Научная статья на тему 'Роль применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога'

Роль применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2046
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ONLINE RESOURCES / ПЕДАГОГ / TEACHER / УРОК / LESSON / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна, Муртузалиева Асият Салимхановна

В статье изучена сущность понятия «интернет-ресурс» и выявлен потенциал его применения в профессиональной деятельности педагога. при оценке опыта проведения и организации уроков с использованием новейших инновационных информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов можно сделан вывод о том, что при организации урока с использованием новейших инновационных информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов, достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF APPLICATION OF INTERNET RESOURCES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

The essence of the concept "Internet resource" is studied in the article and the potential of its application in the professional activity of the teacher is revealed. when assessing the experience of conducting and organizing lessons using the latest innovative information technologies, including Internet resources, it can be concluded that when organizing a lesson using the latest innovative information technologies, including Internet resources, the necessary effect is achieved, successfully and effectively solve problems of a methodical and general pedagogical nature.

Текст научной работы на тему «Роль применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и технологий профессионального образования Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Муртузалиева Асият Салимхановна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

РОЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье изучена сущность понятия «интернет-ресурс» и выявлен потенциал его применения в профессиональной деятельности педагога. при оценке опыта проведения и организации уроков с использованием новейших инновационных информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов можно сделан вывод о том, что при организации урока с использованием новейших инновационных информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов, достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, педагог, урок, профессиональная деятельность.

Annotation. The essence of the concept "Internet resource" is studied in the article and the potential of its application in the professional activity of the teacher is revealed. when assessing the experience of conducting and organizing lessons using the latest innovative information technologies, including Internet resources, it can be concluded that when organizing a lesson using the latest innovative information technologies, including Internet resources, the necessary effect is achieved, successfully and effectively solve problems of a methodical and general pedagogical nature.

Keywords: online resources, teacher, lesson, professional activity.

Введение. На сегодняшний день развитие образования связано с широким использованием информационно-коммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Большое внимание уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение проблемы применения Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога.

Изложение основного материала статьи. Педагог на сегодняшний день должен обладать такими профессиональными навыками сотрудничества с учащимися на базе информационного взаимодействия, уметь организовывать анализ, подбор, оценивание и структурирование информации, которая способствует решению большого круга профессиональных педагогических задач. Новшества в содержании и структуре общего и среднего профессионального образования приводят педагогов к интенсивному применению компьютера на уроке не только старших классов, но и на уроках в средних и младших классах, в которых тема по изучению Интернета не рассмотрена.

Что же представляет собой Интернет-ресурс?

Интернет-ресурс представляет собой информационную систему, которая предоставляет пользователям общий авторизованный индивидуализированный доступ к внешним и внутренним информационным приложениям и ресурсам организации. Если же рассматривать с точки зрения основной деятельности, то в таком случае Интернет-ресурсы выступают интегрированной системой управления распределенными информационными ресурсами. Со стороны организации процесса управления, то они представляют собой новую концепцию построения рабочих мест пользователей с общей точкой доступа ко всей информации, которая необходима для осуществления соответствующих определенных функций. С технической стороны Интернет-ресурсы - это некая информационная система, которая интегрирует разнообразные источники данных и индивидуальные функциональные системы с общей точкой входа и персонифицированными правилами представления, обработки и хранения информации.

Под образовательными Интернет-ресурсами же понимают такие Интернет-ресурсы, которые:

- предназначены на информационное обеспечение образовательного процесса вообще, деятельности образовательных организаций и органов управления образованием, то есть нормативная, статистическая, правовая, а также справочная информация;

- созданы определенно для применения в образовательном процессе, то есть это учебные материалы, научно-методические, учебно-методические, текстовые и иллюстративные комплексы, системы тестирования и т.д., на определенном конкретном уровне образовательного процесса и на определенной предметной области.

Существуют огромное множество различных классификаций видов Интернет-ресурсов по разнообразным критериям, далее представлена одна из наиболее распространенных на сегодняшний день:

- электронная почта;

- облачные технологии;

- электронные образовательные ресурсы, к ним также относят сайты педагогов информатики; образовательные сайты; электронные библиотеки; образовательные порталы (www.edu.ru, school.edu.ru и т.д.); электронные энциклопедии; сайты высших учебных заведений.

Во всемирной паутине сегодня можно найти совершенно разнообразные Интернет-ресурсы.

Сегодня современные образовательные интернет-ресурсы - это:

- площадка для дискуссий и обмена опытом;

- возможность для консультаций и получения дополнительных знаний у экспертов в определенной области (онлайн-консультации на сервисах, консультация по электронной почте или через личный блог педагога);

- участие в семинарах, вебинарах, конференциях, педагогических мастерских, онлайновых форумах, педсоветах различного уровня;

- участие в конкурсах профессиональных мастерства различного уровня;

- дистанционное обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- создание собственного мини-сайта.

Применение Интернет-ресурсов на уроке способствуют решению следующих образовательных задач:

- повышение умственного потенциала обучающихся к изучаемому предмету;

- работа с Интернет-ресурсами, организация поиска необходимой информации в сети Интернет, которые нужны современной личности для дальнейшего обучения и развития.

- создание благоприятных комфортных условий для овладения обучающимися умениями и навыками.

- организация образовательного процесса по принципу «обучающийся - субъект обучения».

- организация моделирования поисковой деятельности обучающихся.

Уроки (а так же занятия в вузах) с применением Интернет-ресурсов, представляют собой сплав современных информационных технологий с инновационными педагогическими технологиями. Также меняется собственная позиция педагога, то есть он перестает быть «источником знаний», и выступает как соавтор, организатор процесса исследования, поиска, переработки информации, организации творческих работ в проектировании деятельностного подхода к системе образования [9-11].

Главенствующей целью урока с применением Интернет-ресурсов выступает формирование и развитие личности обучающегося, также развитие таких качеств, которые нужны обучающимся в их дальнейшей учебной деятельности, потому что сегодняшние обучающиеся завтра станут специалистами, педагогами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска нужной, необходимой информации, также организация самостоятельной учебной деятельности.

Интернет-ресурсы можно применять на разных этапах урока. На этапе подготовки к уроку учителя используют электронные и информационные ресурсы, оформляя их на электронных или бумажных носителях, для того чтобы хранить их у себя и использовать в нужное время; а также педагоги сами создают УМК с помощью Интернет-ресурсов, базовых программ. При объяснении нового материала на уроке можно использовать предметные коллекции, интерактивные модели, динамические таблицы и схемы, различные другие Интернет-ресурсы, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора; тогда все иллюстрации, графики, схемы будут представлены наглядно и четко. На этапе закрепления изученного материала можно применять фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся с помощью Интернета. Ученики работают, либо вместе с учителем, либо по группам, либо индивидуально. Это зависит от изучаемого материала, и от способа выбора учителем работы. Для осуществления контроля знаний учащихся организуются промежуточное или итоговое тестирование (фронтальное, групповое или индивидуальное). Тестирование может быть проведено в двух вариантах: в режиме online (на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой); в режиме offline (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками) [7; 8].

Информационный потенциал сети Интернет неисчерпаем. Главным качеством является наличие огромного количества текстовой информации на различных языках. Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска и технология динамического гипертекста. Все это дает неограниченные возможности перемещения в сети в поисках нужной информации [12- 14 и др.].

Различная педагогическая информация, в том числе методическая, содержится на тематических образовательных порталах и сайтах, наполнение которых, как правило, посвящено определенному кругу педагогических проблем [6].

В качестве внешнего проявления способов применения Интернет-ресурсов, дидактические функции играют не мало важную роль и имеют определенное место в образовательном процессе:

- формирование и развитие навыков работы в самостоятельной исследовательской деятельности на базе ресурсов, которые обеспечивают такую возможность, как создание и реализация моделей;

- формирование знаний, развитие умений по применению образовательных ресурсов сети Интернет;

- формирование навыков самоконтроля на базе тестовых технологий сети Интернет;

- формирование и развитие коммуникативных умений и навыков в процессе использования проектов для построения интерактивного диалога;

- формирование и развитие навыков и умений по организации работ в группе, в коллективе;

- развитие навыков информационной и коммуникативной культуры.

Методика построения урока с применением Интернет-ресурсов имеет следующую структуру.

- Педагог заранее планирует свои уроки с использованием Интернет-ресурсов. Он выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее и эффективнее всего обеспечат образовательный процесс. Таким образом, несомненно, будет достигнут значительный образовательный эффект.

- Педагог предварительно ищет и находит самые оптимальные ресурсы. Он составляет список Интернет страничек, с которыми обучающимся необходимо ознакомиться, при выполнении заданий педагога. Итак, на этом этапе можно также воспользоваться помощью библиотекаря. В процессе совместного взаимодействия обучающихся и педагога возможно построение справочного портала с Интернет-адресами по изучаемым в данной предметной области темам, курсам, другим предметам, специфическим задачам, которые выполняются в рамках данного образовательного учреждения [1-5].

- И наконец, объяснив, раскрыв тему урока, педагог дает определенные задачи, задания обучающимся. Чтобы выполнить эти задания обучающимся необходимо обратиться к составленному педагогом списку Интернет страничек, ознакомиться с данным набором Интернет-ресурсов. Таким образом, педагогу необходимо обосновать степень сложности тих заданий, их содержание, объем, количество групп обучающихся, также здесь возможна индивидуальная самостоятельная работа обучающихся. Необходимо, чтобы информация, которую обучающиеся найдут в сети Интернет отсутствовала в традиционных учебных

источниках. Также, очень важным на этой ступени является и помощь педагога обучающемуся в оценке, найденной им информации.

Что касается выбора оптимального варианта использования материала сети Интернет, то он организовывается из возможностей разнообразных учебных ситуаций, при этом учитываются дидактической цели, технологии и методики применения информационных ресурсов, сочетание обеспечиваемых ими функций и т.д.

Важно отметить, что содержание навыков работы с техническими устройствами, также с гипертекстовой информацией, материалами, выступающими на сегодняшний день основным элементом информационной технологической в подготовке обучающегося и педагогов. Также по мере овладения этими навыками, обучающиеся с значительным уровнем ответственности берут под свой контроль свое развитие в социуме, и оно приобретает позицию саморегулируемого процесса.

Для эффективного успешного взаимодействия педагога и обучающихся, на уроках с применением Интернет-ресурсов, педагогу необходимо соблюдать следующие условия:

- проведение уроков в компьютерной аудитории, то есть на каждого обучающегося должен быть предоставлен современный персональный компьютер;

- обеспечить учебное время для индивидуальной самостоятельной работы обучающихся на компьютере;

- обеспечение обучающимся целостного доступа к ТСО (технические средства обучения);

- построение психологической благоприятной обстановки, то есть обстановки взаимодействия, сотрудничества, доброжелательности.

Выводы. Таким образом, при оценке опыта проведения и организации уроков с использованием новейших инновационных информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов можно сделать вывод, что при конкретной организации урока достигается необходимый эффект, успешно и эффективно решаются задачи методического и общепедагогического характера. При этом также сохраняется дифференцированный подход к обучению и в усвоении учебного материала, и в заданиях, в процессе решении которых не возникают никакие психологические неудобства, так как все участники образовательного процесса заняты посильной работой, но в то же время каждый из них выступает особым важным звеном в структуре урока.

Литература:

1. Алиева Р.Р., Пейзувова У.А. Интернет-ресурсы в профессиональной деятельности педагога. // Материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций: Интерактивные технологии в профессиональном образовании. Под редакцией М.Х. Хайбулаева. - Махачкала: ДГПУ, 2016. С. 34-39.

2. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография / Москва, 2017.

3. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения // Вестник университета (ГУУ). 2014. - № 4. - С. 215-217.

4. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Теория и практика формирования общекультурной компетентности будущего педагога профессионального обучения // Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях: проблемы и перспективы. Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. Инженерно-педагогический институт. / Под редакцией Ф.Н. Алипхановой. - Махачкала: «ДГПУ», 2016. С. 20-26.

5. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: Коллективная монография / Москва, 2017.

6. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования // Kant. 2016. № 3 (20). С. 24-29.

7. Корчинский А.А., Петрова Н.П. Тенденции развития современного высшего профессионального образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 5 (37). С. 24-37.

8. Моисеева М.В. и др. Интернет в образовании. - М., 2006 г.

9. Нагаева И.А. Технология оптимизации поиска учебной информации // Информатизация и связь. 2012. № 7. С. 5-7.

10. Нагаева И.А. Технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). С. 165.

11. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании - М.: Академия, 2011 г.

12. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 5. С. 120-124.

13. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе - Ростов-на-Дону, 2016.

14. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие. - М., 2004 г.

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, профессор Газизова Альфия Ильдусовна

Институт развития образования Республики Татарстан (г. Казань);

кандидат филологических наук, доцент Мингазова Наиля Габделхамитовна

Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский «Приволжский» федеральный университет» (г. Казань)

ОБУЧЕНИЕ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

МНОГОЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения второму иностранному языку в школе, показаны роль и место второго иностранного языка в современном мире;авторами раскрыты особенности введения второго языка с позиции целеполагания, организации процесса обучения, также проанализированопыт Республики Татарстан в реализации соответствующих программ, проблемы и направления обучения второму иностранному языку.

Ключевые слова: второй иностранный язык, триглоссия, цель обучения, организация обучения, педагогические кадры.

Annotation. The article is devoted to the second foreign language teaching at school, the role and theplace of the second foreign language in the modern world are shown;the authors have revealed features of the second language introduction from a position of goal-setting and organization of teaching;experience of the Republic of Tatarstan in implementing appropriate programs, problems and directions of the second foreign language teaching is analysed.

Keywords: second foreign language, triglossia, the purpose of education, organization of teaching, pedagogical

staff.

Введение. Развитие международного сотрудничества и средств интернациональной связи в современном мире обусловливает необходимость практического владения несколькими иностранными языками, ориентации на международные требования к уровню их владения, что неизбежно повышает спрос на информацию об эффективных методах и подходах к обучению иностранным языкам.

Значительный рост интереса к практико-ориентированным исследованиямвызван также определением статуса второго иностранного языка (далее - ИЯ 2) в отечественной системе образования.В соответствии с п.18.3.1. ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО) он впервые включен в перечень обязательных предметов в предметной области «Филология» нарядус предметом «Иностранный язык». При составлении основной образовательной программы общеобразовательной организацией может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение ИЯ 2 в качестве обязательного с 5 класса, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) учащихся и необходимых условий в школе, что в целом отражает реальные шаги на пути к поликультурному образованию и формированию многоязычной личности: развиваются лингвистические способности обучающихся, вербальный интеллект, языковая рефлексия, аналитические когнитивные способности, память, языковая интуиция. Билингвальная компетенция преобразуется в мегаязыковую компетенцию, характеризующуюся более высоким уровнем систематизации абстракции [6].

Изложение основого материала статьи. Рассмотрим особенности и проблемы обучения второму иностранному языку в современных условиях, в контексте анализа опыта Республики Татарстан в реализации соответствующих программ.

Каковы приоритетные цели обучения иностранному языку? Анализ нормативных документов показывает, что формулировка целей и задач ФГОС второго поколения мало изменилась по отношению к первому поколению. Главной целью современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОСв целом является коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую и социокультурную компетенции.

В процессе обучения иностранному языку закладывается личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Соответственно, из цели урока вытекает задача научить обучающихся общаться на иностранном языке, высказывать своё мнение о том, что их окружает и волнует. Это актуализирует создание условий, в которых обучающиеся начнут говорить, а не механически выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-то в отдалённом будущем заговорить на иностранном языке.

В настоящее время наиболее востребованным является английский язык как язык международного общения, эффективное средство межкультурной коммуникации в самых разных областях человеческой деятельности. Это язык сообщества, имеющего большое политическое и экономическое влияние в мире, поэтому при организации билингвального образования английский язык выступает как первый иностранный язык (далее - ИЯ 1), а в качестве второго предлагается изучение одного из романских языков (французский, испанский) или немецкий, иногда восточного языка (арабский, китайский, турецкий и др.).

Такое соотношение изучаемых иностранных языков в пользу английского языка характерно для многих стран мира. Вместе с тем, наблюдается и стремление к изучению ИЯ 2. Это принципиально важная тенденция в современном мире отражает реальную востребованность знания иностранных языков, другой социальной культуры, других видов государственного устройства, жизни и быта другого народа, следовательно, способствует дальнейшему развитию способностей к межкультурной коммуникации. В этих условиях вопрос обучения ИЯ 2, с учетом характера языкового материала и лингвистических особенностей языка, приобретает особую значимость, внося существенные изменения в языковую образовательную политику.

Введение ИЯ 2 в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный языки образуют уникальное лингвистическое явление - искусственную триглоссию. Триглоссия, по Н.В. Барышникову[1], характеризуется несовершенным владением двумя иностранными языками, при этом коммуникативная природа триглоссии меняется в ходе продвижения учащихся в овладении как первым, так и ИЯ 2. Объективно имеющая место триглоссия обязывает рассматривать вопрос о целях обучения ИЯ 2 не изолированно, а с учетом существующего трилингвизма,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.