Научная статья на тему 'Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка'

Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INTERACTIVE WHITEBOARD / INTERNET RESOURCES / INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ELECTRONIC PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чилингарян Марина Валентиновна

Статья посвящена вопросам организации урока английского языка с использованием информационно-образовательных технологий. Автор раскрывает возможности применения различных видов информационных технологий, таких как «Использование интернет-ресурсов», «Электронные проекты», «Презентации Mi-crosoft Power Point», «Использование интерактивной доски», с целью формирования у обучающихся информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чилингарян М. В. Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S12. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76148.htm.

ART 76148 УДК 372.881.1

Чилингарян Марина Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего и германского языкознания гуманитарного института филиала ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» в г. Северодвинске Архангельской области, г. Северодвинск [email protected]

Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации урока английского языка с использованием информационно-образовательных технологий. Автор раскрывает возможности применения различных видов информационных технологий, таких как «(Использование интернет-ресурсов», «Электронные проекты», «Презентации Microsoft Power Point», «Использование интерактивной доски», с целью формирования у обучающихся информационной культуры.

Ключевые слова: информационно-образовательные технологии, интернет-ресурсы, электронные проекты, интерактивная доска.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития современного образования является его информатизация. В связи с этим, огромная роль в методике преподавания иностранного языка, в соответствии с ФГОС второго поколения, отводится разработке и внедрению в педагогическую практику современных образовательных технологий, которые позволят каждому обучающемуся повысить свой образовательный уровень по индивидуальной траектории.

Использование информационно-образовательных технологий в средней общеобразовательной школе становится основой для системы образования, так как они дают возможность не только совершенствовать методику усвоения возрастающего объема информации, но и ввести детальную оценку и самооценку процесса обучения, повысить самообразовательную активность ученика

В данной статье мы рассмотрим наиболее часто используемые информационно-образовательные технологии на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе с целью формирования у учащихся информационной культуры.

1. Использование интернет-ресурсов. В настоящее время поиск информации все больше и больше осуществляется с помощью мировой сети Интернет. Возможности применения интернет-ресурсов огромны. При использовании глобальная сети Интернет учителям и обучающимся предоставляется возможность получить информацию, находящуюся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т. д. Интернет как информационная система обладает многообразием информационных ресурсов и услуг, таких как электронная почта (e-mail); телеконференции (usenet) и видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Google, Yandex, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat) [1, с. 9].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чилингарян М. В. Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S12. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76148.htm.

Одним из эффективных средств, помогающий учащимся найти нужную информацию и выполнить задание, является аннотированный каталог интернет-ресурсов. Данный каталог учителю необходимо составить перед началом изучения темы или непосредственно перед уроком.

Краткость и содержательность аннотаций, позволяющих быстро выбрать ссылку для поиска необходимой информации или выполнения задания, основное требование к его составлению. Аннотированный список удобно представить в виде таблицы, созданной в текстовом редакторе Word:

Название ресурса Электронный адрес ресурса Краткая аннотация содержания ресурса Оценка полезности ресурса

«Christmas in Great Britain» http://www. alleng.ru/engl -top/126.htm краткая характеристика рождественских традиций в Великобритании поможет в заполнении таблицы (2 столбик)

Однако существует ряд требований, которые учитель должен учесть в ходе составления аннотированного каталога и при работе с ним:

- все электронные адреса необходимо проверить на работоспособность за день до начала урока, так как срок доступа к данному ресурсу может истечь,

- на выбранных сайтах не должно быть посторонней рекламы,

- количество выбранных для урока ресурсов должно соответствовать возрасту обучающихся (в 5-6-х классах достаточно 3-5 ресурсов, в 9-11-х классах количество адресов может достигать 10 и более, также учащимся можно предложить самим дополнить список). Большое количество ресурсов рекомендуется классифицировать по типам или тематическому содержанию для удобства их выбора учениками [2, с. 467].

Использование ресурсов сети Интернет на уроке, как правило, является нестандартной, необычной и увлекательной формой работы для обучающихся. Поэтому подобный урок требует скрупулезного планирования и продумывания видов деятельности учащихся в ходе занятия.

2. Электронные проекты - это самостоятельно планируемая и реализуемая обучающимися работа на основе мультимедиа-технологий, обладающая большим потенциалом для развития информационной культуры школьников.

Метод проектной деятельности дает возможность школьникам сосредоточиться не только на изучении языка, но и подразумевает осуществление исследовательской деятельности с целью создания готового продукта, подразумевающего решение проблемы на иностранном языке. Создание проекта представляет собой поиск информации в предложенных или самостоятельно найденных или отобранных источниках, ее анализ, обработку, создание проектного продукта и представление его другим участникам процесса обучения [3].

В ходе создания электронного проекта школьники работают с текстовым, графическим редактором, с программой Power Point, осуществляют поиск необходимой информации в интернете и в электронных энциклопедиях, что способствует формированию их информационной культуры.

Учителю следует всегда помнить, что в процессе выполнения обучающимися проектов, педагог должен консультировать, наблюдать за ходом работы учащихся, оказывать помощь отдельным ребятам, поддерживать рабочую обстановку в классе, оценивать творческую деятельность на каждом этапе.

Одним из важных этапов осуществления проекта является его презентация. Педагогу необходимо ознакомить детей с требованиями, предъявляемыми к презентации проекта. К ним относятся умения кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чилингарян М. В. Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S12. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76148.htm.

10-12 минут) предоставить информацию, разработанную в проекте, а также ответить на вопросы. Очень важно, чтобы учащиеся продемонстрировали наглядный материал, изготовлению которого должна быть посвящена значительная часть времени.

3. Презентации Microsoft Power Point. Сегодня уроки с использованием презентаций дополняют традиционное обучение иностранным языкам.

В арсенале программы Power Point для создания мультимедиа презентаций имеется необходимый набор инструментов для эффективного представления учебного материала. Среди них самыми значимыми являются инструменты, позволяющие:

- показать необходимые правила изложения темы (настройка действия, управляющие кнопки, смена слайдов);

- предъявить информацию отдельными фрагментами (анимация объектов);

- представить дополнительный учебный материал для продвинутых или слабо успевающих учащихся (гипертекст, звук, графика, видео);

- создать на уроке эмоциональную атмосферу (оформление презентации).

С помощью программы Microsoft Producer, которая встроена в Microsoft Power Point, учитель и обучающиеся могут создавать мультимедийные презентации с синхронизированными слайдами, изображениями, аудио и видео материалов с демонстрацией через сеть Интернет. Для работы с изображениями следует используются графические редакторы Adobe Photoshop и CorelDraw. Анимационные изображения создаются на основе Flash-технологии (Macromedia Flash). Текстовый материал традиционно оформляется в текстовом редакторе Microsoft Word.

Методически грамотно сделанная презентация привлекает внимание учеников. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Чрезмерный акцент на внешней привлекательности наглядности может снизить эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы форма подачи материала способствовала активизации деятельности школьников по освоению содержания, заложенного в опоре.

4. Использование интерактивной доски. Функции интерактивных досок, основанных на разных технологиях, и их программное обеспечение отличаются и далеко не совершенны. Однако на сегодняшний день создана универсальная программа Smart Notebook, которая создана для любой интерактивной доски.

С помощью этой программы учитель без лишних усилий и качественно сможет предварительно подготовить материал, который будет в дальнейшем использован на интерактивной доске. Это одна из самых простых программ в управлении, имеющая простой и удобный русскоязычный интерфейс и является «сценой», на которой подготовленные материалы учитель презентует ученикам.

Интерактивные доски позволяют учащимся работать в более быстром режиме при восприятии, обработке и передачи информации, чем при использовании стандартных средств. Также учитель может вносить простые и быстрые поправки в имеющийся методический материал непосредственно в ходе урока, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке [4, с. 46].

Занятия, проводимые с использованием интерактивной доски, гораздо интереснее и увлекательнее, благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, а также учитель или сам учащийся имеет возможность прямо на уроке найти необходимую информацию во встроенных free-энциклопедиях или в сети Интернет, обработать ее и вывести на экран интерактивной доски.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чилингарян М. В. Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S12. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76148.htm.

Интерактивная доска имеет преимущества для учителя и обучающихся. Она сочетает разные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические, позволяет сделать обучение более наглядным. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть видеосюжеты, содержащие лексический или грамматический материал, также имеют возможность взаимодействовать с предметами физически, передвигая буквы, картинки, рисовать стрелочки, соединять части предметов друг с другом. Тем самым ученики отрабатывают изученный на уроке материал и усваивают информацию быстрее [4, с. 49].

Ученики становятся активными участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями, они могут работать в интерактивном режиме: активно участвовать в работе на уроке, возрастает их заинтересованность и сосредоточенность. Дети получают уникальную свободу работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником. Дети увлечены бесчисленными интерактивными возможностями, они испытывают чувство достижения успеха и гордости за себя. Благодаря интерактивной доске повышается мотивация детей к обучению. Процесс погружения в языковую среду становится легче. Творческий характер заданий, созданных с помощью интерактивной доски, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических структур, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Дети могут учить английский язык, играя [4, с. 47].

Разнообразная цветовая палитра, доступная на интерактивной доске, позволяет учителю выделять и акцентировать внимание на важных объектах и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.

Таким образом, при комплексном использовании информационно-образовательных технологий реализуются все потенциалы личности обучающихся - познавательный, интеллектуальный, эмоциональный, моральный, нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический. Как следствие, дети умеют и стремятся самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения проблем различного уровня; критически мыслить, видеть проблемы и искать оптимальные пути их решения; понимать, где и каким образом их знания могут быть применены в окружающей их действительности; грамотно работать с информацией, то есть уметь собирать факты, анализировать их, делать обобщения, аргументированные выводы, сопоставлять информацию, устанавливать закономерности; быть коммуникабельными, контактными и делиться информацией друг с другом; уметь отстаивать свое мнение.

Ссылки на источники

1. Jonassen D. H., Carr C. and Yueh H. P. Computers as mind tools for engaging learners in critical thinking // Tech Trends. - 2008. - Vol. 43. - № 2. - P. 2-10.

2. Wolford C. L., Vanneman Y. Business Communication. - The Dryden Press. A Harcourt Brace Jovanivitch College Publisher, Inc., 1992. - 581 p.

3. Денисова Т. Л. К вопросу об эффективном использовании электронных презентаций в учебном процессе // Материалы интернет-конференции «Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством профессионального образования». - URL: http://ckpom.portalspo.ru/konf2_3.php.

4. Корчажкина О. М. Специфика применения интерактивной доски на уроках иностранного языка при выполнении творческих заданий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 45-49.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чилингарян М. В. Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S12. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76148.htm.

Marina Chilingaryan,

Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of General and German linguistics chair in the Institute of Humanities, branch of the Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov in the town of Severodvinsk, Archangelsk Region, Severodvinsk [email protected]

The use of information and educational technology in the English language

Abstract. The article is devoted to the organization of the English lesson with the use of information and educational technology. The author of the aperture et of the ability to use various types of information technologies, the such as "the Use of Internet resources," "Electronic projects", "Presen. Microsoft Power Point", "Using interactive whiteboards" with the aim of developing students ' information culture. Key words: information educational technologies, Internet resources, electronic projects, interactive whiteboard.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 12.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 14.06.16 Опубликована Published 30.06.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Чилингарян М. В., 2016

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.