ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.23859/1994-0637-2020-1-94-10 УДК 373.2
Белкина Валентина Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (Ярославль, Россия) E-mail: kafedra.dosh@mail.ru
Шакирова Елена Валерьевна
Старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида № 155»
(Иваново, Россия)
E-mail: cuclitsa@mail.ru
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Белкина В. Н., Шакирова Е. В., 2020
Belkina Valentina Nikolaevna
Dortor of Pedagogy, Professor, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia) E-mail: kafedra.dosh@mail.ru
Shakirova Elena Valerievna
Senior kindergarten teacher, Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution "General development kindergarten № 155" (Ivanovo, Russia) E-mail: cuclitsa@mail.ru
KINDERGARTEN SUBJECT ENVIRONMENT THROUGH THE EYES OF CHILDREN ACTIVITY: EVALUATION CRITERIA
Аннотация. Статья посвящена изучению развивающей и эстетической функций предметного пространства детского сада. Деятельность педагога по оформлению и проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной группы рассматривается как проектная работа, выполняющая эстетические и развивающие задачи. Сравнивая проектную деятельность в детском саду с оформительской, авторы приходят к выводу о приоритете функциональности и утилитарной ценности в продукте, а также ставят вопрос о необходимости особого подхода к оценке развивающей среды дошкольного учреждения. Формулируются критерии оценки проектирования и содержания развивающей среды дошкольных учреждений, приводится их описание.
Ключевые слова: дизайн, развивающая среда, детский сад, предметное пространство дошкольной группы
Abstract. The article considers developing and aesthetic functions of the kindergarten subject environment. The authors consider the teacher's activity on projecting and working out the development subject-spatial environment in a preschool group to be a design activity performing aesthetic and developing tasks. Comparing the design activity in the kindergarten with the decorative practice, the authors come to the conclusion about the primacy of function and utilitarian value in the design products, and also bring up an issue of the need for a special approach to the assessment of the development environment in a preschool institution. The authors also formulate the criteria for assessing the design and content of the development subject-spatial environment at preschool institutions and provide their description.
Keywords: design, development environment, kindergarten, subject environment in a preschool group
Введение
Организация среды, способной развивать и занимать ребенка, требует от воспитателя не просто знания возрастных особенностей дошкольников, а индивидуального и творческого подхода. Работая над созданием развивающей среды, нужно учитывать образовательные и личностные потребности детей, думать об удобстве расположения предметов и игрушек, привлекать детей к обустройству группы. Современная дошкольная педагогика при построении развивающей среды ориентируется на концептуальные основания личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, раскрытой в работах В. А. Петровского и С. Л. Новоселовой. Известный исследователь в области построения развивающей предметной среды С. Л. Новоселова дает ей следующее определение: «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»1. Л. С. Выготский признавал «возможность создания через предметную среду зоны ближайшего 2
психического развития» .
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приведены шесть требований к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть:
- насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной3.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения -один из показателей реализации творческого начала педагога. Нестандартно и оригинально оформленная групповая комната привлекает дошкольников, способствует проявлению их творчества и инициативы. Наполняя пространство, окружающее ребенка, интересными деталями, педагогу нужно многое придумывать и творчески перерабатывать, что требует различных навыков, связанных с ручным трудом, рукоделием и дизайном. Работники детских садов с удовольствием применяют свои творческие умения для оформления группы, наполнения игровых зон, создания привлекательного интерьера. Но, как показывает практика, это не всегда приносит пользу. Стараясь украсить помещение, педагоги часто совершают ошибки, ведущие к потере функциональности игровых материалов, снижению развивающего потенциала центров и зон детской активности.
1 Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - Москва: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. - 64 с.
2 Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Лев Выготский: зона вариативного развития // Образовательная политика. - 2016. - № 3. - С. 2-5.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки РФ. - Москва: Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
Основная часть
Как правило, воспитатели пытаются оценивать детское художественное творчество и оформление групповой комнаты по признаку эстетики, под которой понимают, прежде всего, красоту, яркость и аккуратность. При этом педагоги забывают, что эстетика - это многогранное явление, имеющее свою специфику в дошкольном учреждении. Что же такое красота и эстетика? В одном из диалогов Сократа встречаем мысль о функциональной природе красоты: «Если они [предметы] сделаны хорошо для тех работ, ради которых мы их приобретаем, или если они по природе своей хороши для наших нужд, то они прекрасны»1. Это значит, что для эстетической оценки необходимо учитывать назначение предмета. Так, произведение искусства мы будем оценивать, исходя из тех чувств, которое оно в нас пробуждает, однако продукту детской деятельности или интерьеру, созданному для детей, следует давать оценку по его функциональной значимости, исходя из особого назначения дошкольного учреждения. При оценке пространства, созданного для детей, важно учитывать не только эстетическую, но и развивающую сторону, поскольку дети приходят в детский сад не для созерцания красоты, а для развития в различных видах деятельности. Это значит, что оформление и содержание интерьера групповой комнаты в первую очередь должно быть направлено на создание условий для активности и познания ребенком предметов, объектов и свойств. В соответствии с этим мы выделяем следующие критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды детского сада:
- возможность проявления самостоятельности ребенка в различных видах деятельности;
- функциональная востребованность детьми всех элементов и зон предметного пространства;
- развивающее значение пространства группы детского сада для познавательной активности ребенка;
- индивидуальная привлекательность предметов, зон пространства дошкольной группы для ребенка.
Перечисленные критерии не умаляют важности эстетической стороны предметной среды, но подчеркивают ее развивающую функцию, приоритетную для работы в направлении интересов дошкольника. Данное положение схематически представлено на рисунке.
1 Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. - Москва: АСТ, 2000. - Т. 8: в 2 кн. -Кн. II. - С. 87.
Самостоятельность
Востребо-^
Развиваю-
/
Эстетика РэзЕитие
щее Л
значение
Индивидуальная привлекательность предметов
Критерии Направление Ориентир
Рисунок. Критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды детского сада
Мы считаем, что первым критерием здесь является самостоятельность ребенка. Очень часто в детских садах можно увидеть выставки рисунков или поделок, в которых участие ребенка сведено к минимуму. Дошкольникам предлагают готовую идею, композицию, материалы, отобранные и приготовленные по количеству детей, заранее вырезанные взрослым заготовки и т. д. Ребенку остается только приклеить детали туда, куда покажет воспитатель, что-то обвести или закрасить. Конечно, такой подход обусловлен желанием воспитателей добиться большей «эстетичности» готового продукта: аккуратности поделки, соразмерности деталей и правильного их сочетания по цвету. Такая поделка будет выглядеть аккуратнее, чем та, которую дошкольник сделает сам - вырежет, выберет цветовые сочетания, нанесет узор. Но есть ли в ней ценность для ребенка и педагогическое значение? Следовательно, организуя дизайн-деятельность дошкольников или оценивая их творчество, важно обращать внимание на самостоятельность детей и развивающую составляющую данной деятельности, так как в творчестве ребенка главное не результат, а процесс, во время которого дошкольник приобретает новые навыки и самовыражается. Этот же критерий применим к оценке предметного пространства дошкольников. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно взять, а затем убрать на место то, что ему нужно. Если все игрушки будут храниться на верхних полках и в закрытых шкафах, дошкольник не сможет быть свободен и самостоятелен в своем выборе и деятельности, так как ему придется постоянно обращаться за помощью к взрослому. Важно обеспечить возможность того, чтобы дети смогли все делать сами - играть, выбирать и убирать. Конечно, когда игрушки аккуратно стоят на полках или убраны в шкафы - это красиво, но следует учитывать в первую очередь потребность ребенка в самостоятельности и обеспечивать доступность игровых материалов. Для этого при подборе мебели для дошкольной группы следует отдавать предпочтение не готовым игровым уголкам, которые, занимая много места, ограничивают фантазию ребенка, а простым и удобным стеллажам с открытыми полками. На этих полках можно размещать крупные игрушки, а мелкие материалы лучше рассортировать по
контейнерам или корзиночкам, чтобы ребенок мог взять их и расположиться за столом или в любой групповой зоне. Данный вид организации хранения игрового материала восходит к развивающей среде по системе Монтессори, когда все игрушки и предметы находятся на открытых полках и доступны детям1. Костюмы для переодевания и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, как правило, хранятся в специальном «уголке ряженья» на вешалках или выдаются детям по требованию. Дело в том, что эти предметы, размещенные на виду, придают группе неряшливый вид, а хранение на вешалках неудобно для детей, так как у них не получается самостоятельно развешивать костюмы. На наш взгляд, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и переодевания лучше вешать на крючки или убирать в специальные короба (большие контейнеры). Такой способ хранения будет удобен не только для игры детей, но и для самостоятельной уборки материалов на место.
Вторым критерием оценки пространственной среды является востребованность в детской деятельности игровых центров, зон и содержащихся в них материалов. Очень часто бывает, что изделия, созданные педагогами, детьми или их родителями, не применяются в детской деятельности. Это может быть связано с излишней бережливостью воспитателей или отсутствием функциональности в изделии. В такой ситуации ребенок не видит ценности в вещах, которыми он не может пользоваться или которые ему недоступны. Востребованность в оформлении развивающей среды выражается в возможности и желании детей применять в своей деятельности предлагаемые материалы. Еще в начале прошлого века в советских детских садах предпринимались попытки организации рабочих комнат и помещений для самостоятельного детского труда2. Дошкольников привлекали к деятельности с инструментами, техническим оборудованием. В наше время все чаще тематические помещения и групповые зоны детского сада носят формальный характер, поскольку их наполнение недоступно или бесполезно для детей. Яркий пример невостребованности -уголки народной культуры, в которых педагоги размещают образцы русских народных промыслов (расписная посуда, глиняные игрушки и т. д.). Востребованы ли они детьми? Какую цель преследует педагог, создавая этот уголок? Возможно, лучше не делать из этих предметов выставку, а предоставить их для игры детей, разрешая сервировать кукольный стол вышитой скатертью и хохломской посудой, резать игрушечные овощи на городецкой доске и т. д. Мы считаем, что в группе не должно быть предметов, которые нельзя брать детям. Слишком дорогие или опасные объекты лучше убрать, а полезную площадь стеллажей и полок использовать для предметов, действительно востребованных детьми. Таким образом, красивые, но бесполезные для игры ребенка вещи - это не эстетика, а неправильное использование пространства группы, которое нужно наполнять по-настоящему востребованными объектами.
Педагог и художник Е. А. Флерина указывала на вред формализма и натурализма в игрушках, важности их игровой динамики: «Конь, который в руках ребенка "не
1 Монтессори М. Дети - другие. - Москва: Карапуз, 2012. - 336 с.; Полякова М. Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 1 (91). - С. 46-57.
2 Белкина В. Н., Парфентьева Т. А. Среда детского сада в контексте социального воспитания ребенка (20-30-е годы ХХ века) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 6. - С. 158-164.
бежит", - не конь и не игрушка. "Плохой, - заявляет ребенок. - Падает, таких конев не бывает". Смысловое содержание и оформление игрушки должны находиться в полном единстве и соответствии с ее назначением»1. Это значит, что при оформлении группового помещения, создания предметов детского интерьера нужно понимать, какую развивающую задачу будет решать тот или иной предмет, в какой деятельности ребенок сможет его применить, будет ли ему это интересно и полезно. Таким образом, кроме детской самостоятельности и востребованности, в качестве критерия оценки пространственной среды выделяем ее развивающее значение для дошкольника. Если на стене игровой комнаты несколько лет висит одна и та же картина - это не эстетика, а формальный подход. Все пространство помещения должно развивать ребенка, вызывать в нем вопросы, побуждать к деятельности и познавательной активности. Педагог не может выбирать для группы предметы, руководствуясь только их привлекательностью. Во многих дошкольных учреждениях из эстетических соображений были сделаны настенные росписи и фотообои с героями мультфильмов. Для взрослого человека эти объекты могут показаться красивыми и оправданными эстетическими потребностями ребенка. Но будут ли эти картины будить воображение дошкольника через месяц или год? Какие новые знания получит он от созерцания одних и тех же образов? Значит, это вовсе не эстетика, а снова безграмотное использование пространства. Гораздо лучше на этой стене разместить мобильную выставку детских рисунков или создать возможность для рисования и игры (меловая доска, фланелеграф, настенная мозаика и т. д.). Огромную пользу могут принести крупные изображения животных, цифр, букв и других интересных детям объектов, важно только обеспечить периодическую сменяемость этих изображений и их связь с текущими интересами и деятельностью дошкольников.
Ребенок проводит в группе большую часть дня, поэтому очень важно, чтобы его окружало пространство, которое не только развивает, но и создает атмосферу комфорта и уюта. Как пишет С. А. Лишаев, «уют - это такое место нахождения, в котором человек чувствует, что он принят, что он не чужой, а родной. Эстетической особенностью уютного места будет не его гармоничность и соразмерность сами по себе, а то, что оно воспринимается как свое, близкое»2. Для создания уюта в группе важно наполнять ее предметами, близкими и знакомыми ребенку. Это не означает, что дошкольнику не нужны новые игрушки, материалы и ощущения, речь идет о предметах, имеющих непосредственное отношение к конкретному ребенку, о том, что сделано руками его родителей или им самим. Один из основателей экспериментальной эстетики Г. Т. Фехнер подчеркивал, что именно ассоциативный фактор «вливает силу, волнение, страсть» в восприятие предмета, вызывающего у нас эстетическое чувство и эстетическую оценку. Именно первичные впечатления выступают своеобразными носителями эстетического значения, и лишь благодаря сопутствующим ассоциациям создаются и тот субъективный смысл, и та специфическая экспрессия, ко-
1 Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. - Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. - С. 263.
2 Лишаев С. А. Уютное место (феномен уюта в эстетике пространства) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2010. - № 4. - С. 144-153.
торые получают воплощение в образе восприятия1. Исходя из этого, можно заключить, что для ребенка наибольшей привлекательностью будет обладать предмет, вызывающий личные ассоциации и эмоции. Это могут быть предметы, сделанные самим дошкольником или имеющие для него важную игровую или личную значимость - отражающие участие ребенка в оформлении предметного пространства группы (например, фотографии детей, посещающих данную группу, их рисунки, поделки, использованные для оформления помещения). Кроме того, важно создавать такую систему хранения предметов и игрушек, при которой ребенок будет чувствовать к себе внимание и доверие. Для этого можно использовать разработанную вместе с детьми маркировку мебели, контейнеров и полок для хранения игровых материалов, применять изготовленные детьми пособия и плакаты и стараться заменять ими покупные изделия.
Выводы
Сформулируем краткие практические описания выделенных нами критериев оценки развивающей предметно-пространственной среды детского сада:
- самостоятельность может находить отражение как в организации хранения игровых материалов, так и в процессе детской деятельности. Все материалы необходимо располагать так, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать и убирать нужные объекты. Предлагаемые детям материалы и виды деятельности должны соответствовать возможностям дошкольников и предполагать самостоятельное выполнение всех этапов деятельности при минимальной помощи педагога;
- востребованность игровых материалов, зон и центров активности выражается в постоянном интересе к ним детей, предоставлении возможности использования всех материалов в самостоятельной детской деятельности. Каждый предмет и материал, выставляемый для детей, должен иметь ценные игровые качества и возможности. Вещи, с которыми нельзя или неинтересно играть, не будут востребованы детьми;
- развивающее значение пространственной среды - это наполнение группы объектами и предметами, побуждающими детей к рассуждению, вопросам, познавательной или творческой деятельности. Это могут быть незнакомые предметы, книги, фотографии и иллюстрации, посвященные событиям или темам, волнующим дошкольников; игры, игрушки или условия для занимательной деятельности с различными материалами и веществами (стол для песка и воды, коллекции природных и других материалов, предметы для экспериментирования и творчества);
- индивидуальная привлекательность предметного пространства для ребенка может находить отражение в наличии предметов, связанных с детьми, посещающими группу, и их семьями. К таким предметам относятся фотографии детей и семей, рисунки, поделки, созданные дошкольниками и их родителями, предметы быта и декора, напоминающие ребенку о семье или приятных событиях.
1 Конанчук С. В. Проблема синестезии в контексте экспериментальной эстетики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2013. - № 2. -С. 116-124.
Иногда педагоги не осознают, что при попытке заполнить интерьер только поделками детей и их родителей часто теряется весь смысл организации развивающей предметно-пространственной среды. Дошкольная группа - не магазин игрушек, не выставка и не музей старинных вещей. Это дом, где ребенок «проживает» свое детство, и задача педагогов - сделать так, чтобы этот дом стал для ребенка своим, родным, понятным и красивым. Основными причинами, по которым наши группы не выполняют свою развивающую задачу, мы считаем формальный подход к созданию и наполнению игровых зон, а также неправильное понимание педагогами эстетики оформления помещения1. Необходимо менять отношение воспитателей к роли предметного пространства для развития детей в сторону функционального и ориентированного на ребенка подхода.
Литература
Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Лев Выготский: зона вариативного развития // Образовательная политика. - 2016. - № 3. - С. 2-5.
Белкина В. Н., Парфентьева Т. А. Среда детского сада в контексте социального воспитания ребенка (20-30-е годы ХХ века) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 6. - С. 158-164.
Конанчук С. В. Проблема синестезии в контексте экспериментальной эстетики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2013. - № 2. -С. 116-124.
Лишаев С. А. Уютное место (феномен уюта в эстетике пространства) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина им. А. С. Пушкина. - 2010. -№ 4. - С. 144-153.
Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. - Москва: АСТ, 2000. - Т. 8: в 2 кн.
Монтессори М. Дети - другие. - Москва: Карапуз, 2012. - 336 с.
Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - Москва: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. - 64 с.
Полякова М. Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 1 (91). -С. 46-57.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки РФ. - Москва: Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. - Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. - 334 с.
Шакирова Е. В. Оформление групповой комнаты // Дошкольное воспитание. - 2018. -№ 9. - С. 63-66.
References
Asmolov A. G., Kudriavtsev V. T. Lev Vygotskii: zona variativnogo razvitiia [Lev Vygotsky: zone of variable development]. Obrazovatel'naiapolitika [Educational policy], 2016, no. 3, pp. 2-5.
1 Шакирова Е. В. Оформление групповой комнаты // Дошкольное воспитание. - 2018. -№ 9. - С. 63-66.
Belkina V. N., Parfent'eva T. A. Sreda detskogo sada v kontekste sotsial'nogo vospitaniia rebenka (20-30-e gody XX veka) [Kindergarten environment in the context of the child's social education (20-30s of the XX century)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and social sciences], 2014, no. 6, pp. 158-164.
Konanchuk S. V. Problema sinestezii v kontekste eksperimental'noi estetiki [The problem of synesthesia in the context of experimental aesthetics]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2013, no. 2, pp. 116-124.
Lishaev S. A. Uiutnoe mesto (fenomen uiuta v estetike prostranstva) [Cozy place (phenomenon of cosiness in aesthetics of space)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2010, no 4, pp. 144-153.
Losev A. F. Istoriia antichnoi estetiki: v 8 t. [History of ancient aesthetics: in 8 volumes]. Moscow: AST, 2000, vol. 8: in 2 iss.
Montessori M. Deti-drugie [Children are different]. Moscow: Karapuz, 2012. 336 p.
Novoselova S. L. Razvivaiushchaia predmetnaia sreda: metodicheskie rekomendatsii po proek-tirovaniiu variativnykh dizain-proektov razvivaiushchei predmetnoi sredy v detskikh sadakh i uchebno-vospitatel'nykh kompleksakh [Development subject environment: guidelines for the variable design projects of development subject environment in kindergartens and teaching-educational institutions]. Moscow: Tsentr "Doshkol'noe detstvo" im. A. V. Zaporozhtsa, 2001. 64 p.
Poliakova M. N. Predmetnaia sreda razvitiia rebenka doshkol'nogo vozrasta. Ot detskikh sadov PIDO do nashikh dnei [Object environment in a preschool child development from early childhood education department kindergartens till nowadays]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool education today], 2019, no. 1 (91), pp. 46-57.
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniia: pis'ma i pri-kazy Minobrnauki RF [The federal state educational standard of preschool education: decrees and orders, Ministry of Education and Sciences of RF]. Moscow: Tvorcheskii tsentr Sfera, 2015. 96 p.
Flerina E. A. Esteticheskoe vospitanie doshkol'nika [Preschooler's aesthetic education]. Moscow: Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1961. 334 p.
Shakirova E. V. Oformlenie gruppovoi komnaty [Group room design]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2018, no. 9, pp. 63-66.
Для цитирования: Белкина В. Н., Шакирова Е. В. Критерии оценки предметного пространства детского сада через призму детской деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 116-124. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-194-10
For citation: Belkina V. N., Shakirova E. V. Kindergarten subject environment through the eyes of children activity: evaluation criteria. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 1 (94), pp. 116-124. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-1-94-10