Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольная организация / развивающая предметно-пространственная среда / проект / реализация / педагоги дошкольной организации / preschool organization / developing subject-spatial environment / project / implementation / preschool teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ч Т. Сагды, С Х. Хурен-оол, И Н. Дамба

В статье рассмотрен опыт организации проектной деятельности при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях. Целью исследования является проектная деятельность при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время проектный метод активно внедряется и широко используется в дошкольном образовании. Представлены примеры его реализации педагогами дошкольного образования в условиях Республики Тыва. Приведенные проекты нашли применение во многих детских садах районов республики. В работе приведены некоторые фрагменты мастер-класса “Дээр уктуг делгем өөм, улу уктаан-уран-чараш өөм”. – «Юрта – символ красоты окружающего горизонта», проведенного воспитателями детского сада «Чечек» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES WHEN FORMING A DEVELOPING SUBJECT-SPACE ENVIRONMENT IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

The article discusses experience of organizing project activities in developing a subject-spatial environment in preschool educational institutions. The aim of the study is project activity in the formation of a developing subject-spatial environment in preschool educational institutions. Currently, the project method is being actively introduced and widely used in preschool education. Examples of their implementation by preschool teachers in the Republic of Tyva are presented. The above projects are practically implemented in many kindergartens in the regions of the republic. The work contains some fragments of a master class on the topic “Yurt as a symbol of beauty of the surrounding horizon”, conducted by teachers of Chechek kindergarten at Kyzyl-Mazhalyk Village of Barun-Khemchik Region of the Tyva Republic.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Безусловно, стремление вузов-партнеров к эффективному взаимодействию, развитие взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования на интернациональном уровне возможно и применимо на практике только при соблюдении всеми сторонами условий гарантии качества образования. И уже сегодня совместно нужно решать задачи по повышению квалификации преподавательского и управленческого состава наших вузов, постоянно внедрять инновационные подходы, новые формы образовательных технологий в учебный процесс, сохраняя собственные традиции университетов наших стран.

Наше общее с зарубежными вузами будущее видится, прежде всего, в расширении пула уникальных магистерских программ двойных дипломов с использованием сквозной проектной работы как в профессиональных, так и в научных областях. Использование высокотехнологичного оборудования и передовых кадровых ресурсов обеспечит индивидуализацию и практикоориентированность обучения.

В приемную кампанию 2022 г АлтГУ и зарубежные вузы-партнеры стран Большого Алтая и Центральной Азии презентовали совместную разработку и реализацию новых международных междисциплинарных магистерских программ:

Библиографический список

- 41.04.01 Зарубежное регионоведение, профиль «Политика и экономика регионов Азии»;

- 41.04.01 Зарубежное регионоведение, профиль «Тюркология»;

- 40.04.01 Юриспруденция, профиль «Правовые системы тюркских государств: обеспечение интеграционных процессов»;

- 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль «Наука о данных и компьютерные технологии в биологии и медицине»;

- 50.04.03 История искусств, профиль «Этнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии».

Таким образом, реализация образовательных программ с использованием сетевой формы сегодня имеет широкие перспективы, дает целый ряд преимуществ, позволяющих повысить эффективность использования интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов организаций-партнеров, обеспечить вариативность и индивидуализацию образовательных траекторий, интернационализацию образования, что в широком смысле способствует повышению качества образования.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3. Avialable at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

2. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).

3. Об определении направления подготовки (специальности) иностранного образования. Письмо Рособрнадзора от 14.04.2017 № АБ-3766/06-1086. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342968/

4. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110027

5. Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020. Available at:

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ. Avialable at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

2. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.08.2015 № AK-2563/05 «O metodicheskih rekomendaciyah» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami po organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti s ispol'zovaniem setevyh form realizacii obrazovatel'nyh programm»).

3. Ob opredeleniinapravleniya podgotovki (special'nosti) inostrannogo obrazovaniya. Pis'mo Rosobrnadzora ot 14.04.2017 № AB-3766/06-1086. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_342968/

4. Ob organizacii i osuschestvlenii obrazovatel'noj deyatel'nostipri setevoj forme realizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Minobrnauki Rossii № 882, Minprosvescheniya Rossii № 391 ot 05.08.2020. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110027

5. Ob utverzhdenii Poryadka zacheta organizaciej, osuschestvlyayuschej obrazovatel'nuyu deyatel'nost', rezul'tatov osvoeniya obuchayuschimisya uchebnyh predmetov, kursov, disciplin (modulej), prakiiki, dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm v drugih organizaciyah, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost. Prikaz Minobrnauki Rossii № 845, Minprosvescheniya Rossii № 369 ot 30.07.2020. Available at:

Статья поступила в редакцию 30.11.21

УДК 378

Sagdy Ch.T, Doctor of Sciences (Biology), Professor, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University (Tyva, Russia), E-mail: [email protected]

Khuren-ool S.Kh, Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuva State University (Tyva, Russia),

E-mail: [email protected].

Damba I.N., senior teacher, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Tuva State University (Tyva, Russia),

E-mail: [email protected]

PROJECT ACTIVITIES WHEN FORMING A DEVELOPING SUBJECT-SPACE ENVIRONMENT IN PRESCHOOL INSTITUTIONS. The article discusses experience of organizing project activities in developing a subject-spatial environment in preschool educational institutions. The aim of the study is project activity in the formation of a developing subject-spatial environment in preschool educational institutions. Currently, the project method is being actively introduced and widely used in preschool education. Examples of their implementation by preschool teachers in the Republic of Tyva are presented. The above projects are practically implemented in many kindergartens in the regions of the republic. The work contains some fragments of a master class on the topic "Yurt as a symbol of beauty of the surrounding horizon", conducted by teachers of Chechek kindergarten at Kyzyl-Mazhalyk Village of Barun-Khemchik Region of the Tyva Republic.

Key words: preschool organization, developing subject-spatial environment, project, implementation, preschool teachers.

Ч.Т. Сагды, д-р биол. наук, проф., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

С.Х. Хурен-оол, канд. ист. наук, доц., Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]

И.Н. Дамба, ст. преп., Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассмотрен опыт организации проектной деятельности при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях. Целью исследования является проектная деятельность при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время проектный метод активно внедряется и широко используется в дошкольном образовании. Представлены примеры его реализации педагогами дошкольного образования в условиях Республики Тыва. Приведенные проекты нашли применение во многих детских садах районов республики. В работе приведены некоторые фрагменты мастер-класса "Дээр уктуг делгем еем, улу уктаан-уран-чараш еем". - «Юрта - символ красоты окружающего горизонта», проведенного воспитателями детского сада «Чечек» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва.

Ключевые слова: дошкольная организация, развивающая предметно-пространственная среда, проект, реализация, педагоги дошкольной организации.

Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно являлась предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

Педагогическая характеристика развивающей предметно-пространственной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (ГА. Ковалёв, В.А. Козырев, Т.С. Назарова, Н.А. Пугал, В.А. Ясвин и др.). Структурным компонентом развивающей предметно-пространственной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая предметно-пространственная среда» (Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский, О.А. Радионова и др.).

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка, принимая во внимание его склонности, интересы, уровень активности.

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Социальный заказ современного российского общества состоит в необходимости поиска внутренних, духовно-нравственных резервов российского общественного развития. Национально-региональный компонент - это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды. С целью реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования наполняемость РППС направлена на изучение природных, социокультурных и экономических, национальных особенностей города, региона. В настоящее время региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - это специфические для каждой программы образовательное оборудование, материалы и т.п. [1; 2]. Для этого необходимы соответствующие материальные ресурсы. В финансировании РППС могут помочь грантодатели, спонсоры, попечители и другие заинтересованные граждане-потребители [1].

Цель исследования - рассмотреть проектную деятельность при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях.

Решаемые задачи: рассмотреть особенности проектной деятельности при формировании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях; привести примеры действующих проектов для формирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях.

Проектный метод активно внедряется в дошкольное образование с начала XXI века и является одной из самых востребованных тем курсов повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений. В практике нашей работы обсуждается ряд проектов, предложенных нами в целях популяризации проектной деятельности при оснащении предметно-пространственной среды (РППС) на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций.

Далее представим уже действующие проекты для заинтересованных лиц с последующей реализацией и распространением их опыта работы.

Проект «Герои сказки во дворе детсада» направлен на создание деревянных фигур героев тувинских народных сказок с учетом программы дошкольного образования и включение их в комплекс оформления территории детского сада. В дизайн территории детского сада «Мишутка» г. Ак-Довурак Барун-Хемчикского района хорошо вписались сказочные фигуры, и педагогами отмечена их положительная роль в реализации программы дошкольного образования. Из дерева были вырезаны народными умельцами, которых немало среди родителей, такие герои, как Оскус-оол («Мальчик с тремя знаниями») - персонаж, отличающийся находчивостью, ловкостью, смекалкой. Старик-мудрец, который есть почти во всех народных сказаниях, а также красавица-царевна.

Обсуждение проекта проходило активно, содержание с различными вариациями реализовано в некоторых учреждениях республики, отмечена его положительная роль.

Проект «Экотропа детского сада» направлен на создание экологической тропы на территории детского сада. В процессе обсуждения педагогами предложены несколько вариативных форм экологической тропы, которые были практи-

чески реализованы во многих детских садах, особенно в условиях города. Педагогический коллектив детского сада № 34 г. Кызыла, реализуя проект, разработал парциальную программу экологического воспитания детей.

Проект «Конь - узловое звено в культуре животноводов-тувинцев». Информационно-исследовательский проект с привлечением учителей и учащихся начальных классов школы, направленный на формирование позитивного отношения детей к коню; воспитанию уважительного отношения к культуре кочевого народа.

Для горной Тувы кочевому человеку нужен был конь, способный быстро преодолевать тайгу, крутые склоны и узкие ущелья в скалистых горах. Все эти качества сочетает в себе тувинская лошадь. Сложно найти на земле животное, принесшее больше, чем конь, пользы человеку. Великие кочевые цивилизации прошлого, величие их победы на войнах за территорию связаны с выносливостью лошадей и их верностью хозяину. Конь здесь выступает своеобразным ключом к пониманию культуры тувинцев-кочевников. Без него кочевое животноводство немыслимо. Символ Родины для каждого тувинца - коновязь (баглааш): место возле юрты, дома, где он привязал своего коня. Уходя из жизни, наши предки прощались с близкими людьми и с конем. Эффективному использованию лошади в фермерском хозяйства мешает отсутствие знаний и опыта по обучению лошадей, изготовлению сбруи и т.д., которые к настоящему времени начали изучать и восстанавливать. Фермеры уверены, что лошадь поможет расширить площади пастбища, способствовать увеличению поголовья скота.

Слушателей заинтересовала именно лошадь. Как правильно понять и различать масти лошадей в тувинском и русском языках? Почему не доят сейчас кобыл? Как готовить кумыс? Почему не делают кумыс? Почему в нашем городе ипподром пустует, ведь лошади имеются, и их в Туве немало. С другой стороны, ни один национальный праздник в Туве не проходит без конной скачки. В реализации программы дошкольного образования педагоги используют дидактические материалы, связанные с определением масти лошадей, родители готовят кумыс, учащиеся начальных классов учатся ездить на коне, некоторые принимают участие в конных скачках.

Проект «Мини-музей "Моя деревня"», направленный на создание краеведческого мини-музея «Моя деревня» с разделами «Юрта», «Деревенский дом», «Деревенский двор», «Люди села и их дела», который будет продолжаться во дворе детского сада разделом «Аллеи поколений», заинтересовал всех слушателей курса. В ходе обсуждения проекта нами представлен результат небольшого эксперимента по изучению микрогеографии юрты. В частности, определена простым опытом энергия юрты. Суть опыта заключается в следующем: берутся обручальное кольцо и обыкновенная нитка. Кольцо привязывается к одному концу нитки, другой конец нитки держится пальцами руки. Затем опускается кольцо так, чтобы длина нитки была около 60 см, рука экспериментатора должна быть направлена в сторону на уровне плеча. Сила притяжения кольца усиливается там, где больше энергии.

Слушателям курса рассказали об энергии юрты, которую определяли по 16 направлениям радиально:

а) внутри юрты от очага до её стены;

б) вокруг юрты, продолжая эти 16 направлений от юрты до расстояния 200 метров. В результате многократной повторности опытов были найдены 3 особо заметных энергетических точки. Это места нахождения «багана», «хене» и «ба-глааш».

Багана - деревянный шест, который ставится у многих юрт как подпорка для более крепкого удержания обруча (дымового отверстия). Устанавливают багана там, где стыкуются два коврика: центральный большой и правый небольшой. Другое предназначение багана: во время родов, когда у женщины появлялись частые предродовые схватки, она садилась лицом к очагу, руками держалась за багана, смотрела на небо, положение рук её просили у Луны, Солнца, живого себе подобного существа, чтобы роды прошли быстро. По толкованию тувинцев, знатоков народной культуры, Долаан-Бурган (Большая медведица) всегда охраняет и поддерживает человека.

Хене - специальное приспособление для привязывания родившихся ягнят и козлят в холодное время года. Определенное место для хене - с левой стороны от двери. По мнению тувинцев, это сытное место. Здесь обычно сидят слуги, попрошайки. Каждого, кто здесь садится, в юрте накормят и с пустыми руками не отправляют.

Баглааш - коновязь, деревянный шест, предназначенный для привязывания коней. Между баглааш, хоне и багана можно провести прямую линию, и эта линия представляла осью Земли ("чер Баганазы").

Данный проект «Мини-музей «Моя деревня» в предложенном варианте реализован педагогическим коллективом детского сада «Салгал» села Барлык Барун-Хемчиского района. Но отдельный мини-музей «Юрта» создан почти во всех дошкольных организациях и является необходимой образовательной средой в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Представляем некоторые фрагменты мастер-класса "Дээр уктуг делгем ввм, улу уктаан-уран-чараш ввм" («Юрта - символ красоты окружающего горизонта»), проведенного воспитателями детского сада «Чечек» села Кызыл-Ма-жалык Барун-Хемчиского района. Юрта - самая примечательная особенность культуры кочевого арата.

При установке юрты на новом месте очаг (ожук) кладут в центре первым. Этот обычай сохраняется и в наши дни. Стена состоит из деревянно го решетчатого каркаса (хана) из 6 секций (рис. 1А). Каждая секция решетчатого каркаса скрепляется кожаной веревкой специальным узлом (квктешки доц). Такая сек-цоя моееи сеужштч несстлянн еес аоятшае крдглее етена сотиитии тиеиь Тыстто и скрепляется кожаной веревкой [3].

В верхней части юрты находится деревянный обруч (хараачы), который соужир н окяим в мир, т тымывым оивертыыея ((ЗеТ. Оернчсоыдтнеетыт со стеной стропилами (ынаа). Заостренный конец стропилы вставляется в отвер-стше обруса, другоёкннео кршптття пытдeы,cпмeтeытоC шетсояоорсеровной к головке стены. Теперь потолок юрты напоминает вершину гор. Дверь скрепляется к стене юрты кожаными веревками. Юрта покрывается двумя войлочными нофышнами т оонеетяетсш крнсевытн шеянитеымр шотнеми снеиоу (б^^зш/еыо-тар), а стена юрты опоясывается сплетенным шерстяным поясом (кожалан). Такое скрепление способствует формированию единой прочной юрты (рис. 1Б). Ми-сы-ютто снатится за 2й шинуе ведтщийпeдaгoишaзaнчыыaeтpaонкaклнеpяжней и внутренней конструкции юрты и о ее особенностях. (Настоящая большая юрта ставится тувинцами за 1 час (4 человека), а снимается и собирается за 2 часа).

Проект «Огонь в жизни человека» с гипотезой «Что было бы, если не б нео бе свныОо е gcмщетвэвтсым эрeлeктapмoгo есолеоонсс ей кешлызaяяее детского проекта в процессе ознакомления детей со свойствами огня и правилами безопасного обращения с ним.

В пиореесв нышлияятим данного сиерклн еети«даср ошяяелннеcик ншиыгюгс и ребенка.

Подготовительный этап (проблематизация, целеполагание, планиро-воайй

Деятельность педагога: проводить беседу с детьми, давать задание род иоеоям,антметeмьнo олтдета зт раОотой детеЯ.

Исследовательский этап (поэтапное решение проблемы)

Деятельность педагога: давать задание родителям. Внимательно сле-несь иа рететот ыыжонго ыеОеоиа, отмсечт ыкрявнаттс, понсдеыыт, тсз оиоие и индивидуальные физические и интеллектуальные возможности; отношение со сверстниками, родителями и взрослыми.

ЭoДcмвоныь(мдcылжЭoмaныя (Эотнйш нтбмюдыняe затолоцем.тыечоТ. Беседы с родителями, бабушкой, дедушкой. Рассматривание иллюстраций. Решают задачи, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения. Выбирают

\Л \Л'

Лл / \л л

Рис.1.Юрта:А - решетчатыйкаркасстеныюрты;Б - юрта готова

Рис. 2. Жилое пространство юрты; дети играют в игру «Отгадай-ка»

Вокруг очага тол юртыснизупокрывают узорчатымвойлочнымковриком (рис. 2А). Таким образом, юрта имеет центральную ось, проходящую через очаг и об руч, которая связывает жизнь в юрте с Солнцем и звездным небом и помогает ребенку с детства ориентироваться по направлениям горизонта.

Внутреннее убранство юрты символизирует духовный мир кочевого арата. Укладой секциирешетчатойстеныпо12голов, крторыепредставляют12 животныхлунногокалендарр. Онсжеыиовялпзиоуют пеоиоеипноссь р яятичч ность в природе (день - ночь через сутки, через 12 месяцев, через 12 лет). Кроме ыога, внртссннийинтерьер юсты сиеколизеюкы очеучивают горивони (оуиынтиро-вэу по стнринаеежт аМ

Жизнь в юрте "вращается" вокруг очага. Огонь очага дает свет и тепло в юрту. Солнечные лучи заглянут в юрту сверху в дымовое отверстие и обойдут по крргу внююрту, яряяззтриерииромрремени; двсженве солниных личейИымо тесто сврзаыо сцепымсямомйозяВствекныи раб от жстмсй, готорые п рлводи-лись в юрте и должны были выполнены и закончены по времени.

Р юртлпцоиолисатвсейбраит кфа ребёнта.НпиСойее ррспростлансн-ньятра дчтеМ в юрте - это ловвты лрчи сллсцо. Потгечо.рчив^'^стк ца, чуть повзрослев, ребенок поймет, что в юрте находятся не ломающие вечные чем чучи сюювца.

необходимыематериал Д еятельно-

сти. Вносят схематические рисунки в альбом. Демонстрация и фотографирование детей с проектами.

Задание родителям: продолжить рассказ об огне, провести беседу с ребенком; фотографирование детей с проектными материалами, сопровождать экскурсиюв краеведческиймузей.

Заключительны й этар.

Деятельность педагога. Организует продукт деятельности детей к презен-тнциии оводит.

Деятепьностьдете¡еготовятся керезинтаеии.Пиидсттеют просукт деятельности.

Продукт: альбом с наклейками рисунков и фотографий.

Подведение ииогд проекиа.Келлектияное ь-

бомпв о отревее детой с 12а шинвее род ителеё.

Надо отметить, что подобные проектные методы рекомендованы для детей бтввпеоо д ршвоеьнего в озраста [4; 5; бе

Пеедмеено-пэовтултотвеннауввееа должнт хтэмулиеоветв деттВкаотив-ности в различных видах деятельности, развивать способности. Окружающая сеедаоетсеоге садэ.во, веTтеeпуcвчдэтвeннт нйxoеитcлнeбЭнччэoмнoгoм

определяет его эмоциональное состояние, формирует ситуацию положительного общения с окружающим миром.

Таким образом, в настоящее время проектный метод занимает главное место в дошкольном образовании. Названные проекты были реализованы во многих детских садах в районах республики. Данные проекты способствуют

Библиографический список

формированию нравственных качеств; повышению нравственной культуры; осмыслению духовно-нравственных ценностей; развитию толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышению самооценки дошкольников. Экспериментальной базой исследования послужили детский сад «Мишутка» г Ак-Дову-рак, «Чечек» с. Кызыл-Мажалык и детский сад № 34 г. Кызыла.

1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р, Рабинович П.Д., Марин Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Москва: Федеральный институт развития образования, 2014.

2. Радионова О.Р Педагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших дошкольников основ гражданской идентичности. Образовательная политика. 2009; № l2: 74 - 78.

3. Сагды Ч.Т., Саая Л.С., Ооржак Э.К. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре тувинского народа. Методическое руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Кызыл: ГУП «Типография МВД, 2006.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, 2008.

5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Москва, 2008.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ Москва, 2004.

7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников. Дошкольная педагогика. 2010; № 1: 7 - 12.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Karabanova O.A., Alieva 'E.F., Radionova O.R., Rabinovich P.D., Marin E.M. Organizaciya razvivayuschej predmetno-prostranstvennoj sredy v sootvetstvii s federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovaniya. Metodicheskie rekomendacii dlya pedagogicheskih rabotnikov doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij i roditelej detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2014.

2. Radionova O.R. Pedagogicheskie usloviya organizacii v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii razvivayuschej predmetnoj sredy po formirovaniyu u starshih doshkol'nikov osnov grazhdanskoj identichnosti. Obrazovatel'naya politika. 2009; № 12: 74 - 78.

3. Sagdy Ch.T., Saaya L.S., Oorzhak 'E.K. Priobschenie detej doshkol'nogo vozrasta k tradicionnoj kulture tuvinskogo naroda. Metodicheskoe rukovodstvo dlya pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Kyzyl: GUP «Tipografiya MVD, 2006.

4. Veraksa N.E., Beraksa A.N. Proektnaya deyatel'nost'doshkol'nikov: posobie dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij. Moskva, 2008.

5. Vinogradova N.A. Obrazovatel'nye proekty v detskom sadu. Moskva, 2008.

6. Proektnyj metod v deyatel'nosti doshkol'nogo uchrezhdeniya: posobie dlya rukovoditelej i prakticheskih rabotnikov DOU. Moskva, 2004.

7. Timofeeva L.L. Proektnyj metod v obuchenii starshih doshkol'nikov. Doshkol'naya pedagogika. 2010; № 1: 7 - 12.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Negrobova L.Yu, senior lecturer, Lipetsk of State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia), E-mail: [email protected]

HISTORICAL BACKGROUND AND MODERN STAGES OF THE ORGANIZATION OF INVENTIVE ACTIVITY OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY IN RUSSIA. The article deals with problems of organization of inventive activity among students of pedagogical universities of the profile of training "Technology" at the present stage of development of society. Special attention is paid to analysis of historical facts concerning formation and development of the system of technical creativity of students in the period of the 20th and 21st centuries in a comparative historical context. This made it possible to consider the scientific and technical creativity of students who received education in the 20th century as the basis for the organization of teaching invention at the present time. The study identifies current problems and tasks related to the preparation for inventive activity of students in the field of training "Pedagogical Education" of the profile "Technology"; an algorithm for its organization is formed, the problems solved in each of the periods of students' activity and conditions necessary for the successful implementation of each of the stages of their work in teaching invention are determined.

Key words: technological education, professional training, inventive activity, design, modeling, patent.

Л.Ю. Негробоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

(ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского), г. Липецк, E-mail: [email protected]

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы организации изобретательской деятельности у студентов педагогических вузов профиля подготовки «Технология» на современном этапе развития общества. Особое внимание уделено анализу исторических фактов, касающихся формирования и развития системы технического творчества обучающихся в период 20 и 21 веков в сравнительно-историческом контексте. Это позволило рассматривать научно-техническое творчество студентов, получавших образование в 20 веке, как основу для организации обучения изобретательству в настоящее время. В исследовании выявлены актуальные проблемы и задачи, касающиеся подготовки к изобретательской деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Технология»; сформирован алгоритм ее организации, определены проблемы, решаемые в каждом из периодов деятельности студентов, и условия, необходимые для успешного осуществления каждого из этапов их работы при обучении изобретательству.

Ключевые слова: технологическое образование, профессиональная подготовка, изобретательская деятельность, конструирование, моделирование, патент.

Актуальность представленного исследования диктуется неослабевающим интересом к изобретательству и вопросам обучения изобретательской деятельности в системе непрерывного образования на фоне возрастающих темпов научно-технического прогресса. В связи с чем целью проведенного исследования является разработка и апробирование алгоритма организации обучения изобретательской деятельности студентов педагогических вузов профиля подготовки «Технология» на основе анализа исторических данных, выявленных недостатков и современных задач, предъявляемых обществом к технологическому образованию. Учитывая, что достижения и выявленные недостатки в обучении научно-техническому творчеству в сфере образования в 20 веке можно считать важнейшей исторической предпосылкой для организации подобной работы в последующие годы и десятилетия, темой настоящего сообщения становится анализ технологи-

ческого образования двадцатого века как платформы для построения обучения навыкам изобретательской деятельности у студентов педагогических вузов профиля подготовки «Технология».

При реализации цели исследования были решены следующие задачи:

а) произведен анализ исторических данных о формировании и развитии научно-технического творчества молодежи в системе образования в 20-21 веке;

б) выявлены достижения и недостатки в работе данной структуры в указанный период времени; в) сформирован и апробирован алгоритм организации обучения изобретательству, отвечающий современным задачам, стоящим перед сферой технологического образования.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе, позволившем выстроить этапы организации обучения изобретательству студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.