Библиографический список
1. Шипилова Т.Н., Добромыслова О.Ю., Сокольских М.А. Взаимосвязь учащихся с производством в процессе инновационной творческо-проектной деятельности. Школа и производство. 2020; № 2: 12 - 15.
2. Тигров В.П. Формирование творческих возможностей личности учащегося в технологическом образовании. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тамбов, 2009.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1999.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
5. Федоров Ю.Н. Социальное воспитание учащейся молодежи в условиях конструкторско-творческой среды. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2005.
6. Тигров В.П. Путь к творчеству: учебное пособие. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018.
7. Техническое моделирование и конструирование: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1983.
8. Шафиков В.В., Овчинникова А.С., Овчинников В.И., Трофимов В.В. Плоскошлифовальный станок. Школа и производство. 2010; № 8: 45.
9. Тигров В.П., Овчинников В.И., Трофимов В.В. и др. Полезные механизмы - своими руками. Школа и производство. 2002; № 2: 58 - 59.
10. Тигров В.П., Шипилова Т.Н., Шафиков В.В., Шипилов А.Н. Приборы для лабораторных работ по технологии. Школа и производство. 2002; № 6: 66 - 67.
11. Тигров В.П., Шафиков В.В., Тигров С.В. Круглопалочный станок. Школа и производство. 2000; № 6: 52.
References
1. Shipilova T.N., Dobromyslova O.Yu., Sokol'skih M.A. Vzaimosvyaz' uchaschihsya s proizvodstvom v processe innovacionnoj tvorchesko-proektnoj deyatel'nosti. Shkola i proizvodstvo. 2020; № 2: 12 - 15.
2. Tigrov V.P. Formirovanie tvorcheskih vozmozhnostejlichnosti uchaschegosya v tehnologicheskomobrazovanii. Avtoreferat dissertacii... doktora pedagogicheskih nauk. Tambov, 2009.
3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 1999.
4. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
5. Fedorov Yu.N. Social'noe vospitanie uchaschejsya molodezhi v usloviyah konstruktorsko-tvorcheskojsredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2005.
6. Tigrov V.P. Put'k tvorchestvu: uchebnoe posobie. Lipeck: LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2018.
7. Tehnicheskoe modelirovanie i konstruirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1983.
8. Shafikov V.V., Ovchinnikova A.S., Ovchinnikov V.l., Trofimov V.V. Ploskoshlifoval'nyj stanok. Shkola iproizvodstvo. 2010; № 8: 45.
9. Tigrov V.P., Ovchinnikov V.l., Trofimov V.V. i dr. Poleznye mehanizmy - svoimi rukami. Shkola iproizvodstvo. 2002; № 2: 58 - 59.
10. Tigrov V.P., Shipilova T.N., Shafikov V.V., Shipilov A.N. Pribory dlya laboratornyh rabot po tehnologii. Shkola iproizvodstvo. 2002; № 6: 66 - 67.
11. Tigrov V.P., Shafikov V.V., Tigrov S.V. Kruglopalochnyj stanok. Shkola iproizvodstvo. 2000; № 6: 52.
Статья поступила в редакцию 26.04.22
УДК 37.013.75
Shustova E.N., senior teacher, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE COMPONENTS OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF MATHEMATICS TEACHERS WHEN STUDYING THE AXIOMATIC METHOD OF INTRODUCING ELEMENTARY FUNCTIONS AT A UNIVERSITY. The article presents an analysis of the components of the methodological competence of a mathematics teacher and the process of their formation in teaching students of pedagogical areas of university preparation to the axiomatic method of introducing elementary functions. The structural components of methodological competence, which are formed in students of pedagogical areas of university training in the study of the theory of functions, are considered. A diagnostic toolkit has been developed to measure the levels of formation of the main components of the teacher's methodological competence. In the course of experimental work, the effectiveness of including axiomatic approaches to the introduction of elementary functions in the process of training teachers of mathematics at the university to form the methodological competence of the teacher, increase the level of their subject knowledge and methodological skills was investigated and confirmed.
Key words: methodological competence, axiomatic method, levels of formation of methodological competence, pedagogical experiment.
Е.Н. Шустова, ст. преп., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКСИОМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА ВВЕДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ В ВУЗЕ
В статье представлен анализ компонентов методической компетентности учителя математики и процесс их формирования при обучении студентов педагогических направлений подготовки вуза аксиоматическому методу введения элементарных функций. Рассмотрены структурные составляющие методической компетентности, формируемые у будущих учителей математики при изучении теории функций. Разработан диагностический инструментарий для измерения уровней сформированности основных компонентов методической компетентности педагога. В ходе опытно-экспериментальной работы исследована и подтверждена эффективность включения в процесс подготовки учителей математики в вузе аксиоматических подходов к введению элементарных функций для формирования методической компетентности педагога, а также повышения уровня предметных знаний и методических умений.
Ключевые слова: методическая компетентность, аксиоматический метод, уровни сформированности методической компетентности, педагогический эксперимент.
Актуальной проблемой системы образования Российской Федерации является внедрение компетентностного подхода, предполагающего оценивание результатов обучения не только по уровню умений, знаний и навыков (предметная составляющая), но и по сформированности компетенций. Изучением различных аспектов понятийной и структурной составляющих такого подхода в настоящее время занимаются многие учёные-исследователи, однако единых трактовок терминов, классификаций, уровней компетентности и показателей их сформирован-ности пока не сложилось.
В настоящее время особое внимание в сфере образования уделяется качеству математической подготовки школьников, эффективно осуществлять которую способен только учитель, обладающий глубокими предметными знаниями и в то же время имеющий высокий уровень сформированности методической компетентности. Следовательно, особую значимость приобретает процесс под-
готовки будущих педагогов в первую очередь в системе высшего образования. Отметим, что в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО) к предметным результатам освоения математики в профильных классах физико-математической направленности предъявляют дополнительные требования, включающие в себя «сформированность у учащихся представлений о необходимости обоснования математических утверждений с помощью доказательств и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений» [1]. Анализ научной и методической литературы показал, что проблема обучения в вузе будущих учителей математики применению аксиоматических методов введения элементарных функций в условиях внедрения ФГОС новых поколений комплексно не изучалась.
Цель исследования состоит в изучении процесса формирования составляющих методической компетентности будущих учителей математики в процессе
обучения аксиоматическому методу введения элементарных функций в вузе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить структурные компоненты методической компетентности учителей математики и их составляющие, формируемые у студентов педагогических направлений подготовки при изучении теории функций в вузе;
- разработать диагностический инструментарий для оценки уровня сфор-мированности компонентов методической компетентности будущих учителей математики;
- провести педагогический эксперимент по оценке эффективности внедрения в процесс подготовки будущих педагогов в вузе методики обучения аксиоматическому методу введения элементарных функций для формирования методической компетентности учителей математики.
Научная новизна исследования состоит в том, что была исследована эффективность авторской методики обучения студентов педагогических направлений аксиоматическому методу введения элементарных функций для формирования компонентов методической компетентности будущих учителей математики. Теоретическая значимость состоит в выделении структурных составляющих методической компетентности учителей математики, формируемых в вузе при изучении аксиоматических подходов к введению элементарных функций, практическая - в разработке средств диагностики уровня сформированности вышеуказанных составляющих и проведении эксперимента для оценки эффективности внедрения авторской методики обучения в образовательный процесс вуза.
Компетентностный подход начал реализовываться в образовательной системе России сравнительно недавно, поэтому в настоящее время идёт активное изучение теоретических основ его применения и анализ практических результатов внедрения в учебный процесс школ и вузов. Исследователи отмечают важные отличия указанного подхода от традиционной системы обучения, нацеленной на получение знаний, умений и навыков. В частности, В.И. Байденко считает, что компетентность, формируемая у обучаемых, способствует развитию личностных качеств будущего гражданина, активной социальной адаптации, мотивации к самосовершенствованию и самообразованию. При этом реализуются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, объединяя в единое целое умения и знания, относящиеся к разным видам деятельности, и качества личности, обеспечивающие эффективность деятельности [2]. Таким образом, образовательный процесс позволяет согласовывать формируемые качества обучаемых с потребностями общества. Особое значение указанный факт имеет для организации профессиональной подготовки педагогов, при определении целей педагогического образования, отбора содержания, методов и средств обучения будущих учителей, учитывающих требования современной школы.
Определяя сущность профессиональной компетентности педагога, в первую очередь следует руководствоваться его трудовыми функциями, соответствующими квалификационным характеристикам должностей работников образования, стандартом педагога, ФГОС ОО. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия профессиональной компетентности и её составляющих. Изучая различные модели компонентного состава, можно заметить, что основой для выделения компонентов являются элементы педагогической деятельности. Все исследователи сходятся во мнении, что важнейшей
составляющей профессиональной компетентности педагога следует считать методическую компоненту, характеризующую знания дидактических методов и педагогических технологий, умения и готовность применять их в профессиональной деятельности. После сравнения различных подходов к определению методической компетентности мы определили её как интегративную характеристику педагога, отражающую его готовность и способность к осуществлению методической деятельности в учебном процессе на основе имеющихся личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также способов и опыта действий в образовательной сфере [3].
Изучая различные подходы к определению структуры методической компетентности, мы отметили, что все они содержат такие основные составляющие, как методические знания, методические умения и личностные качества педагога. В качестве основы нашего подхода к компонентному составу методической компетентности мы выбрали исследования И.В. Усольцевой, предлагающей дополнительно разделить личностные качества на три компонента [4]. Структура методической компетентности педагога представлена в табл. 1.
Процесс формирования методической компетентности будущего учителя начинается при обучении в вузе и продолжается в ходе его профессиональной педагогической деятельности. При этом вышеуказанные компоненты и их составляющие во время подготовки в высшем учебном заведении развиваются целенаправленно, последовательно и взаимосвязано во время освоения различных учебных дисциплин. Будущие учителя математики изучают раздел «Элементарные функции» в ходе освоения нескольких дисциплин - математического анализа, методики обучения математике, различных спецкурсов. В частности, в программу подготовки студентов направления «Педагогическое образование» (профиль «Математика») Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина (СГУ) включена дисциплина «Элементарные функции в школьном курсе математики». Указанная дисциплина относится к курсам по выбору студентов и имеет методическую направленность, особенностью её изучения является интеграция предметной и методической подготовки, а также усвоение аксиоматического подхода к введению некоторых классов элементарных функций. Целью освоения данной дисциплины является повышение уровня методической компетентности будущих учителей математики. Отметим некоторые составляющие компонентов, формируемые при изучении дисциплины «Элементарные функции в школьном курсе математики» в СГУ.
В предметной области обучаемые получают знания о различных подходах к введению функций, обзор различных аксиоматик для введения основных классов элементарных функций, изучают достаточно простые системы аксиом для введения экспоненциальной и тригонометрических функций, рассматривают требования, предъявляемые к аксиоматике. Особое внимание уделяется проблеме использования изученного подхода в профильных классах физико-математической направленности, осуществления проектной деятельности и работы с одарёнными учащимися.
Деятельностная составляющая методической компетентности развивается при изучении методики применения аксиоматических методов в различных разделах математики. Студенты формируют умения выбора и использования различных методов, форм и средств обучения, контроля и оценки знаний. Большое значение придаётся умениям в области ИКТ, которые при профессиональ-
Таблица 1
Структурные компоненты методической компетентности учителя
Компонент Структурные составляющие
Знаниевый Предметные знания
Методика преподавания предмета
Знания психолого-физиологических особенностей учащихся
Нормативно-документные знания
Деятельностный Методические приёмы, формы, методы и средства обучения
Средства учебной и психологической диагностики
Отбор содержания, методов, форм, средства обучения и контроля в соответствии с педагогическими целями и задачами
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Личностно-мотивационный Творческий подход к образовательному процессу
Готовность к исследовательской, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности
Профессионально важные качества личности: целенаправленность, объективность, гибкость, научность, логичность
Коммуникативность
Положительное ценностно-мотивационное отношение к педагогической деятельности
Рефлексивный Оценки и самооценка педагогической деятельности и её результатов
Аналитико-прогностическая деятельность
Умение вносить коррективы в образовательный процесс
Автономный Способность к самообразованию и саморазвитию
Готовность к принятию самостоятельных решений
Готовность к ответственности за полученный результат и принятые решения
Таблица 2
Средние баллы самооценки методических знаний и умений студентов
й й .О н т с = 1 й .О н в й н
Компонент методической компетентности ев и л а о н _а & § ои 1С IX и с Ф м о о
н СО ет СЕ ив Щ. & е отв <С
ы СО О о_ ю
Экспериментальная группа До изучения дисциплины «ЭФ в ШКМ» (Э1) 1,17 1,76 1,55 1,58 1,5
После изучения дисциплины «ЭФ в ШКМ» (Э2) 2,48 2,62 2,19 2,52 2,41
Контрольная группа В начале учебного года (К1) 1,13 1,78 1,57 1,58 1,53
В конце учебного года (К2) 1,31 2,01 1,74 1,89 1,88
ной подготовке будущих педагогов выступают и в качестве объекта изучения, и в роли средства учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Формирование личностно-мотивационной составляющей методической компетентности происходит при реализации нестандартных подходов к обучению (например, введение в школе элементарных функций аксиоматическим методом, проведение внеучебных мероприятий (факультативы, кружки, конференции), внедрение передового педагогического опыта). Расширение знаний о различных методах познания, построения курса обучения по разделам математики позволяет формировать у будущих учителей профессионально важные качества - целенаправленность, научность, логичность. Проведение студентами имитационных уроков с обучающимися своих академических групп позволяет повысить уровень коммуникативности, подготовить к общению с учениками и будущими коллегами, мотивировать к повышению уровня знаний и квалификации с помощолспаци-альных курсов, тренингов, вебинаров.
Диагностические средства оценки знаний обучаемых, применяемые в ходе освоения дисциплины, такие как компьютерные тесты, контрольные реботы.ан-кеты, схемы анализа урока, позволяют повысить уровень развития рефлексивной составляющей методической компетентности будущих учителей. Необходимость оценки и самооценки проводимых имитационных уроков, результаты тестирования в специальном электронном курсе, разработанном на базе платформы системы дистанционного обучения Moodle СГУ [3], предполагают осуществление аналитико-прогностической деятельности - умениеаиали зировать результаты учебной деятельности, прогнозировать тенденции дальнейших изменений, вносить коррективы и оценивать их эффективность.
Достаточно большой блок предметного аарактера нынесен на самонтоя-тельтеелличардеаночалюитоерееь ное изучение. Примен ение та кото подвода, а также выполнение специальных кейсов учебео-методических тадао позволяет формировать автономную составляющую методической компетентнети пе°аго-га. Подготовка теоретического и методического материал а°ля проведчния имитационных уроков со студентами своей группы, анализ урока совместно с преподавателем формируют спеснбноссь к самообразованию и саморазвитию, готовность к принятию самостоятельных решений йответственности за результат.
Дли рценке нредмытных знаний по разделу математики «Элементарные функции» в ходе освороос дилоеьл ины проводятся несколько компьютерных тестов, самостоятельные работы, входн ой и итоговыйтест по тематике все го ку рса [5]. Другое осаосоенты менодичесней компетентности будущих учителей можно оценить с помощью векетирования, опросов и бесед. В частности, в 2016-2020 годах студиентам 4 курсе СГУ были предложены анкеты самсоценки сетодине-зкам знаний и умений, ним сдаю щие в себя вопросы, разделённые на 5групп в соответствии с пятью компонентами методической компетентности уыирппей| математики. Часть обеоаемых езечала дисциплину «Элементарные фрвкции н школьном курсе матемеоекд»(экспернмннтальная гррппа), д°агая часть освнти вала аналогичную методическую дисциплину, не включающую в себя обмпытын
применению аксиоматического метода введения элементарных функций (контрольная группа). По каждому блоку вопросов, оцениваемых от 0 до 4 баллов, были вычислены средние баллы испытуемых, результаты приведены в табл. 2 и проиллюстрированы диаграммой на рис. 1 (номера компонентов и наименования групп соответствуют обозначениям в таблице).
Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что уровни сформированности компонентов методической компетентности для студентов экспериментальной группы изменились значимо, а для контрольной группы -несущественно. Также мы проанализировали количество высоких оценок (3 и 4) в ответах испытуемых в процентном отношении. Такие значения показывают высокую самооценку своих методических знаний и умений студентами, их готовность кпрофессиональнойпернгогичесной деясельнонои. Полученныеданные проиллюстрированы на диаграмме рис. 2 и демонстрируют значительный рост соат иукнческнх зиаче нгй длястуь ентовэлопнркмндаалсноагиуппы, в тоже время изменения в контрольной группе можно считать незначимыми.
Рис.1. Средниебаллы самооценки методическихзнзнийиумений студентов экспериментальной и контрольной групп
чис^.П^еьыоысокихйдшв в ансэмэ самооцеэкиыемэдочеочэстнану^ уменир стоьентовэгснернмечаеонной иконосдансой групп
Таким образом, можно сделать вы од о том, что обучение аксиоматическому методу введения элементарных функций будущих учителей математики спо-но.хтл^оновышекою ировнй сфо|ысированностч оснохичк чoмпoнeнтовмоям-дкчеекоЧ йoмнeьочтнаcти песегога.Аиалогичные мэчультытыпоьмчены исосдо ^со- ндэйэдeньоюп,oттoюыпaхкeтиpАлaнкя. В однн нзонкeтбыдо
поcияжыче акттoмaйнчeссмююгюдоoдy.исныюьпавантомyн эрс^с^^гее ыэсо^и^ня дисциплины «Элементарные функции в школьном курсе математики». Анализ оовотов погасал, чтoЬчыгщчеыPитоду часемытикв чаяэ^о оцониваюссэепень нжyвлжиси измежмйнямaьеочaлe, cчнтeюсгюоeзниlюизоуeнчeмиcиoыдьичeстьx мжуoлжипocтьесрмчмжььмоеaческихосери^нри итен oоменежэcлджчocтвнть-мсняеио гуопасoдa, ноиуочвляютччтойАC к п р oдоопмиим итyчeнряпч и менопну аксиоматизации в различных разделах математической науки [6].
T\иaспзчeьyльтaтдв пpйвыАоирoroйэcлыeотония пемчoляотсдeоытвнынУм об эффективности включения в процесс подготовки будущих учителей математи-чн вч-зе йMсPйчмeычcиoмaтнтecком^отод^ведечвээлеюмитяюнысфунучнй дляфмyми ровжчряюытйд ичecкяр кош етечтоонтн педагога. В xoдeиcсыeд овоимя рассмотрены подходы к определению компонентов и структурных составляющих мотадйP0cкоX кoмпотeитнйcтн йчиямyeй ллоeмеоики, рaгоaймюернlсаодcунп дои агностики уровня сформированности вышеуказанных компонентов, проведён экcроэимычу сcсчyвмчтayи УАдaгегичecrоro чaпюочлмыlио пflмготflвпн (профудн «С. Перспективные направления дальнейшего исследования мынй^ тoхчемАыниивпроцесс обучения будущих учителей математики ак-чуoлмуичecинс эпоpнч неpoотчoсчер,мопмчмтичеькоь
логике, так как использование указанных методов не только систематизирует тйочьсдУyчмющиxcу,чо ииозволяес сасфыхи ии^1^нЮик^ пocчэхeнмяэaзличснlx областей науки, служит эвристическим средством познания [7].
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Москва, 2012.
2. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: монография. Москва, 2002.
3. Шустова Е.Н. Использование электронного курса для формирования методической компетентности будущих учителей математики при изучении элементарных функций. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019; № 3: 60 - 68.
4. Усольцева И.В. Совершенствование методической компетенции педагогов общеобразовательных организаций в период введения новых стандартов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2016.
5. Попов Н.И., Шустова Е.Н. Об эффективности использования методических подходов при изучении элементарных функций будущими учителями математики. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 1 (18): 139 - 144.
6. Попов Н.И., Шустова Е.Н. Применение аксиоматического метода для введения экспоненциальной функции при обучении будущих учителей математики. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020; № 3: 96 - 84. _
7. Попов Н.И. Фундаментализация университетского математического образования: монография. Йошкар-Ола, 2012.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Moskva, 2012.
2. Bajdenko V.l., Selezneva N.A. Obrazovatel'nyj standart vysshej shkoly: segodnya izavtra: monografiya. Moskva, 2002.
3. Shustova E.N. Ispol'zovanie 'elektronnogo kursa dlya formirovaniya metodicheskoj kompetentnosti buduschih uchitelej matematiki pri izuchenii 'elementarnyh funkcij. Vestnik Moskovskogo gorodskogopedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2019; № 3: 60 - 68.
4. Usol'ceva I.V. Sovershenstvovanie metodicheskoj kompetencii pedagogov obscheobrazovatel'nyh organizacij v period vvedeniya novyh standartov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2016.
5. Popov N.I., Shustova E.N. Ob 'effektivnosti ispol'zovaniya metodicheskih podhodov pri izuchenii 'elementarnyh funkcij buduschimi uchitelyami matematiki. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 1 (18): 139 - 144.
6. Popov N.I., Shustova E.N. Primenenie aksiomaticheskogo metoda dlya vvedeniya 'eksponencial'noj funkcii pri obuchenii buduschih uchitelej matematiki. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2020; № 3: 96 - 84.
7. Popov N.I. Fundamentalizaciya universitetskogo matematicheskogo obrazovaniya: monografiya. Joshkar-Ola, 2012.
Статья поступила в редакцию 11.04.22
УДК 378
Aisuvakova T.P., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Head of Department of Psychology, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Klimova S.S., student, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Federal State Budgetary Institution "Gzhel State University'; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF DIAGNOSTICS AND CORRECTIONAL WORK WITH STUDENTS PRONE TO ADDICTIVE BEHAVIOR. The most significant features of the diagnostic processes and correctional work with students prone to addictive behavior organization are highlighted. Before considering the main subject, the conditions of modern society are studied. It is proved that at the current stage of economic, political and cultural development of society, the problem of addictive behavior among students is one of the most significant in the process of training future competitive specialists. Further, the main possibilities of organizing research work with students to identify individuals prone to addictive behavior that exist at the present stage of development of the Russian higher education system are studied. The most significant results of the research work carried out are demonstrated. The conclusion is made regarding the possibilities that exist for the prevention of addictive behavior in students.
Key words: addictive behavior, diagnosis of addictive behavior, correction of addictive behavior, student, teacher.
Т.П. Айсуеакоеа, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психологии, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
С.С. Климова, студентка, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБУ ВО «Гжельский государственный университет», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный
университет им. А.А. Кадырова», E-mail: Грозный, [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, СКЛОННЫМИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Освещаются наиболее значимые черты организации процессов диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению. Перед началом рассмотрения основного предмета изучаются условия современного общества. Доказывается, что на современной стадии экономического, политического и культурного развития социума проблема аддиктивного поведения у студенческой молодёжи является одной из наиболее значимых в процессе подготовки будущих конкурентоспособных специалистов. Далее изучаются основные возможности организации научно-исследовательской работы со студентами по выявлению индивидов, склонных к аддиктивному поведению, существующие на современном этапе развития российской системы высшего образования. Демонстрируются наиболее значимые результаты проделанной научно-исследовательской работы. Делается заключение относительно возможностей, существующих для профилактики аддиктивного поведения в студенческой среде.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, диагностика аддиктивного поведения, коррекция аддиктивного поведения, студент, преподаватель.
Актуальность выбранной темы в значительной степени определяется тем, что в последнее время в связи со сложной экономической, социокультурной ситуацией, которая сложилась в стране, всё больше людей, особенно молодых, подвержены аддитивному поведению [1-4].
С каждым днём в мегаполисах растёт ритм жизни, и аддиктивный тип личности всё больше подвержен погружению в свой поиск комфорта. Особенно сильно стоит этот вопрос среди молодёжи, в частности студентов, чьи возрастные рамки находятся в среднем от 18 до 30 лет Данное исследование актуально и для смежных областей наук - социологии, наркологии и психиатрии и др., поскольку является одной из основных проблем и едва ли не самым трудноразрешимым из всех стоящих вопросов нынешнего мира.
Личности, подверженной зависимости, очень тяжело интерпретировать, проявлять и распознавать собственные чувства и эмоции. Множество исследо-
вателей склонны считать, что низкий эмоциональный интеллект, некий «дефицит эмоциональной сферы», в также в каком-то смысле аффективный дефект, которые выражаются в неспособности регуляции и контроля намерений и импульсов такой личности, представляют собой основополагающие факторы предрасположенности к аддиктивному поведению [4-8]. Эти же факторы влияют на самооценку, возможность построения здоровых эмоциональных связей с окружающими, адекватную социальную коммуникацию, способность заботиться о себе. У человека, живущего такой жизнью, велик риск злоупотребления объектами привязанностей. Это могут быть знакомые и близкие люди (созависимость), азартные и компьютерные игры (игромания), психоактивные вещества (наркомания и алкоголизм), пищевая, сексуальная зависимости (нимфомания) и другие, многие из которых появились с ростом изобилия увлечений и привычек 21 века. Большинство аддикций косвенно или напрямую несут реальную для жизни угрозу. Так, моло-