Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ'

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конструкторская деятельность / будущие учителя технологии / технологическое образование / обучение / принцип унификации / морфологический анализ / творческий объект / design activities / future teachers of technology / technology education / learning / unification principle / morphological analysis / creative object

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Шафиков

В статье отмечается важность для сегодняшнего времени творческо-конструкторской деятельности подрастающего поколения в технологическом образовании и необходимость ее активизации. Качество такой деятельности, ее эффективность во многом зависят от соответствующей подготовки студентов – будущих учителей технологии в условиях педагогического вуза, и эта подготовка должна опираться не только на формирование умений осуществлять технологические операции по изготовлению объектов конструирования, но и использовать передовые технологии творчества в решении разнообразных задач в процессе конструкторской деятельности. В работе приводится пример решения творческой задачи на использование унификации как основного принципа конструирования, применения метода активизации поиска решения творческих задач «Морфологический анализ», который способствует развитию проектной творческо-конструкторской деятельности студента или школьника, так как данный метод помогает сократить путь от идеи до конечного результата в процессе конструирования объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В В. Шафиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF DESIGN ACTIVITY OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS

The article points out the importance of project-based creative-constructional activity of the younger generation in technological education and the necessity of its activation. The quality of this activity and its effectiveness largely depend on the appropriate training of students – future teachers of technology in the conditions of a pedagogical university, and this training should be based not only on the formation of abilities to carry out technological operations to produce design objects, but also on the ability to use advanced creative technologies in solving various tasks in the process of design activity. The article presents an example of creative problem solving on the use of unification as the main principle in construction using the method of activating the search for solutions of creative problems “Morphological analysis”, which clearly shows the way to enhance students’ or schoolchildren’s design creative-construction activity, as it, this solution, leads to shortening the way from an idea to the final result in the process of designing an object.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ»

References

1. Scherba L.V. Fonetika francuzskogo yazyka. Moskva: Izdatel'stvo literatury na inostrannom yazyke, 1939.

2. Avanesov R.I. Russkoe literaturnoeproiznoshenie. Moskva: Prosveschenie, 1984.

3. Bryzgunova E.A. Prakticheskaya fonetika i intonaciya russkogo yazyka. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1963.

4. Bobinova D.A. Foneticheskaya realizaciya <r> v pozicii oglusheniya v sovremennom russkom yazyke. Magisterskaya dissertaciya. Moskva, 2020.

5. Prakticheskj russkij yazyk. Obschee vladenie. Programma kursa dlya inostrannyh magistrantov-filologov. Moskva: Maks Press, 2013.

6. Avanesov R.I. Fonetika sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1956.

7. Lyubimova N.A. Obuchenie russkomu proiznosheniyu: Artikulyaciya, Postanovka i korrekciya russkih zvukov. Moskva: Russkij yazyk, 1977.

8. Syci U. Otkloneniya v oblasti proiznosheniya sonornyh soglasnyh v russkoj rechi kitajcev. Stephanos. 2019; № 6: 92 - 98.

Статья поступила в редакцию 25.04.22

УДК 378

Shafikov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University (Lipetsk, Russia),

Е-mail: shaffvv@yandex.ru

ACTIVATION OF DESIGN ACTIVITY OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS. The article points out the importance of project-based creative-constructional activity of the younger generation in technological education and the necessity of its activation. The quality of this activity and its effectiveness largely depend on the appropriate training of students - futuree teachers of technology in the conditions of a pedagogical university, and this training should be based not only on the formation of abilities to carry out technological operations to produce design objects, but also on the ability to use advanced creative technologies in solving various tasks in the process of design activity. The article presents an example of creative problem solving on the use of unification as the main principle in construction using the method of activating the search for solutions of creative problems "Morphological analysis", which clearly shows the way to enhance students' or schoolchildren's design creative-construction activity, as it, this solution, leads to shortening the way from an idea to the final result in the process of designing an object.

Key words: design activities, future teachers of technology, technology education, learning, unification principle, morphological analysis, creative object.

В.В. Шафиков, канд. пед. наук, доц., Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк,

Е-mail: shaffvv@yandex.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье отмечается важность для сегодняшнего времени творческо-конструкторской деятельности подрастающего поколения в технологическом образовании и необходимость ее активизации. Качество такой деятельности, ее эффективность во многом зависят от соответствующей подготовки студентов - будущих учителей технологии в условиях педагогического вуза, и эта подготовка должна опираться не только на формирование умений осуществлять технологические операции по изготовлению объектов конструирования, но и использовать передовые технологии творчества в решении разнообразных задач в процессе конструкторской деятельности. В работе приводится пример решения творческой задачи на использование унификации как основного принципа конструирования, применения метода активизации поиска решения творческих задач «Морфологический анализ», который способствует развитию проектной творческо-конструкторской деятельности студента или школьника, так как данный метод помогает сократить путь от идеи до конечного результата в процессе конструирования объекта.

Ключевые слова: конструкторская деятельность, будущие учителя технологии, технологическое образование, обучение, принцип унификации, морфологический анализ, творческий объект.

В условиях, когда страны Запада направляют усилия на разработку новых санкций против России, стремясь затормозить ее экономическое развитие, необходимо мобилизовать все ресурсы нашего общества и направить их на решение важных, злободневных вопросов развития народного хозяйства Российской Федерации.

В этом вопросе, на наш взгляд, важным является подготовка подрастающего поколения школьников - будущих работников производственной сферы, имеющих знания по ее совершенствованию, созданию инновационных продуктов импортозамещающего характера в процессе творческо-конструкторской деятельности. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к качеству творческо-конструкторской подготовки будущих учителей технологии, которые, прежде чем научить школьника, сами должны обучиться в вузе данному виду деятельности и, как показывает практика, этот процесс должен включать в себя конструкторскую деятельность более высокого порядка. Изготовление на занятиях в учебных мастерских вуза скворечников и шкатулок не мотивирует студентов в должной мере. Считаем, что здесь нужны серьезные творческо-конструктор-ские разработки, обладающие новизной, и главное - полезные в бытовых или производственных условиях.

В этой связи целью нашей работы явилось выявление путей активизации деятельности студентов - будущих учителей технологии в проектной творче-ско-конструкторской деятельности.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: раскрыть значимость творческо-конструкторской деятельности и возможности ее активизации в проектной деятельности учащихся; показать пути активизации проектной творческо-конструкторской работы учащихся через решение творческих задач на использование основных принципов конструирования.

Научная новизна работы заключается в определении значимости творче-ско-конструкторской работы будущих учителей технологии в процессе проектной деятельности и определении путей ее активизации.

Теоретическая значимость работы состоит в определении условий активизации проектной деятельности учащихся на примере творческо-конструкторской работы над объектом бытового или производственного назначения; практическая

значимость - в разработке технологии творческого применения принципа унификации в обучении студентов конструированию технических объектов с демонстрацией ее результатов.

Значимость конструкторской деятельности и ее возможности в активизации проектной деятельности учащихся

Определяя значимость творческо-конструкторской деятельности для технологического образования школьников и будущих учителей технологии как одну из основных задач нашего исследования, мы, прежде всего, учитывали мнение ученых-исследователей: Б.Т. Войцеховского, В.А. Горского, В.И. Качнева, М.А. Ко-солапова и др., которые, рассматривая конструкторскую деятельность в рамках образовательной области, отмечают, что процесс конструирования по логике своего построения создает условия для того, чтобы учащиеся, обобщив полученные теоретические знания, продуманно применяли их на практике, и на основе этого получали возможность их дальнейшего расширения.

Развивая далее это утверждение, педагоги-практики [1], у которых подобная деятельность организована на высоком уровне, справедливо считают, что проектная конструкторская деятельность в рамках школьного образования является шагом к интересной инженерной работе в условиях производства. Ученик, осуществляя подобную деятельность в учебном учреждении, знакомится с техническими расчетами, приобретает первоначальные навыки построения эскизов, рисунков, чертежей, прорабатывает технологии изготовления деталей и узлов создаваемых устройств, технологической оснастки, технологии, т.е. в конкретной практической деятельности знакомится с профессией, а вернее, с профессиями производственного профиля.

Человек, способный творчески конструировать объекты производственной деятельности предприятий, должен обучаться в соответствующей тому процессу среде, и такую творческо-технологическую среду мы стремимся создать на практических занятиях в вузе при подготовке будущих учителей технологии [2]. В своей деятельности мы опираемся на исследования известного психолога С.Л. Рубинштейна, который утверждает, что «...умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствую-

щих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями» [3, с. 538].

По мнению В.И. Андреева, умение - основа компетенции учащегося. Он подчеркивает, что сущность любой компетенции начинается со слова «уметь» [4].

В различных исследованиях по-разному трактуется категория «умение». Одни считают, что это незавершенный навык, другие рассматривают «умение» творческим действием, которое необходимо в достижении определенной цели.

В работе Ю.Н. Федорова [5], который выделяет три этапа в конструировании: умственный, графический и предметно-манипулятивное моделирование, приводятся и умения, соответствующие этим этапам. Для первого этапа это умение системно мыслить, для второго - умение выполнять эскизы, рисунки, чертежи, а для третьего - изготовлять детали, узлы конструируемого устройства или его модели.

При этом все три этапа конструирования взаимосвязаны. «Прежде чем приступить к изготовлению той или иной конструкции, необходимо ее осмыслить, затем выполнить эскиз общего вида, разработать детально конструкцию (выполнить чертеж общего вида, сборочные чертежи отдельных блоков, рабочие чертежи деталей, выполнить контрольную сборку); выполнить макет изделия, изготовить опытный образец» [5, с. 21].

Студента, хорошо владеющего вышеперечисленными умениями, можно назвать мастером в области конструирования, и мы в своей работе по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности ориентируемся на формирование умений, переходящих в мастерство. В данном случае мы ведем речь не только об умениях технологического характера, но и способности видеть проблему, формулировать на ее основе творческую задачу и уметь ее решать, применяя передовые технологии в творческой деятельности.

Активизация творческо-конструкторской работы учащихся через решение в проектной деятельности творческих задач на использование основных принципов конструирования

Научить студента использовать передовые технологии творчества в процессе творческо-конструкторской работы при его подготовке к профессиональ-

технических объектов, которая, с нашей точки зрения, всегда будет востребована в условиях школы.

Основные шаги данной технологии при конструировании объекта мы выстраиваем в следующей последовательности: а) уяснение цели и задачи, выполнение эскизов будущей конструкции; б) составление морфологической матрицы на разрабатываемый объект, определение наиболее эффективного варианта, представленного в матрице на основе принципа унификации; в) уточнение эскизов, выполнение деталировочных и сборочных чертежей; г) изготовление опытного образца.

Принцип унификации в конструировании используется давно и достаточно подробно описан для студентов педагогических институтов в учебном пособии под общей редакцией В.В. Колотилова «Техническое моделирование и конструирование» [7]. Однако с его применением в конструировании с помощью методов активизации поиска решения творческих задач, таких как «морфологический анализ» и «поиск аналогов», нам ранее сталкиваться не приходилось, но, используя их на практике, мы пришли к выводу, что творческим задачам на применение принципа унификации стоит уделять внимание.

Рассмотрим суть предлагаемой технологии на примере конструирования плоскошлифовального станка студентами кафедры технологии и технического творчества Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского [8, с. 45]. После того как были выполнены компоновочные эскизы устройства, студенты столкнулись с задачами: выбор двигателя, изготовление подшипникового узла для установки натяжного барабана шлифовальной ленты, изготовление натяжного барабана. Опираясь в решении задач на метод морфологического анализа, студенты составили морфологическую матрицу (табл. 1), в которой выделили основные узлы станка и варианты их возможного исполнения. В этой табл. оказалось 36 возможных вариантов конструкции плоскошлифовального станка. Проанализировав их, студенты выбрали наиболее удачный, который позволил осуществить задуманное в кротчайший срок и, главное, в условиях школьных учебных мастерских, а именно - использовали в качестве подшипникового узла электродвигатель, вышедший из строя из-за перегоревшего статора.

Таблица 1

Морфологическая матрица возможных вариантов конструкции плоскошлифовального станка

Параметр Вид исполнения параметра

Двигатель ДВС Электрический двигатель Мускульный

Подшипниковые узлы Электрический двигатель Ступица автоколеса Велосипедная каретка

Барабан натяжной Цельнодревесный Составной из армированного ДСП Металлический Пластмассовый

ной деятельности для нас являлось не менее важной задачей, чем обучить технологическим операциям по изготовлению конструкторских объектов. К технологиям творчества мы, прежде всего, относим методы активизации поиска решений творческих задач. Именно поэтому мы ввели в перечень последовательных этапов проектной работы над конструированием объекта этап по их изучению, и он был самым первым в проектной деятельности студентов.

На этом этапе студенты знакомились с морфологическим анализом, теорией решения изобретательских задач, поиском аналогов и т. д. Для закрепления теоретических знаний проводились тренинги по решению творческих задач в последовательности: а) смотри, как решает задачу преподаватель; б) решай задачу вместе с преподавателем; в) решай задачу самостоятельно.

На начальном этапе в практической работе мы использовали конструкторские задачи на нахождение способов преобразования движения, которые были предложены В.П. Тигровым для развития творческого конструкторского мышления [6]. Однако, изучив проблемы, с которыми сталкиваются учителя в школе в процессе осуществления проектной творческо-конструкторской деятельности учащимися, мы включили в учебную работу студентов задачи, которые, на наш взгляд, могли бы содействовать совершенствованию их профессионального мастерства непосредственно в школьных учебных мастерских. Примером тому могут послужить задачи на применение в практике изготовления творческих объектов основных принципов конструирования: унификации и технологичности.

Скудность материальной базы в условиях школы, ограничивающая возможности выполнения ряда технологических операций учениками, следовательно, возможности творческо-конструкторской деятельности, чаще всего вынуждает использовать унификацию, которая подразумевает «...рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения, выражающееся в многократном применении в конструкции одних и тех же элементов» [7, с. 19].

Использование таких унифицированных деталей, как болты, гайки, шайбы, для многих не считается проблемой, но применение известных деталей и узлов по новому назначению или по-творчески доработанному происходит далеко не у всех. Мы считаем, что этому необходимо учиться, и хотим поделиться технологией применения принципа унификации в обучении студентов конструированию

Оригинальным в изготовлении данного технического объекта являлось применение студентами метода активизации поиска решения творческих задач «Морфологический анализ» в нахождении унифицированных узлов конструкции. Именно применение двух одинаковых электродвигателей в конструкции - одного в качестве силового привода, а второго - в качестве подшипникового узла - позволило студентам в кратчайший срок осуществить четвертый этап технологии -изготовить опытный образец плоскошлифовального станка, который показал свою надежную работоспособность впоследствии.

Творческое применение принципа унификации мы еще не раз использовали в обучении студентов - будущих учителей технологии, получая оригинальные и, самое главное, реализуемые в условиях обычных школьных мастерских технические объекты: бетономешалку из бочки на основе ступицы автомобильного колеса в качестве подшипникового узла, пилораму на основе кривошипно-ша-тунного механизма от двигателя ПД-10 [9, с. 58-59], приборы для лабораторных работ на основе двигателя стеклоочистителя автомобиля [10, с. 66-67], кругло-палочный станок для производства черенков лопат на основе ступицы ГАЗ-53 [11, с. 52].

Проектная творческо-конструкторская деятельность в сегодняшней непростой политической и экономической ситуации в России должна занимать одно из ведущих положений в технологическом образовании школьников. Качество ее реализации напрямую зависит от того, насколько квалифицированно к этой работе будет подготовлен учитель технологии в период обучения в вузе. Эта подготовка должна ориентироваться на изучение и применение при выполнении конструкторских работ высокотехнологичного оборудования: станков лазерной резки конструкционных материалов, станков 3-Д фрезерования, 3-Д принтеров и т. д., но наряду с этим следует уделять внимание формированию умения рационально и творчески применять основные принципы конструирования, используя богатейший арсенал уже существующих деталей, узлов и технологий отечественного и зарубежного машиностроения. Это приведет к сокращению времени учащегося (школьника или студента) от идеи до изготовления творческого объекта и, как следствие, к повышению интереса и активизации проектной творческо-конструк-торской деятельности в технологическом образовании.

Библиографический список

1. Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю., Сокольских М.А. Взаимосвязь учащихся с производством в процессе инновационной творческо-проектной деятельности. Школа и производство. 2020; № 2: 12 - 15.

2. Тигров В.П. Формирование творческих возможностей личности учащегося в технологическом образовании. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тамбов, 2009.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1999.

4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

5. Федоров Ю.Н. Социальное воспитание учащейся молодежи в условиях конструкторско-творческой среды. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2005.

6. Тигров В.П. Путь к творчеству: учебное пособие. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018.

7. Техническое моделирование и конструирование: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1983.

8. Шафиков В.В., Овчинникова А.С., Овчинников В.И., Трофимов В.В. Плоскошлифовальный станок. Школа и производство. 2010; № 8: 45.

9. Тигров В.П., Овчинников В.И., Трофимов В.В. и др. Полезные механизмы - своими руками. Школа и производство. 2002; № 2: 58 - 59.

10. Тигров В.П., Шипилова Т.Н., Шафиков В.В., Шипилов А.Н. Приборы для лабораторных работ по технологии. Школа и производство. 2002; № 6: 66 - 67.

11. Тигров В.П., Шафиков В.В., Тигров С.В. Круглопалочный станок. Школа и производство. 2000; № 6: 52.

References

1. Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu., Sokol'skih M.A. Vzaimosvyaz' uchaschihsya s proizvodstvom v processe innovacionnoj tvorchesko-proektnoj deyatel'nosti. Shkola i proizvodstvo. 2020; № 2: 12 - 15.

2. Tigrov V.P. Formirovanie tvorcheskih vozmozhnostejlichnosti uchaschegosya v tehnologicheskomobrazovanii. Avtoreferat dissertacii... doktora pedagogicheskih nauk. Tambov, 2009.

3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 1999.

4. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.

5. Fedorov Yu.N. Social'noe vospitanie uchaschejsya molodezhi v usloviyah konstruktorsko-tvorcheskojsredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2005.

6. Tigrov V.P. Put'k tvorchestvu: uchebnoe posobie. Lipeck: LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2018.

7. Tehnicheskoe modelirovanie i konstruirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1983.

8. Shafikov V.V., Ovchinnikova A.S., Ovchinnikov V.l., Trofimov V.V. Ploskoshlifoval'nyj stanok. Shkola iproizvodstvo. 2010; № 8: 45.

9. Tigrov V.P., Ovchinnikov V.l., Trofimov V.V. i dr. Poleznye mehanizmy - svoimi rukami. Shkola iproizvodstvo. 2002; № 2: 58 - 59.

10. Tigrov V.P., Shipilova T.N., Shafikov V.V., Shipilov A.N. Pribory dlya laboratornyh rabot po tehnologii. Shkola iproizvodstvo. 2002; № 6: 66 - 67.

11. Tigrov V.P., Shafikov V.V., Tigrov S.V. Kruglopalochnyj stanok. Shkola iproizvodstvo. 2000; № 6: 52.

Статья поступила в редакцию 26.04.22

УДК 37.013.75

Shustova E.N., senior teacher, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: shustovaen@yandex.ru

FORMATION OF THE COMPONENTS OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF MATHEMATICS TEACHERS WHEN STUDYING THE AXIOMATIC METHOD OF INTRODUCING ELEMENTARY FUNCTIONS AT A UNIVERSITY. The article presents an analysis of the components of the methodological competence of a mathematics teacher and the process of their formation in teaching students of pedagogical areas of university preparation to the axiomatic method of introducing elementary functions. The structural components of methodological competence, which are formed in students of pedagogical areas of university training in the study of the theory of functions, are considered. A diagnostic toolkit has been developed to measure the levels of formation of the main components of the teacher's methodological competence. In the course of experimental work, the effectiveness of including axiomatic approaches to the introduction of elementary functions in the process of training teachers of mathematics at the university to form the methodological competence of the teacher, increase the level of their subject knowledge and methodological skills was investigated and confirmed.

Key words: methodological competence, axiomatic method, levels of formation of methodological competence, pedagogical experiment.

Е.Н. Шустова, ст. преп., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: shustovaen@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКСИОМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА ВВЕДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ В ВУЗЕ

В статье представлен анализ компонентов методической компетентности учителя математики и процесс их формирования при обучении студентов педагогических направлений подготовки вуза аксиоматическому методу введения элементарных функций. Рассмотрены структурные составляющие методической компетентности, формируемые у будущих учителей математики при изучении теории функций. Разработан диагностический инструментарий для измерения уровней сформированности основных компонентов методической компетентности педагога. В ходе опытно-экспериментальной работы исследована и подтверждена эффективность включения в процесс подготовки учителей математики в вузе аксиоматических подходов к введению элементарных функций для формирования методической компетентности педагога, а также повышения уровня предметных знаний и методических умений.

Ключевые слова: методическая компетентность, аксиоматический метод, уровни сформированности методической компетентности, педагогический эксперимент.

Актуальной проблемой системы образования Российской Федерации является внедрение компетентностного подхода, предполагающего оценивание результатов обучения не только по уровню умений, знаний и навыков (предметная составляющая), но и по сформированности компетенций. Изучением различных аспектов понятийной и структурной составляющих такого подхода в настоящее время занимаются многие учёные-исследователи, однако единых трактовок терминов, классификаций, уровней компетентности и показателей их сформирован-ности пока не сложилось.

В настоящее время особое внимание в сфере образования уделяется качеству математической подготовки школьников, эффективно осуществлять которую способен только учитель, обладающий глубокими предметными знаниями и в то же время имеющий высокий уровень сформированности методической компетентности. Следовательно, особую значимость приобретает процесс под-

готовки будущих педагогов в первую очередь в системе высшего образования. Отметим, что в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО) к предметным результатам освоения математики в профильных классах физико-математической направленности предъявляют дополнительные требования, включающие в себя «сформированность у учащихся представлений о необходимости обоснования математических утверждений с помощью доказательств и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений» [1]. Анализ научной и методической литературы показал, что проблема обучения в вузе будущих учителей математики применению аксиоматических методов введения элементарных функций в условиях внедрения ФГОС новых поколений комплексно не изучалась.

Цель исследования состоит в изучении процесса формирования составляющих методической компетентности будущих учителей математики в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.