Научная статья на тему 'Развивающая предметно- пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству'

Развивающая предметно- пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / развивающая предметно-пространственная среда детского сада / творчество педагога / игровое пространство / профессиональная мотивация / early childhood education / developing objective and spatial environment of a kindergarten / creativity of the teacher / game space / professional motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

Статья посвящена исследованию творчества педагога дошкольного образования. Целью исследования являлось изучение влияния мотивирующих факторов на профессиональное творчество педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривалась как основной показатель проявления творчества в работе педагога. Особое внимание уделено влиянию творческой деятельности по преобразованию предметного пространства группы на творческое развитие и изменение отношения воспитателя к профессиональной деятельности. Развивающая предметно-пространственной среда детского сада рассматривается с нескольких сторон: как продукт творчества педагога, как место взаимодействия педагога и детей, как область приложения творческих способностей воспитателя. Статья подготовлена на материалах экспериментального исследования с использованием методов анкетирования педагогов и наблюдения за их работой. Исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений города Иваново Ивановской области, в нем приняли участие 16 воспитателей. В качестве инструментария использовались шкалы оценки условий творческой активности детей в самостоятельной деятельности и занятиях изобразительной деятельностью. Для изучения изменения источников профессиональной мотивации педагогов применялся опросник, разработанный Д. Барбуто и Р. Сколлом. Исследование состояло из двух этапов, на каждом из которых вводился новый мотивирующий фактор. После каждого этапа проводилось измерение источников профессиональной мотивации педагогов, оценка состояния развивающей среды группы и оценка взаимодействия на занятии изобразительной деятельностью, выбранному как наиболее творческий вид образовательной деятельности. В качестве мотивирующих факторов применялись профессиональный конкурс и привлечение педагогов к работе по диссеминации опыта. Результаты нашего исследования показали, что применение названных мотивирующих факторов способствовало запуску творческого цикла у педагогов, что выразилось в креативных изменениях организации предметного пространства групп, улучшении взаимодействия педагога и детей на занятиях изобразительной деятельностью. Творческие проявления в предметном пространстве и взаимодействии с воспитанниками отразились и на мотивационной сфере педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kindergarten Objective and Spatial Environment Conductive to Learning as a Means of Motivating the Teacher’s Creative Thinking

The article is devoted to the study of creativity of a teacher of preschool education. The aim of the research was to study the influence of motivating factors on the professional creativity of teachers. The developing subject-spatial environment was considered as the main indicator of the manifestation of creativity in the work of the teacher. Particular attention is paid to the influence of the transformation of the subject space of the group on the creative development and change in the attitude of the teacher to professional activities. The developing subject-spatial environment of the kindergarten is viewed from several sides: as a product of the teacher’s creativity, as a place of interaction between the teacher and children, as an application area of the teacher’s creative abilities. The article was prepared on the basis of experimental research using questionnaires for teachers and monitoring their work. The study was conducted on the basis of two preschool institutions in the city of Ivanovo, Ivanovo Region. 16 teachers took part in the study. As a toolkit, scales for assessing the conditions of creative activity of children in independent activities and art classes were used. To study the changes in the sources of professional motivation of teachers, a questionnaire developed by D. Barbuto and R. Skoll was used. The study consisted of two stages, at each of which a new motivating factor was introduced. After each stage, the sources of teachers’ professional motivation were measured, the state of the group’s developing environment was assessed, and the interaction in the art class was chosen as the most creative type of educational activity. As motivating factors, a professional competition and the involvement of teachers in the work on the dissemination of experience were used. The results of our study showed that the use of the mentioned motivating factors contributed to the launch of the creative cycle among teachers, which resulted in creative changes in the organization of the subject space of groups, improving the interaction of the teacher and children in the arts classes. Creative manifestations in the subject space and interaction with children were reflected in the motivational sphere of teachers.

Текст научной работы на тему «Развивающая предметно- пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.21 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10055

Шакирова Е.В.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству

Шакирова Елена Валерьевна*, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №155» (Иваново, Россия)

Статья посвящена исследованию творчества педагога дошкольного образования. Целью исследования являлось изучение влияния мотивирующих факторов на профессиональное творчество педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривалась как основной показатель проявления творчества в работе педагога. Особое внимание уделено влиянию творческой деятельности по преобразованию предметного пространства группы на творческое развитие и изменение отношения воспитателя к профессиональной деятельности. Развивающая предметно-пространственной среда детского сада рассматривается с нескольких сторон: как продукт творчества педагога, как место взаимодействия педагога и детей, как область приложения творческих способностей воспитателя. Статья подготовлена на материалах экспериментального исследования с использованием методов анкетирования педагогов и наблюдения за их работой. Исследование проходило на базе двух дошкольных учреждений города Иваново Ивановской области, в нем приняли участие 16 воспитателей. В качестве инструментария использовались шкалы оценки условий творческой активности детей в самостоятельной деятельности и занятиях изобразительной деятельностью. Для изучения изменения источников профессиональной мотивации педагогов применялся опросник, разработанный Д. Барбуто и Р. Сколлом. Исследование состояло из двух этапов, на каждом из которых вводился новый мотивирующий фактор. После каждого этапа проводилось измерение источников профессиональной мотивации педагогов, оценка состояния развивающей среды группы и оценка взаимодействия на занятии изобразительной деятельностью, выбранному как наиболее творческий вид образовательной деятельности. В качестве мотивирующих факторов применялись профессиональный конкурс и привлечение педагогов к работе по диссеминации опыта.

Результаты нашего исследования показали, что применение названных мотивирующих факторов способствовало запуску творческого цикла у педагогов, что выразилось в креативных изменениях организации предметного пространства групп, улучшении взаимодействия педагога и детей на занятиях изобразительной деятельностью. Творческие проявления в предметном пространстве и взаимодействии с воспитанниками отразились и на мотивационной сфере педагогов.

Ключевые слова: дошкольное образование, развивающая предметно-пространственная среда детского сада, творчество педагога, игровое пространство, профессиональная мотивация.

Для цитирования: Шакирова Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству // Современное дошкольное образование. - 2019. - №5(95). -С. 54-67. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10055

Материалы статьи получены 04.06.2019.

* Контакты: [email protected]

UDC 373.21 DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10055 Kindergarten Objective and Spatial Environment Conductive to Learning as a Means of Motivating the Teacher's Creative Thinking Elena V. Shakirova*, Kindergarten of General Development No.155, Ivanovo, Russia The article is devoted to the study of creativity of a teacher of preschool education. The aim of the research was to study the influence of motivating factors on the professional creativity of teachers. The developing subject-spatial environment was considered as the main indicator of the manifestation of creativity in the work of the teacher. Particular attention is paid to the influence of the transformation of the subject space of the group on the creative development and change in the attitude of the teacher to professional activities. The developing subject-spatial environment of the kindergarten is viewed from several sides: as a product of the teacher's creativity, as a place of interaction between the teacher and children, as an application area of the teacher's creative abilities. The article was prepared on the basis of experimental research using questionnaires for teachers and monitoring their work. The study was conducted on the basis of two preschool institutions in the city of Ivanovo, Ivanovo Region. 16 teachers took part in the study. As a toolkit, scales for assessing the conditions of creative activity of children in independent activities and art classes were used. To study the changes in the sources of professional motivation of teachers, a questionnaire developed by D. Barbuto and R. Skoll was used. The study consisted of two stages, at each of which a new motivating factor was introduced. After each stage, the sources of teachers' professional motivation were measured, the state of the group's developing environment was assessed, and the interaction in the art class was chosen as the most creative type of educational activity. As motivating factors, a professional competition and the involvement of teachers in the work on the dissemination of experience were used. The results of our study showed that the use of the mentioned motivating factors contributed to the launch of the creative cycle among teachers, which resulted in creative changes in the organization of the subject space of groups, improving the interaction of the teacher and children in the arts classes. Creative manifestations in the subject space and interaction with children were reflected in the motivational sphere of teachers. Keywords: early childhood education, developing objective and spatial environment of a kindergarten, creativity of the teacher, game space, professional motivation. For citation: Shakirova E.V. (2019). Kindergarten objective and spatial environment conductive to learning as a means of motivating the teacher's creative thinking. Preschool Education Today. 5:13, 54-67 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10055 Original manuscript received 04.06.2019. * Contacts: [email protected]

Творчество педагога дошкольного образования - важный фактор, влияющий на успешность его взаимодействия с детьми, а также на удовлетворенность профессиональной деятельностью. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада всегда привлекает внимание творческих воспитателей, ведь с ее помощью можно не только повысить эстетическую привлекательность группового помещения, но и сделать его интересным для детей. Наше исследование связано с изучением влияния деятельности по организации предметного пространства дошкольной группы на развитие творчества педагога, его отношение к работе и детям. Преобразование развивающей

среды потребует от педагогов приобретения новых знаний и навыков - самообразования. Улучшая и меняя игровое пространство, воспитателю придется проявлять больше внимания к интересам и потребностям детей, выявлению и учету особенностей группы дошкольников. Мы считаем, что все создаваемое и внедряемое педагогом можно признавать нужным и правильным, только если это работает на развитие ребенка, обогащение его игрового опыта, расширение познавательного интереса. Именно поэтому очень важно направлять профессиональное творчество педагога в сторону детских интересов и потребностей, что невозможно без постоянного взаимодействия педагога

и ребенка. Мы предположили, что этот интерес является одним из мотивирующих механизмов, которые движут педагогическим творчеством. Но искренний интерес к ребенку есть не у всех педагогов, поэтому наша задача найти другой способ активизации педагогического творчества, который, запустив творческий цикл, приведет к появлению у воспитателя этого интереса. В таком случае развивающая среда станет областью приложения творчества педагога, а ребенок - ориентиром и критерием для оценки.

Компоненты творчества педагога дошкольного образования

Для того чтобы определить, какие мотивирующие механизмы и формы работы с коллективом будут способствовать развитию творчества педагогов, нужно подробнее рассмотреть само явление творчества и его специфику в работе воспитателя дошкольной организации.

Творчество в общем смысле - процесс или результат создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность результата. В современной психологии существует еще один термин - «креативность», близкий к понятию творчества. Понятие креативности было введено Э. Торренсом и означает способность к творчеству в широком смысле, то есть умение находить новые решения задач, генерировать большое количество вариантов таких решений (Torrance, 1966). В настоящее время понятия творчества и креативности принимаются как тождественные, поэтому и в нашей работе мы будем считать их идентичными. Т. Любарт занимался изучением креативного потенциала личности. На основе своих наблюдений он составил многокомпонентную модель, в которой выделил несколько составляющих креативности:

• внутреннюю и внешнюю мотивацию;

• личностные черты;

• интеллектуальные способности и дивергентное мышление (Любарт, 2005; 2009).

Данные компоненты, по мнению Любарта, составляют потенциал креативности, на который влияют средовые факторы, уменьшая или увеличивая его (Мешкова, 2015). Исходя из модели Любарта, мы можем выделить в качестве основного компонента творчества дошкольного педагога внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Успешность профессиональной педагогической деятельности зависит от мотивации, постановки цели и стремления к росту и достижениям. Изучением профессиональной мотивации занимались многие ученые. С.Г. Вершловский отмечает, что «мотивация педагогической деятельности - это разные побуждения, ради которых человек избирает эту профессию: мотивы, потребности, интересы, стремления, идеалы...» (Вершловский, 2002). Существуют содержательные теории мотивации А. Маслоу, Ф. Херцберга и Д. Макклелланда (Маслоу, 2019; Херцберг, 2007; Макклелланд, 2007), а также других ученых. Согласно данным теориям, в основе мотивов деятельности человека лежат его потребности, которые делятся на высшие и низшие. Определив основное направление потребностей членов коллектива, можно создать условия для их полного или частичного удовлетворения, что будет способствовать улучшению эффективности работы сотрудников.

Существуют процессуальные теории мотивации (теория ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса и др.). Эти концепции объясняют мотивацию с точки зрения распределения человеком усилий для достижения поставленной цели. Результативность работы будет повышаться, если сотрудник получает удовлетворение от результатов труда. Нас интересуют причины возникновения профессионального творчества педагога, а как пишет В.И. Казаренков, «Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. Эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей» (Казаренков, 2011). По заключению В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, личностно-опосредствованная творческая идея рождается на основе опыта коллег и собственного социального бытия (Кан-Калик, 1990). Ученые сходятся во мнении, что важнейшее значение в творчестве педагога имеют его интеллектуально-личностные качества, которые являются основой для формирования и развития основных профессиональных умений (Казаренков, 2011). Таким образом, творчество педагога дошкольного образования в процессе деятельности по преобразованию предметно-пространственной среды группы возможно, если он знаком с опытом коллег по данному направлению работы, у него развиты необходимые профессиональные умения и имеется важная профессиональная или личная причина.

Наличие профессиональной или личной причины вести работу по преобразованию развивающей п редметно-пространственной среды - показатель значимости мотивацион-ного компонента в структуре профессионального творчества педагога дошкольного образования. Т.В. Литвиненко выделяет следующие уровни мотивации развития профессионально важных качеств личности педагога: начальный (внешний), основной (внутренний) и высший (внутренний) (Литвиненко, 2009). Рассматривая данную классификацию применительно к деятельности педагога по созданию развивающей предметно-пространственной среды, охарактеризуем каждый уровень:

• На начальном (внешнем) уровне мотивации развития творчества педагога по организации развивающей среды предметное пространство группы является для воспитателя средством достижения внешних потребностей -похвала коллег, поощрение от руководства и родительской общественности. В соответствии с этими потребностями педагог определяет цели и пути их достижения. Как правило, это выражается в стремлении к быстрому внешнему результату при оформлении предметного пространства, с обилием ярких покупных наглядных пособий, коллективных работ, созданных силами педагогов с участием детей. Наполнение центров детской активности сводится фактически к красивому внешнему виду.

• На основном (внутреннем) уровне мотивации развития творчества педагог рассматривает предметное пространство группы как возможность самореализации. развивающая среда здесь выступает как зона деятельности и приложения творческих сил воспитателя. Важно, чтобы педагог не только реализовывал личные творческие амбиции, но и создавал условия для творческого развития детей. Находясь на данном уровне мотивации, педагог стремится получить удовольствие от процесса творчества - создает дидактические пособия, игрушки, украшения для группы, придумывает новые игровые центры.

Как показывает практика, такая деятельность не всегда полезна детям. Л. Ньютон и Д.П. Ньютон полагают, что современные педагоги, как правило, недостаточно полно понимают и применяют креативный подход в педагогической деятельности (Newton, 2014). Довольно часто группы превращаются в склады поделок и творческих работ воспитателей,

что делает их непригодными для детской игры. Пространство помещения занимают бесполезные уголки и центры, созданные педагогами. К примерам таких центров можно отнести уголки ПДД, краеведения и патриотизма, разнообразные «музеи». В этих центрах собраны дидактические материалы, которые нужны ребенку лишь иногда, но педагоги, стремясь реализовать свои творческие потребности, тратят время на их создание и оформление. Ключевым понятием здесь будет «детская активность» как основная форма деятельности ребенка и его творческого движения, заключающегося в преобразовании окружающей действительности на основе присвоения достижений культуры (Ляпина, 2016). Материальная среда детского сада является важным условием развития дошкольников, требующего полноценной реализации всех видов детской деятельности (Смирнова, 2008; Шишова, 2017).

на высшем (внутреннем) уровне мотивации развития творчества педагог рассматривает предметное пространство группы как возможность оптимизации работы с группой. Создавая игровой центр или уголок, педагог продумывает, каким образом дети смогут здесь играть. Как сделать, чтобы им было интересно? Такой подход соответствует основной задаче современного образования - ориентации на внутренний потенциал личности ребенка и становление его субъектного начала.

Кроме мотивации, связанной с деятельностью по преобразованию предметно-пространственной среды, на процесс творчества педагога дошкольного образования влияет его взаимодействие с детьми. Создавая пространство для получения внешних выгод, педагог не заботится о его развивающем значении. Учет актуальных образовательных потребностей и текущих интересов воспитанников возможен только в процессе взаимодействия педагога и детей, наблюдения за свободной детской деятельностью. Современные исследователи дошкольного образования особо подчеркивают роль искреннего интереса педагогов к ребенку (Новицкая, 2018), его эмоциональной поддержки (Алмазова, 2018).

Творческая деятельность всегда связана с созданием нового продукта. Предметное пространство группы - область приложения творческих способностей педагога, место взаимодействия педагога и детей, продукт и результат его творческой деятельности. Таким образом, мы делаем вывод, что творчество педагога нужно рассматривать в трех аспектах:

• Творческая личность (педагог).

• Творческая деятельность (процесс взаимодействия с ребенком).

• Творческий продукт (развивающая предметно-пространственная среда).

Деятельность педагога ДОО по взаимодействию с детьми и преобразованию предметного пространства бесконечна. Творчество педагога дошкольного образования представляет собой цикл постоянно повторяющихся процессов, зависящих от взаимосвязанных компонентов личности, профессиональных и специальных навыков педагога, его профессиональной мотивации и ребенка, как ориентира и основного критерия педагогической деятельности. По мнению К.С. Чулюкина, отличительной чертой креативных педагогов является предпочтение индивидуального подхода в обучении учащегося (Чулюкин, 2017). Постоянное взаимодействие с детьми, их непрерывное развитие и связанные с этим физические и психологические изменения требуют таких же изменений в окружающем пространстве группы. Педагог отмечает текущие интересы и образовательные потребности детей, особенности группы дошкольников, постоянно вносит необходимые изменения в развивающую среду - создает новые зоны или центры активности, меняет наполнение уголков. Этот непрерывный цикл творчества педагога дошкольного образования представлен на рис. 1.

ребенок

Ш процесс ~ %

// \

#7 §

Поиск идеи

Рис. 1

Компоненты творчества педагога (личность, процесс и продукт) находятся в постоянном движении посредством повторяющихся этапов творческого акта:

• Обнаружение проблемы.

• Поиск идеи.

• Ориентация на ребенка (главное условие воплощения идеи).

Мы определили компоненты творчества педагога дошкольного образования и этапы творческого процесса, но многие воспитатели далеки от творческой деятельности. Можно ли искусственно запустить этот цикл и способствовать появлению творчества у педагогов? Мы предположили, что это возможно при правильном подборе мотивирующего фактора. Под влиянием мотивирующего фактора и интересной творческой деятельности уровень внешней мотивации педагога может снизиться в пользу внутренней. Творческая работа и постоянное отражение результатов своей деятельности в детях, улучшении их развития будет способствовать переоценке педагогом своих профессиональных ценностей, повышению интереса к работе.

Организация

экспериментального

исследования

Эксперимент заключался во введении различных мотивирующих факторов в работу педагогического коллектива с целью фиксирования изменений по всем компонентам творчества. Для оценки уровня мотивации педагогов к работе мы использовали опросник Д. Барбуто и Р. Сколла по определению источников профессиональной мотивации (Barbuto & Scholl, 1998). В качестве инструмента оценки развивающей среды и взаимодействия педагога и детей использовались разработанные нами шкалы: «Шкала анализа условий творческой активности детей в самостоятельной деятельности» (ШУ - шкала условий) и «Шкала анализа поддержки творческой активности ребенка на занятии изобразительной деятельностью» (ШП -шкала поддержки) (Шакирова, 2019).

Исследование проходило на базе дошкольных учреждений №75 и №155 г. Иваново. Выбранные для эксперимента детские сады имеют схожие показатели по организации развивающей предметно-пространственной среды и находятся в одинаковых условиях (материально-техническая база, количество педагогов). Одно из выбранных дошкольных учреждений мы называем экспериментальным, так как определили его для дальнейшего проведения исследования, второй детский сад стал контрольным, необходимым для проверки результатов после формирующего этапа эксперимента.

Для того чтобы правильно подобрать мотивирующий механизм для привлечения

педагогов к творческой работе, нужно знать, какие источники профессиональной мотивации у них преобладают. С этой целью на констатирующем этапе исследования мы провели анкетирование педагогов контрольного и экспериментального дошкольных учреждений по опроснику Д. Барбуто. Педагоги обоих дошкольных учреждений показали схожие результаты - ведущими источниками профессиональной мотивации оказались «Внутренняя концепция Я» и «Интернализация цели».

Преобладание такого источника, как «Внутренняя концепция Я», говорит о четкой позиции педагога, который считает себя профессионалом и имеет собственные стандарты черт и компетенций, которым желает соответствовать. При этом нами выявлен высокий показатель источника «Интернализация цели», показывающий, что педагоги могут легко присваивать чужие цели и профессиональные ценности, ощущая их своими. Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение внешнего мотивирующего фактора возможно, но нужно учитывать, что педагог считает себя компетентным и профессионально самодостаточным. Соответственно, мотивируя воспитателей на творческую деятельность, важно подчеркивать их исключительность, опыт и знания и предоставить им как можно больше возможностей для самостоятельной деятельности.

Среди профессиональных факторов, влияющих на работу педагога, можно выделить следующие:

• наполняемость группы (количество детей);

• материально-техническая база дошкольного учреждения (количество и качество помещений, оборудования);

• организация повышения квалификации педагогов;

• психологический климат в организации.

На первые три фактора повлиять очень

сложно: администрация дошкольного учреждения не может устанавливать количество детей в группе, увеличить площадь группового помещения, изменить качество работы учреждений дополнительного профессионального образования, организующих курсы повышения квалификации педагогов. Но четвертый фактор - психологический климат в организации -поддается изменению и оказывает существенное влияние на работу воспитателей. С помощью этого фактора можно создать условия

для творческого самовыражения педагогов. Для этого администрация дошкольной организации может применить несколько вариантов управленческой политики:

• Политика контроля и угроз - насильственное внедрение инноваций, тотальное привлечение педагогов к работе творческих групп, контроль изменений, наказание за отказ от участия в творческой деятельности.

• Политика создания здоровой конкуренции между членами коллектива.

• Политика продвижения - объединение общей целью с одновременным сплочением коллектива.

Первый вариант будет способствовать появлению новых идей у педагогов, уже имеющих творческое отношение к работе, остальные воспитатели почувствуют к профессиональной деятельности еще большее отторжение. Политика создания здоровой конкуренции может быть полезна для формирования первоначального интереса к творческой деятельности (Шейл, 2004). Учитывая установленные нами ведущие источники профессиональной мотивации педагогов, можно отметить, что высокий уровень по показателю «Внутренняя концепция Я» предполагает свой взгляд на профессию, а «Интернализация цели» означает быстрое принятие новых целей и ценностей. Формат профессионального конкурса - вариант создания здоровой конкуренции. Участие и победа в конкурсе может выступить для педагогов в качестве новой цели, а предконкурсная подготовка даст им возможность проявить свои навыки, показать свой взгляд на профессиональную деятельность. После проведения конкурса мы провели оценку по выделенным показателям творчества педагога, сравнили результаты с данными констатирующего этапа.

Профессиональный конкурс - первая часть формирующего этапа нашего эксперимента. Он проходил в экспериментальном дошкольном учреждении с декабря 2015 года по февраль 2016 года. Поскольку выбранный нами мотивирующий фактор должен направить педагогов на работу по изменению развивающей среды, то профессиональный конкурс предполагал соревнование между группами на лучшую организацию предметного пространства для детей. Нами было разработано положение о конкурсе и проведена лекция для педагогов, на которой были представлены требования к организации развивающей среды, ее наполнению и зонированию (Шакирова, 2018).

Конкурс был организован в виде смотра с презентацией педагогами своих групп членам жюри (администрация ДОУ). Оценка развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений, принимавших участие в исследовании, проводилась во время наблюдения за взаимодействием педагога и детей. Наблюдатель присутствовал на играх и занятиях с детьми, оценивая условия, созданные педагогом для творческой активности ребенка, как в самостоятельной деятельности, так и на занятии, инициированном педагогом.

Результаты исследования

про-

Первый мотивирующий фактор фессиональный конкурс

После конкурса нами была проведена повторная оценка по трем показателям модели творчества педагога дошкольного образования. Повторная оценка по показателю «Взаимодействие педагога и детей» проводилась по той же методике, что и на констатирующем этапе исследования. Мы посетили 8 занятий изобразительной деятельностью, оценив их по Шкале анализа поддержки творческой активности ребенка на занятии изобразительной деятельностью. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рис. 2

Сравнивая значения показателей взаимодействия педагога и детей до и после проведения профессионального конкурса, можно отметить незначительные улучшения по отдельным показателям. На 0,5 балла улучшилась доступность материалов, после конкурса этот показатель составил 1,5 балла. Педагоги стали предоставлять детям больший доступ к изобразительным материалам, мы отметили, что на некоторых занятиях дети получили возможность брать дополнительные листы, самостоятельно доставать и убирать материалы и инструменты. Но повышение доступности материалов не привело к повышению их вариативности. Данный показатель остался на прежнем уров-

не - 1 балл. Без изменений остались значения показателей «Вариативность темы (сюжета рисунка)» - 2 балла, «Целеполагание» - 1,25 балла и «Свобода движения и перемещений» - 0,5 балла. Дети по-прежнему не имели возможности выходить из-за стола на занятии, речевая активность педагогов значительно превышала речь детей, что выражалось в целеполагании. Тем не менее, мы отметили незначительное улучшение по показателям «Общение детей» и «Познавательные действия», составившее 0,2 балла. Педагоги, не снижая своей речевой активности, стали привлекать к общению детей, что привело к увеличению данного показателя до оценки в 1,7 балла. С общением детей улучшились и условия для их познавательных действий. Мы оценили этот показатель в 1,5 балла. Таким образом, по трем показателям из семи мы отметили незначительные улучшения, которые в среднем составили 0,3 балла.

Параллельно с исследованием взаимодействия педагога и детей мы провели повторную оценку развивающей предметно-пространственной среды. Результаты представлены на рис. 3.

Самые заметные улучшения мы отметили по показателю «Разнообразие и вариативность материалов для экспериментирования» -с 0 до 0,5 балла. Такой прирост стал возможен благодаря тому, что в двух из четырех групп экспериментального ДОУ появились коллекции природных материалов, бросовые и сыпучие материалы и приспособления для экспериментирования. Таким образом, новые материалы в зоне природы стали служить поводом для проявления познавательной активности детей, вследствие чего на 0,25 балла повысилась оценка по показателю «Инициатива». Среди условий для организации сюжетно-ро-левой игры мы отметили изменения по показателям «Наличие атрибутов» и «Доступность атрибутов», прирост составил также 0,25 балла. В группах появились атрибуты для разыгрывания новых сюжетов, связанных с туризмом и сказками (рюкзаки, скатерти для игры

Рис. 3

в «Поход» и «Пикник», короны, крылья для игры в фей), дополнительные атрибуты разыгрывания законченного сюжета. Это улучшение можно объяснить тем, что в процессе подготовки к конкурсу педагоги занимались самообразованием, повысили свои знания в области организации условий для сюжетно-ролевой игры ребенка. С 0 до 0,25 балла улучшились условия для коллективного творчества детей. Это произошло благодаря появлению детских музыкальных инструментов (детские пианино, металлофоны и бубны) в двух группах экспериментального ДОУ (фото 1). Из бесед с воспитателями мы узнали, что музыкальные инструменты были в группе и раньше, но детям для игры их начали предоставлять только после смотра-конкурса. Педагоги уточнили, что музыкальные инструменты выдаются по просьбе детей, правила игры установлены и сводятся к аккуратному и бережному использованию инструментов.

Фото 1

Остальные показатели экспериментального ДоУ после проведения смотра-конкурса остались на прежнем уровне. Стоит отметить, что совсем никак не изменились условия для изобразительной деятельности детей. Как и до конкурса, дошкольникам для самостоятельного творчества предлагаются цветные карандаши и прямоугольные листы белой бумаги, рисовать можно только за столами. На занятиях художественные материалы представлены акварелью или гуашью без права выбора, тема и техника рисования задается взрослым, после окончания рисунки убирают в индивидуальные папки. Отсутствие изменений в организации условий для детского творчества означает, что именно эта деятельность кажется педагогам наименее значимой или требующей улучшения. Скорее всего, педагогов сдерживает необходимость поддерживать в группе порядок и чис-

тоту, ведь дети, рисующие красками, мелками, творящие в разных техниках, могут испачкать мебель и одежду, после такой деятельности нужно потратить много времени и сил на уборку помещения и художественных материалов. Возможно, не предоставляя детям все изобразительные материалы сразу, педагоги хотят их сберечь и сэкономить, так как имеют ограничения по расходу канцтоваров. Организация демонстрации детских рисунков в группе требует от педагога ручных умений (Как повесить рисунки? На что?), нужно получить разрешение руководства ДОУ на крепление стендов или реек для вывешивания рисунков.

Выявив некоторые изменения во взаимодействии педагога и детей на занятии, а также в развивающей предметно-пространственной среде, интересно узнать, произошли ли изменения в источниках профессиональной мотивации педагогов.

Исследование ведущих источников мотивации проводилось с применением опросника Д. Барбуто, в нем приняли участие 8 воспитателей экспериментального дошкольного учреждения. Результаты повторного исследования ведущих источников мотивации мы сравнили с данными, полученными на прошлом этапе исследования (представлены на рис. 4).

Рис. 4

После участия в профессиональном конкурсе на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды ведущим источником профессиональной мотивации педагогов осталась «Внутренняя концепция Я», ее значение не изменилось и составило 8,7 балла. Значение источника «Интернализация цели» немного увеличилось и составило 5,1 балла. Значения источников «Инструментальная мотивация» и «Внутренние процессы» остались на прежнем уровне и составили 0,3 и 2 балла. Самые значительные изменения произошли по показателю «Внешняя концепция Я» - с 3,1 балла он увеличился до 5, сравнявшись по значению с источником «Интернализация цели». Это значит, что при активном присвоении

и принятии новых целей и ценностей, имеющейся профессиональной позиции педагоги стали больше нуждаться во внешних оценках, одобрении со стороны коллег, детей и родительской общественности.

Второй мотивирующий фактор - привлечение к работе по диссеминации опыта

Отмечая крайне незначительные изменения в предметном пространстве групп и во взаимодействии педагога и детей, приходим к необходимости продолжения эксперимента и введения нового мотивирующего фактора. Во время участия в профессиональном конкурсе среди педагогов экспериментального дошкольного учреждения образовалась здоровая конкуренция. Педагоги стремились сделать свою группу лучшей. При этом воспитатели открыто делились друг с другом опытом, идеями, давали советы. Анализируя результаты повторного исследования источников профессиональной мотивации, принимаем во внимание увеличение, произошедшее по показателю «Внешняя концепция Я». Это говорит о том, что следующий мотивирующий фактор должен быть связан с получением внешнего одобрения. Исходя из этого, а также учитывая накопленный во время подготовки к конкурсу опыт и достигнутые результаты (инновации в развивающей среде), в качестве следующего мотивирующего фактора выбираем политику продвижения - сплочения коллектива посредством общей цели. Формой данного мотивирующего фактора мы избрали привлечение педагогов к диссемина-ции опыта.

На данном этапе исследования воспитателям экспериментального ДОУ было объявлено, что их дошкольному учреждению на 2017 год присвоен статус муниципальной опорной площадки, и они будут несколько раз в год представлять свой опыт по организации развивающей предметно-пространственной среды педагогам других дошкольных учреждений. Мы предположили, что объединенные общей целью представить свое дошкольное учреждение на высоком уровне, педагоги активизируют деятельность по усовершенствованию развивающей среды, станут более охотно внедрять инновации в предметное пространство. Один раз в два месяца педагоги принимали коллег из других детских садов и представляли им свои наработки в области развивающей среды. Темы мероприятий были разные, что обеспечивало постоянный интерес как гостей, так и организаторов.

В начале работы муниципальной опорной площадки (МОП) нами был разработан план мероприятий на год, состоящий из пяти семинаров. Каждый воспитатель в течение года в среднем принял участие в двух семинарах (фото 2,3). Об участии в диссеминации опыта педагогам было объявлено за четыре месяца до первого семинара. Объединенные общей идеей, педагоги решили продолжить работу по усовершенствованию развивающей среды своих групп, чтобы к началу работы опорной площадки в дошкольном учреждении появилось как можно больше интересных игровых и ин-терьерных нововведений (Шакирова, 2018).

Фото 2

Фото 3

После окончания работы муниципальной опорной площадки мы провели контрольную оценку по трем показателям творчества педагога дошкольного образования. В декабре 2017 года мы провели оценку по этим показателям всех групп контрольного дошкольного учреждения.

Результаты оценки взаимодействия педагога и детей на занятии изобразительной деятельностью представлены на рис. 5.

Рис. 5

Показатель «Вариативность темы (сюжета рисунка)» был нами оценен по максимуму -3 балла. Мы отметили широкие возможности для проявления детской индивидуальности и свободы в отражении темы и сюжета рисунка. Педагоги активно помогали детям выражать в рисунках свое настроение и опыт, подавали идеи, как можно раскрыть тему, какие детали внести в рисунок, чтобы он стал оригинальным. Такой подход во взаимодействии педагога и детей оказал влияние на развитие познавательных действий на занятии. Оценка по этому показателю составила 2 балла. Придумывая новые варианты раскрытия темы занятия, дети проявляли познавательную активность, выражающуюся и в общении. Данный показатель мы оценили в 1,7 балла, доступность и вариативность материалов - 1,5 балла. Оценка по показателю «Целеполагание» составила 1,25 балла, так как цель занятия в основном формулировалась педагогом, с небольшим участием детей. Показатель «Свобода движения и перемещения» получил самую низкую оценку - 0,5 балла, поскольку организация занятия изобразительной деятельностью не предполагала передвижения детей, педагоги не считали нужным обеспечивать свободу перемещения детей, в нескольких случаях движение детей было затруднено расположением мебели (слишком тесно).

Рис. 6

Параллельно с оценкой взаимодействия педагога и детей на занятиях мы оценили организацию развивающей предметно-пространственной среды экспериментального и контрольного дошкольных учреждений. Результаты оценки

предметного пространства групп экспериментального дошкольного учреждения представлены на рис. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнивая результаты оценки развивающей предметно-пространственной среды экспериментального дошкольного учреждения на разных этапах формирующего эксперимента (после конкурса и после работы по диссеми нации опыта), отмечаем рост почти всех показателей. Наличие атрибутов для сюжетно-ролевых игр осталось на прежнем достаточно высоком уровне - 2,75 (при максимуме 4 балла). Среднее значение прироста показателей после этапа диссеминации опыта составило 0,72 балла. Самый значительный прирост в 1 балл произошел по показателю «Вариативность материалов», оценка - 1,75 балла. На 0,75 балла улучшились значения показателей «Доступность материалов для коллективного творчества» -1 балл, «Разнообразие материалов» - 1,25 балла, «Доступность атрибутов для сюжетно-ролевых игр» - 1,75 балла. На 0,25 балла выросла оценка по показателям «Природа» и «Инициатива», мы оценили их в 1 балл. «Вариативность способа» мы оценили в 2 балла, поскольку во всех группах экспериментального дошкольного учреждения были созданы условия для детского рисования, выделены отдельные места для этой деятельности, а также появились возможности для вертикального рисования на доске, мольберте и стене (фото 4,5).

Фото 4

Показатель «Отражение результатов в пространстве» достиг 1,75 балла, что является очень важным для нашего исследования. В группах экспериментального дошкольного учреждения появились детские фотографии, выставки рисунков, возможности самостоятельного размещения детьми своих рисунков на выставке или в зоне рисования (фото 6-8).

Фото 5

Фото 6

Фото 7

I *

Фото 8

Полученные данные дают основания сделать вывод, что выбранные нами мотива-ционные механизмы сработали, и педагоги включились в деятельность по улучшению предметного пространства. Это доказывают изменения, зафиксированные нами в развивающей предметно-пространственной среде экспериментального детского сада. Творческий цикл был успешно нами запущен посредством использования мотивирующих факторов, предметное пространство групп начало меняться, у педагогов появились идеи, которые они воплощали в своих группах, а потом представляли коллегам на семинарах муниципальной опорной площадки. Теперь нам осталось понять, изменилось ли отношение педагогов к работе, стали ли они получать от нее удовольствие.

Мы провели контрольное тестирование педагогов экспериментального и контрольного учреждений с помощью опросника Д. Барбуто и Р. Сколла. Результаты этого исследования представлены на рис. 7.

Рис. 7

Рассматривая данные исследования ведущих источников профессиональной мотивации у педагогов экспериментального дошкольного учреждения, отмечаем самый высокий рост у источника «Внутренние процессы» - 5 баллов, инструментальная мотивация осталась на прежнем уровне - 0,3 балла, а также незначительный прирост источников «Внутренняя концеп-

ция Я» - оценка 9 баллов, «Интернализация цели» - 6,5 балла, «Внешняя концепция Я» -6,2 балла.

Выводы

Изменения, произошедшие в мотиваци-онной сфере педагогов экспериментального дошкольного учреждения, доказывают, что в результате работы по улучшению развивающей предметно-пространственной среды изменилось их отношение к профессиональной деятельности. Ведущий источник мотивации не изменился, им по-прежнему осталась «Внутренняя концепция Я», но существенный рост источника «Внутренние процессы» свидетельствует о том, что педагоги стали находить удовольствие от профессиональной деятельности.

В ходе исследования теоретически обосновано и экспериментально доказано, что работа по изменению развивающей предметно-пространственной среды детского сада способствует повышению уровня творчества в работе педагога. В результате самостоятельной деятельности по изменению развивающей среды организация предметного пространства улучшилась - в группах созданы условия для различных видов детской деятельности, изменился подход к наполнению игровых зон в пользу их функциональности и разнообразия.

Подтверждена целесообразность применения мотивирующих факторов в качестве средства активизации работы педагога, его самообразования и приобретения новых профессиональных и творческих навыков. Выбранные нами способы мотивации педагогов (смотр-конкурс, публичное представление опыта) подобраны правильно, они способствовали активизации работы педагогов и повышению их профессиональной мотивации. ■

Информация об авторе

Шакирова Елена Валерьевна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №155» (Иваново, Россия), [email protected]

Information about the author

Elena V. Shakirova, Housemaster with the Kindergarten of General Development No.155, Ivanovo, Russia, [email protected]

Литература

1. Алмазова О.В., Бухаленкова ДА., Симонян М.С. Изучение образовательной среды с помощью методики CLASS: теоретические основания и практические перспективы // Современное дошкольное образование. - 2018. - №4(86). - С. 40-49. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00016.

2. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.

3. Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология. - 2011. - №3. - С. 109-114.

4. Кан-Калик ВА., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

5. Литвиненко Т.В. Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - №5 (17). - С. 271-273.

6. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс // Психология. Журнал ВШЭ. - 2005. -№4. - С. 74-80.

7. Любарт Т., Муширу К., Торжман С. Психология креативности. - М.: Когито-Центр, 2009. - 215 с.

8. Ляпина ИА. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: Материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27-29 ноября 2016 г.). - Иркутск: Аспринт, 2016. - С. 259-261.

9. МакклелландД. Мотивация человека. -СПб.: Питер, 2007. - 672 с.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб.: Питер, 2019. - 400 с.

11. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект // Социальная психология и общество. - 2015. - Том 6. - № 2. -С. 8-20.

12. Новицкая ВА., Яфизова Р.И. Экспертиза качества образовательной среды в группах раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - №5. - С.38-53. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00020.

13. Смирнова Е.О., Абдулаева ЕА., Рябко-ва ИА. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ// Современное дошколь-

ное образование. Теория и практика. - 2008. -№6. - С.30-35.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. -М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

15. Херцберг Ф., Моснер Б., Блох Снидер-ман Б. Мотивация к работе.- М.: Вершина, 2007. - 240 с.

16. Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2017. - №10. - С. 14-21.

17. Шакирова Е.В. Влияние предметно-пространственной среды детского сада на развитие профессионального творчества педагога: детская активность как показатель творчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2019. - №2. - С. 52-69. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10044.

18. Шакирова Е.В. Распространение инновационного опыта как фактор повышения активности педагогов // Методист ДОУ. - 2018. -№24. - С. 76 - 92.

19. Шейл П. Руководство по развитию персонала. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с.

20. ШишоваЕ.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2017. - №10. - С. 50-59.

21. Barbuto J.E. & Scholl R.W. (1998). Motivation Sources Inventory: Development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports, 82 (1), 1011-1022.

22. Newton, L. & Newton, D.P. (2014). Creativity in 21st-century education. Prospects, 44(4), 575-589. doi: 10.1007/s11125-014-9322-1

23. Torrance P.E. Torrance Tests of Creative Thinking. Princeton, N. J.: Personnel Press, 1966.

References

1. Almazova O.V., Bukhalenkova D.A., Simonyan M.S. (2018). Izuchenie obrazovatel'noi sredyspomoshch'yumetodikiCLASS:teoreticheskie osnovaniya i prakticheskie perspektivy [The study of the educational environment using the technique CLASS: theoretical foundations and practical prospects]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 4(86), 40-49. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00016.

2. Vershlovskii S.G. (2002). Pedagog epokhi

peremen, ili kak reshayutsya segodnya problemy professional'noi deyatel'nosti uchitelya [Teacher of the era of change, or how to solve today the problems of professional activity of teachers]. Moskow: Sentyabr' Publishing.

3. Kazarenkov V.I. (2011). Tvorchestvo pedagoga kak sistema [Teacher's creativity as a system]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [System psychology and sociology]. 3, 109-114.

4. Kan-Kalik V.A., Nikandrov N.D. (1990). Pedagogicheskoe tvorchestvo [Pedagogical creativity]. Moskow: Pedagogika Publishing.

5. Litvinenko T.V. (2009). Motivatsiya razvitiya professional'no vazhnykh kachestv lichnosti pedagoga v protsesse samoobrazovaniya [Motivation of development of professionally important qual ities of the personal ity of the teacher in the process of self-education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 5 (17), 271-273.

6. Lyubart T., Mushiru K. (2005). Tvorcheskii protsess [Creative process]. Psikhologiya. Zhurnal VShE [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. 4, 74-80.

7. Lyubart T., Mushiru K., Torzhman S. (2009). Psikhologiya kreativnosti [Psychology of creativity]. Moskow: Kogito-Tsentr Publishing.

8. Lyapina I.A. (2016). Razvitie samostoyatel'noi tvorcheskoi deyatel'nosti detei doshkol'nogo vozrasta [Development of independent creative activity of preschool children]. Kul'turnye praktiki modelirovaniya obrazovatel'noi sredy doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii: materialy Vseros. nauchno-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (27-29 noyabrya 2016 g.) [Cultural practices of modeling the educational environment of preschool educational organization]. Irkutsk: Asprint Publishing.

9. Makklelland D. (2007). Motivatsiya cheloveka [Human motivation]. Saint-Petersburg: Piter Publishing.

10. Maslou A. (2019). Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. Saint-Petersburg: Piter Publishing.

11. Meshkova N.V. (2015). Sovremennye zarubezhnye issledovaniya kreativnosti: sotsial'no-psikhologicheskii aspekt [Contemporary foreign studies of creativity: socio-psychological aspect]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society]. Vol.6. 2. 8-20.

12. Novitskaya V.A., Yafizova R.I. (2018). Ekspertiza kachestva obrazovatel'noi sredy v gruppakh rannego vozrasta [Examination of the quality of the educational environment in early age groups]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie.

Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 5, 38-53. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00020.

13. Smirnova E.O., Abdulaeva E.A., Ryabkova I.A. (2008). Metodika ekspertizy predmetno-razvi-vayushchei sredy DOU [Methods of examination of the subject-developing environment of kindergarten]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 6, 30-35.

14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya: Prikazy i pis'ma Minobrnauki RF [Federal state educational standard of preschool education]. (2016). Moskow: TTs Sfera Publishing.

15. Khertsberg F., Mosner B., Blokh Sniderman B. (2007). Motivatsiya k rabote [Motivation to work]. Moskow: Vershina Publishing.

16. Chulyukin K.S., Bayanova L.F. (2017). Problema kreativnosti detei v sovremennoi za-rubezhnoi psikhologii razvitiya [The problem of children's creativity in modern foreign psychology of development]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 10, 14-21.

17. Shakirova E.V. (2019). Vliyanie predmetno-prostranstvennoi sredy detskogo sada na razvitie p rofess ional'nogo tvo rchestva pedagoga: detskaya aktivnost' kak pokazatel' tvorchestva [The influence of the subject-spatial environment of the kindergarten on the development of professional creativity of the teacher: children's

activity as an indicator of creativity]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 2, 52-69. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10044

18. Shakirova E.V. (2018). Rasprostranenie in-novatsionnogo opyta kak faktor povysheniya ak-tivnosti pedagogov [Dissemination of innovative experience as a factor in increasing the activity of teachers]. Metodist DOU [Methodist of preschool education]. 24, 76-92.

19. Sheil P. (2004). Rukovodstvo po razviti-yu personala [Guide to staff development]. Saint-Petersburg: Piter Publishing.

20. Shishova E.O. (2017).Vzaimosvyaz' kachestva obrazovatel'noi sredy i sub"ektno-lichnostnykh kharakteristik doshkol'nika [Interrelation of quality of the educational environment and subject-personal characteristics of the preschool child]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 10, 50-59.

21. Barbuto J.E. & Scholl R.W. (1998). Motivation Sources Inventory: Development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological Reports, 82 (1), 1011 - 1022.

22. Newton, L. & Newton, D. (2014). Creativity in 21st-century education. Prospects, 44(4), 575589. doi: 10.1007/s11125-014-9322-1

23. Torrance P.E. Torrance Tests of Creative Thinking. Princeton, N. J.: Personnel Press, 1966.

ST

Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

Смотрите видеоканал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube. com/user/JournalPreschool

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.