Научная статья на тему 'Применение информационных образовательных технологий в обучении учащихся 7 - 9 классов «Художественной ковке»'

Применение информационных образовательных технологий в обучении учащихся 7 - 9 классов «Художественной ковке» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационных образовательных технологий в обучении учащихся 7 - 9 классов «Художественной ковке»»

венными представлениями («Красивая образная речь не может быть глупой речью» (В. Белов));

- эстетический идеал, воплощенный в художественном словесном творчестве, может становиться идеалом пользования языком на определенном этапе развития общества и критерием общественного языкового вкуса («В лице Пушкина поэзия впервые явилась... воспитателем художественного, эстетического вкуса общества» (Г.Н. Волков);

- языковой эстетический идеал определяет эстетический вкус и эстетические оценки носителей языка, характеристика языкового эстетического идеала определяется по-разному, в зависимости от среды пользования языком и требований, предъявляемых к употреблению речевых средств в разных ситуациях общения.

Работа по формированию у школьников представлений о языковом эстетическом идеале становится важным компонентом в формировании у школьников лингвистического мировоззрения и осознания ими современной языковой ситуации, положительных и негативных проявлений «языкового вкуса эпохи». Мировоззренческие представ-

ления о языковом эстетическом идеале, несомненно, будут способствовать осознанию учащимися русского языка как ценностного объекта и формированию у них действенного уважительного ценностного отношения к русскому языку.

Литература

1. Дейкина А.Д., Еремеева А.П., Ходякова Л А, Гордиенко О.В., Пахнова ТМ. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. - М., 2005.

2. Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе. Диссертация в виде научного доклада ... доктора педагогических наук. - М.,1994.

3. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образцовый материал для занятий с детьми (для матерей, воспитателей и учителей). - СПб., 1874.

4. Скворцов Л.И. Культура языка и экология слова. II. Русская речь. - М., 1988. № 5.

применение информационных образовательных технологий в обучении учащихся 7 -

«художественной ковке» А.Ю. Прокопец, аспирант педагогической академии последипломного образования,

9классов

учитель технологии школы №293 г. Москвы

В настоящее время в образовательной области «Технология» особое внимание уделено народным ремеслам. На уроках и дополнительных занятиях по технологии учащиеся знакомятся с художественной обработкой конструкционных материалов, что способствует формированию технологической и художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры народов России.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с изделиями декоративно-прикладного творчества, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок, обсуждение представленных изделий художественных выставок, проектов одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного краеведческого этнографического музея.

Художественные изделия, выполненные учащимися в технике ручной ковки, отвечающие функциональным, эргономическим, эстетическим требованиям, выполняются как индивидуально, так и коллективно. Объекты труда для учащихся 7 - 9 классов подбираются согласно требованиям мотивации, политехнизма, эстетики, информативности в смысле ознакомления с традициями. Законченные работы предназначаются для дома, для оформления школы, учебных мастерских, пополняют фонды краеведческого музея; обладают социальной значимостью, что играет особую роль в мотивации и воспитании обучаемых.

Художественная обработка металлов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным слесарным инструментом и станочным оборудованием. Она предоставляет уникальную возможность соединить технологическую подготовку с эстетическим воспитанием, добиться высокой культуры труда.

Для учащихся 7 - 9 классов существует раздел «Художественная обработка материалов», в который входит курс «Художественная ковка». Данный курс предусматривает как теоретическую, так и практическую часть. Программа дополнительного образования для учащихся 7 - 9 классов «Художественная ковка» состоит из двух взаимосвязанных блоков - теоретического и практического. На теоретическую часть отводится 30% учебных часов, на практическую часть - 70% учебных часов.

В теоретическую часть входит:

1. Знакомство с историей развития и становления кузнечного дела, основами материаловедения;

2. Изучение законов композиции, рассмотрение различных художественных стилей, применяемых в художественной ковке;

3. Изучение свойств металлов, определение температуры металла по цвету каления.

4. Изучение графической документации;

5. Правила безопасного труда и производственной санитарии.

В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся:

1. Разрабатывают чертежи, эскизы своих будущих изделий и проектируют их с помощью компьютерной программы CorelDraw;

2. Изучают кузнечный инструмент, приспособление и оборудование;

3. Изучают технологические приёмы, такие как: гибка, протяжка, скрутка, высадка, осадка;

4. Изготавливают простые, однодетальные изделия (строительная скоба, гвоздь, костыль, подкова);

5. По мере овладения мастерством, школьники приступают к изготовлению более сложных многодетальных изделий (роза, дверная ручка - стукало, каминный набор, декоративные композиции).

В старшем возрасте учащиеся проявляют повышенную активность в изучении разных предметов, пробуют себя в различных видах деятельности, активно проявляют себя как творческие личности. У них достаточно физических сил, чтобы изготавливать сложные изделия, ведь кузнечное дело требует достаточно больших силовых затрат. В этом возрасте у учащихся накоплен некоторый опыт в обработке конструкционных материалов. В течение трёх лет на базе Центра образования №293 г. Москвы мы ведем курс «Художественная ковка» для учащихся 7 - 9 классов. Занятие проводятся на уроках технологии и в системе дополнительного образования из расчета 2 часа в неделю.

Изучение раздела более интересно учащимся, если использовать информационно-компьютерные технологии (ИКТ).

Их использование мы представляем себе так:

1. В качестве демонстрации библиотеки оцифрованных изображений - фотографий, иллюстраций работ учащихся и мастеров;

2. Для объяснения нового материала, презентации по ключевым темам курса;

3. В качестве проверки знаний учащихся с помощью тестирующей программы;

4. Создание эскизов, шаблонов в графических редакторах.

Особенностью данной разработки является то, что ИКТ могут использоваться учителем для улучшения качества преподавания и контроля знаний (демонстрация наглядных материалов, тестовые программы), а также учеником для совершенствования процесса познания (создание шаблонов, эскизов, повторение учебного материала, проверка своих знаний).

Автором был разработан ряд компьютерных презентаций по различным темам курса «Художественная ковка», которые наглядно представляют данную тематику. Также для проверки знаний учащихся был составлен компьютерный тест на базе тестирующей программы, автором которой является Мочалов Г. А. [3].

Обучение проходит несколько этапов.

I этап. Обучение основам кузнечного дела, изучение основных операций свободной ручной ковки. Изготовление простейших изделий: скоба, гвоздь, костыль, подкова, кочерга и т.д.

II этап. Творческий. Проектирование будущих изделий, планирование изготовления изделий, составление эскизов и шаблонов будущих изделий.

Прохождение перечисленных этапов подразумевает использование ИКТ для повышения качества обучения.

Рассмотрим подробнее некоторые существенные компоненты курса.

Для улучшения качества изделий и более детальной проработки его элементов учащиеся создают эскиз и в дальнейшем по эскизу изготавливают шаблон в компьютерной программе CorelDraw. Шаблон является обязательным элементом в обучении художественной ковке. По шаблону создаются приспособления, которые помогают при гибке сложных элементов, облегчают работу кузнеца и экономят время. По шаблону производят сборку изделия, что увеличивает точность сборки и качество изделия в целом.

Учитель не должен передавать все функции учебного процесса компьютеру, ИКТ призваны органично дополнять (а местами преоб-

разовывать) учебный процесс. В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблем.

Информационно-компьютерные технологии являются эффективной поддержкой в приобретении знаний и специфических умений на занятиях по художественной ковке. Современные мультимедийные компьютеры могут использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих учащимся вдумчиво и критически осмысливать предмет, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ способствует более быстрому и более полному усвоению материала. Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность образования.

Литература

1. http://slovari. yandex. ru/

2. http://www. rusedu. info/

3. БехН.И., ВасильевА.В., Гини Э.Ч., ПетриченкоАМ. Мир художественного литья: История технологии./ Под общ. ред. В. А. Васильева. - М.: Металлург, 1997.

4. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. - М.: Прогресс, 1988.

5. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

6. Мочалов Г.А. Методические аспекты обучения художественной обработке материалов в образовательной области "Технология" с использованием компьютерных технологий (на примере обработки керамики). Дис... канд. пед. наук. - 2002.

7. Навроцкий А.Г., Зимин Ю.А., Теличко АА., Ледзинский В.С. Современная художественная ковка. - М.: Металлург, 1994.

8. Навроцкий А.Г. Художественная ковка. - М.: Высшая школа, 1995.

9. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по технологии. - М.: Дрофа, 2002.

технология подготовки деловой игры «студенческая научно-практическая конференция» Е.И. Санина, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики обучения математике Московского педагогического государственного университета, С.В. Митрохина, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дисциплин и методик начального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

При организации учебного процесса в ВУЗе большое внимание необходимо уделять созданию условий, способствующих максимальному развитию самостоятельности студентов - от простой подражательности до творческой самостоятельности каждого обучающегося.

Самым высоким уровнем самостоятельной деятельности является творческая деятельность студентов.

Деловая игра - это путь к творческой деятельности через формирование активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Использование деловых игр в обучении студентов способствует формированию у современного педагога следующих личностных качеств:

• потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

• тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношении с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защитить;

• понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

• умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом коллективе;

• знания тонкостей психологического развития, особенно детей с проблемами, стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

• способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Ценность дидактической игры заключается в том, что в процессе игры повышается роль самостоятельной познавательной деятельности, что, в свою очередь, является важным компонентом развивающего обучения. Немаловажным фактором такого развития становится приобретение коммуникативных умений будущего учителя.

Социальное взаимодействие - диалоговая форма отношений - является необходимым условием развития самостоятельной деятельности. Как показывает практика, около 30% обучающихся не включаются в мыслительную деятельность, поэтому недостаточно организовывать в процессе обучения общение между его участниками. Для внутренней перестройки мыслительного процесса необходим своего рода катализатор развития, в качестве которого выступает конфликт. Конфликт - это столкновение разных точек зрения на предмет познания или поведения, возникновение чувства дискомфорта в результате встречи с иной структурой мысли относительно знания, события или явления.

Основное назначение конфликта состоит в том, чтобы «вывести» мысли обучающегося из «состояния равновесия» и перевести их во внутренний непроизвольный мыслительный процесс. Наличие конфликта приводит к неудовлетворенности и вызывает переживания, а поэтому и повышает интерес обучающихся к познавательной деятельности. Необходимым условием повышения мотивации деятельности человека является персонализация, т.е. признание его другими людьми как личности, значимой для них. Включая обучающихся в процесс персонализации и самореализации, педагог побуждает их к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности. Исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, основанные на идеях Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, показали, что если в группу социального взаи-

модействия входят обучающиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались более чем на один шаг друг от друга, то это способствует их развитию. При этом обучающиеся с более высоким уровнем развития мотивируются за счет персонализации, а с более низким - за счет самореализации.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.

Л.С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придаёт окружающим предметам [1].

Игра в обучении предназначена, прежде всего, для формирования знаний, умений и навыков обучаемых. Игра в педагогическом образовании представляет собой разновидность учебной деятельности, главной целью которой является не отработка оптимального варианта ее построения, а усвоение участниками игры умений и навыков ролевого профессионального поведения и выполнения соответствующих трудовых функций в заданной педагогической ситуации. В соответствии с этой целевой ориентацией, такая игра может быть названа учебной деловой игрой. В результате учебных деловых игр акцент делается на создание детерминированной образовательной среды (сценария), в которой у обучаемого в процессе ролевого поведения проявляются такие качества, как познавательная активность, самостоятельность, творческий подход к учению, профессиональные компетентности.

В.А. Трайнев определяет учебную деловую игру (УДИ) как «целенаправленно сконструированную модель какого-либо реального процесса, имитирующую профессиональную деятельность и направленную на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков» [5].

В педагогической литературе выделяют пять компонентов конструирования учебно-деловых игр: разработка задания; разработка игровой модели; разработка организационной структуры управления; разработка документооборота (игровых документов); разработка правил и регламентов.

В научно-педагогической и методической литературе востребована технология деловой игры. Структура учебной деловой игры фрагментарна по отношению к реальным процессам, и поэтому проведение игры ограничивается рамками допустимых норм учебной нагрузки для обучаемых.

Примером учебной деловой игры «Научно-практическая конференция» может служить игра по теме: «Коммуникативные технологии в обучении математике».

Дидактическая цель игры: изучение опыта использования современных информационных и коммуникативных технологий обучения математике в общеобразовательной школе.

Воспитательная цель: развитие качеств личности студента, необходимых для продуктивно-исследовательской деятельности будущего учителя математики.

Развивающая цель: развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группе, коммуникативных умений будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.