Научная статья на тему 'Интерактивные методы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики'

Интерактивные методы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИКИ / FUTURE SPECIALIST IN THE FIELD OF INFORMATICS / ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ / DISCUSSION METHODS / ТРЕНИНГИ / TRAININGS / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / GAME METHODS / ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ / PROBLEM METHODS / МЕТОД КЕЙСОВ / CASE METHOD / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна

В статье выявлены и изучены эффективные интерактивные методы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики, такие как: дискуссионные методы, тренинги, игровые методы, проблемные методы, метод кейсов, метод проектов. Внедрение интерактивных методов обучения одно из существенных направлений усовершенствование подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Важнейшие методические инновации связаны сегодня с использованием именно интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF INFORMATICS

Effective interactive methods of professional training of future specialists in the field of informatics are revealed and studied, such as: discussion methods, trainings, game methods, pro-variable methods, case method, project method. The introduction of interactive teaching methods is one of the essential areas of improving the preparation of students in a modern professional educational institution. The most important methodological innovations are connected today with the use of interactive methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики»

11. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография / Москва, 2017.

12. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: Коллективная монография / Москва, 2017.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической электроники Мамалова Хоузу Эдилсултановна

Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В статье выявлены и изучены эффективные интерактивные методы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики, такие как: дискуссионные методы, тренинги, игровые методы, проблемные методы, метод кейсов, метод проектов. Внедрение интерактивных методов обучения - одно из существенных направлений усовершенствование подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Важнейшие методические инновации связаны сегодня с использованием именно интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: интерактивные методы, будущий специалист в сфере информатики, дискуссионные методы, тренинги, игровые методы, проблемные методы, метод кейсов, метод проектов.

Annotation. Effective interactive methods of professional training of future specialists in the field of informatics are revealed and studied, such as: discussion methods, trainings, game methods, pro-variable methods, case method, project method. The introduction of interactive teaching methods is one of the essential areas of improving the preparation of students in a modern professional educational institution. The most important methodological innovations are connected today with the use of interactive methods of teaching.

Keywords: interactive methods, future specialist in the field of informatics, discussion methods, trainings, game methods, problem methods, case method, project method.

Введение. Усовершенствования российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в профессиональных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы образования является создание условий для самореализации и развития обучающихся. Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие педагога и обучающихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации обучающихся.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является выявление эффективных интерактивных методов профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере информатики.

Изложение основного материала статьи. В педагогической практике давно используется термин «интерактивные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». На сегодняшний день наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы обучающийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В настоящее время мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших обучающихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области нынешних технологий. Наше время большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, в связи с этим очень важно при обучении учащихся учитывать то, что современные информационные технологии завоевывают главное значение.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

- пассивная - обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

- активная - обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

- интерактивная - взаимодействие [4]. Применение интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Внедрение интерактивных методов обучения - одно из существенных направлений усовершенствование подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Важнейшие методические инновации связаны сегодня с использованием именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» -«действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне абстрактные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в

создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [7].

Обучающийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и обучающегося: активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивное обучение в сфере информатики широко применяется в интенсивном обучении. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению обучающегося в активный процесс получения и переработки знаний. Для того, чтобы освоить и использовать эти методы в учебной практике, педагог на занятиях включается в различные методике группового взаимодействия. К ним можно отнести занятия, которые ориентированы на организацию межличностного и группового взаимодействия обучаемых между собой и педагогом [8 - 12].

К интерактивным методам могут быть относиться следующие: дискуссионные методы, тренинги, игровые методы, проблемные методы, метод кейсов, метод проектов.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Дискуссии проводятся как групповое обсуждение проблем по заранее заданным темам. Дискуссия в сети более продуктивна, так как участие каждого субъекта обучения обязательно; студенты имеют возможность детально обдумать свои и чужие ответы, прежде чем принять участие в «разговоре»; виртуальная дискуссия дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и др., еще раз закрепив материал, прежде чем дать ответ.

Дидактическая цель дискуссии - не элементарная проверка усвоения, а оценка понимания материала студентом и его способности сопоставлять теорию с практическими примерами.

Дискуссия будет продуктивной, если к ней предъявляется ряд требований: соответствие теме; научность; проблемность (наличие в теме определенных противоречий, которые могут быть сняты после того, как студент проработал материал и обсудил свои мысли с другими); привязанность к практике (тема не должна быть излишне абстрактной).

«Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя».

Игровые технологии в условиях дистанционного обучения способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды виртуального общения. При этом игровой средой становится Интернет, что диктует свои законы дидактической реализации этой технологии обучения.

С одной стороны игры могут успешно использоваться на начальных этапах обучения, когда учащиеся будущих виртуальных учебных групп знакомятся друг с другом. И в этом случае игры могут успешно сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию навыков коммуникации. С другой стороны, игры могут использоваться и непосредственно в процессе обучения.

В методике выделяются следующие виды педагогических игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,

- познавательные, воспитательные, развивающие,

- репродуктивные, продуктивные, творческие,

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д. [1; 2]

По характеру игровой методики выделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Педагогические игры обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес. Если проблема правильно сформулирована, то она будет выполнять функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации и тем самым обеспечивающего эффективность деятельности, связанной с ее решением. В процессе проблемного обучения внимание студентов фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению проблем. Образовательный процесс строится вокруг студента, вся работа организуется в малых группах. Эти проблемы будят любознательность студентов и способствуют тому, что учащиеся самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний. Студенты начинают мыслить критически и аналитически, учатся искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые им для решения стоящей проблемы.

Проблемы, которые ставят перед студентами, ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала, учащиеся достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой.

Кейс — это описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока. Кейсы могут быть придуманы преподавателем, взяты из его (или не его) реальной практики, журналов, газет, других изданий. Можно сделать кейс-ссылку: указать студентам соответствующее место в сети и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там. Прочтя и проанализировав ситуацию, студенту нужно будет ответить на ряд вопросов. И эти

вопросы независимо от того, откуда кейс взялся, нужно продумывать самому преподавателю. Необходимо, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали студента примерить эту ситуацию на себя.

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей самостоятельной образовательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве и проблемным методом обучения. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы, экспертам или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов. Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельность.

В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как "мозговой штурм".

Проекты могут проводиться с использованием электронной почты, в виде телеконференций или Web-квестов. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта [5-7].

Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: педагог -обучающийся, обучающий-обучающийся. При этом педагог и обучающийся - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Использование интерактивного обучения реализовывается путем применения фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных методов и игр, содействующих обучению умения дискутировать.

Выводы. Исходя из вышесказанного, на практике необходимо применять интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу. Собственно интерактивные методы дозволяют создавать учебную среду, в котором практика и теория приобретаются одновременно, а это дает возможность обучающимся, формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс образуется так, что обучающийся, ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; получают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью разнообразных средств; учатся сотрудничеству.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н. Формирование проектно-исследовательской культуры будущих бакалавров в условиях вуза. // Материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций: «Профессиональное и профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы». -Махачкала: «ДГПУ», 2017. С. 64-69.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки будущего преподавателя профессионального обучения к педагогическим инновациям. // Вестник Московского института государственного управления и права. - 2016. №15. С. 19-23.

3. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Теория и практика формирования общекультурной компетентности будущего педагога профессионального обучения. // Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции: Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях: проблемы и перспективы. Инженерно-педагогический институт. / Под редакцией Ф.Н. Алипхановой. - Махачкала: «ДГПУ», 2016. С. 20-26.

4. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография / Москва, 2017.

5. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: Коллективная монография / Москва, 2017.

6. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования // Kant. 2016. № 3 (20). С. 24-29.

7. Корчинский А.А., Петрова Н.П. Тенденции развития современного высшего профессионального образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 5 (37). С. 24-37.

8. Нагаева И.А. Технология оптимизации поиска учебной информации // Информатизация и связь. 2012. № 7. С. 5-7.

9. Нагаева И.А. Технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). С. 165.

10. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 5. С. 120-124.

11. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе- Ростов-на-Дону, 2016.

12. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1. С. 11-15.

Педагогика

УДК: 37.018.74

аспирант Медведь Ирина Валерьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» (г. Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен обобщенный анализ подходов к определению понятия «финансовая грамотность» с позиций экономической, социологической и педагогической наук. Предлагается вариант интеграции на уровне подходов к исследованию стихийно сформированной финансовой грамотности школьников. Обсуждаются подходы и принципы выявления и описания «слабых и сильных зон» финансовой грамотности школьников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, финансовое поведение, финансовые знания, умения, навыки, финансовые установки, финансовое просвещение, финансовое образование, финансовая компетентность.

Annotation. The article presents a generalized analysis of approaches to the définition of the concept "financial literacy" from the standpoint of economic, sociological and pedagogical sciences. The variant of integration at the level of approaches to the study of spontaneously formed financial literacy of pupils is proposed. The approaches and principles of the identification and description of "weak and strong zones" of pupils' financial literacy are discussed.

Keywords: financial literacy, financial culture, financial behavior, financial knowledges, skills, financial institutions, financial education, financial competence.

Введение. Общеобразовательная школа — это важнейшее промежуточное звено в цепи передачи общественного опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения подрастающему поколению. Школу без преувеличения можно назвать кузницей будущего. С одной стороны, школа как общественный институт является своеобразным зеркалом живого общественного организма, с другой — школа является мощнейшим инструментом влияния на формирование качеств личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. С этой точки зрения, можно рассматривать школу как инструмент исполнения государственного и социального заказа, создающий условия развития страны. Обобщая сказанное выше, можно отметить, что современная школа «содержит в себе» и проблему формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.

Формулировка цели статьи. В статье, посвященной исследованию финансовой грамотности как проблемы образования, мы сделали попытку аргументированно доказать, что на сегодняшний день задача формирования финансовой грамотности школьников напрямую системой образования России не решается. На основании анализа линии учебников по обществознанию для основной школы под редакцией Л.Н. Боголюбова для 5-11 классов мы показали, что экономические модули, содержащиеся в них, системно формируют у детей экономическое сознание, но задачи формирования финансовой грамотности в них не стоит. В учебниках по другим дисциплинам — истории, географии, литературе и т. д. — речи о финансовой грамотности детей не ведется. Таким образом, в учебных организациях, где преподавание обществознания осуществляется на основе учебников Л.Н. Боголюбова, формирование финансовой грамотности детей происходит вне образовательного процесса, то есть стихийно, под влиянием большого количества внешних факторов.

Наше исследование направлено на прояснение вопроса о том, каковы критерии оценки, позволяющие нам описывать фактическое состояние финансовой грамотности школьника. Подобный подход к решению проблемы финансовой грамотности, на наш взгляд, позволит нам описать «портрет современного ученика» в контексте его финансовой грамотности. Это позволит отбирать материал для образовательных программ по финансовой грамотности школьников адресно, прицельно, с учетом потребностей ребенка, основанных на его реальных финансовых практиках. С этой целью мы провели анализ подходов к исследованию финансовой грамотности со стороны разных наук, акцентирующих внимание на разных аспектах этого понятия. Подобный синтез различных научных подходов к определению существенных признаков финансовой грамотности позволил сформулировать критерии оценки «стихийной» или реальной финансовой грамотности школьников и их финансовых практик.

Таким образом, цель нашей статьи — с одной стороны, уточнить понятие финансовой грамотности для школьной аудитории, а с другой стороны, сформулировать критерии оценки финансовой грамотности, уже сформированной у школьников под влиянием семьи, школы, личного опыта и СМИ, с целью выявления «слабых зон».

Изложение основного материала статьи. Научный интерес к проблеме финансовой грамотности населения в мире возник в 90-х годах XX века [11]. В России тема финансовой грамотности стала актуальной в связи с переходом страны к рыночной модели развития экономики. На сегодняшний день можно условно разделить страны по отношению к проблеме финансовой грамотности населения на три группы. Первая группа — это страны с высокой степенью понимания значимости финансовой грамотности населения и масштабности финансового просвещения и образования: США (лидер развития финансового образования населения и решения проблем финансовой осведомленности на протяжении 12 лет), Великобритания, Франция, Германия, Канада, Сингапур, Новая Зеландия. Ко второй группе относятся страны с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.