УДК 373.2
doi 10.24411/2221-0458-2020-10055
ТУВИНСКАЯ ЮРТА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Салчак Б.В.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
TUVAN YURT AS A MEANS OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE
B.V. Salchak Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются особенности тувинской юрты как средства познавательного развития детей в условиях дошкольных организаций. Автор анализирует опыт применения юрты в системе средств социального опыта детей, формирования их представлений о традиционной культуре тувинцев, приводит собственные эмпирические данные. Во многих тувинских дошкольных организациях, особенно в сельских, дети знают процесс сбора юрты, так как они наблюдали его или принимали в нем непосредственное участие. В городских условиях, напротив, дети практически не имеют представлений об этом процессе, поэтому педагогу необходимо работать в данном направлении. Посредством знакомства с юртой формируется отношение к юрте самих детей. В статье представлены некоторые формы работы с детьми через оснащение развивающей предметно-пространственной среды. Педагогами созданы имитационные макеты юрты в условиях дошкольных учреждений.
Ключевые слова: тувинская юрта; приобщение к культуре; тувинский народ; познавательное развитие; дошкольное образование
The article examines the features of the Tuvan yurt as a means of the cognitive development of children in the conditions of preschool organizations. The author analyzes the experience of using the yurt in the system of means of social experience of children, the formation of their ideas about the traditional culture of Tuvans, and gives her own empirical data. In many Tuvan preschool organizations, especially in rural ones, children know the process of setting a yurt, as they observed it or took a part in it. On the contrary, in urban conditions, children have no idea about this process, so it is important for the teachers to work in this direction. Through acquaintance with the yurt, the children's attitude to the yurt is formed. The article presents some forms of work with children
through equipping a developing subject-spatial environment. The teachers created imitation models of the yurt in the conditions of preschool institutions.
Key words: Tuvan yurt; introduction to the culture; the Tuvan people; cognitive development; preschool education
В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение культурному национальному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, задача в настоящее время особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение принципов дошкольного образования, одним из которых является учёт этнокультурной ситуации развития детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [1]. Он осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями региона и в основной
образовательной программе рассматривается в части, формируемой участниками образовательных отношений.
По мнению многих исследователей важно начинать приобщать детей к национальной культуре любого народа с дошкольного возраста. Оно определяется средой, конкретными условиями проживания, знанием родного языка, семейным укладом, предметным
окружением.
Юрте посвящено множество исследований. Она стала объектом внимания в географии, этнографии, истории, философии, культурологии, этнопедагогике и многих других науках. Интересны исследования по физике, где рассчитывают количество дров для нагрева юрты от 0 до 25 °С, удельная теплоемкость камня и войлока, установления математической зависимости. Есть работы, в которых изучены традиции и обычаи разных народов, касающиеся темы юрты - у бурят, алтайцев, хакасов и др., есть работы, раскрывающие процесс изготовления юрты.
Многие кочевые народы живут в юртах. Юрта это жилище, которое считается экологически безопасным и
чистым, ее деревянный легкий каркас можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей и отправиться на перекочевку к местам зимнего или летнего выпаса скота. Для скотовода конструкция юрты проста, выгодна и незаменима для кочевого образа жизни. В республике Тыва, по сравнению с другими регионами России, сохранен традиционный уклад жизни. Определенная часть населения в районах проживает в войлочных юртах на чабанских стоянках. В настоящее время, дети, проживающие в городе, не имеют представлений о традиционном жилище тувинского народа, или, вернее, слабо владеют информацией о внутреннем убранстве и назначении предметов быта, а также не знают названия частей юрты. Поэтому мы считаем, что дошкольники проявят наибольший интерес при изучении юрты. В дошкольном учреждении детей учат находить сходства и отличия во внешнем виде, строении и внутреннем убранстве юрты и других видов жилищ.
Во многих тувинских дошкольных организациях, особенно в сельских, дети знают процесс сбора юрты, так как они видели это в повседневной жизни и принимали непосредственное участие. А вот в городских условиях, дети не видят этого процесса, поэтому педагогу необходимо работать в этом направлении.
Наиболее актуальными и близкими нашему материалу мы считаем
исследования С.И. Вайнштейна [2], М.С. Байыр-оола [3], которые раскрывают сущность и особенности тувинской юрты. В сфере дошкольного образования в исследованиях Б.В. Салчак, Ч.М. Ондар обращено внимание на юрту в целях формирования и развития познавательных интересов старших дошкольников. Б.В. Салчак [4] было представлено конструирование образовательной среды за счет создания и обогащения предметно-пространственных характеристик,
целостных дизайн-проектов этнокультурной направленности, которые включают элементы разной степени гетерогенности, сложности, гибкости, символичности, образности, управляемости и способствуют актуализации практической направленности. В работе были предложены обучающие центры в виде мини-юрты, которые представляют собой полстены (складные решетки), прикреплённые к потолку вместо потолочных жердей, использованные длинными цветными лентами. Она обставлена предметами, имитирующими реальную утварь: очаг, мебель (орун-дежек - кровать, аптара -национальные сундуки, ковры - ширтек, шкафчик для посуды - y^YW^, сосуд для питья кегээржик, корыто - деспи, пиалы. В мини-юртах проводятся занятия, развлечения под руководством хозяйки юрты.
Внутреннее убранство юрты также глубоко символичное и отвечает представлениям кочевников о гармонии межличностных и общественных отношений. К примеру, каждому члену семьи, каждому гостю в юрте соответствует свое определенное место, предписанное древними правилами.
Другой исследователь Ч.М. Ондар [5] в своем исследовании представила юрту, как средство обучения и формирования элементарных математических представлений. Она дает возможность получить знания о геометрических фигурах, ориентировки в пространстве, счете и величине. Развивает речь детей, обогащая их словарный запас, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, а в продуктивных видах деятельности, когда дети рисуют, создаются поделки домашней утвари.
В статье этого же исследователя «Этнокультурные традиции тувинского народа в формировании пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» [6] обращено внимание на создание интерьера «Юрта» в групповой комнате детского сада, которая дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. Исследователь доказала, что формирование пространственно-временных представлений у детей тувинской национальности в условиях детского сада
необходимо учитывать богатые
этнокультурные специфические традиции, напрямую связанные с ориентированием народа во времени и пространстве. «Юрта» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «юрты» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей.
Для знакомства с предметами быта и их расположением можно использовать макет юрты. Например, педагог расставляет на столе макет юрты и просит определить, что стоит рядом с кроватью, что слева от сундука; между какими предметами находится очаг и т.д. Затем перемещает предметы так, чтобы они стояли друг за другом, и спрашивает: «Что теперь стоит, перед каким предметом, правильно ли стоит? За каким предметом должен стоять другой предмет? Перед чем стоит сундук?» и т.д. Полезно проводить игры на примере лабиринта, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок-указателей, перемещаться в пространстве в соответствии с планом маршрута. С помощью простейших схем дети определяют правильное место
рассаживания детей внутри юрты, помогают им правильно дойти до своего места, которое они должны занять внутри юрты, когда в нем другие взрослые и т.п. Дети не только «двигаются» в соответствии
со стрелками-указателями, описывают путь героев, но и с помощью воспитателя моделируют, создают собственные планы маршрутов.
В каждом детском саду республики созданы уголки приобщения к национальной культуре, оснащение и содержание которых зависит от воспитателя. А есть дошкольные организации, которые на территории участка имеют юрты как маленького размера для детей, так и настоящие натуральной величины.
При знакомстве с юртой у детей обогащается словарный запас. Дети начинают употреблять такие слова, как хана (решетчатая стена), хараача (дымовое отверстие), кур (пояс, охватывающий окружность юрты), ынаа (длинные палки, соединяющие дымовое отверстие), в то время когда заменяли их словами, как крыша, стены, потолок.
В данной работе мы определили критерии уровней знаний о юрте:
Высокий: ребенок владеет
дифференцированными представлениями об убранстве юрты; о материалах, используемых в строительстве юрты и изготовлении предметов быта; правил поведения, с легкостью отвечает на вопросы заданий, дополняет своими наблюдениями.
Средний: ребенок владеет
первоначальными представлениями об
убранстве юрты; о материалах, используемых в строительстве юрты и изготовлении предметов быта; ответы не полные. Имеют ошибочные представления
0 правилах этикета в юрте. Ребенок справляется с предложенными заданиями, присутствуют 2-3 ошибки.
Низкий: ребенок владеет отдельными неаргументированными, первоначальными представлениями об убранстве юрты; о материалах, используемых в строительстве юрты и изготовлении предметов быта; ответы не полные и неаргументированные. Ребенок не справляется с заданиями, либо отказывается от выполнения предложенных заданий.
Мы выделили бальную систему оценки уровня развития познавательных интересов: за каждый критерий начислялся
1 балл, таким образом, максимальное количество баллов заданий было 12 баллов.
Соответственно баллы по уровням знаний распределялись так:
Высокий уровень знаний: 12-9 баллов.
Средний уровень знаний: 8 - 5 баллов.
Низкий уровень: 4 - 0 баллов.
Задание 1. Нами составлены вопросы беседы в форме игры «Закончи предложение»
Цель: выявить первоначальные знания о юрте.
Вопросы:
1. Жилище тувинского народа называется... юрта.
2. У дома четыре угла, а у юрты. нет углов.
3. Отверстие на крыше юрты называется. хараача.
4. Место, где разводят огонь называется. очаг.
5. Самое почётное место в юрте ...
дер.
6. Левая сторона при входе считается. мужской, а правая. женской.
7. Дом деревянный, а юрта покрыта. войлоком.
Задание 2. Назвать предметы быта юрты на картинке 6 - 7 предметов: сундук, шкаф для посуды, кровать, стол, очаг, колыбель,
Задание 3. Назови части юрты по картинке. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Анализ результатов: на вопрос «Жилище тувинского народа называется.» 9 детей ответили словом «дом», 3
детей отказались, 4 детей ответили «не знаю», 1 сказал, что это юрта. На логический вопрос «У дома четыре угла, а у юрты. ! большинство детей сказал и -«нет ничего». Не удалось получить ответ и на вопрос «Отверстие на крыше юрты называется.» дети предложили следующие ответы: «труба», «дырка» в ответах. Интересными были ответы детей на вопрос «Место, где разводят огонь называется.»: озвучены были слова «печка, костер». На вопрос «Самое почётное место в юрте.» почему-то большинство ответили «диван» или «кресло», и многие не знали ответа, пожимая плечо. Мы не получили ответы и на следующий вопрос «Левая сторона при входе считается.», а «правая.»; на вопрос «Дом деревянный, а чем покрыта юрта?» дети ответили «шерстью», «шкурой», «ее закрывают тканью» -ответил один ребенок.
При выполнении задания 2 дети называли один-два предмета с общим наименованием: это кровать, это стол, это шкаф.
Задание 3 «Назови части юрты» тоже не принесло результатов
Цель: формирование устойчивого познавательного интереса старших дошкольников по изучению юрты -традиционного жилища тувинского народа. На данном этапе, в первую очередь, мы организовали предметно-развивающую среду, в ней запланировали организацию цикла познавательных занятий. Для того чтобы интерес был устойчивым назначили
хозяйкой юрты педагога дополнительного образования.
В вечернее время мы предлагали детям художественное творчество. Работа с красками: «Украсим аптара», «украсим сыртык», «украсим когээржик».
Материалы: Краски, образцы, картинки с разными простыми орнаментами.
Далее, мы разработали цикл тематических занятий. Одно занятие повторяется дважды, но с элементом новизны. Были проведены мастер классы по изготовлению и шитью туткууштар (прихватки), валяние шерсти, вязание теплых носков. Это работа носила волонтерский характер, созданные руками педагогов и родителей изделия дарили многодетным семьям или самому
пожилому гостю во время празднования Шагаа в детском саду.
Мы считаем, что развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством юрты будет успешным при выполнении следующих условий:
- создание пространственной предметно-развивающей среды, способствующей познавательному интересу детей дошкольного возраста;
- проведение систематических циклов занятий по ознакомлению с юртой;
- подбор речевого материала для закрепления знаний о юрте: пословицы, загадки, стихи;
- изготовления дидактического пособия в виде лэпбука « Юрта моей бабушки»;
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - Москва : Аспект-плюс, 2017. - 38 с. - Текст : непосредственный.
2. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников центра Азии. -
Москва. - 1991. - 296 с. - Текст : непосредственный.
3. Байыр-оол, М. С. Юрта в тувинской традиционной культуре - Текст : непосредственный // Новые исследования Тувы. - 2013. - № 2. - С. 67-70.
4. Салчак, Б. В. Особенности приобщения дошкольников к национальной культуре тувинцев / Б. В. Салчак. - Текст : непосредственный // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы : сборник трудов конференции. - 2017. - С. 315-318.
5. Ондар, Ч. М. Формирование пространственно -временных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа / Ч. М. Ондар. -Текст : непосредственный // Мир образования -образование в мире. - 2009. - №3(35). - С. 184191.
6. Ондар, Ч. М. Этнокультурные традиции тувинского народа в формировании пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. - Текст : непосредственный // Гуманитарный вектор. -2009. - № 3(19).- С. 41- 47.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija : utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155
- применение наглядных
дидактических материалов о юрте, как жилище тувинского народа с ее характерными составляющими.
Изучение условий успешного формирования средств познавательного развития на материале юрты на этом не останавливается. Мы продолжим изучать юрту как элемент музейной педагогики.
[Federal state educational standard of preschool education: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155]. Moscow, Aspekt-plus Publ., 2017, 38 p. (In Russian)
2. Weinstein S. I. Mir kochevnikov centra Azii [World of nomads of the Central Asia]. Moscow, 1991, 296 p. (In Russian)
3. Bayir-ool M. S. Jurta v tuvinskoj tradicionnoj kul'ture
[The yurt in traditional Tuvan culture]. The New Research of Tuva. 2013, no. 2, p. 67-70. (In Russian)
4. Salchak B. V. Osobennosti priobshhenija doshkol'nikov k nacional'noj kul'ture tuvincev [Features of introducing preschoolers to the national culture of Tuvans]. Jetnokul'turnaja dejatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizacijah i uchrezhdenijah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy : sbornik trudov konferencii [Ethnocultural activity in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects: collection of conference proceedings]. 2017, p. 315318. (In Russian)
5. Ondar Ch. M. Formirovanie prostranstvenno-vremennyh predstavlenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta na osnove jetnokul'turnyh tradicij tuvinskogo naroda [Formation of spatiotemporal ideas in older preschool children based on the ethnocultural traditions of the Tuvan people]. Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. 2009, no.3 (35), p. 184-191. (In Russian)
6. Ondar Ch. M. Jetnokul'turnye tradicii tuvinskogo naroda v formirovanii prostranstvenno-vremennyh predstavlenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Ethnocultural traditions of the Tuvan people in the formation of spatio-temporal representations in older preschool children]. Gumanitarnyj vektor. 2009, no. 3(19), p. 41- 47. (In Russian)
Салчак Байлак Валерьевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: [email protected]
Bailak V. Salchak - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2020