УДК 37.013.32
Днепров Сергей Антонович
доктор педагогических наук, заведующий кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета [email protected]
Sergei A. Dneprov
doctor of pedagogics,
Head of pedagogical Department, Russian State Vocational Pedagogical University [email protected]
Глазова Юлия Владимировна
преподаватель Екатеринбургского колледжа транспортного строительства [email protected]
Yuliya V. Glazova
lecturer. Ekaterinburg College of Transport Construction [email protected]
Творческие проекты
НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ спо В УСВОЕНИИ ПРОФЕССИИ
Creative projects in
A FOREIGN LANGUAGE FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS INDEPENDENCE IN MASTERING OF THEIR PROFESSION
Аннотация. Метод проектов в педагогической деятельности достаточно глубоко исследован и широко применяется. В данной статье рассматривается влияние проектов, применяемых на уроках иностранного языка в среднем профессиональном образовании и их влияние на развитие самостоятельности и профессионализма будущих специалистов. Доказано, что проектная деятельность на иностранном языке позволяет развивать коммуникативную компетенцию, необходимую в дальнейшем в профессиональной деятельности. В статье, помимо этого, рассматривается возможность развития в процессе проектной деятельности и самостоятельности учащихся, что также необходимо будущим специалистам.
Ключевые слова: проектная деятельность, педагогический потенциал проектов для развития самостоятельности учащихся, творческие проекты.
Annotation. Project method in teaching is deeply researched and widely used. This article examines the impact of projects used for teaching foreign language in secondary vocational education and their impact on the development of independence and professionalism of future specialists.lt is proved that the project activity in a foreign language helps to develop communicative competence required in the future in their professional activities. The article furthermore discusses the ability to develop the project activity and independence of students - future specialists.
Keywords: project activities, pedagogical potential projects for the development of students ' autonomy, creative projects.
Проектная деятельность в процессе изучения иностранного языка применяется уже достаточно давно. Основы ее заложили еще в 90-е годы XX века Е.С. Полат, И.С. Сергеев,
О.В. Теслина, Н.М. Щукина и др. Однако, рассматривая применение проектов, исследователи акцентировали свое внимание на изучении неродного языка, вскользь говоря о педагогических возможностях влияния творческих проектов на развитие самостоятельности учащихся в будущей профессии.
Нам удалось выяснить, что именно творческие проекты обладают значительным педагогическим потенциалом для формирования позитивной самостоятельности учащихся в освоении будущей профессии. Творческие проекты были взяты нами за основу, т.к, по нашему мнению,
именно творческая деятельность обучаемых помогает выявлению их личностных качеств, таких как самостоятельность, творческий подход к делу, активность, ответственность, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли [1, c. 5]. Т.е. в процессе проектной деятельности, по мнению Дж. Дьюи, «обучаемый учится только тогда, когда сам осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности» [3, с. 7].
Педагогический потенциал разрабатываемых проектов позволяет для решения учебных профессиональных проблем правильно применять на иностранном языке имеющиеся знания, умения и навыки, разносторонне анализировать получаемую информацию и получать продукт проектной деятельности, отличающийся новизной,
218
оригинальностью и уникальностью, в первую очередь для самого учащегося. Развитие самостоятельности в создании проекта предполагает обучение самостоятельному переносу ранее усвоенных на иностранном языке знаний в новую ситуацию, «видению в привычных условиях новой функции знакомого предмета, новой структуры объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных» [4, с. 8].
В процессе работы над творческим проектом учащийся сталкивается с проблемой осознания границ собственного знания и незнания на иностранном языке. По мнению Б.Г. Матюнина, «сначала возникает непонимание, которое опредмечивается в незнание, а затем через попытку понять переводится в знание» [5, с. 17].Тем самым, именно незнание подталкивает человека к самостоятельным поискам нового знания, и необходимо научить учащихся не бояться непонимания, недостающих данных и т.д., так как на их основе можно найти новое решение какой-либо проблемы проекта.
H. А. Горлова указывает на то, что проект на уроке иностранного языка - «это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, изготовление плакатов, буклетов и пр.)» [8, с. 32]. Относительно новизны подхода автор отмечает, что «учащимся дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту» [8, с. 34].
Особенностью преподавания иностранного языка также являются «недоопределенные» задания. В таких ситуациях для педагога гораздо проще использовать так называемые фразы-клише, коммуникативные шаблоны и схемы. Однако это может привести к страху перед неподготовленной коммуникативной ситуацией, когда или шаблонов не будет, или их будет недостаточно. Избежать этого можно, если до составления проекта объяснить студенту принципы построения иноязычного предложения, отработать их на практике и затем в процессе проектирования научить обучающегося не бояться допускать ошибки, а видеть и корректировать их.
Главное, чтобы студенты осознали: они могут и должны говорить в спонтанной профессиональной ситуации на иностранном языке, а рефлексия и самооценка помогут им избежать ошибок в последующем создании проектов. Только в этом случае, по нашему мнению, начинается форми-рованиеумения самостоятельно строить высказывания, те. иноязычной коммуникативной компетенции. «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является интегративной целью на всех этапах обучения иностранным языкам» [2, с. 88], - замечает Н.В. Дремина.
Литература:
I. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий // Метод проектов : науч.-метод. сб. Минск : БГУ, 2006. Вып. 2. 54 с.
В.А. Васильев так характеризует применение творческого проекта как средства в обучении иностранному языку. Во-первых, он характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Во-вторых, применение проекта основано на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения иностранным языком. В-третьих, отличительной чертой проекта является особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности детей на уроке иностранного языка [6, с. 42].
Мы полагаем, что проектную деятельность необходимо организовать таким образом, чтобы учащиеся могли: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (етму деятельность) и результат проектирования. Организованная таким образом проектная деятельность способствует формированию самостоятельности учащихся, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, формирует у студентов интерес к будущей профессии [7, с. 43-45].
При внедрении проектной технологии в образовательный процесс, в первую очередь, педагогу необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую предполагаемый речевой уровень владения иностранным языком. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов [8, с. 10]. Наряду с этим, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, студенты должны обладать определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним относятся: умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом, коммуникативные умения (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль) [8, с. 18].
Literature:
1. Guzeev V.V. Project-based learning as one of the integrated technologies // Project method : scientific and methodological collection. Minsk : BSU Press, 2006. V. 2. 54 p.
219
2. Дремина Н.В. Составление и защита проектов по теме «Rules for me and my private life» // Коммуникативная методика. 2005. № 5. 54 с.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в общении. О коллективном способе учебной работы. М., 2001. 192 с.
4. Лефтерова ТВ. Учебная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности их самообразовательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Сургут, 2000 175 c.
5. Матюнин ВТ. Нетрадиционная педагогика. М. : Школа-Пресс, 1994. 87 с.
6. Пешкова ЛВ. Метод проектов. URL: http://kk. convdocs.org/docs/index-24696.html
7. Полат ЕВ. Обучение в сотрудничестве. Иностр. яз. в школе. 2001. № 1. 46 с.
8. Теленкова О.Н. Проекты в обучении иноязычной культуре. Коммуникативная методика. 2005. № 5. 45 с.
2. Dremina N.V. Project preparation and defence on the theme «Rules for me and my private life» // Communicative methodology. 2005. № 5. 54 p.
3. D'yachenko V. K. Cooperation in communication. Collective way of training. M., 2001. 192 p.
4. Lefterova T.V. The learning autonomy of students as a factor of increasing the effectiveness of their self-educational activity : dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01. Surgut, 2000. 175 p.
5. Matyunin B.G. Non-traditional pedagogy. M. : Moscow School Press, 1994. 87 p.
6. Peshkov L.V. Project-based learning. URL: http://kk.convdocs.org/docs/index-24696.html
7. Polat E.S. Cooperative learning. Foreign language at school. 2001. № 1.46 p.
8. Telenkova O.N. Projects in teaching foreign language culture. Communicative methodology. 2005. № 5. 45 p.
220