Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗ ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / инновации / инновационная деятельность / инновационный проект / изобретательство / проект «Дети-новаторы Липецкой области» / technology / innovation / innovation activities / innovation project / invention / project “Children Innovators of Lipetsk Region”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Ю. Негробова, В П. Тигров

В статье рассматривается необходимость обучения студентов – будущих учителей технологии основам инновационной проектной деятельности в области педагогических инноваций. В приведенных материалах анализируется проблема формирования у современных студентов мотивации участия в инновационных проектах, приобретения ими навыков инновационной работы и последующем их применении в профессиональной педагогической деятельности. В публикации описан опыт вовлечения в инновационную проектную деятельность студентов – будущих учителей технологии в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в ходе их участия в региональном образовательном проекте «Дети-новаторы Липецкой области». Проект направлен на обучение школьников муниципальных районов Липецкой области основам изобретательской деятельности, и на всех его этапах предусматривается привлечение к работе будущих учителей технологии с целью формирования у них опыта организации и осуществления инновационной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF ENGAGING STUDENTS WHO ARE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY STUDENTS’ INVOLVEMENT IN INNOVATIVE PROJECT ACTIVITIES

The article discusses the necessity of teaching students – future teachers of technology the basics of innovative project activities in the field of pedagogical innovations. The materials of the publication analyse the problem of forming motivation in modern students to participate in innovative projects, their acquisition of innovative skills and their subsequent application in professional pedagogical activity. The experience of involving students majoring in technology in P.P. Semenov-Tyan-Shansky University during their participation in the regional project “Children-Innovators of Lipetsk region” is presented. The project is aimed at teaching schoolchildren from municipal districts of Lipetsk Oblast the basics of inventive activity. At all stages of the project provides the involvement of students to form their experience in organizing and implementing innovative pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Negrobova L.Yu, senior teacher, Lipetsk State Pedagogical University n.a. P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia), E-mail: nega-1975@mail.ru

Tigrov V.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Lipetsk State Pedagogical University n.a. P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia),

E-mail: tigrisandn@mail.ru

FROM THE EXPERIENCE OF ENGAGING STUDENTS WHO ARE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY STUDENTS' INVOLVEMENT IN INNOVATIVE PROJECT ACTIVITIES. The article discusses the necessity of teaching students - future teachers of technology the basics of innovative project activities in the field of pedagogical innovations. The materials of the publication analyse the problem of forming motivation in modern students to participate in innovative projects, their acquisition of innovative skills and their subsequent application in professional pedagogical activity. The experience of involving students majoring in technology in P.P. Semenov-Tyan-Shansky University during their participation in the regional project "Children-Innovators of Lipetsk region" is presented. The project is aimed at teaching schoolchildren from municipal districts of Lipetsk Oblast the basics of inventive activity. At all stages of the project provides the involvement of students to form their experience in organizing and implementing innovative pedagogical activities.

Key words: technology, innovation, innovation activities, innovation project, invention, project "Children Innovators of Lipetsk Region".

Л.Ю. Негробоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

(ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского), г. Липецк, E-mail: nega-1975@mail.ru

В.П. Тигров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

(ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского), г. Липецк, E-mail: tigrisandn@mail.ru

ИЗ ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается необходимость обучения студентов - будущих учителей технологии основам инновационной проектной деятельности в области педагогических инноваций. В приведенных материалах анализируется проблема формирования у современных студентов мотивации участия в инновационных проектах, приобретения ими навыков инновационной работы и последующем их применении в профессиональной педагогической деятельности. В публикации описан опыт вовлечения в инновационную проектную деятельность студентов - будущих учителей технологии в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в ходе их участия в региональном образовательном проекте «Дети-новаторы Липецкой области». Проект направлен на обучение школьников муниципальных районов Липецкой области основам изобретательской деятельности, и на всех его этапах предусматривается привлечение к работе будущих учителей технологии с целью формирования у них опыта организации и осуществления инновационной педагогической деятельности.

Ключевые слова: технология, инновации, инновационная деятельность, инновационный проект, изобретательство, проект «Дети-новаторы Липецкой области».

Актуальность проводимого исследования вытекает из реализации в стране инновационной стратегии развития, в связи с которой растет потребность общества в специалистах, способных планировать и осуществлять инновационную работу в различных сферах. В связи с этим возрастает актуальность подготовки кадров, в том числе педагогических, задачей которых становится обучение будущих работников, способных быстро реагировать на вызовы времени, разрабатывая и внедряя в производство актуальные новшества. Ключевое место в решении подобных вопросов отводится технологическому образованию, поскольку развитие страны прочно связано с техническим прогрессом. В этом отношении подготовка учителей технологии, способных обучать школьников в контексте вышеописанных задач, становится важным направлением работы в педагогических вузах, так как будущему учителю необходимо ориентироваться в инновационных педагогических технологиях и уметь применять эффективные способы обучения школьников, в том числе в рамках инновационной технологической деятельности. Исходя из этого, целью исследования стала разработка алгоритма привлечения студентов - будущих учителей технологии к инновационной проектной деятельности в области педагогических инноваций на примере их участия в проекте «Дети-новаторы Липецкой области». В ходе проведенной работы были решены следующие задачи: а) проанализирована сущность инновационной деятельности в технологической и педагогической сферах; б) определены составляющие готовности студентов к инновационной деятельности; в) разработана последовательность этапов вовлечения студентов в инновационную проектную деятельность и их содержание. Научная новизна исследования состоит в привлечении студентов - будущих учителей технологии к инновационной работе в ходе реализации образовательного проекта «Дети-новаторы Липецкой области». Существенным аспектом здесь становится включение изобретательства в качестве функционального компонента в структуру инновационной проектной деятельности в области педагогики. Теоретическая значимость представленного исследования заключается в обосновании вовлечения студентов в инновационную деятельность в рамках проекта «Дети-новаторы Липецкой области» и включения в их подготовку обучение изобретательству; практическая значимость - в разработке последовательности этапов и их содержания в каждом периоде деятельности обучающихся.

Инновационные процессы в современном образовании

В настоящее время объективным фактором развития человеческой цивилизации является динамичная модернизация разнообразных процессов, значимых во всех направлениях жизни общества. В связи с этим одним из требований, прочно вошедших в современную профессиональную культуру, становится инновационная деятельность, а частью профессиональных качеств, востребованных в различных сферах - способность специалиста разрабатывать и внедрять ин-

новационные продукты. Система образования в этом отношении не исключение, поскольку процессы обучения и воспитания в любую эпоху соответствуют веяниям времени и должны в каждый ее момент в достаточной мере обеспечивать требуемые обществом результаты педагогического процесса [1]. На сегодняшний день это отражается на всех уровнях работы образовательной сферы и охватывает различные аспекты ее функционирования, начиная с момента организации педагогического процесса и управления им и заканчивая профессиональной деятельностью педагогов [2]. Это приводит учителей к необходимости отслеживания современных тенденций педагогической инноватики, знакомства с появляющимися предметными и методическими новшествами, их адаптации к решаемым вопросам и применения в работе, участия в разработке, тестировании и внедрении инноваций.

Одним из ключевых направлений, требующих внедрения инновационных методов в образование, становится предметная область «Технология», поскольку она решает задачи подготовки специалистов технических производств, следовательно, участвует в реализации концепции инновационного развития страны [3]. Особая роль в данном вопросе отводится подготовке студентов - будущих учителей технологии, так как именно им предстоит ориентировать школьников на освоение технических специальностей и начинать подготовку будущих специалистов.

Понимая под инновациями разработку и внедрение новшеств - элементов, несущих новизну, мы столкнулись с двумя трактовками данного процесса, востребованными в технологическом образовании. В технической сфере инновация рассматривается как разработка и внедрение в производство технического устройства или технологического процесса, обладающего объективной новизной. То есть в данном контексте инновационная деятельность предполагает изобретательство с последующим применением разработанного продукта в производстве [3]. В педагогике инновации - это новшества, «целенаправленно применяемые с целью качественного улучшения структуры и функционирования педагогической системы в целом или отдельных ее компонентов в частности» [4]. То есть педагогический инновационный процесс предполагает разработку и внедрение методов, приемов и форм работы, позволяющих выстроить эффективное обучение, добиваясь необходимых итогов. Продуктом их применения становится мотивация обучающихся к выполнению каких-либо действий, их знания и умения и в конечном итоге - способность применять освоенные действия в жизни.

В технологическом образовании актуальны обе трактовки, поскольку студенты должны ориентироваться как в педагогических вопросах, так и технологических. В связи с этим хороших результатов, на наш взгляд, можно добиться, привлекая студентов к инновационной педагогической работе, в которой производится обучение школьников изобретательству. Таким образом, студенты смо-

гут осваивать способы инновационной педагогической деятельности, участвуя в обучении школьников основам изобретательской деятельности.

Специалисты сходятся во мнении, что ключевым условием инновационных процессов в образовании становится готовность педагогов к деятельности в данном направлении [5]. Следовательно, одним из аспектов, требующих особого внимания при обучении студентов педагогических вузов, является формирование у них готовности к инновационной педагогической деятельности. Исследования ряда авторов позволяют утверждать, что в настоящее время готовность студента - будущего учителя к участию в инновационной деятельности складывается из различных составляющих, существенная роль среди которых принадлежит мотивационно-ценностному, когнитивному и содержательно-операционному компонентам, которые требуют особого внимания и глубокой проработки в процессе обучения студентов [6].

Привлечение студентов к инновационной деятельности при обучении в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Работа в данном направлении активно ведется на кафедре технологии и технического творчества ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», где исследуются различные аспекты инновационной деятельности, предусматривающей активное привлечение к ней студентов профиля «Технология» [7; 8; 9]. Исследования, осуществляемые здесь в течение последних лет, показали, что освоение студентами на учебных занятиях и во внеаудиторной деятельности методов активизации решения творческих задач и изобретательских приемов, выполнение исследовательских и изобретательских проектов, работа на высокотехнологичном оборудовании и т.д. оказались недостаточными для формирования целостного представления об инновационной деятельности в педагогической сфере. Было выявлено, что включение данных видов работы в учебные занятия и во внеаудиторную работу не обеспечивает устойчивого результата, гарантирующего неизменный интерес студентов и их готовность и способность решать педагогические задачи инновационными способами. Безусловно, способность будущего учителя технологии пользоваться освоенными инновационными приемами, полезными в изобретательстве, расширяет его кругозор, делает более мобильным и конкурентоспособным на рынке труда [3; 9]. Однако, на наш взгляд, более продуктивным может стать включение обучения изобретательству в качестве важной части в подготовку студентов основам инновационной деятельности, предусматривающей их привлечение к образовательным мероприятиям, реализуемым сотрудниками кафедры технологии и технического творчества. Одним из таких мероприятий стал проект «Дети-новаторы Липецкой области».

Региональный образовательный проект «Дети-новаторы Липецкой области»

Проект «Дети-новаторы» в настоящее время реализуется как региональное мероприятие, предусматривающее обучение школьников муниципальных районов Липецкой области основам изобретательской деятельности. Работа в рамках мероприятия организуется на базе кафедры технологии и технического творчества ЛГПУ имени П.П. Семенова Тян-Шанского в формате научно-исследовательских каникул, предусматривающих обучение детей на примере решения производственных проблем предприятий региона с дальнейшим патентованием и внедрением изобретения в производство [10; 11]. «Дети-новаторы» на сегодняшний день выступают как инновационный педагогический проект, отвечающий требованиям времени, существенным аспектом которого стало привлечение к работе в нем студентов - будущих учителей технологии с целью вырабатывания у них практических навыков организации и осуществления инновационной педагогической деятельности.

Для формирования готовности студентов к участию в проекте с ними проводится большой объем предварительной работы, охватывающий аудиторные и внеаудиторные занятия, начиная с первых недель их обучения в вузе. Целью этого периода является проработка мотивационно-ценностной и когнитивной составляющих, таких как мотивирование к инновационной деятельности в технологической сфере, формирование знаний и умений в области изобретательства при разработке и внедрении в производство технических объектов [7; 9]. Обучающиеся, которые успешно освоили данный материал и проявили активность и заинтересованность, привлекаются к работе со школьниками в проекте «Дети-новаторы» и получают возможность применить на практике полученные знания и опыт, реализуя его в педагогическом контексте.

Перед запуском проекта «Дети-новаторы», ориентируясь на участие в нем, каждый студент получает задание по разработке сценария мероприятия для школьников. Задание выполняется в ходе аудиторной работы в вузе. Разработанные сценарии впоследствии заслушиваются и защищаются в качестве итогового мероприятия по одному из учебных предметов. В результате производится отбор лучшей разработки, которая впоследствии будет реализована при работе со школьниками при конкурсном отборе ребят для участия в проекте. Данный этап позволяет укрепить мотивационно-ценностную составляющую деятельности студентов, ориентируя их не только на получение отметки на зачете, но и на практическую ценность выполняемых заданий и возможность участия в инновационной работе, реализуемой на кафедре. Кроме того, прорабатывается когнитивная составляющая как с точки зрения включаемой в сценарии информации, так и с позиции знаний о педагогических методах, приемах и формах, а также содержательно-операционный компонент, выражающийся в умении планировать

собственную деятельность и последовательность работы школьников в рамках мероприятия.

Участие студентов в проекте «Дети-новаторы» строится по определенному алгоритму: вначале сотрудники кафедры знакомят обучающихся с сущностью проекта, его целью и задачами, последовательностью выполнения и содержанием работы в ходе каждого из этапов - подготовительного, основного и заключительного.

Перед началом работы на каждом из этапов проводятся предварительные консультации педагогов с обучающимися, на которых обсуждаются: а) назначение этапа и перечень решаемых в нем вопросов; б) предстоящие действия сотрудников кафедры как организаторов и исполнителей работы; в) задачи, встающие перед студентами, и способы их решения. Задания, которые получают студенты в этот период, рассчитаны на акцентирование их внимания на восприятие определенной информации, приобретение необходимого практического опыта.

При реализации мероприятий проекта студенты наблюдают за действиями педагогов, привлекаются для решения практических задач, выступая в качестве непосредственных участников мероприятий в каждом из этапов. По завершении отдельных мероприятий или этапа в целом преподаватели вуза проводят занятия, на которых анализируются действия всех участников и результаты их работы, выявляются аспекты, требующие уточнения, корректируются дальнейшие планы. Подобный алгоритм действий обеспечивает четкое понимание студентами значения каждого из этапов проекта, особенностей деятельности всех участников в нем, перечня конкретных задач и роли студента в каждом проводимом мероприятии.

Таким образом, работа студентов на каждом из этапов проекта «Дети-новаторы» продолжает формировать компоненты их готовности к инновационной деятельности. Практическое участие в проекте укрепляет мотивационно-ценностную составляющую, показывая значение подобной работы, давая возможность погрузиться в процесс и видеть конечный итог в виде сформированных у школьников изобретательских умений. Наблюдения за действиями преподавателей вуза и выполнение собственных заданий позволяют прорабатывать когнитивную и содержательно-операционную составляющие: первую - за счет информационного обогащения при расширении и углублении представлений как в сфере техники, технологий и изобретательства, так и в области методов и форм педагогической деятельности; вторую - при участии в планировании и практической реализации проекта в целом и его этапов и конкретных мероприятий в частности.

Так, при работе на подготовительном этапе студенты наблюдают за действиями сотрудников кафедры технологии и технического творчества на установочных сессиях с администрациями районов, представителями производственных предприятий и директорами школ. Здесь у студентов появляется возможность следить за ходом встреч и тем, как можно заинтересовать каждого из участников в ходе рассказа о проекте, задачах, которые могут быть решены каждой заинтересованной стороной; проследить за порядком выполнения административной работы педагогов, включающей организацию встречи, содержание и последовательность представления важной информации; выявить спектр проблемных вопросов, требующих проработки с каждым субъектом; увидеть, что должно стать итогом на данном этапе и др. Кроме того, студенты участвуют в разработке методических материалов для последующей лекционной работы со школьниками (презентации по основам изобретательской деятельности); в ходе обзорных лекций для школьников наблюдают за деятельностью преподавателей вуза, проводящих занятия, оценивают способы мотивирования школьников при вовлечении их в изобретательскую деятельность, последовательность подачи лекционного материала. В дальнейшем студенты привлекаются к формированию проектной группы школьников в ходе конкурсного мероприятия по сценарию, разработанному ими ранее.

Следующим важным шагом для студентов становятся экскурсии на предприятия района. Перед экскурсией обучающиеся получают задание по выявлению производственных проблем, связанных с технологией производства и производимой продукцией. Эта задача решается при посещении предприятия. Далее в вузе студенты под руководством преподавателей выбирают проблему, которая будет доступна для понимания школьников, и разрабатывают возможные варианты ее решения изобретательскими методами. Это важно в последующей работе со школьниками, поскольку при реализации изобретательской деятельности учащихся школы необходимо предусмотреть один или несколько возможных изобретательских решений, к которым будут подводиться участники научно-исследовательских каникул. При этом студенты получают возможность применения на практике собственных изобретательских знаний и умений и наблюдают за налаживанием деловых контактов с производственными предприятиями районов, которые могут стать участниками проекта и площадками для последующей изобретательской и инновационной деятельности школьников.

В ходе основного этапа проекта - научно-исследовательских каникул, приходящихся на осенние и весенние школьные каникулы, студенты участвуют во всех мероприятиях школьников, посещая вместе с ними занятия и экскурсии. В это время они анализируют проведение занятий педагогами вуза, где наблюдают за способами создания \га\м-эффектов, дающих положительный настрой на восприятие информации детьми, анализируют значимость эмоциональной подачи информации и диалогового общения с аудиторией. Кроме того, здесь студенты осознают важность собственных изобретательских знаний и оценивают возмож-

ность их применения в технической области. Поскольку в период, предшествующий привлечению студентов к работе в проекте, а также в ходе предварительного этапа они уже освоили аналогичную программу, то могут выступать для школьников консультантами в каждом решаемом вопросе, проводить часть занятий, знакомя ребят с конкретными изобретательскими методами. На экскурсиях студенты наблюдают, как в ходе бесед можно направлять учеников, акцентируя их внимание на проблемах, требующих технического решения. На последующих аудиторных занятиях с детьми студенты участвуют в обсуждении выявленной проблемы и способов ее решения, совместно с педагогами направляя школьников в поиске.

В промежуток времени между осенними и весенними научно-исследовательскими каникулами студенты совместно с задействованными в мероприятии работниками кафедры участвуют в поездках в школу с целью обсуждения с детьми результатов работы; помогают ученикам в изготовлении модели разрабатываемого устройства с использованием высокотехнологического оборудования (станка для лазерной резки, 3d принтера и др.). А в весенние научно-исследовательские каникулы выступают консультантами при подготовке детьми отчета и презентации по разработанному устройству. На заключительном этапе студенты помогают ребятам в подготовке выступления на Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» и подаче заявки на патент на изобретение.

Таким образом, работа в проекте «Дети-новаторы Липецкой области» позволяет студентам решать комплексные задачи. Участвуя в программе, они реализуют знания и умения в области изобретательства, приобретают навыки инновационной деятельности в педагогическом направлении, то есть обучаются организации, разработке и внедрению инновационных педагогических проектов, способствующих эффективному обучению школьников изобретательству. В про-

Библиографический список

екте студенты приобретают разнонаправленные умения в важных направлениях - в администрировании, организации и проведении встреч с представителями промышленных предприятий, руководителями муниципальных районов и школ; приобретают опыт изобретательства и проведения занятий со школьниками. Ин-тегративным результатом деятельности студентов в проекте становятся изобретательские умения школьников и их представления о внедрении в производство инновационных технических продуктов, подтвержденных патентами на изобретения [9].

В результате проведенного исследования можно утверждать, что участие студентов - будущих учителей технологии в образовательном проекте «Дети-новаторы Липецкой области» можно считать эффективным способом привлечения их к инновационной деятельности. Работа обучающихся по представленному нами алгоритму, включившему подготовительную работу, обучение изобретательству и деятельность в рамках мероприятий проекта, позволяет успешно формировать необходимые компоненты готовности студентов к инновационной деятельности и прорабатывать важные для будущего учителя технологии аспекты - инновационный технологический (при включении в алгоритм подготовки изобретательской деятельности) и инновационный педагогический (при участии студентов в реализации этапов проекта). Эффективность представленного алгоритма работы студентов подтверждается проявлением у них изобретательских умений, мотивации к инновационной педагогической деятельности и способностей в организации и реализации элементов инновационного образовательного проекта. Кроме того, важным интегративным результатом стали сформированные изобретательские умения школьников - участников научно-исследовательских каникул, подтвержденные патентами на изобретения, сделанные в процессе работы в проекте «Дети-новаторы Липецкой области».

1. Хуторской А.В. История дидактики. Инновационные системы обучения от Античности до наших дней. Москва: Флинта, 2021.

2. Александрова А.А., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в науке и образовании: монография. Пенза: МЦНС Наука и Просвещение, 2019.

3. Гвоздева А.Г Предпосылки организации инновационной проектной деятельности в технологическом образовании. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021; № 3 (78): 76-80.

4. Гавриленко Л.С., Кутугина В.И., Лукин Ю.Л. Инновационная педагогика. Красноярск: СФУ 2019.

5. Романенко К.Н. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности. Молодой ученый. 2020; № 52 (342): 435- 438.

6. Звягинцева Н.Ю. Формирование готовности к инновационной деятельности будущего педагога в условиях модульного обучения. Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2011; № 2: 72-79.

7. Шафиков В.В. Этапы включения в инновационную проектную деятельность будущих учителей технологии. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 122-123.

8. Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю., Сокольских М.А. Взаимосвязь учащихся с производством в процессе инновационной творческо-проектной деятельности. Школа и производство. 2020; № 2: 12-14.

9. Негробова Л.Ю. Исторические предпосылки и современные этапы организации изобретательской деятельности студентов - будущих учителей технологии в России. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 260-263.

10. Тигров В.П., Шипилов А.Н. Из опыта организации изобретательской деятельности сельских школьников в Липецкой области. Школа и производство. 2020; № 6: 59-62.

11. Tigrov V., Tolstenko A., Negrobova L., Dobromyslova O., Piminov E. Education, work and creation: ways for developing technological education of schoolchildren in Russia. Amazonia Investiga. 2021; № 10 (42): 206-216. Available at https://www.researchgate.net/journal/Revista-Amazonia-Investiga-2322-6307

References

1. Hutorskoj A.V. Istoriya didaktiki. Innovacionnye sistemy obucheniya ot Antichnosti do nashih dnej. Moskva: Flinta, 2021.

2. Aleksandrova A.A., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v nauke i obrazovanii: monografiya. Penza: MCNS Nauka i Prosveschenie, 2019.

3. Gvozdeva A.G. Predposylki organizacii innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti v tehnologicheskom obrazovanii. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2021; № 3 (78): 76-80.

4. Gavrilenko L.S., Kutugina V.I., Lukin Yu.L. Innovacionnaya pedagogika. Krasnoyarsk: SFU, 2019.

5. Romanenko K.N. Struktura i kriterii gotovnosti pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2020; № 52 (342): 435- 438.

6. Zvyaginceva N.Yu. Formirovanie gotovnosti k innovacionnoj deyatel'nosti buduschego pedagoga v usloviyah modul'nogo obucheniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika i psihologiya. 2011; № 2: 72-79.

7. Shafikov V.V. 'Etapy vklyucheniya v innovacionnuyu proektnuyu deyatel'nost' buduschih uchitelej tehnologii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 122-123.

8. Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu., Sokol'skih M.A. Vzaimosvyaz' uchaschihsya s proizvodstvom v processe innovacionnoj tvorchesko-proektnoj deyatel'nosti. Shkola i proizvodstvo. 2020; № 2: 12-14.

9. Negrobova L.Yu. Istoricheskie predposylki i sovremennye 'etapy organizacii izobretatel'skoj deyatel'nosti studentov - buduschih uchitelej tehnologii v Rossii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 260-263.

10. Tigrov V.P., Shipilov A.N. Iz opyta organizacii izobretatel'skoj deyatel'nosti sel'skih shkol'nikov v Lipeckoj oblasti. Shkola i proizvodstvo. 2020; № 6: 59-62.

11. Tigrov V., Tolstenko A., Negrobova L., Dobromyslova O., Piminov E. Education, work and creation: ways for developing technological education of schoolchildren in Russia. Amazonia Investiga. 2021; № 10 (42): 206-216. Available at https://www.researchgate.net/journal/Revista-Amazonia-Investiga-2322-6307

Статья поступила в редакцию 24.11.22

УДК 378.147

Okateva A.A., Head of English Language School"Lingua Rich" (Ufa, Russia), E-mail: alya_ufa@mail.ru

LEARNING ENGLISH GRAMMAR WITH SPEECH PATTERNS. Learning English grammar is one of the challenging tasks for students. In order to achieve effectiveness from the lessons, it is necessary to choose an effective methodology. The article considers the use of speech patterns as an approach to accelerated and productive learning of grammatical structures and aims to attract the attention of teachers to the indicated method and prove the necessity of its implementation in the educational process. As the result of the research, theoretical and practical substantiation of the significance of using speech patterns for studying grammar, ways to introduce this method in English lessons, as well as sources for finding relevant and common expressions that can be used as patterns for students to memorize are presented. The article proves the effectiveness of patterns as a tool for learning the rules of word placement in sentences, tenses, grammatical constructions and word forms.

Key words: English, speech patterns, pedagogy, methodology, grammar.

А.А. Окатьееа, рук. школы английского языка Lingua Rich, г. Уфа, E-mail: alya_ufa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.