определяет его эмоциональное состояние, формирует ситуацию положительного общения с окружающим миром.
Таким образом, в настоящее время проектный метод занимает главное место в дошкольном образовании. Названные проекты были реализованы во многих детских садах в районах республики. Данные проекты способствуют
Библиографический список
формированию нравственных качеств; повышению нравственной культуры; осмыслению духовно-нравственных ценностей; развитию толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышению самооценки дошкольников. Экспериментальной базой исследования послужили детский сад «Мишутка» г Ак-Дову-рак, «Чечек» с. Кызыл-Мажалык и детский сад № 34 г Кызыла.
1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р, Рабинович П.Д., Марин Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Москва: Федеральный институт развития образования, 2014.
2. Радионова О.Р Педагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших дошкольников основ гражданской идентичности. Образовательная политика. 2009; № l2: 74 - 78.
3. Сагды Ч.Т., Саая Л.С., Ооржак Э.К. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре тувинского народа. Методическое руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Кызыл: ГУП «Типография МВД, 2006.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, 2008.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Москва, 2008.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ Москва, 2004.
7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников. Дошкольная педагогика. 2010; № 1: 7 - 12.
References
1. Karabanova O.A., Alieva 'E.F., Radionova O.R., Rabinovich P.D., Marin E.M. Organizaciya razvivayuschej predmetno-prostranstvennoj sredy v sootvetstvii s federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovaniya. Metodicheskie rekomendacii dlya pedagogicheskih rabotnikov doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij i roditelej detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2014.
2. Radionova O.R. Pedagogicheskie usloviya organizacii v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii razvivayuschej predmetnoj sredy po formirovaniyu u starshih doshkol'nikov osnov grazhdanskoj identichnosti. Obrazovatel'naya politika. 2009; № 12: 74 - 78.
3. Sagdy Ch.T., Saaya L.S., Oorzhak 'E.K. Priobschenie detej doshkol'nogo vozrasta k tradicionnoj kulture tuvinskogo naroda. Metodicheskoe rukovodstvo dlya pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Kyzyl: GUP «Tipografiya MVD, 2006.
4. Veraksa N.E., Beraksa A.N. Proektnaya deyatel'nost'doshkol'nikov: posobie dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij. Moskva, 2008.
5. Vinogradova N.A. Obrazovatel'nye proekty v detskom sadu. Moskva, 2008.
6. Proektnyj metod v deyatel'nosti doshkol'nogo uchrezhdeniya: posobie dlya rukovoditelej i prakticheskih rabotnikov DOU. Moskva, 2004.
7. Timofeeva L.L. Proektnyj metod v obuchenii starshih doshkol'nikov. Doshkol'naya pedagogika. 2010; № 1: 7 - 12.
Статья поступила в редакцию 01.12.21
УДК 378
Negrobova L.Yu, senior lecturer, Lipetsk of State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia), E-mail: [email protected]
HISTORICAL BACKGROUND AND MODERN STAGES OF THE ORGANIZATION OF INVENTIVE ACTIVITY OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY IN RUSSIA. The article deals with problems of organization of inventive activity among students of pedagogical universities of the profile of training "Technology" at the present stage of development of society. Special attention is paid to analysis of historical facts concerning formation and development of the system of technical creativity of students in the period of the 20th and 21st centuries in a comparative historical context. This made it possible to consider the scientific and technical creativity of students who received education in the 20th century as the basis for the organization of teaching invention at the present time. The study identifies current problems and tasks related to the preparation for inventive activity of students in the field of training "Pedagogical Education" of the profile "Technology"; an algorithm for its organization is formed, the problems solved in each of the periods of students' activity and conditions necessary for the successful implementation of each of the stages of their work in teaching invention are determined.
Key words: technological education, professional training, inventive activity, design, modeling, patent.
Л.Ю. Негробоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
(ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского), г. Липецк, E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ
В статье рассматриваются проблемы организации изобретательской деятельности у студентов педагогических вузов профиля подготовки «Технология» на современном этапе развития общества. Особое внимание уделено анализу исторических фактов, касающихся формирования и развития системы технического творчества обучающихся в период 20 и 21 веков в сравнительно-историческом контексте. Это позволило рассматривать научно-техническое творчество студентов, получавших образование в 20 веке, как основу для организации обучения изобретательству в настоящее время. В исследовании выявлены актуальные проблемы и задачи, касающиеся подготовки к изобретательской деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Технология»; сформирован алгоритм ее организации, определены проблемы, решаемые в каждом из периодов деятельности студентов, и условия, необходимые для успешного осуществления каждого из этапов их работы при обучении изобретательству.
Ключевые слова: технологическое образование, профессиональная подготовка, изобретательская деятельность, конструирование, моделирование, патент.
Актуальность представленного исследования диктуется неослабевающим интересом к изобретательству и вопросам обучения изобретательской деятельности в системе непрерывного образования на фоне возрастающих темпов научно-технического прогресса. В связи с чем целью проведенного исследования является разработка и апробирование алгоритма организации обучения изобретательской деятельности студентов педагогических вузов профиля подготовки «Технология» на основе анализа исторических данных, выявленных недостатков и современных задач, предъявляемых обществом к технологическому образованию. Учитывая, что достижения и выявленные недостатки в обучении научно-техническому творчеству в сфере образования в 20 веке можно считать важнейшей исторической предпосылкой для организации подобной работы в последующие годы и десятилетия, темой настоящего сообщения становится анализ технологи-
ческого образования двадцатого века как платформы для построения обучения навыкам изобретательской деятельности у студентов педагогических вузов профиля подготовки «Технология».
При реализации цели исследования были решены следующие задачи:
а) произведен анализ исторических данных о формировании и развитии научно-технического творчества молодежи в системе образования в 20-21 веке;
б) выявлены достижения и недостатки в работе данной структуры в указанный период времени; в) сформирован и апробирован алгоритм организации обучения изобретательству, отвечающий современным задачам, стоящим перед сферой технологического образования.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе, позволившем выстроить этапы организации обучения изобретательству студентов
педагогического вуза профиля «Технология» на основе анализа исторических данных о развитии научно-технического творчества, а также текущего состояния, проблем и задач, стоящих перед технологическим образованием в настоящее время. Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в определении условий успешной реализации деятельности студентов при обучении их изобретательству; практическая значимость - в разработке последовательности обучения изобретательству и содержания работы обучающихся на каждом из этапов деятельности.
Анализ исторических данных о формировании и развитии системы научно-технического творчества молодежи
Историческое развитие современной цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом, что на сегодняшний день подразумевает непрерывный технологический рост общества при активном наращивании потенциала в использовании все более широкого спектра технических новинок. Очевидно, что в ситуации растущих темпов технологизации и цифровизации всех сфер деятельности, усложнения техники и технологий обществу необходимо формировать и поддерживать адекватный, соответствующий требованиям времени уровень освоения технологических знаний на всех ступенях жизни человека, что делает данный вектор обязательной частью непрерывного образования [1]. В этой связи к квалификации работника любой сферы в настоящее время предъявляются особые требования, связанные не только с грамотным выполнением трудовых операций и использованием соответствующих видов техники, но и со способностью к критическому и креативному мышлению, работе в команде, готовностью к решению нестандартных трудовых задач и внедрению новых разработок в производство и т.д., следовательно, возникают вопросы к подготовке педагогов, способных сформировать необходимые компетенции у будущих специалистов.
Очевидно, что трансформация технологического образования происходит в процессе накапливания обществом культурного и научного опыта, модификации социума и изменения требований, предъявляемых к процессу и результатам обучения граждан [2]. Это справедливо для любой страны, и Россия в этом вопросе не стала исключением, поскольку руководство государства уже в начале 20 века определило значимость проблемы обучения техническому творчеству, что стало основанием для построения сферы научно-технического творчества молодежи на всех уровнях педагогической системы, охватывая школьное, начальное профессиональное и высшее образование. В связи с чем в новейшей истории нашего государства уделялось и уделяется большое внимание определению задач, выстраиванию структуры и содержания технологического образования, в том числе в тех вопросах, которые касаются исследовательской работы, технического творчества, обучения навыкам рационализации и изобретательства. Причем этот аспект был затронут как в основном, так и дополнительном образовании [3; 4; 5]. Так, в начале 20 века для школьников, помимо дисциплин учебной программы, были организованы станции и кружки юных техников в школах, домах пионеров, клубах. Их задачами было привитие учащимся интереса к технике, а также развитие у них технических знаний, изобретательских и конструкторских способностей [3].
В профессиональном обучении в первой половине 20 века, кроме формирования профильных учебных заведений - школ фабрично-заводского ученичества, ремесленных и железнодорожных училищ, а впоследствии - профессионально-технических училищ и техникумов, где изучались обязательные дисциплины технического направления, необходимые в получаемой профессии, была организована развернутая сеть технических кружков, расширяющих возможности технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности обучающихся [6; 7]. Результатом стало создание в 40-х годах 20 века централизованной системы дополнительного профессионального технического образования, обеспечивающего углубленную подготовку квалифицированных рабочих для активно развивающейся индустрии страны [3].
В системе высшего образования научно-исследовательская работа стала важнейшей частью учебной и внеучебной деятельности. Здесь предусматривалось изучение основ организации и выполнения научных исследований, содержащих планирование и выполнение научного эксперимента, методы анализа и обработки данных. Обязательным стало включение научно-исследовательского компонента в практические занятия, лабораторные работы, учебные и производственные практики, курсовые и дипломные проекты, что было отражено в учебных планах. Во внеучебное время это направление реализовывалось в студенческих научных кружках и научно-производственных отрядах; проектных, конструкторских и технологических бюро; в выполнении работ по хоздоговорным темам и лекториях по пропаганде знаний в области науки и техники; в организационно-массовых мероприятиях и т.д.
Эффективность вовлечения молодежи в научно-исследовательскую деятельность и техническое творчество демонстрировалось ее участием в олимпиадах, конкурсах и выставках различного уровня [8]. Так, в 1955-1956 годах было проведено более 250 местных выставок технического творчества учащихся профессионального образования. В 1958 году в советском павильоне на Всемирной Брюссельской выставке демонстрировались экспонаты в отделе «Профессиональное образование в СССР», а на площадке ВДНХ в 60-е годы на постоянной основе начал работу павильон «Профессионально-техническое образование». Для студентов вузов с середины 60-х годов ежегодно проводились межотрасле-
вые и межреспубликанские конференции, Всесоюзный конкурс научных работ, олимпиада «Студент и научно-технический прогресс» и т.д. [3].
Однако наряду с важными достижениями, такими как широкий охват школьников и молодежи в рамках стабильной и продуктивной сферы технического творчества, освоение ими знаний и опыта в выбранной технической области, формирование технической грамотности и качественной подготовки будущих специалистов были выявлены и значительные недостатки. В первую очередь они были связаны с тем, что существенную долю в техническом творчестве занимали моделирование и конструирование, результатом которых становились чертежи, модели и макеты существующих устройств. То есть творчество в большей мере носило характер субъективной новизны, когда обучающийся, узнавая что-либо новое для себя, повторял в приборе, установке и другой продукции уже существующие, зачастую устаревшие объекты [1; 3]. Следовательно, общественная значимость итогов работы была невысокой. Другой проблемой становилось «отставание» технического творчества в учебных заведениях от достижений промышленности, где внедрялись новые средства производства и выпускались новые виды продукции. Все это отмечалось при подведении итогов нескольких всесоюзных выставок в 40-50-х годах, по результатам которых было сказано, что некоторые из представленных экспонатов - копии устаревших машин и механизмов; слабо представлено творчество рационализаторов и изобретателей; недостаточно экспонатов, показывающих последние технические достижения; мало инновационных работ, отражающих внедрение в производство новой техники [3]. И в рамках существующей системы того времени эти вопросы остались нерешенными.
Меняющаяся ситуация в технической сфере в связи с ускоряющимся научно-техническим прогрессом потребовала реформирования образования в 1985-1991 годах. В это время было рекомендовано в каждом учебном заведении сформировать структуру научно-технического творчества для всех возрастных и профессиональных категорий, результатом чего стало появление системы научно-технического творчества молодежи (НТТМ) [9]. Она должна была ориентировать молодежь на решение научно-технических задач, способствовать организации самодеятельного технического творчества, помогать рационализаторам и изобретателям в приобретении технических, правовых (патентных), экономических знаний, обеспечивать выход молодежи на конкурсы, выставки и т.д. [10].
Несомненными достоинствами НТТМ этого периода можно считать опыт построения единой сферы технического творчества молодежи, включающей основное и дополнительное образование, а также государственные и общественные структуры; ориентирование научно-технического творчества на производство, связанное с базовыми предприятиями региона; разработка индивидуальных творческих программ для обучающихся [3].
В начале 2000-х годов, связанных с серьезными общественно-политическими изменениями в нашей стране, в технологическом образовании наступил этап стагнации, приведший, в том числе, к отрыву технологического образования от производственной среды, к устареванию средств обучения, к невозможности решений учащимися актуальных производственно-технологических и проек-тно-исследовательских задач [11]. Преодоление этих, а также унаследованных из более ранних периодов проблем предстояло решить на современном этапе, поскольку технологическое образование получило новые задачи и стимулы развития [4; 5; 12].
Современные требования к технологическому образованию в России
На сегодняшний день педагогическая система призвана обеспечить необходимый уровень технических знаний и умений у обучающихся в соответствии с запросами времени, одним из которых является развитие инновационного сектора экономики страны и активное внедрение инновационных решений в производство [5]. Поэтому сегодня актуален вопрос формирования у человека навыков изобретательства и инновационной деятельности на основе дивергентного мышления, которое позволяет творчески переосмысливать проблемы и предлагать, помимо стандартных решений, другие возможные варианты, причем как на стадии их разработки, так и внедрения [1].
Эти требования затрагивают все уровни современной педагогической сферы: школьное образование, поскольку его задача - сформировать основу для освоения необходимых компетенций в дальнейшем, при получении среднего профессионального и высшего образования; систему среднего профессионального образования, так как она готовит квалифицированных рабочих - важную составляющую производительных сил; высшее образование, потому что здесь обучаются как инженеры, технологи и другие технические специалисты, так и педагоги для работы в школе (учителя технологии) и системы профессионального образования (преподаватели, учебные мастера). А будущим учителям школ и педагогам технических колледжей отводится особая роль, так как им предстоит формировать не только основы технических знаний и умений у школьников и профессиональные технические знания и навыки у будущих рабочих, но и необходимый уровень мышления и способностей к изобретательским и инновационным решениям возникающих задач [13; 14; 15].
Опыт организации изобретательской деятельности студентов - будущих учителей технологии в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
В ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в течение последних лет осуществляется работа по организации обучения изобретательской деятельности студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Технология».
Основой работы с обучающимися стало привлечение их к изобретательству при разрешении производственных проблем предприятий региона, что направлено на преодоление исторически сложившихся трудностей недостаточного участия учащейся молодежи в изобретательской и рационализаторской деятельности, а также удовлетворение современных требований, предъявляемых к подготовке в рамках предметной области «Технология».
В связи с этим нами сформирован алгоритм организации процесса подготовки обучающихся к изобретательской деятельности, и выявлены необходимые условия для реализации каждого из этапов этого процесса.
Как показывает наш опыт, работу со студентами в вышеозвученном направлении целесообразно начинать с первых недель учебы в вузе, формируя понимание важности и целесообразности изобретательства как основы инновационной деятельности и его значимости в будущей профессии. В этот период существенно, что студенты получают основу для исследований и творческого поиска при изучении профильных предметов, выполнении курсовых проектов и выпускной квалификационной работы, а также в проектной деятельности, выходящей за пределы учебной программы. В результате в начале обучения складывается мо-тивационный компонент для более глубокого изучения ряда учебных дисциплин и стимулируется потребность студентов в освоении дополнительных знаний и методик, необходимых в изобретательстве, готовность к творческому анализу проблем, выработке возможных технических решений и дальнейшему их практическому воплощению. На данном и последующих этапах работы важным условием становится использование возможностей дополнительного образования, что соотносится с положительным опытом деятельности системы НТТМ в предыдущий период ее развития. Вопрос использования ресурсов дополнительного образования при обучении студентов изобретательству на кафедре технологии и технического творчества ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского решается привлечением студентов к занятиям на базе Центра молодежного инновационного творчества «Перспектива» (ЦМИТ «Перспектива»), где созданы методические и материально-технические условия для обучения студентов изобретательству, творческого поиска и технического воплощения результатов изобретательской деятельности.
Вторым этапом работы со студентами становится их обучение основам изобретательства. Для этого в ЦМИТ «Перспектива» организуются занятия, на которых студенты решают задачи по преодолению психологической инерции (инерции мышления), обучаются методам активизации творческого поиска, решению изобретательских задач. Одновременно с этим в ходе информационного поиска происходит знакомство с производственным сектором региона: с перечнем предприятий, их оснащением и выпускаемой продукцией. Ключевое условие на данном отрезке работы - свободный доступ к информации сети Internet (как к изобретательским задачам, так и к данным о производстве края).
В ходе третьего этапа студенты, пользуясь ресурсами сети Internet, выявляют предприятия, наиболее значимые для региона, с целью дальнейшего поиска технологических проблем, связанных со сложностью производственного процесса и его дороговизной, потребностью в частой смене комплектующих деталей и т.д. В это время обучающиеся объединяются в «группы по интересам», каждая из которых выбирает заинтересовавшую их проблему для дальнейшей проработки и формирования изобретательского решения. И вся последующая работа студентов осуществляется в сформированных малых группах. Необходимое условие успешной работы на данном этапе - возможность свободного информационного поиска в сети Internet и экскурсии на предприятия. Посещение предприятий в этот период позволяет не только осуществить практическое знакомство с производством, но и в реальных условиях выявить актуальные технические проблемы, определить причины их возникновения и степень значимости в ходе консультаций со специалистами и наблюдений за производственным процессом.
Деятельность студентов в данный период позволяет решить ряд важнейших образовательных задач. Во-первых, у них формируются основы изобретательских умений и методический инструментарий будущего изобретателя. Во-вторых, благодаря ориентированию изобретательской деятельности на решение реальных производственных проблем и экскурсиям на предприятия сокращается разрыв между процессом технологического образования и производственной сферой региона, существующий до сегодняшнего дня.
На четвертом этапе обучающиеся занимаются поиском решения производственной проблемы, применяя методики активизации поиска решений творческих задач, коллективной разработкой и воплощением вариантов решения в эскизах, чертежах, макетах/моделях. Ключевое условие успешной работы здесь - доступ
Библиографический список
к высокотехнологическому оборудованию ЦМИТ «Перспектива» и материальной базе предприятий, с которыми организовано сотрудничество, благодаря чему можно осуществить макетирование и моделирование найденного технического решения. В ходе деятельности студентов в этот период требуются знания, полученные ими на профильных учебных предметах, развивается техническое мышление, анализ реальных проблем дает начало творчеству с получением результатов, обладающих объективной новизной и общественной значимостью. То есть, во-первых, теоретические знания обучающихся находят практическое применение. Во-вторых, решается современная проблема развития творческих способностей и дивергентного мышления при формировании умений выявлять более чем одно решение рассматриваемой задачи и предлагать разнообразные варианты для ее реализации. В-третьих, устраняется проблема повторения в макетах и моделях существующих или устаревших объектов, что дает возможность студентам не отставать от современных технологических процессов, а идти с ними в ногу и работать на опережение, участвуя в их совершенствовании. В-четвертых, укрепляется связь процесса обучения с деятельностью предприятий региона.
В ходе заключительного этапа студенты формируют заявки на получение патентов на созданные ими изобретения и приобретают практические навыки оформления документации, защищающей интеллектуальную собственность. В этот период значимыми становятся знания, полученные ими при изучении учебной дисциплины «Основы патентоведения», а действия, осуществляемые на протяжении длительного времени, приобретают логическое завершение и документальное подтверждение. Основными условиями успешного выполнения работы на данной стадии являются знания правил оформления прав на интеллектуальную собственность и возможность свободного доступа к информационной базе Федерального института промышленной собственности (ФИПС).
Доказательством эффективности обучения изобретательству студентов при реализации вышеописанного алгоритма в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского становятся патенты на изобретения, регулярно получаемые авторскими коллективами, включающими педагогов и обучающихся, и представление на технических выставках моделей разработанных объектов. Так, в 2018 году была запатентована сельскохозяйственная машина для распыления жидких ядохимикатов и биопрепаратов, предназначенная для химической прополки посевов и применения жидких удобрений и средств защиты растений [16]; в 2019 году получен патент на полезную модель устройства для подъема воды и ее подачи потребителю небольшими порциями [17]; в 2020 году запатентована ёмкость для получения воды из атмосферного воздуха за счет ее конденсации и удержания влагопоглощающим материалом [18]; в 2021 году - сортировальное устройство для сельскохозяйственной продукции (например, картофеля), оснащенное конвейером штучной подачи [19]. Это неполный перечень технических устройств, разработанных с участием студентов вуза и зарегистрированных в базе ФИПС. В настоящее время работа в этом направлении продолжается, и формируются очередные заявки на получение патентов, а также ведется разработка моделей объектов, подтверждающих работоспособность изобретений.
Дальнейшие планы по организации обучения изобретательской деятельности связаны с ее реализацией на площадках основного и дополнительного образования Липецкой области, где студенты, прошедшие данный путь в вузе, смогут подключиться к аналогичной работе с учащимися.
В результате проведенного исследования можно говорить о том, что организацию обучения изобретательской деятельности студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю «Технология», необходимо строить с учетом опыта, имеющегося в нашей стране, а необходимые возможности осуществления работы со студентами предоставляют площадки дополнительного технологического образования, в нашем случае - это ЦМИТ «Перспектива». Обучение студентов изобретательству должно включать следующие этапы: развитие мотивации с первых недель занятий в вузе; обучение изобретательству на основе учебных дисциплин и дополнительных знаний о методиках изобретательства и промышленном производстве региона; информационный поиск и анализ данных о технических производственных проблемах; обязательное сотрудничество с промышленными предприятиями и разработка реальных технических проблем с последующим патентованием результатов работы. Подобная деятельность позволит студентам на необходимом уровне решать изобретательские задачи и формировать изобретательские компетенции, что подтверждается практическими результатами в виде оформленных патентов на изобретения и участием в технических выставках.
1. Tigrov V., Tolstenko A., Negrobova L., Dobromyslova O., Piminov E. Education, work and creation: ways for developing technological education of schoolchildren in Russia. Amazonia Investiga. 2021; № 10 (42): 206 - 216. Available at: https://www.researchgate.net/journal/Revista-Amazonia-Investiga-2322-6307
2. Серебренников Л.Н., Мейер К.Д. Состояние и тенденции развития технологического образования зарубежных стран. Ярославский педагогический вестник. 2014; Т. 2, № 4: 47 - 54.
3. Никулин С.К. Системный подход в развитии научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного технического образования России. Москва: Глобус, 2005.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г № 204. Available at: https://base.garant.ru/71937200/
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 316 (с изменениями на 9 февраля 2021 года). Available at: https://base.garant.ru/70644224/
6. Летопись основных этапов развития профессионально-технического образования РСФСР. 1919 - 1940 гг. Подольск: музей ПТО РСФСР 1991.
7. Летопись основных этапов развития профессионально-технического образования РСФСР. 1940 - 1990 гг. Подольск: музей ПТО РСФСР 1991.
8. Профессионально-техническое образование. 1952; № 1, 3.
9. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: постановление Верховного Совета СССР от 12.04.1984 г Москва, 1984. Available at: https://www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/obrazovanie/40/postanovlenie-vs-sssr-ot-12-04-1984--13-.html
10. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного технического творчества: постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ №157 от 5.02.1987 г. Москва, 1987. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13783.htm
11. Гвоздева А.Г. Предпосылки организации инновационной проектной деятельности в технологическом образовании. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021; № 3: 76 - 80. Available at: http://dx.doi.org/10.51904/2306-8329_2021_78_3_79
12. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Министерство просвещения Российской Федерации: офиц. сайт. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/ c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Романова Л.А. Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства. Наука и школа. 2015; № 2: 7 - 14.
14. Падерин А.В. Перспективы развития технологического образования в постиндустриальной экономике. Символ науки: международный научный журнал. 2021; № 2: 94 - 100.
15. Шафиков В.В. Из опыта включения в инновационную проектную деятельность будущих учителей технологии. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020; № 4 (78): 163 - 168.
16. Тигров В.П., Шипилов А.Н. и др. Патент 180320 РФ, МПК A01M7/00 Машина для распыления жидких ядохимикатов и биопрепаратов. Заявитель и правообладатель ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», № 2017109999, заявл. 24.03.2017; опубл. 08.06.2018, бюл. № 16.
17. Тигров В.П., Тигров В.В., Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю. и др. Патент 189392 РФ, МПК F04B 9/107 (2006.01) Водоподъемное устройство. Заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», № 2018129844, заявл. 15.08.2018; опубл. 21.05.2019, бюл. № 15.
18. Тигров В.П., Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю. Негробова Л.Ю. и др. Патент 197 069 РФ, МПКE03B 3/28 (2006.01) Ёмкость для получения воды из атмосферного воздуха. Заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, № 2020127126, заявл. 01.08.2019, опубл. 27.03.2020, бюл. № 9.
19. Тигров В.П., Тигров В.В., Пиминов Е.Ю. Негробова Л.Ю. и др. Патент 201859 РФ, МПК A01D17/00 B07C5/16 (2006.01) Сортировальное устройство. Заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, №2020127126, заявл. 12.08.2020, опубл. 15.01.2021, бюл. № 2.
References
1. Tigrov V., Tolstenko A., Negrobova L., Dobromyslova O., Piminov E. Education, work and creation: ways for developing technological education of schoolchildren in Russia. Amazonia Investiga. 2021; № 10 (42): 206 - 216. Available at: https://www.researchgate.net/journal/Revista-Amazonia-Investiga-2322-6307
2. Serebrennikov L.N., Mejer K.D. Sostoyanie i tendencii razvitiya tehnologicheskogo obrazovaniya zarubezhnyh stran. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2014; T. 2, № 4: 47 - 54.
3. Nikulin S.K. Sistemnyj podhod v razvitii nauchno-tehnicheskogo tvorchestva uchaschihsya v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo tehnicheskogo obrazovaniya Rossii. Moskva: Globus, 2005.
4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204. Available at: https://base.garant.ru/71937200/
5. Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Rossijskoj Federacii «'Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya 'ekonomika»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 N 316 (s izmeneniyami na 9 fevralya 2021 goda). Available at: https://base.garant.ru/70644224/
6. Letopis' osnovnyh 'etapov razvitiya professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya RSFSR. 1919 - 1940 gg. Podol'sk: muzej PTO RSFSR, 1991.
7. Letopis' osnovnyh 'etapov razvitiya professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya RSFSR. 1940 - 1990 gg. Podol'sk: muzej PTO RSFSR, 1991.
8. Professional'no-tehnicheskoe obrazovanie. 1952; № 1, 3.
9. Osnovnye napravleniya reformy obscheobrazovatel'noj i professional'noj shkoly: postanovlenie Verhovnogo Soveta SSSR ot 12.04.1984 g. Moskva, 1984. Available at: https:// www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/obrazovanie/40/postanovlenie-vs-sssr-ot-12-04-1984--13-.html
10. O merah po dal'nejshemu razvitiyu samodeyatel'nogo tehnicheskogo tvorchestva: postanovlenie CK KPSS, Soveta ministrov SSSR, VCSPS i CK VLKSM №157 ot 5.02.1987 g. Moskva, 1987. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13783.htm
11. Gvozdeva A.G. Predposylki organizacii innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti v tehnologicheskom obrazovanii. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2021; № 3: 76 - 80. Available at: http://dx.doi.org/10.51904/2306-8329_2021_78_3_79
12. Koncepciya prepodavaniya predmetnoj oblasti «Tehnologiya» v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy. Ministerstvo prosvescheniya Rossijskoj Federacii: ofic. sajt. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/ c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Mokrecova L.A., Dudysheva E.V., Romanova L.A. Podgotovka studentov k innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti v usloviyah regional'nogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Nauka i shkola. 2015; № 2: 7 - 14.
14. Paderin A.V. Perspektivy razvitiya tehnologicheskogo obrazovaniya v postindustrial'noj 'ekonomike. Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2021; № 2: 94 - 100.
15. Shafikov V.V. Iz opyta vklyucheniya v innovacionnuyu proektnuyu deyatel'nost' buduschih uchitelej tehnologii. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2020; № 4 (78): 163 - 168.
16. Tigrov V.P., Shipilov A.N. i dr. Patent 180320 RF, MPKA01M7/00 Mashina dlya raspyleniya zhidkih yadohimikatov ibiopreparatov. Zayavitel' i pravoobladatel' FGBOU VO «LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo», № 2017109999, zayavl. 24.03.2017; opubl. 08.06.2018, byul. № 16.
17. Tigrov V.P., Tigrov V.V., Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu. i dr. Patent 189392 RF, MPKF04B 9/107 (2006.01) Vodopod'emnoe ustrojstvo. Zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO «LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo», № 2018129844, zayavl. 15.08.2018; opubl. 21.05.2019, byul. № 15.
18. Tigrov V.P., Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu. Negrobova L.Yu. i dr. Patent 197 069 RF, MPK E03B 3/28 (2006.01) Emkost' dlya polucheniya vody iz atmosfernogo vozduha. Zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO LGPU im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, № 2020127126, zayavl. 01.08.2019, opubl. 27.03.2020, byul. № 9.
19. Tigrov V.P., Tigrov V.V., Piminov E.Yu. Negrobova L.Yu. i dr. Patent 201859 RF, MPK A01D17/00 B07C5/16 (2006.01) Sortiroval'noe ustrojstvo. Zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO LGPU im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, №2020127126, zayavl. 12.08.2020, opubl. 15.01.2021, byul. № 2.
Статья поступила в редакцию 01.12.21
УДК 37.04-053
Barvinskaya E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Teacher Children's Art School No. 1 n.a. M.I. Glinka (Lipetsk, Russia), E-mail: [email protected]
FEASIBILITY OF VOCALLY-PEDAGOGICAL TRAINING IN PHASE OF MUTATION. The article reveals basic laws of vocalization, integrity of voice box, conditions for building the high quality vocal sound in the psycho-physiological body changing. It analyzes relationship between vocal technique and physiological and acoustic conditions. It deals with a problem of vocal training in phase of children's mutation. It seeks to compare vocalization principles, psycho-physiological body changing in phase of children's mutation and basic rules of vocal training at the initial stage. The work provides theoretical justification for feasibility of vocally-pedagogical training in phase of mutation. It emphasizes differentiation in educational process and responsibilities of a teacher in phase of children's mutation. It describes the main methodological provisions applying to safe and efficient working with students.
Key words: phase of mutation, vocally-pedagogical training, coordination and integrity of voice box, psycho-physiological and acoustic conditions.
Е.М. Бареинская, канд. пед. наук, преп. МБУ ДО «ДШИ № 1 имени М.И. Глинки», г. Липецк, E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
В статье раскрываются основные законы голосообразования, значение функциональной целостности голосообразующего аппарата, условия формирования качественного певческого звука в контексте психофизиологических изменений организма. Анализируется зависимость вокальной технологии от физиологических и акустических условий. Рассматривается проблема вокального образования детей в мутационный период. Проводится сравнительный