6. Летопись основных этапов развития профессионально-технического образования РСФСР. 1919 - 1940 гг. Подольск: музей ПТО РСФСР 1991.
7. Летопись основных этапов развития профессионально-технического образования РСФСР. 1940 - 1990 гг. Подольск: музей ПТО РСФСР 1991.
8. Профессионально-техническое образование. 1952; № 1, 3.
9. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: постановление Верховного Совета СССР от 12.04.1984 г Москва, 1984. Available at: https://www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/obrazovanie/40/postanovlenie-vs-sssr-ot-12-04-1984--13-.html
10. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного технического творчества: постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ №157 от 5.02.1987 г. Москва, 1987. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13783.htm
11. Гвоздева А.Г. Предпосылки организации инновационной проектной деятельности в технологическом образовании. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021; № 3: 76 - 80. Available at: http://dx.doi.org/10.51904/2306-8329_2021_78_3_79
12. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Министерство просвещения Российской Федерации: офиц. сайт. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/ c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Романова Л.А. Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного образовательного пространства. Наука и школа. 2015; № 2: 7 - 14.
14. Падерин А.В. Перспективы развития технологического образования в постиндустриальной экономике. Символ науки: международный научный журнал. 2021; № 2: 94 - 100.
15. Шафиков В.В. Из опыта включения в инновационную проектную деятельность будущих учителей технологии. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020; № 4 (78): 163 - 168.
16. Тигров В.П., Шипилов А.Н. и др. Патент 180320 РФ, МПК A01M7/00 Машина для распыления жидких ядохимикатов и биопрепаратов. Заявитель и правообладатель ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», № 2017109999, заявл. 24.03.2017; опубл. 08.06.2018, бюл. № 16.
17. Тигров В.П., Тигров В.В., Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю. и др. Патент 189392 РФ, МПК F04B 9/107 (2006.01) Водоподъемное устройство. Заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», № 2018129844, заявл. 15.08.2018; опубл. 21.05.2019, бюл. № 15.
18. Тигров В.П., Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю. Негробова Л.Ю. и др. Патент 197 069 РФ, МПКE03B 3/28 (2006.01) Ёмкость для получения воды из атмосферного воздуха. Заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, № 2020127126, заявл. 01.08.2019, опубл. 27.03.2020, бюл. № 9.
19. Тигров В.П., Тигров В.В., Пиминов Е.Ю. Негробова Л.Ю. и др. Патент 201859 РФ, МПК A01D17/00 B07C5/16 (2006.01) Сортировальное устройство. Заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, №2020127126, заявл. 12.08.2020, опубл. 15.01.2021, бюл. № 2.
References
1. Tigrov V., Tolstenko A., Negrobova L., Dobromyslova O., Piminov E. Education, work and creation: ways for developing technological education of schoolchildren in Russia. Amazonia Investiga. 2021; № 10 (42): 206 - 216. Available at: https://www.researchgate.net/journal/Revista-Amazonia-Investiga-2322-6307
2. Serebrennikov L.N., Mejer K.D. Sostoyanie i tendencii razvitiya tehnologicheskogo obrazovaniya zarubezhnyh stran. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2014; T. 2, № 4: 47 - 54.
3. Nikulin S.K. Sistemnyj podhod v razvitii nauchno-tehnicheskogo tvorchestva uchaschihsya v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo tehnicheskogo obrazovaniya Rossii. Moskva: Globus, 2005.
4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204. Available at: https://base.garant.ru/71937200/
5. Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Rossijskoj Federacii «'Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya 'ekonomika»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 N 316 (s izmeneniyami na 9 fevralya 2021 goda). Available at: https://base.garant.ru/70644224/
6. Letopis' osnovnyh 'etapov razvitiya professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya RSFSR. 1919 - 1940 gg. Podol'sk: muzej PTO RSFSR, 1991.
7. Letopis' osnovnyh 'etapov razvitiya professional'no-tehnicheskogo obrazovaniya RSFSR. 1940 - 1990 gg. Podol'sk: muzej PTO RSFSR, 1991.
8. Professional'no-tehnicheskoe obrazovanie. 1952; № 1, 3.
9. Osnovnye napravleniya reformy obscheobrazovatel'noj i professional'noj shkoly: postanovlenie Verhovnogo Soveta SSSR ot 12.04.1984 g. Moskva, 1984. Available at: https:// www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/obrazovanie/40/postanovlenie-vs-sssr-ot-12-04-1984--13-.html
10. O merah po dal'nejshemu razvitiyu samodeyatel'nogo tehnicheskogo tvorchestva: postanovlenie CK KPSS, Soveta ministrov SSSR, VCSPS i CK VLKSM №157 ot 5.02.1987 g. Moskva, 1987. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13783.htm
11. Gvozdeva A.G. Predposylki organizacii innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti v tehnologicheskom obrazovanii. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2021; № 3: 76 - 80. Available at: http://dx.doi.org/10.51904/2306-8329_2021_78_3_79
12. Koncepciya prepodavaniya predmetnoj oblasti «Tehnologiya» v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy. Ministerstvo prosvescheniya Rossijskoj Federacii: ofic. sajt. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/ c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Mokrecova L.A., Dudysheva E.V., Romanova L.A. Podgotovka studentov k innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti v usloviyah regional'nogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Nauka i shkola. 2015; № 2: 7 - 14.
14. Paderin A.V. Perspektivy razvitiya tehnologicheskogo obrazovaniya v postindustrial'noj 'ekonomike. Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2021; № 2: 94 - 100.
15. Shafikov V.V. Iz opyta vklyucheniya v innovacionnuyu proektnuyu deyatel'nost' buduschih uchitelej tehnologii. Voprosysovremennojnaukiipraktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2020; № 4 (78): 163 - 168.
16. Tigrov V.P., Shipilov A.N. i dr. Patent 180320 RF, MPKA01M7/00 Mashina dlya raspyleniya zhidkih yadohimikatov ibiopreparatov. Zayavitel' i pravoobladatel' FGBOU VO «LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo», № 2017109999, zayavl. 24.03.2017; opubl. 08.06.2018, byul. № 16.
17. Tigrov V.P., Tigrov V.V., Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu. i dr. Patent 189392 RF, MPKF04B 9/107 (2006.01) Vodopod'emnoe ustrojstvo. Zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO «LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo», № 2018129844, zayavl. 15.08.2018; opubl. 21.05.2019, byul. № 15.
18. Tigrov V.P., Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu. Negrobova L.Yu. i dr. Patent 197 069 RF, MPK E03B 3/28 (2006.01) Emkost' dlya polucheniya vody iz atmosfernogo vozduha. Zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO LGPU im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, № 2020127126, zayavl. 01.08.2019, opubl. 27.03.2020, byul. № 9.
19. Tigrov V.P., Tigrov V.V., Piminov E.Yu. Negrobova L.Yu. i dr. Patent 201859 RF, MPK A01D17/00 B07C5/16 (2006.01) Sortiroval'noe ustrojstvo. Zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO LGPU im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, №2020127126, zayavl. 12.08.2020, opubl. 15.01.2021, byul. № 2.
Статья поступила в редакцию 01.12.21
УДК 37.04-053
Barvinskaya E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Teacher Children's Art School No. 1 n.a. M.I. Glinka (Lipetsk, Russia), E-mail: [email protected]
FEASIBILITY OF VOCALLY-PEDAGOGICAL TRAINING IN PHASE OF MUTATION. The article reveals basic laws of vocalization, integrity of voice box, conditions for building the high quality vocal sound in the psycho-physiological body changing. It analyzes relationship between vocal technique and physiological and acoustic conditions. It deals with a problem of vocal training in phase of children's mutation. It seeks to compare vocalization principles, psycho-physiological body changing in phase of children's mutation and basic rules of vocal training at the initial stage. The work provides theoretical justification for feasibility of vocally-pedagogical training in phase of mutation. It emphasizes differentiation in educational process and responsibilities of a teacher in phase of children's mutation. It describes the main methodological provisions applying to safe and efficient working with students.
Key words: phase of mutation, vocally-pedagogical training, coordination and integrity of voice box, psycho-physiological and acoustic conditions.
Е.М. Бареинская, канд. пед. наук, преп. МБУ ДО «ДШИ № 1 имени М.И. Глинки», г. Липецк, E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
В статье раскрываются основные законы голосообразования, значение функциональной целостности голосообразующего аппарата, условия формирования качественного певческого звука в контексте психофизиологических изменений организма. Анализируется зависимость вокальной технологии от физиологических и акустических условий. Рассматривается проблема вокального образования детей в мутационный период. Проводится сравнительный
анализ принципов голосообразования, психофизиологических изменений организма в мутационный период и основных положений постановки голоса на начальном этапе обучения. На основе проведенного исследования с учетом целей, задач, поэтапности вокального развития дается теоретическое обоснование целесообразности вокально-педагогической работы в период мутации. Акцентируется внимание на дифференцированности учебного процесса с учетом клинической картины протекания мутации и на ответственности педагога. Приводятся основные методические положения, способствующие безопасности и эффективности работы с учащимися.
Ключевые слова: мутационный период, вокально-педагогическая работа, координация и целостность голосообразующего аппарата, психофизиологические и акустические условия.
Изменения, происходящие в организме во время мутации, хорошо изучены и широко освещены в научной и методической литературе. Все точки зрения научно обоснованы, убедительно аргументированы и подтверждены практикой. Однако вопрос о целесообразности занятий по постановке голоса в этот период остается дискуссионным. Основываясь на психофизиологической картине состояния и функционирования организма, ученые, исследователи и педагоги делают прямо противоположные выводы, что позволяет говорить об актуальности поднимаемой в статье темы и необходимости проведения дальнейших исследований.
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование проблемы целесообразности вокально-педагогической работы с учащимися в мутационный период.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные законы голосообразования, значение функциональной целостности голосообразующего аппарата, а также условия формирования качественного певческого звука в контексте психофизиологических изменений организма.
2. Осуществить сравнительный анализ принципов голосообразования, психофизиологических изменений организма в мутационный период и основных положений постановки голоса на начальном этапе обучения.
В разные исторические периоды проблема «смены голоса» решалась в вокальной педагогике по-разному: в Италии XVN-XVШ вв. это была операция кастрации, которая приобрела настолько массовый характер, что стала считаться одним из методов вокального обучения [1]. В конце XIX в. вокальное обучение начинали не ранее 18 лет, т.е. после окончания мутационного периода. В современном обществе вокальное искусство приобретает все большую популярность. Пением занимаются дети самого раннего возраста, и это актуализирует необходимость решения исследуемого вопроса. Сравнительный анализ основных законов голосообразования, положений вокальной методики и психофизиологических процессов мутации позволил обосновать целесообразность вокально-педагогической работы с учащимися в мутационный период.
1. Одним из основных законов правильного голосообразования является функциональная целостность всех частей голосообразующего аппарата, полисенсорная природа их взаимодействия. Принцип целостности предполагает равнозначность всех его частей:
- работа нервной системы имеет большое значение в процессе голосообразования. Л.Б. Дмитриев определяет пение как нейропсихологический процесс [2];
- система гортань - дыхание образует первоначальный звук певческого голоса и его основные качества: высоту, силу, начальный тембр, вибрато, высокую певческую форманту;
- артикуляционные органы из первоначального звука формируют звуки речи, создают надсвязочное давление и выводят звуковую энергию в наружное пространство;
- резонаторам принадлежит главная роль в процессе образования вокального звука. От голосовых складок звук распространяется по полостям, мышечным и костным тканям. Качественные характеристики голоса зависят от акустических условий на пути звуковой волны (размера, формы, объема резонатора; площади и длинны «горла» отверстия; свойства вещества, из которого состоят стенки резонатора). Резонаторы разделяют на верхние (выше голосовых складок) и нижние, которые также являются целостной структурой и при изменении настройки одного резонатора изменяется настройка смежных и всей системы в целом.
Таким образом, законы образования певческого звука основаны на координации взаимодействии и взаимовлиянии всех частей голосообразующего аппарата. Изменение строения, физиологии или функционирования любой из составляющих этой системы неизбежно приводит к нарушению всей структуры.
2. Сущность постановки голоса заключается в развитии силы, ловкости, координации мышц, принимающих участие в певческой функции и нахождении нового режима и верного согласования работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Процесс вокального развития условно делят на три этапа: 1 - физическое развитие, приобретение подвижности, гибкости, мобильности мышц и их подчинение сознательному управлению; 2 - нахождение оптимальной координации работы этих мышц, выработка новых рефлекторных связей; 3 - автоматизация приобретенных навыков [2]. При изменении одной из составляющих голосовой деятельности (акустической, психофизиологической, функциональной) необходимо находить новые координации, что требует смены работы всех отделов голосообразующего аппарата и создание нового режима функционирования.
3. Возраст учащихся ДШИ и ДМШ наиболее благоприятен для освоения нового материала, что обусловлено способностью к обучению, приобретению
умений и навыков детей младшего и среднего школьного возраста. В этот период учащиеся эффективно осваивают новые знания, приобретают мышечные и нервно-мышечные координации. С другой стороны, именно возраст является основной проблемой в работе над развитием голоса, так как весь период обучения голосовой аппарат находится в процессе формирования. В разные возрастные периоды меняются анатомические структуры, физиология, психология. Стадии развития в различных органах в различные периоды жизни могут протекать равномерно или скачкообразно и с разной степенью интенсивности. Следовательно, требуется постоянная работа по нахождению новых координаций, и весь курс обучения выбор методов, форм и приемов работы с голосом должен основываться на возрастных особенностях учащихся.
В мутационный период нарушение целостности и пропорциональности голосообразующего аппарата анатомически и физиологически обусловлены: «оформляется нервно-мышечная система голосового аппарата, начинается более интенсивный рост гортани, проявляется повышенная инъецированность сосудов, скопление слизи на голосовых складках» [3]. Изменения оказывают влияние на форму, структуру, активность всех органов, тканей, слизистой; происходит рост организма в целом и гортани в частности:
- меняется скелет, мускулатура, слизистая оболочка, кровоснабжение; происходит иннервация и «опущение» гортани, удлиняются голосовые складки;
- увеличение длины и ширины: грудной мускулатуры, шеи, глотки, резона-торной системы, жизненной емкости легких;
- происходит рост мышц и костей, изменение функционирования желез внутренней секреции [4];
- понижается устойчивость нервной системы, перестраивается ЦНС, повышается физическая и психическая утомляемость.
Спецификой мутационных изменений является неравномерность, несимметричность роста частей дыхательного, голосового, артикуляционного аппаратов: длина голосовых складок увеличивается, а ширина остается неизменной; темпы роста гортани выше темпов роста резонаторных полостей и т.д. [5].
Сравнительный анализ акустических, физиологических, психологических законов голосообразования и изменений организма в мутационный период показывают объективную «невозможность» качественного звучания голоса, обусловленную нарушением пропорций, целостности и координации работы голосообра-зующего аппарата.
Законы голосообразования Психофизиологические изменения в период мутации
Положение гортани в пении влияет на качество звука. Объем и форма резонаторов, площадь и длина выходного отверстия влияют на высоту, громкость, тембр голоса. От свойств стенок резонаторов зависит явление резонанса. Повышение тонуса и активности голосового аппарата посредством нервно-рефлекторного воздействия. Эластичность, свобода, управляемость гладких и поперечно-полосатых мышц. Равнозначность частей и целостность как условие верного функционирования. Рефлекторная природа стереотипа вокально-голосовой деятельности. Меняется строение гортани, она увеличивается в размерах и приобретает способность двигаться. Размеры и строение резонаторов изменяются. Отечность, потеря эластичности, нарушение структуры тканей и слизистой. Нестабильность работы, повышенная возбудимость, функциональная лабильность нервной системы. Выброс гормонов, изменение кровообращения, отечность тканей, гиперактивность (или вялость) мышц. Неравномерность, несимметричность роста и развития частей голосообразу-ющего аппарата. Изменение психофизиологических и акустических условий, разрушение условно-рефлекторных связей.
Кроме того, нарушается контроль вокально-исполнительской деятельности, который осуществляется при помощи практически всех анализаторов. Слух, вибрационная чувствительность, мышечное чувство составляют функциональное единство, обеспечивающее эффективное управление певческим процессом по принципу обратных регулирующих связей. Изменение структуры, чувствительности, мобильности тканей, слизистой, нервных волокон, нервных окончаний, работы ЦНС и т.д. изменяют специализированные вокальные ощущения, лежащие
в основе контроля и управления работой голосообразующего аппарата, что провоцирует раскоординированность всей системы.
Следствием происходящих психофизиологических изменений является дискоординация механизма голосообразования и нарушение качественных характеристик голоса. Возможность восстановления необходимой координации появляется только тогда, когда анатомическое и физическое строение приобретает необходимые пропорции, и нервная система начинают функционировать полноценно. Данное положение является весомым аргументом при утверждении нецелесообразности вокально-педагогической работы в мутационный период.
Однако прекращение вокально-педагогической работы на весь период мутации значительно увеличивает объем времени, требующийся для приобретения умений и навыков верного голосообразования после ее окончания. Во-первых, продолжительность мутационного периода индивидуальна и может длиться несколько лет, во-вторых, приступая к занятиям после полной перестройки голоса, педагог (и учащийся) начинают работать с совершенно новым аппаратом, имеющим к тому же слабую, немобильную и плохо управляемую мышечную систему при измененных ощущениях и отсутствии рефлекторных связей.
С другой стороны, учитывая тот факт, что основной задачей первого этапа постановки голоса является укрепление и развитие мышц, участвующих в певческой функции, нахождение верной координации их работы, осознанность производимых вокальных действий, можно предположить, что приобретение верных двигательных навыков в период формирования голосового аппарата раскрывает перспективное направление вокально-педагогической работы, актуальное в своем практическом применении именно в период роста организма.
Неравномерность и несимметричность развития может рассматриваться как положительный момент, дающий возможность постепенного развития вновь образованных мышц, объемов, функций и поэтапного приобретения вокально-технических умений и навыков. Постепенное изменение и формирование органов дыхания, артикуляции, голосового аппарата; стабилизация физиологических процессов, работы ЦНС позволяют целенаправленно работать над укреплением, развитием и формированием умений управления образовавшихся элементов, что, с одной стороны, полностью отвечает целям и задачам первого этапа вокального обучения, с другой стороны, способствует активизации физиологических процессов и сокращению времени на укрепление, развитие и координацию работы голосообразующего аппарата в его новых пропорциях. Начало занятий непосредственно (сразу) после появления изменений укрепляет, развивает сформированный орган; приобретаются навыки произвольного управления, и к моменту окончания мутации мы имеем уже развитый, крепкий, хорошо управляемый аппарат.
Кропотливая, целенаправленная локализованная работа развивает осознанность, самостоятельность, методические умения, вокальный слух. Изменение формы, структуры, целей и задач учебного процесса в мутационный период; ориентация занятий на формирование умений осознанного управления певческим процессом, анализа и контроля функционирования дыхательного, голосового, артикуляционного аппаратов и их частей повышают уровень знаний акустико-физиологических закономерностей, практических умений, ассоциативного и сенсорного восприятия. Приобретаются умения целенаправленной коррекции, активизации или расслабления необходимой части голосообразую-щего аппарата и отдельных мышц; формируется индивидуальная система методов организации работы организма в целом и голосового аппарата в частности и приемов коррекции недостатков, обусловленных анатомическими, физиологическими и психологическими изменениями. Все эти умения имеют большое значение для сохранения функциональности и здоровья голоса в течение всей жизни и нейтрализации негативного влияния внутренних и внешних факторов, возраста и т.д. на процесс голосообразования. Непрерывность процесса формирования вокальных навыков и постепенность приобретения мышечных коор-динаций сглаживает разницу между восприятием учащимся вокальной деятельности до и после мутации.
Стоит ли говорить, что активное вмешательство в работу организма, каким является вокальная деятельность, обусловливает ответственность педагога-во-
Библиографический список
калиста, а работа с детьми в мутационный период значительно повышает степень ответственности преподавателя. Неверно отобранные методы, режим работы, уровень нагрузки, вместо укрепления и развития только что сформированных элементов могут спровоцировать их трансформацию, дисбаланс, функциональные или физиологические расстройства и даже полную потерю координации. Поэтому вопрос вокально-педагогической работы в мутационный период каждый педагог в каждом конкретном случае должен решать самостоятельно, основываясь на клинической картине протекания мутации у учащегося и объективной оценке собственных возможностей.
Учитывая индивидуальность человеческого организма, методика вокально-педагогической работы должна быть разработана дифференцированно, методы и приемы работы могут иметь неограниченное количество вариантов и корректироваться практически на каждом уроке на основании состояния учащегося. Но существуют общие положения, которые необходимо учитывать:
1) нарушения качественных характеристик голоса, обусловленные изменением форм, структуры, функционированием голосообразующего аппарата и неравномерностью его развития, требуют коррекции критерием оценки вокального исполнения [3];
2) переориентация целей и задач учебной деятельности с развития вокально-технического мастерства на целенаправленное воздействие на отдельные части голосообразующего аппарата требует смены режима, интенсивности, методической направленности учебного процесса и критериев ожидаемого результата;
3) физиологическая картина и состояние нервной системы учащихся в мутационный период являются основанием для полного исключения любых видов концертно-конкурсной деятельности учащегося (включая экзаменационные);
4) дефекты качественных характеристик голоса и ощущения учащегося должны анализироваться постоянно и с учетом их анатомического и психофизиологического происхождения;
5) уровень сложности репертуарных произведений (тесситура, диапазон, ритмика, динамика, эмоциональность) должен соответствовать не вокальным, а физическим, физиологическим и психологическим возможностям учащегося. Другими словами, сложность репертуара должна быть снижена не только по сравнению с реальными вокальными данными, но и по отношению к ранее исполняемым произведениям;
6) еще одним обязательным условием является наличие у педагога специальных теоретических и методических знаний и умений в области анатомии, физиологии, медицины, акустики, биоакустики, фониатрии, фонопедии, логопедии, гигиены голоса, вокальной педагогики.
Только полный объем знаний, практических умений, высокий уровень педагогического мастерства и развитый вокальный слух могут лежать в основе эффективной вокально-педагогической работы с учащимися в мутационный период_[6].
Научная новизна исследования заключается в методологическом обосновании целесообразности вокально-педагогической работы с учащимися в мутационный период.
Теоретическая значимость исследования: раскрыты основные законы го-лосообразования; значение функциональной целостности голосообразующего аппарата, а также условия формирования качественного певческого звука в контексте психофизиологических изменений организма. Осуществлен сравнительный анализ принципов голосообразования, психофизиологических изменений организма в мутационный период и основных положений постановки голоса на начальном этапе обучения.
Практическая значимость исследования: основные положения исследования могут быть применены на занятиях с обучающимся (подростками) в классе вокала, а также в процессе лекционных занятий на курсах повышения квалификации педагогов-вокалистов.
Перспектива дальнейших исследований видится в применении компаративного подхода к проблеме мутации на основе изучения исследований зарубежных ученых.
1. Коленько С.Г Певцы-кастраты в контексте европейской культуры Нового времени. Автореферат диссертации ... кандидата культурологи. Санкт-Петербург, 2011.
2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: «Музыка», 1968.
3. Дегтярева Д.В. Объективные неинвазивные методы исследования голосовой функции у детей. Диссертация ... кандидата медицинских наук. Москва, 2014.
4. Улезько Г.М. Гигиена голоса. Методические указания для лиц голосовых профессий: вокалистов, актеров, преподавателей, лекторов, экскурсоводов, воспитателей детских садов, студентов, руководителей и др. Available at: https://www.fonoped.ru/hygiene-of-voice.php
5. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Москва: Просвещение, 1973.
6. Плющ Е.Д., Балабан О.В. Основные принципы работы с голосом в период мутационной подростковой перестройки организма. Available at: http://cscb. su/n/022201/022201015.htm
References
1. Kolen'ko S.G. Pevcy-kastraty v kontekste evropejskoj kultury Novogo vremeni. Avtoreferat dissertacii ... kandidata kul'turologi. Sankt-Peterburg, 2011.
2. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'nojmetodiki. Moskva: «Muzyka», 1968.
3. Degtyareva D.V. Ob'ektivnye neinvazivnye metody issledovaniya golosovoj funkcii u detej. Dissertaciya ... kandidata medicinskih nauk. Moskva, 2014.
4. Ulez'ko G.M. Gigiena golosa. Metodicheskie ukazaniya dlya lic golosovyh professij: vokalistov, akterov, prepodavatelej, lektorov, 'ekskursovodov, vospitatelej detskih sadov, studentov, rukovoditelej i dr. Available at: https://www.fonoped.ru/hygiene-of-voice.php
5. Almazova E.S. Logopedicheskaya rabota po vosstanovleniyu golosa u detej. Moskva: Prosveschenie, 1973.
6. Plyusch E.D., Balaban O.V. Osnovnye principy raboty s golosom v period mutacionnoj podrostkovojperestrojki organizma. Available at: http://cscb.su/n/022201/022201015.htm
Статья поступила в редакцию 24.11.21