Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА / ЗАДАЧА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS COMPETENCIES OF ELEMENTARY MATHEMATICS / THE TASK / KNOWLEDGE / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панчищина Валентина Алексеевна, Казакова Виктория Евгеньевна

В статье рассмотрены разные аспекты поиска и разработки новой модели подготовки будущих учителей математики, ориентированной на формирование их профессиональной компетентности при изучении элементарной математики в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панчищина Валентина Алексеевна, Казакова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS

The article discusses various aspects of the search and development of a new model for training future teachers of mathematics, focused on the formation of their professional competence in the study of elementary mathematics in a pedagogical University.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ»

nauki/library/vneuchebnayaprakticheskaya- deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-p.

5. Лопатин, А.Т. Внеучебная деятельность студентов как фактор обеспечения качества непрерывного педагогического образования [Текст] / А.Т. Лопатин, Э.Н. Нурмагомедова, Р.С. Наговицын, Я.А. Чиговская-Назарова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 23-30

6. Пономарев, А.В. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе: монография [Текст] / А.В. Пономарев, Е.В. Осипчукова, И.Ф. Кругленко. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 164 с.

7. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 263-265.

8. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 41-43.

9. ФГОС на 2018-2019 года с изменениями и дополнениями, федеральные государственные образовательные стандарты [Текст]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lifebiznes.ru/posts/item/36- fgos-na-2018-2019-gody-s-izmeneniyami-i-dopolnemyami-federalnye-gosudarstvennye-obrazovatelnye-standarty

Педагогика

УДК 378.016

кандидат физико-математических наук, доцент Панчищина Валентина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат физико-математических наук Казакова Виктория Евгеньевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены разные аспекты поиска и разработки новой модели подготовки будущих учителей математики, ориентированной на формирование их профессиональной компетентности при изучении элементарной математики в педагогическом вузе.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий учитель математики, компетенции, элементарная математика, задача, знания, умения.

Annotation. The article discusses various aspects of the search and development of a new model for training future teachers of mathematics, focused on the formation of their professional competence in the study of elementary mathematics in a pedagogical University.

Keywords: professional competence, future teacher of mathematics competencies of elementary mathematics, the task, knowledge, skill.

Введение. Сегодня высшая школа ориентирована на выпускника, обладающего творческим мышлением, способного воспринимать и интерпретировать инновации и создавать новые оригинальные продукты в области своей профессиональной деятельности. «В современном понимании, - пишут А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова, - содержание образования представляет собой меру приобщения человека и личности к культуре - интеллектуальной, духовной, социальной, предметной. Целью становится выращивание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к компетентной деятельности в предстоящих жизненных предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели» [3, С. 56].

Что касается образования будущих учителей математики, то внедрение в практику высшей школы ФГОС ВО третьего поколения актуализировало поиск новых моделей профессиональной подготовки, эффективных с точки зрения решения задач, сформулированных в стандарте. Можно предположить, что для успешности подготовки будущих учителей математики нужна специальная образовательная среда, обеспечивающая педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

Целью данной статьи является представление опыта поиска и разработки новой модели подготовки будущих учителей математики, в рамках которой интеллектуальному компоненту отводится ведущая роль в структуре профессиональной компетентности будущих учителей математики.

Изложение основного материала статьи. Чтобы объяснить направление нашего поиска и определить теоретическую основу данного исследования, выделим некоторые важные позиции в иерархии идей, отношений, смыслов современного образования.

А.К. Маркова пишет: «Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [11].

И.А. Зимняя подчеркивает, что «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4, С. 12].

Н.В. Кузьмина определяет в качестве структурных элементов профессионально-педагогической компетентности пять компонентов, первый из которых - специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемых дисциплин, второй - методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся [8, C. 90].

По мнению В.А. Сластенина, «психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания -необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков» [14, С. 37].

В настоящее время исследователи выделяют несколько компонентов в структуре профессиональной компетентности будущего учителя математики: а) интеллектуальный, коммуникативный и методический компоненты [1, С. 16]; б) содержательный (когнитивный и рефлексивный); деятельностный (операциональный и коммуникативный); личностный (мотивационный и ценностный) [2, с. 92]; в) ценностный, организационно-мотивационный, знаниевый, методический, операционально-деятельностный и др. [13, С. 91].

«Профессиональная компетентность будущих учителей математики, - пишут А.А. Иринчеев и М.Н. Очиров, - понимается как гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков педагогического общения, также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования и самореализации» [6, С. 136].

Подчеркнем, что сегодня рассматриваются вопросы о возможностях интеграции математической и методической подготовки студентов в рамках отдельных направлений и дисциплин при обучении в вузе [7; 9;10].

Конструируя инновационные подходы к подготовке учителя математики, специалисты выдвигают ряд требований «к уровню готовности личности к обучению в педагогическом вузе и последующей деятельности учителя». Ученые подчеркивают, что «готовность зависит от уровня сформированности предметных знаний, умений и навыков в области математики, развития специальных способностей и качеств личности, от уровня сформированности общеучебных знаний и умений» и др. [12, C. 67].

Можно сказать, что именно с предметных знаний по математике начинается формирование профессионального интеллекта будущего учителя математики при его обучении на младших курсах педагогического вуза. С другой стороны, по сравнению с предметными знаниями, умениями и навыками по математике, методические знания и умения и их формирование - это новый этап в подготовке студента. На наш взгляд, на этом этапе взаимоотношения математических знаний и методических умений студента можно рассматривать с позиций отношений компетентности и творчества и задачу формирования методических умений у будущих учителей математики считать творческой задачей. Это тем более важно, так как подчеркивает роль математических знаний студента в структуре его профессионального интеллекта. Как пишут психологи, «важное значение для решения творческих задач имеет степень «готовности» знаний к их применению и реконструкции, мобильность интеллекта в процессе преобразования информации, а также соотношение бессознательной и осознанной компетентности» [5, С. 39].

Представляет интерес сам процесс преобразования математических знаний и умений студента в методические умения. Как работают механизмы преобразования ранее усвоенных знаний в новые? По мнению психологов, «именно особенности индивидуальной базы знаний предопределяют и эффективность отдельных познавательных процессов (запоминания, решения задач), и уровень интеллектуальных достижений в профессиональной деятельности» [16, С. 39]. Можно предположить, что предметные знания по математике являются не просто обязательной частью, а составляют ядро профессионального интеллекта будущего учителя математики.

Исследуя проблему формирования профессиональных компетенций у будущих учителей математики, Л.С. Токарева подчеркивает, что «качество знаний должно определяться содержанием и характером той учебно-познавательной деятельности, в состав которой эти знания вошли. Поэтому вместо двух проблем: передать знания и сформировать умения и навыки их применения, перед обучением стоит одна: сформировать такие профессиональные компетенции, которые с самого начала включают в себя заданную систему теоретических знаний и обеспечивают их применение в заранее установленных пределах» [15, C. 193].

Возникает вопрос: какие качества математических знаний студентов могут обеспечить наиболее естественное и успешное формирование их методических компетенций как составляющих профессиональной компетентности будущего учителя математики? Что может служить ориентиром при разработке новых методик и программ обучения?

Подчеркнем, что решение проблемы преломления предметных математических знаний студента на его будущую профессиональную деятельность начинается в рамках дисциплин, содержание которых напрямую связано со школьной математикой. На наш взгляд, при изучении этих дисциплин могут наиболее естественно проявиться такие качества математических знаний студентов, которые не только обеспечивают успешность его интеллектуальной деятельности в данный момент, но и могут составлять основу для успешного формирования профессиональных компетенций при обучении на старших курсах.

На физико-математическом факультете ГГТУ в рамках дисциплины «Элементарная математика с практикумом по решению математических задач» студентам 1-го и 2-го курсов была предложена контрольная работа, задания для которой подбирались на основе материалов прошлых лет для вступительных экзаменов в ведущие вузы России. Всего в эксперименте участвовало 56 человек: 40 студентов первого и 16 второго курсов.

Анализ результатов выполнения этой самостоятельной работы показал, что выделяется ряд учебных умений, которые продемонстрировали студенты при выполнении работы и которые входят в состав профессиональных компетенций будущих учителей математики. При проверке были выделены три уровня владения умениями, необходимые для решения поставленных задач: 1-й уровень - низкий, 2-й - средний, 3-й уровень - высокий. Заметим, что не приступали: а) 22 человека к выполнению 1-ого задания; б) 2 человека к выполнению 3-ого задания; в) 38 человек к выполнению 4-ого задания. Результаты работ этих студентов могут быть отнесены к 1-ому (низкому) уровню. Приведем условия задач двух вариантов (2-ого и 3-его) и таблицы с результатами выполнения всех 4-х вариантов контрольной работы.

Задание №1(4 варианта): Решить уравнение

Таблица 1

Распределение студентов (в количественном отношении) по уровням сформированности умений

при выполнении задания №1

Параметры оценивания: знания, умения Уровни сформированности умений

I-низкий II-средний Ш-высокий

кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ.

Представление о методах решения иррациональных уравнений 2 4 28

Знание тождеств сокращенного умножения 2 8 24

Умение выполнять преобразование выражений, включающих корни и степени 16 6 12

Умение сводить поиск корней полученных уравнений к решению линейных или/и квадратных уравнений 14 10 10

Задание №2 (4 варианта): Решить неравенство

2) ¡т>х-2; з) С!

У х -\J х2 4 х 4

Таблица 2

Распределение студентов (в количественном отношении) по уровням сформированности умений

при выполнении задания №2

Параметры оценивания: знания, умения Уровни сформированности умений

I-низкий II-средний III-высокий

кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ.

Знание определения арифметического квадратного корня и умение использовать его для решения иррациональных неравенств 25 10 21

Умение переходить от иррационального неравенства к системам рациональных неравенств 38 5 13

Умение решать рациональные неравенства 32 8 16

Умение находить решение системы рациональных неравенств 40 8 8

Задание №3 (4 варианта): Решить неравенство

2) log2(2x - 1) ■ log2(2*+1 - 2) > -2;: 3) log4(18 - ■ log2 < -1

Таблица 3

Распределение студентов (в количественном отношении) по уровням сформированности умений

при выполнении задания №3

Параметры оценивания: знания, умения Уровни сформированности умений

I-низкий II-средний III-высокий

кол-во студ. кол-во студ. кол-во студ.

Умение выполнять тождественные преобразования логарифмических выражений 7 10 37

Умение применять определение и свойства логарифмической функции при решении неравенств 14 17 23

Умение решать алгебраические неравенства и системы из них (1-ый и 4-ый варианты) 8 10 8

Умение решать показательные неравенства и системы из них (2-ой и 3-ий варианты) 5 10 11

Задание №4 (4 варианта): Решить систему уравнений

Iog2y = log4(xy-2) logg x2 + log3(x -y) = 1

log2(x+y) + 2 log3 (x - y) = 5

2* _ 5 , 20,S(*+y-l) + 2y+1 _ 0 '

Заметим, что 4-ое задание выполняли 18 человек. При этом из 18 работ к 3-му (высокому) уровню можно отнести результаты только двух работ, а к среднему уровню - четырех работ.

Отдельные позиции в представленных решениях хорошо отражают последовательность познавательных действий в сложившейся задачной ситуации и позволяют оценить уровень владения соответствующими умениями. При этом становится понятно, что для студентов трудность задачи и оригинальность действий, в первую очередь, определялись многошаговостью решения. Выполнение заданий можно разбить на несколько этапов, прохождение которых обеспечивалось своей группой умений, а также уверенное владение которыми обеспечивало обоснование решения и правильный результат. Только интеграция названных знаний и умений позволила студентам выполнить задание. Не все попытки можно признать удачными, а представленные решения считать рациональными и даже просто- правильными.

Заметим, что на первом этапе решения задачи успешность действий студентов зависела от умения распознавать информацию, представленную в виде математических символов и знаков и правильно толковать её в заданном контексте. При этом при выполнении 2-го и 4-го заданий потребовалось более развитое умение распознавать и структурировать информацию, содержащуюся в задаче. Видно, что на этом этапе решения студенты стремились применить сформированные ранее устойчивые схемы действий в аналогичных ситуациях. Возможно, многие студенты не приступили к выполнению четвертого задания, т.к. оно содержало комбинации элементов, которые ранее не встречались студентам и требовали более глубокого осмысления информации.

Известно, что задачи в обучении математике рассматриваются как средство и цель обучения математике, а умение решать математические задачи выступает в роли критерия качества усвоения знаний. Соответственно, умение осуществлять поиск решения математической задачи является одним из основных профессиональных умений учителя математики. Поэтому результаты работы представляют интерес с точки зрения возможностей предметной подготовки по математике на младших курсах вуза для формирования профессиональных компетенций будущего педагога. С одной стороны, полученные результаты показывают, что формирование умения организовать поиск решения математической задачи во многом обеспечивается гибкостью и глубиной математических знаний студента, будущего учителя математики. С другой стороны, на наш взгляд, данная контрольная работа отражает тот факт, что именно математические знания студентов составляют ядро профессиональной компетентности будущих учителей математики. Поэтому при обучении на младших курсах вуза должна использоваться особая стратегия формирования профессиональных знаний будущих педагогов.

В процессе выполнения данного исследования для студентов физико-математического факультета ГГТУ было разработано содержание двух новых дисциплин: «Задачи повышенной трудности по математике» и «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике». Целью изучения этих дисциплин является формирование у студентов компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, посредством овладения системой знаний в области элементарной математики, освоения навыков решения разных задач, в том числе, повышенной трудности по курсу математики средней школы.

Задачами этих дисциплин является: формирование и развитие у студентов систематизированного комплекса знаний, умений и навыков в области элементарной математики (по курсам математики, алгебры, начал математического анализа средней общеобразовательной школы), необходимых для эффективного решения профессиональных задач. В рамках этих дисциплин рассматриваются методы решения и особенности содержания задач ОГЭ, базового и профильного уровня ЕГЭ, методы решения задач повышенной трудности, вопросы рационального и эффективного использования методов элементарной математики при решении задач теоретического и прикладного характера.

Представим краткое содержание одной из этих дисциплин:

Раздел 1. Основные комбинаторные принципы и величины. Правила сложения и умножения. Основные комбинаторные величины и их свойства. Полиномиальная формула. Бином Ньютона. Комбинаторные тождества. Формула включений и исключений. Принцип Дирихле.

Раздел 2. Задачи и уравнения в целых числах.

Уравнения в целых числах. Задачи на делимость. Методы решения олимпиадных задач в задании 19 ЕГЭ. Логика и делимость.

Раздел 3. Решение уравнений и неравенств повышенного уровня сложности. Алгебраические уравнения, неравенства и системы. Тригонометрические уравнения. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

Раздел 4. Задачи с практическим содержанием повышенного уровня сложности. Задачи на вклады и кредиты. Задачи на оптимальный выбор.

Выводы. В настоящее время появляются новые вопросы к организации процесса обучения в педагогическом вузе, обсуждение которых затрагивает разные аспекты профессионального развития будущего педагога. На наш взгляд, ядро профессиональной компетентности будущих учителей математики составляют математические знания студентов, причем гибкость и глубина этих знаний оказывают исключительно важное влияние на становление профессионального интеллекта будущего педагога при его обучении в вузе. Поэтому интеллектуальному компоненту должна отводиться ведущая роль при построении модели обучения, ориентированной на формирование профессиональной компетентности будущего учителя математики, начиная с младших курсов обучения в педагогическом вузе.

1. Алексеева А.А. Структура профессиональной компетентности будущих учителей математики // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе. - Псков: Псковский гос. университет, 2017. - С. 16-20.

Литература:

2. Борзенкова О.А., Тимовская Е.А. Формирование компетентности учителя математики к решению профессиональных задач // Наука XXI века: актуальные направления развития. - Самара: Самар. гос. экон. ун-т, 2018. - Вып. 1, ч. 1. - С. 90-95.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции - М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2015. - 336 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперименты и инновации в школе - 2009.- №2. - С. 7-14.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.

6. Иринчеев А.А., Очиров М.Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - Спецвыпуск В. -С. 134-138.

7. Капкаева Л.С. Формирование методических умений у будущих учителей математики в процессе изучения математических дисциплин // Проблемы современного образования. - 2013. - № 4. - С. 162-170.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. - 117 с.

9. Лебедева С.В. Элементарная математика как основная дисциплина предметно-методической подготовки будущего учителя математики // Электронные библиотеки. - 2019. - Т. 22, № 5. - С. 401-406.

10. Линник Е.П., Овчинникова М.В. Использование основных принципов концепции профессионально-педагогической направленности в личностно-ориентированной подготовке будущих учителей математики // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Вып. 53. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Ч.1. - С. 169-177.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2002. - 383 с.

13. Рихтер Т.В. Структура профессиональной компетентности учителя математики // Фiзико-математична освт. - 2017. - Вип. 1(11). - С. 89-92.

14. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2014. - 608 с.

15. Токарева Л.И. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей математики при обучении в вузе // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - 2019. -Вып. 21. - С. 193-201.

16. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Лиллия Геннадиевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Свойкина Людмила Фёдоровна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка,

профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Польщикова Ольга Николаевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ ВЫРАЖЕНИЮ ЦЕЛИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ: ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация. В исследовании рассматриваются способы выражения целевых отношений в русском языке на уровне простого предложения, осложнённого деепричастным оборотом, в рамках обучения китайских студентов данному грамматическому материалу. Приводятся примеры упражнений, направленных на усвоение лингвометодического материала данным контингентом обучающихся.

Ключевые слова: грамматический материал, выражение значения цели, сравнение, деепричастие, русский язык как иностранный, китайский язык, упражнения.

Annotation. The study examines ways to express aim relations in Russian at the level of a simple sentence complicated by adverbial participal, as part of teaching Chinese students this grammatical material. Examples of exercises aimed at the assimilation of linguistic and methodological material by this contingent of students are given.

Keywords: grammar material, aim meaning expression, comparison, adverbial participal, Russian as a foreign language, Chinese, exercises.

Введение. Анализ трудов российских филологов (Д.М. Анмешкян, А.В. Бондарко, Г.А. Золотова, О.П. Ермакова, Н.М. Лаврентьева, С.В. Степанюк, Г.В. Дмитрук, Н.И. Овчинникова, Л.С. Крючкова и др.) позволил выявить, что целевые отношения в простом предложении русского языка могут выражаться при помощи четырнадцати предложно-падежных сочетаний, а также трёх целевых инфинитивных конструкций, которые сочетаются с глаголами строго-определённых лексико-семантических групп. Кроме того, деепричастный оборот с целевым значением может осложнить структуру простого предложения в русском языке. Тем не менее, как мы убедились в процессе исследования, большинство иностранных обучающихся, и студенты из Китая здесь не являются исключением, желая высказаться о цели того или иного действия, предпочитают использовать для этого сложное предложение, а не предложно-падежные конструкции, характерные для простого предложения [2, 3]. Это связано с отсутствием в их родном языке флексий и, следовательно, навыка их изменения. В связи с этим, развитие у иностранцев подобного навыка требует дополнительных методических затрат преподавателей. Кроме того, китайский язык лишён деепричастий и деепричастных оборотов, которыми может осложняться русское простое предложение. Именно работу над этим грамматическим материалом в китайской аудитории мы рассмотрим в рамках данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.