Научная статья на тему 'Включение учащихся в коллективные конструкторско-технологические проекты'

Включение учащихся в коллективные конструкторско-технологические проекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тигров В. П., Шипилова Т. Н.

Авторы статьи убеждены, что творческая деятельность учащихся в технологическом образовании активизируется в ходе разработки и реализации конструкторско-технологических проектов. В данном материале раскрываются особенности организации такой деятельности в процессе коллективного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тигров В. П., Шипилова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective engineering design: students need to be involved in it

The article maintains that would-be engineer student creative activities in technological universities can be boosted through development of designs and their translation into equipment. The authors show particular points of arranging environment for such activities collaboratively.

Текст научной работы на тему «Включение учащихся в коллективные конструкторско-технологические проекты»

культуры, искусства, средствами массовой информации.

9. Укрепление престижа вуза, как центра образования, науки и культуры Западной Сибири.

10. Активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в ТюмГНГУ.

11. Успешная послевузовская адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности.

Результаты воспитательной работы на разработанной теоретической основе в диссертационном исследовании представлены в качественном и количественном вариантах.

О личностном росте студента свидетельствуют показатели психолого-педаго-гического мониторинга, в котором использовались методики Кеттелла, самоактуа-лизационный тест (САТ), опросник Шварца. К этим показателям примыкают результаты социологического опроса преподавателей и работодателей о “качестве” нынешних выпускников.

Литература

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации содержания естественнонаучного образования // Гума-

нистические ценности, глобальное мышление и современное образование. СПб., 1992.

3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: Учебно-методическое издание: В 3 ч. Екатеринбург, 1993.

4. Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику смыслового диалога) М., 1979.

5. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. № 5 - 6.

6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

7. Игнатова В.А. Новые познавательные модели науки в содержании интегрированных учебных курсов, обеспечивающих реализацию проекта экологического образования // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений. Тюмень,1988.

8. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.

9. ОплетаеваЛ.М. Развитие учащихся в школе, построенной на интеграции отечественных и зарубежных гуманистических идей: Диссертация. Тюмень, 1997.

10. РапацкаяЛ.А. Духовное начало в человеческой истории. М., 1988.

11. Природознавчее мислення i сучас-нисть. КИв, 1989.

12. Garin E. L’educazione umanistica in Italia. Bary, 1959.

ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВНЫЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Тигров В.П., Шипилова Т.Н.

Творческая деятельность применительно к технологическому образованию определяется как форма активного взаимодействия учащихся, педагогов и других субъектов технологической подготовки, трудового (профессионального) воспитания, профориентации, направленных на создание объективно и субъективно качественно новых для учащегося ценностей, имеющих социальное значение и важных для становления его субъектности.

Т ворческая деятельность учащихся в технологическом образовании активизируется в ходе разработки и реализации конструкторско-технологических проектов как результата коллективного проектирования.

Проектирование - один из определяющих видов деятельности человека, влияющих на изменения в культуре, пронизывающих все сферы жизни; средство, обеспечивающее развитие творческого потенциала учащегося в технологическом образовании.

© Тигров В. П., Шипилова Т. Н., 2008 1152

В ходе нашего исследования учитывались два аспекта проектирования в технологическом образовании: собственно деятельность учащегося или совместная с педагогом и субъектами творческой технологической среды; педагогическая технология, в основе которой лежит метод проектов.

Основой метода проектов является обучение в ходе составления и выполнения проектов, то есть некоторых учебных задач, решаемых учащимися в воображении или в практической деятельности и имеющих определенные цели.

Проектная технология способствует раскрытию субъектного опыта творческой деятельности, становлению творческого саморазвития личности учащегося. Основные задачи преподавателя, пользующегося такой технологией, - сформировать у учащегося качества субъекта (активность, опору на внутренний мир, способность к изменениям, саморазвитию, видение перспективы, многомерность существования); поддержать творческое саморазвитие учащегося и коллективные творческие инициативы. Это актуализирует появление новых ролевых позиций педагога в технологическом образовании - менеджера, консультанта и фассилитатора проектной деятельности учащихся.

В опытно-экспериментальной работе использовались следующие типы проектов: индивидуальные, групповые и коллективные, имеющие особое значение как результат скоординированных совместных действий педагогов, школьников, студентов, специалистов производственных учреждений как субъектов творческой технологической среды.

В содержании технологического образования сквозные линии обеспечивают именно проекты, так как они интегрируют содержание и технологии организации учебной, учебно-профессиональной, профессиональной деятельности учащегося и являются формой взаимодействия субъектов творческой технологической среды.

Включение метода проектов в образовательную область “Технология”, начиная с первого класса, позволяет учащимся, приобрести компетентность в личностной, социальной и технологических сферах, ценный опыт совместной творческой, продуктивной деятельности. Данный метод позволяет соединить теорию и практику, систе-

матизировать предпрофильную (для 5 - 9-х классов) и профильную (для 10-11-х классов) подготовку, интегрировать педагогическую и технологическую подготовку студентов - будущих учителей технологии.

“Технология” - фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека. Он направлен на овладение учащимися навыками не виртуальной, а конкретной предметно-преобразующей деятельности, на создание новых ценностей, что несомненно формирует у учащихся опыт творчества.

Использование системы творческих проектов в технологическом образовании позволяет включать детей в процесс от идеи до реализации и способствует формированию ценностного отношения к труду, творческой деятельности, формированию технологической компетентности и творческой активности личности.

Проектный метод имеет ряд преимуществ перед другими современными педагогическими методами: во-первых, дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой; во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения, повышается уровень мотивации к процессу обучения и эффективность учебного процесса, создаются возможности реализации личностно ориентированного, проблемно-ориентированного обучения; в-третьих, данный метод успешно интегрируется в учебный процесс [2, с. 6].

В ходе реализации модели развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании акцент был сделан на разработку проекта в процессе конструирования технологического изделия. Творческий компонент в деятельности учащегося заключался в решении технических творческих задач. Как таковая творческая техническая задача решалась в ходе конструирования, так как в опытноэкспериментальной работе использовались только те проекты, которые связаны с конструированием технических объектов.

Выделены типы конструкторско-технологических проектов, выполняемые учащимися, по уровням сложности: однодетальное изделие, многодетальное изделие,

1531

узел, агрегат. В исследовании конструкторско-технологические проекты рассматривались как результаты совместного творчества (группы, коллектива) по решению конкретной конструкторской задачи. Процесс конструирования требует обобщения теоретических знаний учащегося и творческого применения их на практике.

Конструирование - средство углубления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся. Данный процесс предусматривает выполнение технических расчетов, использование эскизов, чертежей, справочной литературы; проработку технологии изготовления конструкции: знание способов обработки конструкционных материалов, приспособлений, оборудования, умение пользоваться измерительными приборами и инструментами, применять способы соединения элементов конструкции.

Конструирование состоит из трех основных этапов: когнитивного (система мыслительных операций); графического (выполнение эскизов, рисунков, чертежей, схем, позволяющих конкретизировать и детализировать будущий проект); моделирования (построение одного образца конструируемого устройства, сооружения). Все три этапа конструирования взаимосвязаны между собой. Прежде чем приступить к изготовлению той или иной конструкции, необходимо ее осмыслить, затем выполнить эскиз общего вида, разработать детально конструкцию (выполнить чертеж общего вида, сборочные чертежи отдельных блоков, рабочие чертежи деталей, выполнить контрольную сборку); выполнить макет изделия, изготовить опытный образец [7, с. 470].

В опытно-экспериментальной работе применялись различные виды конструкторско-технологических проектов учащихся с использованием двух видов конструкционных материалов - древесины и металла, уровня сложности изделия (простые однодетальные, простые многодетальные, комплексные изделия).

К выбору тем конструкторских проектов учащихся предъявлялись следующие требования: конструируемый объект (изделие) должен быть интересен для личности и социально значим; новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной програм-

мой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя; объект должен позволить конструкторской группе реализовать себя в творчестве.

Важной позицией для процесса включения в проектную деятельность являлся учет интереса школьников и студентов к технике. В.Н. Мясищев характеризует интерес как “активное, то есть доминирующее отношение” [6]. Мы разделяем мнения исследователей (Н.И. Гудыменко, А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой, А.Н. Прядехо) [9] о структуре и периодизации процесса развития технических интересов. По результатам проведенного исследования, около 70% учащихся отмечают возникновение технических интересов во время обучения на уроках по технологии в школе, 95% - на занятиях, проводимых вне стен школы. Появление этого интереса вызвано широким использованием бытовой техники в семье, компьютеризацией общества, ростом технического оснащения среды.

Коллективная деятельность по разработке и реализации конструкторско-технологических проектов в ходе опытно-экспериментальной работы включала следующие этапы:

• организационно-подготовительный (поиск проблемы; выбор проекта и его обоснование; выбор и анализ конструкции; требования к конструкции и материалам; составление плана изготовления изделия; анализ предстоящей работы; определение критериев контроля качества проекта; организация рабочих групп, распределение функций по выполнению конструкторско-технологического проекта);

•технологический (выполнение технологических операций; соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда);

• оценочно-рефлексивный (контроль изделия; анализ результатов своего участия в проекте).

Развитию творческих качеств учащихся на организационно-подготовительном этапе при выборе и анализе разрабатываемой конструкции способствовали методики, активизирующие творческий поиск, решение творческой задачи (поиск аналогов, функционально-стоимостный анализ, морфологический анализ, “мозговой штурм”, подбор несвойственных признаков, изменение привычного временного или прос-

транственного порядка). Эти методы обеспечивали активизацию творческой деятельности учащихся и их включение в коллективные конструкторско-технологические проекты.

Возможности проектной деятельности учащихся позволяют педагогам ставить перед ними творческие задачи на всех стадиях выполнения проекта. Так, на стадии “Выбор материала” можно ставить технические творческие задачи на повышение жесткости и прочности объекта, получая, таким образом, возможность использования более дешевого материала. На стадии “Выбор инструмента, оборудования” - по разработке специального инструмента, приспособлений. Для качественного выполнения технологических операций на стадии “Контроль качества” - специализированных измерительных инструментов.

Для развития творческих способностей, безусловно, необходимы знания из области фундаментальных наук, однако нельзя ограничиваться только этим. На сегодняшний день учеными разработаны методики активизации поиска решения творческих задач, которые на протяжении многих лет доказали свою эффективность. Именно знания и применение этих методик наряду с фундаментальными знаниями необходимо сообщать ученикам в процессе их деятельности над творческим проектом.

На организационно-подготовительном этапе применялись творческие задания, обеспечивая своеобразный творческий тренинг-разминку для учащегося. Школьникам предлагались задания, разработанные П.С. Лернером [3, с. 16].

Активизировать творческий потенциал группы и при этом формировать творческий коллектив, работающий над конкретным проектом, позволил метод “Мозговая атака”. Это эффективный способ организации коллективной мыслительной работы, имеющий целью нахождение нестандартных решений проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. При этом “открывается возможность перехода в чужую логику -логику соседа, таким образом, творческие потенциалы участников атаки как бы суммируются” [4, с. 133].

Для интенсификации включения школьников и студентов в проектную деятельность применялся метод контрольных во-

просов, представляющий собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогали точно определить суть выполняемой конструкторской задачи. В ходе разработки конструкторско-технологических проектов применялся модифицированный список А. Осборна [5, с. 78].

Особое значение в активизации коллективной творческой деятельности имеет метод фокальных объектов как способ конструирования нового объекта путем применения свойств других объектов. Метод ставит целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса. Достижение цели обеспечивается таким порядком действий:

1. Называется (фиксируется, например, на доске или дисплее компьютера) объект, который предстоит усовершенствовать (в целом изменить с какой-либо целью).

2. Произвольно (без намеренной связи с изучаемым) называются (фиксируются) другие объекты (в основном обозначаемые существ ител ьными).

3. У объектов выделяются признаки, характеристики (в основном обозначаемые прилагательными).

4. Эти признаки применяются к исходному объекту (пункт 1) и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.

Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов становится источником гипотез, с которыми дальше проводится работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертами оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации.

Особенностью разработанной технологии развития творческого потенциала личности учащегося в творческой технологической среде являлось проектирование с расширенным составом участников творческих групп, включающих кроме школьников, студентов и педагогов представителей промышленных предприятий.

В ходе обоснования конструкторско-технологического проекта расширенным составом в условиях инновационного Молодежного центра участники проекта опира-

1551

лись на концептуальные положения ТРИЗа [1, с. 23]:

• наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие (ТП);

•идеальный конечный результат (ИКР) состоит в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие;

•алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) включает: анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление ТП) и анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов и их системный анализ);

•определение ИКР и физического противоречия (ФП);

•мобилизацию и применение вещественно-полевых ресурсов (ВПР); применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);

•изменение и/или замену задачи; анализ способа устранения ФП; применение полученного ответа; анализ хода решения.

В рамках работы учащихся над творческими проектами применялся оператор РВС (размер - время - стоимость), который нацелен на расшатывание инерции мышления при оперировании с жесткими ограничителями размеров, временных и стоимостных характеристик объекта [4, с. 139].

На организационно-подготовительном этапе (его роль особенно важна) учащихся знакомили также с содержанием других методик активизации поиска творческих решений (“Поиск аналогов”, “Функционально-стоимостный анализ”, “Морфологический анализ”), что развивало умения, обеспечивающие успешность в творческой деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной работы создана примерная структура коллективного конструкторско-технологического проекта, реализуемого в контрольной и экспериментальной группах. Данная структура включала: обоснование объекта конструкторско-технологического проекта; выбор материала объекта; построение “звездочки обоснования” объекта; разработку технологической карты на изготовление объекта (последовательность операций, эскиз, инструменты и приспособления); расчет себестоимости изделия; анализ достоинств и недостатков конструкции.

Организационно-подготовительный этап заканчивается предзащитой конструкторского проекта, в ходе которого проводится экспертиза технологической карты по изготовлению конструкции педагогом или кураторами на производстве.

На технологическом этапе происходит изготовление объекта коллективной конструкторской деятельности с учетом замечаний и предложений экспертов: подбираются режимы обработки, вносятся коррективы в конструкцию элементов изделия и выполняются чертежи деталей; уточняется технология выполнения проекта в целом и каждой детали в отдельности; вносятся изменения в технологический процесс, корректируется последовательность операций, заполняется технологическая карта и по ней осуществляются технологические операции. Важным является соблюдение правил безопасности, технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

Особое значение в организации коллективных конструкторско-технологических проектов имеет оценочно-рефлексивный этап, включающий контроль изделия и анализ результатов участия учащегося в проекте. Контроль предполагает сравнение выполненного проекта с задуманным, корректировку параметров изделия, проведение его испытания.

Рефлексия процесса и результата проектирования, самооценка его как творческого важна, поскольку именно на данном этапе происходит осознание личной и коллективной проектной деятельности, намечаются тенденции к самосовершенствованию учащихся.

Завершается коллективная деятельность защитой проектов, обеспечивающей создание ситуации успеха, усиливающей творческие ресурсы личности. Учащиеся делают доклады, демонстрируют действие конструкций, представляют эскизы, фотографии, видеоряд.

Педагогическое сопровождение коллективного проекта предполагает включенное наблюдение, консультирование, оказание помощи, контроль, соучастие, руководство (мотивация, информирование, планирование, принятие решения). Оно включает также проведение тренингов по элементам публичной защиты проектов (сообщение, формулирование вопросов и ответов на них, пользование экспертными листами) и

применение направляющих текстов по организации самостоятельной индивидуальной работы учащихся.

Опираясь на идеи В.В. Рогачева [8, с. 13], мы разработали методику оценки включенности учащегося в конструкторско-технологический проект, выделили критерии (когнитивный, эмоциональный, деятельностный, рефлексивный) и показатели. Итоги самодиагностики и экспертизы показали взаимосвязь включенности учащихся в коллективный проект с формированием ценностного отношения к творческой деятельности, характеризующегося степенью принятия целей такой деятельности как личностно и социально значимых.

Участие школьников и студентов в проекте совместно с производственниками мотивировало учащихся на творческое саморазвитие, усиливало развитие ценностной направленности технологической деятельности. В результате технологическое образование приобрело ценностно-смысловую направленность.

Результатами совместной деятельности в конструкторско-технологических проектах для всех ее участников стали актуализация творческого потенциала личности, формирование ценностного отношения к творческой деятельности, мотивация к проявлению творческой инициативы, поощрение личных и коллективных идей, применение полученных знаний и навыков в реше-

нии новых технологических проблем, поддержка в формировании творческих качеств, помощь в освоении инновационных технологий, воспитание чувства долга по отношению к творческой группе.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческого саморазвития. Мн., 1994.

2. Гудыменко Н.И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области “Технология”: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). М., 1996.

3. Лернер П. С. Проектирование по “Технологии” // Школа и производство. 1996. № 2.

4. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. М., 2003.

5. Меерович М.И. Технология творческого мышления. Мн., М., 2000.

6. МясищевВ.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

7. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1999.

8. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук (13.00.01). Ярославль, 1994.

9. Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. М., 1989.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ОБЩЕГО ПРОСТРАНСТВА» СЕМЕЙНЫХ ПАР

Тиводар А.Р.

Роль семьи как места, где оформляется, раскрывается и подтверждается идентичность личности, существенно увеличилась в связи с тем, что жизнь человека в современных обществах приобретает все более и более частный характер. Интерес к политике и общественным интересам для многих людей снижается, а традиционно при этом человек все более и более ищет опору и сосредотачивается в небольшом и относительно закрытом мире семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Тиводар А.Р., 2008

Влияние семьи как фактора формирования и становления личностной идентичности человека возрастает, и альтернатив этой тенденции в обозримый период пока не наблюдается [9].

Современная семья в своей сущности представляет собой, в первую очередь, особый вид психологических связей, но вместе с тем это по-прежнему и хозяйственно-бытовые, и рекреационные, и экономические отношения. Рискуя навлечь на се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.