Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ'

ЭТАПЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная проектная деятельность / будущие учителя технологии / технологическое образование / промышленные предприятия / обучение / дорожная карта / творческий объект / студенты / innovative project activity / future technology teachers / technological education / industrial enterprises / training / plan / creative object / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Шафиков

В данной статье представлен опыт включения будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность. Описаны направления эффективного развития технологического образования в регионе. Выделена одна из главных проблем технологического образования, предложена инновационная проектная деятельность для обеспечения взаимодействия на всех уровнях технологического образования с промышленным производством. Приведена характеристика инновационной проектной деятельности. Разработаны основные этапы включения будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность: вовлечение в инновационную проектную деятельность, знакомство с научно-исследовательской работой в составе временной творческой группы, самостоятельная инновационная проектная работа. Представлена дорожная карта с основными этапами инновационной проектной деятельности будущих учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Шафиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF INCLUDING FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS IN INNOVATIVE PROJECT ACTIVITIES

The article presents experience of including future technology teachers in innovative project activities. The directions of effective development of technological education in the region are described. The work highlights one of the main problems of technology education, which is to ensure the interaction of students at all levels with industrial production. An innovative design activity is proposed to ensure the interaction of technological education with industrial production. The characteristics of innovative design activities are given. The main stages of the inclusion of future technology teachers in innovative project activities have been developed: involvement in innovative project activities, acquaintance with research work as part of a temporary creative group, independent innovative project work. A roadmap with the main stages of innovative project activities of future technology teachers is presented.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»

УДК 378

Shafikov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lipetsk State Pedagogical University of P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia),

Е-mail: shaffvv@yandex.ru

STAGES OF INCLUDING FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS IN INNOVATIVE PROJECT ACTIVITIES. The article presents experience of including future technology teachers in innovative project activities. The directions of effective development of technological education in the region are described. The work highlights one of the main problems of technology education, which is to ensure the interaction of students at all levels with industrial production. An innovative design activity is proposed to ensure the interaction of technological education with industrial production. The characteristics of innovative design activities are given. The main stages of the inclusion of future technology teachers in innovative project activities have been developed: involvement in innovative project activities, acquaintance with research work as part of a temporary creative group, independent innovative project work. A roadmap with the main stages of innovative project activities of future technology teachers is presented.

Key words: innovative project activity, future technology teachers, technological education, industrial enterprises, training, plan, creative object, students.

В.В. Шафиков, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

г. Липецк, Е-mail: shaffvv@yandex.ru

ЭТАПЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье представлен опыт включения будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность. Описаны направления эффективного развития технологического образования в регионе. Выделена одна из главных проблем технологического образования, предложена инновационная проектная деятельность для обеспечения взаимодействия на всех уровнях технологического образования с промышленным производством. Приведена характеристика инновационной проектной деятельности. Разработаны основные этапы включения будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность: вовлечение в инновационную проектную деятельность, знакомство с научно-исследовательской работой в составе временной творческой группы, самостоятельная инновационная проектная работа. Представлена дорожная карта с основными этапами инновационной проектной деятельности будущих учителей технологии.

Ключевые слова: инновационная проектная деятельность, будущие учителя технологии, технологическое образование, промышленные предприятия, обучение, дорожная карта, творческий объект, студенты.

В качестве одной из задач сферы образования, которые необходимо решить до 2024 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин выделил «обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» с целью обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования» [1, с. 5].

Эффективность решения данной задачи во многом зависит от того, насколько качественно будет осуществляться профессиональная подготовка студентов педагогического вуза - будущих учителей технологии.

На кафедре технологии и технического творчества Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского ведется активная работа по совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей технологии. С целью развития технологического образования в регионе профессорско-преподавательским составом кафедры ежегодно проводятся научно-практические конференции, в рамках которых анализируются проблемы данной образовательной области и пути их решения. При проведении круглых столов с участием учителей-практиков совместно со студентами (будущими учителями технологии) обсуждаются актуальные для современного технологического образования проблемы, характерные для всех уровней образования (общего, профессионального, дополнительного).

Среди обсуждаемых проблем технологического образования следует выделить одну из наиболее значительных: на сегодняшний день в силу определенных политических, экономических и других причин между промышленными производственными предприятиями и технологическим образованием учащейся молодежи (особенно школьников) нет практически никакого взаимодействия. Так, например, в программах 90-х гг в рамках предметной области «Технология» были поставлены задачи освоения учащимися «основ современных производственных и социально-экономических процессов» [2, с. 259], но в силу определенных причин не были выполнены. Однако в начале 2000-х гг учебно-методической комиссией по технологии было «принято решение об отказе от разделов школьных программ, связанных с изучением наукоемких производственных, экономических, информационных и других современных технологий» [2, с. 260], что впоследствии отразилось на содержании государственных стандартов и привело к стагнации технологического образования, выразившейся в возвращении к уровню ремесленных технологий, сокращению образовательного пространства.

На сегодняшний день именно технологическое образование позиционируется как образовательная область, предоставляющая обучающимся «возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг» [3, с. 2]. Соответственно, именно в рамках данной области должна быть реализована подготовка к активному, творческому производительному труду в сфере материального производства.

Отдельно необходимо выделить ситуацию, возникшую в связи с переходом производств в частный сектор, отчего изменилось отношение руководителей этих производств к подготовке подрастающего поколения. В лучшем случае про-

изводственные предприятия ограничиваются разовой материальной или финансовой поддержкой, а о планомерном, тесном взаимодействии в плане совершенствования технологического образования не может быть и речи.

Ситуация осложняется также и тем, что «устаревшие или устаревающие средства технологического образования... не позволяют учащимся на уроках технологии и во внеурочной деятельности в полной мере решать актуальные производственно-технологические и проектно-исследовательские задачи» [4, с. 28], что дополнительно увеличивает разрыв между технологическим образованием и производственной сферой.

Для решения данной проблемы на кафедре технологии и технического творчества под руководством профессора В.П. Тигрова ведется работа по включению будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность. Инновационная проектная деятельность отличается от проектной деятельности следующими положениями:

• инновационный проект характеризуется объективной новизной;

• объективная новизна подтверждается документом на интеллектуальную собственность;

• учащиеся занимаются не только созданием творческих объектов, но и прилагают усилия для внедрения своих разработок на промышленных предприятиях [5].

Включение студентов в инновационную проектную деятельность с целью налаживания связи между производством и технологическим образованием охватывает такие основные этапы.

Первый этап направлен на вовлечение будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность. Данная работа осуществляется на первом курсе обучения студентов, в ее содержание входят:

• учебный материал, знакомящий с уже реализованными выдающимися работами;

• изучение некоторых методик активизации поиска решения творческих задач;

• демонстрация практических примеров решения творческих задач.

Главная цель данного этапа заключается в демонстрации студентам доступности творческой работы на изобретательском уровне.

Второй этап знакомит студентов с практической научно-исследовательской работой, в основу которой положено изучение технических объектов, выпускаемых на промышленных предприятиях Липецкой области с их последующим совершенствованием на рационализаторском и изобретательском уровнях.

Данный вид работы осуществляется во временной творческой группе, которую создает преподаватель кафедры. В эту группу отбираются студенты в количестве трех - четырех человек, проявившие интерес к определенному объекту техники, технологии. Затем выбирается производственное предприятие, выпускающее продукцию по интересующему направлению, и педагог кафедры договаривается с руководителями предприятия о творческом взаимодействии. От предприятия назначаются один - два консультанта, которые также включаются группу и в дистанционном режиме с помощью сети Интер-

нет взаимодействуют со студентами в назначенное преподавателем время, консультируют их по техническим, технологическим, а также организационным вопросам. Как правило, на такие консультации тратится от одного до полутора часов в неделю.

Взаимодействие такого рода временной научной группы, вероятно, не представлялось бы возможным при отсутствии со стороны производственного предприятия заинтересованности в успешном результате творческой деятельности, которая в итоге заканчивается созданием объекта интеллектуальной собственности для предприятия в виде патента на изобретение или патента на полезную модель.

Нами было отмечено, что для многих предприятий наличие патента и самого объекта интеллектуальной собственности не является достаточной мотивацией для участия в деятельности временной научной группы в силу повышенного риска наличия весомых временных и материальных затрат. Для решения данной проблемы было принято решение информировать производственное предприятие о возможности получения государственной поддержки благодаря объекту интеллектуальной собственности в виде субсидии в размере до 20 млн. рублей в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программам «Развитие» и «Коммерциализация» [6]. Предприятие, в свою очередь, оказывает финансовую помощь студентам и преподавателям в оплате расходов на их участие в выставках, конференциях, симпозиумах, где творческая группа демонстрирует свои достижения в творческой деятельности. Для студентов форма деятельности, предусматривающая приобщение к работе, в которой используется государственная поддержка, является источником дополнительного опыта и знаний в сфере инновационной деятельности.

Только за 2020 год результаты такой творческой деятельности временных групп помогли предприятию ООО «ИнтерЭкоТехнологии» получить субсидию на 18 млн. рублей и предприятию ООО «Профоборудование-Л» - 20 млн. рублей, а всего за последние 5 лет работы создано более 20 объектов интеллектуальной собственности для предприятий Липецкой области, многие из которых воспользовались поддержкой Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, о чем свидетельствует резкое увеличение доли финансирования предприятий Липецкой области [7].

Главной целью данного этапа является применение полученных ранее знаний на практике, закрепление умений и навыков по осуществлению инновационной проектной деятельности.

Третий этап подразумевает самостоятельную работу студентов, в которой они сами выступают в роли организаторов и руководителей инновационной проектной деятельности. Перед осуществлением инновационной проектной деятельности временной рабочей группой составляется дорожная карта, которая в

Библиографический список

самостоятельной работе студента (но уже в роли руководителя группы) является его внутренним планом действий.

Такая дорожная карта по своему содержанию может меняться в зависимости от объекта творческой деятельности, ее целей, задач, материально-технического обеспечения, но в основном своем содержании она сводится к следующей последовательности ее реализации:

1) определение объекта инновационной проектной деятельности и предприятия, производящего этот объект, через сеть Интернет;

2) формирование временной рабочей группы для выполнения работ по совершенствованию объекта;

3) утверждение графика работы и консультаций с представителями производств;

4) разработка версии по совершенствованию объекта: определение недостатков, поиск путей устранения недостатков;

5) выбор наиболее эффективного (экономичного) варианта;

6) построение модели (опытного образца);

7) проверка работоспособности, применимости варианта усовершенствования;

8) оформление заявки на объект интеллектуальной собственности;

9) обсуждение результатов работы специалистами предприятия совместно с разработчиками;

10) определение путей дальнейшего взаимодействия.

Главной целью третьего этапа является тренировка лидерских качеств у будущих учителей технологии в инновационной проектной деятельности, наличие которых является неотъемлемым требованием к будущему педагогу, впоследствии руководящему детьми в процессе приобщения их к инновационной проектной деятельности.

Включение будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность является эффективным решением стоящей перед предметной областью «Технология» задачи, заключающейся в подготовке учащихся к производительному труду в сфере материального производства, активной творческой деятельности. Студенты в рамках инновационной проектной деятельности осваивают важнейшие компетенции, позволяющие им впоследствии самостоятельно осуществлять инновационную проектную деятельность в статусе преподавателя (с передачей уникального опыта учащимся с возможностью в дальнейшем их ориентации на производственную сферу) или предпринимателя (имеющего опыт создания инновационного проекта, налаженные контакты с представителями других производств и структур, оказывающих содействие инновационным предприятиям). Соответственно, включение будущих учителей технологии в инновационную проектную деятельность позволит повысить эффективность развития инновационной экономики страны.

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2. Серебренников Л.Н. Актуальные проблемы технологического образования. Ярославский педагогический вестник. 2010; № 4: 257 - 261.

3. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена Министерством просвещения РФ 29.12.2018). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa

4. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу. Образование и наука. 2017; № 7: 25 - 40.

5. Тигров В.П., Добромыслова О.Ю. Организация инновационной проектной деятельности в центре молодежного инновационного творчества «Новатор». Школа и производство. 2019; № 1: 51 - 54.

6. Беилин И.Л. Инновационные подходы в цифровом моделировании региональных экономических процессов. Вопросы инновационной экономики. 2019; № 2: 361 - 382.

7. Микитась А.В., Дворниченко П.А. Программа «Коммерциализация» - помощь в создании или расширении производства наукоемкой продукции. Инновации. 2016; № 2 (208): 15 - 17.

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2. Serebrennikov L.N. Aktual'nye problemy tehnologicheskogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2010; № 4: 257 - 261.

3. Koncepciya prepodavaniya predmetnojoblasti «Tehnologiya» v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy (utverzhdena Ministerstvom prosvescheniya RF 29.12.2018). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa

4. Mahotin D.A. Razvitie tehnologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov na perehode k novomu tehnologicheskomu ukladu. Obrazovanie inauka. 2017; № 7: 25 - 40.

5. Tigrov V.P., Dobromyslova O.Yu. Organizaciya innovacionnoj proektnoj deyatel'nosti v centre molodezhnogo innovacionnogo tvorchestva «Novator». Shkola iproizvodstvo. 2019; № 1: 51 - 54.

6. Beilin I.L. Innovacionnye podhody v cifrovom modelirovanii regional'nyh 'ekonomicheskih processov. Voprosy innovacionnoj 'ekonomiki. 2019; № 2: 361 - 382.

7. Mikitas' A.V., Dvornichenko PA. Programma «Kommercializaciya» - pomosch' v sozdanii ili rasshirenii proizvodstva naukoemkoj produkcii. Innovacii. 2016; № 2 (208): 15 - 17.

Статья поступила в редакцию 27.02.21

УДК 13.00.01

Shingaliyeva A., doctoral postgraduate, Abai Kazakh National Pedagogical University (Almaty, Republic of Kazakhstan), E-mail: shingalievaakzhan@mail.ru Abdiev B., Cand. of Sciences (Engineering), Narhoz University (Almaty, Republic of Kazakhstan), E-mail: Abdiev_nx@mail.ru Akhmullayeva M.F., senior teacher, Kazakh National Women's Teacher Training University (Almaty, Republic of Kazakhstan), E-mail: info@kazmkpu.kz Botagoz D., doctoral postgraduate, Abai Kazakh National Pedagogical University (Almaty, Republic of Kazakhstan), E-mail: rector@kaznpu.kz@mail.ru

SОCIО-PSYCHОLОGICAL ADAPTATON ОF CHILDRЕN FRОM LARGЕ FAMILES: THE CASE STUDY OF KAZAKHSTAN. Family plays an important role in adaptation of children to social conditions and the assimilation of new knowledge. The factors of personal development and the definition of social tasks of children strongly depend on adequate communication in the family. In addition, the pedagogical culture of parents has a significant impact on children's perception of values of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.