Научная статья на тему 'Электронный словарь математических терминов как средство результативного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия'

Электронный словарь математических терминов как средство результативного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / РУССКО-ТУВИНСКИЙ СЛОВАРЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ / CHILDREN WITH DISABILITIES / TEACHING MATHEMATICS / ELECTRONIC LEARNING RESOURCE / RUSSIAN-TUVAN DICTIONARY OF MATHEMATICAL TERMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танзы Менги Васильевна, Танова Оксана Монгушовна, Кара-сал Надежда Маасовна, Монгуш Айлана Севеновна

Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются проблемы, связанные с обучением математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия на примере Республики Тыва. Среди них выделяется проблема недостаточного обеспечения специальными методиками, способствующими повышению результативности обучения математике данной категории детей. Цель статьи: проанализировать современное состояние проблем обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья и предложить электронный русско-тувинский словарь математических терминов в качестве эффективного электронного ресурса при обучении математике таких детей. Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, программ, учебников и учебных пособий по математике, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты. На основе анализа состояния проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обоснована необходимость создания электронных ресурсов, направленных на обеспечение равных условий и возможностей для получения образования с обычными детьми. В качестве такого ресурса авторами разработан электронный русско-тувинский словарь математических терминов. Заключение. Предложенный в статье электронный русско-тувинский словарь математических терминов для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует качественному усвоению учебного материала, овладению ими мыслительными операциями, развитию математической речи и повышению качества знаний по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танзы Менги Васильевна, Танова Оксана Монгушовна, Кара-сал Надежда Маасовна, Монгуш Айлана Севеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC DICTIONARY OF MATHEMATICAL TERMS AS A MEANS OF SUCCESSFUL MATHEMATICS TRAINING OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN BILINGUAL CONDITIONS

Problem and purpose. The article analyzes and formulates the problems associated with teaching mathematics to children with disabilities in bilingual conditions through the example of the Republic of Tuva. Among them is the problem of insufficient provision with special techniques contributing to the increase in the effectiveness of teaching mathematics to this category of children. The purpose of the article is to analyze the current state of the problems of teaching mathematics to children with disabilities and to offer an electronic Russian-Tuvan dictionary of mathematical terms as an effective electronic resource in teaching mathematics to such children. The research methodology consists of an analysis and compilation of normative-legal documents in the field of education, programs, textbooks and manuals on mathematics intended for children with disabilities. Results. Based on the analysis of the state of the problems of teaching children with disabilities, the article justifies the necessity of creating electronic resources aimed at ensuring conditions and opportunities for obtaining education equally with ordinary children. As such a resource, the authors developed an electronic RussianTuvan dictionary of mathematical terms. Conclusion. The electronic Russian-Tuvan dictionary of mathematical terms for children with disabilities offered in the article contributes to the qualitative assimilation of learning material, mastering mental operations, the development of mathematical speech and the improvement of the quality of knowledge in mathematics.

Текст научной работы на тему «Электронный словарь математических терминов как средство результативного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия»

□01: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-42-4-17

УДК 378

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ КАК СРЕДСТВО РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ1

М.В. Танзы (Кызыл, Россия) О.М. Танова (Кызыл, Россия) Н.М. Кара-Сал (Кызыл, Россия) A.C. Монгуш (Кызыл, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются проблемы, связанные с обучением математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия на примере Республики Тыва. Среди них выделяется проблема недостаточного обеспечения специальными методиками, способствующими повышению результативности обучения математике данной категории детей.

Цель статьи: проанализировать современное состояние проблем обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья и предложить электронный русско-тувинский словарь математических терминов в качестве эффективного электронного ресурса при обучении математике таких детей.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, программ, учебников и учебных пособий по математике, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты. На основе анализа состояния проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обоснована необходимость создания электронных ресурсов, направленных на обеспечение равных условий и возможностей для получения образования с обычными детьми. В качестве такого ресурса авторами разработан электронный русско-тувинский словарь математических терминов.

Заключение. Предложенный в статье электронный русско-тувинский словарь математических терминов для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует качественному усвоению учебного материала, овладению ими мыслительными операциями, развитию математической речи и повышению качества знаний по математике.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, обучение математике, электронный образовательный ресурс, русско-тувинский словарь математических терминов.

В Законе «Об образовании в РФ» заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Решение этой задачи дает возможность каждому ребенку полностью реализовать свой потенциал.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в р

В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается. Обучение детей данной категории предусматривает создание для них соответствующей среды, обеспечивающей условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования. В связи с этим одним из приоритетных направлений си-

ках научного проекта N° 17-16-17002.

стемы образования РФ является обеспечение качественным образованием детей с ОВЗ [Полу-яхтова, 2016]. Для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая обеспечит доступность качественного образования для таких детей с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья [Алексеев, 2016; Аввакумова, Семенова, Имаева, 2017].

Среди проблем, связанных с обучением математике и другим естественно-научным дисциплинам детей с ОВЗ, основными являются недостаточное обеспечение специальными методиками обучения, которые могли бы облегчить образовательный процесс, а также отсутствие индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования. Это требует от педагогов поиска и разработки новых методов, средств и технологий в оказании индивидуальной помощи детям с ОВЗ, так как они нуждаются в особой поддержке [Машкина, 2016].

Анализ состояния проблем, связанных с обучением детей с ОВЗ в Республике Тыва, показывает, что условия обеспечения качественного образования реализованы далеко не в полной мере. В частности, это касается поиска и разработки новых методов, средств и технологий в оказании индивидуальной помощи детям - носителям родного тувинского языка при обучении математике [Gabdrakhmanova, Gyseva, 2016; Geary etal., 2012; Bendfeldt-Diaz, 2013].

По данным Министерства образования и науки Республики Тыва, в 2016 году на территории республики по федеральной программе приоритетного национального проекта «Образование» обучалось 97 детей с ОВЗ. Их них 90 % составляют дети из тувинских семей, где общение происходит только на тувинском языке, тогда как методическое сопровождение федеральной программы рассчитано на русский язык обучения. Отсутствие методического сопровождения на тувинском языке создает трудности как для обучающихся тувинских детей, так и для учителей, работающих с ними, в частности при обучении математике.

В Республике Тыва с 2009 года в национальном проекте «Образование» появилось новое направление «Развитие дистанционного обра-

зования детей с ОВЗ, нуждающихся в домашнем обучении». Одной из основных задач приоритетного национального проекта является реализация во всех субъектах РФ программ по развитию дистанционного образования детей с ОВЗ, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения [Сат, 2016].

В настоящее время в республике работают 4 центра дистанционного обучения: муниципальный центр дистанционного обучения детей-инвалидов при МБОУ СОШ № 4 г. Кызыла; зональные ресурсные центры при МБОУ СОШ № 1 п. Кызыл-Мажаалык, при МБОУ СОШ № 1 г. Ша-гонар, МБОУ СОШ № 2 п. Самагалтай. В центрах обучается около 100 детей с ОВЗ. Учителя и работники перечисленных центров среди проблем при работе с детьми называют в качестве основной проблему двуязычия в обучении, которая заключается не только в недостаточных знаниях детей русского языка, но и в полном отсутствии средств обучения, направленных на решение проблемы двуязычия.

Действительно, анализ современного состояния данного вопроса показал, что проблема разработки методического обеспечения обучения математике детей с ОВЗ с учетом национально-региональных особенностей в Республике Тыва в настоящее время не исследована. Как отмечалось выше, отсутствие методического сопровождения обучения математике на тувинском языке детей с ОВЗ создает трудности для них и для учителей, работающих с ними.

Необходимым условием успешности процесса обучения детей с ОВЗ является применение средств активизации учебной деятельности, одним из которых является использование электронных ресурсов, в частности словарей. Электронные словари занимают особое место среди электронных средств обучения, обладая широкими возможностями для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Электронные словари имеют преимущества по сравнению с обычными словарями в силу доступности: так как компьютеризация прошла на всей территории республики, то для

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

13'

S

X

Н U

м

обращения к словарю необходим лишь доступ в Интернет. Такие словари в настоящее время особенно актуальны для школ субъектов Российской Федерации, отличающихся национально-региональными особенностями.

Использование электронных образовательных ресурсов является одним из условий реализации задачи обеспечения методического сопровождения образовательного процесса при обучении математике детей с ОВЗ [Грищенко, 2017; Гру-шина, 2012; Киселева и др., 2017; Сенчилов и др., 2017а; Сенчилов и др., 20176]. Одним из таких средств является электронный русско-тувинский словарь математических терминов, развивающий мышление, речь, способности, повышающий качество знаний по математике.

В настоящее время не вызывает сомнений актуальность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов, в том числе электронного русско-тувинского словаря математических терминов при обучении детей с ОВЗ, что непосредственно положительно влияет на уровень усвоения математики как базовой дисциплины.

Важнейшим компонентом школьного математического языка является терминология. Развитие у учащихся способности грамотно использовать математические термины и определения

одновременно на двух языках является важной задачей обучения детей с ОВЗ.

Если обратиться к истории развития математической терминологии, то в настоящее время в Республике Тыва имеется единственный русско-тувинский словарь математических терминов С.С. Салчака, который был издан в 1971 году. Словарь содержит 5 000 терминов, из которых большинство относится к терминам высшей математики, и потому он не рассчитан для школьников. В связи с этим возникает потребность в разработке электронного русско-тувинского словаря при обучении математике школьников, особенно детей с ОВЗ.

Предлагаемый нами электронный словарь состоит из терминов школьного курса математики и является толковым словарем, поэтому в нем даются не только прямые переводы с русского языка на тувинский названий терминов, но и описание их значений. Для каждого термина берется определение на русском языке и напротив даются его перевод и определение на тувинском языке. Объяснение каждого термина в виде определения мы стараемся дать так, чтобы оно было наиболее ясно и понятно учащемуся.

В нижепредставленной табл. 1 приведены примеры нескольких математических терминов, начинающихся с букв П, Р.

На русском языке На тувинском языке

Прямой угол - угол, равный 90° Дорт булун - 90°-ка дец булуц

Прямоугольник - параллелограмм, у которого один из углов при вершине прямой Дорт-булунчук - баштарыныц булуцнарыныц бирээ-зи дорт бооп турар параллелограмм

Радиус - отрезок, соединяющий любую точку окружности или сферы с ее центром Радиус - долгандырыгныц азы сфераныц кайы-бир точказын 004 теву-биле тудуштуруп турар кезиндек

Развернутый угол - угол, стороны которого составляют одну прямую, содержит 180° Чаттылчак булун - талалары чангыс дортту тургузуп турар болгаш 180°-ту тудуп турар булуц

Расстояние между точками - длина отрезка, соединяющего эти точки Ийи точкаларныцаразы - ол точкаларны тудуштуруп турар кезиндектиц узуну

Рациональное число - число, представляемое обыкновенной дробью p/q, где р - целое число, q - натуральное число Рационалдыг сан - рД| деп уурмек санныц хевирин-ге бижиттинип турар сан, р - будун сан, q - натурал-дыг сан

Таблица 1

Примеры математических терминов, начинающихся с букв П, Р

Table 1

Examples of mathematical terms that begin with the letters П (П - in Russian, P - in English), P (P - in Russian, R - in English)

Так как электронный словарь разработан для детей с ОВЗ, то, кроме основного представления материала, он обладает функциями адаптивности. Особенностью словаря для детей с нарушениями зрения является аудиословарь, в котором термин, его определение на русском языке и их переводы на тувинский язык озвучиваются. Вариант для детей с нарушениями слуха позволяет визуализировать объект с помощью изображения на экране геометрических тел, графиков функций. При разработке электронного словаря математических терминов учитывались психофизические особенности таких детей.

Интересной особенностью электронного русско-тувинского словаря математических терминов для детей с ОВЗ является то, что он включает в себя в качестве приложения табли-

цы терминов, формирующих математические представления, в частности количественные и пространственно-временные величины. Они составлены на основе этнокультурных традиций тувинцев. Предлагаемые термины используются часто, когда при обучении математике в задачах используются примеры из фольклора, народных игр, народных праздников, особенностей быта, народного понимания числа, народного календаря, народных мер.

В качестве примера рассмотрим меры длины, связанные с пальцами человека: сун, биче сун, эргек базым (мычак), илиг, ийи илиг, уш илиг, дврт илиг, беш илиг [Ондар, 2009] . В словаре - название меры длины и ее объяснение сначала на тувинском языке, затем на русском (табл. 2).

Таблица 2

Примеры названия меры длины на тувинском и русском языках

Table 2

Examples of the name of the measure of length in the Tuvan and Russian languages

На тувинском языке На русском языке

Сун-сып алган улугсалааныц кырыкы кезээницузуну (4-5 см). Бо хемчээл билетывалартыртарданзазыныц удун, хевиниц моюндуруун, aap ертектиг бергунуц азы хевиниц тейин база оон-даа веке чуулдерни хем-чээп чораан Сун - длина верхней фаланги на согнутом большом пальце (примерно 4-5 см). Данной мерой тувинцы измеряли мундштуки курительных трубок, воротники (стоячие) у одежды, опушку шапок или одежды из дорогого меха и т.д.

Биче сун - улуг салааныц бирги кезээниц узуну (4 см хире) Биче сун (малый сун) - длина первой фаланги большого пальца (примерно около 4 см)

Эргек базым (мычак) - улуг салааныц дуглаптер чери, 3 см хире Эргек базым (мычак) - это место, покрываемое большим пальцем, длина примерно 3 см

Илиг - ортун салааныц калбаа (азы кылыны), 2 см хире. Бо хемчээлди еремениц кылынын, калбак шайнын, кылынын, кышка соккан улуг бода малдыц чааныц кылынын хемчээрде ажыглап турган Илиг (один илиг) - ширина (или толщина) среднего пальца, длина примерно 2 см. Применяли эту меру к определению толщины слоя отстоя сливок, толщины кирпичного чая, сала крупного рогатого скота, забиваемого на зиму

Ийи илиг - ийи катай туткан (айтыр болгаш ортун) салааларныц калбаа, 4 см хире Ийи илиг (два илига) - ширина двух сложенных вместе пальцев (указательного и среднего), длина примерно 4 см

Уш илиг-уш катай туткан (айтыр, ортун болгаш ады-чок) салааларныц калбаа, 5-6 см хире Уш илиг (три илига) - ширина трех сложенных пальцев (указательного, среднего и безымянного), длина примерно 5-6 см

Дврт илиг-дврт катай туткан (айтыр, ортун, ады-чок болгаш бичии) салааларныц калбаа, 7-8 см хире Дврт илиг (четыре илига) - ширина четырех сложенных пальцев (указательного, среднего, безымянного и мизинца), длина примерно 7-8 см

Беш илиг - беш катай туткан (улуг, айтыр, ортун, ады-чок болгаш бичии) салааларныц калбаа, 9-10 см хире Беш илиг (пять илигов) - ширина пяти сложенных пальцев (большого, указательного, среднего, безымянного и мизинца), длина примерно 9-10 см

<c PR

с m

о

ь

X

Щ

w m H

о

Рч <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ^ о о

О Й &

0

1

x %

«

о w

V

к

Ь

1-4

<c n w с

s

X

H

и

w

PQ

Перечислим меры длины, связанные с рука- тыы, карыш, узун сеем, мугур-сеем, улуг ту-ми человека: кулаш, саарчан-хере, кулаш чар- гай, биче тугай (табл. 3).

Таблица 3

Примеры названия меры длины, связанной с руками человека

Table 3

Examples of the name of the measure of length associated with human hands

На тувинском языке На русском языке

Кулаш - улуг кижиниц доора херген холдарыныц аразыныц узуну, 180-190 см хире. Бо хемчээл биле хендирниц узунун (ооц иштинде аргамчыларныц узунун, оларныц ортумак узуну 30 кулаш деп сан-нап турар), егнуц ханаларыныц ыяштарыныц база ынааларыныц узунун, хараачанын, долгандырыынын, узунун хемчээп турган. Чангыс кулаштыц узуну ацнаар ча турган Кулаш - длина между вытянутыми горизонтально руками взрослого человека примерно 180-190 см. Этой мерой измеряли длину веревок (в том числе арканов, стандартной длиной которых считалось 30 кулашей), решеток и палок для юрты, окружность дымового круга. Длиной в один кулаш был охотничий лук - ча

Саарчан-хере, азы «саарчан-кулаш» - кижинин, ееру кедурген оц талакы холунуц бажы биле солагай будунуц бажыныц аразыныц узуну, 220-230 см хире Саарчан-хере, или «саарчан-кулаш» (косая сажень), - расстояние между концом вытянутой вверх по диагонали правой руки и носком вытянутой в сторону (тоже по диагонали) левой ноги человека, которое примерно равнялось 220-230 см

Кулаш чартыы, азы теш чартыы - кижинин, херек сеегунден доора херген холунуц аразыныц узуну, 90-95 см хире Кулаш чартыы (половина кулаша), или теш чартыы, - расстояние от грудной кости человека до конца вытянутой горизонтально руки, которое равнялось примерно 90-95 см

Карыш - херген улуг болгаш ортун салааларныц аразыныц узуну. Бо хемчээл биле алгы-кештин, хура-ганнар шарыыр хендирниц, ыяш аптараларныц, сут саарда ажыглаар ыяш хумуннарныц бедии болгаш диаметрин база оон даа ескелерни хемчээп турган Карыш - длина между вытянутыми большим и средним пальцами. Ею мерили шкурки, кожи, веревки для привязывания ягнят, деревянные шкафчики, высоту и диаметр деревянных ведерок для доения скота и т.д.

Узун сеем - херген улуг болгаш айтыр салааларныц аразыныц узуну, 20-22 см хире Узун сеем - измерялась вытянутыми большим и указательным пальцами, примерно 20-22 см

Мугур-сеем - херген улуг эргектиц болгаш сып ал-ган айтыр салааныц аразыныц узуну (20 см хире). Бо хемчээл биле быжып каан хептерни, идиктерни, ыяш аяктарныц диаметрин болгаш оон даа ескелерни хемчээрде ажыглап турган Мугур-сеем - длина между вытянутым большим и согнутым указательным пальцами (около 20 см). Ею пользовались при измерении кроеных частей одежды, обуви, диаметра деревянных чашек и др.

Все это, на наш взгляд, мотивирует детей на изучение математики.

Таким образом, использование электронного русско-тувинского словаря математических терминов в обучении математике детей с ОВЗ будет способствовать:

- качественному усвоению учебного материала;

- овладению ими мыслительными операциями;

- развитию математической речи;

- формированию математических компетенций и углублению знаний по математике.

Двуязычные электронные словари математических терминов могут быть использованы не только учащимися, учителями, методистами, но и родителями, многие из которых не слишком хорошо знают русский язык. Эти словари помогут им повысить образовательный уровень, а также быть полезными своим детям.

Хочется отметить, что электронный русско-тувинский словарь математических терминов может быть также использован при разработке учебных планов и учебников с учетом региональных особенностей Республики Тыва. Все это может являться основой для улучшения ка-

чества образования в региональных условиях

Республики Тыва.

Библиографический список

1. Аввакумова И.А., Семенова И.А., Имаева С.А. Особенности развития математической речи обучающихся с нарушением интеллекта // Педагогические и психологические технологии в условиях модернизации образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 102-106.

2. Акимова Е.А. Дети с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики. URL: https://infourok.ru/deti-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-matematiki-2185644.html

3. Алексеев В.П. Особенности обучения математике в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы всерос. заочной науч.- практ. конф. 2016. С. 184-185.

4. Грищенко Е.В. Использование активных методов обучения на занятиях по математике с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Теория и практика современной науки: сб. науч. тр. по матер. XX Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 16-18.

5. Грушина Е.В. Дистанционное обучение -одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/02/16/ dista ntsionnoe-obuchenie-odno-iz-usloviy

6. Киселева O.M., Быков A.A., Сенчилов В.В., Тимофеева Н.М. Возможности программного обеспечения при дистанционном обучении математике детей с особыми образовательными потребностями // Евразийское научное объединение. 2017. Т. 2, № 8 (30). С. 111-112.

7. Машкина И.Ю. Преподавание математики обучающимся с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы

и перспективы преподавания математики: сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 92-95.

8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2011-2017 г. Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 г.

9. Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://infourok.ru/obuchenie-matematike-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1716707.html

10. Ондар Ч.М. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 222 с.

11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № АФ-150/06 от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ».

12. Полуяхтова М.Ю. Основные положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (от 19.12.2014 года, приказ № 1598). Проблемы, перспективы его введения // Педагогический опыт: теория, методика, практика: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. 2016. № 3(8). С. 23-29.

13. Сат С.К. Организация повышения квалификации сетевых педагогов дистанционного обучения детей-инвалидов Республики Тыва: науч. тр. Тувинского государственного университета: материалы ежегодной науч.-практ. конф. преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной 65-летнему юбилею высшего педагогического образования в Туве и 95-летию становлению Тувинской Народной Республики /Тувин. гос. ун-т. Кызыл, 2016. С. 186-187.

14. Сенчилов В.В., Быков A.A., Киселева О.М., Тимофеева Н.М. Проблема организации совместной работы при дистанционном обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья // Постулат. 2017а. №9 (23). С. 11.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

15. Сенчилов В.В., Быков A.A., Тимофеева Н.М., Киселева О.М. Программное обеспечение дистанционного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 20176. № 7. С. 29-34.

16. Скворцов В.Н., Никитина М.И., Кобрина Л. М., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/distantsionnoe-obuchenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-innovatsionnaya-forma-obrazovaniya-v-regione

17. Тарасова А.П., Садовски M.B., Шаталова E.B. Культурологический подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении математике // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 5 (9). С. 104-111.

18. Тарасова O.K. Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. № 19.1. С. 32-35.

19. ФГОС образования обучающихся с ОВЗ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 г.

20. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 г.

21. Хаджарова И.М., Магомедова П.Г. Комплексный подход к преподаванию математики при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по матер. VI Междунар. заочной науч.-практ. конф. 2017. С. 15-19.

22. Bendfeldt-Diaz Р. 10 Articles and Studies Supporting Bilingualism In Children With Disabilities. January 12. 2013. URL: http://growing-upbilingual.com/2013/education/10-articles-studies-supporting-bilingualism-in-children-with-disabilities/

23. Bilingual Education - Need for Bilingual Education, Benefits of Bilingualism and Theoretical Foundations of Bilingual Education. URL: http://education.stateuniversity.com/pag-es/1788/Bilingual-Education.html

24. Gabdrakhmanova R.G., Guseva T.S. Conditions of Social-Pedagogical Maintenance of Bilingual Children in Educational Institutions: Article Number: ijese. 2016. 475 Published Online: September 04, 2016. P. 6373-6380. URL: http://www.ijese.net/makale/884

25. Geary D.C., Hoard M.K., Nugent L., Bailey D.H. Mathematical Cognition Deficits in Children With Learning Disabilities and Persistent Low Achievement: A Five-Year Prospective Study // Journal of Educational Psychology 2012, Vol. 104. No. 1. P. 206-223. DOI: 10.1037/ a0025398. URL: http://sites.uci.edu/dhbai-ley/files/2014/07/Geary-et-al.-2012-J.-Educa-tional-Psy.pdf

DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-42-4-17

ELECTRONIC DICTIONARY OF MATHEMATICAL TERMS AS A MEANS OF SUCCESSFUL MATHEMATICS TRAINING OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN BILINGUAL CONDITIONS

M.V. Tanzy (Kyzyl, Russia) O.M. Tanova (Kyzyl, Russia) N.M. Kara-Sal (Kyzyl, Russia) A.S Mongush (Kyzyl, Russia)

Abstract

Problem and purpose. The article analyzes and formulates the problems associated with teaching mathematics to children with disabilities in bilingual conditions through the example of the Republic of Tuva. Among them is the problem of insufficient provision with special techniques contributing to the increase in the effectiveness of teaching mathematics to this category of children.

The purpose of the article is to analyze the current state of the problems of teaching mathematics to children with disabilities and to offer an electronic Russian-Tuvan dictionary of mathematical terms as an effective electronic resource in teaching mathematics to such children.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The research methodology consists of an analysis and compilation of normative-legal documents in the field of education, programs, textbooks and manuals on mathematics intended for children with disabilities.

References

1. Avvakumova I.A., Semenova I.A., Imaeva S.A. (2017). Features of the development of mathematical speech of students with intellectual disabilities // Pedagogical and psychological technologies in the context of modernization of educations collection of articles of the International Research-to-Practice Conference, 102-106.

2. Akimova E.A. Children with disabilities in the lessons of mathematics. Available at: infourok. ru/deti-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-matematiki-2185644.html

3. Alekseev V.P. (2016). Features of teaching mathematics in conditions of inclusive education of children with disabilities // Education of persons with disabilities: experience, problems, perspectives: Proceedings of All-Russian Virtual Research-to-Practice Conference, 184-185.

Results. Based on the analysis of the state of the problems of teaching children with disabilities, the article justifies the necessity of creating electronic resources aimed at ensuring conditions and opportunities for obtaining education equally with ordinary children. As such a resource, the authors developed an electronic Russian-Tuvan dictionary of mathematical terms.

Conclusion. The electronic Russian-Tuvan dictionary of mathematical terms for children with disabilities offered in the article contributes to the qualitative assimilation of learning material, mastering mental operations, the development of mathematical speech and the improvement of the quality of knowledge in mathematics.

Key words: children with disabilities, teaching mathematics, electronic learning resource, Russian-Tu-van dictionary of mathematical terms.

4. Grishchenko E.V. (2017). The use of active teaching methods in math classes for children with disabilities // Theory and practice of modern science. Collection of scientific works on the Proceedings of the 20th International Re-search-to-Practice Conference, 16-18.

5. Grushina E.V. Distance learning is one of the conditions for achieving affordable modern education for children with disabilities. Available at: nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-ob-razovanie/library/2012/02/16/distantsionnoe-obuchenie-odno-iz-usloviy

6. Kiseleva O.M., Bykov A.A., Senchilov V.V., Timofeeva N.M. (2017). The possibilities of software for distance teaching mathematics to children with special educational needs // Eurasian scientific association, Vol. 2, 8 (30), 111-112.

<C

t

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

W

0

1

X %

«

« о

W V

s

ь

l-ч

<с п

W

с

« s

X

H

и

w м

7. Mashkina I.Yu. (2016). Teaching mathematics 15. to students with disabilities. Actual problems

and perspectives in teaching mathematics: collection of scientific articles of the 6th International Research-to-Practice Conference, 92-95.

8. The National Strategy of Action for Children 16. 2011-2017 (approved by the Decree of the President of the Russian Federation No. 761 of 01.06.2012).

9. Teaching mathematics to children with disabilities. Available at: infourok.ru/obuchenie-matematike-detey-s-ogranichennimi-vozmo-zhnostyami-zdorovya-1716707.html 17.

10. Ondar Ch.M. (2009). Formation of elementary mathematical representations in children of the senior preschool age on the basis of eth-nocultural traditions of the Tuvan people: PhD Thesis. Ekaterinburg, 222 p. 18.

11. Letter from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. AF-150/06 of 18.04.2008 "On creating conditions for the education of children with disabilities".

12. Poluiakhtova M.Yu. (2016). The main provi- 19. sions of the federal state education standard of elementary general education for children with disabilities (Decree No. 1598 of 19.12.2014). Problems, prospects for its introduction // 20. Pedagogical experience: theory, methodology, practice. Proceedings of the 7th International Research-to-Practice Conference, 3 (8), 23-29.

13. Sat S.K. (2016). Organization of professional development of distance learning network teachers of disabled children of the Republic of Tyva: Scientific works of Tuva State University. 21. Proceedings of the annual Research-to-Prac-

tice Conference of Teachers, employees and graduate students of TSU, dedicated to the 65th anniversary of higher pedagogical education in Tuva and the 95th anniversary of the establish- 22. ment of the Tuva People's Republic. Tuva State University, 186-187.

14. Senchilov V.V., Bykov A.A., Timofeeva N.M., Kiseleva O.M. (2017). Software for distance teaching mathematics to children with disabilities // Scientific Review: Humanitarian Studies, 23. 7, 29-34.

Senchilov V.V., Bykov A.A., Kiseleva O.M., Timofeeva N.M. (2017). The problem of organization of joint work in distance teaching mathematics to children with disabilities // Postulat, 9 (23), 11.

Skvortsov V.N., Nikitina M.I., Kobrina L.M., Logi-nova E.T. Distance learning of children with disabilities as an innovative form of education in the region. Available at: cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-obuchenie-detey-s-ogranichen-nymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-innovat-sionnaya-forma-obrazovaniya-v-regione Tarasova A.P., Sadovski M.V., Shatalova E.V. (2014). Culturological approach to teaching children with disabilities having difficulty in learning mathematics // Research publications, 5 (9), 104-111.

Tarasova O.K. (2016). Algorithmization of the process of teaching mathematics to children with disabilities in the context of the federal state education standard implementation // Young Scientist, 19.1, 32-35. Federal State Education Standard for students with disabilities, Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1598 of December 19, 2014. Khadzharova I.M., Magomedova P.G. (2017). Integrated approach to teaching mathematics in distance learning to children with disabilities // Scientific forum: Pedagogy and psychology: a collection of articles on the Proceedings of the 6th International Virtual Research-to-Prac-tice Conference, 15-19.

Federal State Education Standard for mentally retarded students (intellectual disabilities), Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1599 of December 19, 2014.

Bendfeldt-Diaz P. (2013). 10 Articles and Studies Supporting Bilingualism In Children With Disabilities, January 12, 2013. Available at: growingupbilingual.com/2013/education/10-a rticles-stud ies-su pporting-bi lingua I ism-in-children-with-disabilities/ Bilingual Education - Need for Bilingual Education, Benefits of Bilingualism and Theoreti-

cal Foundations of Bilingual Education: Available at: education.stateuniversity.com/pag-es/1788/Bilingual-Education.html 24. Gabdrakhmanova R.G., Guseva T.S. (2016). Conditions of Social-Pedagogical Maintenance of Bilingual Children in Educational Institutions: Article Number: ijese. 2016. 475. Published Online: September 04, 2016, 6373-6380. Available at: www.ijese.net/makale/884

25. Geary David C., Hoard Mary K., Nugent Lara, Bailey Drew H. (2012). Mathematical Cognition Deficits in Children With Learning Disabilities and Persistent Low Achievement: A Five-Year Prospective Study // Journal of Educational Psychology, Vol. 104, 1, 206-223. DOI: 10.1037/a0025398. Available at: sites.uci.edu/ dhbailey/files/2014/07/Geary-et-al.-2012-J.-Educational-Psy.pdf

<C

t

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

W

0

1

X %

«

« о

W V

s

ь

1-ч

<с п

W

с

« s

X

H

и

w м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.