УДК 372.71:390(47+571.52)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ТУВИНЦЕВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН
Ондар Ч.М.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
USE OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS OF TUVANS IN THE STUDY OF VALUES
Ondar Ch.M.
Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием этнокультурных традиций тувинцев при изучении величин, анализируются некоторые общие этапы характеризующиеся общностью предметных действий ребенка, направленных на освоение понятия «величина», а также предлагается система ознакомления детей с народными мерами измерения тувинцев в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ключевые слова: этнокультурные традиции, величины, сравнение величин, единицы измерения, сравнение без измерения, промежуточная мерка, стандартные меры, система народных единиц измерения.
This article discusses the issues associated with the use of ethnic and cultural traditions of Tuvans in the study of values; analyzes some general steps characterized by common objective actions of the child, aimed at the development of the concept of "quantity". The article also suggests the system which shows traditional measures of Tuvans to children in accordance with the age characteristics.
Kye words: ethno-cultural traditions, values, comparison values, units of measurement, comparison without measurement, intermediate measurement, standard measures, the system of people's units.
Современный период в истории России, характеризующийся глубокими социально-политическими, экономическими и культурно-историческими изменениями, выдвинул новые требования к общеобразовательной школе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» среди основных задач указаны: гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России; гуманистических традиций их культур; сохранение их языков и культур всех народов Российской Федерации.
В связи с этим в современной педагогической теории содержания образования большое место отводится этнокультуре, как коллективной памяти человечества, которая является историей духовной культуры, систематизированного духовного опыта народа.
Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.
Цель педагогического воздействия этнокультуры - воспитание человека, «общественно ценной и внутренне свободной», духовно - развитой личности, обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью.
Под этнокультурными традициями нами понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность морали и культуры определенного этноса [1]. Традиции этнокультуры, сосредотачивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Это предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Последнее понимаем как психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, ее оценку и значимость членства в ней.
В качестве основных этнокультурных традиций тувинского народа нами выделяются традиции хозяйственной деятельности (народные ремесла, рукоделие); семейно-бытовые отношения (культ предков, роль родителей, взаимоотношения со старшими, родственниками, соседями); праздничные традиции («Шагаа», «Наадым»); традиции гармоничного сосуществования с природой (культ огня, солнца, злые и добрые места, священные животные, почитание водных источников, запрещается без нужды копать землю, нельзя рвать цветы и ломать деревья); традиции здорового образа жизни (народная медицина, традиционная пища, традиционная одежда, искренность душевных помыслов); народные знания (народный календарь, народные меры и др.).
В обширной области народных знаний большой интерес представляют различные народные меры. Они необходимы не только в практической деятельности человека, но и составляют основу первых математических понятий у детей, связанных с величиной и числом.
Величины являются одной из важных и сложных вопросов при изучении математики. Это связано с тем, что окружающий мир характеризуется разнообразными величинами. Ребенок входит в сложный мир вещей и явлений через сравнение и измерение величин, которые даются ему в виде знаний не только о математических структурах, но и о мире, о средствах его познания. Поэтому изучение величин необходимо начинать с дошкольного возраста.
К величинам относят длину, массу, время, емкость, объем, площадь и др. Их изучение составляет одну из основных непрерывных линий дошкольного, начального и среднего обучения математике. Несмотря на то, что вопросы изучения линий величин достаточно раскрыты в программах математического образования, при этом можно утверждать недостаточный учет национально-регионального компонента.
При знакомстве детей с величинами можно выделить некоторые общие этапы, характеризующиеся общностью предметных действий ребенка, направленных на освоение понятия «величина».
1-й этап. Выделение и распознавание свойств и качеств предметов, сравнение их без измерения.
Сравнивать без измерения можно следующие величины: длина («на глаз», приложением и наложением), масса («прикидкой на руку»), емкость («на глаз»), площадь («на глаз» и наложением), время (ориентируясь на субъективное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса - времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток - по движению солнца и т.п.).
Детей учат элементарным способам измерения и сравнения двух предметов с помощью третьего, равного одному из них по величине. Педагог должен объяснить, что не всегда один предмет можно приложить к другому, чтобы сравнить их по величине, и что в таком случае предметы измеряют.
На этом этапе важно подвести ребенка к пониманию того, что есть качества предметов субъективные (кислое - сладкое) или объективные, но не позволяющие провести точную оценку (оттенки цвета), а есть качества, которые позволяют провести точную оценку разницы (на сколько больше -меньше).
2-й этап. Сравнение величин с использованием промежуточной мерки. Данный этап очень важен для формирования представления о самой идее измерения посредством промежуточных мер. Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности (для емкости - стакан, для длины - кусочек шнурка, для площади - тетрадь и т.п.).
Введение измерительной деятельности требует:
- опыта дифференцированной оценки детьми длины, ширины, высоты, размера предмета в целом, что позволяет сосредоточить внимание ребенка на собственно измерительных действиях;
- умение координировать движение руки и глаза, что является непременным условием точности при выполнении измерений;
- определенного уровня развития счетных умений и количественных представлений детей, благодаря чему они могут сочетать измерение и счет;
- способности к обобщению, являющейся важным фактором осмысливания сущности измерения.
При использовании промежуточных мер целесообразно познакомить ребенка со способом счета мер через посредство меток. В качестве метки может быть использован любой предмет - палочки, фигурки, пуговицы, кубики и т.п. Отмечая каждую отложенную (отмеренную) мерку, например, кружком, ребенок получает условную предметную модель процесса измерения величины. Такую модель называют меточной формой числа, и она соответствует количеству мер, полученный при измерении данной величины.
Таким образом, используя меточную форму числа, ребенок фактически устанавливает связь между числом как мерой величины и числом как характеристикой количества (в данном случае - количества мер) в наглядной форме. После завершения такого процесса достаточно сосчитать метки мерок, чтобы получить численное значение величины (например, 38 попугаев).
Использование этих приемов позволяет обогатить систему заданий на измерение величин заданиями на сравнение, на уравнивание, на установление разницы (на сколько больше - меньше), что является полезным с точки зрения формирования адекватного представления о понятиях «величина» и «мера величины», но и с точки зрения подготовки к обучению решения задач.
3-й этап. Знакомство с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейки, весы, часы и т.д.).
Основным содержанием работы педагога на этом этапе являются задания, при выполнении которых дети учатся использовать стандартизованную мерку для сравнения величин. На этом этапе процесс обучения дошкольников приобретает значительную формализованность, поскольку все стандартные меры величин - это условные соглашения. Условно-согласительные названия и соотношения требуется запомнить и необходимо научиться их использовать в практической деятельности. Поэтому в процессе работы педагога на третьем этапе знакомства с величинами методической необходимостью является большое количество обучающих репродуктивных заданий.
К стандартизованным мерам относятся метр и сантиметр (длина), килограмм (масса), литр (емкость), квадратный сантиметр и квадратный метр (площадь) и др., а также все единицы измерения времени, с которыми знакомятся дети.
Рассмотренная общепринятая методика ознакомления детей с величинами, по-нашему мнению, недостаточно учитывает национальные особенности различных регионов. Поэтому целесообразно обогатить содержание обучения элементами этнокультурных знаний, учитывающие национальные особенности.
Исследования этнографов, историков показывают, что тувинский народ имел представления об измерении длины, расстояния, объемов, массы и времени [2; 3; 4; 5; 6].
Единицами измерения длины служили части человеческого тела: пальцы, руки, ноги, а для измерения больших расстояний - примерные
расстояния, проходимые за определенный промежуток времени. Для измерения площади единицами измерения служили: площади частей тела человека и животных; площади, занимаемые известными предметами или хозяйственными постройками и т.д. Большие площади земли определялись площадями сенокосных угодий указанием числа стогов сена, которые могут быть размещены на этом участке. Единицей измерения объема служили емкости предметов домашнего обихода и объема животных. Объемы жидких и сыпучих тел измерялись емкостью сосудов. Масса измерялась путем сравнения с тягловой силой человека и домашних животных.
Полезно побуждать ребенка пройти этот этап истории развития измерений, поскольку практика показывает эффективность формирования математического понятия, который проходит все этапы его исторического развития. Зная об этих этапах, педагог направляет деятельность детей с учетом их личного опыта и национально-культурного опыта.
Предлагаем следующий порядок ознакомления детей с народными мерами измерения тувинцев в соответствии с различными возрастными периодами.
Таблица 1.
Система народных единиц измерения_
1 2
Единицы длины связанные с пальцами, руками человека
Дошкольный возраст Илиг - ширина (или толщина) одного пальца (обычно указательного) (~ 1- 2,5 см).
Ийи илиг -ширина сложенных вместе указательного и среднего пальцев (~ 2-4 см).
Yш илиг - ширинасложенных вместе указательного, среднего и безымянного пальцев (~ 4,5-6,5 см).
Дврт илиг - ширина четырех сложенных вместе указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца пальцев (~ 7-8 см)
Беш илиг - ширина пяти сложенных вместе большого, указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца пальцев (~ 8-10 см).
Карыш дурту - это длина между вытянутыми большим и средним пальцами (~ 1б-20 см).
Кыры дурту (биче дугай) - длина от локтевого сустава до сжатого кулака той же руки.
Младший школьный возраст Сун - длина верхней фаланги на согнутом большом пальце (~ 4-5 см).
Биче сун - длина первой фаланги большого пальца (~ 4 см).
Мугур-сввм - длина между вытянутым большим и согнутым указательным пальцами (~ 9-14 см).
Узун сввм - длина между вытянутыми большим и указательным пальцами.
Улуг дугай - длина от локтевого сустава до конца среднего пальца вытянутой руки.
Теш чартыы (чартык кулаш) - расстояние от грудной кости человека до конца вытянутой горизонтально руки (~ 90-95 см).
Кулаш - длина между вытянутыми горизонтально (на уровне плеч) руками человека (~ 2 м).
Средний школьный возраст Эргек базым (мычак) - это место, покрываемое большим пальцем (~ 3 см).
Салаа базым - это место, покрываемое пятью пальцами.
Саарчан-хереили «саарчан-кулаш» (косая сажень) - расстояние между концом вытянутой вверх по диагонали правой руки и носком вытянутой в сторону (тоже по диагонали) левой ноги человека (~ 220-230 см).
Карыш - четыре сунна (расстояние между концами раздвинутых большого и среднего пальцев).
Узун сеем - пять биче сунов (расстояние между концами вытянутого большого и указательного пальцев).
Мугур сеем - четыре биче сунна (расстояние между концами вытянутого большого и согнутого указательного пальцев).
Кулаш - восемь обычных карышей (маховая сажень, расстояние между двумя вытянутыми руками).
Кулаш чартыы - четыре обычных карыша (расстояние равное половине вытянутых рук).
Единицы расстояния
Дошкольный возраст Базым - шаг для близких расстояний; один шаг, два шага, три шага, четыре шага, пять шагов, шесть шагов, семь шагов, восемь шагов, девять шагов, десять шагов.
Дер бажы чедер - буквально до почетного места юрты (напротив входа).
Дер бажы четпес- буквально не доходит до почетного места юрты.
Младший школьный возраст Базым - шаг для расстояний; один шаг, два шага, три шага, четыре шага, пять шагов, шесть шагов, семь шагов, восемь шагов, девять шагов, десять шагов, двадцать, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 шагов.
Кур - длина матерчатого (шелкового) пояса (~ 3 м).
Савааш - длина палки для битья шерсти (шерстобитный прут)
Кымчы дурту - длина деревянной рукояти кнута вместе с ремнем, примерно половина саженей (~ 1,2 м)
Аргамчы дурту - длина аркана, примерно 7-9 маховых саженей кулаш (« 12 м).
Сыдым дурту - длина аркана из кожи, обычно составляет 7-9 маховых саженей кулаш (~ 12 м).
Эг аразы - расстояние между двумя юртами.
Даш октам чер - буквально до места брошенного камня, т.е. расстояние равное месту падения брошенного камня.
Средний школьный возраст Кышкырым чер - расстояние, на котором можно услышать пронзительный крик.
Кара адым чер - расстояние в прицельный выстрел.
Боо адым чер - расстояние в ружейный выстрел или расстояние, на котором различаются очертания чего-либо.
Хонук чер - расстояние, пройденное всадником за сутки.
ДYштYк чер - расстояние, пройденное всадником за пол дня.
Айлык чер - расстояние, пройденное всадником за один месяц.
Чылдык чер - расстояние, пройденное всадником за один год.
Единицы площади
Дошкольный возраст Адыш оюу хире - величина площади, которую можно покрыть ладонью.
Младший школьный возраст Хууц аксы дег - буквально как крышка ведра, т.е. площадь равная объему крышки ведра.
Паш аксы дег - буквально как крышка чугунной чаши.
Квгээржик аксы дег - буквально как крышка кожаной фляжки.
Средний школьный возраст Эг орну хире - величина площади занимаемая юртой.
Хараача аксы хире - площадь равная обручи наверху юрты для закрепления жердей.
Ожук орну хире - величина площади соответствующая площади очага.
Ыт чыдыны хире - величина площади равная лёжке собаки.
Бир хвпээн чер - величина площади сенокосного угодья, с которого можно накосить стог сена.
Единицы объема жидких тел
Дошкольный возраст Дашка ишти - деревянная чарка на один глоток.
Биче аяк ишти - маленькая чашка (маленькая пиала).
Аяк ишти - обычная чашка (обычная пиала).
Ойнаар хумуц - маленькое деревянное (детское, игрушечное) ведерко.
Младший школьный возраст Улуг аяк ишти - большая чашка (большая пиала).
Хува аяк ишти - большая чаша с высоким узким поддоном.
Тавак ишти - большая круглая деревянная чаша с плоским низким поддоном.
Ошку саар хумуц - деревянное ведерко-подойник для доения коз.
Хой саар хумуц - деревянное ведерко-подойник для доения овец (немного больше козьего).
Кавынды чагаш - миниатюрный кожанный кегээржик, в который входит примерно четверть литра. Носили его за пазухой.
Средний школьный возраст Хола паш ишти - медный котелок.
Биче паш - самый маленький котел (чугунный).
Чылапча пашишти - котел побольше, его ставят в качестве охладителя на перегонный аппарат для араги.
Ортумак паш - средней величины котел.
Улуг паш или арага тигер паш - большой котел, в которой гонят арагу.
Инек саар хумуц - деревянное ведерко-подойник для доения коров.
Улуг ыяш хумуц - большое деревянное ведро, в которое сливают удой из подойников.
Доскаар чагаш - самая маленькая деревянная кадушка.
Биче доскаар - малая деревянная кадушка, в которой входит на два котла (ийи паш ишти) хойтпака.
Ортумак доскаар - в эту деревянную кадушку среднего размера входит три-четыре котла хойтпака, т.е. шесть-восемь ведер.
Улуг доскаар - большая деревянная кадка на пять котлов больше, т.е. минимум на десять-двенадцать ведер хойтпака.
Биче кегээржик - емкость этой кожаной фляжки около 3 л.
Ортумак кегээржик - емкость от 3 до 6 л.
Улуг кегээржик - емкость от 6 до 10 л.
Единицы объема сыпучих тел
Дошкольный возраст Бир адыш ишти - горсть (буквально в ладонь).
Кожа адыш ишти - пригоршня (буквально в 2 ладони).
Биче хап ишти - буквально в маленький мешочек.
Младший школьный возраст Бир согааш ишти - в ступу (буквально равная внутренности ступы).
Деспи ишти - в корыто (буквально равная внутренности корыта).
Таалыц ишти - в переметную сумку(буквально равная внутренности переметной сумки).
Барба ишти - буквально равная объему кожаного вьючного мешка.
Шоодай ишти - буквально равная объему мешка.
Средний школьный возраст Уургай ишти - буквально равная объему ямы для хранения зерна.
Шац ишти - буквально равная объему гумно.
Бир кижи чуъгу -буквально равная объему вьюка (груза) одного человека.
Бир аът чуъгу- буквально равная объему груза одного коня.
Бир шары чуъгу - буквально равная объему груза одного вола.
Бир теве чуъгу - буквально равная объему груза одного верблюда.
Бир шанак сиген - сено в одни сани.
Бир артынчак чинге-тараа - вьюк проса одного всадника.
Таким образом, при изучении величин необходимо учитывать этнокультурные традиции, связанные с народными мерами измерения тувинцев в процессе обогащения содержания математического образования детей.
Библиографический список
1. Номогоева, Е.В. Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии. 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. н. Улан-Удэ, 2003. 24 с.
2. Вайнштейн, С.И. Тувинцы-тоджинцы: Историко-этнографические очерки. М.: Издательство восточной литературы, 1961. 216 с.
3. Кенин-Лопсан, М.Б. Тыва чацчыл. М.: Тройка, 1999. 350 с.
4. Потапов, Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969.
5. Салчак, С.С. Тувинская математическая терминология и ее роль в преподавании математики на современном этапе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 15 с.
6. Самбу, И.У., Самбу, М.Д. Древнее хозяйство и быт тувинского народа: Пособие для учителей на тувинском языке. Кызыл: Тув. кн. издательство, 2004. - 80 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Nomogoeva, E.V. Dukhovno-nravstvennoe obrazovanie mladshikh shkolnikov na osnove etnokulturnykh traditsij narodov Buryatii. 13.00.01 - Obschaya pedagogika, istoriya pedagogiki i
obrazovaniya: avtoreferat diss. na soisk. uch. st. kand. ped. n. Ulan-Ude, 2003. 24 s.
2. Vajnshtejn, S.I. Tuvintsy-todzhintsy: Istoriko-etnograficheskie ocherki. M.: Izdatelstvo vostochnoj literatury, 1961. 216 s.
3. Kenin-Lopsan, M.B. Tyva chanchyl. M.: Trojka, 1999. 350 s.
4. Potapov, l.p. Ocherki narodnogo byta tuvintsev. M.: Nauka, 1969.
5. Salchak, S.S. Tuvinskaya matematicheskaya terminologiya i ee rol v prepodavanii matematiki na sovremennom etape: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1973. 15 s.
6. Sambu, I.U., Sambu, M.D. Drevnee khozyajstvo i byt tuvinskogo naroda: posobie dlya uchitelej na tuvinskom yazyke. Kyzyl: Tuv. kn. izdatelstvo, 2004. - 80 s.
Ондар Чечена Момужаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, E-mail: [email protected].
Ondar Chechena - Candidate of Pedagogical Sciences (Ph.D), Associate professor, Department of Pedagogy and Methodology of preschool and primary education,Tuvan State University, E-mail: [email protected].