применение красивых речевых оборотов - все это и есть коммуникативно-речевое умение.

Исходя из того, что в данной проектной деятельности прибегают к использованию таких новых методов в развитии умственных и творческих способностей студентов, как семинары, интеллектуальные игры, круглые столы, методы решения ситуационных задач и т.д., у студентов повышается мотивация и появляется стимул к дальнейшему развитию.

Уровень разработки проекта

1. Этап подготовки связан с собеседованием и анкетированием студентов в целях выявления их готовности к исследовательской деятельности и круга познавательных интересов, обсуждение предложенных преподавателем и самими студентами тем/проблем исследования, совместное составление плана и сроков работы над проектом

2. Этап организации работы над проектом направлен на планирование и проектирование деятельности по обеспечению беспрепятственной работы над проектом (наличие необходимого информационно-технического обеспечения, информационных материалов, периодичности инструктажа), разработки модели проекта и прогнозирование результата реализации этой модели

Уровень реализации проекта

1. Этап познавательно-исследовательской деятельности предполагает активную деятельность студентов по поиску, организации, анализу собранной информации; педагогическую поддержку преподавателя, направленную на своевременное консультирование, коррекцию деятельности студентов (при необходимости), оказание необходимой помощи при отборе и систематизации информации

2. Этап оформления результатов связан с обсуждением готовности проекта к пленарному представлению, сообщением каждого участника о выполненной работе, дискуссией и поиском оптимального решения, касающегося формы, структуры и содержания представления проекта.

Заключительный уровень проекта

1. Этап презентации подразумевает представление и защиту проекта через пленарные (публичные) выступления студентов, аргументацию с опорой на факты и события, ссылками на достоверную аутентичную информацию; обмен мнениями и новыми идеями для продолжения дальнейшего исследования

2. Этап рефлексии подразумевает анализ и обобщение полученных результатов; оценку и самооценку деятельности каждого участника проекта и исследовательской группы в целом; рекомендации преподавателя и подведение итогов исследовательской проектной деятельности в рамках темы исследования.

3. Последовательность и взаимосвязь каждого этапа исследовательского проекта очевидны и потому требуют от студентов постоянной самоорганизации, активизации рече-мыслительной деятельности в иноязычной коммуникативной практике. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Творческие проекты, ориентированные на результат. Этот результат связан с интересами участников проекта (фотоальбом, статья, газета, кинофильм, телепередача, интернет-страница и др.). В таких проектах важно определить функции каждого участника, его ответственность за индивидуальное выполнение определенного задания, решение вопроса; наметить сроки совместного обсуждения промежуточных результатов.

Лингвистические проекты касаются овладения иностранными языками и приобретения навыков работы в международных проектах. Эти проекты тесным образом связаны с освоением и сопоставлением родной и зарубежных культур и языков народов стран изучаемых языков; социолингвистических реалий (пословицы, поговорки, народная мудрость); народной самобытности и традиций.

Эти проекты могут планироваться и осуществляться с носителями языка в глобальной сети интернет или в периодических встречах и завершаться практическими семинарами или конференциями.

Критерии, по которым нужно отбирать участников проектной работы, должны быть умения:

• грамотно распределять время,

• ставить перед собой решаемые цели и задачи,

• искать нужную информации во всех источниках, начиная с газет и журналов, заканчивая всемирной паутиной,

• брать из речи собеседника основу и сохранять полезную информацию,

• правильно писать без грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных и других ошибок на русском языке,

• обобщать полученную информацию и извлекать максимальную пользу из своей работы для проекта;

Далее свое внимание студенты переключают на реализацию задуманного проекта. Однако главной остается объективная оценка его результатов. Оценивают уровень подготовки проектной работы и исправляют все изъяны. В завершении проходят по всем поставленным в начале работы пунктам:

• Остались ли удовлетворенными итогами студенты и их наставники?

• Что нового узнали студенты из этой работы?

• Какой была самая тяжелая часть проекта?

• Достигли ли студенты того желаемого уровня?

• Со многими ли трудностями столкнулись студенты на своем пути? В чем главная причина их возникновения - плохая предподготовка или неожиданные повороты по ходу работы?

• Изучили ли в достаточной мере студенты все ходы, методы и решения исследования?

• Какие именно направления проекта больше всего заинтересовали студентов?

• За помощью к каким ученым прибегали студенты при реализации проекта? Какие их научные труды их мотивировали больше всего?

• Вывод. Выводы

Осуществление задуманного требует тщательной подготовки всех этапов и осмысления четкости каждого из них. Наличие проблем есть не только нормальное явление, но и важный

фактор, отражающий главное условие проекта. Именно проблема есть механизм, стимулирующий генерацию идеи, пусковой центр мыслительной деятельности. Методы проекта улучшают критическое мышление у студентов. Проектная деятельность способствует развитию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, проявляющейся в умениях лингвистов-бакалавров с помощью иностранного языка решать сложные задачи по преодолению языковых барьеров в условиях стремительного развития новых технологий и развивающихся международных отношений.

Участвуя в проекте, студенты вносят личный вклад в выбор темы, видов проектной работы, планирование ее этапов, способ презентации полученного продукта. Стимулируют проектную деятельность и факторы новизны, вариативности и разнообразия, эго-фактор, предполагающий возможность каждому участнику высказывать свои планы, идеи, предложения, пути решения той или иной задачи.

Список источников

1. Барыбин А.В. Развитие лингвокультурологической компетенции у будущих специалистов в условиях использования технологий проектной деятельности // Управление качеством образования и современные технологии профессиональной подготовки. Материалы региональной научно-практической конференции. Егорьевск: МГОПУ, 2005. С. 51-55.

2. Забелина Г.А. Метод проектов в системе высшего профессионального образования // Дис. канд. педагог. наук. М., 2009. 168 с.

3. Зиятдинова Е.В., Денисова О.Н. Использование метода проектов в лицее при вузе // Фундаментальные исследования. 2007. № 5. С. 60.

4. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 54-57.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000. 67 с.

7. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. 368 с.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

References

1. Barybin A.V. Development of linguoculturological competence among future specialists in the context of the use of technologies of project activities // Quality management of education and modern technologies of vocational training. Materials of the regional scientific-practical conference. Egoryevsk, 2005. P. 51-55.

2. Zabelina G.A. Method of projects in the system of higher professional education // Thesis. M., 2009.168 p.

3. Ziyatdinova E.V., Denisova O.N. The use of the project method in the lyceum at the university // Fundamental research. 2007. No. 5.P. 60.

4. Mishina G.S. From the experience of working with international e-mail projects // Foreign languages at school. 2000. No. 4. P. 54-57.

5. Polat E.S. Method of projects in foreign language lessons // Foreign languages at school. 2000. No. 2. P. 3-10.

6. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system, 2000. 67 p.

7. Stefanovskaya T.A. Pedagogy: Science and Art. Lecture course. Textbook for students, teachers, graduate students. Moscow, 1998.368 p.

8. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: Basic course of lectures: A manual for students of pedagogical universities and teachers. Moscow, 2002.239 p.

Статья поступила в редакцию 25.07.2021; одобрена после рецензирования 15.08.2021; принята к публикации 25.08.2021.

The article was submitted 25.07.2021; approved after reviewing 15.08.2021; accepted for publication 25.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.