Научная статья на тему 'Обогащение содержания математического образования детей этнокультурными традициями тувинского народа'

Обогащение содержания математического образования детей этнокультурными традициями тувинского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ТУВИНСКОГО НАРОДА / НАРОДНЫЕ МЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / НАРОДНЫЕ МЕРЫ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ / НАРОДНЫЕ МЕРЫ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Чечена Момужаевна, Танова Оксана Монгушовна

Статья посвящена обогащению содержания математического образования детей путем использования этнокультурных традиций тувинского народа. Рассматриваются народные меры в процессе изучения величин на разных ступенях системы непрерывного образования (дошкольное, начальное общее, основное общее).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обогащение содержания математического образования детей этнокультурными традициями тувинского народа»

ОБОГАЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,..

УДК 372.3/4+811.512.156 '38

Ондар Чечена Момужаевна

Старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тывинского государственного университета, chechena.o@mail.ru, Кызыл

Танова Оксана Монгушовна

Старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Тывинского государственного университета, oksiluva@mail.ru, Кызыл

ОБОГАЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ТУВИНСКОГО НАРОДА

Ondar Chechena Momuzhaevna

The teacher of the faculty of pedagogic methods of teaching in preschool and elementary education of Tyva State University, chechena. o@mail.ru, Kyzyl

Tanova Oksana Mongushevna

The teacher of the faculty of algebra and geometry ofTy\>a State University, oksituva@mail.ru, Kyzyl

ENRICHING THE CONTENTS OF MATHEMATICAL EDUCATION OF CHILDREN BY ETHNOCULTURAL TRADITIONS OF THE TUVAN PEOPLE

Современный период в истории России, характеризующийся глубокими социально-политическими, экономическими и культурно-историческими изменениями, выдвинул новые требования к общеобразовательной школе, В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» среди основных задач указаны: гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России; гуманистических традиций культур; сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.

В связи с этим в современной педагогической теории содержания образования большое место отводится этнокультуре, как коллективной памяти человечества, которая и является историей духовной культуры, систематизированного духовного опыта народа.

Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы.

Цель педагогического воздействия этнокультуры - воспитание человека, «общественно-ценной и внутренне свободной», духовно развитой личности, обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью.

Известно, что основные стороны личности — продукт общественно-исторического развития. В этом развитии на первый план выс'гупает преемственная социальная связь человеческих поколений, передача старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой другой деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.) и его участие в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей, основанных на этнокультурных традициях и обычаях.

Под этнокультурными традициями нами понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность морали и культуры определенного этноса [4, с. 13]. Традиции этнокультуры, сосредотачивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Это предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Последнее понимаем как психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, ее оценку и значимость членства в ней.

В качестве основных этнокультурных традиций тувинского народа нами выделяются традиции хозяйственной деятельности (народные ремесла, рукоделие); семейно-бытовые отношения (культ предков, роль родителей, взаимоотношения со старшими, родственниками, соседями); праздничные традиции («Шагаа», «Наадым»); традиции гармоничного сосуществования с природой (культ огня, солнца, злые и добрые места, священные животные, почитание водных источников, запрещается без нужды копать землю, нельзя рвать цветы и ломать деревья); традиции здорового образа жизни (народная медицина, традиционная пища, традиционная одежда, искренность душевных помыслов); народные знания (народный календарь, народные меры и др.).

В данной статье нам хотелось бы остановиться на рассмотрении народных измерительных мер, которые представляют большой интерес в обширной области народных знаний. Они необходимы не только в практической деятельности человека, но и составляют основу первых математических понятий у детей, связанных с величиной и числом.

Величины являются одной из важных и сложных вопросов при изучении математики. Это связано с тем, что окружающий мир характеризуется разнообразными величинами. Ребенок входит в сложный мир

вещей и явлений через сравнение и измерение величин, которые даются ему в виде знаний не только о математических структурах, ио и о мире, о средствах его познания. Поэтому изучение величин необходимо начинать с дошкольного возраста.

При знакомстве детей с величинами можно выделить некоторые общие этапы, характеризующиеся общностью предметных действий ребенка, направленных на освоение понятия «величина».

1-й этап. Выделение и распознавание свойств и качеств предметов, сравнение их без измерения.

Сравнивать без измерения можно следующие величины: длина («на глаз», приложением и наложением), масса («прикидкой на руку»), емкость («на глаз»), площадь («на глаз» и наложением), время (ориентируясь на субъективное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса - времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток - по движению солнца и т. п.).

Детей дошкольного возраста учат элементарным способам измерения и сравнения двух предметов с помощью третьего, равного одному из них по величине. Педагог должен объяснить, что не всегда один предмет можно приложить к другому, чтобы сравнить их гю величине, и что в таком случае предметы измеряют.

На этом этапе важно подвести ребенка к пониманию того, что есть качества предметов субъективные (кислое - сладкое) и объективные, но не позволяющие провести точную оценку (оттенки цвета), а есть качества, которые позволяют провести точную оценку разницы (на сколько больше - меньше).

2-й этап. Сравнение величин с использованием промежуточной мерки.

Данный этап очень важен для формирования представления о самой идее измерения посредством промежуточных мер. Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности (для емкости - стакан, для длины - кусочек шнурка, для площади - тетрадь и т. п.).

При использовании промежуточных мер целесообразно познакомить ребенка со способом счета мер через посредство меток. В качестве метки может быть использован любой предмет — палочки, фигурки, пуговицы, кубики и т. п. Отмечая каждую отложенную (отмеренную) мерку, например, кружком, ребенок получает условную предметную модель процесса измерения величины. Такую модель называют меточной формой числа, и она соответствует количеству мер, полученному при измерении данной величины.

Таким образом, используя меточную форму числа, ребенок фактически устанавливает связь между числом как мерой величины и числом как характеристикой количества (в данном случае - количества мер) в наглядной форме. После завершения такого процесса достаточно сосчитать метки мерок, чтобы получить численное значение величины (например, 38 шагов).

Использование этих приемов позволяет обогатить систему заданий на измерение величин заданиями на сравнение, на уравнивание, на установле-

ние разницы (на сколько больше - меньше), что является полезным с точки зрения формирования адекватного представления о понятиях «величина» и «мера величины», но и с точки зрения подготовки к обучению решения задач.

3-й этап. Знакомство с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейки, весы, часы и т. д.).

Основным содержанием работы педагога на этом этапе являются задания, при выполнении которых дети учатся использовать стандартизованную мерку для сравнения величин. На этом этапе процесс обучения дошкольников приобретает значительную формализованность, поскольку все стандартные меры величин - это условные соглашения. Условно-согласительные названия и соотношения требуется запомнить и необходимо научиться их использовать в практической деятельности. Поэтому в процессе работы педагога на третьем этапе знакомства с величинами методической необходимостью является большое количество обучающих репродуктивных заданий.

К стандартизованным мерам относятся метр и сантиметр (длина), килограмм (масса), литр (емкость), квадратный сантиметр и квадратный метр (площадь) и др., а также все единицы измерения времени, с которыми знакомятся дети.

Рассмотренная общепринятая методика ознакомления детей с величинами, по-нашему мнению, недостаточно учитывает национальные особенности различных регионов. Поэтому целесообразно обогатить содержание обучения элементами этнокультурных знаний, учитывающих национальные особенности.

Исследования этнографов, историков показывают, что тувинский народ имел представления об измерении длины, расстояния, объемов, массы и времени и др. [2; 3; 5; 6; 7]. Единицами измерения длины служили части человеческого тела: пальцы, руки, ноги, а для измерения больших расстояний - примерные расстояния, проходимые за определенный промежуток времени. Для измерения площади единицами измерения служили: площади частей тела человека и животных; площади, занимаемые известными предметами или хозяйственными постройками и т. д.

Полезно побуждать ребенка пройти этот этап истории развития измерений, поскольку практика показывает эффективность формирования математического понятия, когда оно проходит через все этапы его исторического развития. Зная об этих этапах, педагог направляет деятельность детей с учетом их личного и национально-культурного опыта.

Следует отметить, что основным источником усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений, т. е. источником передачи культуры считается система образования. Каждая из ступеней системы непрерывного образования — дошкольное, начальное общее, основное общее образование — играет свою роль, вносит свой вклад в становление общей культуры обучающегося. На каждой из этих ступеней должна быть сформирована соответствующая возрастным особенностям обучаемых методическая система ознакомления детей с народными мерами.

В период дошкольного детства основной тенденцией развития ребенка является совершенствование сенсорно-перцептивных функций развивающего организма, развитие речи и допонятийного мышления. В связи с этим в этом возрастном периоде можно знакомить детей со следующими народными мерами измерения тувинцев:

1. Единицы длины связанные с пальцами, руками человека: или?. - ширина (или толщина) обычно среднего пальца; ийи илиг - ширина сложенных вместе указательного и среднего пальцев; уш илиг - ширина сложенных вместе указательного, среднего и безымянного пальцев; дврт илиг — ширина четырех сложенных вместе указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца пальцев; беш илиг - ширина пяти сложенных вместе большого, указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца пальцев; карыш дурту - это длина между вытянутыми большим и средним пальцами; кыры дурту (биче дугай) - длина от локтевого сустава до сжатого кулака той же руки.

2. Единицы расстояния: базым - шаг для близких расстояний; один шаг, два шага, три шага, четыре шага, пять шагов, шесть шагов, семь шагов, восемь шагов, девять шагов, десять шагов; дор бажы чедер - буквально до почетного места юрты (напротив входа); дор баэюы четпес — буквально не доходит до почетного места юрты.

3. Единицы площади: адыш оюу хире - величина площади, которую можно покрыть ладонью.

4. Единицы объема жидких тел: дашка ишти - деревянная чарка на один глоток; биче аяк ишти - маленькая чашка (маленькая пиала); аяк ишти- обычная чашка (обычная пиала); ойнаар хумуц - маленькое деревянное (детское, игрушечное) ведерко.

5. Единицы объема сыпучих тел: бир адыш ишти — горсть (буквально в ладонь); кожа адыш ишти - пригоршня (буквально в 2 ладони); биче хап ишти — буквально в маленький мешочек.

Младший школьный возраст характеризуется стремительным и постоянным расширением границ социокультурной среды, овладением понятиями и развитием на этой основе новых интеллектуальных функций. В связи с этим на этом возрастном этапе возможно знакомство со следующими единицами измерения:

1. Единицы длины связанные с пальцами, руками человека: сун — длина верхней фаланги на согнутом большом пальце; мугур-сввм - длина между вытянутым большим и согнутым указательным пальцами; узун сеем - длина между вытянутыми большим и указательным пальцами; улуг дугай - длина от локтевого сустава до конца среднего пальца вытянутой руки; твш чартыы (чартык кулаш) - расстояние от грудной кости человека до конца вытянутой горизонтально руки; кулаш - длина между вытянутыми горизонтально (на уровне плеч) руками человека.

2. Единицы расстояния: базым ~ шаг для расстояний; один шаг, два шага, три шага, четыре шага, пять шагов, шесть шагов, семь шагов, восемь

шагов, девять шагов, десять шагов, двадцать,. 30, 40, 50, 60, 70. 80, 90, 100 шагов; кур - длина матерчатого (шелкового) пояса; савааш — длина палки для битья шерсти (шерстобитный прут); кымчы дурту - длина деревянной рукояти кнута вместе с ремнем, примерно половина саженей; аргамчы дурту - длина аркана, примерно 7-9 маховых саженей кулаш; сыдым дурту - длина аркана из кожи, обычно составляет 7-9 маховых саженей кулаш; вг аразы ~ расстояние между двумя юртами; дат ок-там чер - буквально до места брошенного камня, т. е. расстояние равное месту падения брошенного камня.

3. Единицы площади: хууц аксы дег ~ буквально как крышка ведра, т. е. площадь равная объему крышки ведра; паш аксы дег — буквально как крышка чугунной чаши; квгээржик аксы дег — буквально как крышка кожаной фляжки.

4. Единицы объема жидких тел: улуг аяк шиты - большая чашка (большая пиала); хува аяк ишти - большая чаша с высоким узким поддоном; тавак ишти - большая круглая деревянная чаша с плоским низким поддоном; вшку саар хумуц - деревянное ведерко-подойник для доения коз; хой саар хумуц - деревянное ведерко-подойник для доения овец (немного больше козьего); кавынды чагаш - миниатюрный кожанный кегээржик, в который входит примерно четверть литра. Носили его за пазухой.

5. Единицы объема сыпучих тел: бир согааш ишти — в ступу (буквально равная внутренности ступы); деспи ишти — в корыто (буквально равная внутренности корыта); таалыц ишти - в переметную сумку(буквально равная внутренности переметной сумки); барба ишти — буквально равная объему кожаного вьючного мешка; шоодай ишти — буквально равная объему мешка.

На ступени основного общего образования младший подросток вполне может освоить следующие народные меры:

1. Единицы длины связанные с пальцами, руками человека: эргек базым (мычак) - это место, покрываемое большим пальцем; салаа базым-это место, покрываемое пятью пальцами; саарчан-хере или «саарчан-кулаш» (косая сажень) - расстояние между концом вытянутой вверх по диагонали правой руки и носком вытянутой в сторону (тоже по диагонали) левой ноги человека; карыш — четыре сунна (расстояние между концами раздвинутых большого и среднего пальцев); узун. сеем - пять биче супов (расстояние между концами вытянутого большого и указательного пальцев); мугур сввм - четыре биче сунна (расстояние между концами вытянутого большого и согнутого указательного пальцев); кулаш — восемь обычных карышей (маховая сажень, расстояние между двумя вытянутыми руками); кулаш чартыы - четыре обычных карыша (расстояние равное половине вытянутых рук).

2. Единицы расстояния: кышкырым чер - расстояние, на котором можно услышать пронзительный крик; кара адым чер - расстояние в прицельный выстрел; боо адым чер — расстояние в ружейный выстрел или расстояние, на котором различаются очертания чего-либо; хонук чер — расстояние, пройден-

ное всадником за сутки; душтук чер - расстояние, пройденное всадником за пол дня; айлык чер - расстояние, пройденное всадником за один месяц; чыл-дык чер - расстояние, пройденное всадником за один год.

3. Единицы площади: вг орну хире - величина площади занимаемая юртой; хараача аксы хире - площадь равная обручи наверху юрты для закрепления жердей; о жук орну хире - величина площади соответствующая площади очага; ыт чыдыны хире - величина площади равная лёжке собаки; бир хвпээн чер - величина площади сенокосного угодья, с которого можно накосить стог сена.

4. Единицы объема жидких тел: хола паш ишти - медный котелок; биче пени - самый маленький котел (чугунный); чылапча паш ишти - котел побольше, его ставят в качестве охладителя на перегонный аппарат для араги\ ортумак паш - средней величины котел; улуг паш или арага ти-гер паш - большой котел, в которой гонят арагу; инек саар хумуц - деревянное ведерко-подойник для доения коров; улуг ыяш хумуц — большое деревянное ведро, в которое сливают удой из подойников; доскаар чагаш - самая маленькая деревянная кадушка; биче доскаар - малая деревянная кадушка, в которой входит на два котла (ийи паш ишти) хойтпака; ортумак доскаар - в эту деревянную кадушку среднего размера входит три-четыре котла хойтпака, т. е. шесть-восемь ведер; улуг доскаар - большая деревянная кадка на пять котлов больше, т, е. минимум на десять - двенадцать ведер хойтпака; биче квгээржик - емкость этой кожаной фляжки около 3 л; ортумак квгээржик — емкость от 3 до 6 л; улуг квгээржик - емкость от 6 до 10 л.

5. Единицы объема сыпучих тел: уургай ишти - буквально равная объему ямы для хранения зерна; шац ишти — буквально равная объему гумно; бир кижи чуъгу - буквально равная объему вьюка (груза) одного человека; бир аът чуъгу - буквально равная объему груза одного коня; бир шары чуъгу - буквально равная объему груза одного вола; бир теве чуъгу - буквально равная объему груза одного верблюда; бир шапак си-ген - сено в одни сани; бир артынчак чинге-тараа — вьюк проса одного всадника.

Зафиксированная выше этапность изучения народных мер измерения показывает неразрывность, взаимообусловленность, взаимопроникновение процессов развития и образования (в единстве обучения и воспитания) ребенка в процессе формирования понятия величины. При этом для эффективности усвоения понятия величины у детей необходимо учитывать этнокультурные традиции, которые обогащают содержание математического образования,

Библиографический список

1. Белошистая, А. В, Обучение математике в ДОУ: методическое пособие [Текст] / А. В. Белошистая, - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.

2. Вайнштейн, С. И. Тувинцы-тоджинцы; историко-этнографические очерки [Текст] /С. И. Вайнштейн. -М.: Издательство восточной литературы, 1961.-21 6 с.

3. Кении-Лопсан, М. Б. Тыва чацчыл [Текст] / М. Б. Кенин-Лопсан, - М.: Тройка, 1999. -350 с.

4. Номогоева, Е. В, Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, /Е. В. Номогоева, - Улан-Удэ, 2003,-24 с.

5. Потапов, Л. П. Очерки народного быта тувинцев [Текст] / Л. П. Потапов. -М.: Наука, 1969.-402 с.

6. Салчак, С. С. Тувинская математическая терминология и ее роль в преподавании математики на современном этапе [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / С. С. Салчак. - М, 1973, - 15 с.

7. Самбу, И. У, Древнее хозяйство и быт тувинского народа: пособие для учителей на тувинском языке [Текст]/ И. У, Самбу, М. Д, Самбу. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004. - 80 с.

8. Царева, С. Е. Величины в начальном обучении математике [Текст] / С. Е. Царева. - Новосибирск: Издательство ИГГІУ, 2005. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.